Капитуляция в идеологии

 

 
 
          В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ ПРЕДПОЧИТАЕМ КАПИТУЛЯЦИЮ

В новогоднюю ночь каждый житель Союзного государства невольно задавался вопросом – что год грядущий нам готовит?

Обезумевший Трамп вызывает большие опасения, когда внутренние события в России и Белоруссии далеки от нормального. Нет симфонии власти и народа.  Путин, как и народ России и Белоруссии, правильно возлагает надежду на участников СВО. Но при этом может быть допущена ошибка 37-го года, когда не до конца была обезврежена верхушка оппозиции, ярым представителем которой был Н.Хрущёв.

Например, командующий Белорусским военным округом Г.Павлов заслуженно стал героем за борьбу с фашистами в Испании. И не был он предателем, но натворил больше чем предатель. Поэтому его покровители его быстренько и расстреляли. Одним из его покровителей был Пономаренко, который в Великую Отечественную войну натворил бед не меньше Павлова, что даже Патоличев, Мазуров и Машеров оказались бессильны, чтобы написать правдивую историю Великой Отечественной войны на территории Белоруссии.

У Пономаренко и Маленкова жёны были сестрами, хотя и имели разные фамилии.

Свежий пример. Зачем ездил Рогозин Д.О. на Донбасс отмечать свой день рождения в ресторане, за который «заплатил» не одной десяткой не рядовых солдат? Сколько он «породил» сирот? 

Машеров подготовил себе достойную замену – Бровикова Владимира Игнатьевича,
который был сильнее всех  предыдущих Первых секретарей компартии Белоруссии и по образования, и компетенции, и в твердости  выполнения поставленных задач, но пришедшим сменщикам Машерова «Кремлём» была поставлена задача – повсеместно освободить коридоры власти  от промашеровских кадров. Их первой жертвой стал Бровиков, который  всегда имел свою собственную точку зрения, даже если она отличалась от общепринятой или той, которой придерживалось начальство или большинство. За это его ценило руководство республики.  Будь Бровиков главой республики – не произошло бы беловежское предательство. И это не проста слова, а реальные поступки Бровикова.

На февральском и мартовском 1990 года Пленумах ЦК КПСС он подверг резкой критике политику М.С. Горбачёва. Вот только некоторые цитаты его выступления,  пониженному  до посла в Польше к этому времени. Содержание их актуально и сегодня:

«Общество, видите ли, насытившись демократией, не лучшей жизни ждет сейчас, а буквально измаялось без поста президента»

«Решился, товарищи, на это выступление потому, что считаю необходимым наконец-то отказаться еще от одного принесшего нам немало бед в прошлом порока, когда мы своих высших руководителей со всей смелостью и отвагой критиковали лишь после их физической или политической смерти. Почти убежден, что все, кого касается моя сегодняшняя критика, так же как и те, кто по старинке еще занимается подхалимажем, тут же отнесут меня к «бетону». У нас ведь принято уже, что в «перестройщики» зачисляются те, кто подпевает, а те, кто критикует, нарекаются консерваторами».

«Стало модным списывать все наши грехи на «проклятое прошлое». А мы-то уже давно расхлёбываем не суточные щи вчерашнего застоя, а кашу, заваренную сегодня, из продуктов перестройки. Вся наша трагедия сегодня в том, что по-прежнему мы никак не можем отказаться от единоличной власти в государстве и партии. Часто руководим по наитию, некомпетентно, недальновидно, заботясь не о благе Отечества, а о других, может быть, больше личных амбициях.»

«За провалы решений ХХVII съезда должны нести ответственность ЦК и его Политбюро, местные партийные органы. Должны лично отвечать не только товарищ Лигачев, но и Горбачев, Медведев, Слюньков, Яковлев, Лукъянов».

Трусливое большинство участников Пленумов не поддержало Бровикова. Расправились не только с ним, но и с членами семьи -  пережил он и две личные трагедии. Один его сын, оперативный работник КГБ СССР, в результате подстроенной уголовной провокации   оказался в тюрьме, другой – покончил жизнь самоубийством.

В печати и Интернете можно встретить воспоминания некоторых участников этих Пленумов, которые в политической битве имя «Матросова» даже не вспоминают. Хотя бы извинились перед светлой памятью Бровикова Владимира Игнатьевича

Как злободневны проблемы, озвученные Бровиковым.

Почему я об этом пишу?

Ниже прилагаю «Аналитическую записку», которую направлял, в  первую очередь, в Министерство образования России, в 2016 году, как только его возглавила профессионал - Васильева О.Ю.,  а затем Президентам России и Белоруссии. Выложил её в более подробным освещении озвученных проблем в Интернете. Ответа не получил ни от одного адресата, если не считать, что Васильеву почему-то «сослали» в почётную ссылку возглавлять Академию образования, а меня к этому времени уже лишили возможности заниматься профессиональной деятельностью, смешав с грязью в печати как официальной, даже в университетской, в котором я работал уже проректором, оппозиционной и оппозиционной.

Будущность России и Белоруссии решается не на украинском поле боя, а за школьной партой. Горячая война скоро закончится, но война идеологическая, которая исторически для нас является «ахиллесовой пятой», будет только нарастать, обогащаясь новыми приёмами, но об этом разговор должен идти не в открытой печати.

Я не вижу в идеологическом сегменте государственной деятельности наших государств специалистов типа Белоусова или Хинштейна, преобладают Молчалины.

Власть должна хотя бы выслушать Чацких (исторический опыт показывает, что Россия процветала в те исторические периоды, когда власть первой делала шаги, чтобы  найти общий язык с интеллигенцией), чтобы избежать повторных Майданов или новой войны,   а не бить их кувалдой по голове. Для этого она должна освободиться, как пишет Александр Проханов, от  «множество негодяев и воров, сидящих пока в чиновничьих креслах» и  продолжают обманывать Президентов наших стран. Вот один из примеров, который привела 26 февраля 2021 года  главная государственная газета: «Алексей Камай: проще безумно провоцировать людей на негативные противоправные действия, чем разбираться в сущности ситуации»
«Ходатайство  об установлении  в Беларуси Дня партизана и подпольщика. на имя Президента было направлено в канун 75-летия Победы. Его подписали более десяти человек. Среди них бывшие руководители ЦК Компартии Беларуси, Совета Министров, ветераны Великой Отечественной войны, партизанского движения в Беларуси и ваш покорный слуга. К сожалению, к Главе государства этот документ по разным причинам так и не попал».(«СБ Беларусь сегодня» 26 февраля 2021).

Об опасности приоритета материального  над духовным, чем сегодня. болеет человечество, предупреждал Фидель Кастро в беседе с титаном мысли академиком Юрием Овчинниковым в 1985 году: «Фидель Кастро делился размышлениями о том, что реализация задач социалистического проекта путём роста материального достатка сама по себе ещё не делает людей счастливыми, так как такой рост- без обогащения духовной сферы человека - незаметно деформирует, обедняет шкалу ценностей. Между двумя одинаково важными процессами может даже возникнуть антагонизм. В теории социализма формально эта проблема была сформулирована, но совершенно не разработана. Фидель Кастро пришёл к выводу о необходимости принципиального увеличения «инвестиций в человека», расширения возможностей участия в деятельности, приносящей духовное удовлетворение. (Сергей Батчиков «Титан советской науки», «Завтра», 3 апреля 2019 год).

Фидель Кастро, для которого принцип справедливости и доступности были главными принципами в его деятельности, уже в первый раз по приезде в  СССР в апреля  1963 года возмутился и отчитал публично советское руководство за желание обмануть,  показывая  ему Потемкинские деревни: «Я хочу выступить с критикой с позиции друга. Зачем вы устраиваете показуху, встречая меня, вашего искреннего товарища и гостя? Вы много вещей делаете в приказном порядке. Вы прокладываете метро, а приостановили столь важные работы из-за меня, лишь бы проехал кортеж. Я не гордый и мог бы поехать в объезд. Зачем устраивать бутафорию, тем более я понимаю, что Ленинград — город-мученик, только-только восстанавливающийся после ран, нанесенных войной. Вы принимаете меня как арабского шейха. Так друзей не принимают".

Этот эпизод стал настоящей пощечиной как для ленинградского обкома партии, так и
для руководства СССР.

В 2004 году на заседании правительства приглашенный туда Сергей Капица неожиданно выступил с шоковым для властей заявлением, которое после старались не афишировать: «Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы, наконец, пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берет в руки книгу… Если вы и дальше будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Вам будет проще этой страной править, у нее будет легче высасывать природные богатства, но будущего у такой страны нет». К концу жизни Сергей Петрович переосмыслил многое, о чем говорят разбросанные по его интервью горькие размышления: «С моей точки зрения, происходит распад сознания общества»; «Жить так, как мы сейчас живем, без веры в будущее, когда кратковременные интересы перекрывают более далекие и существенные задачи общества, нельзя. Такое общество будет просто вытеснено другими». А вот — о том общественном институте, которому он отдал большую часть жизни: «Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчиненная антиобщественным интересам. С экрана идет лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами — воровством, насилием, обманом!»… Разве мы могли бы выиграть Великую Отечественную войну с таким телевидением?!» Он все чаще с ностальгией вспоминал научную, просветительскую и культурную политику, проводившуюся в СССР. При этом как человек разумный понимал невозможность возврата в прошлое, но с тревогой предупреждал современников: «Культуру надо насаждать! Даже силой… Иначе нас всех ждет крах».( «Свой», № 2,2018)

                ***

Направил свой вопрос Путину для прямой линии, которая состоялась 19 декабря 2024, года по обычному каналу связи, а по озвученному каналу принимали вопросы только от жителей России. Мой вопрос и ответ на него также ниже.

В Могилеве на средства Союзного государства возводился музей «Буйничское поле»,
рассказывающий про оборону Могилёва. Была озвучено согласованная с Президентом  предполагаемая экспозиция музея, которую я подверг критике в размещенной в Интернете статье «Станет ли Буйничское поле музеем Памяти???». Созданная комиссия по формированию и наполнению экспозиции не смогла опровергнуть ни единого моего суждения.

И вдруг узнаю, что возводится ударными темпами  музей «Славы Могилёвской
области» с не разглашаемой его экспозицией. Может случиться, как это уже имеет место, что будет музей с прославлением и фашистских прислужников.
В Белоруссии так зачищено поле Русского мира, что нет возможности для
сопротивления разгулу пятой колонны в области идеологии. Не находим мы поддержки и в России.

                ***
              Уважаемый Владимир Владимирович!

Вопрос. Готова ли Администрация Президента принять предложения, изложенных ниже,
по улучшению идеологической и патриотической работы со всеми слоями населения в масштабах России и оказать помощь в их реализации ?

Мировая цивилизация находится в глубочайшем глобальном системном кризисе, цена которому – быть или не быть человечеству. Западные страны во главе с США полагают, что для преодоления данного кризиса следует сократить население планеты до одного миллиарда человек. В первую очередь, по их мнению, должны исчезнуть страны богатые природными ресурсами, а также «недоразвитые» страны, которых определят они.

Не явилась исключением и нынешняя СВО. Не следует забывать руководству России, а главное Белоруссии, в которой пятая колонна ещё имеет силу и стремиться осуществить украинский вариант. Многое они добились по медицинской части (страну посадили на таблетки, и мы превращаемся в страну инвалидов), в образовании – учёба вместо радостной превратилась в здоровье разрушающую духовно и физически.

Серия серьёзных преступных происшествий в Сибири, в том числе в учебных заведениях, взбудоражило общественность, но нет серьёзного аналитического анализа причин, почва для которых создавалась давно и активизировалась с момента попыток создания самостоятельной майдановской Уральской республики, инициатором которой был креатура Ельцина, немец по национальности.  «Уральский Махно» даже заимел собственную валюту, что заставило на время протрезветь и Ельцину.

В России назревает новая проблема, которая будет только обостряться с каждым днем. Это, в первую очередь. ветераны СВО и дети, которые проживали  на территории бывшей Украины, которая отойдёт к России. Ветераны боевых действий защищают   духовно больную Россию, в которой тыл балдеет, развлекается. Ветеранов СВО может постигнуть судьба афганцев, которых, например, в Белоруссии, в мирное время спилось, покончили жизнь самоубийством, ушли в криминал  больше, чем погибло на войне, а детей – судьба малолетних узников фашизма.
К работе с новой категорией ветеранов и детей  не готовы ни медицина, ни чиновники, ни система образования, ни общество, ни семья.

Не удается поднять в России эти вопросы ни на высшем уровне, ни на местном. В лучшем случае получаю отписки с приложением какого-то отчёта с констатацией
прекрасного состояния патриотического воспитания молодёжи и нотацией, что я обратился не по адресу.

Предложения. Имея большой опыт  идеологической работы с населением и проблемными студентами, а также в  работе по адаптации афганцев (в родном Чаусском районе, в котором у меня был хороший контакт с руководством, все афганцы приобрели специальность и без проблем продолжали трудиться.), строил «Школу радости», с опытом работы с которой приезжали знакомиться делегации со всех регионов Советского Союза (об этом писали СМИ и сейчас по этим вопросам на сервере www.proza.ru/avtor/martynov  мной выложено 66 статей), но пятая колонна  продолжает иметь большую силу в Белоруссии и может создать ещё раз  очаг напряжённости для России.

В Беларуси выдержал три судебных процесса с оппозицией и грозятся новыми родственники липовых героев войны, лишился должности проректора, а затем и преподавателя. 

Я готов предоставить свой опыт и все накопленные методические пособия и материалы России, чтобы сделать определённую область полигоном в Союзном государстве по распространению опыта постановки идеологической и патриотической
работы, значительному улучшения школьного климата и результатов в учёбе.
Лучше всего подходит Смоленская область, в которой меня знает писательская организация (участвуют в ежегодных  «Симоновских чтениях» в Могилеве )  и начальник информационно-аналитического управления аппарата Смоленской областной Думы, заместитель Секретаря Смоленского регионального отделения партии «Единая Россия» по агитационно-пропагандистской работе Толтоус Олег Иванович, который неоднократно присутствовал на проводимых мной мероприятиях Он знаком со многими моими материалами.

Что требуется?

Администрация Президента должна  взять данную работу под свой контроль и наделить губернатора всеми полномочиями решать лично все возникающие организационные проблемы, чтобы не терять времени на всевозможные согласования и разрешения, и с нового учебного года начать работу.

С уважением

заместитель председателя городского «Русского общества», член Центрального
совета  Международного союза бывших малолетних узников фашизма  (курирую вопросы
патриотического воспитания молодёжи) Мартынов Иван Иванович

Награждён

 Золотыми часами Председателем Московской областной Думы.
Памятной Грамотой   и Благодарственным письмом  «Фонда памяти полководцев Победы».
Памятной медалью  «Непокорённые» Российским союзом несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Почетным знаком Российского союза ветеранов.
Медалью «75 лет Курской битвы»
Памятным знаком «За волю к Победе» союзом фронтовиков г. Москвы.
 И другие поощрения.

Оперативно 26 октября получил ответ на предложения (оказывается, что их нет???), для реализации которых не требуется никаких финансовых средств,


АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
МАРТЫНОВУ И.И.
И ОРГАНИЗАЦИЙ

Ваше сообщение, поступившее на имя Президента Российской Федерации 16.12.2024 г. В форме электронного документа и зарегистрированное 16.12.2024 г. За №
НО-1432811, рассмотрено.

Информируем, что обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона обращением гражданина является

направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона в тексте письменного обращения излагается суть предложения, заявления или жалобы. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин вправе приложить к письменному обращению необходимые документы и материалы либо их копии (часть 2 статьи 7 Закона). Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом, к которому гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы в электронной форме (часть 3 статьи 7 Закона).

Текст Вашего сообщения, поступивший на имя Президента Российской Федерации в форме электронного документа, не содержит предложения, заявления или жалобы, а
содержит только ссылку на приложение (файл вложение), поэтому он не подлежит
рассмотрению в порядке, установленном Законом.

Заместитель начальника Управления                А.Гулий

                ***

                АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Наконец-то, в России появился министр образования, которого благосклонно приняла педагогическая общественность. Но сможете ли вы оправдать появившуюся у учителей надежду? Не придётся ли вам сражаться с ветряными мельницами? Вопросы не праздные.  Кризис системы образования носит обширный и глубокий системный характер, и нет подготовленных кадров для его устранения, от советского пирога остались малые крохи.

Это во-первых.

А во-вторых, прежние министры образования, громившие систему образования, ушли на «повышенный оклад», некоторые чиновники обзавелись академическими званиями.   Кто ваша опора, и понимаете ли вы в деталях всю трагедию, в которую ввергли систему образования? Сможете ли проранжировать очерёдность задач?

Может быть, вы обратите внимание на советы педагога, бывшего проректора
педагогического университета, который создавал Школу Радости, с опытом которой приезжали знакомиться со всех уголков Советского Союза, даже с Дальнего Востока после появления публикации в газете (для информации прилагаю: «ЧЕТВЕРТАЯ ВСТРЕЧА», Учительская газета, Москва, 7.11.89).

 Наши наработки прошли экспериментальную проверку в экспериментальных школах Академии педнаук СССР в г. Черноголовка.  В это трудно поверить, вначале и приезжающие делегации так думали или полагали, что уроки отрепетированы. Но когда мы им предлагали побеседовать с учениками по своему выбору, а среди них были два ученика 5-го класса, которых хотели отправить во вспомогательную школу, то впечатление у них было неописуемое. Но деструктивные силы Белоруссии и России, которые рушили Советский Союз, не были заинтересованы в сильной системе образования.  Комплекс был закрыт, а против учителей и руководства начались репрессии, были сняты с производства подготовленные нами публикации пособий. Как известно, подготовка к разрушению Советского Союза началась с разрушения образования и Института семьи ещё при Хрущеве.

Следует выделить первоочередные задачи. А это.

Остановить бездумное закрытие сельских школ. Как только это происходит – село исчезает само  собой. Село было, есть и будет становым хребтом государства.

Вузы могут функционировать и автономно, а вот средняя школа не выдержит. Ей и следует уделить повышенное внимание, особенно начальной школе и дошкольному воспитанию. 

Общеизвестно, за первые шесть лет ребёнок усваивает такой же объём информации, как и за всю оставшуюся жизнь. Этот период жизни ребёнка мы упустили, а к разрушению семейного уклада подключились работники министерства. В Белоруссии, где положение несколько лучше, ведущие сотрудники Министерства образования под видом полового просвещения культивировали половое развращение. Поэтому особое внимание следует обратить на повышения качества подготовки работников дошкольного воспитания и учителей начальных классов. Для подъема экономики нужны образованные кадры, высокий уровень математической культуры общества, каким он был в советское время. Разрушение математической советской школы было осуществлено прозападными силами в Академии педнаук и ЦК КПСС, щедро оплачено. О могуществе этих сил можно только предполагать, если даже Министерство просвещения России и Академия наук СССР оказалась перед этими силами  бессильны.

Приведу красноречивые примеры.

Академик Понтрягин А.С. был исключен из состава ряда международных научных обществ и организаций за то, что, будучи членом Исполкома, он упорно сопротивлялся давлению международного сил, стремившихся  усилить свое влияние на деятельность Международного союза математиков. И этим вызвал озлобление  против себя этих сил и Кремля. Аналогичная история с попыткой исключить из ряда Международных академий и научных организаций академика Шафаревича И.Р., который показал, что насаждаемая алгебраизация школьного курса математики по своим последствиям опаснее татаро-монгольского ига.

 Академик Арнольд В.И. предупреждал о последствиях построения  школьного   курса математики на вузовской – аксиоматической основе: «Произойдет один Чернобыль за другим, и, соответственно, будут тонуть подводные лодки, и, соответственно, башни вроде Пизанской и Останкинской будут падать». Он отстаивал, как один из путей восстановления школьной математической культуры – возвращение к учебникам Киселёва, как это происходит в Китае, Японии, Сингапуре и др. странах. Но, пытаясь показать эту истину на примитивных примерах 22 октября 2002 года на заседании Комитета Государственной Думы по образованию, был прерван председательствующим на заседании: «У нас не Академия наук, где можно отстаивать истины, а Государственная Дума, где всё основано на том, что у разных людей по разным вопросам разные мнения».

О степени деградации математической культуры свидетельствует  выразительный пример. Как армия чиновников, готовящих речи для Президента Путина, могла допустить три математических школьных ошибки в одном предложении с двумя числами? Цитирую: «Средний возраст участников - от 40 лет до 23 лет, самому молодому -  23 года.» (Выступление Президента России В.В.Путина перед финалистами конкурса «Учитель года России – 2006 года», которое состоялось в Кремле 5 октября 2006 года. «Воспитание школьников», № 1, 2007 г., С.-15).

 Средний возраст определенной группы людей есть конкретное число, но только не интервал. Далее, числовой интервал называют от меньшего числа к большему. Да и не может возраст младшего участника совпадать со средним значением. Такое имеет место для одногодок, но в таких группах нет младшего.

Роль математики образно выразил английский методист Дж. Юнг: «Вы намерены быть юристом? Как предполагаете разобрать сложный юридический случай, раз вы не в состоянии проанализировать простое геометрическое предложение? Вы изучаете историю? Но как определите влияние Наполеона на мировое развитие, если вы не в состоянии определить влияние коэффициентов в простом алгебраическом соотношении? Вы филолог? Но как переведёте вы художественное произведение с его мириадою оттенков, значений, выражений, если вы не в состоянии перевести пустячной задачи на язык математических символов! Вы предполагаете быть врачом? Но как поставите диагноз, как выделите болезнь среди сложных, сбивчивых и тёмных её симптомов, если у вас нет способностей, необходимых для диагноза или для исключения названной величины из алгебраического уравнения?»

Несостоятельны попытки обосновать предложения, что математика не всем нужна, а только избранным, ссылаясь на Пушкина, который, дескать, был не в ладах с математикой. В действительности, Пушкин был не в ладах не с математикой, а с учителем математики, который не разглядел своеобразия ума поэта.
Пушкин так досконально знал историю математики, что написал научную математическую работу «Форма цифров арабских». (Пушкин А.С.,СС в 10т., т. 7, М., 1976, с. -175). Он высказал гениальную догадку, что в основе их начертания лежат геометрические фигуры.

Неудивительно, что данный факт ставит в тупик сторонников мнения о слабой
математической подготовке Пушкина. Это объяснимо, так как указанную статью в
избранные произведения Пушкина не включают. Её можно найти только в
академических изданиях собраний сочинений поэта.

Дар математический у Пушкина был не ниже дара литературного. Он не прост знал, а
чувствовал математику, как литературу и историю. А это особый редкий дар. Литературоведы отвергали подлинность и древность единственного в ту пору памятника древней русской поэзии «Слово о полку Игореве» (Пушкин знал его наизусть). В продолжительном споре с ними Пушкин во время посещения Московского университета в сентябре 1832 года (имеются многочисленные воспоминания студентов, слушателей спора)   показал величие и подлинность «Слова», близость его к народной поэзии.

Позднейшие исследования показали правоту Пушкина.

 Глубоко и широко изучая историю России, Украины, Белоруссии и других восточно-славянских государств, Пушкин проработал многие статистические исследования,
издававшиеся не только в России, но и за рубежом. Для их понимания требовался высокий уровень математической подготовки. А чтобы эти знания вылились в поэтические строчки дар поэтический и дар математический должны были быть одновременно высокого уровня.

Известно,  что Пушкин приобретал книги не для интерьера, а для углубления своих знаний. Он основательно изучал теорию вероятностей и теорию игр (как страстный карточный игрок), приобрёл за большие деньги сугубо математический учебник одного из основоположников теории вероятностей  Лапласа и астронома Джона Гершеля. Мог ли этим заниматься человек, который был не в ладах с математикой? А тем более писать статьи на математические темы.
Или ещё один факт. В первом номере пушкинского журнала «Современник» была напечатана статья одного из образованнейших людей своего времени П.Б.Козловского «Разбор парижского математического ежегодника на 1836 год» (всего им было подготовлено и опубликовано в журнале три популярные статьи по математике и физике).  Как могли в сугубо литературном журнала появиться математические статьи?  Даже вечером накануне дуэли на балу у графини Разумовской Пушкин просил Вяземского написать Козловскому и напомнить ему о его обещании прислать очередную статью для журнала.

К сожалению, исследования о высоком математическом таланте Пушкина встретили решительное сопротивление литераторов и литературоведов. Они сочли это как посягательство на славу Пушкина как поэта. Но только специалисты истории математики могут объяснить загадки многих произведений Пушкина, как, например, в романе «Евгений Онегин» - почему пропущенные строфы имеют двойную, а то и тройную нумерации и даже их расположение по главам, количество пропущенных строф и даже мистификацию с сожжённой десятой главой.   

Математика не только ум в порядок приводит, но и прививает полезные волевые качества, помогающие успешно учиться детям в школе, формирует интуитивное мышление. Вызывает озабоченность ухудшение языкового образования и речевого развития выпускников школы и вузов, что во многом обусловлено снижением математической культуры. Исследования показывают, что между успехами в овладении математикой и родным языком существует самая прочная корреляционная связь (Мартынов И.  «О школьных учебниках», Советская педагогика.,1982,№2, с.138-139).

Еще в 60-ые годы прошлого столетия видный экономист академик Струмилин показал теснейшую связь между образованием населения и приростом национального дохода. Было установлено, что 25% прироста ВВП было получено за счет повышения уровня образования. С каждым годом эта зависимость проявляется еще ярче. В настоящее время национальным богатством страны являются не полезные ископаемые, не средства производства, а уровень образованности населения, умные головы. По этой причине идет усиленная охота за мозгами. Неслучайно  поставлена задача: привлекать в Россию квалифицированных специалистов, как при Екатерине II, в первую очередь, из стран СНГ. Отсюда – «охота» за белорусскими лучшими учениками, которые после окончания российских и заграничных вузов домой  не возвратятся. Создается впечатление, что для наших чиновников главным является известный лозунг – после нас хоть потоп. Они больше озабочены, чтобы наши выпускники были востребованы за рубежом.

Последовавшее снижение уровня математической и языковой подготовки школьников в ответ на возмущение общественности списали на перегрузки и для ее ликвидации ввели в школу пятидневку, оставив шестидневку в гимназиях и лицеях, где на изучение математики и родного языка и так отводилось больше времени.

Это привело к снижению способности к обучаемости студентов в вузах. Надо уже вводить рабфаки, как в 20-ые годы прошлого столетия. А появление студентов-платников ещё больше обострило проблему.  В вузах стала процветать процентомания, чего не было даже во времена, когда страна решала проблему ликвидации неграмотности. Это говорит и о качестве преподавателей вузов. «Чтобы никаких дутых цифр успеваемости студентов, цифр для показа вузы не приводили, чтобы студенты, слабо подготовленные, ни при каких условиях на следующие курсы  не переводились. Пусть это внешним образом означает снижение процента переведенных с курса на курс. Фактически  это означает рост успеваемости  студентов, укрепление работы высшей  школы, повышение требовательности ее к самой себе» (Из директивы Наркомпроса «Какого инженера должны готовить наши вузы», 1928г.).

В 20-е годы прошлого столетия приоритет отдавался воспитанию и недооценивалось роль знаний. И это привело к печальным последствиям: как педагоги, так и общественность в целом отмечали слабое знание у молодежи.

Газета «Известия» писала в 1926 году, что из всех абитуриентов, сдававших письменный экзамен по литературе, только 6% поступивших сумели его выдержать. И здесь уместно вспомнить известные партийно-правительственные постановления 30-ых годов, которые были вызваны объективными причинами, когда отчетливо обнаружилась слабая подготовка школьной молодежи. (СП ,№4, 1990г.,с. 8).

 Что же делать? Мы делаем неучами детей уже в начальной школе. Могут ли дети полюбить математику, если даже у них математические задатки от природы, если ее не любят учителя? Незамедлительно следует повысить математическую культуру учителей начальной школы. Для этого математика и родной язык и литература должны стать основными предметами, а не вспомогательными, на педагогических факультетах и в начальной школе, каковыми они являлись в Российской империи и в советское время.

Почему такое произошло.

Идея – формировать логическое мышление едва ли не с детского сада – по своим последствиям страшнее атомной бомбы, он калечит всех, без разбора. Логическое мышление формируется стадиями, и переход на следующую стадию зависит не от качества преподавания, а определяется возрастом. Нынешние учебники опережают возрастную готовность детей на 2, а некоторые – на 3 стадии.

А как же быть с разным уровнем подготовки учеников?

 Дело в том, что усвоение информации имеет разные уровни. Это и следует учитывать. Учитель должен производить внутреннюю дифференциацию, а не внешнюю, как это имеет место повсеместно.

Чтобы было понятно, приведу конкретный пример из белорусских учебников для первоклассников (обучение у нас с шести лет). Детям сообщается, что Земля является планетой  солнечной системы, и что она вращается вокруг Солнца.

А что видит своими глазами ребёнок – Солнце ходит по небу. Это противоречие для ребёнка на языке медицины называется шизофренизацией ребёнка. Школьный процесс от первого класса до выпускного шизофренический. Казалось бы, давно известные истины, доказанные детской психологией, что благополучное развитие высших форм  мышления во многом определяется уровнем совершенствованности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

     Мы стремимся к тому, чтобы ум ребенка был хорошо наполненным, тогда как главная  наша задача – сделать его хорошо устроенным. Еще древние говорили, что «многознание не определяет развитие ума».

С ужасом смотрю на различные телевизионные Шоу, на которых на глазах восхищенных родителей  калечат детей, демонстрируя их не по возрасту способности.  Лучше засидеться на стадии наглядно-образного мышления, чем преждевременно переходит на следующую стадию мышления.

  Я не встречал ни в Белоруссии, ни в России соответствующих учебников. В России лучше всего соответствуют данным критериям Буквари под редакцией Горецкого и по математике Колягина, но на пути их в школу встали непреодолимые препятствия,  да и авторов нет уже в живых.

В нашей Школе радости особое внимание уделялось повышению уровня математической подготовки учителей. В начальной школе и в 5-7 классах они виртуозно владели приёмами устного счета и в глазах детей выглядели волшебниками, заражая детей красотой математических знаний. А теперь уже прочно укрепилась идея, что «В настоящее время значительно изменились  требования к вычислительной культуре современного человека. Все большая автоматизация вычислений привела к снижению роли арифметических расчетов, производимых в уме, на бумаге, на счетах. Тенденция механизации различного рода расчетов растет с каждым годом. Это отразилось и на школьном курсе математики. Прежде всего это выразилось в снижении уровня сложности выполняемых школьниками вычислений и выдвижении на первый план практически важных с этой точки зрения  вопросов (Г.Маслова, Л.Кузнецова, М.Леонтьева, «Совершенствование обучения математике.», Н.О., №7, 1976г., с 117-122).

Если рассуждать аналогичным образом, то следует снизить уровень занятий физкультурой, так как снижается с каждым годом роль простой физической силы.

Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, завидовал жене, которая прошла полный курс
обучения в начальной школе. В беседе сказал: «Так случилось, что он до четвертого класса не посещал школу – обучался на дому. Сейчас с высоты прожитых
лет считает это большой ошибкой. Считает, что отсутствие хорошей нормальной
школы самым отрицательным образом сказывается на нем: считает медленно, с натугой, нет автоматизма в счете, всегда боялся расчетов, не любил их. Считает, что писал мало сочинений.

Хорошая тренировка и тренинг могут, по-видимому, сделать достойного профессионала и из человека со средними способностями, который при других условиях будет лишь тянуть лямку, станет неудачником. («В нобелевские лауреаты –
без аттестата и диплома», УГ, №45, 2003г., с.19

В «Школе радости» мы подошли к такому рубежу, что уже  готовили  пособия, в
которых основные математические понятия   преподносились в сказочной форме,
причём сказки сочиняли дети.  Но нас «расстреляла» на взлёте команда чиновников во главе с бывшим министром образования Стражевым В.И.



                О ВОСПИТАНИИ

Трудно говорить о воспитании, когда окружающая среда, даже уже и семья
агрессивна по отношению к детям, когда потеряно чувство Родины в большом и узком
смысле слова. Может ли нынешний рабочий с гордостью сказать, как это было раньше, что это мой завод, фабрика, или учитель и ученик, что это моя школа, класс, парта, за которой я сидел. и т.д. Утерян статус, как коллективного органа, Педагогического Совета в школах, Учёного Совета в вузах. Следует вернуть их прежнее значение, а не превращать в инструктивное совещание при руководстве учреждения. Даже в самом название «Учреждение» всех учебных заведений звучит негативный  смысл, сознательно заложенный.

Также следует повысить защищённость директоров школ, ректоров вузов от произвола местных чиновников.

Симптомы неблагополучия с воспитанием молодёжи начали проявляться явно во времена Хрущева, об этом пытался достучаться до властных структур гений-педагог Сухомлинский В.А.. В письмах к сыну-студенту в 1966 году он писал: «Если, наконец, не возьмемся в школах по-настоящему за моральное воспитание, то добрая половина питомцев школ станут бандитами, насильниками, убийцами, хулиганами. Если присмотреться сейчас к жизни, страшно становится за судьбу молодого поколения.»

«В жизни вокруг нас – сотни тысяч молодых людей, для которых убить человека, надругаться над ним – все равно, что комара прихлопнуть.  Я уверен, будет еще
хуже, если в конце концов в школах не откажутся от болтовни о воспитании, от
политической трескотни о моральном кодексе и т.д. и т.п. и не займутся    настоящим моральным воспитанием.»

В условиях нарастания международной напряжённости недопустимы провалы в патриотическом воспитании. Недопустимы разъединение обучения и воспитания. В
среде молодёжи растёт интерес  к историческому прошлому страны, особенно к
событиям Великой Отечественной войны.

Что я предлагаю. Немного истории.

22 июня 2006 года в «Учительской газете» была напечатана моя статья «Война и
дети. Дети на войне. Почему забыли малолетних узников?» Эта тема истории Великой
Отечественной войны сознательно не разрабатывалась, но она очень благодатная для
проведения патриотических мероприятий. В Белоруссии такое положение в какой-то
степени понятно. Здесь слишком много лжегероев и лжеорганизаторов партизанского движения  во главе с бывшим секретарем компартии Белоруссии Пономаренко П.К.  Но почему в России молчат? Очевидно, боятся назвать кремлёвских покровителей (жёны Пономаренко и Маленкова были сёстрами).

Мы знаем численность Героев Советского Союза: мужчин, женщин, по национальностям, по краям и областям. Но не знаем численность детей-подростков (в возрасте 18 лет) Героев.  Считается, что их четверо. Среди них Зинаида Портнова, которой через три месяца после совершения подвига исполнилось бы 18лет, но не указан Олег Кошевой, который в 16 лет возглавил подпольную комсомольскую организацию «Молодая гвардия», а в семнадцать зверски замучен (от истязаний стал седым). Даже после появления моей статьи, в которой перечислено боле сорока новых фамилий, положение не изменилось. И это список неполный.

Дети рвались на фронт и с этой целью приписывали себе год, а то и два. Я
предлагал по каждому административному району перепроверить всех Героев
Советского Союза, заслуживших звания Героя в возрасте до 20 лет.

Вторая акция, которую я предлагал, и газета взяла её проведение под свою опеку, выделила для ведения рубрики «Ушли на фронт молодыми» специального корреспондента – Царегородцеву С.П.. В ходе проведения этой акции предполагалось по каждой средней школе, техникуме, вузе исследовать судьбу каждого выпускника 1941 года.  Большинство из них не вернулось  с фронта.  В редакцию хлынул поток писем. Я написал в Министерство образования России письмо с просьбой о помощи в проведении данной акции. Ответа не получил (Министерство образования Белоруссии отказалось в организации подобной акции в масштабах республики). Тогда я обратился к президенту ПутинуВ.В..       Через некоторое время мне по ФАКСу от Комитета по делам молодёжи поступило письмо  с просьбой – срочно прислать развёрнутую программу для  проведения данной акции в рамках Союзного государства в 2007 году.

Срочно выполняю просьбу и отправляю по ФАКСу и двум сообщенным мне электронным
адресам составленную программу. Судьба её неизвестна до сих пор.

Встретился с Царегородцевой я еще раз в Москве, мы осудили пути наполнения данной программы новыми пунктами. По неизвестным мне причинам, она вскоре ушла из редакции, но в газете эта рубрика продолжалась    год, а потом проведение её  продлили  на год, а затем ещё на один год. Итоги этой акции, как принято, не были подведены, скорее всего, не по вине редакции.
Остаётся актуальной данная акция.

В некоторых школа России проводится конкурс сочинений среди школьников по теме – Великая Отечественная война в моем роду. Она очень популярна среди школьников, при чём дети привлекли к её проведению своих родителей, дедушек. Я это хорошо знаю на примере своего внучатого племянника, который обучается в московской гимназии № 1512. Следует сделать данную акцию всероссийской.

Еще одну акцию можно организовать -  провести среди школьников России
разъяснительную работу по сбору средств (они должны их заработать) на сооружение памятника «Женщинам Великой Отечественной войны». Подвиг женщин, совершённый ими на войне, обширнее и выше подвига мужчин.     Эта тема также не разрабатывалась, были к этому и объективные причины. Как предупреждал женщин Михаил Иванович Калинин при вручении им в Кремле высоких наград сразу после окончания войны: «Не хвалитесь перед мужчинами своими наградами. Они вас не поймут.»

Чтобы не увеличивать размеры письма, приведу только один пример. Моё предложение по проведению такой акции в Белоруссии было заблокировано руководством,
естественно мужчинами, Белорусского общества ветеранов. И это притом, что на территории Белоруссии 25 ноября 1942 года повторила подвиг Матросова единственная женщина - 17-летняя партизанка Римма Шерстнева. Об её подвиге 5-го декабря 1942 года  сообщило Совинформбюро, а 21 марта  1943 года – Информбюро.
Большую работу по патриотическому воспитанию проводят Музеи, но их экскурсии не
адоптированы к детской психологии. Да и при рассказе они больше ориентируются на героическом, а для детей, и не только для них, следует говорить.  как они шли к этому подвигу. Как пример. В Центральном Музее Великой Отечественной войны в Москве в зале, посвященной битве на Днепре, рассказывают о героическом подвиге 17-летнего Бориса Царикова, который в октябре 1943 года 7 раз переплывал Днепр у г.п.Лоев, чтобы доставить разведданные командованию.

Такая же скупая информация и в энциклопедиях. А к своему подвигу Цариков шёл
так.

Отец сразу ушел в ополчение и его дальнейшая судьба для семьи была неизвестной. Мать с дочерью в первые дни оккупации города попали в облаву и не вернулись домой. В их квартире поселился фашист, который начал распоряжаться родным им имуществом. Борис не мог терпеть наглости фашиста и ушел в деревню к дедушке- кузнецу  Прохору, который был связан с партизанами, изготавливал и ремонтировал им оружие. Но и там фашисты притесняли население. Налетели каратели и стали всех жителей выгонять из домов. Дедушка Прохор отказался покидать кузнецу и был расстрелян на глазах подростка. Возмущенный Борис схватил молот и убил фашиста. Воспользовавшись растерянностью фашистов, сумел убежать. Благо, кузница располагалась в зарослях кустарника. Возвращаться в деревню стало опасно, начал искать партизанские отряды.  После месячных скитаний с декабря месяца 1941 года стал партизанским разведчиком. Его находчивость и смелость в добывании важнейших сведений о противнике поражала даже опытных  партизан. Во время одной из  разведок расположения немецких укреплений был опознан провокатором, но стойко перенес все истязания, не выдал военной тайны. Сумел бежать, когда подпольщиков везли на расстрел. Позже стал подрывником, пустил под откос состав с 71 тяжелым танком, который направлялся к Сталинграду. За этот  подвиг был награжден орденом  Красного Знамени, который юному герою пожелал вручить сам М.И.Калинин. Самолетом в октябре 1942 года был перевезен через линию фронта и доставлен в Москву. Командование хотело оставить Бориса в Москве, но он настоял, чтобы его направили на фронт.

При освобождении родной Белоруссии 15 октября 1943 года вместе с группой
разведчиков около Лоева переправился через Днепр, водрузил на правом берегу  красное знамя. Несколько раз поднимал личным примером бойцов в атаку. В этот день ему пришлось 7 раз переправляться через холодные воды Днепра, чтобы своевременно доставить командованию важные оперативные сведения. Погиб от пули немецкого снайпера.

Сведения о большинстве юных героев отсутствуют и в БСЭ, и в энциклопедическом
справочнике “Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.”.  Да  и приведенный список неполный. Подростки рвались на фронт и с этой целью приписывали себе возраст. По этой причине, например,  у могилевчанина Леонида Лорченко дата рождения в белорусских источниках одна, в российских – другая, а на обелиске – третья.

И ещё одна острая проблема для Министерства – работа с детьми мигрантов и детьми, вывезенных и горячих точек. Об этом должна появиться  февральском номере газеты узников «Судьба» (прошла уже корректуру) моя статья, которую прилагаю.

      «НЕНАВИСТЬ К ФАШИЗМУ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯМ - В МОИХ ГЕНАХ»
(Статья опубликована в газете  «Судьба» Международного Союза бывших малолетних узннков фашизма в ноябре 2016 года)

Белорус Иван Мартынов считает себя человеком живучим, но неуступчивым.  Почему?

Я родился в концлагере, в Димитравасе. Здесь со второго дня войны – с 23 июня
1941 года – начал действовать гитлеровский концлагерь. Когда после войны вскрыли на горе Алка, близ Димитраваса, одну из траншей, в ней было найдено 510 трупов: грудных детей - 31, подростков - 94, женщин – 385. Как установили криминалисты, в этой могиле палачи заживо закопали 289 человек. На краю страшной могилы побывал не раз и я.

Смею утверждать: война калечит человека не только физически, но и душевно. И если с течением времени боль от физических травм приглушается, человек как-то к ним приспосабливается, то последствия душевной травмы человек может не понимать и не догадываться.

                НЕ РОДИВШИЙСЯ РЕБЕНОК УЖЕ ЛИЧНОСТЬ

Я долго не мог объяснить самому себе и свой «тяжёлый» характер, и нелогичные поступки, и часто проявляемую закомплексованность, скованность. Почему я беспричинно злился на себя?  Почему окружающие не всегда меня понимали, не одобряли, когда, оставаясь в одиночестве, не соглашался на компромиссы, не прощал малейшей фальши в отношениях? Часто задумывался: «Откуда эта неуравновешенность? Только в зрелом возрасте я понял: особенности моей личности связаны с далёким прошлым, с войной.

Технический прогресс позволил наблюдать и описать физическое развитие ребёнка с
первых дней оплодотворения. Но психическое становление личности тесно связано с физическим, а оно не изучено. По-прежнему, по мнению взрослых, грудной ребенок ничего не помнит, поэтому он легче переносит тяготы и лишения детства. Я долго придерживался такого же мнения, хотя и закончил педагогический институт. Но некоторые личные поступки и ощущения не мог объяснить. К примеру, почему надрывный детский крик приводит меня в состояние близкое к обморочному. Или, почему, находясь в лесу, когда грибники и ягодники обычно расходятся в разные стороны, перекликаясь периодически, чтобы не заблудиться, меня окликают, я хочу отозваться, но не могу. Почему-то пересыхает горло, и я в состоянии, в лучшем случае, только мычать. Меня укоряют, а я не могу объяснить своего поведения.

Или такое навязчивое опасение: боязнь подхода ко мне со спины, приближение людей даже в темноте ощущаю затылком за 15 -20 метров. И даже сейчас, когда у жены со
слухом дела обстоят лучше, чем у меня, на прогулках приближение транспорта, шум улицы определяю раньше её.

Ни врачи, ни учителя не были подготовлены к работе с такой категорией детей, как я. Помню, летом 1946 года заболел тифом и был помешен в больницу вместе со взрослыми, отдельного детского отделения не было. В то времена больных одевали в больничные пижамы сероватого цвета с чёрными полосами. Я не помню всей палаты, сколько в ней было окон и дверей, все в тумане, но помню, что сижу на кровати и сбрасываю одежду. Я ощущал, что на меня надели что-то горящее. Когда меня одевали, я отчаянно сопротивлялся. Я заметно отставал от своих сверстников в физическом развитии, меня садили за первую парту. Но я чувствовал себя, словно на гвозде, и успокаивался только тогда, когда пересаживали «на Камчатку». В восьмом классе я, уже возмужавший, ходил в другую школу, за семь километров. Но и там сидел только на последней парте. На всех мероприятиях я сижу только в последнем ряду, за мной никто не должен наблюдать.

В аспирантуре со мной произошёл дикий эпизод, но и его я не связывал с пребыванием в концлагере. А дело обстояло так.

Окончив с отличием физико-математический факультет Могилёвского пединститута,
получаю направление в целевую аспирантуру при БГУ им. В.И.Ленина, успешно
выдерживаю все экзамены. Через год досрочно выхожу на сдачу кандидатского минимума по немецкому языку, к которому меня готовили прекрасные педагоги , но у всех их родным языком был русский. На протяжении года я шел на высший балл. Начинается экзамен, я успешно выполнил все задания, но вот в разговор вступил завкафедрой иняза, польский немец, как мне позже сказали. В его голосе слышался сильный западный акцент. От первых же его слов  у меня помутилось в голове, от волнения я стал заикаться, коверкать слова и звуки. Завкафедрой взмутился и стал настаивать на неудовлетворительной оценке. Не знаю, как разволнованные мои преподаватели-заступники сумела уговорить комиссию оценить мои знания на удовлетворительно.

Я был подавлен случившемся: подвел научного руководителя Юрия Станиславовича
Богданова, величайшего учёного-математика, которого завистники стремились опорочить по причине, что он контуженным попал в плен (от ранения плохо слышал на левое ухо). На следующий день у меня состоялось объяснение с Юрием Станиславовичем, которому я честно сказал: «Сам не знаю, что со мной случилось». Юрий Станиславович был не только великим математиком, но и тонким психологом.  Он не знал историю моего детства, но, наверное, догадывался по каким-то репликам в наших разговорах.

Я много лет  входил в руководство областного объединения бывших  узников фашизма. Среди моих товарищей немало, как они себя называют, «неудачников»,
людей одиноких, с разбитыми судьбами. Зачастую они не смогут вести полноценный образ жизни. У абсолютного большинства малолетних узников, особенно женщин, не сложилась личная жизнь, причём, объясняя причину этого явления, многие винят себя, что не сумели создать семью.

                СЛЕД ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ДЕТЕЙ И ДЕТСТВА

Смею утверждать: есть «синдром малолетнего узника». Жаль, исследований на эту тему крайне мало. Как сообщалось в «Судьбе», по инициативе объединений бывших малолетних узников фашизма предпринимались попытки медицинского обследования детей, переживших концлагеря, предпринимались в Красноярске, Латвии, где-то в Подмосковье. Но об их научных результатах ничего не известно. Последствия преступлений против детей, проявляемые в зрелом возрасте, медицину не интересуют. В той же Белоруссии бывшие малолетние узники фашизма лишены квалифицированной медицинской помощи.

А между тем, о масштабы наших недугов, можно говорить, опираясь на обследования детей блокадников Ленинграда. Вот документ Ленинградского ордена Трудового Красного знамени Научно-исследовательского института ТРАВМОТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ имени Р.Р.Вредена.

«Экспертное заключение от 5.10.1994. На основании многолетнего наблюдения за состоянием опорно-двигательного аппарата у переживших голод во время блокады Ленинграда можно заключить, что дети, родившиеся в 1930-43 г.г. пострадали более тяжело, вплоть до глубокой инвалидности. Это связано с тем, что они не получали или почти не получали необходимые для роста костей витамины и микроэлементы, в том числе необходимые 700 мг в сутки кальция и его дериватов. Поэтому у всех переживших блокаду в детстве имеются изменения в позвоночнике и костях конечностей с нарушением их функции. Нередко у этих граждан имеются различные судорожные реакции или большие судорожные припадки, связанные с необратимыми изменениями в нервной системе. Кроме того, у всех отмечаются те или иные нарушения в желудочно-кишечном тракте и гормональной сфере. Конечно же у каждого из них больные зубы, а у некоторых к настоящему времени вовсе нет зубов – выпали полностью. Имеются также нарушения в эмоционально-волевой сфере. У «блокадных детей» произошли и генетические «поломки», которые уже проявляют себя на их потомстве.

Научный руководитель отдела
профессор Б.М.Рачков.
Доцент П.В.Юрьев.
Зав.отделением В.П.Макаров
Врач О.В.Куликова»

Медицине известен синдром фантомной боли удалённой конечности. Но медицинская
наука отказалась изучать более страшный синдром - фантомную боль искалеченной души. Так если бы в своё время был изучен синдром малолетних узников, то можно
было уберечь от беды многих воинов «афганцев». Скоро мы будем отмечать очередную годовщину вывода советских войск из Афганистана. Как принято, будет оглашён скорбный список числа погибших, раненых. Но не уместно ли привести другой скорбный список? Количество афганцев ушедших из жизни добровольно, спившихся, трагически погибших – сотни, если не тысячи. А ведь многих из «сломавшихся» после войны можно было спасти, если бы был изучен «синдром малолетнего узника». Мой локальный опыт тому свидетельство. Но для этого, работая проректором университета, мне приходилось использовать «партизанские» методы, в обход чиновникам.
                ПОДВИГ ЖЕНЩИН КОНЦЛАГЕРЯ «ДИМИТРАВАС»

Известны данные, что в фашистских концлагерях выжил только каждый десятый ребёнок. Но если взять детей до 12-летнего возраста, - это канонический возраст младенчества, то выжил, в лучшем случае, один из ста, а среди годовалых узников уже один из тысячи. Количество же детей, родившихся в концлагере, мы не знаем, они не вошли в скорбный список потерь. Из нас выжили только единицы, среди них и автор. Я являюсь пока живым свидетелем обвинения в звериной сущности фашизма. Что может быть страшнее, чем помещение ребёнка за шесть месяцев до рождения в концлагерь, в котором он пробыл с учетом этого периода от первого до последнего дня войны? Что может быть страшнее, чем не родившегося ребёнка выводить на расстрел, имитировать расстрел – Чрезвычайная комиссия это установила? Что может быть страшнее, чем брать у грудных детей кровь для немецких офицеров? Мало обнародованный и исследованный факт – существование при каждой немецкой армии подвижных концлагерей из детей доноров.

 Моему отцу, офицеру Красной Армии, не позволили, как и другим офицерам Прибалтийского военного округа,  отправить свои семьи в тыл (высшее руководство Прибалтийских республик, прекрасно оповещённое Германией о времени начала войны, обвинило военных в паникерстве и, как издевательство, разрешило  отправку только с 5 часов утра 22 июня). По этой причине я стал заложником, еще не родившись. Арестованных жён и детей советских командиров немцы держали под палящим солнцем без воды и еды, подвергая постоянно побоям и унижениям.

Но на помощь пришли крестьяне из окружающих сел и хуторов, а также многие хозяева, квартирантами у которых стояли наши офицеры. Наша семья не выжила б без помощи семьи, в доме которых мы проживали. А это был зажиточный литовец – имел два дома, знал хорошо немецкий и русский языки, уважительно относился к моим родителям. Забегая вперёд, скажу, что он не сдал свой радиоприёмник, как требовали немцы, сообщал, навещая маму в концлагере, последние военные новости и московские сообщения по радио. На него кто-то донёс, и он был арестован за спрятанный радиоприёмник, погиб в концлагере. (Я не называю его фамилию, так как в Литве проживают его внуки и правнуки.)

Женщин сразу стали использовать на каторжных работах, избивали и сажали в карцер за малейшую провинность, что не так посмотрели на надзирателя, за картофелину или морковку, за горсть зерна, взятых во время полевых работ, чтобы поддержать своих детей, за то, что просили дать им работу поближе, чтобы они могли покормить своих детей, или увеличить время на обеденный перерыв. Дети в это время голодные оставались под присмотром одной девяностолетней старушки, умирая мучительной смертью. Просьба с издёвкой была отклонена лагерным начальством. Как-нибудь я опишу отложившийся в моей памяти страшный барак, в котором находилась часть узников "Димитраваса", вывезенных на сельхозработы графа Ландорфа в августе 1943 года.

Женщины решили бастовать. Матери не могли смириться, что их дети умирают. Рано утром с детьми на руках они выстроились у ворот и отказались идти на работы. Это был невиданный для немцев поступок безоружных женщин. К ним вышел начальник лагеря, прозванный узниками Бомбовозом за необыкновенную свою толщину: «Вы не в России находитесь. Мы научим вас подчиняться и работать. Работать ленитесь. Даром хлеб хотите жрать?»- произнёс он. За всех ответила одна из узниц: «От работы не отказываемся, но хотим быть ближе к детям, иначе они погибнут.»

- Ну и пусть подыхают! – был циничный ответ.

И для устрашения женщин вместе с детьми поместили в сырое подвальное помещение с единственным окошком у потолка. Под ногами хлюпала грязь, бегали крысы. Женщины целый день простояли, не попросив пощады, все равно, так или иначе, смерть им и их детям. Под вечер женщин выпустили, а для устрашения в карцере оставили пять женщин, среди которых оказалась и моя мать. А чтобы слышали все узницы, имитировали их расстрел. Арестованных пять женщин продержали в карцере несколько дней без еды и пищи.

Утром пленниц вновь погнали на работу, однако уступка была сделана, разрешили поочерёдно оставаться с детьми нескольким матерям. Но это не решило проблему грудных детей.

Событие в концлагере не стали секретом для населения Кретинги и его окрестностей, поэтому массовый публичный расстрел немцы побоялись производить. Узниц стали вывозить на расстрел поодиночке и группами. А Бомбовоз придумал, как ему казалось, ещё одно наказание кормящим матерям. Он позволял ежедневно приходить с работы нескольким женщинам и кормить своих детей. Ему представлялось, как будут мучиться матери, наблюдая агонию своих детей. Но женщины совершили вновь невиданный подвиг. Спасение детей стала общей заботой всех узниц. Женщины приходили и кормили всех детей. Так что я и другие дети, родившиеся в первые месяцы войны в концлагере Димитравас, вскормлены молоком матери, по имени советская женщина. Мы братья и сёстры не по крови, а молоку матери. Так и обращаемся друг к другу в переписке.

При возвращении на Родину на железнодорожном вокзале в Бресте, помнится, висел плакат «Родина ждет вас!». Но, ни мы, малолетние узники, ни наши родители не стали полноправными гражданами своей страны. Нас, в том числе и родившихся в неволе, считали неблагонадёжными, заражёнными немецкой идеологией. Нам были перекрыты пути в престижные вузы, к престижным должностям. Не получили мы необходимой полноценной медицинской помощи.

                МОЯ ЖИЗНЬ, – ДАР БОЖИЙ

Мне больно видеть не по-детски взрослые лица детей. Нынешние дети не умеют, как и мы, малолетние узники, смеяться. Умение детей смеяться является основным критерием благополучия их душевного развития. Даже в послевоенные годы на переменах школа заливалась детским смехом, который напоминал звучание колокольчиков. А сейчас – слышный издалека сплошной ор, крик, но не смех. Такая же атмосфера и дома, следует перекричать постоянно орущий телевизор, теперь разговаривают при пробках в ушах. Эту проблему я поднимал в статье «Педагогический Чернобыль» (http://www.proza.ru/2016/03/18/1575), которую опубликовали в 2003 российские педагогические журналы «Начальная школа» и «Народное образование». Теперь же следует уже готовить статью «Всемирный концлагерь для детей». Содержание нынешних газет, журналов, телевидения напоминают сводки с театра военных действия. Нападения террористов, катастрофы, бытовые войны породили страх у жителей всей планеты. Обстановка опаснее, чем накануне Второй мировой войны. Тогда у Советского Союза были надежные союзники в лице народа Монголии и мирового общественного мнения. А сейчас, Россия в одиночестве сражается с набирающим силу фашизмом. Дети Новороссии, Сирии, Ирака, Афганистана и других стран могут повторить нашу судьбу. Опять я слышу и читаю впечатления взрослых, вывозящих из горячих точках детей, что маленькие благополучные всех переносят тяготы войны, что они не понимают происходящего. Даже Всемирная организация здравоохранения не откликнулась на мои предложения, посланные по электронной почте, которые я излагаю в данной статье.

И еще одна проблема. Почему нынешние дети рождаются менее жизнестойкими, чем родившиеся в блокадное время в Ленинграде? И какими будет это поколение в пожилом возрасте, когда они уже с ранних лет вместо гармонично развитой личности становятся гормонально зависимой. Не вдаваясь в подробности, отметим одну из причин. Директор российского Института адаптации человека нарколог Е.А.Брюн на большом статистическом материале показал, что применение любых химических препаратов до родов, особенно при родах, сказывается на психическом состоянии ребенка. Ново- рождающийся человек беззащитен перед химической атакой. По мнению Е.А.Брюна, это явилось одной из основных причин вспышки наркомании среди молодежи уже в 70-ые годы прошлого века. (Семья и школа, № 5, 1997 г., с 22-23).
Практической медицине этого недостаточно и она берет новую “высоту” в пропасть – газеты начинают пестреть заголовками “Роды перестают быть кошмаром”. Оказывается, закупаются в достаточном количестве медикаменты по обезболиванию при родах. (Это типичный пример лоскутного, а не целостного мышления). Да, роды, возможно, будут без болевые, но кошмары начнутся для общества, когда подрастут рожденные в таких условиях дети. Если бы Природа посчитала необходимым сделать роды мене трудными, она это бы сделала без помощи химической диверсии. Болевой синдром при родах является необходимым элементом симбиоза между матерью и ребенком. И нанося по нему химическую атаку, мы тем самым разрываем “магическую” связь между матерью и ребенком, наносим удар по семье.

Теперь же по требованию медицинских кругов выделены значительные валютные средства для закупки оборудования по выхаживанию недоношенных (менее семи месяцев беременности) детей. Кто-нибудь объяснит основания для вмешательства,
как говорят в народе, в Божий Промысел? Для постановки такого вопроса имеются все основания. Приведу пример.

В Америке за последние 16 лет спасено 250000 детей до истечения 27 недель беременности. Какова их судьба? Почти две трети спасенных сегодня страдают
параличом, расстройством зрения и слуха, поражением дыхательных путей.

За период с 1989 по 1996 год задержка в половом развитии мальчиков увеличилась в 6 раз, нервно-психических расстройств у детей стало больше в 5 раз. Даже в самые экономически и политически стабильные годы, согласно официальным публикациям бывшего главного психиатра Министерства обороны СССР профессора В.Смирнова, количество нервно-психических отклонений среди призывников возросло в 12 раз, достигнув уже к 1989 году до предельного уровня – 45%. (Воспитание школьников, № 1, 1999 г., с. 8).

          НАСИЛИЕ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДОЙ НЕДОПУСТИМО И ГУБИТЕЛЬНО

Каждый человек после определенного возрастного рубежа начинает с высоты прожитых лет производить ревизию своей прошлой жизни, по-другому оценивать свои действия
и поступки. Меня же лично окунуться в подобную работу побудили значительно раньше многие обстоятельства.

…Через четверть века после окончания института встретился с сокурсницей, к которой, мягко говоря, был не равнодушен. В разговорах о житье-бытье замечаю на лице собеседницы сложную гамму чувств и внимательное рассмотрение моей персоны. Поинтересовался – чем вызвано ее состояние и услышал в ответ: «А ты же, оказывается, нормальный человек». Обескураженный, интересуюсь дальше - в чем проявлялась моя «ненормальность»? «Ты был слишком взрослым и правильным в студенческие годы, это настораживало» (на курсе был самым младшим студентом – пошел в школу на год раньше). Наверное, не моя вина, что я и мои собратья по несчастью, едва родившись, сразу стали взрослыми и по уровню мышления, и по поступкам, а окружающие люди по этой причине считали нас «ненормальными». Виною всему проклятый фашизм, из-за которого приходилось и приходится страдать и носить незаслуженные характеристики.

Да мы ненормальные люди, так дайте нам хоть нормально умереть, не унижайте нас.

Сейчас я многое могу объяснить, основательно проработав многие учебники по
психологии, ознакомившись письменно и устно с десятками тысяч судеб малолетних узников (за день могу проработать более тысячи страниц текста). Нас били и расстреливали сзади, в затылок, поэтому каждого приближающегося ко мне человека
организм расценивает как посягающего на мою жизнь. Когда слышу детский крик, мой организм полагает, что следующая очередь на экзекуцию – моя. У меня прекрасная память, могу быстро запомнить 30 цифр, могу одновременно читать стихи и производить арифметические действия (демонстрировал ученикам и студентам). Но эта же прекрасная моя память не даёт мне спокойно жить. Я постоянно в тревоге. Если кто-то приближается ко мне с затылка, у меня отшибает память, и я совершаю элементарные ошибки на компьютере. Даже жена и дети об этом знают, но забывают. Я не могу стоять в очереди, мне трудно пользоваться банкоматом, когда кто-то стоит рядом, у меня проблема сдать на обследование кровь с пальца или вены.  Организм боится не боли, он помнит забор крови в концлагере...

Легко ли мне жить в этом мире?

И.Мартынов.
член Центрального совета Международного союза бывших малолетних узников фашизма. Могилёв Республика Беларусь

Из выступления Ивана Мартынова на II Международном антифашистском форуме (Москва, театр российской армии, 13 сентября 2015 г.)

– Прошло 70 лет как отгремели последние залпы Второй мировой войны. Положив на алтарь победы над фашистской чумой огромные людские и материальные ресурсы, казалось, человечество не допустит повторение подобной трагедии. Но появление нового государства ИГИЛ, превосходящего по своей жестокости и дикости фашистскую Германию, катастрофическая убыль коренных народов в Западной Европе, растущая популярность правых партий, возрождение фашистской идеологии тревожит сознание.

Государственный переворот в Украине привел к оживлению националистических сил в России и Беларуси. И хотя нас убеждают, что в наших странах Майдан невозможен, но некоторые события и факты настораживают. Приведу только малую толику фактов русофобской волны и проявления агрессии поклонников фашизма. Вспомним события в Кобрине, когда на памятник генералиссимусу Александру Суворову повесили таблички: «Я - русский оккупант».

В Полоцком районе была разбита мемориальная плита на обелиске, установленном у деревни Сивошино Полоцкого района в честь участника войны с Наполеоном 1812 года русского генерала Якова Кульнева. Памятник пострадал от рук современных вандалов в «спокойной» Белоруссии.

Не менее дикая история произошла не так давно и в Могилеве. В день рождения Пушкина в городе был открыт памятник великому русскому поэту (подарок от российского фонда «Аллея русской славы»). На постаменте были установлены барельефы, на одном из которых приводится отрывок из стихотворения «Клеветникам России». А уже 12 июня, показательно, именно в день России, с памятника была демонтирована доска со стихотворением.

Вопиющий случай произошел в городе 12 мая. Поводом для агрессии фашиствующих националистов стала … песня «День Победы», которую заказал около двух часов ночи один из посетителей караоке-клуба «Истерика». Трогательные слова дорогой каждому нормальному человеку песни были прерваны выкриками: «зиг хайль!», «хайль Гитлер!», «Бандера — наш герой!». Это четко видно на записи с видеокамеры наблюдения караоке-клуба. За мерзкими и кощунственными лозунгами последовала драка. Разбушевавшихся молодчиков пришлось усмирять наряду ОМОНа.

Смелые высказывания автоматически сделали меня жертвой контрактной системы, которая лишает учёного прав на достойные зарплату и условия труда. Таким образом расправились со мной в  возрасте 63 лет.

Иван Мартынов
Член Центрального совета МСБМУ
Более подробнее поднятые темы рассматриваются в статьях, размещенных на сайте.
www.proza.ru/avtor/martynov

Ответа на Аалитическую записку не дождался.
  ivan-ivan-mart@yandex.by
Иван Мартынов,
проректор МГУ им. А.А.Кулешова в 1988- 2004 годах, член Центрального совета Международного Союза бывших малолетних узников, курирую вопросы патриотического воспитания, малолетний узник концлагеря «Димитравас» в Литве, который был создан на второй день войны, заместитель председателя городского отделения «Русское общество».


Рецензии