Кратко об Украине
На Прозе.Ру написана уже не одна статья на украинскую тему, где выложен чуть ли не весь фактологический материал по истории Украины, есть статьи более обширные и, может быть, более подробные, но мне показалось, что просто перечисление дат и событий при всей их важности и полезности, не отвечает на некоторые критические вопросы.
В данной статье я постарался в предельно сжатой форме выявить причинно-следственную связь событий, приведших от безобидных топонимических названий в средние века до теперешнего состояния с Украиной. Безусловно, это уникальное явление в истории геополитики по масштабам, размаху, остроте, и результатам. Почему это получилось, как так произошло, что одна часть народа воюет с другой частью я и постарался здесь объяснить.
I
С самого начала слова «оукраина», «украйна», «окраина», «украина» имели территориальное понятие (топонимы) и обозначали приграничные, окраинные области государства.
Первое известное употребление слова «украина» содержится в Ипатьевской летописи, в связи со смертью переяславского князя Владимира Глебовича в 1187 году: «w нем же оукраина много постона». Здесь имелись в виду крепости Посульской оборонительной линии, оборонявшие Переяславское княжество и Русь в целом от половцев.
(Формально cлово «украйна» в невыясненном значении употреблено в «Sermons» теолога Григория в середине XI века).
В Псковских летописях, в «Сказании ; Довмонте» 3-й Псковской летописи (1271г.) говорится о сёлах псковской «оукраины».
Позже слово «оукраина» сократилось на одну гласную и стала «украина». В отношении московско-крымской границы с конца XV века говорилось: «украина», «наши украины», «наши украинные места».
В сборнике XVII века из собрания Уварова говорится о набеге крымских татар в 1513 год году: «Лета 7021 пришли крымские люди на Рязанские украины».
Русские летописи знают украины: холмскую, переяславо-полтавскую, курскую, калужскую и др. Известны украины и по актам Московского государства: Псковская украина, Смоленская, Слободская, Татарская, Мордовская и прочие.
По мере расширения границ Российского государства прежние определения территорий как украин, которые стали внутренними областями, утрачиваются, зато появляются новые украины: Кавказская, Казахская, Забайкальская, Сибирская, Дальневосточная и др.
Когда по результатам Переяславской Рады в 1654 году к России присоединились южнорусские земли (называемые греками, а потом и всеми остальными Малороссией), которые ранее были под Речью Посполитой, их, естественно, также стали называть в просторечье украинами.
Таким образом, термины: “украина”, “оукраина”, “украйна”, и прочие синонимы, изначально заключали в себе понятия чисто географического свойства, не имеющие ничего общего с этническим понятием.
Надо отметить, что точно такая же терминология употреблялась и в Речи Посполитой. В польских хрониках пишут о прусской, литовской, русской и других украинах, при этом в них также чётко разделяется этническая принадлежность жившего там населения и топонимическое, территориальное значение слова «украина». Например, территории, которые сейчас занимает нынешняя Литва, называли «литовские украины», там, где Украина - «русские украины», и т.д. (С конца XIV века официально у поляков земли современной Западной Украины назывались Русским воеводством, указывая на этническую принадлежность населения, а ещё раньше, до XIV века, эти земли называли Червоной Русью)
Вследствие этого, южнорусские земли поляки и русские из России называли украиной и, соответственно, её жителей украинниками или украинцами, в общей сложности более полутысячи лет (с конца ХIVвека), местные жители (в основном русские) привыкли к этому, и до ХIХ века смысл названия не менялся. Можно сравнить: Украина – украинец, Сибирь – сибиряк, в обоих случаях это человек, живущий либо на Украине, либо в Сибири, при этом его национальность могла быть либо русский, либо любая другая. Украина, как и Сибирь, была географическим понятием и к национальностям живших там народов отношения не имела.
Первой картой, где появляется название «Украина» является карта, созданная известным картографом XVII века Бопланом в 1639 году. Эта рукопись называется «Tabula Geographica Ukrainska» и содержится в рукописном атласе Фридриха Гетканта. В данном атласе указывается, что в нём содержатся карты многочисленных окраинных провинций Польши. Сейчас этот атлас хранится в Стокгольме.
На более поздних картах местоположение и территория Украины (Малороссии) менялось в зависимости от территориальных владений Польши – Речи Посполитой, а то и вовсе исчезало. Чаще же оно означало окраинные земли, на которых проживали казаки в польском или московском государствах.
II
Ситуация изменилось в ХIХ веке.
В конце XVIII века произошёл раздел Польши и часть её земель, населённых русскими (или русинами), отошла к Австрийской империи. Национальный состав этих новых земель (а это в основном Галиция и Буковина) можно представить в виде пирамиды, где на верху - австрийцы, в основании пирамиды - русины, а между ними - поляки.
Русины – самый большой по численности слой населения – это крепостные крестьяне на селе, бедняки и ремесленники в городе.
Поляки – помещики на селе, интеллигенция, средняя буржуазия в городе.
Австрийцы – высшая администрация, офицерство, крупная буржуазия.
При вхождении в Австрийскую империю жизнь русского населения несколько упорядочилась, однако всерьёз не улучшилась: поляки по-прежнему притесняли и угнетали их. Экономически положение крепостных крестьян не изменилось, но теперь польские помещики не могли убивать их по своему произволу (раньше в некоторых имениях польских панов постоянно стояли виселицы, чтобы можно было казнить в любой момент провинившегося холопа, кто-то из панов этим даже бравировал). Русины почувствовали определённую признательность за это новой австрийской власти. Сама жизнь русских непосредственно не соприкасалась с верховной властью, с австрийцами, нещадно эксплуатировали их по-прежнему поляки как своих холопов. Поэтому, когда польская шляхта стала поднимать восстания за свободу и независимость Польши и сражаться с австрийской армией, русины брали вилы и колья и помогали австрийской армии бить их, мстя за многовековое угнетение. Австрийцы это заметили, стали поощрять русских, вводить мелкие реформы, благоприятствовавшие жизни русского населения. Стали открываться русские школы и культурные центры, банки стали предоставлять кредиты для мелких русских буржуа. Были разрешены русинские кафедры филологии и богословия во Львовском университете и т.д. Австрийская власть обласкивала русин, чтобы использовать их как противовес революционным полякам.
В 1848 году было отменено крепостное право, империя получает конституцию, но революция национальных окраин Австрийской империи на подъеме. Поляки вновь решили попытать счастья и восстановить Речь Посполиту от моря до моря. Простые русины, не испытывая серьезного ущемления своих прав от австрийцев, с радостью присоединяются к правительственным войскам, с острым желанием выколотить дурь из давних личных врагов, бунтующей польской шляхты. В сражениях проявляют невиданную стойкость. Австрийские власти благодарны, считают это признаком верности пошатнувшейся короне. За честную службу русины из галицкой дивизии получают от молодого Франца-Иосифа крылатый эпитет, восторженные венцы называют их «тирольцами ближнего Востока». Командиры награждены землями, прочий личный состав — деньгами, пожалован сине-желтый флаг. Именно он станет в 1918 году национальным символом «самостийной Украины».
Польская шляхта поняла, что надо отложить мечты о великой Польше, а заняться нынешним своим не завидным положением: их хозяева – австрийцы благоволят не к ним, любимым, а к их ничтожным холопам-русинам. Надо что-то срочно предпринять и такой случай им скоро представился.
По просьбе Франца-Иосифа для подавления венгерского восстания пришла стотысячная русская армия под командованием фельдмаршала Паскевича. Революция была подавлена (Как «отблагодарили» австрийцы нас в 1854 году, с началом Крымской войны — известно). Русские войска возвращались в Россию через Галицию. Появление в Галиции и Закарпатье русской армии, говорившей на почти одинаковом с русинами языке, озадачило всех. Экспедиционный корпус и местное население. Взаимный восторг был небывалым, пришли «свои», нашлись «свои»! Русины Галиции и венгерского Закарпатья воспрянули духом, посчитали императорские полки России — освободителями. Пошли разговоры о политическом сближении с Россией, возникло «русофильское движение» в среде интеллигенции, возникло убеждение кровного родства с единым русским народом.
Вена отреагировала незамедлительно. Она стала проводить политику отрыва русинов от России, русины стали официально называться «рутенами» («Ruthenen», в пику русским, которых называли «Russen»). Вспыхнувший было сепаратизм русинов притормозили хитро и умно: ввели местное самоуправление, но образование автономии восточной Галиции с подавляющим большинством русин исключили путем сохранения в Галиции влияния польских политических элит западной Галиции. Интересы австрийцев и поляков совпали на антирусской почве. Польским магнатам удалось убедить австрийцев в своей лояльности престолу.
Вместе с тем, постепенно к 1860-м годам национальное движение Галиции и Буковины разделилось на «старорусинов» (русофилов) и «народовцев» («украинцев» по пропагандистскому вбросу поляков, которые вспомнили прежнее географическое название русских в Речи Посполитой и стали его активно внедрять среди русинов с дальними намерениями). Первые были под впечатлением военно-политической мощи России в 1848 году, вторые были разочарованы отсутствием активной поддержки со стороны России галичан в борьбе за независимость. Скоро они заняли более агрессивные антирусские позиции с обидами: «нас предали!», что, однако, было не совсем так. Николай I предлагал Австрии обменять Галицию и Буковину на равнозначные польские земли, переговоры начались, однако отказ Вены (после консультаций с Берлином) был категоричным.
Чтобы оторвать русинов от России, с подачи польской шляхты-интеллигенции (Духинский, Вишневецкий, Сапега и др.) и с её помощью австрийцы разработали идеологию украинства, где учли старый опыт отделения хорватов от сербов. По их заказу псевдонаучную базу заложил М.Грушевский, написавший 10-ти томную монографию «История Украины-Руси», где придумал древнее фантастическое государство Украина-Русь.
Австрийские власти стали широко внедрять среди русинов название «украинец», поддерживать тех, кто переходил во вновь создаваемый статус «украинства», обещая им политическую свободу. На государственном уровне зазвучали термины: «Украина» и «украинский», отовсюду полностью вычеркивалось «Русь» и «руський», закрывались русские школы и культурные центры, вместо них открывались украинские, в т.ч. крайне националистические «Просвита», «Наукове Товариство им. Шевченка» и др.
На полную мощь заработала Униатская церковь, внедряя на проповедях пастве, что она не русинская, а украинская, а русские из России являются их историческими врагами и угнетателями, вдалбливалась ненависть ко всему русскому, ко всей русской нации (признак нацизма). Кстати, об Униатской церкви: глава Униатской церкви Шептицкий как-то в узком кругу в порыве откровенности сказал, что сама Униатская церковь ничтожна по сравнению с Католической церковью и может годиться только для такой серой массы, как украинцы. Такой же ненавистью к русским наполнялись и школьные учебники. Позже в идеологию украинства усилиями Донцова, Липы и им подобных закладывались и развивались элементы нацизма.
В 1895 году «Наукове Товариство им. Шевченка» обращается в Вену с верноподданнической просьбой: Галиции нужна своя фонетическая орфография, чтобы «не писать, как принято в России». Стали срочно менять алфавит и саму речь, чтобы они были как можно менее похожи на русскую, сочинять новые слова или брать их из польского языка и из других языков, стали придумывать новую историю (всё это делается и сейчас). Вся мощь государственной машины империи была брошена на переформатирование русинов в украинцев. Русины, не захотевшие стать украинцами, стали самым угнетаемым народом в империи.
К 1890 году фактически появилось уже второе немногочисленное поколение людей, считающих себя украинцами, отношение которых к австрийцам (немцам) было уважительным и подобострастным, а к полякам и русским – враждебным. Отношение к полякам определялось на личном опыте, опыте отцов и дедов, а отношение к русским обуславливалось занятиями в украинских школах, проповедями в униатской церкви, средствами массовой информации, работой государства по созданию в разных слоях общества атмосферы русофобии.
В 1890 году сочли, что политически момент созрел, и в галицийском парламенте было официально объявлено о создании нового этноса «украинец».
Подводя итоги, кратко можно сказать: наука этнология не отмечает такого народа как «украинец» вплоть до конца XIX века. Причём, сначала «украинцами» местных жителей стали называть поляки, затем австрийцы и германцы.
К сожалению, все эти государственные акции Австро-Венгрии не встречали никакого возражения со стороны России, российский император не хотел вмешиваться во внутренние дела соседей (в отличие от австрийцев, которые нелегально внедряли своих эмиссаров в учебные заведения и государственную администрацию Малороссии). Но и в этих благоприятных условиях переделка русинов в украинцев шла не слишком быстро, за полвека, до 1914 года только половина русинского населения перешла в украинство, другая половина стойко сопротивлялась. Перед началом 1-ой Мировой войны и в ее ходе русины подверглись жестоким преследованиям по национальному признаку.
Во время 1-й Мировой войны из украинского населения были сформированы военизированные части «сечевых стрельцов», обработанных в украинско-нацистском духе, а русинская часть населения подверглась геноциду: австрийские власти создали концлагеря, куда помещали русинское население, в основном женщин и детей. Вследствие эпидемий там была высочайшая смертность. Широко практиковались доносы, за которые власти платили деньги, по этим доносам схваченных по национальному признаку людей вешали или расстреливали без суда и следствия. Сечевики же устраивали прямые погромы, мужчин – русинов убивали. Спасая свою жизнь, большинство русин бежали или переоформили себя в украинцев. В результате, после 1-й Мировой войны соотношение русских и украинцев в Галиции стало 1:10.
По результатам 1-й мировой войны Галиция и Волынь оказались в составе Польши. Поляки, вновь оказавшись хозяевами положения, в соответствии со своим историческим менталитетом стали вести политику угнетения местного этнического населения, его ассимиляцию и насаждения католичества, что вызвало неизбежные протесты и сопротивление. Бывшие сечевики вспомнили своё прошлое и взялись за оружие, молодёжь занялась террором. Сил полиции и жандармерии оказалось недостаточно, тогда поляки организовали специальные карательные части, т.к. кадровая армия оказалась не удобна для борьбы с партизанами. Обостряющаяся борьба требовала от повстанцев организации и в 20-х годах было создано сразу несколько националистических радикальных и фашистских партий, которые в 1929 году объединились в Организацию украинских националистов (ОУН). Выдвинулись новые предводители, разделявшие в своём большинстве нацистскую идеологию: Бандера, Мельник, Коновалец и др. Впоследствии идеологию украинства стали называть бандеровской, по имени пожалуй самого активного и радикального её проводника. К концу 30-х годов борьба настолько обострилась, что гражданское население с обеих сторон стало «попадать под раздачу»: убивались мирные жители, их дома сжигались. Всё в большей степени события стали приобретать характер этнических чисток.
В таком состоянии их застала Красная Армия, вошедшая в Галицию (к 17 сентября 1939 года польское правительство эмигрировало в Румынию и распалось, Польша оказалась обезглавленной и в условиях войны потеряла легитимность как суверенное государство). Советской власти предстояло вычистить эти «авгиевы конюшни».
III
Что касается юго-западных губерний Российской империи, в сознание малороссов топонимическое наименование «украинец» исподволь входило несколько веков. Оно по отношению к жителям многочисленных «украин» России не применялось, а использовались названия конкретных территорий: рязанец, курянин, псковитянин и т.д. Исключение составили южно-русские губернии, в которых жителей называли малороссами, а неофициально ещё украинцами по понятной причине.
В XIX веке в самой России украинство внедрялось медленно и постепенно, продвигалось, в основном, усилиями части интеллигенции Малороссии и части интеллигенции Петербурга и Москвы. На первый план выдвигались культурные и языковые особенности южнорусского населения, его певучее наречие, мелодичные песни, фольклор. Создали Кирилло-Мефодиевское братство, которое обосновывало культурную самобытность и обособленность развития Украины от России.
Историк украинофил Н. И. Костомаров выдвинул теорию, что из древнего русского народа выросли три ветви русского народа – малорусская (украинская), белорусская и великорусская. Но при этом надо отметить, что придуманные «три ветви» русского народа не оставили никаких следов в исторических источниках. Причина очевидна: таких этносов никогда не было. Названия, от которых были произведены наименования каждой «ветви» – Великая, Малая и Белая Русь – никогда не несли в себе этнического, национального содержания. Они обозначали лишь исторические названия территорий, где издревле жили русские (как возникли названия – отдельная тема). Однако украинофилы не стали обращать внимание на отсутствие доказательств, а стали углублять раскол между украинцами и русскими, разрабатывали новую версию истории придуманной ими так называемой «Украины-Руси» и искажали малороссийский диалект, обильно добавляя в него полонизмы. Для этого к делу подключились такие видные представители интеллигенции, как Кулиш, Грушевский и др. Им активно помогали приезжавшие из Австро-Венгрии эмиссары-националисты, которые ставили в пример малороссам Галицию: в Австро-Венгрии ведь уже была конституция.
В 1890 году была создана украинская радикальная партия Михновского, которая выдвинула лозунги украинского сепаратизма, стали создаваться и другие партии.
В итоге к 1914 году в малороссийском обществе сформировалась прослойка интеллигенции и воспитанная ею молодёжь, которая готова была отделиться от России пока на правах автономии, а некоторые из них считали себя отдельной нацией – украинцами. В галичанах-украинцах они видели пример, к которому надо стремиться.
После февраля 1917 года, когда прежняя власть и русская интеллигенция были дезорганизованы, эта прослойка создала Центральную Раду и провозгласила автономию УНР, а затем независимость, формально создав прецедент украинской государственности. Когда же после многочисленных смен режимов красных, белых, националистических, оккупационных, окончательно пришли к власти большевики, они посчитали, что у большинства местного населения, прежде всего городского, название Малороссия ассоциируется с царским режимом, а название Украина – с новой, более демократической и поэтому более предпочтительной властью. Большевики «оседлали» её, тем более, что это шло в русле политики отбрасывания понятий старого режима и не противоречило принципам интернационализма, и в 1919 году провозгласили УССР.
С этого времени по факту стало подразумеваться наличие этноса «украинец», хотя официально ни в России, ни в УССР, ни в СССР его возникновение не провозглашалось так, как это было в Австро-Венгерской империи. Национальность «украинец» впоследствии была юридически закреплена в переписи 1926 года. В соответствии с решением Харьковского пленума КП(б)У 1925 года в течение 20х - начала 30х годов абсолютное большинство населения бывшей Малороссии и Новороссии, считавшее себя русскими, в обязательном порядке были перерегистрированы в украинцев.
Под руководством Грушевского, избранного (назначенного) президентом Академии наук УССР проводилась переработка малороссийского наречия в украинский язык. Благодаря такой политике национализации, в т. ч. языковой, можно говорить, что с этого времени Украина оформилась как национальное государство со своим этносом – украинцами и кое-как скомпонованным украинским языком (несмотря на внедрённые различия в словах, украинский язык всё равно имеет общие корни с русским языком, поэтому правильнее говорить об украинском наречии русского языка).
Одновременно к Украине были присоединены земли Новороссии с развитой промышленностью и многочисленным пролетариатом, т.к. по мысли московских властей это должно было укрепить пролетарскую прослойку и соответствующую идеологию в республике.
В довершение, в 1939 году к территории Украины была присоединена Галиция с укоренившейся бандеровско-нацистской идеологией (наследницей разработанного в XIX веке поляками и австрийцами идеологии «украинства»), в 1940 году - Северная Буковина и часть Бессарабии, в 1945 году – Закарпатье, а в 1954 году – Крым.
Присоединяя Галицию, Сталин рассчитывал жёсткими последовательными и комплексными мерами переломить бандеровско-нацистскую идеологию и внедрить социалистическую идеологию среди её населения. Однако, после его смерти уже в 1955 году из заключения было выпущено 70 тысяч бандеровцев, а идеологическая и воспитательная работа постепенно превратилась в пустую формальность, тем более, что среди руководства компартии Украины оказалось много украинствующих большевиков. Выпущенные бандеровцы отказались от бесперспективной вооружённой борьбы и, помогая друг другу, стали проникать в партийный, административный и хозяйственный аппарат Украины, исподволь размывая коммунистическую идеологию бандеровской. Так, например, в 1980-х годах во Львовском университете многие преподаватели, читавшие лекции студентам, были сторонниками бандеровской идеологии. К концу 1980-х годов на Украину стали приезжать пробандеровские эмиссары и пропагандисты, но теперь уже не из Австро-Венгерской империи, а из Канады и США. "Авгиевы конюшни" на Украине вычищены не были.
В Советском Союзе Украина была дотационной республикой, т.е. вводилось материальных и финансовых ресурсов в неё больше, чем выводилось.
Став в 1991 году самостоятельным государством, Украина:
- по экономическому развитию была на уровне Франции и занимала вместе с ней 3 место в Европе после ФРГ и Англии;
- по численности населения – примерно на уровне Англии, Франции, Италии, уступая только ФРГ;
имела развитое сельское хозяйство, весь спектр машиностроения, практически все отрасли промышленного производства, развитую науку и культуру.
К 1992 году Украина была самой развитой среди выделившихся из Советского Союза республик и имела блестящие перспективы для своего дальнейшего развития при условии проведения правильной внутренней и внешней политики.
Но как раз политическая «элита» и не дозрела до государственного национально-патриотического мышления, легко пойдя на поводу чуждых политических схем и приняв бандеровско-нацистскую идеологию. В ход пошла и геббельсовская антироссийская пропаганда, страну покрыла сеть резидентур западных спецслужб. В 2014 году спецслужбы США произвели на Украине государственный бандеровский переворот, а в 2018 году Порошенко официально объявил о победе на Украине бандеровской идеологии (т.е. идеологии нацизма с украинской спецификой).
Россия (ранее Советский Союз) вот уже более 100 лет противостоящая политически, идеологически и военными средствами нацизму и фашизму, вынуждена вступить в борьбу с новым злом, так же как англо-саксы вот уже 100 лет взращивают нацизм, где могут, и направляют его против России.
Свидетельство о публикации №225011301669
Ёмко, кратко и, вместе с тем, информативно.
Татьяна Владиславова 07.02.2025 22:39 Заявить о нарушении