ТЕНЬ. Е. Шварц и М. Козаков. Завещание короля

Как-то на сайте "Кино-Театр.РУ" в обсуждении фильма "Тень, или может быть, всё обойдётся" (1991 г.), поставленного Михаилом Козаковым на основе вольно переделанной пьесы Евгения Шварца "Тень" (1939 г.), возник спор по вопросу:

«Имел ли Учёный право, взаимно влюбившись в наследную Принцессу сказочной страны, поступить так, как он собирался сделать: увезти Принцессу из страны и, женившись на ней, отречься от трона?»

Обсуждалось три стороны этого дела: "не нарушало ли это волю Принцессы", "не нарушало ли это волю её покойного отца, Людовика Девятого Мечтательного" и "а хорошо ли это для страны"?

1.

Одна зрительница заявила безапелляционно: «Ни в пьесе, ни в этой версии фильма принцесса не даёт согласия на отъезд». Так ли это?

В ФИЛЬМЕ 1991 ГОДА оставлено из пьесы только непрямое указание на то, что Учёный и Принцесса в процессе переписки договорились о совместном отъезде из страны и отказе от претензий на трон. Именно в той сцене, где Доктор говорит, что надо махнуть на всё рукой, а Учёный перечитывает письма Принцессы: как она написала — "всегда с вами" или "навсегда с вами"? А затем говорит, что Принцесса уедет с ним из страны.

Но тут действительно не вполне ясно: то ли уже договорились об отъезде, то ли клятвы верности в любви Принцессы так обнадёжили Учёного... Ведь тот Учёный, который показан В ФИЛЬМЕ 1991 ГОДА, мог бы в эйфории мечтаний докатиться до какого угодно улёта в фантазии, с него станется: он не столько научный деятель, сколько поэт.

А тот Учёный, который показан В ПЬЕСЕ, — нет, он не таков. Он учёный на работе и поэт на досуге. Он идеалист и мечтатель, это верно, и бывает чрезмерно оптимистичен порой, особенно когда счастье голову вскружило. Но и горечь реальности он тоже видит не так уж плохо, когда в нормальном состоянии находится. Просто он ей не сдаётся. Вот и всё.

И насчёт договорённости Учёного и Принцессы насчёт отречения от власти и отъезда из страны В ПЬЕСЕ всё чётко и ясно. Существование этой договорённости подтверждается однозначно в третьем действии, в сцене во дворце, когда Христиан-Теодор обращается к Луизе, объясняя ей, что произошло, и напоминая ей обо всём, что когда-то объединило их двоих.

«Учёный: А ведь вы писали мне, что готовы уйти из дворца и уехать со мной куда я захочу.
Принцесса: Не буду, не буду, не буду разговаривать!»

Он напрямую упоминает об уже данном ею согласии. Бук-валь-но. А она просто не желает с ним говорить. В принципе. Потому подтверждения от неё нет, но нет и опровержения. Да Учёному и не резон врать в такую минуту, даже если бы он не был правдивым человеком. Ну, не дурак же он отпетый. И добровестное заблуждение с его стороны трудно предположить при таком недвусмысленном заявлении.

В ФИЛЬМЕ 1991 ГОДА отсутствует это прямое подтверждение договорённости. Так же как и многое другое. В этой версии сказки все позиции Учёного в его противостоянии с Тенью ослаблены максимально. В ПЬЕСЕ была битва на равных, а тут...

Но даже если принять как рабочую гипотезу это самое притянутое за уши предположение о якобы существовавшем добросовестном заблуждении со стороны Учёного и таким ловким образом скинуть со счетов буквальное и недвусмысленное подтверждение согласия Принцессы на отъезд, произнесённое Учёным В ПЬЕСЕ, всё равно это никак не может лечь на него пятном. Потому что "единственный способ остаться нам вместе — это отречься от трона и уехать", — это со стороны Учёного... просто констатация факта.

Это ведь только в совершенно волшебных сказках, которые существуют в мире поэтического вымысла и в реальный мир не могут спуститься ввиду его нынешней непригодности к таким чудесам, регулярно бывает так, что какой-нибудь Иванушка-дурачок или Ганс-чурбан из деревни, прежде ничего не знавший о дворцах, взаимно влюбившись в принцессу, становится королём, и из этого ещё и выходит что-то хорошее для них двоих и для страны по причине его здорового неиспорченного мировоззрения. А у Шварца сказка полу-волшебная, полу-реалистическая, тут чудеса сбываются не так-то просто и не все подряд, да и главный герой хоть и простодушно-наивен, но он не дурачок и не пребывает в блаженном неведении: он в силу своего образования и научной работы имеет хотя бы теоретическое представление о том, что такое дворец, потому давным-давно разочарован в королевской власти как форме правления, да и свои способности знает, так что отлично сознаёт, что из его восседания на троне ничего хорошего не вышло бы. Ну, и? С какого перепугу он должен лезть в пекло и губить надежду своей любимой на совместное счастье и надежду её отца на светлое будущее для страны, пытаясь стать королём? Его или убьют ещё на подходе к трону, или марионеткой на троне сделают, ибо сил и способностей на то, чтобы взять дворец в свои руки, у него не хватит: тут нужен кто-то позубастее да покогтистее... Не Учёный, а сама беспощадная реальность этой сказки поставила влюблённым ультиматум.

2.

Нарушала ли Принцесса волю своего отца, давая согласие на отъезд с Христианом-Теодором и таким образом лишая страну нового короля? Ответ на этот вопрос В ФИЛЬМЕ 1991 ГОДА и В ПЬЕСЕ неодинаков.

В ФИЛЬМЕ 1991 ГОДА завещание (озвучено актёрами в кукольном спектакле, а Аннунциата подтвердила, что всё правда) звучало так: «Дочь моя! Я плохо жил и поздно это понял. Теперь уж нет ни времени, ни силы поправить это дело. Дочь моя! Найди стране другого короля. Хорошего и умного найди. На трон его с собою посади. В высоких сферах не ищи, там нет. Но и на дно не лезь, там тоже нет. Выходит, где-то между. Дочь моя! Найди его и извини меня! Папа.»

Здесь ясно указано: "найди стране другого короля".

А вот текст завещания, каким он был В ПЬЕСЕ (озвучила Аннунциата, пересказывая наизусть со слов одиннадцати всезнающих подруг кухарки):

«Дорогая, я прожил свою жизнь плохо, ничего не сделал. Ты тоже ничего не сделаешь - ты отравлена дворцовым воздухом. Я не хочу, чтобы ты выходила замуж за принца. Я знаю наперечёт всех принцев мира. Все они слишком большие дураки для такой маленькой страны, как наша. Когда тебе исполнится восемнадцать лет, поселись где-нибудь в городе и ищи, ищи, ищи. Найди себе доброго, честного, образованного и умного мужа. Пусть это будет незнатный человек. А вдруг ему удастся сделать то, что не удавалось ни одному из знатнейших? Вдруг он сумеет управлять, и хорошо управлять? А? Вот будет здорово! Так постарайся, пожалуйста. Папа.»

Прямое указание королевской воли: чтобы Принцесса нашла себе мужа, причём нашла именно САМА. Доброго, честного, образованного, умного и желательно незнатного. Это обязательная часть.

А вот желание, чтобы этот муж Принцессы сумел хорошо управлять страной, король высказал только как добрую надежду: а вдруг получится? Но без уверенности. Без прямого "да будет так, сие моя воля". Бедняга настолько разочаровался, что уже не смел строить планы насчёт будущего своей страны, а только надеялся...

При этом первую часть завещания Принцесса почти исполнила: её избранник в точности соответствовал заданному описанию. А вторую и исполнить-то не было возможности в том виде, в каком хотел отец... при данном конкретном избраннике, во всяком случае. Ну, какой с него король, товарищи? Даже из того Учёного, который в пьесе. О том, который в фильме 1991 года, и говорить нечего: чистый одуванчик. Куда ему... Что же до других возможных кандидатов в женихи, которые имелись на тот момент в пределах обозрения... То они, по-видимому, даже первой части завещания не соответствовали. Поскольку принцесса уже совершенно отчаялась кого-то найти.

В общем, "кабы здесь толпился полк, в пререканьях был бы толк".

Что же Учёный? Он своими мечтаниями накликал себе на голову беду и взвалил на плечи тяжкий груз в виде судьбы страны и судьбы Принцессы. Королевская семья этой страны в лице Людовика Девятого Мечтательного и его дочери Луизы заявила недвусмысленно: "Караул, всё пропало, у нас ничего не получается, положение безнадёжное, гроб и свечи, спасите нас кто-нибудь." Причём В ФИЛЬМЕ 1991 ГОДА эта просьба о помощи звучит как вялая унылая жалоба, а В ПЬЕСЕ это звучит как болезненные стоны погибшего и погибающей, прямо-таки сигнал СОС.

Учёный попытался спасать. За что и получил шишки на голову.

Тот способ спасения, на который надеялся отец Луизы, был для Христиана-Теодора невозможен, и он это сознавал. Потому попытался спасать тем единственным способом, который казался ему возможным. (Кстати, отпетым анархистом, отрицающим всякую власть, Учёный был В ФИЛЬМЕ 1991 ГОДА, но не в пьесе. В ПЬЕСЕ он говорил только про бессмысленность власти королевской и про свой отказ от власти. Что думал сам Шварц о власти вообще, я пока не знаю. Монархов он точно не уважал, судя по его сказкам, где из всех королей приличный человек только один — тот, который в "Золушке".) Другое дело, что он был наивняк и способ его не мог увенчаться успехом: он просто никому бы ничего не доказал. Это становится ясно и при просмотре ФИЛЬМА 1991 ГОДА, и при чтении ПЬЕСЫ. Спасти принцессу, увезя её из дворца? Она кисейная барышня, не только избалованная, но и почти безвольная, и ей не под силу жить жизнью жены такого человека, даже если он в лепёшку расшибётся, стараясь обеспечить её счастье. Направить судьбу страны по более здоровому пути, доказав бессмысленность и ничтожество королевской власти живым примером отказа от этой власти и тем самым подтолкнув страну к переходу на на другую форму правления? Вряд ли поступок Учёного произвёл бы настолько сильное действие. В ПЬЕСЕ Тень быстро нашла способ свести на нет впечталение от его отказа от трона: "Да он из трусости отказался, потому что королём быть опасно." И слухи потом удалось успешно в народе пустить: мол, "работать королём ему трудно показалось"...

Одним словом, напрасны были надежды Учёного. Но... он по наивности своей попытался взяться за безнадёжное дело и сделал всё, что было в его силах. Сам же за это и пострадал. Но в конечном итоге оставил после себя и в памяти Принцессы, и в памяти людей этой страны более сильное впечатление, чем вышло бы, если бы всё сбылось по его изначальному плану.

Тень, впрочем, тоже по себе наследство оставила: затащила во дворец двоих людоедов в дополнение к той шайке, которая там уже кишела. Но это уже на её совести, а не на его... Он её такому не учил.

Разумеется, Учёный был бы более "благоприличным и положительным", если бы сразу отказался вмешиваться в судьбу страны и пытаться спасти душу своей олюбимой. Заявил бы ей: "Раз ты, как оказалось, Принцесса, а я королём быть не могу, то и не бывать нам вместе, прощай." И его бы тогда все зрители похвалили... Нет, не похвалили бы. Осудили бы. За то, что проявил себя слабаком.

И куда бедному крестьянину... то бишь бедному влюблённому историку податься? :) Он тут аки витязь на распутье: туда пойдёшь — сам жив будешь, коня потеряешь; сюда пойдёшь — сам погибнешь, конь жив останется; прямо пойдёшь — обоим вам крышка. У него такая свобода выбора... что просто караул.

3.

Но всё же эта свобода выбора получше, чем та, которую предоставили Принцессе министры и Тень (Тень сперва действовала по приказу министров, но забрав дело в свои руки, повернула всё так, как сама хотела).

Первое. В завещании было указано, что Луиза должна сама найти себе мужа, что она и сделала. Так что запрещать ей выходить замуж за Христиана-Теодора, любимого, которого она сама нашла, и заставлять её выйти замуж за другого, нелюбимого, с предоставлением выбора из заданного набора, который составлен Тенью — это прямое нарушение воли как покойного короля, так и самой Принцессы.

Второе. Как В ПЬЕСЕ, так и В ФИЛЬМЕ 1991 ГОДА Тень упоминает ТОЛЬКО О ДВУХ кандидатах в женихи Принцессы, и оба — союзники Тени: Пьетро и Цезарь Борджиа. Очень мило. Вот тебе людоед элегантный, вот тебе людоед грубиянистый, выбирай на любой вкус. А за любимого нормального человека выходить замуж не смей. "Свобода" выбора предоставляется "широчайшая".

И, наконец, третье. Намерение предоставить Принцессе выбор из двух женихов Тень озвучила перед этими самыми женихами, чтобы закрепить и вывести на новый уровень свой союз с ними. Но так и не осуществила! Предпочла не доверять дело облапошивания Принцессы посторонним и не отдавать выгоды трона конкурентам, а взять всё в свои руки. Без всякого упоминания о выборе из списка женихов Тень наврала Принцессе, будто бы Учёный предал и продал её (Принцессу), и вместо него поганого предложила себя прекрасного. Вот это предоставление свободы выбора, это я понимаю!


Рецензии