29. Как осуждать ближнего. И не только
Приглашаю снова вернуться к методическим вопросам Работы Байрон Кейти.
Про описание момента поговорили, про нахождение убеждений тоже, в четырех вопросах немного разобрались, перевороты вспомнили, поэтому пора погрузиться в тему вопросника «Осуди ближнего своего» (ОБС). Это моя любимая тема. Поэтому решила поделиться своим опытом и пониманием рекомендаций Кейти. А вас приглашаю примерять, как туфельки, разные варианты заполнения вопросников, чтобы выбрать то, что подойдет вам.
Начну с повторенья. В первом издании книги Кейти ОБС называли опросником. Потом появился другой вариант перевода – вопросник.
ОПРОСНИК – опросный лист, анкета.
ВОПРОСНИК - перечень вопросов по какой-либо теме.
Мне кажется, что это слово точнее передает суть того, что мы делаем, - отвечаем на вопросы по одной теме, в нашем случает об одном человеке в одной ситуации.
Кстати, иногда ОБС называют анкетой и листочком. Все это об одном и том же. Но в сообществе фасилитаторов принято использовать слово «вопросник». Поэтому приглашаю даже в этой мелочи проявлять свой профессионализм. И еще одна деталь: если вы используете цитату из первых изданий книг Кейти, то не смущайтесь – исправьте в этой цитате слово «опросник» на вопросник. Это допустимая редакторская правка.
Итак, теперь про «Осуди ближнего своего». Однажды меня спросили: «А этот вопросник надо заполнять только на близких родственников?». Тогда, много лет назад, сказала, что любой человек (и не только – предметы, явления, события, группы людей и т.д.) могут стать объектом, на который заполняют вопросник. Теперь из собственного опыта ответила бы так: обязательно надо почаще заполнять вопросники на близких родственников, чтобы они не стали дальними.
Не встречала объяснений Кейти, почему именно так она назвала вопросник. Для меня не столь важно, как он называется. Хотя слово «осуди» вступало в противоречие с заповедью «не судите, да не судимы будете». Но потом, когда получила опыт реального прощения после исследования вопросников, приняла условность его названия. Вопросник не про осуждение, это всего лишь наши суждения о человеке именно в тот момент, когда мы поверили своим мыслям о нем. Но главное в другом – любой вопросник о нас и для нас. Другой человек и любое явление, событие, на которых мы заполнили вопросник, — это возможность разобраться в себе и подарить себе освобождение от стресса.
И, конечно, размещу несколько цитат Кейти о вопросниках:
- Каждый новый вопросник делает вас мудрее и добрее.
- Только вы можете найти в своей голове мысли, которые причиняют вам страдание. Вопросник специально сделан для того, чтобы собрать все эти мысли и исследовать все истории.
- Эго не отказывается так быстро от своих концепций, поэтому и есть весь вопросник. То, что вы не исследуете из вопросника, я называю потусторонним миром. Эти непроработанные вещи буду побеждать то, что вы проработали. Если вы смешаете чистую и мутную воду, то вся вода станет мутной.
- Люди, на которых мы заполняем вопросники, нужны для того, чтобы пробудить нас.
- Из маленьких ситуаций получаются очень вкусные вопросники!!!
- Если что-то не подходит, не соответствует любви, - то это другой вопросник.
- Мудрость или эго? Мудрость или война? Что я предпочитаю? Ответы я могу найти в вопросниках.
- Твоя память — это твоя вера в историю. Исследование (Работа) уничтожает эту веру. Именно исследование уничтожает веру в то, чего никогда не было.
- Даже исследование одного утверждения из вопросника может помочь переписать историю.
На этом завершу свои рассуждения. Давайте перейдем к делу – будем вместе заполнять вопросник. И начнем с классического варианта. Потом перейдем к импровизациям.
На сайте Байрон Кейти размещена форма вопросника. В нем шесть вопросов, которые называют пунктами или номерами вопросника.
Давайте сделаем так: буду размещать то, что написано в вопроснике с сайта Работы Байрон Кейти (это принятая на сегодняшний день форма вопросника), а в своих комментариях буду делиться своим опытом.
"Вопросник «Осуди ближнего своего»
© 2019 Byron Katie International, Inc. Все права сохранены.
Подумай о стрессовой ситуации, связанной с другим человеком, например о споре.
Медитируя над тем моментом времени и местом, испытай то, что ты испытывал тогда, и заполни вопросник, представленный ниже. Используй короткие, простые предложения".
Мои комментарии:
Четко определите, кого вы будете осуждать. Это может быть ОН, ОНА, ОНИ или ситуация, события, чьи-то слова, его или ее реакция. Иногда в одной истории, которую мы не можем забыть, может быть много «обидчиков». Выбираем только одного или что-то одно. Дальше – описываем момент, который стал поводом для заполнения вопросника.
Для исследования важно различать такие понятия, как ваша история и описание момента.
При встрече с фасилитатором очень хочется рассказать подробно о себе, о том человеке, на которого заполнил вопросник, хочется объяснить, почему и из-за чего это произошло, что стало причиной осуждения. Но этого не надо делать. Каждый из нас свою историю знает и все понимает, а вот для фасилитатора эта информация не нужна. Да, это так.
Есть один простой прием: сначала запишите все, что вспоминается про тот момент. Не останавливайте себя. Устройте праздник своему эго, как говорит Кейти.
Вот мой пример:
Мама ненавидела моего мужа с первой встречи. Она не принимала мой выбор. Она осуждала меня постоянно за решение выйти замуж за такого человека. Мое замужество стало еще одной проблемой в отношениях с мамой: она все время ворчала и за что-то моего мужа осуждала. Постепенно я все чаще стала соглашаться с мамой. Она была права.
В тот день приехала к маме и рассказала о своем решении развестись. Объяснила, что стало причиной: я терпела его грубость, пьянство, жестокость, а вот измену простить не могу. Была уверена, что мама меня поддержит. В тот момент для меня это было очень важно. Но в ответ услышала такие слова: «Ты не имеешь права думать о себе. Ребенку нужен отец. Сама выбрала такого идиота в мужья. Вот теперь терпи и не позорь семью своим разводом. Я запрещаю тебе разводиться».
После этого я убираю (зачеркиваю) все ненужное (эмоции, выводы, объяснения, рассуждения). Оставляю только информацию о том,
ЧТО произошло именно в тот момент, который выбрала как микроцентр:
ЧТО произошло: Сообщаю маме о моем решении развестись с мужем. Мама говорит: «Я запрещаю тебе разводиться».
ГДЕ произошло: у мамы дома, мы сидим за столом на кухне.
КОГДА произошло: Это было более 40 лет назад. День.
Предлагаю заполнить вопросник на маму. Это вечная тема для исследования. И всегда есть что вспомнить. Только, пожалуйста, вспомните момент, когда вы были уже достаточно взрослыми. В заполнении «детских вопросников» есть свои маленькие тонкости. Мы обязательно о них поговорим и потренируемся заполнять такие вопросники.
Очень конкретно, лаконично, желательно с упоминанием обидных слов или неприятных действий описываем момент. Обязательно находим микроцентр момента: тот самый миг, когда реально ранили (когда сработал спусковой крючок). Здесь не надо торопиться. Выпишите несколько микроцентров. А уже потом вспомните «правило трех сосен». Выберите одну сосну, чтобы не заблудиться.
Даю вам время на выбор ситуации и описание момента. Продолжу завтра в следующем посте (ВК не любит много текста в ленте).
Продолжение http://proza.ru/2025/01/14/1832
Свидетельство о публикации №225011301896