Умный Хрущев

Хрущёва советские товарищи считают пустым дундуком, допуская оговорку, что воистину глупый всё-таки не смог бы пролезть на самый верх.

Хрущёв – карикатура на самого себя. Советские лидеры гротескны все, и внешне и по сути, – но это был человек, облик и речи которого находились за гранью самопародийности, игрок, делавший вид, что у него в покере власти не просто перебор (так играли многие), а перебор с гаком.

Но как-то раз вскрылись, и банкующий Берия ушёл без штанов. Да и голым – недалеко.

В плане гротеска Хрущёв переиграл даже Сталина, хотя, после звания генералиссимуса и костюма маршала тут, казалось бы, зашкалило. Ан нет, цирк уехал, но клоуны остались. Никто не видел того ботинка, но все верят: этот мог.

Трудно представить себе Гопкинса, пляшущего гопака по просьбе Рузвельта. Но люди смотрят на фотки и легко представляют, как Хрущёв мог бы самозабвенно выделывать коленца на сталинских вечеринках. (Что, вообще-то, больше говорит о хозяине малины, чем о подельниках.)

Говорят, Хрущёв был хитёр умом своей третьей жены. Хотя, не очень понятно, кем она ему приходилась: они 40 лет прожили в гражданском браке, в нём путешествовали за границу. И действительно, Кухарчук разбиралась в экономике, владела множеством языков, знала толк в искусстве (судя по надгробью мужа). Может, её ему дали от советской щедрости, приглядывать, а может и так, подсказывать. Почему бы нет? Ведь вертикальную карьеру он начал делать после знакомства с другой дамой, женой Сталина. (То есть, Хрущёву и Аллилуевой кто-то устроил счастливую встречу, когда оба «случайно» поступили в Промакадемию в 1929 – синекуру для партийных болванов.)

[Промакадемию, оккупированную "правыми", то есть, менее ультралевыми меньшевиками, сталинские потихоньку набивали своими кадрами. То же делалось и в Академии Наук и др.]

Хрущёв чётко разыграл советскую Директорию «коллективного руководства». Хотя идея была не его, но когда вместо 21 выигрышным назначили 40, он оказался тут как тут.

Советские люди пишут матом, что Хрущёв всё слил. Типа, великие сталинские достижения пустил по ветру. Но всё как раз иначе: сливал «умный» наследник Берия, а Хрущёв неимоверными усилиями страну сохранил, иначе уже в 1957 СССР полетел бы не в космос, а в тартарары. Да и вообще, никто иной, как Сталин, лично утвердил себе Хрущёва в ближний круг.

Но его не любят. Одни за НЕДО, другие за ПЕРЕ.

Однако время дуракаваляния Хрущёва падает на десятилетие, когда СССР, задавленный теснинами бытия и идеологии, вдруг очнулся и дурака валять перестал. Вряд ли случайно то, что изнемогший от пресса народ именно вместе с первым секретарём пружиной ринулся из тухлых консервов тридцатых прямо в шестидесятые, ещё не в направлении к, а попросту от. И стремление в дурацкий, в общем, космос нагляднее всего демонстрирует безотчётный порыв простых людей не важно куда учесать прочь. Стартуя космическую гонку и, в общем, XXI век и хороня средневековый культ, ХХ съезд постановил прекратить строительство паровозов. Смешались в кучу кони, люди... Хрущёв, он такой один...

Клоунские от подмышек штаны сабжа олицетворяли всё: шаги, мысли, семилетки, квартиры. На фоне съёживающихся расценок, денег, армии Хрущёв смотрелся не отцом народов, а дядькой нации. И дядькой обманчиво безобидным: поорёт, но отойдёт.

И Хрущёв был последним руководителем, который так много орал.

Мемуары сабжа вызвали ропот наследников и надсмотрщиков. От недоумения: ничего особенно там сказано не было. Но именно потому, что ничего кроме туфты там не содержалось, стала очевидна бессодержательность всей советской власти. Непонятно, чем люди занимались и занимаются по сей день и откуда у них право имеется? Ведь действительно, на фоне гулкого, но играющего самого себя Хрущёва прочие пустозвоны Политбюро, работавшие «на полном серьёзе», выглядели ещё более глупо и необъяснимо.

Именно поэтому, кстати, подлинность мемуаров сразу была поставлена под сомнение с самого «верха» и даже из-за границы. Уж больно загадочной в них видится происхождение и становление власти СССР, да и сам Союз представляется чем-то невозможным. Железная дорога «Дно – Тюратам».

В прокуренных купе, как положено, байки про прошлое и настоящее, но почему-то без начала и конца. «А я ему и говорю...» «А он мне и отвечает...» Пассажиры (элита номенклатуры) о чём-то толкуют, а зачем – не понятно. Ведь снаружи результата нет никакого. Поезд идёт или стоит независимо от них, – и это видно совершенно ясно.

Но внутри состава кипит жизнь. В результате толковища кого-то скинули с подножки, кого-то подрезали в тамбуре, но кто-то пересел в салон.

Мемуары Хрущёва – забавный комикс, напрочь убивающий пафосный советский эпос. И там не кто виноват и что делать, а: кто я? Что всё это было?

Человек родился в 19 веке, а начинает со Сталина. Дореволюционному сытному существованию (вокруг всё жило богато, а сами Хрущёвы зажиточно) посвящены три страницы, – и, конечно, не понятно, как миллиардер заработал свой первый миллион. Так и написано:

"...началась работа на шахте и заводах, забастовки, революция, Гражданская война. Обо всем этом я не буду рассказывать".

Но... – понятно. Неглупый, хваткий и изворотливый паренёк принялся карабкаться наверх, используя в качестве ступенек чужие головы. При чём тут марксизм и народ, бедность и борьба за права трудящихся? Да ни при чём. Просто так открывались социальные лифты для новых самозванцев. Риск запрыгнуть туда был немалый – сорвались многие, но и возносили они на самые вершины. А кто юному Хрущёву объяснял – не известно. И фамилия его самого неизвестна. Потому что неизвестны родители. И место рождения. И национальность. В одном месте было так запросто:

"...в Юзовке мне сказали: – Надо идти на партийную работу, потому что это сейчас главное".

А кто сказал-то? Но – пошёл, поверив. Не прогадал. А, типа, хотел получать высшее образование, да не дали. Это после трёх классов рабфака, неоконченных. Высшее-то. Г-хем.

Вообще, Хрущёв совершенно правильно молчал о родне и не распространяется о детстве, о юности, о том, как откосил от армии. Глупо выглядят Ленин и особенно партайгеноцвале Сталин с его невнятными Кеке, семинарией и эксами. Хрущёв же прост: «Что было – не важно, очнулся уже на плечах гигантов». Тем и стоял. Отец – шахтёр (на самом деле высокооплачиваемый инженер-энергетик в рудоуправлении), сам Никита тоже работал на шахте, но в шахте не работал и дня – и как квалифицированный блатной электрик получал з/п в полтора раза выше средней. Что это значило на деле?

«Я, например, материально был обеспечен лучше, когда работал рабочим до социалистической революции, чем тогда, когда являлся секретарём  Московских городского и областного комитетов партии».
Упс.

И, конечно, не оттуда всезнайство, хамство, желание влезть во всё с ногами, вопиющая некомпетентность. Этот набор из 20-х. Новую партийную администрацию ставили на местах не дело делать, а стучать. Сапогами, и так...

"Раз избрали секретарем укома, я должен был давать универсальные руководящие указания. Так я стал человеком, облеченным ответственностью и за состояние сельского хозяйства в уезде, и за добычу угля рудниками, и за деятельность Красногоровского завода керамических изделий".

Универсал - это по-английски. А по-русски так: швец, жнец и на дуде игрец. Но это когда Леонов воспитатель детсада. А когда клоун злой рецидивист, то:

"Мои функции заключались не в обеспечении производства сельскохозяйственных продуктов, а в выколачивании этих продуктов из крестьянских дворов.
Трусом Хрущёв, очевидно, не был: в пиратах трусам делать нечего. Но и полундру нужно не проспать. Борьба за место под солнцем шла лютая: самозванцев убивали и чужие и свои. Хрущёву повезло, в отличие от его любимого поэта и приятеля Махини: пули свистели рядом. Но – выжил, и поведенческая линия бессознательно закрепилась. В 1964 за это выгнали. Удивился: чего вдруг, 40 лет вместе и вдруг здрасьте..."

Нужны ли были эти окружные и столичные хрущёвы кому-то, кроме них самих? Нет, – и сам он говорит, как поднялось сельское хозяйство, которое ему поручили курировать, в эпоху нэпа:

"После 1922 г. с его голодом и людоедством теперь настало изобилие продуктов. Сельское хозяйство поднималось прямо на глазах. Это было просто чудо. В селе Марьинка в начале весенней кампании 1922 года я проводил собрания и видел, в каком состоянии находились тогда крестьяне. Они буквально шатались от ветра, не приходили, а приползали на собрания. Когда же я приехал туда секретарем укома, их было трудно узнать. Просто чудо, как поднялись люди.
Грабить перестали и – ленинское чудо: поднялись люди с пола. То есть, корсар на одном, но голубом глазу вещает, что, как только банда попритихла, жизнь наладилась".

Так что всё эти люди понимали уже тогда и сразу.

Потому что потом снова начали резать золотоносных кур – и опять...

Сабжа в 1930 послали передать собранные деньги каким-то чувашам на комбайн. Приехал, а там на него смотрят полудохлые скелеты, как на дикаря: хлеба привёз??

В 1938 он же узнал про голод на Украине, бывший 6-ю годами ранее:

"Я же просто не представлял себе, как может быть в 1932 г. голодно на Украине. Когда я уезжал в 1929 г., Украина  находилась в приличном состоянии по обеспеченности продуктами питания. А в 1926 г. мы вообще жили по стандарту довоенного времени, то есть 1913 г., а тогда продуктов питания на Украине имелось много, и все продукты были дешевые: фунт мяса стоил 14 коп., у овощей была буквально копеечная цена. В 1926 г. мы  достигли довоенного уровня, и после упадка хозяйства в результате войны и разрухи мы гордились этим успехом. И вдруг – голод!"

Ага! В 29-м жили хуже, чем в 26-м, когда на десятом году революции догнали старый режим пятнадцатилетней давности. Не нужно быть семи пядей, чтобы смекнуть, чего ждать в будущем, когда гонишь в прошлое. Но нет: член ЦК (а вообще, человек из топ-20) не знал, что на самом деле происходит в стране, причём на его малой родине. Можно сказать, что под старость сабж «запамятовал», подставлял ненавистного Сталина, забыл снять красный нос, перепутал облачения. А что, если нет?

"Ходили мы в скромной одежде, и я не знаю, имел ли кто-нибудь из нас две пары ботинок. А костюма, в современном  его понимании, не имели: гимнастёрка, брюки, пояс, кепка, косоворотка – вот, собственно, и вся наша одежда".

Точнее, форма. Все мемуары – детский лепет. Особенно про соратников (расстрелянных и прочих) в духе: «парень в целом неплохой, только ссытся и глухой и старался на убой». И про дрова, которые, конечно, наломали все: и Сталин и Каганович и Молотов и сам автор, – но спали мало. (Помним: не проспать полундру.)

"Это требовало огромного напряжения сил, если учесть, что соответствующих знаний и опыта у меня не было. Приходилось брать усердием и старанием, затрачивая массу усилий".

И тут не скажешь, что бывший Первый порочил актив. Так и было: неучи учились по ходу, имея в пассиве страну. Первые лица самозванцев занимались чёрти чем, заполняя собой вакансии бухгалтеров, нормировщиков, вертухаев. И причина бесконечной разрухи очевидна: на работу строем выходили невесть откуда взявшиеся симулякры.

О Кагановиче в метро:

"В работе, которую он проводил, он, как говорится, наломал немало дров, но не жалел при этом ни сил, ни здоровья".

О Булганине в метро: Он

"...простудился в метрошахтах и заболел ишиасом, после чего  долго лежал в постели. Потом его послали лечиться в Мацесту. Одним словом, он вышел из строя на долгое время, может  быть, на месяц, может быть, даже более того".

О себе в метро:

"Пошёл  я  в  метрошахты. Спустился, осмотрел все и стал более конкретно представлять себе, что  такое метрополитен".

И потом проводил там 80% времени. Спать некогда было. (Полундра!)

Это советский андерграунд? Или корабль пиратов уродов, реально?

Нет, больше похоже на мафию. Глава клана лично инспектирует забегаловку. Потом ещё одну. Тут не до сна.

Уровень СССР покруче, конечно, Коза Ностры. Всё-таки огромную страну готовили к гигантской войне. Тут не бутылками звенеть, а поднимать танко- и станко-. Но кто готовил-то? И кто поднимал? Если Хрущёв в забоях метро сутками лично фиксировал нормы выемки грунта, а Каганович вторым после вождя секретарём ЦК беспробудно писал обличения на оппозицию, то Сталин, вероятно, всем и рулил?

"Он [Сталин] мне говорит: "Товарищ  Хрущёв, до меня дошли слухи, что у  вас в Москве неблагополучно дело обстоит с туалетами. Даже "по-маленькому" люди бегают и не знают, где бы найти такое место, чтобы  освободиться..." Были построены отдельные туалеты. И всё это придумал тоже Сталин".

Когда Наполеон в пылающей Москве подписывал устав Комеди Франсез, это ещё понятно. Но представить себе императора, обсуждающего в цирке план похода на Москву?.. А тут норм:

"Когда Сталин шёл в театр, он порой поручал позвонить мне, и я приезжал туда или один, или вместе с Булганиным. Обычно он приглашал нас, когда у него возникали какие-то вопросы, и он хотел, находясь в театре, там же обменяться мнениями по вопросам, которые чаще всего касались города Москвы".

А вот и чеховские алко-дачники:

"Бытовая сторона жизни Сталина мне тоже нравилась. Бывало, приедешь к нему (чаще всего на ближнюю  дачу в Волынском...) а он обедает... Сидел он  обычно один. Подавали суп - русскую похлёбку, стоял графинчик с водкой и  графин с водой, рюмочка была по размерам умеренная..."

Скажут, что Черчилль и вовсе принимал министров в постели. Да, но на быте и сытости англичан это не отражалось, и экономика работала понятно как. А как работало в СССР? Загадка. Троцкого и убили, когда он стал писать, как устроена советская экономика. Опасались деталей. Недаром и мемуары Хрущёва вышли в США, а не в Лондоне.

И, конечно, время пожирали постоянные, перманентные заседания. Иной раз до глубокой ночи. А о чём? Да ни о чём. Персональные дела обсуждали. Кому сколько карточек дать, у кого отобрать...

И если бы только бугров. На Политбюро вызывали и совсем мелкую сошку.

"Помню, однажды на заседании Политбюро встал... вопрос об одном лице, командированном Внешторгом в какую-то латиноамериканскую страну".

Мелкая сошка (зиц-шпион) по пьяни проболталась в кабаке журналисту (шпиону). Сталин лично вёл детальный допрос, а потом сошку... простил. И ЦК в полном составе часа полтора-два это заслушивал.

Тут, натурально, можно бы мемуаристу и тормознуться: и смех и грех, все всё уже поняли. [Суть дела, конечно, не так проста: по дурости слили английскую прокладку, надо было оправдаться...] Занавес! Но нет, «Остапа несло». Из-под портьеры клоун продолжает о тяжком будне прозаседавшихся хамов:

"После этого объявили перерыв. Тогда Политбюро заседало долго, и час, и два, и больше, делали перерыв, после чего все уходили в другой зал, где стояли столы со стульями и подавался чай с бутербродами. Тогда было голодное время даже для таких людей, как я... даже не всегда можно было вдоволь поесть у себя дома. Поэтому, приходя в Кремль, наедались там досыта бутербродами с колбасой и ветчиной, пили сладкий чай и пользовались всеми благами как люди, не избалованные яствами  изысканной кухни. Так вот... был объявлен перерыв и все пошли в "обжорку"..."

Если такие сливки, то что молоко?

А, может, сливки это:

"Много раз мы вместе со Сталиным смотрели различные кинофильмы. Однажды был просмотрен фильм из жизни колониальной Англии. Я запомнил его содержание: надо было перевезти какие-то ценности из Индии в Англию. Но путь, которым шли корабли из Индии, контролировался пиратами. Тогда обратились к одному известному пирату, который сидел в Англии в тюрьме, и предложили ему взяться за это рискованное дело, а взамен что-то было ему обещано. Он согласился, однако поставил условие, что он подберёт команду по своему усмотрению из  тех, кто сидит с ним в тюрьме. Английское правительство согласилось, он подобрал команду, ему дали корабль, он прибыл в Индию, погрузил ценности, отправился в обратный путь и по дороге в Англию стал уничтожать своих единомышленников. Метод был такой: намечал жертву и ставил его фотографию к себе на стол. Так постепенно он уничтожил какое-то количество этих бандитов... Закончился просмотр картины, и Сталин, как обычно, предложил поехать к нему на "ближнюю" дачу поесть. Маленков и Берия сели в одну машину со Сталиным, а мы с Булганиным в моей машине поехали следом за ними. Приехали на "ближнюю", сейчас же пошли мыть руки и, как всегда, перебрасывались словами. Берия: "Слушай, ты знаешь, что сказал Сталин, когда мы ехали: а этот капитан – неглупый парень, он соображал, что делал"."

[Боевичок, кстати, описан с "заскоками". Думаю, помимо памяти, подвёл обратный перевод с английского. Микоян тоже кино помнил, без названия. Сталин его два раза подряд крутанул. А название "Капитан Кидд", 1945.]

Продолжение в статье "Фантастический полёт Хрущёва"


Рецензии
А я не критикую Хрущёва. Я помню, как однажды в детстве, придя домой, я услышала от мамы: "Тася, на шкафу лежат твои деньги?"- " Какие деньги?"- "Тебе в колхозе выдали". На шкафу лежали 8 руб. Я их взяла, сходила в магазин и купила два пакета карамельных подушечек. Мне достаточно лет, поэтому я знаю, что именно при Хрущёве стали оплачивать труд крестьян не трудоднями, а деньгами. А мы, дети, работали в колхозном огороде, поливая овощи. И я не считаю этот труд эксплуатацией детей.

Валентина Забайкальская   16.05.2025 10:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.