Пушкин. Народ безмолвствует 2

Пушкин. Народ безмолвствует
 
Часть 1

Пушкин и народ молчун  Егор Зыков  http://proza.ru/2023/09/10/194

Финалом драмы Борис Годунов (полное название «Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», жанр которой сам А.С. Пушкин определил в письме к Вяземскому как «романтическая трагедия»)  стала фраза:
 
                НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ

В заключительной авторской ремарке слово «безмолвствует» выделено курсивом. Ниже крупным шрифтом набрано: «Конец» (см. Борис Годунов, сочинение Александра Пушкина. Санктпетербург, 1831, стр. 142.)

Алексеев М.П. в ст. «Ремарка Пушкина «Народ безмолвствует» отметил:

«П. В. Анненков был первым издателем «Бориса Годунова», заметившим, что в автографической рукописи трагедии конец был иной. В своем издании «Сочинений Пушкина» (1855) он воспроизвел  «Бориса Годунова» по первопечатному тексту 1831 г., но в примечании к заключительной фразе отметил:

«В рукописи... после извещения Мосальского, что дети Годунова отравились, народ еще кричит:
                „Да здравствует царь Димитрий Иванович!“,

а уже при печатании это заменено словами:
                „народ безмолвствует“,

что так удивительно заключает хронику, предрекая близкий суд и заслуженную кару преступлению»
//Алексеев М. П. Пушкин:Сравнительно-исторические исследования/АН СССР;Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. — С. 208—239. http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/a72/a72-208.htm
(см.  Сочинения Пушкина, т.IV. Изд. П.В. Анненкова. СПб., 1855, стр.457)


А до нее страшноватая:             
                И мальчики кровавые в глазах

Фраза про народ молчун, но любящий потом гнать волну-молву  и даже «пургу», накормила не одну сотню разных ведов…

Полюса толкований два:
- это формула народа – раба, без права голоса
- это формула народа – кровожада = так молчанием он отметил затаенное злобное ожидание очередного кровопролития в царствующем доме русского деспотичного царизма

Нам по нраву расшифровка фразы Ст. Рассадиным:

                НАРОД ЕЩЕ НЕ МОГ НИ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ,
                НО МОГ МОЛЧАТЬ ОБ ЭТОМ

(см. Рассадин Ст. Драматург Пушкин. Поэтика, идеи, эволюция. — Москва, 1977)

Если идти от времен русьского вечевого строя Руси (особо Новгородской), то фраза должна бы быть иной:

                НАРОД УЖЕ НЕ МОГ НИ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ,
                И ДАЖЕ ДУМАТЬ (и) МОЛЧАТЬ ОБ ЭТОМ

Это народ, которого Юрий Болдырев обозначил «приговоренным к деградации»

Молча вилы он берет
Марсельезу не поет
Второго Ленина он ждет
Вот


Часть 2 от 130125

Пушкинский народ  пролюдей стада толп черни  и профанов безмолвствует
Потому без молвы, что народ сей:
- онемел, стал нем из-за действий преобладающей синтетической теории эволюции не революционных масс пролюдей – долгое вынужденное многовековое  молчание выработало привычку молчать, а привычка выработала потомство мутантов-молчунов из-за постоянной односторонней мутации голосовых связок и протестных центров мозгов
- онемел из-за привычки, заменившей  счастье
- онемел – стал глух к бедам соседа
- онемел до тотального безмолвия из-за поражения психики до полного слома, когда радостью стало несчастье соседа
- онемел из-за счастья как удара молнии  радости – стрела, пуля  попала в соседа, ржавый тупой топор палача ударил в плечо не моё … Онегин убил Ленского, а Таню выдали замуж и жизнь удалась и можно уже не отдаваться
 - онемел из-за спазма заменившего оргазм

Народ  безмолвствует, ибо:
- забит
-  сыт (по горло)
-  ссыт (кипятком)
- мальчик хочет в Тамбов

Народ глух и нем (по-русски онемечн), так как он:
- ждет когда повар  помоет в компоте ноги и появятся по-мои в освободившемся месте головомойки
- ждет новых казней и смены правителя и самовластца, который непременно объявит предшественника сумадуром в шествии с ума к кромешности бездн сумасшествия с культей культа личности в жути автократии в смраде запахов промежности
- в состоянии «ждем-с», что они «Николаи Иные»  друг друга изведут, а детей их «мы вилами переколем»  и «мы кишкой последнего царя последнего попа удавим»

Народ силен своим «задним глубинным умом» с опытом ошибок нудных и кровавых:
- вякающий непременно попадает впросак за просто так
- молчание – золото  = форма протеста с минимизаций личных рисков получить серпом по ёф и лишиться языка с кастрацией на пересылке с перегоном между Полярной Совой и Полярным Волком
- орать и нести галиматью – это мешать единственному кормчему у руля титаника на пути,
 указанном курсором «Курс Партии – нашего рулевого» к станции «Война - не мир»
-  лопнул гудок паровоза «Анна Каренина»
- не можно и даже незя мешать дремать обломовым, которых пасут смотрящие – глухие камердинеры молчалины и слуги фамусовых рептилии репетиловыв конторе «А судьи кто»

Народ безмолвствует «патаму чта» и еще «а не хрен тут» ….  И он молча «за», и он мыча «против», и вообще ему по х*ую, и для него всегда «один х*уй п*изда рулю», а «до первой звезды не пьем»

***

Народ молча ждет, когда состав отправится, а перрон останется

На Тихорецкую состав отправится.
Вагончик тронется — перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные,
Платочки белые, платочки белые,
Платочки белые — глаза печальные.

Автор слов Михаил Львовский так вспоминает историю создания песни:  Как раз была «оттепель». И я написал пьесу «Друг детства». Сюжет её в том, что одного мальчика берут в армию, он очень плохо служит, потому что интеллигентный, щупленький, что для армии не подходит, но своей бывшей однокласснице, которую в школе звали «Царица Ирина» и в которую он влюблён, врёт про свои похождения в армии. А в него влюблена подруга «Царицы Ирины». Это она поёт: «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется — перрон останется…»  Станция Тихорецкая, сейчас город Тихорецк, находится в часе езды от моего родного города Краснодара, с которым я связываю всё, что пишу. <…> На моём экземпляре стоит дата — 1962 г. …  Пьеса ставилась в двух театрах: «Ленкоме» в постановке Ролана Быкова с музыкой Таривердиева, и в «Современнике» в постановке Виктора Сергачёва с музыкой Геннадия Гладкова. В Москве песню больше пели с музыкой Таривердиева, а в Ленинграде с музыкой Гладкова. В своих сольных концертах её исполняла Майя Головня, которая потом записала эту песню на моей авторской пластинке. Когда пьесу  запретили, Таривердиеву жалко было песню и он её вставил в оперу «Апельсины из Марокко» по Аксёнову.   (см.  Форум сайта «Музыка XX века».  Архивировано из оригинала)

***
Завещание частное двучастное  Пушкина от 1823 и 1828 гг:

Свободы сеятель пустынный
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Пушкин А. С. "Свободы сеятель пустынный..." // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 2. Стихотворения, 1820—1826. — 1977. — С. 145.


Поэт и толпа (Чернь):
Procul este, profani. *
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Пушкин А. С. Поэт и толпа: ("Поэт по лире вдохновенной...") // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т.  Л.: Наука, 1977—1979. Т.3. Стихотворения, 1827-1836. - 1977. С. 85—86.

https://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v03/d03-085.htm


Рецензии