Проза и поэзия или Поэзия в прозе
Эссе
Проза и поэзия – это одно целое, непостижимый мир, вселенная, мироздание. Это два корабля, которые постигают просторы непостижимого. Только один корабль это парусное судно, а другой атомоход.
Поэзия - это всегда вдохновение, полет чувства, высота чувствований, юность открытий, молодость переживаний, острота восприятий, лучшее время жизни. Проза - это мастеровитость, зрелость, обстоятельность, расчетливость, проникновенность в постижении жизни. Поэзия это начало жизни, проза ее продолжение и окончание. Если взять известных литературных деятелей, поэтов и писателей таких как Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю. , то мы их знаем, как поэтов, которые достаточно проявив себя в поэзии, писали прозу. К таким деятелям литературы можно отнести А. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, В. В. Набокова и других. Некая закономерность прослеживается и причины тому есть.
Не знаю, имею ли я право затрагивать такую тему, как поэзия в прозе или просто проза и поэзия. Проза и поэзия - это области литературы, которые на протяжении веков существуют отдельно друг от друга и не соприкасаются или соприкасаются очень деликатно, хотя корень у них один. Это две культурные глыбы, два колосса, два огромных разделившихся и несоединимых, казалось бы, пласта. И все-таки издавна они так или иначе соприкасались и примеров тому множество. Иногда это соприкосновение было вскользь, иногда они соприкасались как бы накоротке, на короткой дистанции. Но всегда при соприкосновении главным являлась проза, потому что она вела основную канву повествования. В ранние годы, когда я читал Фадеева «Разгром», если не ошибаюсь, то встречал в повествовании короткие стихи или отрывок из песни и он мне тогда показался настолько интересным, что я пожалел о короткой вставке из нескольких строк. И, помню, тогда я расстроился, что не могу прочитать полностью стихи или залихватскую песню, потому что приведенные строки мне показались талантливыми и яркими. Я даже пролистал книгу вперед, чтобы снять разочарование об отсутствии продолжения этих строк. Хорошее начало в стихотворении или запев, как говорится, когда речь заходит о песне, заставляет читать продолжение или внимать произведению. Еще тогда я сделал вывод, что хорошее стихотворение перехватывает повествование, концентрирует внимание на себе, или, говоря иначе, все-таки отвлекает от повествования. И потом я часто встречал поэтические строки, которые меня больше задевали, чем прозаический текст, потому что поэтические строки всегда более яркие, образные, точные, доходчивые и схватывают сразу за короткое время. У прозы другое достоинство. Она более подробная, детальная, глобальная, в ней отточенная мысль приобретает законченное и лаконичное представление в виде определений, формулировок. И, казалось бы, проза и поэзия должны или могли бы дополнять друг друга. Но этого не происходит, потому что тонкая грань повествования отделяет одно от другого из-за иных средств выразительности, разной природы представления и образности. И все-такое мне всегда хотелось совместить одно с другим, чтобы одно дополняло другое, перетекало из одного в другое и создавало новое сильное, яркое и впечатляющее произведение.
До сих пор не могу забыть поэтические строки, которые Джек Лондон написал в романе «Мартин Иден». Когда я их прочел то не мог читать роман дальше. Для меня эти строки явились больше чем сам роман, его квинтэссенция, гимн жизни художника, суть и точное попадание в замысел произведения. Я выучил эти строки и все время повторял, возвращался к ним. Именно эти строки отражают идею и суть романа. Это как кусок самого главного, сердцевины, вырванный со страниц произведения. Его, казалось, достаточно, для выражения целого. Есть стихи, которые выражают все произведение, но вне контекста, казалось бы, имеют иную ипостась, не могут быть так сильны, хотя на самом деле и сами по себе очень впечатляющи. Есть проза, которая сильна сама по себе в продолжительном, крупном повествовании, но приобретает большую силу на коротком участке, если ее читать в контексте со стихотворением. Вот эти строки из романа «Мартин Иден»:
Лира, прочь!
Я песню спел!
Тихо песни отзвучали.
Словно призраки печали,
Утонули в светлой дали!
Лира, прочь!
Я песню спел!
Я когда-то пел под кленом,
Пел в лесу темно-зеленом,
Я был счастлив, юн и смел.
А теперь я петь не в силе,
Слёзы горло мне сдавили,
Молча я бреду к могиле!
Лира, прочь!
Я песню спел...
Казалось, там еще должно быть много всего интересного, увлекательного и чувственного. И я искал это в произведении Джека Лондона и нашел. Действительно там оказалось то, что не хватало в стихах. Это картины, сцены и подробности. Но без этого стихотворения, без жизненных подробностей произведение потеряло бы главное, пронзительность и высоту. В этом случае поэзия, как нельзя кстати дополнила прозу, чтобы получилось целое впечатление более яркое, сильное, чувственное, образное, поразительное.
Я описал единственный случай использования поэзии в написании романа. Стихи придали поэтичности и усилили текст.
Таких случаев немного. Хотелось еще привести хотя бы один случай использование поэзии в прозе и привести, но я не буду этого делать. Вообще, использование поэзии целиком в прозаическом произведении не слишком удачны. Так же как и написание отдельными поэтами прозы. Романы и повести с использованием поэзии поэтами не слишком удачны. Они обычно теряют выразительность и целостность. Мне приходилось читать прозу одного известного, современного и очень талантливого поэта. Он тонул в описательности, мелочах, в изложении, образы, которые он находил, казались, интересны, но теряли остроту из-за иных выразительных средств. В стихотворении выстраиваемый образ от рифмы только выигрывает и начинает по особому играть. Тогда как в прозе нужно применять все-таки другие выразительные средства. Пушкин Александр Сергеевич, наш русский гений, делал это, используя свой прозаический дар, блестяще в «Повестях Белкина», «Капитанской дочке». Его талант в полной мере проявился в прозе, хотя в поэзии он достиг необыкновенных высот. То же самое можно было сказать о Лермонтове М.Ю. Оба не пытались соединять поэзию и прозу. Кто-то из поэтов это делал по-своему. И в конце своего романа мог поместить гениальные стихи. Когда я читал эту прозу то искал то, чего не мог найти. Когда прочитал в конце его поэзию, она мне показалась отдельным гениальным произведением, не соединившимся с прозой.
В романе «Нефть и любовь» я постарался органично соединить прозу и поэзию, хотел, чтобы одно происходило из другого и чтобы стихи добавляли художественной образности прозе. Что из этого вышло не мне судить. Но моя цель была именно такой. Поэзия она более лирична, чем проза. На коротком дыхании она может выразить то, что роман, рассказ или повесть выражает за более длительный период за счет рифмы, иных приемов. Для того, чтобы поэзия в соединении повествования была органична с прозой нужно, чтобы они находились на одной волне чувств. Проза при этом должна возвеличиваться до поэзии, тогда как поэзия получать питание, подпитываться от прозы. Когда я писал роман «Нефть и любовь» мне хотелось, чтобы читатель получал поэзию тогда, когда ей наступает пора и ей случается место. Чтобы читатель не искал ничего впереди по тексту, а насыщался теперь же этим мгновением.
Я делал несколько попыток и начинал писать ни один роман. И только в романе «Нефть и любовь» мне что-то удалось. Насколько это произошло не мне судить.
Начинается роман с тяжелого для героя времени, которое можно отнести к прозе жизни. Постепенно повествование переходит в романтический и лирический период жизни героя и в это время появляются стихи, которые дополняют прозу.
Свидетельство о публикации №225011300479