К этимологии ойконима АНЖИ

  АНЖИ. Этимология

Города Махачкала никогда не существовало и это "подарок" от местных коммунистов. Они переименовали Шамиль-Калу в честь ничем не примечательной персоны, в политическом плане ориентированной на Москву.

Местные жители называли Махачкалу до переименований - Аьнжи/ ГIанжи.

Этимологии нет. В монографии Фарука Сумера "Огъузлар (Тюркменлер)" Каспий упоминается как АДЖЫ ДЕНИЗИ. Но это не более чем переиначивание непонятной тюркам гидронимики. АДЖЫ в тюркских языках - "горький", но Каспий как раз отличается малосолённостью воды, потому что он питается пресными водами Волги, Урала и др. более мелкими  реками.

В мнг. языках ИДЖИЛ "Волга". В даргинском ГIЯНЖИ "глина". Но это слово похоже на ав. ГВАНЗ "тучно, пышно" ( о земле с буйной растительностью). Что же касается мнг. ИДЖИЛ то это "парный, одинаковый". Территория Анжи описывают как склоны с виноградниками и какая-то вышка типа смотровой. Но в 20-30-х годов Махачкала изобиловала глиной, имелись болотистые места и даже малярийные участки. Вода была тухлой. В сталинское время в самой черте города распологались концлагеря и туберкулёзная больница. В городе жило не мало горских евреев и иранских подданных (персов, азербайджанцев.)

В старом ауарском АНЖИ (ГIанжи) - г. Махачкала, а также название Каспия.

Наиболее подходящим явл. ауарский диалектный материал :

Ав. ГIИНЖИ "ступенька', ГIАНЖАЛ "лестница" ( не приставная). Это может быть также "площадка наверху ступенек". Формально похоже на Анжи- арка. Ойконим должен быть как-то связан с холмом прилегающим к Каспию. Это, вероятно, как раз иранское укрепление на возвышенности, где заканчивались границы Сасанидского Ирана и тянулась стена до самых гор, перекрывающая проход. Если город назывался "Крайняя Дверь" ( Семендер*), то у той гипотетической двери мог быть и порог, к которому вела череда ступенек.

Дарг. ГАНЗИ, диал. ГАНДЗИ, ГАНЗИХЪ, ККАНЦУКЪ, КАНЦИ, ККАНЦЦИ "лестница приставная".

Относительно узкий проход между морем и горами длительное время явл. яблоком раздора между хазарами и халифатскими арабами, которым эта местность досталась от Сасанидов. Те кто владел Дербентом не желал накопления здесь чужих. Стягивание вооружённых всадников в естественный коридор между Каспием и Кавк. хребтом обычно предвещало штурм Дербента или его обход.

Для средневековых армян все те, кто проживал к северу от Дербента представляли собой народ "хонов", "страны хонов" и "бесчисленное множество хонов". Ойконим "Дагъестан" им был неведом. Для армян весь коридор, ведущий к Дербенту - "хоны". Арабам, видимо, был известен термин "Алхон" или "аль-Хон" ("хоновы?"). При этом они свои боестолкновения с хазарами называли "походами в Джурджан", т.е. Прикаспий.

Можно уверенно сказать, что племена ХОН/АЛХОН, местность ДЖУРДЖАН ( ГОРГАН) и ТОРАЙЕ ( ТЦУР/ТЦУРА) в средневековье было понятно и армянам, и иранцам, и халифатским арабам. Это - дагъестанское побережье Каспия.

Для древних греков Дагъестан - пределы Сарматии у Гирканского моря. А где находится Россия им было объяснять бесполезно, её тогда не было и они её не знали. Кипчачий "Тенглик" в соавторстве с таким же как они сами - ДНЦ РАН наводнил интернет липовыми картами огромной Хазарии,отхапавшей задним числом чужие земли и над которой начертана звезда Давида. На самом деле эта липовая Хазария не более чем дерьмо на палочке и к местным кипчачим опилкам она никакого отношения не имела. И нигде в кавказских горах она не командовала. Для классической Европы, как и средневековых армян - регион Прикаспия - Сарматия, а Хазария припёрлась сюда позже.   



* В афганском однако Samandere, Samundar не "Крайняя Дверь", а "Местность у моря". 


Рецензии