Бог Един! Создавший все сущее и род человеческий

 
 
 
 
1. Несоответствие в Библии.
      
          В данной статье будем рассматривать один из актуальных вопросов – размножение человеческого рода, а именно потомков Адама. Начнем с Библии. Относительно сотворения человека и его размножения в этой Святой Писании для иудеев и христиан имеется столько не соответствий, что не возможно прийти единому мнению. Информация одной книги Библии отвергается другой или данная информация не согласуются с законами логики. Одним из таких несоответствий является следующее  откровение Библии, где говорится: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Бытие 1:27). Эти слова данного откровения пропагандируются единственной целью, чтобы оправдать божественность пророка Еноха для иудеев и Иисуса для христиан, поэтому Бог предоставлен Церковью в человеческом образе. Не останавливаясь на этом, библейские богословы приписывают Богу человеческие свойства. Иудеи в Бытие 5:22  пишут: “Енох ходил с истинным Богом”. Христиане ссылаясь на откровение Иоанна (Ин. 3:18) оправдываются тем, что в Новом Завете Иисус именует себя Сущим (Ин. 8:25), единородным Сыном Бога, Сыном Человеческим (Мф. 8:20). И свои утверждения богословы обосновывают тем, что в Библии говорится: «Бог есть Сущий, или Тот, Кто есть; так Сам Бог назвал Себя Моисею», но читая Исход 3:14 мы видим, что там говорится не просто «Сущий», а «Сущий Иегова». На самом деле в этих откровениях на вопрос: кто же ты? Иисус вовсе не говорит, что я бог, а отвечает им: “от начала Сущий, как и говорю вам”, а что касается значения термина «Сущий», то оно означает - истинный, самый настоящий. Игнорируя  истинные откровения Евангелия, большинство христианских конфессий утверждают, что Иисус Христос совмещает в себе две природы: божественную и человеческую, являясь одновременно и Богом, и человеком.  Споры начатые вокруг этого вопроса в середине V века привело к расколу Церкви, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско – католическую церковь на Западе, с центром в Риме, и православную на Востоке, с центром в Константинополе. В православном богословии есть мнение, что явление Еноха с пророком Илией ожидается христианами перед вторым пришествием Иисуса Христа. Но на самом деле в Библии нет такого откровения, где Иисус говорил, что «я Бог». А самое главное нигде не описывается облик Бога, не говоря о сущности и характере Создателе и Повелителе всего сущего. “Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину” (Второзаконие 4:15-16). И таких откровений в Библии предостаточно, но, не смотря на это, еврейские богословы  Саадия Гаон  и Филон утверждали, что Бог обладает человекоподобными чертами. Точно так же иудейский богослов Маймонид утверждал, что способность разума позволяет стать наиболее богоподобными, когда этот человек развивает способность постижения природы  Бога. В христианской мысли, образ Бога, тесно связана с идеей первородного греха, которую Иисус возложил на себя. Этот образ Бога, который присутствовал у Адама, было потеряно с грехопадением. И лишь через искупительную жертву в Иисусе на кресте, люди смогли воссоединиться с Богом. Для христиан Иисус создан по образу Бога, и является сыном Божьим, единосущным, то есть, из одной природы, что и Отец Бог (Ин. 20:28).  В своем послании коринфянам Павел утверждал, что Иисус Христос, во всем его существе, есть образ Божий. “Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого” (2 – Пос. Коринфянам 4: 4). Чтобы христианство стало религией Римской империи, Павел прибег к невидимым приемам. Ему были чужды основные принципы единобожия (таухида), поэтому он стал прививать римскую религию в истинную религию Иисуса. Верховным божеством римлян считался Юпитер.  Его супруг Юнон считалась богиней брака и рождения, материнства и женщин. Они имели детей: Вулкан, Диана, Геркулес, Бахус, Ювента, Марс, Беллона, Минерва, Аполлон, Иарбант, Меркурий и Прозерпина. Храм Юпитера стоял на Капитолии, а его статуи находились повсюду. Римляне до той степени привыкли видеть образы своих богов, что они не могли принять христианство без образа бога Иисуса.1 
         
          Таким образом, Иисус Христос в образе Бога, стал основополагающей доктриной христианства. Дополнило эту доктрину учение троицы «Бога Отца, Бога Сына Иисуса Христа и Бога Духа Святого». Относительно данного излишества допущенными христианами в Коране говорится:

О люди Книги!
В религии своей излишествам не предавайтесь
И ничего не говорите об Аллахе, кроме правды.
Мессия Иса, сын Марйам, - посланник от Аллаха и Его Слово,
Которое в Марйам Он воплотил,
И Дух (как милость) от Него.
Так веруйте в Аллаха и посланников Его,
Не говорите «Троица!» - себе во благо.
Аллах - Один Единый Бог!
Его величию негодно
Отцом для смертного предстать.
Всем в небесах и на земле владеет Он Один.
Его, как поручителя, довольно!
                (Ан—Ниса, сура 4:171).

         Излишества побуждают обладателей Писания, переходя все границы, измышлять на Аллаха ложь, как например, то, что Он имеет сына или же является частью троицы. Аллах еще ранее вдохнул в Адама Свой дух, и никто из книги Писания из-за этого не стал утверждать, что Адам был Богом, как это твердят об Исе.2
Комментируя данное откровение Ибн Касир пишет: "Слово Аллаха: "И не говорите про Аллаха ничего, кроме истины – т.е. не возводите на Него ложь и не приписывайте Ему супругу или ребёнка. Превыше Он того, что они говорят. Пречист и свят в Своём величии и возвышенности. Нет божества кроме Него, и нет Господа кроме Него". Об этом Аллах сказал: "Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, Которое Он бросил Марйам, и дух от Него – т.е. он всего лишь один раб из Его рабов и творение из Его творений". Аллах сказал ему: "Будь!" и он появился. Он посланник из посланников Аллаха и слово Его, которое Он бросил Марйам. Т.е. Он сотворил его посредством слова, с которым Он послал ангела Джибраиля (Гавриила)(мир ему!) к Марйам, и тот вдул в неё дух от Аллаха по Его дозволению. Это дуновение было произведено в карман её рубахи, и оно спустилось и нашло прибежище в лоне, подобно тому, как происходит оплодотворение матери отцом. Поэтому об Исе (мир ему) говорят, что он – слово Аллаха и дух от Него, ведь у него не было отца.Он произошёл от слова «Будь!», которое было сказано ему. А дух, с которым это слово было послано – это ангел Джабраил (мир ему!)".

2. 2. Кто есть Бог, создавший все сущее         

          Чтобы понять истинную суть дела для начала выясним значения термина Бог. Бог по библейским понятиям это название могущественного сверхъестественного Высшего Существ в теистических и деистических религиях. В монотеистических авраамических религиях, в особенности в Библии Бог рассматривается как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог («Бог Авраама, Исаака и Иакова») и как проявление высшей реальности, причём как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных. В политеистических религиях мира боги создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон, а затем из их пантеона выделяется один главный бог (монолатрия).
 
          Первое Имя Бога Эл и 7 Его значений: 1). Эл - Бог. В Каббале в книге «Зохар» названы 72 имени Бога, каждое состоит на иврите из трёх букв. Общее название для Божества в еврейском языке строится на корне существительного Эл, или Элох. Прибавив к еврейскому существительному мужского рода единственного числа суффикс им, получаем множественное число; и мы также встречаем слово элохим. 2). «Бог Элохим»  — еврейское нарицательное имя Бога, Божества; множественное число от «Элоах» или «Эл», общего названия для божества у семитских народов. Упоминается на протяжении всего еврейского Священного Писания (Ветхого Завета в Библии), начиная с Бытия 1:1. Упоминается попеременно, а иногда и вместе с другими именованиями Божества — Яхве (Иегова), Адонай и т. д. 3). Ха-Элохим: «Один Бог».  Говоря о сотворении, Бытие не упоминает никакого   материала, с которого Бог начинал. Мы читаем, что Бог работал с уже существовавшим материалом (“прахом”), когда создавал тела человека (Быт. 2:7) и животных (Быт. 2:19), но мы не знаем ничего, с чем работал Бог, чтобы появился этот “прах”. Предполагается сотворение из ничего. Он сказал, и сделалось; Он повелел, и стало (см. Пс. 32:6; Евр. 11:3). То, что Бог как сотворял, так и созидал, или придавал форму, подчеркивается тем, как Он назван: Боре, “Сотворивший” (Ис. 40:28); Осех, “Творец” (Ис. 54:5) и Иостер, “Создатель” (Ис. 45:11). Ха-Элохим: «Один Бог». В Быт. 5:22 Моисей указывает, что Енох ходил пред Ха-элохим, что предполагает уникальность, единственность в своем роде. Когда в еврейском тексте слово “Бог” употребляется с определенным артиклем, обычно его понимают как “один истинный и живой Бог”. 4). ЭЛ Элион: «Бог Всевышний». Описание Божества мы находим в Быт. 14:18: “И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего [Эл Элион]”. Здесь впервые в Библии Божество называется словом Эл. Вероятно, первоначальное его значение – “сильный” или “могущественный”. Благодаря Божьей силе это слово стало означать “Бог”. 5). Эл Шадай: «Бог Всемогущий». Говоря с Аврамом, Господь назвал Себя еще одним словом, отражающим Его силу. В Быт. 17:1 впервые появляется выражение Эл Шаддай, “Бог всемогущий”. То, что Бог назвал Себя Шаддай, представляет собой значительную трудность для толкования, ибо очевидно, что слово это происходит от глагола, смысл которого “делать что-то в ярости, разорять, разрушать”. Эл Шаддай обещал: и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; (Быт.17:6). 6). Эл Олам: «Бог Вечный». Бог не ограничен не только в силе, но и во времени. Это отражено в имени, которым Он назван в Быт. 21:33: Эл Олам, “Бог вечный”. Слово Олам происходит от глагола со значением “прятать, скрывать”. В принципе, Олам может означать “скрытое время”, “неопределенное время” или “неограниченное время”. До какой степени не ограничено время олам, должен определять контекст. Эл-Элохе-Исраэл: «Бог, Бог Израилев». В Быт. 33:20 Иаков дал особое имя Богу: Эл-Элохе-Исраэл, “Бог, Бог Израилев”. Благополучно добравшись до Сихема, Иаков поставил жертвенник и назвал его так в честь Бога (Быт. 33:18-20). Когда Иаков родился, он держался за пятку своего брата Исава. Поэтому его и назвали Иаков, что означает «ухватившийся за пяту». Хваткая, лживая натура была отличительным свойством Иакова. 7). Эл-Бетэл: «Бог Вефиля». В Быт. 35:7 говорится, что Израиль назвал еще один жертвенник в честь Бога: Эл-Бетэл, что значит «Бог Вефиля». По пути из Сихема, где был освящен жертвенник Эл-Элохе-Исраэл, Израиль подошел к тому самому месту, где когда-то его – одинокого, подавленного и испуганного – утешил Бог. Это место называлось Луз, и тогда Иаков переименовал его в Вефиль, что значит «Дом Божий». Через двадцать лет, возвращаясь той же дорогой, Израиль поставил еще один жертвенник в благодарность Богу за его посещение и обещание. Он назвал его Эл-Бетэл, что значит «Бог Вефиля».3
         
          Бог как Высшее Существо среди мусульман обозначен словом Аллах. Аллах — арабское слово, означающее единого и единственного Бога, творца мира и господина Судного дня. В исламе — Бог Аллах как и в Библии имеет корень «ала». Основное значение имени «ала» — «высокий» и «возвышенный». Такое значение подчеркивает благородство и уважение, которое несет в себе имя. Считается, что носители имени имеют высокие цели и великие идеалы. В арабистике считается, что слово Аллах расшифровывается как «аль-илах» и является результатом слияния определённого артикля единственного числа «аль» и «илах»  — слова, означающего Бог, однокоренного с «Элохим» с Богом Ибрахима (мир ему!). В Доисламской Аравии Аллах был высшим божеством и творцом всего сущего и арабы после Исмаила (мир ему!)поклонялись только Аллаху. Краткая форма символа веры ислама, которым является шахада (свидетельство) гласит: “Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха!”. По мнению авторитетных толкователей Корана наиболее вероятной корнем слова Аллах является «алиха», что означает «быть поклоняемым». От него произошло слово «илях», означающее божество или того, кому поклоняются. Все пророки (и даже библейские) использовали слово «Илях» по отношению к истинному Богу (т. е. Аллаху). Впоследствии, к данному слову добавились стандартные Алиф и Лям, поскольку это делало слово более конкретным. Так это слово превратилось в «Аль-Илях». Со временем для облегчения произношения из слова была удалена хамза (или алиф), и в итоге слово стало звучать как «Аллах».4
         
          Из всего вышеизложенного следует, нарицательное имя Эль, (Элахом) Элохим и Аллах является Единым Богом достойного поклонения. Но, почему то, при оформлении Библии богословы слово Элохим заменили на Бог. А в книге Исход 22:28 переводчики решили перевести слов Элохим как Судьи. Читая откровение на иврите «ибо Яхве, Элохим ваш, есть Элохим Элохимов и Владыка владык, Эль великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров» (Второзаконие 10:17-18) указывают на то, что Яхве является главным Элохим, среди других Элохим. Все эти отрывки записаны в Библии, призывающей верить в Одного-Единственного Бога (Элоха) по имени Яхве. Но библейские богословы предоставили это откровение в ином виде: ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду(Второзаконие 10:17-18 . К семитским языкам также входит, почти исчезнувший в наше время, арамейский – язык, на котором говорил пророк Иса (мир ему). Взывая своего Господа он называл Его Эллахи. В середине IX века в Арабском халифате создается учение об Аллахе ставшей основой исламской религии и  богословия, а догмат о единственности и единстве Аллаха (таухид) — главный догмат ислама. Мусульманские богословы того времени главное внимание уделяли познанию Аллаха с помощью разума и прибегали к рациональным доказательствам необходимости его существования. Для философов Аллах являлось высшее и необходимое совершенство, высший Разум и высшая Любовь, который творит мир, воплощаясь в нём через иерархию эманации (происхождения).    
         
          С появлением богословской школы мутазилитов обстановка в исламском мире изменилось. Мутазилиты (араб. обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся) – в истории ислама первая крупная богословская школа, просуществовавшая до XIII века. И что интересно основными оппонентами этой богословской школы являлись мусульмане иудейского и христианского происхождения. Они строили свои учения опираясь на еврейскую традицию, а исходными точками являлись неоплатонизм и аристотелизм. Огромное влияние на оформления этой богословской школы оказало манихейство. Манихейство — синкретическое религиозное учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов на территории современного Ирака. Учение Мани было составлено в основном из христианско – гностических представлений, опиравшихся на специфическое понимание Библии, однако со временем впитало большое число заимствований из зороастризма и буддизма — по мере проповеди в странах их распространения.

          Большая часть произведений представителей школы мутазилитов главным образом было уделено неясным и трудно понимаемым аятам Корана (муташабихат). Муташабих то, что имеет скрытый эзотерический смысл. В основном значение этого термина относится к некоторым аятам Корана и хадисам Сунны, смыслы которых представляются для толкователей неясными и нуждаются в предположениях. Муташабих должен быть принят мусульманином на веру без разбирательства, так как истинный смысл известен только Аллаху. Муташабих может выражаться в отдельных словах Корана. К примеру, такие буквосочетания, как Алиф Лам Мим, Та-ха, Сад и т.д., которые приводятся в начале некоторых аятов Корана. Существует также смысловые выражение муташабиха. Примерами может послужит следующие аяты: “Милостивый утвердился на троне…” (сура 20:5), “…Я создал своими руками” (сура 38:75), “…и придет твой Господь…” (сура 89:22), а также значение слов «утвердился», «своими руками», «придет» применительно к Аллаху. Джабира ибн Абдаллах мухкамом называет те аяты Корана, толкования которых известны и значения понятны, а а муташабих — те, которые не дано понять никому из творений и знание о которых сохранено у Всевышнего Аллаха.5 А по мнению Мухаммада ибн Джафара, муташабих это то, чем Аллах испытывает людей, что можно исказить и интерпретировать.
         
          Во Вселенной существует множество вещей, сущности которых мы понять не можем, так как работоспособность  человеческого мозга составляет лишь 10% от ее общей возможности. И этот преднамеренный шаг в ограничении понимании был сделан с единственной целью, чтобы испытать человеческое существо. Поэтому постижение священной сущности Всевышнего Аллаха, находится за пределами нашего разума. Истина заключается в том, что смертный человек даже не способен постичь свое физическое тело, не говоря о сущности собственной души. Тем более, когда речь идет о сущности Аллаха и о событиях происходящих в неведомом нам мире. Поэтому для верующего лучше всего примирится с этим положением и быть терпеливым, а что касается истины о неведомом мире и о сущности Аллаха, то она откроется нам в Судный день.  А попытки объяснить то, что невозможно постичь разумом, являются невежеством.  Относительно всех этих вопросов в Коране говорится:

Он - Тот, Кто Книгу ниспослал тебе, -
Одни айаты в ней несут открытый смысл,
Собой являя как бы Матерь Книги;
Другие - скрыты в толковании своем.
Но те, (чье сердце по земле) в грехах (блуждает),
Желая смуты, следуют тому,
Что отвечает их угоде, -
Выискивая скрытое значенье,
Которое известно лишь Аллаху
И открывается лишь тем,
Которые глубоким знанием владеют.
«Мы веруем в (Святую) Книгу, - говорят они, -
Где все (айаты) явлены от Бога!
И весть ее способен охватить
Лишь тот, чей разум светел».
 
                (Семейство Имран, сура 3:7).


          Ибн Касир в комментариях данному откровению пишет: “… Он - тот, кто ниспослал тебе писание; в нем есть стихи, расположенные в порядке, которые - мать книги; и другие - сходные по смыслу. Те же, в сердцах которых уклонение, - они следуют за тем, что в нем сходно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха. И твердые в знаниях говорят: “Мы уверовали в него; все - от нашего Господа”. Вспоминают только обладатели разума!” Не смотря на ясные откровения Корана запрещающие толкование неочевидных по смыслу аятов, среди мутазилитов находились такие схоласты, которые брались за это дело без боязни, так как этому позволяло веротерпимость существующая в исламском мире.6   
         
          В этом деле, в особенности,  усердствовал один из основоположников мутазилизма Ваасил ибн Ата. Его учение о божественных атрибутах было создано под влиянием греческой  философии и православной догматики Иоанна Дамаскина. Дело Васил ибн Ата было продолжено одним из ярких личностей мутазилитской школы ал Джахизом. Относительно этого человека известный толкователь Корана и философ ибн Кутайба  пишет: “Из всех схоластов ал-Джахиз сильнее всех в умении сделать малое великим, а великое малым; он может привести обо всём также противоположное; то он доказывает преимущество чёрных перед белыми, то сражается против ши’и, защищая партию Усмана, то против сторонников Усмана и суннитов на стороне ши’и, то превозносит Али, то принижает его, а потом пишет книгу, в котором приводит доводы, выдвигаемые христианами против мусульман, а когда доходит до того места, где должен был бы их опровергнуть, вдруг перестаёт приводить доказательства, так что создаётся впечатление, будто он хотел всего лишь натолкнуть мусульман на то, чего они не знают, а слабых в вере - довести до сомнения.7 Таким образом, богословами – мутазилитами были написаны книги о сущности Аллаха. Они  продолжали свою деятельность даже зная, что пророк (с.а.с.) предупреждал их об этом говоря: “Размышляйте обо всём, но не размышляйте о сущности Аллаха”. Смысл приведенного хадиса заключается в том, что для познания Аллаха  не требуется представление и воображение. Также суждение, основанное на воображении, приводит к ошибке. Беда некоторых невежественных людей в том, что им трудно принять убеждение в существовании Всевышнего без Его представления. Они говорят: “Как мы можем быть убеждены в бытии Существующего, не представив Его?” В Священном Коране установлено, что Всевышнего Аллаха невозможно вообразить и постичь мыслями. Всевышний сказал (смысл):

Нет никакого видения (в мире),
Что (Господа) постичь (способно), -
Его же взор объемлет все.
(Он зрит во всяко естество) и ведает о всем, что суще.

                (Аль Анам, сура 6:103).

          В своих комментариях богослов ибн Касир пишет: Видеть Аллаха станет возможно в жизни вечной. Об этом свидетельствуют многочисленные хадисы от посланника Аллаха (с.а.с.), приведённые с достоверными цепочками рассказчиков в сборниках Сахиха и Сунны. Так Масрук сообщает, что Аиша (р.а.) сказала: “Кто говорит, что Мухаммад видел Господа при жизни, тот солгал”.8 В Коране говорится: “Поистине, когда Муса попросил у Аллаха увидеть Его, Аллах сказал: “О, Муса, любой живой, увидев Меня обязательно умрёт (от этого), и любая сухая вещь обязательно свернётся”. Аллах сказал об этом: “А когда открылся его Господь горе, Он обратил ее в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он оправился, то сказал: “Хвала Тебе! Я обратился к Тебе, и я - первый уверовавший”” (сура 7:143). Все эти аяты, хадисы и повествования о взоре на Аллаха не противоречат тому, что в Судный Он откроется для взора на Него Его верующим рабам, как Он пожелает. Что касается Его величия и возвышенности, то их невозможно постичь взором. Поэтому мать правоверных Аиша (р.а.), отрицает возможность видеть Аллаха при жизни и утверждает то, что Его можно будет видеть в жизни вечной. Её отрицание видения Аллаха при жизни основывается на слове Аллаха: “Не постигает Его взоры, а Он постигает взоры”. То, что она отрицала – это возможность увидеть величие и высочество Аллаха в полном объёме. Это неосуществимо для людей, ангелов и всех творений. Слово Аллаха: “А Он постигает взоры – охватывает их и знает о них всё, ибо Он сотворил их”.9

          Наша Вселенная делится на две принципиально отличающиеся сущности: умозрительную (философскую) и материальную, доступную наблюдениям. Первую называют Вселенной, а вторую — астрономической Вселенной, о котором нам ничего не известно. И наша планета в этой бесконечном пространстве подобен мельчайшей пылинке. Чтобы представить величественность создания всего сущего приведу цифровые данные. Расстояние от Солнца до центра Галактики - 8500 парсеков или 27 700 световых лет, а один парсек составляет 30,8568 трлн км. Один световой год современным космическим аппаратом можно преодолеть за 13000 лет.10      
Познакомившись с исламом и его течениями, Л.Н. Толстой отдал предпочтение суфизму. Так как, больше всего суфизм импонировал мироощущению писателя. В своём ответном письме в Ясную Поляну его близкий друг Асфандияр Воинов позволил себе не согласиться с точкой зрения русского мыслителя. Он писал Толстому: “…В первом письме Вы говорили о Вашем знакомстве с учением тариката и суфиев; отдавая должную дань высоте этого учения, Вы находите в нём тот недостаток, что по нему познание Бога есть удел только некоторых людей, достаточно подготовивших себя воздержанием и молитвою. Простите — это указывает на Ваше неполное знакомство с тарикатом, так как сведения Ваши, очевидно, почерпнуты не из первоисточников, а из поверхностных пересказов о суфизме ориенталистов. Воздержание, нравственная жизнь, помышления о Боге служат средством к приближению человеческой души к Богу, но не для того, чтобы человек был в состоянии постичь своими чувствами существование Бога. Мы не можем согласится с Вами, что душа человека есть частица Божества, но что душа человека способна постичь Бога, так как, по нашему учению, в душу человека взирает Бог и тем, так сказать, возвышает её до общения с Собою, и под силою взгляда Божия душа самого отчаянного неверующего способна воззвать к Нему”.11

3. Создан был ли человек по образу и подобию Бога?

          Таким успехом мутазилиты подобно библейским богословам стали утверждать, что Аллах создал Адама по своему образу. Они уверили своих последователей, что существует даже хадис переданным Абу Хурейрой, где пророк (с.а.с.), сказал: “Аллах создал Адама по его образу, и он был ростом 60 локтей. Когда Он создал его, то сказал: “Иди и поприветствуй группу ангелов, которые сидят и послушай как они ответят тебе, потому что это будет твоим приветствием и приветствием твоих потомков” И он сказал: “Ассаламу алейкум” и они ответили: “Ассаламу алейка ва рахматуллахи”, так они добавили слова «ва рахматуллах». Каждый кто войдет в Рай будет в форме Адама, но человечество будет становится меньше (ростом)” аль-Бухари (6227). Но в другом длинном хадисе о заступничестве сказано: “...затем Могучий явится в образе отличным от того, в котором они Его видели в первый раз” (аль- Бухари 7440; Муслим 182). Из этих хадисов мы узнаем, что у Аллаха есть Образ (сураh), соответствующий Его величию. И Его Образ является одним из Его Атрибутов, которые не могут быть уподоблены атрибутам созданий, также как Его сущность не может быть уподоблена их сущности. Слова пророка (с.а.с.) «Адам был создан по Его образу» означает, что Аллах создал Адама в Его образе, и у Него есть Лицо, Глаза, Рука и Стопа, и у Адама есть лицо, глаза, рука и стопа…. Но это не значит, что они похожи и одинаковы. Это всего лишь начальная схожесть, но это не одно и тоже. Также как первая группа вошедшая в Рай уподоблена луне, но они не одинаковы. Это мнение Ахлю-Сунна уаль-Джамаа, которые говорят, что ни один атрибут Аллаха не может быть уподоблен атрибуту сотворенного, и атрибуты Аллаха принимается без искажения их смысла или уподобления Его созданиям.12 
 
          Имам Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак ибн Хузейма аш-Шафии сказал в своей книге: “Раздел о хадисах от пророка (с.а.с.), которые некоторые люди, что не изучили знания должным образом, ошибочно истолковали и обольстили глупого учёного. Их невежество подтолкнуло их к уподоблению Аллаха творениям. Превыше Аллах и Величественней, чтобы лица Его творений были подобны Его (сифату) «Лик», которое Аллах описал Величием и Почетом и тем, что оно не исчезнет никогда”.13 Аллах — Тот, Кто сделал нам землю местом проживание, а его атмосферу оберегающей кровлей. Он придал нам прекрасным облик, красивее чем другие Его творения. “Мы сотворили вас и вам придали форму. Потом Мы ангелам сказали: «Адаму (низко) поклонитесь!» И те склонились перед ним, кроме (надменного) Иблиса, кто отказался быть средь тех, которые (пред Господом своим смиренно) отдали поклон” (сура 7:11). Аллах создал Адама и наделил его прекрасным обликом и стройным сложением. Он наделил его знаниями о названиях разных вещей и явлений, благодаря чему его внутренний облик стал совершенен. После этого Он приказал благородным ангелам поклониться Адаму, выразив тем самым ему почтение и признав его превосходство. Ангелы повиновались приказу Господа, и только Иблис отказался пасть ниц перед Адамом, поскольку он был высокомерен и самодоволен15. Если Адам был бы в обличие как Бог, то ангелы и джины поклонились ему. Но они сказали:

И вот Господь твой ангелам сказал:
«Я на земле Себе наместника поставлю».
Они ответили: «Ужель поставишь на земле того,
Кто там нечестие посеет и кровь прольет на ней?
Мы ж воздаем Тебе хвалы
И славословим Твою Святость».
Он им сказал:
«Я знаю то, чего не ведаете вы».

                (Аль Бакара, сура 2:30).

          Слова данного откровения свидетельствуют о том, что до Адама на Земле были люди подобно современному человеку, которые распространяли нечестие и проливали кровь. Относительно сотворения супруга в Библии говорится, что после сотворения Адама Бог его усыпил, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека (Быт. 2:21, 22). Ева (ивр. ;букв. «дающая жизнь») — праматерь всех людей, первая женщина, жена Адама, созданная из его ребра. Согласно апокрифических писаний Ева была второй женой Адама после Лилит. В каббалистической теории — первая жена  Лилит упоминается в Талмуде; как первая жена Адама, описывается в Алфавите Бен-Сира и каббалистической Книге Зогар. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злой демоницей, убивающей младенцев. Общеизвестно, что Пятикнижие было составлено из текстов, написанных разными авторами и в разное время. Оформление книг главным образом произошло в то время, когда евреи находились в плену у вавилонского царя, по этой причине некоторые эпизоды Пятикнижия были заимствованы из религиозных воззрения шумеров. Исследователями также установлено, что образы Адама, Лилит и Евы находили свое отражение в религии и культуре других народов Ближнего Востока.      
         
          После сотворения неба и земли как по Библии, так и по шумерам, последним был сотворен человек. Материалом для его создания послужила та же глина, из которой согласно Библии был вылеплен Адам. Ева, как утверждает Библия, сотворена из «ребра Адамова». Над этим вопросом долго бились и теологи, и историки религий. И только когда стал известен шумерский миф о боге Энки и богине Нинхурсаг, стало ясно, что здесь мы имеем дело литературной ошибкой, которое было допущено при оформлении Пятикнижия. В шумерском языке слово «ти» означает и «ребро», и «давать жизнь». Поэтому богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре повелителя вод шумерского бога Энки, носила, имя Нин-ти, что означало и «госпожа ребра», и «госпожа, дающая жизнь». Согласно же Библии имя Ева означает «Та, что дает жизнь», а создана Ева из ребра Адама (хотя по-древнееврейски слова «дающая жизнь» и «ребро» звучат по-разному, это не омонимы). Это открытие было сделано знаменитым специалистом по истории шумерской цивилизации Сэмюэл Н. Крамер. А что касается Лилит, то она у шумеров считается первой женщиной на Земле и первой женой Адама, вылепленная из глины, как и сам Адам. В традиционной шумерской иконографии она изображается в виде крылатой женщины, сопровождаемой двумя львами. Существует несколько шумерских легенд о Лилит. Наиболее известна безымянная легенда, приведенная в статье Ч. А. Моффета. Согласно данной легенде Лилит рассматривается как богиня-покровительница своего народа, вместе с тем очевидна и  ее темная суть - слезы Лилит даруют жизнь, но ее поцелуи приносят смерть. Иудейские источники говорят о двух Лилит: Младшей Лилит - супруге Асмодея и Старшей Лилит - супруге Самаэля, царице и матери демонов.15 При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы. После создания  Адама и Евы в Библии говорится: “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” (Быт. 1:27–28). Далее 3 глава Книги Бытие рассказывает о грехопадении Адама и Евы. Не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны дьявола (Змея), Адам и Ева совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. После грехопадения и изгнания из Эдема существование Адама и Евы в корне изменилось. Адам был обречен на полную страданий и тяжелой работы жизнь в поте лица, жил в ожидании смерти и добывал себе пропитание на земле, которая больше не родила таких чудесных плодов, как в Эдемском саду (Быт. 3:18-19). Согласно Библии, у Адама и Евы было три сына - Каин, Авель и Сиф. Но были и другие дети, об этом есть отдельное упоминание: "Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Грехопадение, которое фигурирует как в иудаизме, так и в христианстве это понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Бога, которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности. Любопытен тот факт, что и эта история была позаимствована у шумеров. Шумеролог В. В. Емельянов исследовав значение и этимологию шумерского слова (m)uzug выяснил, что это слово переводится как «(сексуально) нечистый». Оно встречается в тексте «Энлиль и Нинлиль», где герой по имени Энлиль встречает девушку Нинлиль, совершающую омовение у священной реки. Он соблазняет ее, в итоге боги считают этот поступок преступлением и отсылают обоих, как нарушивших ритуальную чистоту, в подземный мир. «Энлиль как uzug из города вышел», — говорит шумерский текст. История Энлиля и Нинлиль напоминает изгнание из рая Адама и Евы.16
         
          В Библии Адам и Ева прямо указываются как прародители человечества, выполняющие данное им Богом повеление «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28). Относительно количества рожденных у Евы детей точных сведений не имеется, и в Священном Писании упоминаются только три сына Евы. Каин («создавать») является старшим сын Адама и Евы, и первый рожденный на Земле человек (Быт. 4:1-2).  В мистическом учении XVI в. каббала Каин преподнесён как сын ангела Самаэля и Евы. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь, и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло.17 После этого Каин убил Авеля: “И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его” (Быт. 4:8). Авель (ивр. суета, плач) - второй сын Адама и Евы. Авель убит своим братом Каином после того, как жертвоприношение Авеля было принято Богом более благосклонно: “И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его” (Быт. 4:4-5). В Новом Завете Авель называется праведным и считается первым мучеником. Иисус Христос, обличая фарисеев, говорит, что с них взыщется «от крови праведного Авеля до Захарии» (Мф. 2335). Когда Адаму было сто тридцать лет, у него родился сын — его образ и подобие. Адам дал ему имя Сиф (Шет). (Быт. 5:3). Сиф (ивр. основание, утверждение) упоминается в родословии Иисуса Христа (Лук. 3:38). Ева родила Сифа после убийства Каином Авеля и после того, как Бог проклял Каина и его потомство: “И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин”. В Бытии 5:6 указано, что Адам прожил 930 лет: “Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер”. В Библии не указано точное количество детей Адама и Евы, но сообщается, что у Адама и Евы было большое количество сыновей и дочерей. В работах иудейского историка Джозэфуса указано: «Число детей Адама и Евы согласно тому, что говорит древняя традиция, было тридцать три сына и двадцать три дочери». По поводу дочерей Адама и Евы библейские книги не дают конкретного ответа, а доступные источники имеют существенные расхождения. Согласно Книге Юбилеев: «в пятую седмину во второй юбилей» Ева «родила дочь свою Аван»;  «в шестую седмину» Ева родила Адаму «свою дочь Азуру»; впоследствии Ева родила Адаму «ещё девять сыновей», имена которых не называются. В Книге Яшера (Праведного) утверждается, что до Шета (Сифа) Хава (Ева) родила Адаму «двух сыновей и трёх дочерей». У Епифания Кипрского в Панарионе упоминается: Старшая сестра Каина Сава. Сестра Сифа Азура. У Димитрия Ростовского в Келейном летописце упомянуто: «рождённая вместе с Авелем сестра его Делвора». «Вместе с Сифом родилась также и сестра его Асвама (как с Каином Калмана, а с Авелем Делвора)». Элиягу Эссас: без ссылки на письменные источники сообщает, что вместе с Каином родилась его сестра-близнец, а вместе с Авелем — две сестры (то есть родилась тройня), со ссылкой на Мидраш он сообщает, что: у Адама и Хавы (Евы) рождались только близнецы: сыновья, а вместе с ними — дочери вместе с Авелем, в отличие от Каина (у которого была одна сестра), родились две девочки. Одна из них стала женой Авеля. А вот по поводу второй — чьей женой она будет — и поспорили Каин с Авелем. Со ссылкой на Дон Ицхак Абарбанеля сообщает, что жену Каина звали Кальмана, жену Авеля — Белевира. Со ссылкой на Талмуд сообщает, что Каин женился на сёстрах Авеля (их было две). После рождения третьего сына — Шета (Сифа), у Адама и Хавы (Евы) родились ещё 60 сыновей и дочерей. На основании библейских преданий таких имен дочерей Адама и Евы можно привести десятки. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, тоже мог жениться на одной из своих сестер — Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса». Довольно интересным свидетельством о заключении первых браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия: «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета  появились мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин, и о родившихся в результате героях. Относительно кровосмесительных браков библейские богословы оправдываются тем, что первое поколение людей произошли от Адама и Евы, некоторые сыновья Адама, женились на своих сестрах, так как у них не было другого выбора. И это был необходимым шагом для продолжения рода человеческого. Ева, жена Адама, была костью от его костей и плотью от его плоти, поэтому она была ему даже ближе, чем сестра (Быт. 2:22-24). Делая эти безнравственные выводы, библейские богословы оправдываются тем, что в те времена жениться на сестре не считалось позором. В Библии сообщается, что спустя более 2;000 лет Авраам женился на своей единокровной сестре Сарре (Бытие, 20:2,12). Однако спустя еще около 430 лет Моисеев закон запретил кровосмешение и, следовательно, такие браки (Левит 18:9, 11; 20:17).19 Равнодушие общества к кровосмесительным бракам вдохновило составителей Пятикнижия к красочному описанию безнравственных поступков. В истории пророка Лота говорится: “И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего” (Бытие 19:33-36). Другим примером может послужит старший сын Иакова Рувим тайно осквернил брачное ложе отца своего подразумевая прелюбодейную связь его с женой Валлой и весьма ясно изобличен был, как сделавший то, чего не следовало делать. Поэтому и самим решением Иакова его дело осуждено было, как злое. Ибо зло, сказано, явился пред Иаковом (Быт. 49:3-4). А в Бытие говорится, что  Иуда дал своей овдовевшей невесте Фамарь все, что она потребовала и переспал с ней. “Она спросила:-А что ты дашь мне за то, чтобы лечь со мной? Он ответил: –;Я пошлю тебе козленка из моего стада. Она спросила: – А ты дашь мне залог до тех пор, пока не пришлешь козленка?  Он сказал: – Какой залог тебе дать? Она ответила: – Твою печать на шнурке и посох, который у тебя в руке” (Бытие 38:16-18). В иудейской и христианской традиции существует законодательная оговорка: все подобные преступления, совершенные до Потопа, считаются вынужденными и не греховными. А вот после потопа Ноя на связь между родственниками налагается запрет. В истории существует множество примеров, где кровосмешение происходило на протяжении десятков поколений. В попытках сохранить «чистоту крови» близкородственные связи практиковали царские фамилии Древнего Египта, Месопотамии, империи инков, Персии, Испании, Австрии,  Италии и многие другие. Некоторые династии правили по несколько сотен лет. Правда, все они расплачивались целым букетом генетических заболеваний и редко доживали до старости. Ярким примером являются египетские фараоны, которые не беспокоясь о последствиях женились на сестрах и дочерях. А в Европе таковыми являлись семья Медичи. Из-за брака заключенного между близкими родственниками в семьях у Медичи рождались одни уроды.  К 18 веку династия Медичи полностью утратила своё былое могущество. Последний представитель семьи, Джан Гастоне де Медичи, скончался в 1737 году, и династия прекратила своё существование.

4. Сказание о всемирном потопе.
         
          Далее в Библии говорится, что после того, как потомки Адама размножились они распространились за пределы Месопотамии. За это время люди забыв своего Господа предались греху “и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их” (Бытие 6:6-7). Оформляя чувство «и раскаялся Господь» или  «восскорбел в сердце Своем» библейские богословы хотят показать, что и Бог обладает человеческими чувствами. Раскаяние в человеческом понимании это признание своей вины в чём-либо, обычно с просьбой о прощении. И перед тем как наказать род человеческий Бог посылает к ним Своего избранного праведника – Ноя. Ной (др.-евр. Ноах — «успокаивающий, умиротворяющий») —в Библии потомок Сифа, последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама; сын Ламеха, внук Мафусаила. Согласно Книге Бытие, Ной “обрёл благодать пред очами Господа” (Бытие 6:8), поскольку был «человек праведный и непорочный в роде своём» и «ходил пред Богом” (Быт. 6:9).  За свою праведность Ной с семьёй был избран Богом для возрождения человеческого рода после Всемирного потопа, который явился Божественной карой за нравственное падение человечества. Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле и дал точные указания, как построить Ковчег — судно из дерева гофер, способное пережить готовящийся потоп — и снарядить его для длительного плавания. Когда приготовления были окончены, Бог повелел Ною взять с собой в ковчег по паре от каждого вида животных и птиц, а «чистых» (то есть пригодных для принесения в жертву) — по семи пар, “чтобы сохранить племя для всей земли” (Быт. 7:3). Вместе с Ноем в ковчег вошли также его семья: жена и трое сыновей с жёнами. В 17 день второго месяца “разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились” (Быт. 7:11) и воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей, после чего воды подняли ковчег, и он поплыл (Быт. 7:17,18). Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ной и его спутники. Только спустя 150 дней вода стала убывать, и вскоре, на 17 день седьмого месяца, ковчег остановился, опустившись на скалы массива Араратских гор (не на вершине горы Арарат). Согласно Библии, выйдя из ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградник и изобрёл искусство приготовления вина (Быт. 9:20). Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. “Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего”. (Быт. 9:23). За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и  Иафета. Двух других своих сыновей Ной благословил: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9:27). После потопа Ной жил ещё 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Быт. 9:29). Согласно библейской родословной, Ной является родоначальником всех народов мира, которые делятся на три основные группы: 1.потомки Сима (Семиты, в настоящее время устаревший термин, см. Афразийская семья). 2.потомки Хама (Хамиты, в настоящее время устаревший термин). 3. потомки Иафета (очень приблизительно соотносимые с некоторыми группами индоевропейских народов). Так был ли потоп Ноя глобальным или носил региональный характер? За огромную историю Земли произошло много потопов, но вода никогда не покрывала всю поверхность планеты. Поэтому, события всемирного потопа предоставленного в Библии однозначно являются чистейшим мифом. Мифы о потопе встречается во многих культурах по всему Земному шару.19               

          Первые мифические информации о всемирном потопе были найдены в мифологии шумеров. Археологи, работавшие на раскопках древнего Ниппура, обнаружили рукопись, в которой говорится о том, что в присутствии всех богов по инициативе владыки Энлиля было принято решение устроить великий потоп. В роли Ноя выступил персонаж по имени Зиусудра. Стихия бушевала целую неделю, а после Зиусудра покинул ковчег, принес богам жертвоприношение и обрел бессмертие. «Потопом» древние шумерские тексты называют наказание царя аккадской династии Нарам-Суэна, сына Саргона Древнего. Бог воздуха и бурь Энлиль наслал на властителя государства наказание за его неправедность. В 1872 году 32-летний британский ассириолог Джордж Смит в библиотеке Ашшурбанапала нашёл обломок глиняной таблички с описанием предания о всемирном потопе. Наводнение, датируемое рубежом 5 и 4 тысячелетий до нашей эры, причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу. По преданию Зиусудра, правивший в Шуруппаке, на протяжении нескольких десятков тысяч лет, воздвиг огромный корабль для спасения своей семьи, имущества и живности, обитавшей на Земле:

Все, что я имел погрузил я туда 
Все серебро сложил на корабль               
И золото все принес;               
И всех божьих тварей согнал я туда.
А также семью и родных.               
И с полей, и из степи
Всех букашек принес я туда; 
И всех мастеровых привел на корабль.            
          
          В древнем месопотамском эпосе о Гильгамеше говорится, что катаклизм шёл 6 дней, после чего вода стала спадать, а судно оказалось на вершине горы Нисир. Боги даровали Зиусудре бессмертие, и от него вновь пошёл род человеческий. На основании Ниппурских рукописей также можно сделать вывод, что всемирный потоп случился в 12 тысячелетии  до н. э.20 По версии древнегреческих  историков, потопов было целых три. Один из них, Девкалионов потоп, частично перекликается с библейским сюжетом. Все тот же спасительный ковчег для праведника Девкалиона (по совместительству сына Прометея) и причал у горы Парнас. В индуистской мифологии мы сталкиваемся, пожалуй, с самой сказочной трактовкой потопа. По легенде, родоначальник Вайвасвата поймал рыбку, в которую воплотился бог Вишну. Рыбка пообещала Вайвасвату спасение от предстоящего потопа взамен на обещание помочь ей вырасти. Далее все по библейскому сценарию: по указанию выросшей до огромных размеров рыбы праведник строит корабль, запасается семенами растений и отправляется в путь, ведомый спасительницей-рыбой. Остановка у горы и жертвоприношение богам – финал повествования. О потопе говорят мифы и легенды астеков, мая и индейцев Южной Америки. В одной из текстов рукописей астеков говорится: “Наступил день, в который смерть овладела человечеством. Тогда взрослые должны были удалиться в страну Миштлан, а самые младшие из детей заняли место у чудотворного дерева. Это дерево вскормило детей своим молоком, как мать. Так образовалась новая раса великанов, которая просуществовала 4008 лет. Потом боги, ими недовольные,  ниспослали на землю потоп. Все люди превратились в рыб, за исключением одной пары, спрятавшейся в ветвях дерева ахуэхуэте. Катастрофа произошла на десятый день атль. Когда потоп прекратилось и человечество возродилось, возникла новая раса…” А у индейцев чибча говорится, что богиня Чиа вызвала разлив реки, в результате которого под водой оказалась вся суша, за исключением высоких гор. На их вершинах и нашли спасение избранные.

          Согласно традиционной еврейской библейской хронологии, Всемирный потоп начался 17 числа второго месяца (то есть Хешвана) в 1656 году от Сотворения мира (2104 год до н. э.) (Быт. 7:11), а выйти из Ковчега на появившуюся сушу Бог повелел Ною 27 Хешвана 1657 года от Сотворения мира (2103 год до н.э.) И все же, был ли всемирный потоп? Если потоп был всемирным, то в правлении египетских династий фараонов был бы перерыв. Так как в это время в Египте правила XI династия фараонов.  Это одна из династий фараонов, правивших в Древнем Египте в конце так называемого Первого переходного периода и в начале Среднего царства в XXII —XX веках до н. э. (по Э. Бикерману 2160—1785 гг. до н. э.). Во время правления XI династии продолжалось освоение Среднего Египта, в результате в Фаюмской впадине была создана разветвлённая сеть каналов, которую соединили с Нилом. Меридово озеро стало выполнять роль резервуара для воды, заполняясь во время разлива Нила. Среди этого болота построили дворец, известный грекам как Лабиринт. Таким же успехом XI династия передала свои полномочия XII династии фараонов и ни в каких исторических документах Египта не зафиксировано о каких-либо потопах. В результате потепления, произошедшее более десяти тысяч лет назад вызвало таяние ледников и значительное повышение уровня воды. Быстрые выбросы талой воды в океаны в результате разрушения континентальных ледяных щитов в науке получили название импульсов талой воды. Талая импульса 1A ( MWP1a ) это имя используется четвертичных геологами, палеоклиматологи и океанографии в течение периода быстрого послеледникового  подъема уровня моря, между 13500 и 14700 лет назад, в течение которого глобальный уровень моря поднялся от 16 метров (52 футов) и 25 метров (82 футов). А что касается наводнения в Междуречье, то в 1930 годы экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила в Шуруппаке культурный слой, состоящий из отложений глины и ила, что говорило о затоплении. Наводнение, датируемое рубежом V и IV тысячелетий до н. э., причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу. В отличие от Библии в Коране сказано, что после потопа ковчег пристал на склоне горы эль-Джуди (2089 м), а не гора Арарат (5137 м), и вовсе не говорится о всеобщем потопе.21 Ясно сказано, что Аллах потопил тех кто отверг послание Нуха (библ. Ной):

Они ж сочли его лжецом,
И Мы спасли его и тех, кто с ним, в ковчеге,
И сделали преемниками их (ушедших поколений),
И потопили тех,
Кто ложью счел знаменья Наши.
Смотри, каков конец был тех,
Кому было дано предупрежденье,
(А он не внял ему)!

                (Йунус, сура10:73).

          Согласно исламу Нух (Ной) был пророком и первым посланником. Он послан Господом к своему народу с увещеванием и наставлением, призывом к людям поклоняться Единому Творцу. Они отвергли призыв пророка Нуха и сохранили верность идолам, за что и постигла их суровая кара в виде великого потопа. От него спаслись лишь избранные, которым Милостивый велел войти в ковчег. Один из хадисов гласит: перед своей смертью пророк Нух своему сыну сказал, что передает ему свое завещание и приказывает ему две вещи и запрещает тоже две вещи: приказывает следовать твердо «Ля иляха илляллах», что означает «Нет божества, кроме Аллаха», и приказывает говорить «Субханаллахи уа бихамдихи», что означает «Аллах чист от всякого недостатка, вся Хвала – Аллаху», и назвал это молитвой для всего, и что эти слова помогут достичь пропитание созданиям Господа. Запретил же своим сыновьям и потомкам высокомерие, и придавать сотоварищей Аллаху. Все эти приведенные информации Библии относительно сотворения человека однозначно противоречит нравственным нормам, а самое главное невозможно объяснить с научной точки зрения. И чтоб пролить свет в этом вопросе продолжим рассмотрение данного вопроса откровениями Корана. “О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, именем которого вы предъявляете друг к другу (свои права) и чтите родственные связи. Поистине,  Аллах наблюдает за вами!” (сура 4:1). Йусуф Али обращает наше внимание на узловые слова этого откровения «Нафс» и «Минха», и отмечает: “«Нафс» переводится как 1. «душа», 2. «личность», 3. «человек», 4. «воля». «Минха» («из нее») здесь я следую конструкции предложенным имамом Рази. «Мин» тогда значил бы не «часть одного целого» и не «то, что от него происходит», а вид, природу, равенство. Местоимение «ха» относится конечно же к слову «Нафс». Библейская история о сотворении Евы из ребра Адама может быть аллегоричной, но мы не должны считать ее существенным для учения Корана”. Мухаммад Асад комментируя данное откровение пишет: “Большинство классических комментаторов выбирают из множества значений понятия «Нафс» «человеческое существо», предполагая, что это относится к Адаму. Однако, Мухаммад Абду отвергает данную аргументацию (Манар IV 323 и далее), оказывая предпочтение значению «человеческий род», «человечество», поскольку данное понятие подчеркивает общее происхождение и братство человечества (что является основным смыслом данного аята). Одновременно с этим он не связывает его с библейским преданием о сотворении Адама и Евы. Перевод «Нафс» как «живое существо» опирается на ту же аргументацию. Когда речь идет о понятии «Зауджаха» («ее пара»), тогда следует упомянуть, что в связи с живым существом понятие «Заудж» («пара»), «один человек из пары» или «партнер» относится как к мужскому, так и к женскому компоненту пары. По отношению к людям понятие означает партнера женщины (брачного партнера), а также партнера мужчины (супругу).22 Абу Муслим – согласно Рази – интерпретирует предложение как «Он из нее создал пару», «Он сотворил ее пару» (т.е. пару  по полу) одного вида («мин гинсиха»), присоединяясь тем самым к вышеприведенному мнению Мухаммаада Абду. Буквальный перевод понятия «минха» как «из нее» указывает, по всей видимости, в соответствии с текстом, на тот биологический факт, что оба пола произошли «из одного живого ядра».” Данное откровение также раскрывает важную истину, которому подверглись последователи иудаизма и христианства. Создав Еву из ребра Адама и свалив на нее первородный грех, составители Библии представили женщину как источник нечистот, зла и несчастий, тем самым принизив ее сущность.  Среди Святых Писаний лишь Коран дает четкое доказательство тому, что женщина является живым человеческим существом, имеющее точно такое творение и душу, как и мужчина, поэтому перед Великим Творцом они равны, как своими правами, так и обязанностями. Вернее говоря, они стоят выше чем мужчины. Они являются земными творцами, так как  продолжение рода человеческого происходит в чреве матерей. О создании человеческого рода из одной души отражены и в различных сурах Корана.23

Он всех вас создал из одной души
И из нее же сотворил ей пару.

(Толпы, сура 39:6)

или другое откровение:

Он - Тот, Кто сотворил вас из одной души
И из нее же сотворил ей пару,
Чтоб обрести у ней успокоенье.

                (Аль Араф, сура 7:189).

          На основании коранических откровений можно сказать, что перед тем как приступить сотворению человека, изготавливаются составляющие, которыми являются глина и животворная влага. И это является начальной стадией, так как здесь из материи тонкой возникает материя плотная. Во второй стадии происходит соединение глины и воды, в результате которого образуется сырье сложного состава. Далее Великий Творец приступает к озарению данной смеси Своим Светом, после чего эта смесь превращается в живое сырье – протоплазму. В следующей стадии Он придает живой материи разумную пропорцию человеческого облика с присущими генетическими информациями. И в последней стадии Он вдувает в него от Своего Духа. Лишь после этого у человека пробуждается жизнь, и он начинает приобретать в себе знание, волю и другие качества. Библейские богословы, комментируя свои Святые Писания не поняли, что процесс образования различных народов, для Великого Творца, не предоставлял ни какой трудности.

Когда Господь твой из сынов Адама,
Из чресел их, извел потомков их
И повелел им о самих себе свидетельство давать:
«Не Я ли - ваш Господь,
(Кто сотворил вас, соразмерил
И в этом мире вам предел назначил)?»,
Они сказали:
«Да. Свидетельствуем мы!»
(Мы повелели этому случиться),
Чтоб вы в День Воскресения (на Суд) не говорили:
«Мы по неведению этим небрегли»

                (Аль-Араф, сура 7/172).

          Каждый человек сотворен с присущими им генетическими данными и физическими свойствами, чтоб род человеческий в благополучии продлил свое наследство. Такого рода значимые информации существуют и в Библии, но почему-то богословы обходя ее стороной прибегают к безнравственным суждениям, якобы сыновья Адама женились на своих сестрах“. И познал Адам еще Еву, жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин” (Бытие гл.4ст.25). Изречение «положил мне другое семя» говорит о том, что при сотворении каждого индивидуума было произведено изменение физической и наследственной информации. И это не предоставляло никакого затруднения для Великого Творца. Другим ярким примером может послужит рождение Иисуса (мир ему!), которое является видимым доказательством безграничного могущества Аллаха, ибо самим произнесением слова «будь» Марйам была в состоянии зачатия, причем для этого ей не потребовался мужчина.

 
                Рафик шейх Гюльбала оглы.
                г. Ширван июль 7017 г.




 Список литературы:


1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Образ Бога.
2. Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  2-я брошюра, Часть 4, Стр. 275.
3. Первое Имя Бога Эл – 7 значений. https://bible-help.ru/pervoe-imja-boga/.
4. Байдави, Тафсир, - Том, 1 стр. 13.
5. Виды муташабихат в Коране. 6. Ибн Касир. https://quran-online.ru/3:7.
7. Ибн Кутайба, Мухталиф ал-хадис, стр.71.
8. Ибн Касир. https://quran-online.ru/3: 103.
9. Ибн Касир. https://quran-online.ru/6:103.
10. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Вселенная.
11. Суфизм в духовной биографии Л. Н. Толстого: татарский контекст.
12. «Шарх аль акида аль-Васитыя», Ибн Усеймина, 1/170.
13. Мактабату Рушд, 1/81-87.
14. Ибн Касир. https://quran-online.ru/7:11.
15. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Лилит.
16. Энлиль и Инанна. https://abzubov.com/new_course/lecture_047.
17. Каин и Авель – история первых людей, рожденных на Земле. https://bibliya-
18. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Адам (в Библии).
19. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Ной.
20. Шумерский великий поток. https://diletant.media/articles/45253448/.
21. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Всемирный потоп.
22. Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  2-я брошюра, Часть 4, Стр. 262.
23. В. Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии, Комментарии к суре 4:1.


Рецензии