Схиигумения Антония
(в миру Лидия Сергеевна Сухих) родилась в 1929 году в Кировской области. Во время коллективизации, у её отца Сергея Сухих,отобрали всё имущество и отправили с женой и малыми детьми в Сибирь. В дороге двухлетняя Лидия получила обморожение ног. Целый год девочка пролежала в постели с больными забинтованными ногами. Родители очень переживали, первое время без слёз не могли смотреть на почерневшие ноги дочери. Даже когда Лида встала на ноги и начала ходить, она испытывала боль при хождении. Когда Лидия научилась читать, даже когда она выходила гулять, то брала с собой Евангелие.
Из воспоминаний матушки Антонии: « Я ещё помню, как любила в детстве
прыгать на одной ножке и петь: « Мама, я красивая, мама, я хорошая, а замуж не
пойду». Жизнь моя была трудной, детство тяжелое, война, голод. В нашей семье восемь человек детей было. Мы с мамой по ночам, с трёх часов утра на корове за дровами ездили. По пояс в снегу лазали, рубили деревья, потом на корове привозили в деревню... Вернёмся мокрые, замёршие. А надо в школу бежать.
Помню, бабушка всегда говорила: «Хваля Бога – не погибнешь». То есть,кто хвалу всегда воздаёт, благодарит за всё Господа, у того спасительное смирение,а не ропот погибельный. В войну напекут хлеб из гнилых очисток картофельных...
Юность тоже нелёгкая была. Но Господь сводил с людьми благодатными.
Неподалеку от нашего села Асино жила монахиня мать Самсония. Мне двенадцать
было, когда я к ней ходила... Там ещё жил ссыльный батюшка, протоиерей Пётр
Васильев*, он до ссылки благочинным был, в самое такое время, когда священников расстреливали... Про него известно, что он за одного революционера молился. Дело было ещё до революции, того арестовали и посадили в тюрьму. Так отец Петр на коленях вымаливал, чтобы его отпустили, потому что у того большаясемья осталась. Его и освободили. Потом уже в разгар революции, отца Петра забрали большевики, посадили в стог сена и подожгли. А так случилось, что тот самый революционер там же оказался. Он батюшку узнал и спас. Но отец Петр ослеп после этого. Так вот он, слепой, служил литургию – всю службу наизусть знал.
А у нас стала жить мамина сестра Елизавета, инокиня, будущая схимонахиня Евфросиния. Она лет девятнадцать провела в монастыре, потом 6 лет в тюрьме сидела... Освободившись, к нам приехала. В монастыре её только в рясофор успели постричь. Когда она в заключении была, явилась ей преподобная
Евфросиния Полоцкая, сказала: «Будешь монашество принимать, бери мое имя, я
тебе покровительницей буду». При постриге она это имя и получила... ( Постригал
её уже наш владыка Антоний – сначала в мантию, потом в схиму...)
Мама к тому времени совсем больная стала, и вся работа на мне. Вернусь из
поликлиники, где я регистратором работала, надо и прибрать, и постирать, и
продуктов принести, и сготовить, и огород... Пока все переделаю, только прилягу,
матушка Евфросиния будит на полунощницу, прилягу часа на два, а в три матушка
уже будит на утреню...
Она часто к отцу Петру Васильеву ходила. Церкви там не было. И вот как-то
на Пасху решили на дому отслужить. Народу собралось столько, что даже пол
продавили. После этой службы к нам милиция нагрянула. Забрали и маму, и мать
Евфросинию. Мы, дети, одни остались – отец на фронте...»
Многое пришлось пережить Лидии в те трудные годы. После войны вернулся домой отец и родные по амнистии. Вскоре Лидия уехала в город Томск,где поступила в техникум, чтобы научиться шить и вышивать. После окончания техникума ей пришлось работать на ножной швейной машинке, поэтому боль в ногах усилилась. Она перепробовала все народные средства. Но ничего не помогало, а наоборот.
Когда Лидии исполнился двадцать один год, в её душе родилось желание
отправиться по святым местам в Киев, чтобы быть поближе к Господу. Там она
познакомилась с ещё одной паломницей, с которой они целый год жили, где
придётся, питались только просфорами, которые получали в монастырях...
Матушка Антония о том времени так вспоминала: «По монастырям ходили.
Сорок километров до монастыря в селе Обручев по камням босиком шла, сбила
ноги в кровь. Там встретилась с матушкой Зоей, она с шести лет в монастыре.
Иконы писала. Потом игуменьей в Обручёвском монастыре стала. Так она меня
просила: «Оставайся, будешь у меня келейницей. Научу тебя живописи». А у меня
внутреннее чувство: нет нельзя, не то, нельзя оставаться... В Почаеве, в скиту были у схимника отца Николая. У него была чудотворная икона, и к нему хворые и
убогие ходили... Пришла к отцу Николаю женщина на костылях, просила к иконе
прижаться. И вдруг её будто током ударило, и закричит: « Батюшка, костыли не
нужны, у меня ноги сильные»... Ушла от него без костылей.Так вот заходим к нему в келью... Он встал на стульчик, снимает со стены бумажную икону «Игумения Святой Горы Афонской» и благословляет меня ею, а подружку мою – иконой Богородицы «Млекопитательница». Она потом замуж вышла...
В Почаеве встретилась я с отцом Кукшей... Однажды решилась, подошла к отцу Кукше: «Благословите в монастырь». Он говорит: «Нет монастырей».
- Как нет? В Киеве три монастыря.
Ногой топает: «Я сказал тебе - нет. У тебя дома монастырь».
Лидия тогда не поняла, о чем говорил прозорливый старец, ныне прославленный прп. Кукша Одесский (1875-1964). Дома у неё не было - приехала она из Сибири, а позже удивлялась, насколько точно сбылось предсказание.
Первое время Господь помогал своей избраннице через добрых людей.
Сначала приютили её муж с женой, которые работали дворниками. Позже Лидию
прописала у себя в стареньком доме одинокая старушка. Устроиться без прописки
на работу тогда было невозможно, получив временную прописку, Лидия
устроилась работать на фабрику вышивальщицей... Когда стала зарабатывать,
старалась помочь нуждающимся и тем, кто поддержал её в трудное время.
Вновь обратимся к воспоминаниям подвижницы: « Однажды увидела мужчину, поняла, что он нуждается. Дала денег ему, а он заплакал: «Девушка,четыре дня не ел... Как вы узнали?»
- Да почувствовала.
Кто сам голодал, тот чувствует.Я убеждена была, что в Киев меня Бог послал. Ведь чудеса происходили.Например, однажды Бог послал женщину, которая меня на зиму одела... Господь все устраивал. Кто доверится Господу, о том Он печётся. Мне не на кого было рассчитывать – только на Господа. Ни знакомых, никого...»
Многочисленные случаи чудесной помощи свыше укрепляли веру будущей
подвижницы. Когда Лидия работала регистратором в поликлинике, однажды ей
пришлось поздно возвращаться домой. Неожиданно на неё напали двое мужчин.
Когда приставили нож к сердцу, думая, что у неё есть деньги, она призналась, что
ничего кроме креста не имеет. В ответ услышала, что от них нет никому пощады.
Тогда она стала горячо молиться, просить о защите Архангела Михаила и
Святителя Николая. Помощь пришла незамедлительно: нож полетел в сторону,
испуганные мужики тут же опустили её.
О страшных злодеяниях в ту ночь Лидия услышала на следующее утро.Матушка Антония вспоминала: «Утром на работу прихожу в поликлинику и узнаю, что в тот вечер пятерых изнасиловали и изуродовали до смерти. Да, если предашься в волю Божию, то Бог и ведёт. Сила Божия сильнее всех сил. И всегда защитит, если надо будет.
В 50 годы я уже в келейном постриге была. Оба пострига, в рясофор и
мантию, приняла в Киеве от старцев иеромонахов, которые были близки с отцом
Иоанном Кронштадтским. Их за за это и посадили. Когда батюшки вернулись из
лагеря, то приезжали служить к одной моей знакомой... Я к ней год ходила
ночевать. Жила она у самой Лавры... К ней приходили монахи тайно молиться. Это
было тайное монашество. Они там исповедовали, молились, а в церковь ходили
Они меня сами к себе позвали и постриг сами предложили. Первый постриг
был в мае, на Иоанна Богослова (8/21 мая Православная Церковь отмечает День апостола и евангелиста Иоанна Богослова.), а второй через год. В мантию постригал отец Иоанн (Шмелёв). Имя получила в честь прп. Антония Печерского.
Когда причащалась, в церкви своего монашества не выдавала, называла
мирское имя – Лидия... Про монашество никто не знал. Бесы знали. Приходит
однажды к нам в поликлинику бесноватая и как закричит: « А-а, монашка
залезла!» Людей целый вестибюль. « Знаю, кто ты... В четыре часа встает,
молится... Монашка, закрылась халатом...»».
В 1958 году монахине Антонии посчастливилось стать духовной дочерью
владыки Антония**, прошедшего исповеднический путь через лагеря и тюрьмы в
годы репрессий. Приведём отрывок из воспоминаний матушки Антонии из книги
«От послушания к старчеству»: «И, наконец, Господь свёл меня с владыкой Антонием, который вышел из сталинских лагерей. Эта встреча перевернула всю
мою жизнь.
Владыка освободился из заключения по амнистии в 1956 году, его
оформили на поруки, и жить он должен был на одном месте, как в ссылке, и
являться на проверку в милицию... Каждые два месяца вызывали владыку на
проверку. Обращались с ним грубо... Сжёг он свои документы и пошёл
странничать... И вот однажды приехал владыка в посёлок Ирпень под Киевом, где
мы с роднёй в то время обосновались. Остановился он в доме соседей... Там я с
ним и познакомилась.Когда я первый раз его увидела, то ещё не знала, что архиерей предо мной.Но сразу ему в ноги кинулась. Я так рыдала, почувствовала, что всё нашла, что искала. Он руку мне на голову положил и говорит: « Благодатная, поняла, кто перед тобой ».
На исповедь пошла. После была служба, потом – проповедь. Слушала и
молилась: «Господи, запиши каждое слово в моём сердце, чтобы всё помнила».
Был это 1958 год... И вот, стал владыка у нас жить – на Донбассе в городе Снежное, и в посёлке Ирпень под Киевом, а в 1966 году родители купили дом в Буче, тоже недалеко от Киева. Туда и владыка перебрался. Там мы с ним прожили ещё десять лет. Там он и умер 13 апреля 1976 года...
В Буче дом наш стоял на краю посёлка, в безлюдном месте. Это было очень
удобно – подальше о посторонних глаз... Люди, кто к нам приезжал, очень
осторожны были, приходили и уходили ночью. А приезжали многие. Владыка дома
литургии служил. Я каждый день ему правило читала, все службы вычитывала. А
ещё - хором руководила...
Владыка много ездил к духовным чадам, во всех поездках я с ним была...
Ездили часто, в любое время года, в любую погоду... Огромные сумки приходилось
на себе носить – с облачением, с книгами богослужебными и утварью, да и с
продуктами... Владыка окормлял людей, которые боялись обновленчества и в церковь не шли. Они переживали расколы, гонения, в духовенстве не были уверены, боялись...Антонием, который вышел из сталинских лагерей. Эта встреча перевернула всю мою жизнь.
Владыка освободился из заключения по амнистии в 1956 году, его
оформили на поруки, и жить он должен был на одном месте, как в ссылке, и
являться на проверку в милицию... Каждые два месяца вызывали владыку на
проверку. Обращались с ним грубо... Сжёг он свои документы и пошёл странничать... И вот однажды приехал владыка в посёлок Ирпень под Киевом, где
мы с роднёй в то время обосновались. Остановился он в доме соседей... Там я с
ним и познакомилась.
Когда я первый раз его увидела, то ещё не знала, что архиерей предо мной.
Но сразу ему в ноги кинулась. Я так рыдала, почувствовала, что всё нашла, что
искала. Он руку мне на голову положил и говорит: «Благодатная, поняла, кто
перед тобой ».
На исповедь пошла. После была служба, потом – проповедь. Слушала и
молилась: «Господи, запиши каждое слово в моём сердце, чтобы всё помнила».
Был это 1958 год... И вот, стал владыка у нас жить – на Донбассе в городе Снежное, и в посёлке Ирпень под Киевом, а в 1966 году родители купили дом в Буче, тоже недалеко от Киева. Туда и владыка перебрался. Там мы с ним прожили ещё десять лет. Там он и умер 13 апреля 1976 года...
В Буче дом наш стоял на краю посёлка, в безлюдном месте. Это было очень
удобно – подальше о посторонних глаз... Люди, кто к нам приезжал, очень
осторожны были, приходили и уходили ночью. А приезжали многие. Владыка дома
литургии служил. Я каждый день ему правило читала, все службы вычитывала. А
ещё - хором руководила...Владыка много ездил к духовным чадам, во всех поездках я с ним была...Ездили часто, в любое время года, в любую погоду... Огромные сумки приходилось на себе носить – с облачением, с книгами богослужебными и утварью, да и с продуктами...
Владыка окормлял людей, которые боялись обновленчества и в церковь не
шли..Только приедем на место, усталые и голодные, а владыка - сразу на
молитву. Вечерня, утреня, часы. Лишь под утро чайку попьём. Ночами не спал, все
молится, читает. Если днём только 2 часа поспит. Так по ночам молимся, а днём
облачение шью для монашеских постригов. Владыка учил, что если каждый день
не вычитывать правило монашеское, то монах не устоит...
После поездок возвращались домой измученные, а тут новая работа
скопилась, мама моя больная была, ничего не могла делать. Принимаюсь за
хозяйство. А к владыке народ едет по 50 человек. В Хрущёвские времена храмы
снова стали закрывать. Исповедаться, причаститься иногда негде было, не хватало
церквей... Власти преследовали верующих, которые собирались для службы по
домам. Жили под страхом, от милиции прятались, я всё боялась, что владыку заберут. Бывало, задержусь где-нибудь, владыка меня встречает словами: « Я пять
акафистов прочитал, чтобы Господь тебя сохранил»...
Без конца читал и молился... очень акафисты любил. «Добротолюбие»
всегда раскрытое на столе лежало.
Литургию у нас дома владыка почти каждый день служил... Для службы я
все сама готовила, просфоры сама пекла. Заболеешь, всё одно – спуску нет. У меня
температура под сорок, лежу, голову поднять не могу, а владыка: «Вставай на
молитву».
А когда сам сильно болел, то лечил себя литургией – еще больше молился.
Температура высокая, еле стоит, за престол держится, но служит. Вот как себя
побеждал... А мне владыка валенки «прописал»: « Будешь два года в валенках ходить. У меня кровь до ступней не доходила, они как лёд были. Вот я два года, и зимой, и летом в валенках проходила...»
Владыка Антоний вел матушку путём послушания, говорил ей: «Монахи –
это ангелы, что сказали тебе – лети и делай, без лишних раздумий». Часто
прозорливый старец давал ей на первый взгляд непонятные задания. Матушка
выполняла их безо всяких рассуждений и вопросов, лишь потом понимала зачем.
Так однажды владыка встретил уставшую после работы матушку словами:
«Антония, поезжай скорее в Киев, посиди там на вокзале». Матушка Антония без
лишних вопросов отправилась поздним вечером на вокзал, приехала в Киев, села
на лавочку, ждёт, а чего сама не знает. А позже поняла, кого дожидалась. Вдруг к
ней подошла знакомая старая монахиня и рассказывает: «Я приехала к владыке, а
адрес забыла... Сижу и плачу: « Владыченька, владыченька, что же мне делась?»
Когда монахини вместе приехали в посёлок Буча, прозорливость встретил
духовное чадо словами: « Ну, встретила? А то с утра плачет: « Владыченька,
владыченька, что же мне делась?»
Восемнадцать лет монахиня Антония была келейницей владыки, по молитвам праведника пришли к истинной вере и её родители. В 1966 году приняла
иноческий постриг ее мать. Владыка незадолго до смерти в день архангела
Гавриила постриг её в иночество с именем Гавриила. Архангел Гавриил явился ей
во сне и предсказал, что через 10 дней заберет её. Так и случилось, через 10 дней она скончалась. Отца уже после смерти владыки Антония подстригал в иночество игумен Михаил (Лаптев). Сама монахиня Антония в 1970 году в Армавире
получила от владыки благословение на игуменство. (Он благословил её иконой «
Игумения Святой Горы Афонской») А 1973 году - подстриг в схиму...
В 1976 году отошёл ко Господу духовный отец схимонахини Антонии.
Десять лет она жила почти как затворница, выполняя завещание старца, «
наламывала язык и сердце на молитву Иисусову». До пенсионного возраста ей
приходилось ходить на работу, но и там молитва не прерывалась. Каждый день
дома она вычитывала монашеское правило (весь суточный круг богослужебный
плюс келейное правило). На это у неё уходило ежедневно около 5 часов.
(Келейное правило: двести Иисусовых молитв, триста Богородичных молитв, по
пятьдесят раз - архангелам Михаилу и Гавриилу, и своему ангелу Хранителю).
В последнее десятилетие двадцатого столетия Господь благословил свою
избранницу на старчество. Схимница к тому времени духовно окрепла
и стала достойной приемницей своих духовных наставников, носителем истинного
подвижнического духа. По Промыслу Божиему ей предстояло собрать вокруг себя
невест Христовых в трех российских монастырях. Господу было угодно, чтобы схимонахиня Антония в 1991 году переехала в Россию и поселилась в возрождающийся Иосифо-Волоцкий монастырь.В советское время с 1920 по 1981 года в монастыре располагался детский дом для трудных подростков. 15 мая 1989 года по личному ходатайству митрополита Питирима Иосифо-Волоколамский монастырь вернули Русской
Православной Церкви.
Монахини монастыря вспоминали: «Как только мы собрались вокруг матушки Антонии, так она стала вводить свой распорядок, которого сама всегда придерживалась. Основа – богослужебный суточный круг... Подъем в четыре утра,три земных поклона и бегом на общее келейное правило. Полунощница, молебен в храме, часы, литургия или обедница. Вечерняя служба в храме, потом келейно вместе молитвы на сон грядущий. Личное правило: Евангелие, Псалтырь,Акафисты... С 1998 года начали читать неусыпаемую Псалтырь...Если бы не матушкина твёрдость, то молитву так и упразднили бы. А нас, в самом деле, превратили бы в рабочую силу. Владыка Питирим однажды поблагодарил матушку за то, что она наладила и удержала молитвенную жизнь в обители... Матушка говорила: «... Нужно немного поработать и помолиться побольше.
Для монаха молитва – главный труд, а работы – это развлечение... Матушка
твердила: «Нельзя оставлять молитву». Каким бы саном, какой бы властью не
обладал человек, если молитву оставит – не устоит: «Вы воины Христовы, как вы
можете спать? Для монаха полунощница, часы и обедня – это крылья птицы»...
Когда случалось кому-то полунощницу проспать, матушка говорила: « Что
Ангел за сегодняшний день запишет? Одно саможаление. А монах должен нудить
себя. Да и что толку правило пропустить? Ну, плохое самочувствие останется.
Потому что если монах жалеет себя: вот я такой больной... Тогда благодать
отступает. Если преодолеешь себя, то благодать в помощь даётся и укрепляет. Ведь
если монах не будет правило выполнять, то Господь всё равно с него взыщет
болезнями. Чем болеть, так лучше молиться»...
Сама матушка десятки лет ни на один день не прерывала богослужебный
круг. Любила Акафисты. По 5-6 акафистов в день читала. И нас учила твёрдости в
распорядке...Иногда матушка заболевала тяжело. Раз Великим постом было у неё
воспаление легких, температура высокая, лежит, сама читать не может. Тогда нас
зовёт, всю службу ей вычитываем. При этом садилась...»
Старица Антония страдала от болей в ногах, но на людях была всегда
бодра и весела. Когда вечером боли усиливались, она старалась выпроводить
сестер из своей кельи, чтобы никто не видел, как она мучается. По свидетельству
сестер схимонахиня Антония страдала, но безропотно, терпела боль молча.
Однажды одной из сестёр она призналась: «Каждую ночь ложусь и не
надеюсь проснуться. Но, утром смотрю - жива, значит вставай. Потихоньку
расходишься и опять весь день трудишься».
Сестры не раз удивлялись, когда старице были открыты их сокровенные мысли и слабости. Иногда, она как бы подшучивая, с любовью обличала их.
Случалось, что паломники рассказывали и о чудесах исцелений по молитвам
схимницы.
Когда матушка узнала, что у рабы Божией Валентины обнаружили раковую
опухоль на ноге и велели делать срочную операцию, стала настоятельно
советовать, чтобы она отказалась от операции. Передала ей мазь.
Позже р. Б. Валентина позвонила, чтобы поблагодарить старицу.
Сообщила, что после того как помазала её мазью, из ноги вышел гной и нога
зажила. Матушка ответила: «Ну вот, а то все говорила «Рак, рак...». Теперь будешь на своих ногах ходить». А сестрам старица сказала, что такие чудеса творит милость Божия, а не мазь.
Однажды в монастырь приехала женщина, чтобы поблагодарить матушку
за её молитвы. Она поведала, что раньше муж бил её, а после того, как она
поделилась с матушкой своёй бедой – перестал. Услышав об этом, кроткая старица
ответила: «И при чём тут мои молитвы? Если за всех молиться, то и по ночам спать
будет некогда».
Владыка Питирим (Нечаев) (1926–2003) около 14 лет (с мая 1989 г. по
ноябрь 2003) как заботливый отец опекал сестёр, за это время в монастыре были
частично отреставрированы храмы, благодаря усилиям матушки Антонии образовалась многочисленная крепкая женская община. Значительно улучшились
и условия жизни монахинь. Во многом благодаря подвижнической жизни
старицы Антонии, по горячей молитве всех насельников монастыря был
приближен день обретения мощей прп. Иосифа Волоцкого***.
Вскоре после кончины владыки Питирима, в августе 2004 года, по
приглашению схимитрополита Иувеналия (Тарасова) и с благословения
Святейшего Патриарха Алексия II, старица Антония и 12 сестёр переселились из
Иосифо-Волоцкого монастыря в Свято-Троицкий монастырь. Схимницу
Антонию назначили благочинной монастыря.
В 2004 году в Курском Свято-Троицком женском монастыре проживало всего 7 насельниц, многие преклонного возраста. Им не под силу было организовать реставрацию храмов обители и ремонт корпусов. (Во многом благодаря присутствию матушки Антонии в монастыре, а так же стараниями игумении Елизаветы (Семеновой) к середине 2010 года в нем собралось 38 сестер.)
В 2006 году старица Антония переехала в женский монастырь во имя
преподобного Алексия, человека Божия, расположенный в поселке Золотухино
Курской епархии. Матушка Антония духовно не оставляла своих чад из Свято-
Троицкой обители: она гостила у них по несколько дней, давала духовные советы,
утешала в скорбях и согревала любовью. Ее пребывание в монастыре, по словам
сестер, приносило всем живущим в нем большую радость. Старица Антония
призывала духовных дочерей стяжать любовь, быть снисходительными друг к
другу, прощать самим, стараться не обижать других.В последние годы жизни старица Антония нуждалась в медицинской помощи. Приезжавшие из Курска врачи говорили, что матушка держится только благодатью Божией. Тяжелейшая сердечно-легочная недостаточность, варикозная болезнь вен четвертой (IV) степени, осложненная трофическими язвами. На этой стадии болезнь уже и не поддается лечению. Кровоснабжение в нижней трети голени практически отсутствовало.
Всю жизнь подвижница стяжала смирение. Рассказывая сестрам о смирении, она
говорила: «Это и есть бескровное мученичество. Святые мученики страшно
страдали, но кротко. А тут бескровная мука, но не год, не два, а на всю жизнь...»
По свидетельству сестер и сама матушка без ропота ради Христа кротко
терпела все болезни: «Врачу бывает хорошо видно, когда больному требуется
неотложный укол. Но матушка в таких случаях говорила: «Нет, нет, не надо, я еще
потерплю. Я уж три дня терпела, четвертый потерплю». – «Но Вы же до завтра не
дотерпите, давайте пораньше сделаем». – «Ну нет, еще потерплю. Может, до утра
дотяну». Ей хотелось потерпеть. И она подсчитывала, сколько времени без уколов
продержится: «Четыре дня потерпела, а раньше ведь неделю терпела. Нет, надо
денек потерпеть».
Осенью 2011 года на праздник Крестовоздвижения матушке Антонии стало плохо. Казалось уже, что изношенное сердце вот- вот перестанет биться. Врачи
ничем не могли помочь, готовили сестёр к тому, что через несколько минут
старица покинет бренный мир. Но по молитвам монахинь, горячо любивших
старицу Антонию, произошло чудо - внезапно произошло восстановление
сердечной деятельности.
Приведём отрывок с небольшими сокращениями из последней главы книги Новикова Н. М.«От послушания к старчеству»: «Кончина схимонахини Антонии», которая не вошла
в печатное издание, а представлена на авторском сайте Н. М. Новикова: «Такое
подвластно только Богу. Когда работа сердца нормализовалась и пошло адекватное
кровоснабжение мозга, тогда, на этом фоне, врачи уже смогли что-то делать:
уменьшить одышку и прочее. Сразу сняли кардиограмму и, как рассказывает врач,
увидели: у матушки пошел синусовый ритм, который мог быть у нее только много
лет назад... Такое могло быть дано только свыше – другого способа вернуть
человека к жизни не оставалось. По физическим законам такое не происходит.
После этого случая повидаться с матушкой в Золотухино приехали сестры
из Курска. Матушка тогда, посмотрев на всех с нескрываемой грустью, сказала:
«Эх, опять вымолили»...
Обновленный ритм сердца держался у нее месяц. Потом снова сорвался.
Иначе и не могло быть при ее образе жизни – при том подвиге, который она
продолжала нести... В понедельник, 9 июля 2012 года, в последний свой земной день матушка сама попросила совершить над ней таинство елеосвящения. Соборовал иеромонах Владимир из Коренной пустыни. Матушка сидела очень собранная, не
шелохнувшись. Игумении Елизавете матушка в этот день прямо сказала: «Я готова
уже»... И начала давать распоряжения – о том, как поступить с ее вещами, о том,
чтобы келейницу Акилину мать Елизавета взяла бы себе в келейницы, и прочее...
Ночью матушке Антонии стало хуже. Сильная одышка. Около двух часов позвали
священника срочно причастить матушку...
После причастия матушка выпила один глоток теплоты и сказала, что
больше не может. Матушка сидела на своей постели. Сняли схиму и апостольник,отец
Роман начал читать благодарственные молитвы.
И тут у матушки начали закрываться глаза... В этот момент при совершенном спокойствии, при ясном сознании, без каких-либо признаков агонии,
даже без заметного вздоха матушка Антония покинула наш мир. После причастия
Святых Христовых Тайн прошло менее трех минут. На часах было 2:27 ночи.
Подхватив на руки тело матушки, стали укладывать на постель.
Как только ее уложили, в тот же момент со стены сорвался фотопортрет владыки
Антония в резной деревянной рамке. Портрет, много лет провисевший у ее
изголовья в кельях трех монастырей, упал на постель, но не опрокинулся, а встал у стены, прямо у головы матушки. Единственная мысль сразу пришла на память –
матушка не раз говорила: «Владыка обещал меня встретить!»»...
По поводу матушкиной кончины врач отмечает: «При таком состоянии, как у нее, у
любого другого человека обязательно должна была быть агония. У нее ее не было.
Не было даже последних агональных вздохов». Это удивительно. Она отошла легко
и спокойно, буквально на третьей минуте после причастия. Спокойно прикрыла
глаза,и все...»
Подвижница отошла ко Господу в ночь на 10 июля 2012 года в день
памяти особо чтимого ею прп. Амвросия Оптинского. Погребение старицы
Антонии состоялось на третий день после кончины в праздник первоверховных
апостолов Петра и Павла. Проводить в последний земной путь любимую матушку
приехали сестры из трёх дорогих её сердцу монастырей.
Торжественное отпевание и погребение старицы совершил 12 июля архиепископ, ныне митрополит, Курский и Рыльский Герман, в сослужении с епископом Элистинским и Калмыцким Зиновием. Им сослужили настоятель Троицкого собора в Щиграх игумен Роман (Архипов), иеромонах Серафим из Коренной пустыни, иерей Роман Гонтер...
Похоронили старцу Антонию в женском монастыре во имя преподобного Алексия, человека Божия в поселке Золотухино у алтаря монастырского храма,названного в честь Иоанна Предтечи.
По сей день место захоронения подвижницы утопает в цветах. После
вечерней службы священнослужители вместе с монахинями и верующими
отправляются на место упокоения старицы Антонии, чтобы помолиться не только
об упокоении её души, но и для того, чтобы Господь по молитвам подвижницы
помог им спастись, «выстоять» в это сложное время.
Господи, упокой душу старицы Антонии, со святыми упокой и ее молитвами помилуй нас грешных.
Высказывания и советы старицы Антонии
О вере
Должна быть крепкая вера – предайте себя полностью Богу, а Господь не даст
креста выше сил...
О любви
Стремитесь всех любить. Не важно, как к тебе относятся, пусть топчут. Важно,
чтоб ты любила. Тогда Господь Сам научит, когда что сказать, что сделать.
О скорбях
Если Господь попускает скорби, со смирением надо принимать. Если
Господом попущено, значит принять как из Божией руки и всё терпеть.
Бывает, нападает скорбь сильная или не то чтобы скорбь, а такая тяжесть
внутренняя, что некоторые этого не выносят, ропщут, некоторые даже умом
расстраиваются. Такая тяжесть бесовская. Бывает, такое Господь попускает, как
будто взвалили на тебя страшный груз. А ты мысленно неси его ко Христу, ко
Господу, Который распят на Кресте. И припади ко кресту своей тяжестью. Твоя
тяжесть по сравнению с Его мучениями ничего не значит. А враг Креста боится.
И будет облегчение.
О смысле жизни
Смысл жизни человеческой – в непрерывной работе над собой. Кто бы тебя ни
обижал, кто бы, что ни говорил тебе, ты считай: «Господь попустил, значит так оно и надо». Тебя оскорбили, унизили, – а ты все это принимай с радостью, с
терпением, как из руки Божией. Когда начнете в себе это воспитывать, то легко
будет. И уныния не будет. Настанет радость.
О злобе
Злоба вселяется в человека под действием демонской силы, и нам надо стараться
жить так, чтобы бесу не было доступа внутрь нас. А достигается это смирением.
Напали на вас словами, обвинениями – вы смиряйтесь. Вырабатывайте в себе это
чувство. Так постепенно отшлифуется внутренний человек...
О болезнях
Ну а на болезни как же нам жаловаться? Как не стыдно! Всё у нас есть, никто не
гонит, послушания не тяжелые, ну чего ещё надо? От нас требуется только
немножечко потерпеть. Не бойтесь болезней. Тело много грешило. Теперь должно
потерпеть. Не проси облегчения. Проси только терпения. Ведь мы потом ещё
жалеть будем, что мало пострадали. Терпи и виду не показывай. Будьте всегда
бодрые и веселые, чтобы никто даже не догадался о ваших страданиях.
О гордости
Наука из наук – победить самого себя, свою гордость... Наша гордость – как зверь какой. Чуть его задели, он готов выскочить и всех растерзать. А ты его назад затолкай. Обители тебя, злишься на кого-нибудь,хочется все ему высказать, а ты скажи сам себе: « Сиди там, не вылазь!»-
И вместо грубости, наоборот, говори с человеком ласково, приветливо. Побеждай
себя и постепенно привыкнешь. Так стяжается смирение.
Это и есть бескровное мученичество. Святые мученики страшно страдали, но
кротко. А тут бескровная мука, но не год, не два, а на всю жизнь. А уж если
попустит Господь сильные страдания или настоящие гонения придут, то нужно
представить, что ты идёшь на крест, смело, с открытой грудью, не сомневаясь, ни о чём не жалея, с радостью принимая. Тогда сила Божия осенит и укрепит, и вы
устоите. А если мысленно попятишься от креста, если в мыслях раздвоишься,
поколеблешься, испугаешься за себя или родных, то в это время демонская сила
вмешается, благодать отойдёт, и уже не устоишь в страданиях. Осознать нужно,
что пришёл тот час, когда тебе нужно оправдать свою веру, свою верность
Господу. Просите у Бога помощи...
Свидетельство о публикации №225011401281