Великие загадки мироздания

               
               
               
          С древнейших времен человек старается найти ответ на вопрос о происхождении сути мира и своего  места  в нем. В особенности эти вопросы тяготило его душу, когда он оставался сам собой. Лишь после этого таинственного одиночества, окружающий мир постепенно стал для него объектом мышления. И в этой пестроте сущего мира, в особенности его удивляло неисчерпаемое многообразие бесконечного пространства. С помощи врожденного свойства (фитра) вложенным Всевышним Аллахом он начал осознавать, что причиной всего этого создания может быть лишь Единый и Великий Создатель, и все что происходит вокруг него, подчиняется Его законам.

          Затрагивая этот волнующий момент Сайид Кутб пишет: “Одного взгляда открытыми глазами и сердцем, на эту далекую  Вселенную не достаточно для понимания сути  всего этого; этот взгляд открывает человеку лишь понимание скрытой в этом бытии истины и Единственности и творческой силы Аллаха. Многообразие всей, что Он создал, ошеломляет сердце и производит огромное впечатление на разум. Творец земли и человека – это, Тот, Кто дал роду человеческому власть на земле. Без этой власти Аллаха это слабое творение было бы не в состояние покорит природу и его бесконечные просторы, но, к большому сожалению обратное утверждают невежды, как прежние, так и нынешние. Невежество греков и римлян формирует нынешние невежественные преставления. Они изображают Вселенную враждебной человеку и человека в постоянной борьбе с силами Вселенной и ее законами. Если бы законы природы на самом деле были направлены  против человека, и она была бы его заклятым врагом, то он с самого начало не смог так вольно существовать. И как он мог появиться  во враждебном мире, если бы за этим не стояло и чья-то воля? Только ислам смог соединить эти разнородные вещи в единое целое. Его воля и Его мудрость подготовили природу, чтобы человек мог существовать в этом мире. И ему дал возможность узнать некоторые законы природы  и использовать их для своей пользы. Человек дитя этой земли и этой Вселенной: В ней Аллах даровал ему власть и средства к жизни и возможности устраивать ее для своего удобства”.1

           Поэтому ко всем этим знамениям Аллаха (хвала Ему!), мы должны относится с пониманием, так как они пробуждают в человеке желание повиноваться Великому Творцу, которое, главным образом исходит из любви к Нему и страха перед Ним. О чем напоминает следующее откровение Корана:

Для тех, которые Аллаха поминают,
Когда стоят они, или сидят, или лежат,
И размышлениям о сотворении земли и неба предаются:
«Владыка наш! Ты сотворил все это не напрасно.
Хвала Тебе! Убереги же нас от мук Огня!
          (Аль Имран, сура 3/191).

          Разумные понимают, что в основе жизни лежит план и цель, что здесь становятся видимыми истина, смысл и праведность в жизни человека на этой планете. Из этого неизбежно проистекает, что существует расчет и отмщение за деяния, содеянные людьми, что будет существовать иной дом, не такой, как нынешней, в котором будут, царит истина, праведность и блаженство.               

          Размышление о создании всего сущего волновало многие умы в последующие годы существования человечества, и этот процесс продолжался, даже во времена духовного упадка, когда все ожидали приход последнего пророка. Первое теоретические идеи, возникновения материального мира космоса зародилось во времена древнегреческой идеалистической философии. Особенно эти идеи отразилось в философских мышлениях Левкиппа,  Демокрита и Платона. Характеристики основных принципов учения Левкиппа можно встретит в работах у Диогена Лаэртского, где говорится: “Начало Вселенной суть атомы и пустота,  все остальное лишь считается существующим. Ничто не возникает  не существующего”. Такое скептическое отношение, ни как  не удовлетворяло Демокрита, и он идет дальше, и в своих работах пишет: “Миры неисчислимы и что они отличаются размерами. Расстояние между мирами не одинаковы, где-то миров больше, где-то меньше, некоторые растут, другие  пребывают в расцвете, а иные гибнуть, где-то возникают, где-то приходят в падок”. Объективная – идеалистическая концепция Платона весьма тесно связана с острой критикой «линии Демокрита». Он отвергает учение материальной сущности мира. Свои взгляды по этому вопросу он излагает в диалоге Тимей»: Космос «только один» он не вечен, ибо был сотворен. Он конечен и имеет шаровидную форму. Центром космоса является Земля, окруженная планетами и неподвижными звездами, которые находятся на седьмой отделенной сфере. Небесные тела Платон считал одушевленными существами, богами и движение небесных планет вызваны их душами.

          Все эти идеалистические учения о космосе не нашли своего   дальнейшего  развития, так как идеализм античных  философов была тесно связана с мифологической   религией, как по форме  так и по содержанию. Первая математическая модель Вселенной появилась в геоцентрических работах  Птолемея (2 век н.э.). Он разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволяющую вычислить  их положение на небе. Эта система была изложена в книге Альмагест  и сохранившееся вплоть до позднего средневековья.2

          В XI веке великий мыслитель Среднего Востока  Абу  Рейхан  Бируни разработал точную концепцию, согласно которой Солнце является центром, вокруг которого вращаются планеты. Он также составил точную карту звездных скоплений отраженной в научной работе «Астрономия и таблица Масуда относительно звезд», но почему то все эти достижения великого мыслителя не нашло широкого распространения. И лишь в 16 веке Коперником была подтверждена верность концепции Бируни, которая в свою очередь была враждебно встречена христианской церковью. Не смотря на преследования церкви работа начатая Коперником, была продолжено итальянским ученым Галилео Галилей. Он активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был, подвергнут  к суду инквизиции. И в 1633 г. он был вынужден отречься от учения Н. Коперника. По приговору суда он до конца своей жизни считался «узником инквизиции» и жил в своей вилле во Флоренции.3

          По мнению философа В. Соловьева, упадок средневекового миросозерцания обусловлен именно тем, что оно и связанный с ним строй жизни, как на Западе, так и Востоке, представляют собой исторический компромисс, и имеет характер двоеверия или полуверия и ошибочно принимается за само христианство, как его противником, так и защитникам. В средневековом миросозерцании и жизненном строе новое духовное начало овладело старым языческим: они утвердились во внешнем сопоставлении, и само христианство - вообще и в целом - было принято как внешний факт, а не как задача, разрешаемая собственною нравственной историческою деятельностью человека. В происходящих отсюда противоречиях заключается коренные причины упадка средневекового миросозерцания. Далее философ отмечает, что вследствие узаконения языческих элементов истина христианских веры перестала быть нормой действительностью человека. В происходящих отсюда противоречиях заключаются коренные причины упадка средневекового миросозерцания.4               

          Возникновение современной космологии связано с созданием релятивистической теории тяготения Альберта  Эйнштейна, которое дало толчок в развитии  внегалактической астрономии. В настоящее время  выдвинуты несколько моделей возникновения Вселенной, в том числе и на наиболее ранних, когда ее состояние была очень «необычным». Как и во всякой развивающей науке, в космологии есть и свои нерешенные задачи. В частности, современная наука не дает достаточно удовлетворительного  объяснения, еще не разработаны вопросы  топологии пространства – времени, нет еще убедительной теории возникновения звезд и галактик. Затрагивая  этот недостаток своих коллег, известный американский ученый А. Азимов  пишет: “Ученые пока  еще не знают, как возникло это первоначальное порядочное состояние, но нам ли ученым, привыкать к неполноте знания? Мы стремимся признать свое незнание вслед за этим уверовать в Творца. Что же это наиболее простой выход”. Такое воспринятое смирение уважаемого ученого перед ощущением незнания, объясняется его бессилием, перед самыми простыми знаниями Великого Творца. Но, не смотря на это, в исламе ученых уважают и даже предоставляются особыми привилегиями. В данном случае эти уважаемые ученые должны знать, что все на небе и на земле зависит от воли Аллаха. Только Он является хозяином всего сущего, только с Его соизволения мы можем достичь определенных успехов в раскрытии сокровенных знаний. И это является единственной истиной, которое не требует доказательств. И чтоб распознать истину в деталях, человеку, кроме научных знаний, необходим  духовное  распознание, а именно вера в Единого Создателя, и лишь только после этого человек сможет  воспринять от Аллаха эти зримые проявления Его в мире космоса, которая находится в прямой зависимости от тщательного размышления  над значениями стихов Корана. Так как, именно в этой Святой Книге дается пути толкования истинного познания. Потому каждый свободный миг, которое предоставляется нам, должны тратить на раскрытия этих истин, где нам предоставляется допуск не только к сокровенным знаниям, но и понятие о смысле жизни.

Предстали вам
Наглядные свидетельства от вашего Владыки,
И тот, кто зряч,
Себе на пользу распознает их.
А тот, кто слеп,
Себе во вред (их не увидит).
И здесь над вами я - не страж!
           (Аль Анаам, сура 6/104).

          “Поистине, - пишет В. Порохова, - это понимание пришло от Аллаха, ведущее на правильный путь. У кого есть глубокое понимание, тот находит свет и верный путь для своей пользы. А вне глубокого понимания может быть только слепота, ибо кто и после этих доказательств продолжает  блуждать тот слепец, а совести у него нет. Первый редкий случай, когда «я» в Коране используется применительно к Мухаммеду (с.а.с.)”.5 

          Учитывая, что некоторые религиозные течения выступают против анализа откровений Корана и сравнения его информации с достижениями современной науки, хочу со своей стороны однозначно заявить, что  достижения современной науки не сопоставимы с неограниченными информациями Корана, а что касается использования достижений современной науки в анализе откровений Корана, то оно лишь сплачивает вокруг истиной Книги Аллаха все больше и больше читателей, тем самым служит укреплению веры в единого Аллаха. Поэтому для меня, говоря словами Гете, это писание – трудолюбивая праздность, открывающий путь к вечному свету Аллаха (хвала Ему!).               
 
          И все-таки, как возникла наша Вселенная? Ответы  на этот вопрос различны, при чем материалисты опираются только на научные достижения и упрямо отказываются от других способов восприятия истин, а для теологов эти научные факты и гипотезы ученых являются лишь подтверждением того, что Вселенная сотворена и развивается по Божественным законам. Вплоть до 20-х годов ученые считали, что Вселенная целиком статична и никуда не движется. Из решения уравнения тяготения А. Эйнштейна, полученным советским ученым   А. Фридманом в начале 20-х годов следовало, что в зависимости от средней плотности вещества Вселенной расширяются либо бесконечно, либо до определенного предела, за которым последует сжатие. Фридмановская  модель нестационарной Вселенной вскоре была подтверждена открытием американского астронома Э. Хаббла. Он обнаружил, что в спектрах галактик наблюдается так называемые смещение, причем  тем больше чем дальше они находятся от Земли. И согласно эффекту Доплера длина световой волны увеличивается тогда, когда излучающий объект, в данном случае – Галактика, удаляется от нас. И что интересно она расширяется одинаково во всех направлениях. Чтобы понять, как это происходит, вообразите воздушный шарик с нарисованными на нем точками. Вы надуваете шарик - и точки раздвигаются все дальше и дальше. Эти точки можно уподобить галактикам Вселенной. Выполненные наблюдения   и построенный  на  их  основе «радио портрет» миллионно летней Вселенной позволяет  уточнить характер  перемещения  нашей  Галактики в пространстве  со скоростью 515 км /с, и  она движется  в направлении ближайшего скопления, к созвездию  Девы. Но вот что интересно: Хаббл доказал не только то, что Вселенная расширяется одинаково во всех направлениях, но то что тела во Вселенной не меняется – меняются только расстояния. Поразительность открытия Хаббла состоит вот в чем: В прошлом существовал момент, когда вся Вселенная была сосредоточена в одной точке. Чем  дольше идти в прошлое, тем плотнее становиться Вселенная и,  в конечном счете, мы достигнем точки бесконечной плотности, откуда Вселенная начала разбегаться. Это первоначальное событие получило название «Большой взрыв». Когда это произошел? Знаменитые астрономы Сендидж и Тамани вычислили, что «Большой взрыв» произошла примерно 13-15 миллиардов лет назад. Астрономы описывают это так: “Вселенная началась с состояния бесконечной плотности. В момент этого события были созданы пространство и  время, равно как и вся материя во Вселенной”.6

          Надо отметить, что для развития науки космологии этот вопрос является актуальной. В особенности в рассмотрении начальных этапов развития Вселенной. Не малый интерес составляет мнения ученых на философские и богословские следствия, исходя из их же собственной модели. По мнению В. Соловьева, многие ученые были не только далеки от религии, но и чуждались ее. В этом философ большой беды не видит, так как, по его представлению, люди, не восприимчивые к свету Божества, в иных практических и теоретических отношениях оказываются, не только вполне нормальны, но и особо талантливы в различных науках. Их сосредоточенность на одном не позволяет им с тем же вниманием сосредоточиваться на предметах относительных. В итоге он делает вывод: в мирских специальных задачах человечества большая доля трудов и успехов принадлежит людям, для которых высший свет закрыт. На этот проблематичный вопрос Альберт Эйнштейн отвечает следующим образом: “К сожалению человек науки, плохой философ. Ибо такие следствия, похоже, либо ускользают от внимания большинства ученых, либо не интересуют их”.7
         
          В своей книге «Великий замысел» Стивен Хокинг утверждал, что «Большой взрыв», в результате которого, по современным представлениям, возникла Вселенная, не произошёл из-за какого-либо фантастического совпадения, а был вызван объяснимыми причинами: “Согласно закону всемирного тяготения, Вселенная могла и должна была появиться из ничего. Спонтанное создание —это именно та причина, по которой вместо пустоты возникает нечто. Это причина существования Вселенной, причина нашего существования. Для того чтобы поджечь запал и запустить Вселенную, не обязательно нужен Бог”.8 Все ученые признаются, что Вселенная не могла создаться беспричинна, но почему то они игнорируют присутствие Творцы-Создателя. Точная формулировка об этом недостатке уважаемых ученых дана Джалаладдином Руми:               

Таков искатель при дворе у Бога: когда приходит Бог, искателя нет
Хотя единение с ним есть бессмертие превыше бессмертия,
но сначала это бессмертие состоит из умирания самости.
Отражения, ищущие Свет, исчезают, когда Свет появляется
Может ли разум остаться, когда Он повелевает ему уйти?
Всякая вещь гибнет, кроме Его Лика.
Пред Его Ликом гибнет существующее и несуществующее:
Существование в несуществовании поистине великолепно!
В этом месте богопроявленности все умы пребывают в растерянности;
Когда перо достигает этой точки, оно ломается.9 

          Священная Книга Коран единственное Святое Писание, где затрагивается все аспекты жизни, и это делается с единственной целью, чтобы мы размышляли о них, где кроются пути толкования смысла жизни и сокровенных знаний.
Что ж им не поразмыслить над Кораном?
Не будь он от Аллаха,
В нем много бы нашлось противоречий.
          (Аль Нисаа, сура 4/82).

          “Структура  Вселенной, - пишет Сиддики, - ясно указывает на то, что она сотворена Аллахам, ибо все бесчисленные составные части сформированы так, что они выполняют и взаимно дополняют друг друга. Нет ничего лишнего, нет ничего недостающего. И из этого необходимо заключить, что речь может идти только о творчестве одного Творца, без планирования которого не могла бы существовать столь совершенная гармония. То же самое можно сказать и о Коране. В нем поднимается тысячи тем, с различных аспектов предлагаются тысячи наблюдений. От метафизических проблем и духовного опыта до мировоззренческих вопросов – «затронута» все, и всему найдено решение. Но в гуще этого удивительного разнообразия легко распознается внутренняя гармония, не говоря уже о сверхъестественной мощи и силе выражения, - ибо создателем этого произведения ни в коем случае не мог быть человек”.10

         Следует признать, что Коран совершенен, нежели другие Священные  Писания, как по содержанию, так и по необходимым человечеству информаций. Так как Святые Писания передавались в различные времена и при различных обстоятельствах, и отличием Корана от других Святых Писаний является то, что эта Книга предназначено для самых различных людей. С чем не соглашаются многие ученые. Так,  например Д. Хойл, объяснив, что модель «Большого взрыва» не дает нам сведений о том, что, почему произошел этот взрыв, и откуда взялась материя? После чего заключает: “В современной космологии ответа на этот вопрос искать не принято, так как сам вопрос и ответ выходят за рамки научных вопросов”.11 
         
          Если такая позиция устраивает астронома или физика, но никак не удовлетворяет ученых исламоведов и истинно верующих, потому что каждый стих Корана затрагивающий вопроса акта сотворения, содержит в себе информацию подлежащей к научному анализу.

И в завершение всего
Он утвердил создание небес,
Что были как бы пеленой из дыма.
И молвил Он и Небу, и Земле:
«Добром или неволей, встаньте рядом!»
Они ответили: «В желанном послушанье
Сойдемся рядом мы».
         (Фуссилат, сура 41/11).

          Здесь, третья строка данного айата указывает на создание Вселенной из первоначальной газообразной массы «дукхан» («пленной из дыма»), состоящая из газовой пылевой среды, главным образом из водорода, которая, в данном случае выявляет истинную картину первоначального состояния, после чего и произошел термоядерный взрыв. Современная наука доказывает, что Вселенная началась с состояния бесконечной плотности, которая состояло из водородного газа (свойство которого описано в этом айате) и пыли с возникновением в центре сжимающей массы, термоядерного источника энергии. В настоящее время «общепризнанно», что звезды образуются из диффузной межзвездной газообразной среды. Да, на самом деле Вселенная начала свое развитие с нулевой точки, когда она была единой массы. И эта та стадия развития Вселенной отражено в следующем кораническом откровении:

Ужель неверные не видят,
Что небо и земля единой массой были,
Которую Мы рассекли на части,
И извели из животворной влаги всяко живое существо?
Неужто не уверуют они?
          (Аль Анбийа ,сура 21/30)

          “Это действительно так, - пишет Сайид Кутб, - и эта истина должна привлечь наше внимание, хотя её упоминание в Коране нас и не удивляет, но все же укрепляет наше убеждение в истинность Корана. Ибо мы черпаем нашу веру в абсолютную истинность того, что он утверждает, из убеждения, что он был ниспослан Аллахом, а не потому, что с ним согласуются научные теории и открытия”. Значение второй и третьей  строки этого айата являются подтверждением того, что начальная стадия находилось в бесконечно плотном состоянием, и только после «Большого взрыва»  стал разбегаться, в момент которого были созданы пространства и время. Ученые серьезно размышляют над Великой тайной времени. Из чего сделано время? Откуда  оно вообще  берется? Почему оно вездесущ? Почему  течет повсюду? И можно ли им управлять?12    

          Эйнштейн доказал, что у тела, движущегося  со скоростью света, время как бы останавливается. Другие предполагают, что течение времени «прерывист» и может совсем отсутствовать в некоторых областях Вселенной.  Путешествие к одной  из ближайших звезд с субсветовой скоростью займет у путешественника лет десять, но на земле пройдет лет сто. И это понятие времени происходит в той Вселенной, творение которого не закончено, и одновременно продолжает расширяться.

Своим державием Мы водрузили свод небесный
И для него раскинули бескрайнее пространство;
          (Аз Зарийат, сура 51:47).

          А что касается расширения, то в суре 21:30 говорится: «Мы его постоянно расширяем», которое отражает современное представление о расширяющейся Вселенной. По этому поводу астроном Фред Хойл указывает следующее: “Теория «Большого взрыва» требует создания материи из ничего. Потому что, углубляясь в прошлое, мы достигаем момента, когда Вселенная «съеживается до полного несуществования”.13 Таким образом, согласно теории «Большого взрыва», Вселенная имела начало и сотворена из ничего.  И здесь бессмысленно спрашивать, что происходило до «Большого взрыва», о чем соглашаются все ученые. Это признание подтверждается откровениями Корана. Одним из которых является часто читаемый сура Ихлас, где говорится: "Скажи: Он - Аллах - един; Извечен Аллах один" (сура 112: 1-2). Слова этого откровения «Ахад» (Единый или Единственный) и «Ас-самад» (Вечный), дают нам представление, что до создания всего сущего ничего не было, и был только единый и вечный Аллах. Он вечный, без начала и конца, абсолютный не связанный ни со временем, ни с местом или обстоятельствами, не ограниченный ими, а действительность. О Единственности Аллаха в «Сокровищнице тайн» шейха Низами говорится:
 
Аллах, - Он начало тебе и конец
До первого был Он жильца на земле
И будет позднее конца на земле.
Первей Он того, что древнее времен,
Его ожерелье – на шее времен.
Он небо разверз, за завесой завес
Сокрытий для знающих тайны чудес.14
               
          Процесс рождения звезд в галактике непрерывен. В любое время газ и пыль то там, то здесь сливаются под действием  турбулентности в гравитационные ядра элементы протозвезды. Появившаяся  протозвезда изначально наделена вращательным моментом, который она наследует  от гравитационных  ядер. Продолжая расти, протозвезда становится настолько горячей, что в ней начинают протекать реакции атомного синтеза, и она превращается во вполне оформившуюся звезду. Ученый – астроном  Уильям Крейг в книге «Было ли у Вселенной начало?» пишет: “Если Вселенная имело начало, то одно из двух она либо сотворена (т.е. ее появления было вызвано какой – то причиной), либо нет. Ибо вряд ли  кто, в здравом  уме, станет всерьез утверждать, что такая Вселенная могла возникнуть беспричинно, просто из ничего”. Даже знаменитый скептик Давид Юм признавал: “Предположение, что нечто может возникнуть без  причины, - нелепо”.  В заключение  своей книги У. Крейг  пишет: “Я вижу  лишь один выход из этой проблемы, допустить, что причина это является сознательной и создает Вселенную во времени по своему выбору. Таким образом, Творец может существовать без перемен от века, но принять решение создать Вселенную во времени. Вот поэтому существует мир, имеющий начало. При этом причина получается вечной, а следствие нет. Мне кажется, Вселенная могла возникнуть только так: волевым актом сознательного Творца.15
 
          И тогда нам уже ничто не мешает назвать этого сознательного творца Вселенной – словом  Бог”14. "Лишь Он - творец земли и неба, когда задумано творенье Им, Он молвил: «Будь! – и явиться оно” (Аль Баккара,2:117) По мнению Йусуф  Али, слово «творец» относится к сотворению неба  и земли, в то время как «халака» (Он сотворил), напротив, означает  сотворение всех вещей «бадаа» указывает на исконное  начало, насколько мы вообще можем себе это представить, на время  до существования  праматери. Все на небе  и на земле возникает в  результате  постепенных  процессов, как  абстрактные, так  и  материальные  вещи, к этому относится «халака», так как  с этим связывается идея  отмеривания и приведения в соответствие. Сравнив сурой 54:49 и 25:59. мы  узнаем что, это был процесс эволюции, предопределенным Великим Творцом.16
         
          Изучая микроволновое фоновое излучение, советские ученые пришли к выводу, что в науке описано все, кроме, пожалуй, наиболее начального этапа, когда вещество Вселенной было собрано в точку, именуемой «сингулярностью». Космологическая сингулярность —состояние Вселенной в начальный момент Большого взрыва, характеризующееся бесконечной плотностью и температурой вещества. В этой осевой точке  теряет смысл даже такие фундаментальные  понятия  как «ранее», «позже», «причина» и «следствие». Теперь от волнующей,  нас  явления «сингулярность», которое  находит свое место в суре 21:30, перенесемся  к одному из важнейших  этапов расширения  Вселенной  - радиационному. В это время первичный  огненный   шар был все еще не прозрачен для электромагнитных излучений, и частицы там  находились в тепловом равновесии. Давление фотонного газа готов был в мгновение  ока, разрушит любой  образовавшийся сгусток вещества. Эти исследования советских ученых  нельзя считать только научными, они также раскрывают тайны духовного бытия, а в данном случае, служат, полноте понимания откровений Корана относительно  возникновения всего сущего. И этот случай не первый и не последний, каждый раз  знакомясь научными трудами ученых относительно создания Вселенной, невольно ощущаем присутствие Сверхъестественной силы – Создателя – Творца. "И наш – приказ – один лишь акт    (свершенье) длиной в одно мгновенье ока (Аль Гамар,54:50). Если в жизни сотворенных  вещей есть «пропорции  и размер», а также совокупность времени  и обстоятельств, то повеление Аллаха, замысел, исполнение и последствия - это одно единое действие.
Здесь сказано о мгновение ока, как о самом отрезке времени для человека.17

           Более доступные комментарии предоставляет читателю В. Порохова, где говорится: “Здесь мне бы хотелось дать филологическую справку относительно арабских глаголов несущих значение создания, сотворения, так как именно здесь коренится богословская доктрина ислама, отличающая ее от материалистического воззрения на мир Вселенной.  В С.2 ст.117 и в С.6 ст.101 звучит глагольная форма от «бадаа», которая говорит нам, то Вселенная не было чем-то изначально существующим, сама была сотворена Всевышним, причем актом волевого творения безотносительности времени: С.54 ст.50 «амр» – т.е. состоялось творение исходной грубой вещественности. Далее, если мы посмотрим ст.102 в той же С.6.мы встречаем глагольную форму «халяка» опять применительно к акту творения, но имеющую уже значение как бы другого аспекта”.18               

          Анализируя технологию расширения Вселенной, А. Перевезчиков пишет: “После «Большого взрыва», когда температура этого мира упала ниже 4000 град., на свет явилось первые атомы водорода. Именно на свет, ибо связанные (т.е. занявшие ядерные орбиты) электроны уже не могли столь интенсивно, как прежде, рассеивать излучение. Поэтому фотоны благодаря веществу как бы высвобождаются. И свет появляется на свет. В ту пору еще не было ни звезд, ни скоплений, ни галактик, - ни одно светило не появилось на свет. Но свет уже был! Пронизывая пространство во всех направлениях, неслись фотоны свидетели недавно происшедшего «Большого взрыва»”. Мы еще раз убеждаемся, что выдвижение разнообразных гипотез, идей и концепций, взаимосвязанных с какой-то научной проблемой выявляют возвышенные свойства и представления принадлежащей Всевышнему Аллаху, а именно, что Он един и извечен. Все сущее имеет свой предел и свет, который исходит от звезд, в один день прекратят свое существование, но Свет Аллаха будет, светит вечно. 

Аллах есть Свет земли и неба,
И Свет Его подобен нише,
А в ней - светильник, что в стекле,
Стекло же - точно яркая звезда,
(Роняющая) свет жемчужный.
(Светильник) зажигается от древа
Смоковницы благословенной
Ни на востоке, ни на западе (земли),
Чье масло может вспыхнуть (светом),
Хотя огонь его и не коснется.
(Кладется) Свет на Свет
(Все выше к небесам),
И к Свету Своему ведет Аллах лишь тех,
Кого (Своей угодой) пожелает.
Так для людей Аллах приводит притчи:
Ему известна всякой вещи (суть).
          (Аль Нур, сура 24/35)

          По мнению аль-Маудуди, это откровение является одним из прекрасных притч Корана. Свет – это то, что делает вещи видимыми; он сам поддается восприятию, и благодаря нему, воспринимается прочие вещи. Так, органы чувств человека воспринимают свет. Недостаток света – эта тьма и слепота. В фундаментальном значении Аллах назван здесь Светом не в смысле луча света, на который реагирует глазной нерв. Человеческие понятия в отношении Аллаха никогда не используется в их фундаментальном значении, Он Один является во Вселенной первопричиной света, иначе не было бы ничего, кроме тьмы. В этом смысле Аллах является абсолютным Светом, т.к. знание реальности  и истины можно получить только от Него. Без доступа к Его Свету в мире царил бы только мрак незнания и зла.19

          Вернемся, впрочем, к тому времени, когда свет впервые «появился на свет». На последних этапах развития звезды представляют собой очень сложные образования: в центре находится вырожденное холодное углеродное азотное – кислородное ядро, затем идет слоевой  источник с горящим гелием, далее идет слой холодного гелия, потом водородный слоевой источник и, наконец, внешняя оболочка, очень расширившаяся, и именно отсюда ее большая светимость. В дальнейшем, продолжая остывать, вещество под действием сил гравитации понемногу стало собираться в сгустке и скопления, развитие которого привело к дальнейшему формированию существующего материального мира, безгранично во времени и пространстве. Теоретическая мысль в области знания расширяющей Вселенной  не стоит  на  месте. Многие ученые, занимающие  изучением этой области, пришли к выводу, что мироздание состоит из бесконечного числа независимых областей – доменов, и любой домен в ходе раздувания образует Вселенную, превосходящую размеры наблюдаемой нами Метагалактики. Тем самым реализуется множество вселенных, причем с разными свойствами, глобальными характеристиками и внутренними условиями, определяющими их дальнейшую эволюцию.20

          Знакомство с достижениями науки и откровениями Корана касательно данной темы независимо выводит человека на фундаментальное решение, что Коран является самым совершенным Святым Писанием, которое обращает наше внимание, как на красоту небес, так и на их совершенство, тем самым, призывая человечество на новые и новые исследования бесконечного  пространства. 

Он - Тот, Кто создал семь небес рядами.
В Божественном творенье том
Не различить тебе (структурных) нарушений.
И снова обрати свой взор -
Ты зришь какой-нибудь изъян (в творенье этом)?
И вновь свой взор ты обрати:
Вернется он униженным и тщетным.
          (Аль Мульк, 67/3-4).

          Мы вновь возвращаемся к символике внешнего мира, и нас призывают неустанно изучать его, насколько хватает наших способностей. Как бы  внимательно не рассматривали, мы не обнаружим никакого недостатка. Область наших исследований так далеко выходит за пределы нашего восприятия, что мы вынуждены признать: даже с помощью самых сильных телескопов, наш глаз не может проникнуть в глубины всех тайн. Мы не найдем в делах Аллаха недостатка, но обнаружим, что наши деяния выходят за определенные пределы. Отсюда следует, что все на небе и на земле зависит от воли Аллаха. Только Он является хозяином всего сущего, только с Его соизволенья мы можем достичь определенных успехов в раскрытии сокровенных знаний, которое происходит по мере развития духовного познания. Наша Вселенная столь велика по размерам и устроена столь совершенна, что человеческий разум едва ли может постичь это величие. Ученые предполагают, что во Вселенной существует около 300 миллиардов галактик, а наша галактика Млечного Пути лишь одна из них.          

          Продолжая тему развития Вселенной, рассмотрим еще откровение, где данная информация удивить любого образованного человека, и наряду с этим Коран исправляет ошибки предшествующих Писаний.

Господь ваш, истинно, Аллах,
Кто небеса и землю сотворил за шесть небесных дней
И после утвердился на Престоле,
Чтоб править всем, что Он явил.
И нет заступника пред Ним
Иначе, как с Его соизволенья.
Таков Аллах, Владыка ваш!
Ему лишь поклоняйтесь.
Ужель об этом вам не поразмыслить?
          (Йунус, сура 10/3).

          В Библии говорится о «шести днях» творения Вселенной, которое, по мнению аналитиков, этот процесс невыполним   и выходит за пределы законы науки. И чтоб внести необходимую ясность в этом вопросе предлагаю комментарии предоставленной В. Пороховой: “Библия описывает создание Творца земли и неба за шесть земных дней, за которым последовал седьмой день отдыха Творца после тяжкого труда создания (Всевышнему приписывается чисто человеческие свойства усталости) причем создания света в первый день, предшествует созданию звезд, которые его производят, создание Вечера и Утра (т.е. земного дня) – до создания Земли; создание Земли – на третий день до создания Солнца  на четвертый появление птиц в небе – на пятый день до появления животных на земле на шестой день, хотя последние появились раньше; существование водной массы (вместо газообразной) - на первоначальной стадии  формирования; появление высокоорганизованного растительного мира с семенным размножением – до существования солнца, и т.д. Трудно переоценить катастрофическое несоответствие этой информации Святой Библии современным научным данным. В исследовании главы библейской школы Иерусалима отца проф. Де Ваукса  читаем: “Библейское описание творения находится прямом противоречии с научными открытиями нашего времени, и здесь нет ничего удивительного, учитывая тот факт, что оно была составлена священниками VI века до н.э. и преследовало определенные цели. Идея втиснуть последовательные фазы творения в рамке семидневной земной недели, без всякого сомнения, объяснялась желанием заставить благочестивого иудея чтить субботу, коль сам Господь чтил ее”.21 В Коране здесь, как и в С.7,ст.54 речь, казалось бы, идет о тех же «шести днях», но все дело в том, что арабское слово «айам» имеет два совершенно разных лексических значения: 1) множественное число «йаум» «день» и 2) (абстрактно) длинный период времени. И вот уже в С. 70, ст.4 читаем расшифровку этого слова: “За день один длиной в пятьдесят тысячелетий”; в С.32, ст.5: “За день, что мерится одного тысячью годов”, то есть у периода, передаваемого словам «айам» нет математической точного исчисления, что указывает на отсутствие у него значения «дня», как земной единицы. Число «шесть» может, означат шесть фаз творения или стадий развития, или же «дни  Аллаха», которые нельзя измерить временем, ибо небесных тел, по обращению которых мы исчисляем время.22 О создании «семи  небес» в Коране говорится неоднократно. По мнению комментаторов, число «семь» на арабском, а так же в других семитских языках  понимается, как «много», а также в большинстве случаях означает «многие». Таким образом, понятие «семь небес» можно отождествить с «множеством космических систем», о чем свидетельствуют научные открытия.

          Следующее откровение Корана говорит о роли  небес, которое понимается, как символ высоты.

Мы небеса раскинули (для них) охранным сводом,
И все же отвращаются они
От тех знамений, (что являет им творение Господне).
         (Аль Анбийа, сура 21/32).

         Как и во многих других айатах Корана неожиданные переходы от местоимения «Мы» или «Я» к «Он» или от «Мы» к «Аллах» в одном и том же предложении служит для того, чтобы обратить внимание читателей или слушателей на то, что Аллах не просто какая-то «личность», а все охватывающая Мощь, которая не может быть объяснена или, по крайней мере, соответственно выражена ограниченными возможностями человеческого языка.23 «Небеса охранным сводом» в науке понимается, как галактическая корона, а именно совокупность шаровых скоплений звезд, образующих сферическую составляющую, которая служит для определенных целей, о чем мы даже не догадываемся.   

         В статье «Почему в Коране употребляется слово «Мы»» говорится: “Стилистической особенностью арабского языка является то, что человек может говорить о себе, используя местоимение «мы»с целью возвеличивания.Также он может использовать местоимение первого лица «я»,  или говорит о себе в третьем лице, используя местоимение «он». Все эти три стиля использованы в Коране, ведь Аллах обращается к арабам на их родном языке. (Фетвы постоянного комитета, 4:143). Аллах иногда говорит о Себе в единственном числе, а иногда используя множественную форму. Примером этому служит аят: “Воистину, Мы даровали тебе явную победу, и другие подобные аяты” (сура 48:1). В таких случаях множественное число несет смысл возвеличивания, которого Он достоин. Но Аллах никогда не упоминает о Себе в двойственной форме, потому что двойственная форма указывает только на количество, а Всевышний пречист от кого-либо наряду с ним. (Акида аль Тадмурийах, шейх уль Ислам ибн Теймия, стр. 75). Местоимение «Мы» и другие формы множественного числа, могут быть использованы человеком, который говорит от имени группы, а также могут быть использованы для того, чтобы подчеркнуть величие, как это делают некоторые монархи, когда они начинали свои послания со слов: Мы решили…. В этом случае говорит один человек, но использована множественная форма. Аллах более других достоин возвеличивания, и поэтому, когда в Коране Он говорит инна (Воистину Мы) и нахну (Мы), то это делается с целью возвеличивания, а не для указания на количество.  Когда какой-либо аят вызывает сомнения, то необходимо обратиться к ясным по смыслу аятам. И если кто-то, к примеру, указывает на аят: “Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его” (сура 15:9), для доказательства многобожия, то мы можем опровергнуть это утверждение, процитировав аят: “Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного” (сура 2:163) или «Скажи: “Он – Аллах Единый” (сура 112:1). Этого будет достаточно для того, кто ищет истину. Каждый раз, когда Аллах использует местоимение множественного числа по отношению к Себе, то это указывает на величие, которое Он заслуживает.  (Аль Акида аль Тадмурийа, шейх уль Ислам ибн Теймия, 109)” 24               

          Современными астрономическими методами установлено, что наша Вселенная состоит из  множества метагалактик и которые в свою очередь состоят из нескольких миллиардов галактик. Наукой установлено, что почти все тела галактик находятся в строго гравитационной зависимости.

Аллах, поистине, (державием Своим)
(В порядке строгом) держит небеса и землю,
Чтобы не выбились они из-под Его управы, -
Ведь если бы подобное случилось,
Никто иной, кроме Него,
Их (вместе) удержать не смог бы, -
Он, истинно, воздержан и прощающ!
          (Фатыр, сура 35/41).
         
          В этом откровении речь идет о том совершенном порядке, о той идеальной структуре функционирования Вселенной, о том гениальном соизмерении и пропорционально совершенстве всего, что задумано нашим Творцом. Вселенная, какой мы его знаем, не только демонстрирует сознательный порядок, но и свидетельствует о существовании и творчестве умного и заботливого Господа, управляющего Вселенной. В данном откровении вновь подчеркивается, что Аллах, верховной властью Своим держит небеса и земли, поэтому к нему сходят прекрасные имена, ибо среди Его прекрасных имен есть «аль Малик» (Властелин). Мы не способны представить полноты силы Его власти, и чтобы  убедиться в этом, достаточно обратить внимание на термоядерный процесс, происходящий в космосе, а именно процесс превращения водорода в гелий, а затем  гелия в более сложные элементы от углерода до железа. И в данном случае  ученые признаются, что современная наука лишена всякой возможности объяснения превращения водорода в гелия, и гелия в другие элементы. Здесь, независимо вспоминается слова  Лапласа: “То, что мы знаем, ограничено, а то чего мы не знаем – бесконечно”. И эта истина наводит нас на следующий вывод: все, что есть в мире,- ничтожна малое или громадное, звучащее или безмолвное, подвижное или недвижимое, все прошедшее и все настоящее, все нам известное и неизвестное – сотворено Великим Творцом по точной мере и точному замыслу. Этот замысел определяет для всякой вещи суть, ее свойства, размеры, время, место и влияние на все окружающее. Чем глубже идет познание, открывая тайны творения на небе и на земле, тем больше мы начинаем понимать смысл сотворения всего сущего. "Он – Тот, кто сделал солнце  (животворным блеском) установил  луну, что свет по фазам льет, чтоб знали число годов, и это сотворил Аллах никак иначе, как по истине (великой) Так Он Свои знаменья изъясняет Для тех, в ком разуменье живет." (Йунус, 10:5) Так еще в 7 веке, Коран определил строгую разницу между Солнцем (дийа), которое горит, активно испускает свет, и Луной (нур), пассивно светящий (отражать свет) и указал на существования собственно орбитального движения. В айатах Корана (см. С.36,ст.38- 40; С.21,ст.33) говорится об орбите Луны и Земли, а так же на существование движения Солнца по отношению к центру его галактики, которое научно исчислена как 250 млн лет. Научный интерес представляет картина эволюции Вселенной в Коране, где и солнце и луне определен свой срок. В суре «Йа син» айат 38 говорится: “И солнце завершит путь за срок определенной для него. Таков приказ того, кто преисполнен мощи и познания”. Только сейчас, у порога третьего тысячелетия определена, что на нынешней стадии солнцу предстоит пробыть теоретически еще около 5,5 млрд. лет, после чего начнется медленное охлаждение расширение внешних слоев и уплотнение внутренних, ослабление испускания света и, наконец, прекращения существования как центра солнечной галактики – вот вам «определенный период» жизни солнца, о которой говорится в Коране, более того современная астрономия дала точное определение коранического «мустакар» (назначенного места) по отношению к солнцу.25 Также  в Коране говорится:

Мы для луны установили
Срок прохожденья каждой фазы
И новое явление ее земле,
Подобно ветви старой пальмы.
И солнцу не дано настичь луну,
И ночь не сможет день опередить, -
Всему назначено проплыть свой путь по своду.
          (Йасин, Сура 36:39-40).

          Движение Луны по своей орбите отличается от движения других спутников вокруг своих орбит. Луна, двигаясь по своей орбите, иногда опережает и выходит вперед планеты Земля, а иногда наоборот отстает от нее и остается позади. В силу того что Луна вращается как вокруг Земли, так и вокруг Солнца, она очерчивает в космосе орбиту, напоминающую латинскую букву «S». Эта форма орбиты Луны описывается в Коране выражением: “ и возвращение ее в конце подобно ветви старой пальмы” и, как точно описывает айат Корана, указывает на изогнутую форму орбиты, уподобленную засохшей ветке финика. Так, например, смысл упоминающего в айате слова «ветка хурмы» (в арабском языке «урджун»), употребляется в арабском языке для обозначения засохшей и изогнувшейся ветки финика после того, как с нее собраны все плоды. Кроме того, примечательно, что в айате упоминается именно иссохшая старая ветка финика, ибо она действительно становится изогнутой и тонкой в отличие от молодой ветви.26 
 
          Еще с древнейших  времен   человек   не мог понять  причин происходящих  катаклизм,  периодически   сотрясавших  человеческую  историю. При  этом им  удалось лишь выявить определенную  зависимость  с  главным   нашим  светилом – Солнцем, который  за один астрономический  год проходит  двенадцать  знаков Зодиака "Мы  в небесах установили  Знаки Зодиака прекрасным  для тех, Кто взор к ним обращает" (Аль Хиджр, 15/16). Первый шаг к знанию астрономии состоит в том, чтобы  обнаружить в миллионах  звездах  чудный  порядок, красоту  и гармонию, который  раскрываются   нам по мере увеличения наших  знаний. Первый пояс, который мы можем,  обнаружит, - это  Зодиак, который обозначает годичный  путь Солнца по небу, а также смещение Луны  и других  планет. Двенадцать частей этого пояса мы называем Знаками Зодиака.  Каждый  из них отмечает путь Солнца по видимой  части неба,  в какой-то месяц. Затем  мы  можем исчислить времена  года в солнечной  году и узнать определенные законы  и факты  из метеорологии, сельского хозяйства, научиться рассчитывать ветры, приливы и отливы, движения Луны и другие небесные явления, влияющую на небесную жизнь.26 Особый интерес мы проявляем к  нашему ночному светиле Луне, движение которого наблюдается по тому же зодиакальному  кругу и в том же направление, с востока на запад. Научные исследователи установили, что психическое и эмоциональное настроение  большинства людей, в первую очередь зависит от энергетического состояния Солнца. Это первостепенное воздействие проявляется пассионарной энергией Солнца. Именно от него мы получаем тепло, свет другие необходимые элементы для поддержания жизни  на Земле. И  все пассионарные толчки, оказывающее непосредственное влияние на человека, возникают в момент низкой солнечной активности,  либо во время ее спада.  А что касается Луны, то она является самым ближайшим к Земле небесное тело, поэтому ее влияние на природу, на все живое очень велико. О значении энергии Луны для человека можно говорить бесконечно. Оно символизирует жизненность организма – не только человека, но и всякой твари. Положение Луны и ее рождение отражается на здоровье и защитных силах, а также, несомненно, связь Луны с материнскими функциями и питанием тела, с плодородием почвы и развитием растений. Приведя все эти факты, хочу лишь показать, что все эти сокровенные явления находятся за рамками нашего познания, и они подвластны только Великому Творцу Создателю. И никакой смертный не только может изменить, но и предсказать точное время наступления какого-то явления. Как известно лишь по лунному месяцу и соответственно по лунному году можно вести (относительно) точный счет времени, которое соответствует к 365 дням. А что касается солнечного года, на основе самых точных расчетов, то она нуждается в корректировке. За год Земля делает один оборот вокруг Солнца. За это же время Луна точно 12 раз проходит всю последовательность смены – своих фаз. Исходя из всех этих данных, по сей день в странах ислама пользуются лунным календарем.27 

          Анализируя коранические откровения, вокруг данной темы ученые исламоведы выявили удивительные факты: слово «месяц» (аль - шахр) повторяется во всем Коране 12 раз, слово «день» (аль – йаум) – 365 раз, а слово «дни» (аль-аййам) - 30 раз, т.е. как один месяц. Разве эта симметрия и это равновесие получилось случайно? Все это не может быть случайностью, так как без ведома Аллаха ничего само по себе не происходит.28 О сотворении земли в Коране имеется много информаций каждый из которых является знамением Аллаха. К примеру в суре 39:5 говорится: “Он сотворил небеса и землю по Истине. Он окутывает ночью день, и ночь окутывает днем …” Весьма примечательны высказывания, использованные в айатах Корана для описания строения Вселенной. Употребленное в Коране слово «юкеввиру» переведено в вышеупомянутом аяте как «окутывает». К примеру, в турецком языке это слово означает «окутать, обвить каким-либо предметом что-либо округлое». (В арабских словарях этот глагол употребляется при описании головного убора, чалмы, обвивающей голову человека). Сведения, упомянутые в айате относительно смены дня и ночи (ночи, покрывающей день, и дня, укрывающего ночь), в то же время содержат исчерпывающую информацию о строении и форме Земли. Ибо процесс, описанный в аяте, может происходить только лишь в случае округлости Земли. А что касается конкретной формы Земли, то эту информацию предоставляет нам следующее откровение:

Потом Он землю распростер, растянув.
          (Ан-Назиат, сура 79:30).

          Переведенное в аяте выражение «распростер, растянув» в арабском языке выражено глаголом «деха», происходящего от корня глагола «дахв», означающего «растяжение, удлинение» как у яйца страуса. Несмотря на значения слова «дахв», выражающие понятие округлости, многим переводчикам было трудно представить себе сферическую форму Земли, потому это слово они переводили как «простирать». Земля и в самом деле имеет форму яйца страуса – сфероида со сплющенными полюсами. Не следует забывать, что в период ниспослания Корана представления людей о мире и космосе находились на самой примитивной стадии развития. В обществе бытовали представления о плоской структуре Земли, и все расчеты, которые можно причислить к разряду первых научных исследований, также производились исходя из этих представлений. Факт шарообразности Земли был практически установлен лишь в 20-м веке благодаря прогрессу астрономической науки и модернизирующимся средствам наблюдения за небесной сферой. Однако информация о движении небесных тел во Вселенной по определенным орбитам была сообщена людям в Коране еще 14 веков тому назад.29 О направлении вращении Земли в Коране говорится:

Мы для луны установили
Срок прохожденья каждой фазы
И новое явление ее земле,
Подобно ветви старой пальмы.
И солнцу не дано настичь луну,
И ночь не сможет день опередить, -
Всему назначено проплыть свой путь по своду.
          (Йа-Син, сура 36:39-40).

          Ас Саади пишет: “Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите. Солнце и луна, день и ночь - все они имеют установленный срок и господствуют в отведенное для них время. Солнце не мешает луне властвовать по ночам и никогда не восходит посреди ночи. А ночь в свою очередь не наступит до тех пор, пока не закончится день. Солнце, луна и звезды - все они непрерывно движутся по своим орбитам. Это - ярчайшее доказательство и величайшее знамение, свидетельствующее о величии Творца и совершенстве Его божественных качеств, особенно, могущества, мудрости и знания.”30

          О прекрасных качествах великого Творца свидетельствуют многочисленные знамения, которые находятся вокруг нас и в себе самой. Всевышний Аллах (хвала Ему!), сотворил Землю и расселил в них все виды растений, а также всякое живое существо, которым предписано, служит во благо человека. Господь этим не ограничился, и на службу человека была поставлена все, что зрит способен. К примеру, это проявилось в смене ночи днем, о чем не размышляют люди. 

Поистине, в Творении земли и неба
И в смене ночи днем -
Здесь кроются знамения для тех,
Кто обладает разуменьем;
          (Аль Имран 3/190).

          Это красочное описание правильного понимания здравым умом знамения Аллаха во Вселенной и резонанса подобного понимания всего сущего, доступного взгляду и уму истинного верующего. Коран непрерывно обращает взгляды и сердце к данной открытой Книге творения. Страницы ее постоянно переворачиваются, так что на каждой из них становится видимым вдохновляющее чудесное знамение, вызывающее на каждом одаренном здоровой природой  человека ощущение истинности этой Книги и создания Вселенной. Оно пробуждает в нем также желание повиноваться  Творцу одновременно из любви к Нему и страха перед Ним. И люди, обладающие разумом, открывают свои глаза и сердца для того, чтобы увидеть вселенские знамения Аллаха. Они не воздвигают препятствий между самими собой и этими знамениями и не закрывают путь к ним. Сидя, стоя или лежа они всем сердцем обращаются к Аллаху, держат глаза открытыми, а чувства обостренными, они понимают реальность бытия, определенного Аллахам. Посредством  своего восприятия они связывают человеческое сердце с законами этого бытия.31 Посланник Аллаха Мухаммад (с.а.с.), однажды сказал: “Тяжко тому, кто прочтет этот айат и не поразмыслить о том!”. Поэтому каждый сознательный человек, используя все достижения науки, обязан раскрыть или хотя бы понять значимость этого откровения. И анализируя данное откровение, выяснилось, что основным источником энергии экзогенных  процессов, совершающихся,  на земном коре является Солнце. Не смотря на огромную отдаленность, на высоте около 1000 метров в минуту поступают 2 кал. на кв. см  этой зачерненной поверхности. Если бы это поверхность сохранила свою ориентировку, и нагревалось круглосуточно, то это составило бы около 1000 ккал/кв. см которое пагубно отразилось бы в жизнедеятельности Земли.32 В действительности благодаря наклону поверхности и вращению вокруг оси изменяется угол падения солнечных лучей, происходит смена дневного нагревания ночным охлаждением, и годовое количество энергии поступающего на кв. см  оказывается равным 168 к кал которое, благоприятствует жизнедеятельности живого организма и является одним из бесспорных знамений Милостивого Аллаха. Другим фактором охлаждения земной поверхности в дневное и особенно в ночное время выполняет теплоемкость Земли, которое осуществляется с помощи водного пространства. И эту роль главным образом выполняет мировой океан, который поглощает большую часть солнечной энергии, поступающую на поверхность Земли. Большая теплоемкость вод океана по сравнению с сущей и передачи полученного тепла от поверхности на глубины процессами перемешивания замедляют поглощения и отдачу тепла в атмосферу океаном, в то время как суша в дневное время нагревается быстрее и быстрее охлаждается в ночное время. Устройство такой тепловой машины Земли пугающее сложна, общие принципы и детали ее действия стало нам ясным после коранического откровения «в смене ночи днем».
 
          Согласно второму закону термодинамики, процессы, происходящие в замкнутой системе, всегда стремятся к равновесному состоянию. Иными словами если нет постоянного притока энергии в систему, идущие в системе процессы стремятся к затуханию и прекращению. Отсюда появляется вопрос: что происходит, когда действие этого закона, распространяется на Вселенную в целом? По мнению ученых, Вселенная гигантская замкнутая система, поскольку в ней содержится все существующее, и вне ее ничего нет. Это видимо означает, что по прошествии достаточного времени все процессы во Вселенной замедляться и постепенно прекратятся. Настанет так называемая «тепловая смерть Вселенной», когда никакие дальнейшие перемены не будут, возможно, Вселенная будет мертва. Ученые признают два варианта «тепловой смерти». Если Вселенная закрыта, то она погибнет «горячей смертью». Вот как описывает это состояние Б. Тинзли: "Если средняя плотность материи во Вселенной достаточна, высока, то взаимное гравитационное притяжение между телами постепенно замедлит расширение и остановит его. Потом Вселенная сожмется в раскаленный   огненный шар. Нам неизвестно никакой физический механизм, который мог бы обратить вспять это катастрофическое «большое сжатие»". 
         
          Таким образом, если Вселенная достаточно уплотнится,  значит ей не избежать «горячей смерти». А теперь рассмотрим, более вероятный вариант, что Вселенная «открыта». Тот же Б.Тинзли пишет: “Если плотность Вселенной невелико ее гибель  будет холодной. Она будет, вечно расширятся – все медленнее и медленнее. Весь галактический газ превратится в звезды, а звезды в свою очередь догорят,…Наше солнце станет холодным мертвым куском шлака, парящим среди трупов других звезд, среди все более одинокого «Млечного пути»”.33 На основе вышеизложенных теоретических моделей, выполненными учеными можно сказать, что непременно настанет тот «День», когда придет конец всему сущему.

Тот День, когда свернем Мы небеса,
Как писец свертывает свитки.
И точно так, как Мы произвели начальное творенье.
(Ему на смену) повторим Мы (этот акт)
По обещанию от Нас -
И, истинно, Мы выполним его.
          (Аль Анбийа, 21/104).

          Если Аллах создал этот мир из ничего, то Он может создать новое небо и совершенно новую землю на уровне, с которым мы ничего не можем сравнить в нашей жизни. Он это сделает, потому что Его свет вечен и Он это обещал. Этот айат носит не только философский смысл, а также содержит важную для человеческого сознания истину. В данном случае подлинная реальность не доступна разуму, так как далеко не всякая истина, пускай даже убедительно изложенная, постигается не сразу. Для познания истинного значения вышеизложенного откровения, нам стоит познакомится с выводами известного физика С. Хекинга: “Возможно, во Вселенной нет величин, постоянных во времени. Материя как величина непостоянна, так как на создание материи расходуется энергия Вселенной, которая является неизменной величиной. И она равна нулю: положительная  энергия материи равна отрицательной энергии гравитационного поля. Вселенная может, начат свое развитие с нулевой энергией, а вещество все же будет создаваться”.34 В данном состоянии Вселенной огромный интерес представляет энергия зарядов, которое в науке понимается под словом плазма (греч. оформленное). Одна из известных мистиков современности Лиза Рене в статье «Биоплазма и Дух-Душа» пишет: “Мы понимаем, что плазма - наиболее распространенная субстанция в нашей Вселенной, поскольку она пронизывает абсолютно все мироздание. Мы узнали, что плазма создает нити, подобные струнам, которые связывают и взаимодействуют  со всеми другими вещами, и она влияет на достижение состояния сознания Единства. Таким образом, плазма - это интерфейс, связывающий интеллектуальную энергию всего мироздания. Наша личная внутренняя плазменная искра является нашим непосредственным интерфейсом для связи с огромным плазменным Универсальным Ядром, или для подключения нас к Космическому Разуму Божественного Источника.”35
         
          Последние исследования ученых доказали, что человеческая душа также находится в состоянии плазмы. И учитывая, что все сущее Вселенной может исчезнуть и создаться заново, то можно утвердительно сказать, что воскрешение из мертвых – это реальность. И этот День непременно наступит. О наступлении этого Дня говорит нам один из хадисов,  где Абдуллаха бин Умара (р.а.), передает следующее: Пророк (с.а.с.), сказал: “Поистине, в День воскресения солнце приблизится к земле настолько, что пот зальет людей до середины ушей, и, оказавшись в таком положении, они обратятся за помощью сначала к Аллаху, потом – к Мусе, а потом – к Мухаммаду”.36 

          Таким образом, и наука, и религия единодушно заявляет, что этот «День» неизбежен. В Святых Писаниях этот день указывается, как «Судный День», и знание об этом Дне присуще только Великому Творцу.

В тот День,
Когда земля заменится другою,
Другими станут небеса, -
Они предстанут пред Аллахом,
Единым и неодолимым в Своей мощи
          (Ибрахим, 14/48).

          Сообщается, что Абдуллах бин Масуд (р.а.), сказал: - Однажды к посланнику Аллахау (с.а.с.), пришел ученый муж из числа иудеев и сказал: “О Мухаммад, мы знаем, что в Торе сказано, что Аллах поместит небеса на один палец, всю землю – на другой, деревья – на третий, воду и землю – на четвертый, а все прочее, что было Им создано, - на пятый, после чего скажет: “Я – Царь!” – и в подтверждения правоты этого ученого мужа пророк (с.а.с.), улыбнулся так широко, что показались его зубы; а потом он, прочитал айат, в котором сказано: "Они оценки должной Господу не дали, но в Судный День (в Его Руке)
Земля вся горстью (праха) станет и свитком лягут небеса в Его Деснице. Хвала Ему! Он слишком высоко над теми, кого они Ему в партнеры измышляют!(Аз-Зумар, сура 39:67).37 

          Вселенная есть материальное творенье – деяние Творца. Материальное творение уже с момента своего создания подчиняется неизменным законам становления и распада. То, что мы называем законами диалектики природы – ничто иное, как творческая  Воля Аллаха, что, воплощаясь в деяние, непрестанно созидает и разрушает миры. Вечен и непрестанен круговорот творения в неуклонном становлении, распад и возрождении. Момент начала распада каждого небесного тела точно определен. Независимо от состояния небесного тела и его обитателей существует определенная точка, в которой должен произойти процесс его распада.38 В комментариях данному айату Сайид Кутб пишет: Час распада неотвратим, и наступлению этого  Часа будут рады только те, которые уверили в истину Аллаха, и достойно перенесли все земные испытания. Лишь только в этом случае они предстанут перед ликом Творца своего, заслуживающего вечного блаженства будущего. Не уверовав, они будут ввергнуты в распад, и будут стерты с лица «вечной жизни».39 "Они тебя о Часе вопрошают когда назначен ему срок? Скажи им:
 
Они тебя о Часе вопрошают:
Когда назначен ему срок?
Скажи им: «Знание сего - у моего Владыки.
Кроме Него, никто не может срок его открыть,
И тяжким было б его бремя на небесах и на земле.
Наступит он для вас совсем нежданно».
Они тебя об этом вопрошают,
Как будто знаешь верно ты о нем.
Ответь им: «Знание о нем - лишь в веденье Аллаха».
Но большинство из них не знает.
          (Аль Аараф, 7/187).

          Вера в Судный День должна сохранить человека от равнодушия и безответственности. Учение о последних временах есть во всех ниспосланных Аллахом религиях. Сам этот момент скрыт. Только Аллах знает его, но Он не открывает этого знания ни кому из созданий. И пророк лишь человек и не может видеть скрытого. Ср. также суру 34:7. Часто высказывается мнение, будто бы указание на наступление последних времен содержится в Новом Завете. Некоторые назидательные проповедники относили изображение близкого конца к своей эпохе или к ближайшему будущему. Но такие предсказания никогда не подтверждались, и наступление последних времен не соответствует этим расчетам.40
         
          Многие приходили к пророку (с.а.с.), с вопросом о наступлении этого Дня. Сцена Судного Дня в Коране является  часто повторяемым явлением, которое каждый должен воспринимать как реальность, и потому каждому задающему этот вопрос он давал понять, что время наступления этого Дня известно лишь Тому, кто управляет всеми делами всех Своих созданий, не только живущих на Земле, но и творений живущих неизвестным нам в планетах Вселенной. 

И из Его знамений -
Создание небес, творение земли
И живности, что Он рассеял там;
Он мощен их собрать, как скоро пожелает.
          (Аш Шура,42/29).

          Жизнь не ограничивается лишь нашей маленькой планетой. Очень древним является и представление о жизни на планете Марс. Более трех миллиардов лет тому назад на нем была вода, много воды. Осталось ли она в виде засыпанных песком ледников, есть ли на красной планете хотя бы примитивные формы жизни – на это, возможно, даст ответ марсианская программа исследований. Что касается существования жизни в солнечной системе, то исключая Землю, разумеется, наиболее вероятным кандидатом является спутник Сатурна Титан. Метан и аммиак в его атмосфере – весьма благоприятны для образования органических соединений. Хотя и не существует научного доказательства, что она есть, все же разумно предположить, что жизнь в любой форме может находиться на некоторых других планетах, миллионами рассыпанных в космосе. В этой части Коран обращает наше внимание не только на сотворение неба и земли, но и на бесчисленные другие живые существа и организмы, которые Аллах рассеял в обоих мирах и между ними. Об этих существах человек знает очень мало. Созданы многие теории, но многое осталось скрытым.41 Вера в безграничное развитие разумной жизни, как видим, также безгранична и соответственно безграничен оптимизм относительной возможности существования еще более мощных сверх цивилизаций. В настоящее время всем известно, что для проникновение человека за пределы земли требуются огромные усилия и энергия. Это является веским доказательством того, что проникновение человека за пределы Солнечной системы и небес, где расстояния исчисляются миллионами световых лет, являются лишь мечтой ученых. И эта мечта может осуществиться, но только с условием, что ученые и вся мировая общественность признает единственную истину, а именно признание сотворения всего сущего Всемогущим Аллахом.

Сонм джиннов и людей!
Коль вы сумеете проникнуть
За грани неба и земли, - идите!
Но вы не сможете туда пройти
Иначе, как с Господнего соизволенья, -
          (Ар Рахман, сура 55:33).

          В Млечном Пути существует около 250 миллиардов звезд. А планета Земля на которой живут сознательные существа, по сравнению с масштабами Вселенной, подобен мельчайшей пылинке. Надо признать, что в освоении космоса человечество добилась не малых успехов. Да разрабатываются целые проекты межзвездных полетов, но наравне с этим мы не должны забывать, что претворение  всех этих идей  зависит лишь от воли Аллаха.  Свидетельством тому являются  неудачные космические полеты за пределы орбиты Земли совершенное, как американскими астронавтами, так и советскими космонавтами. По этой причине Коран призывает человечество познать великодушие Аллаха, а также Его силу и мощь. Но к большому сожалению, даже видя доказательства и явные знамения Аллаха, о чем свидетельствовали все астронавты во время полета, считали их как обманчивый призрак или околдованным состоянием. “Эти грешники не веруют в Коран, и Аллах Всевышний, по обыкновению, отсрочил им мучительное наказание до Дня воскресения, как сделал с предшествующими им народами. Они требуют, чтобы Мы ниспослали им ангелов. Не думай, о пророк, что они уверуют, если к ним будут посланы ангелы. Даже, если бы Мы открыли им врата неба, и они стали бы подниматься туда, видя разные чудеса и ангелов и тогда бы они не уверовали и сказали бы: "Наши взоры ослеплены и покрыты пеленой. Это - лишь колдовство, мы заколдованы". Они не уверуют ни в какое знамение, ведь неверие охватило их сердца”. (сура 15:13-15). Они не веруют в него (Коран), хотя уже были примеры первых поколений. Всевышний поведал Своему посланнику, которого многобожники нарекли лжецом, что во все времена неверующие народы обходились с Его посланниками подобным образом.
         
          Посланники приходили к различным народам и сектам и призывали людей уверовать в истину и последовать прямым путем, однако неверующие только насмехались над ними. Так Аллах насаждает неверие в сердцах несправедливых и злостных клеветников. Они исповедуют одинаковое неверие и одинаково скверно относятся к Божьим пророкам и посланникам. Они глумятся над ними и отказываются уверовать в них. А это значит, что их участь хорошо известна, поскольку Аллах непременно подвергает погибели всех, кто отказывается уверовать в Божьи знамения. Даже если бы неверующие стали очевидцами все величайших знамений, они все равно надменно отказались бы уверовать. Если бы для них были разверзнуты небесные врата, и они самостоятельно поднялись бы на небеса и воочию увидели бы высший сонм, то их несправедливость и упрямство побудили бы их отвергнуть даже такое знамение и сказать: “Наши взоры были покрыты пеленой, и нам показалось, что мы увидели то, чего не было в действительности. Этого не было на самом деле, потому что мы были заколдованы». И если неверие людей достигает такой степени, то нет никакой надежды на то, что они встанут на прямой путь”.42 

          Каждая религия, обращенная к людям, имеет в себе искру истины о величии Господа Творца. Но ислам по отношению с другими несет в себе самый совершенный свет истины, и чтобы зажечь этот  свет, человеку необходима вера в единого Аллаха. А вера есть именно то качество, которое связывает наше желание и стремление с волею Творца. Для этого следует открыт книгу Коран и с пониманием отнестись к его откровениям, лишь тогда можно заметить, что эта Книга хранит в себе бесконечно информаций, постижение которых осуществляется открытиями науки. Одним из которых являются следующие откровения, где говорится:

Клянусь небом возвращающим
          (Ат Тарик,сура 86:11).

О чем также напоминает следующее откровение:

Мы небеса раскинули (для них) охранным сводом,
И все же отвращаются они
От тех знамений, (что являет им творение Господне).
          (Аль Анбийа, сура 21:32).

          В переводах смыслов арабское слово «реджии», означает «поварачивающий обратно и отражающий». Как известно, атмосфера, окутывающая Землю, состоит из семи слоев. Каждый слой атмосферы выполняет определенную функцию в жизнедеятельности Земли.  Упомянутая в Коране особенность небосвода была обнаружена и установлена в результате научных исследований во второй половине минувшего 20-го века. Атмосфера, со всех сторон окружающая земной шар, выполняет важнейшие функции, направленные на поддержание необходимых условий для существования живых организмов и охраны нашей жизни. К примеру, она расплавляет и уничтожает приближающиеся к Земле большие и малые небесные метеоры, метеориты и другие космические тела,…Наряду с этим атмосфера служит также своего фильтром излучений, струящихся из космического пространства, небезопасных для земных организмов…атмосферные слои пропускают сквозь фильтры лишь определенные лучи в безвредном для всего живого на Земле количестве: видимый солнечный свет, инфракрасные лучи и радиоволны…Так, например, ультра-фиолетовые лучи, которые атмосфера позволяет пропускать через свою толщу в определенном количестве, играют ключевую роль в процессе фотосинтеза растительного мира и поддержания жизнедеятельности всего живого на Земле.43 

               
                Рафик шейх Гюльбала оглы.
                г. Ширван, ноябрь 2011 г.


Список литературы:

1. Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  1-я брошюра, Часть 4, Стр. 256.
2. А. Г. Лопатина , Ю. А. Рудова, С. В. Козырева. «ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА В АНТИЧНЫЕ ВРЕМЕНА И НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ», 3. Аль-Бируни: гелиоцентризм и глобус, 4. Вл.Соловьев. «ОБ УПАДКЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ», https://www.vehi.net/soloviev/upadok.html.
5. В. Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии, Комментарии к суре 6:104.
6. Уильям Лейн Крейг.Часть 1, «Было ли у Вселенной начало?», 7. Уильям Лейн Крейг. Часть 3, «РАЗУМНАЯ ПРИЧИНА ВСЕЛЕННОЙ?», 8. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Великий замысел (книга).
9. Джалаладдин Руми. Из книги «Сокровища вспоминания».
10. Сиддики. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  2-я брошюра, Часть 6, Стр. 314.
11. Уильям Лейн Крейг. Самое начало (Происхождение Вселенной и существование Бога), Часть 3 Разумная причина Вселенной?
12. Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  6-я брошюра, Часть 17, Стр. 1499.
13. Большой взрыв сэра Фреда Хойла, 14. Мариэтта Шагинян: Низами Генджеви. «Сокровищнице тайн», стр. 1.
15. Уильям Лейн Крейг (протестант). Самое начало (Происхождение Вселенной и существование Бога).Часть 4. 16. Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  1-я брошюра, Часть 1, Стр. 62.
17. Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  9-я брошюра, Часть 27, Стр. 2551.
18. В. Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии, Комментарии к суре 54:50.
19. аль-Маудуди. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  6-я брошюра, Часть 18, Стр. 1659.
20. Урсул А.Д.  На пути к ноосферной цивилизации: взаимосвязь цивилизационных и ноосферных исследований // Политика и Общество.  2014. № 12.  С. 1501-1520. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=54316.
21. В. Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии, Комментарии к суре 10:3.
22. Сайид Кутб.  ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  7-я брошюра, Часть 21, Стр. 1977.
23. Мухаммад Асад. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  6-я брошюра, Часть 17, Стр. 1501.
24. В. Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии, Комментарии к суре 36:38.
25. Харун Яхья. Чудеса Корана. Стр. 21.
26. Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  5я брошюра, Часть 14, Стр. 1173.
27. Луна. https://znanierussia.ru/articles/
28. Чудеса Благородного Корана в числах и буквах. 29. Чудо Корана. Героидная форма Земли. https://cudesakorana.blogspot.com/p/blog-page_7908.html.
30. Ас-Саади. https://quran-online.ru/36:39-40.
31. Сайид Кутб.  ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  1-я брошюра, Часть 4, Стр. 256.
32. АТМОСФЕРА, ГИДРОСФЕРА И ЭКЗОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭКЗОГЕННЫХ ПРОЦЕССАХ. Глава IV
33. Уильям Лейн Крейг.Часть 3, «БЫЛО ЛИ У ВСЕЛЕННОЙ НАЧАЛО?», 34. Вселенная с нулевым энергопотреблением: Стивен Хокинг объясняет
35. Лиза Рене в статье «Биоплазма и Дух-Душа». https://bcoreanda.com/ShowArticle.aspx?ID=10381
36. Аль Бухари, Мухтасар, хадис № 711.
37. Сахих Бухари 7410, Сахих Муслим 2786.
38. В. Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии, Комментарии к суре 39:67.
39. Сайид Кутб.  ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  8-я брошюра, Часть 24, Стр. 2231.
40. Дарйабади. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  3-я брошюра, Часть 9, Стр. 711.
41. Сайид Кутб.  ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH ISB3\926575-74-3В.  9-я брошюра, Часть 25, Стр. 2319.
42. ас-Саади, https://quran-online.ru/15:13-15.
43. Защищенный небосвод. https://vk.com/@we_love_islam-zaschischennyi-nebosvod

 


Рецензии