Туристские байки. Часть 24-28

               
24.  Немного отвлекся от темы ради моего настоящего друга и помощника.  Благодаря его живому нраву, "заводной" энергии и мои дела, как мне казалось, решались быстрее и успешнее. Его присутствие даже в серьёзных, деловых разговорах вносило ноту доброты, общности отношения к животным, снимало возникшую напряженность.  В некотором смысле, он для меня стал живым талисманом.
Теперь мы вместе принимали посетителей и гостей, проводили планерки и совещания. У него и место было своё- на стуле у сейфа: «все видно, все под контролем»!
 Приходим в кабинет, а там нас уже ждут: пришёл автобус "бельевой" с Выборга, сестра- хозяйка привезла счёт на оплату за стирку нашего белья в КБО.
Мария Ильинична посмотрела счёт и  сказала, что на нашем счёту в Банке столько денег нет. Что делать?
Я сказал, что можно повременить с оплатой 3-4 дня, но деньги надо найти, иначе нам КБО бельё не отдаст.
Она и я стали звонить в Совет: я Шефу, М.И. в Финансовый отдел.  Общими усилиями "выпросили" транш в счёт будущих хозрасходов. А также аванс на ремонт крыш ( купить необходимые материалы).
Вечером с Борисом проверили  смету и план работ, а также оформили  Договор с бригадой- "добровольцев".
  Материалы Борис обещал дать «в долг», чтобы работу начать в ближайшие выходные.
Постепенно обстановка на базе становилась спокойнее, стало меньше  неприятных сюрпризов. 
Остались два нерешенных вопроса- со свинарником и "рабочим питанием".
Если с решением первого проблемы не предвиделось ( не на этой неделе, так на следующей я вопрос  "додавлю"), то с рабочим питанием дело обстояло сложнее.
Поскольку дело шло к осени, в туризме начинался "мёртвый сезон".  Количество туристов на базе уменьшалось с каждым днём. По мне, так  это хорошо,-  они не мешают ремонтными работам, а рабочие не мешают им спокойно отдыхать.  Но!
Чем меньше туристов на базе, тем меньше можно было сэкономить на питании отсутствующих на обедах туристов ( уже приготовленной пище ).  По заведенному порядку, оставшиеся от обеда туристов  (на раздаче) еда «передавалась» в рабочую столовую и раздавалась на «ужин и завтрак» сотрудникам .               
  Не выбрасывать же хорошие продукты  в помойку!
Я взял в кавычки последние два слова, так как  такие приёмы пищи  не были предусмотрены калькуляцией- сотрудники базы платили 50 копеек только за обед.
Те, кто были "местные", то есть жили в посёлке, они только обедали. Те же, кто жил в общежитии на Базе ( кочегары, сторожа, истопник, инструктора, прикомандированный водители) не имели возможности готовить себе пищу и не отказывались от остатков ( не обьедков ! ) утром и вечером .      Брать с них дополнительно деньги за завтрак и ужин не было необходимости, пока не наступила осень.  Теперь же эту проблему предстояло как-то решить. И решать предстояло мне.
Признаться, у меня не поднималась рука залезть в карман кочегара, получавшего  80 рублей за тяжелую и вредную работу в угольной котельной.
Да, если честно,  они почти всю свою  зарплату просто пропивали, но это был их выбор.                Значит так им  это было нужно.   Не мне учить их жизни. Мне нужно чтоб они работали и делали порученное дело.
( В скобках замечу, что у большинства из  них были одинокие  «бомжи»" с  «отсидками»  от 5  до20 лет. Других желающих на эту работу просто не было).
Подумав, я решил сразу "убить двух зайцев": ликвидировать свинарник , а  мясо "общественных " свиней не распродавать за полцены  "местным" сотрудникам, а сдать его на склад  по акту Александру на питание в рабочей столовой. Я посчитал это более справедливым решением "поросячьего вопроса".
( Позже " сарафанное радио" до меня донесло, что моё решение было правильным,- большинство его одобрило.
Так, глядишь , я  и авторитет заработаю!)

25. Сегодня четверг, 3 октября. Вроде как маленький праздник - мои именины.  Я  его обычно никак не отмечаю, да и народ тоже,- просто многие даже не знают о его существовании. То ли дело: Татьянин день, Никола зимний и летний, Вера, Надежда, Любовь и мать их Ольга...
Кстати, с Ольгами- то я почти тезка,- от одного скандинавского имени образованы- Олаф, Ольгерд.
Подарков я не жду, да и не от кого. Пусть этот день просто будет спокойным.   Что-то я подустал малость за последнее время.
После планёрки съездил с М.И. в Банк, оплатили все счёта, зашёл на стройбазу насчёт шифера для ремонта крыш. , - шифера нет и не ожидается.                А чем я Борису долг отдавать буду?
Надо завтра "помыть" его ребят в бане, там и решим как быть с шифером.
Приехали на Турбазу- встречает О.И. с хорошими новостями:  звонили с Совета- можно получить на ЦСТС ( центральный склад турснаряжения) заказанный спортинвентарь и турснаряжение для пункта проката.
Придётся посылать Гену- других машин нет. Хорошо, что у него "жёсткий" автобус с простыми сиденьями- можно на них хоть что- то положить. На кресла "мягкого"  автобуса сварливого Валентина ничего, кроме туристской попы и не поместиться.
А Гена- спокойный молчун: " Надо? Поехали!"
   И автобус у него хоть и старенький, но всегда в "порядке". Надо бы  его чем-то   " побаловать". Хороший мужик!
Но Гену сначала во вторник за бельем в Выборг. Заодно и я поеду,- надо в Райкоме появиться, а то еще "обидятся".
Вечерком за чаем помечтали с О.И. о светлом  будущем турбазы, отличном от "настоящего".
В общем-то, турбаза сейчас – совсем и  не "турбаза", а пансионат для престарелых .    Кроме прогулок по лесу и трёх автобусных экскурсий  наш "турист" ничего не видит ( в быту такой турист носит кличку- "матрасник").
О.И. предложила  поменять профиль базы на
 " спортивно- туристский"- интересный для молодёжи, с лыжными, лодочными и велосипедными походами.                Ленинградский "Клуб туристов" готовит инструкторов- руководителей таких походов.    С ними проблем не будет. Их можно будет временно брать на работу – только на время похода. Желающих - очередь.
Ближайшая задача- организовать лыжные походы этой зимой ( пробные).
Их план такой: продолжительность 7 или 10 дней, из них 3-5 передвижение на лыжах на расстояние 15-20 километров между пунктами отдыха- «приютами»( с ночевкой), 3-4 дня катание с гор около посёлка Коробицыно ( три пологих высоких холма со спуском к озеру), из "приюта Коробицыно" автобусом на базу.
Конечно, я поддержал идею О.И., поскольку в ней содержалась еще и  моя "корысть"- на время похода освобождались места, на которые можно будет принять ещё туристов ( другого пути выполнить обязательный  годовой план по «человеко- дням» просто нет. А без этого «обрезаются» все финансовые " плюшки" для Базы и премии для сотрудников.  К тому же, по койко-дням рассчитывается и "Штатное расписание персонала базы."
 Можно  будет за счёт дополнительных штатных  единиц и "совмещения профессий" увеличить зарплату некоторым сотрудникам).
Теперь, чтобы воплотить наши радужные планы в жизнь, нужно пройти и проверить все лыжные трассы пешком,  их «промаркеровать»  и заключить Договора аренды с хозяевами " приютов"  в ближайших населённых пунктах.
Договорились: прокладка трасс и поиск "приютов" - О.И., транспортное обеспечение- моё («Москвич».
Весь день у меня было почти праздничное настроение- приятно чувствовать, когда тяжёлая телега дел твоими усилиями хоть немного тронулась с места ( Гордыня? Да!  Увы!   Ничто человеческое и мне не чуждо!)
Немножко подпортил настроение разговор за ужином с Завстоловой.                Он, со слов жены ( старшей во второй бригаде поваров) пожаловался на возобновление недовеса продуктов , передаваемых от первой смены, где старшей смены была шеф-повар М..
"Нужно принимать более жёсткие меры. С воровством пора кончать.  Придётся проверить комиссией, чтобы факт был закреплен протокольно, раз разговоры не помогают».
Попросил О.И. и М.И. быть к 5 часам утра послезавтра на кухне.
 Ведь и так повара  с работы домой " не пустые " идут, и за питание совсем не платят.
 " Остатки" всегда остаются - возьми!  Это- твое, «законное»!  Все мало!
А "подставлять" другую смену,- это уже совсем подлость!
И она должна быть наказана!


26.  Следующее утро началось как "обычно"- с неприятного звонка.                Звонили из Райкома и интересовались: почему я до сих пор не явился под их  "ясны очи", и правильно ли я понимаю, как коммунист, меру своей ответственности  за невыполнение их распоряжений?
Пришлось " расплакаться", ссылаться на начало капремонта котельной и заезд строительных рабочих, которых было надо обустроить, накормить, разместить их оборудование, а поручить столь важное дело, некому...
 Пообещал приехать во вторник в первой половине дня ( попутно и за бельем в КБО).
Решил посмотреть состояние крыши в первом корпусе, где в субботу должны были начать ремонт "комсомольцы- добровольцы" Бориса.
Поднялся на чердак первого корпуса по гнилой лестнице.
То, что я там увидел , мнения повергло в  шок: через многочисленные щели в шифера просматривалось голубое небо, а на многих стропилах  росли колонии разноцветных грибов. "Тут и ремонтировать нечего!  Как бы вся крыша разом не рухнула",- был однозначный вывод.
Во втором корпусе положение было чуть лучше, но не на много.
- " Вот тебе, батенька, и новая задачка",- "порадовался" я.
-"Придётся ехать в Совет,- такую "задачку" мне самому не решить".                И пошёл писать "Докладную".
Бригадиру "добровольцев" сказал, что "боевая задача" меняется - "подлый враг "теперь в бане.
 Все силы ( и ваши средства!) на ремонт бани! От неё теперь зависит будущий общий успех операции.

27. Выходные прошли относительно спокойно, если не считать "Контрольной акции"  на кухне с продуктами.
К сожалению, Акт недостачи продуктов пришлось оформлять.  Вызвал шеф- повара в кабинет и при комиссии спросил: " Заявление на стол или документы идут в КРО Совета?"
Опять слёзы, "я не виновата", " это он требует"...
Опять этот "Он"!  И опять  его" не взять за жабры"!
Принимаем коллективное решение: " её  перевожу в повора, самим каждое утро по очереди к 5 утра  быть на кухне."                Поскольку женщинам и так работы хватало, я вызвался проводить эту акцию сам.
Позже я обязал старших  смен самим получать накануне продукты со склада и закрывать кладовую своим замком. ( Утром я тоже хочу  поспать!)
Теперь моё внимание переключилось на баню - надо было привести её в порядок, она стоила того.
 В ЦСТС заказал новый холодильник и большой телевизор, заменил вешалки и коврики в раздевалке, шторы на окнах, заменил замки на входных дверях. Навел порядок в "гостевых" комнатах второго этажа, построил навес для дров. ( Не сам, конечно! Но под моим пристальным вниманием).                Ключи теперь  были только у меня. Завахоз ходил зелёный от злости- надо ждать кокой-либо гадости. А тут ещё и слушок прошёл, что он чуть ли не  родственник Шефа. Их жёны- родные сёстры.    Вот откуда такое нахальство!
«Ну, голубчик, жди звоночка от  своего Шефа»,- мелькнула  здравая мысль.

Вскоре случай представился испытать " банную конфетку" в действии: задвижки от котельной к теплотрассе оказались совершено непригодны, а заменить их было нечем.                Борис подсказал, что у его приятеля на заводе есть эти дефицитные задвижки ( на трубы 50 и 100 мм.) И если " организовать баньку «кому надо» , то можно решить этот вопрос. 
 На третий день после успешной  "банной  акции" на базу пришла машина и не земле у котельной оказалось около 10  нужных задвижек разного калибра.( Есть же обязательные и не жадные люди!)
Конечно, методы моей «деятельности» трудно назвать «чистыми», но они укладывались в существующую  рабочую систему «ты мне- я тебе», помогавшую оперативно решать производственные вопросы,  и совсем  без «личной заинтересованности». По-дружески.

Утром в понедельник звонок. Голос шефа:  "К тебе выехала наша Комиссия. Прими, как положено!"
 ( Ни здрасти! Ни привет!  И что такое " как положено"?. С "бутылкой" что ли?  Вспомнилось народное: А "ху-ху! Не "хо-хо"?)
Этому "театру" придётся посвятить отдельную главу.
 
28. На  утренней планёрке я объявил о приезде Комиссии и  впервые произнёс слово "Приказываю!"( относительно порядка и чистоты ), а сам пошёл укреплять " самое слабое и болезненное звено" при всех проверках- общепит.
"На раздаче" и  Зав.столовой  приказал: "Проверяющих кормить  строго по туристскому меню. Порции- «грамм в грамм». Я проверю!"
А также приказал зав.столовой  лично проверить: наличие медкнижек, форму одежды официанток (фартук, косынка на голове), сервировку столов и чистоту(вымыть с мылом), подписанное меню, «контрольные порции» в холодильнике, чистоту посуды  и приборов на раздаче , и т.д., а сам пошёл на кухню- главную «сцену этого цирка».
Поверил: чистоту и наличие спецодежды у поваров( халат, колпак); правильность хранения продуктов в кладовой на стеллажах и холодильном шкафу( на полках с надписями); чистоту и правильность товарных и порционных весов; чистоту кухонной посуды ( котлы, черпаки, ножи, дуршлаки, топоры); наличие моющих средств( мыло, сода, горчица); и т.д, и т.д.  вплоть до таблички с фамилией ответственного за пожарную безопасность и состоянием служебного туалета.
Все было в «пределах допустимого».
(Чего только не узнаешь и чему ни научиться, если  обстоятельства прижмут!)
Единожды мне удалось присутствовать при подобном" цирке", когда работал в ЛГБП, так ,что я был немного знаком с " тонкостями игры" актёров- проверяльщиков.
В 12 часов встречаем огромный  красный "Икарус".
И автобуса выходят три женщины: седоволосая "бабуля" из Отдела питания и две девицы из Отдела тур снаряжения. 
Здороваемся, проходом в кабинет.  " Бабуля" несёт большую сумку и демонстративно ставит на стул в кабинете, ближе к моему столу.
 По всему,- "Бабуля"- главная, она задаёт тон: кого  и куда отправить с проверкой, во сколько собрать  сотрудников на собрание в кинозале, когда придти в столовую, и когда планируется отъезд.  Я сижу, молчу.
Одна девица уходит с завхозом ( по ремонтными работам), другая с О.И. в туркабинет и пункт проката.
Тут " вякаю" я: " В столовой Вас будет сопровождать Завстоловой  С.А.  Он вам все покажет и расскажет о наших бедах и проблемах.  Он вам и акты на списание столового имущества передаст. Вы же помочь нам приехали?"
-" А почему не Вы?.." и  искреннее недоумение на физиономии.
- "  Я бы с удовольствием, но  жду звонка из Стройтреста и машины с деталями котлов в котельную.  А потом постараюсь оповестить всех сотрудников о собрании в 15 часов. Больше некому".
С недовольным  видом «дама» направилась к выходу.
- " Вы забыли свою сумку".
-" Я заберу её перед отъездом",- как то "значительно" и медленно  произнесла "бабуля" и удалилась в столовую.
Я невольно улыбнулся  "бабулиной  хитрости" и наглости. ( «Как приехала сумка пустой, так и уедет»)
 Отобедав( после туристов), «дамы» около часа сидели в столовой, что- то горячо обсуждая.
Без пяти минут 15 я пригласил их в кинозал.
 Я открыл "производственное" собрание, представил сотрудников Совета, предложил задавать  им интересующие коллектив вопросы.
Жильцы общежития в посёлке спросили: Когда будет производиться ремонт их дома?
Ответ «бабули»: Мы не уполномочены отвечать на такие вопросы. Мы приехали по жалобам ваших сотрудников.
Вдруг "бабуля",  обращаясь ко мне, говорит:
- " А Вас я попрошу покинуть собрание. Я хочу поговорить с коллективом без вас. У меня такое задание от Начальника отдела".
- " Как Вам будет угодно. У меня есть чем занялся", - сказал  и покинул зал.
Меньше, чем через час "комиссия" появилась в моем кабинете.
 На их физиономиях читалась  растерянность, а в поведении нервозность.
Я спросил «с участием»: -« Что- то случилось?
Вы извините, если кто-то сказал грубое слово.
Народ на базе разный. Могут невзначай и «выразиться», забывшись..
- «Как ваше общее впечатление о коллективе и  базе. Обнаружилось что- нибудь, срочно требующее решение.
  Вы мне копию «Акта проверки» , конечно, оставите, чтобы составить план исправления недочетов?"
-" Нет, мы не делали копию Акта. О результатах работы Комиссии вы узнаете у Начальника.
 Мы дали рекомендации "на местах". Подчиненные доведут их до вас. Можете нас не провожать. До автобуса мы дорогу найдём."
Собирались ехать в 5, а сейчас ещё и 4 нет.
Что-то пошло «не так»?
Я наблюдаю за "бабулей": она с силой хватает свою сумку за ручки и на пару  секунд замирает...
 Потом встряхивает её и смотрит на меня вопросительно..
Я делаю вид, что не понимаю " ситуацию", смотрю на неё "непонимающими" глазами.
-«Что-то ещё?  Вам помочь?»
Она ещё раз трясет сумкой и «армейским шагом», не  попрощавшись,  выходит из кабинета, "хорошо" хлопнув дверью.
«Обломилось!  Обойдется Шеф  без ожидаемых  «подарков»!   «Не всё коту масленица…»
Посмотрел в окно.
Комиссия понуро брела к «Икарус»
Я с удовольствием  в окошко "помахал  им ручкой".
  А на душе играла весёлая музыка!
Молодцы «столовские»!   Не дали над собой покуражиться !   И меня не «подставили».
Ведь могут порядок навести, если захотят. Нужно будет «отметить»  это в Приказе.


Рецензии