Демьян Бедный. Собрание сочинений. Тома XI и XII

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*

…………………………………………………………………


КРАСНАЯ НОВЬ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

КНИГА ПЕРВАЯ

ЯНВАРЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Москва–Ленинград

1929

Тираж 15.000 экз.

Страниц всего: 264

Редакционная коллегия:
 
Вл. Васильевский
Вс. Иванов
С. Канатчиков
Ф. Раскольников
В. Фриче


Адрес редакции:

Москва, Ильинка, Старопанский пер., 4, тел. 5-63-12


   252


                А. ДИВИЛЬКОВСКИЙ


                КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ


                РЕЦЕНЗИИ


Демьян Бедный. Полное собрание сочинений,
том. ХI, редакция, примечания и вступительная
статья А. Ефремина; том ХII, редакция,
примечания и вступительная статья его же.
Гиз, 1928 г., М. и Л., стр. 404 и 364.
Тираж 10.000 экз., Ц. 2 р. и 1 р. 75 к.
 

   В ХI и ХII томах собраны стихи преимущественно из центральных газет 1927 и 1928 гг. (есть несколько более ранних).
 
   В томе ХI сгруппированы вещи на «международные темы, в ХII — на темы внутренне-политические.
 
   В этой поэзии почти нынешнего дня особо ярка характернейшая для нашего поэта черта — тесной слитности, полного единства формы и содержания.

   Форма — чисто реалистическая (революционная лирика), содержание — жгучая, сегодняшняя революционная злоба дня.
 
   Возьмем для примера маленькую лирическую поэмку «Куриный брод» в томе ХII.
 
   Сатирическая (и в то же время боевая) форма этих стихов — не просто высказывание чисто личных, так сказать, «уединенных» чувств поэта  п о  п о в о д у  общественного.

   Нет, в этих стихах — чувства нашей, советской, трудовой массы в связи с её же  с о б с т в е н н о й  повседневной борьбой.
 
   Конечно, чувств просветленных, таких, какие испытывает революционный рабочий и крестьянин, когда приподнимается над уровнем своего старого, затхлого быта.
 
   Например, лирики деревенской молодежи-передовиков, которых в той же поэмке автор приравнивает к радостной птичке в небе:
 

          Резво жаворонки вьются,
          В синем небе колокольцы,
          Полевые комсомольцы.
 

   Таким путем растворения своего единичного, «лирического» субъекта в субъекте живо чувствующей революцию массы разрешает.
 
   Д. Бедный на практике спор поэтических направлений — объективного (реализма) и чисто субъективного (формализма).
 
   Вся суть спора ведь в том, что формалисты-лирики принципиально оторваны от массового субъекта именно своей формой, узенько-единоличной, выражающей, в лучшем случае, лишь чувства интеллигента, т. е. человека не-массы.

   Пусть в эту «формочку» пытаются вложить широкое, «гражданское» содержание, лирика становится навязанно-тенденциозной, но не массовой по существу.

   Есть же, наконец, какая-то закономерная, не случайная причина в том, что сама масса, массовый читатель, как магнитом, притягиваются к демьяновой лирике.


   253

 
   Стихотворение «Снег», например (по поводу беды для извозчиков — обнаженные мостовые московских улиц) вызвало множество писем, даже стихов в ответ со стороны извозчиков и подмосковных крестьян.

   Ясно: вот свой голос, свое чувство, свой лирик тысяч и миллионов.

   Эта лирика, оставаясь, как таковая, конечно, субъективной, в то же время превращает себя в истинно-объективную, как прямое выражение дум и чаяний целого класса — творца нового общества.

   Надо прямо сказать: никто из лириков, представлявших ранее только чувства и воззрения господствующего меньшинства (пусть иногда и «освободительные»), не мог дать непосредственно этого слияния себя с «народом» даже приблизительно в такой степени.

   Д. Бедный в этом смысле — первый и пока единственный.

   Вот почему и его стихотворная манера тоже так непосредственно «народна» — без всякого спора, без сравнения.
 
   Его песенные размеры, его «вольный стих», так неподражаемо искусно усвоенный им для сатирических фельетонов (всегда с точки зрения рядового рабочего, красноармейца, передовика деревни), — прямое воскрешение, но в очищенном, просветленном опять-таки в виде, прибауточного стиха в лубке, в райке.

   Нет возможности привести особо удачные примеры.
 
   «Советский царь» — вот почти наугад типичное, необычайно меткое, едкое и звенящее малиновыми переливами коренной русской речи стихотворение.
 
   И самые картинки-лубки в нем — пьяного «всероссийского имепратора» Кирилки, сглупу замышляющего надуть советского мужика нелепой программой «советского царя», — так и дышат злою издёвкой трудовых масс над вековым надувалой-барином.
 

          От правительствующего сената
          Два делегата,
          Состав таков:
          Крупенский и Башмаков.
          От высших чинов армии н флота
          Два идиота:
          Один дурак —
          Так,
          А другой — вселенский,
          Башмаков и Крупенский.
          всем наоборот.
 

   Ведь это прямо — музыка из «дураков так и вселенских», хоть Римскому-Корсакову впору на ноты класть.

   И тем же размером, в той же массово заражающей лирике он умеет подымать чувство читателя на верхи революционного пафоса, а с ним — и классового самосознания.
 
   Таково стихотворение «С подлинным верно», писанное опять подобным «лубочным» речитативом.

   Это о героической биографии т. Сталина, факты у которой взяты из белогвардейской газеты «Дни», где какой-то эсер Верещяк хотел было т. Сталина изругать, а вышло совсем наоборот.   

   В скобках Д. Бедный вставляет обширные выдержки из «Дней», вроде: «Когда в 1909 г., на 4-й день Пасхи 1-я рота Сальянского полка пропускала сквозь строй, избивая, весь политический корпус,  К о б а   ш ё л,  н е  с г и б а я  г о л о в ы  п о д  у д а р а м и  п р и к л а д о в,  с  к н и ж к о й  в  р у к а х.
 
   И в стихах добавляет:

 
          Разве сталинское прохождение сквозь строй
          Не сюжет для героической картины?
 

   Обратите внимание: самая картина берется у него такая, которая прямиком, как она есть «в природе» (или в истории), безо всяких «формальных» словоухищрений, максимально действует на массу.

   Так человек из массы и сам при случае проявляет себя, попавши бедою в лапы врагов...

   Содержание Демьяновых песен неисчерпаемо-богато, как текущая жизнь и борьба.
 
   К ознакомлению с этим богатством томов сочинений Д. Бедного мы призываем самих читателей.

 

                А. Дивильковский**

               
                --------------------------


      Для цитирования:

А. Дивильковский, Демьян Бедный. Собрание сочинений. Тома XI и XII, Красная новь, Книга первая, Январь, М.–Л., 1929, Стр. 252–253.
   

       Примечания


      *Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.

   **Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.


Рецензии