Внутренняя жизнь девицы архетип выжившей в сказках

Мало что встречается так часто и подвергается такой критике, как «девица в беде», которая встречает Прекрасного Принца. Все слышали о «Золушке», «Белоснежке», «Спящей красавице», «Рапунцель» и других подобных старых сказках со схожей сюжетной линией.

На первый взгляд эти истории легко назвать сексистскими или старомодными. Но при более внимательном рассмотрении становится ясно, что эти истории можно использовать для того, чтобы помочь людям, пережившим насилие и другие формы эмоционального контроля, рабство или отказ от них. При более внимательном рассмотрении эти истории оказываются не легкомысленными романами, а чем-то гораздо более глубоким и важным для жизни людей, переживших насилие. Культурная трагедия заключается в том, что мы привыкли считать, будто девица в беде олицетворяет пассивную, слабую женщину в ожидании, и что она ждёт, когда её спасёт прекрасный принц, который, конечно же, активен, силён и следует своему предназначению: классический мужчина-руководитель.


Храбрые, отважные, находчивые юные героини

Согласно давнему культурному стереотипу, сказочные девы - это нежные, невинные, беспомощные жертвы, ожидающие, когда их спасёт принц. Возможно, это впечатление связано с тем, что мы привыкли проецировать на женщин и девочек, а не с самими сказками. На самом деле юные героини этих историй, как правило, проявляют больше смелости и отваги, чем принцы, которые появляются в конце. Это особенно важная и острая проблема, которую стоит отметить в этот культурный период, когда глобальный шторм женских голосов осуждает реальные домогательства и насилие.

Золушка, Рапунцель, Спящая красавица и Белоснежка, как и многие женщины в реальной жизни, являются жертвами жестокого обращения, пренебрежения и эксплуатации. Золушка подвергается эмоциональному насилию, по сути, она в заточении и рабстве, а её отец ничего не делает, чтобы защитить её. У Белоснежки тоже непутевый отец, который оставляет её терпеть ревнивые, полные ненависти нападки самовлюблённой мачехи, которые заканчиваются преследованием и несколькими покушениями на жизнь девочки. Спящая красавица была проклята завистливой и злобной ведьмой, а затем в результате чрезмерной опеки родителей оказалась в изоляции. Рапунцель была отдана в обмен на сделку с ведьмой безвольным отцом, который пытался избежать последствий своих поступков. Позже девочку заточили, изолировали, подвергали физическому насилию и в конце концов бросили на произвол судьбы.

Любой может заметить, что эти девушки не сидят без дела в замках, ожидая, пока Прекрасный Принц галантно увезёт их. У детей, с которыми плохо обращаются и о которых не заботятся, есть работа, главная задача которой - оставаться в живых и бодрствовать до тех пор, пока они не смогут выбраться. Вторая по важности задача - собрать ресурсы, составить план и наладить контакты, чтобы сбежать. А третья - осуществить побег. Именно этим и занимаются эти героини-девицы:

Золушка горюет по своей матери, но неизменно добра со своими обидчиками, выполняет всю работу по дому, которую от неё требуют, дружит с птицами и мышами и каким-то образом находит в себе смелость не только попросить разрешения пойти на бал к принцу, но и сделать это втайне, когда ей отказывают. Неужели кто-то думает, что она случайно оставила ему одну хрустальную туфельку?
Белоснежка переживает смерть матери, втирается в доверие к отцу, убеждает своего потенциального убийцу пощадить её, находит дорогу через тёмный лес в безопасное место, заводит дружбу с гномами и переживает три покушения на свою жизнь со стороны своего преследователя.
Спящая красавица переживает детство, проведённое в изоляции под чрезмерной опекой, следует своему чувству приключений и любопытству и находит в себе смелость спросить у старушки, можно ли ей попробовать свои силы за прялкой - чего молодая женщина никогда раньше не видела.
Рапунцель проводит в заточении четыре года, переживает физическое и эмоциональное насилие и учится петь. Познакомившись с принцем, она нарушает правила, заводит с ним отношения (в некоторых версиях даже беременеет в башне) и втайне готовится к побегу. После этого она много лет живёт в пустыне с ребёнком на руках, пока случай не сводит её с принцем.
Короче говоря, эти героини сказок - кто угодно, только не беспомощные или пассивные. Сталкиваясь с ужасным насилием, пренебрежением и эксплуатацией, они находят способы утешить себя, с гордостью проживать каждый день, открывать и развивать скрытые части своей внутренней жизни, налаживать связи с внешним миром и в конечном счёте находить в себе мужество и ресурсы, чтобы сбежать - иногда пройдя через пугающие испытания. Вместо беспомощности эти героини демонстрируют стойкость, находчивость и мужество.

Эти сказки - не романтическая чушь. Это суровые истории о выживании.


Эмоциональный принц и свадьба

Более того, принцы в этих сказках определённо не являются спасителями, целителями или героями, которые помогают выжить. На самом деле всё довольно просто: Прекрасный Принц видит молодую женщину и мгновенно влюбляется в неё. Как правило, первым вопросом, который он задаёт, является не «Что тебе нужно?» или «Чем я могу помочь?», а «Ты выйдешь за меня замуж?»

Конечно, мы могли бы понять это как проявление импульсивности, которую культура любит проецировать на женщин (что делает идею о Прекрасном Принце как о сильном спасителе ещё более нелепой). Но это сказка, игровое поле архетипов, поэтому мы должны глубже понять импульсивность Принца и его предложение руки и сердца. Эти два аспекта неразрывно связаны.

В мире архетипов брак означает объединение двух противоположностей для создания новой, яркой, созидательной энергии. Если в сказке есть упоминание о браке, это заставляет нас задуматься о том, какие противоположности объединяются. В формирующемся понимании гендера как небинарного явления уже недостаточно просто сказать, что Прекрасный Принц - мужчина и, следовательно, представляет мужской архетип, а Золушка и другие - женщины и, следовательно, представляют женский архетип, поэтому их брак - это союз двух противоположных гендерных архетипов, и точка.

Нет, противоположности, стремящиеся к союзу в этих сказках, не связаны с гендером, несмотря на их костюмы. Противоположны друг другу сами персонажи. У молодых женщин за плечами тяжёлое прошлое; они стойкие, находчивые, отважные и выносливые; они активно планируют и добиваются своей свободы. Они во многом представляют собой традиционный мужской архетип, если говорить о тех, кто настаивает на гендерной терминологии.

С другой стороны, принцы, как мы можем догадаться, вели довольно беззаботную жизнь; они немного мягковаты, импульсивны, податливы и эмоциональны; они реагируют на возникающие возможности в соответствии со своими чувствами, но ничего не планируют, что больше соответствует классическому женскому типу. Справедливости ради стоит отметить, что принц Рапунцель немного более энергичен и инициативен, чем остальные.

После целой жизни, полной травм, наши героини заслужили архетипичного Прекрасного Принца - не внешне, а скорее нежностью, лёгкостью и особенно безусловной любовью, которую он олицетворяет. Они заслужили это, пережив холодную тьму своего детства, в котором почти не было любви, безопасности, тепла или сострадания.

Таким образом, Прекрасный Принц - это не внешняя награда. Он - это внутренний опыт молодых женщин, которые усваивают эти более мягкие черты, чтобы героини могли дарить самим себе нежность, которую никто никогда им не дарил. Прекрасный Принц - это последняя составляющая эмоционального роста Девы, которая встаёт на своё место. Если она сможет развить в себе чувство безопасности и безусловную любовь к себе, которые олицетворяет Принц, то она действительно оставит своё жестокое прошлое позади.

Это истории о выживании и развитии, а не о беспомощности и спасении извне. Переживая потери и жестокое обращение, опираясь на собственные внутренние ресурсы, делая независимый и даже дерзкий выбор, созвучный её внутренней жизни, отбросив страх и обретя мужество, налаживая новые и более здоровые связи во внешнем мире, наконец-то оказавшись в месте, где она может заботиться о себе с нежностью и заботой, героиня-девица в конце концов спасает сама себя.

Это и есть то, что на самом деле означает “долго и счастливо”.


Рецензии