Внутренняя жизнь девицы архетип выжившей в сказках
На первый взгляд эти истории легко назвать сексистскими или старомодными. Но при более внимательном рассмотрении становится ясно, что эти истории можно использовать для того, чтобы помочь людям, пережившим насилие и другие формы эмоционального контроля, рабство или отказ от них. При более внимательном рассмотрении эти истории оказываются не легкомысленными романами, а чем-то гораздо более глубоким и важным для жизни людей, переживших насилие. Культурная трагедия заключается в том, что мы привыкли считать, будто девица в беде олицетворяет пассивную, слабую женщину в ожидании, и что она ждёт, когда её спасёт прекрасный принц, который, конечно же, активен, силён и следует своему предназначению: классический мужчина-руководитель.
Храбрые, отважные, находчивые юные героини
Согласно давнему культурному стереотипу, сказочные девы - это нежные, невинные, беспомощные жертвы, ожидающие, когда их спасёт принц. Возможно, это впечатление связано с тем, что мы привыкли проецировать на женщин и девочек, а не с самими сказками. На самом деле юные героини этих историй, как правило, проявляют больше смелости и отваги, чем принцы, которые появляются в конце. Это особенно важная и острая проблема, которую стоит отметить в этот культурный период, когда глобальный шторм женских голосов осуждает реальные домогательства и насилие.
Золушка, Рапунцель, Спящая красавица и Белоснежка, как и многие женщины в реальной жизни, являются жертвами жестокого обращения, пренебрежения и эксплуатации. Золушка подвергается эмоциональному насилию, по сути, она в заточении и рабстве, а её отец ничего не делает, чтобы защитить её. У Белоснежки тоже непутевый отец, который оставляет её терпеть ревнивые, полные ненависти нападки самовлюблённой мачехи, которые заканчиваются преследованием и несколькими покушениями на жизнь девочки. Спящая красавица была проклята завистливой и злобной ведьмой, а затем в результате чрезмерной опеки родителей оказалась в изоляции. Рапунцель была отдана в обмен на сделку с ведьмой безвольным отцом, который пытался избежать последствий своих поступков. Позже девочку заточили, изолировали, подвергали физическому насилию и в конце концов бросили на произвол судьбы.
Любой может заметить, что эти девушки не сидят без дела в замках, ожидая, пока Прекрасный Принц галантно увезёт их. У детей, с которыми плохо обращаются и о которых не заботятся, есть работа, главная задача которой - оставаться в живых и бодрствовать до тех пор, пока они не смогут выбраться. Вторая по важности задача - собрать ресурсы, составить план и наладить контакты, чтобы сбежать. А третья - осуществить побег. Именно этим и занимаются эти героини-девицы:
Золушка горюет по своей матери, но неизменно добра со своими обидчиками, выполняет всю работу по дому, которую от неё требуют, дружит с птицами и мышами и каким-то образом находит в себе смелость не только попросить разрешения пойти на бал к принцу, но и сделать это втайне, когда ей отказывают. Неужели кто-то думает, что она случайно оставила ему одну хрустальную туфельку?
Белоснежка переживает смерть матери, втирается в доверие к отцу, убеждает своего потенциального убийцу пощадить её, находит дорогу через тёмный лес в безопасное место, заводит дружбу с гномами и переживает три покушения на свою жизнь со стороны своего преследователя.
Спящая красавица переживает детство, проведённое в изоляции под чрезмерной опекой, следует своему чувству приключений и любопытству и находит в себе смелость спросить у старушки, можно ли ей попробовать свои силы за прялкой - чего молодая женщина никогда раньше не видела.
Рапунцель проводит в заточении четыре года, переживает физическое и эмоциональное насилие и учится петь. Познакомившись с принцем, она нарушает правила, заводит с ним отношения (в некоторых версиях даже беременеет в башне) и втайне готовится к побегу. После этого она много лет живёт в пустыне с ребёнком на руках, пока случай не сводит её с принцем.
Короче говоря, эти героини сказок - кто угодно, только не беспомощные или пассивные. Сталкиваясь с ужасным насилием, пренебрежением и эксплуатацией, они находят способы утешить себя, с гордостью проживать каждый день, открывать и развивать скрытые части своей внутренней жизни, налаживать связи с внешним миром и в конечном счёте находить в себе мужество и ресурсы, чтобы сбежать - иногда пройдя через пугающие испытания. Вместо беспомощности эти героини демонстрируют стойкость, находчивость и мужество.
Эти сказки - не романтическая чушь. Это суровые истории о выживании.
Эмоциональный принц и свадьба
Более того, принцы в этих сказках определённо не являются спасителями, целителями или героями, которые помогают выжить. На самом деле всё довольно просто: Прекрасный Принц видит молодую женщину и мгновенно влюбляется в неё. Как правило, первым вопросом, который он задаёт, является не «Что тебе нужно?» или «Чем я могу помочь?», а «Ты выйдешь за меня замуж?»
Конечно, мы могли бы понять это как проявление импульсивности, которую культура любит проецировать на женщин (что делает идею о Прекрасном Принце как о сильном спасителе ещё более нелепой). Но это сказка, игровое поле архетипов, поэтому мы должны глубже понять импульсивность Принца и его предложение руки и сердца. Эти два аспекта неразрывно связаны.
В мире архетипов брак означает объединение двух противоположностей для создания новой, яркой, созидательной энергии. Если в сказке есть упоминание о браке, это заставляет нас задуматься о том, какие противоположности объединяются. В формирующемся понимании гендера как небинарного явления уже недостаточно просто сказать, что Прекрасный Принц - мужчина и, следовательно, представляет мужской архетип, а Золушка и другие - женщины и, следовательно, представляют женский архетип, поэтому их брак - это союз двух противоположных гендерных архетипов, и точка.
Нет, противоположности, стремящиеся к союзу в этих сказках, не связаны с гендером, несмотря на их костюмы. Противоположны друг другу сами персонажи. У молодых женщин за плечами тяжёлое прошлое; они стойкие, находчивые, отважные и выносливые; они активно планируют и добиваются своей свободы. Они во многом представляют собой традиционный мужской архетип, если говорить о тех, кто настаивает на гендерной терминологии.
С другой стороны, принцы, как мы можем догадаться, вели довольно беззаботную жизнь; они немного мягковаты, импульсивны, податливы и эмоциональны; они реагируют на возникающие возможности в соответствии со своими чувствами, но ничего не планируют, что больше соответствует классическому женскому типу. Справедливости ради стоит отметить, что принц Рапунцель немного более энергичен и инициативен, чем остальные.
После целой жизни, полной травм, наши героини заслужили архетипичного Прекрасного Принца - не внешне, а скорее нежностью, лёгкостью и особенно безусловной любовью, которую он олицетворяет. Они заслужили это, пережив холодную тьму своего детства, в котором почти не было любви, безопасности, тепла или сострадания.
Таким образом, Прекрасный Принц - это не внешняя награда. Он - это внутренний опыт молодых женщин, которые усваивают эти более мягкие черты, чтобы героини могли дарить самим себе нежность, которую никто никогда им не дарил. Прекрасный Принц - это последняя составляющая эмоционального роста Девы, которая встаёт на своё место. Если она сможет развить в себе чувство безопасности и безусловную любовь к себе, которые олицетворяет Принц, то она действительно оставит своё жестокое прошлое позади.
Это истории о выживании и развитии, а не о беспомощности и спасении извне. Переживая потери и жестокое обращение, опираясь на собственные внутренние ресурсы, делая независимый и даже дерзкий выбор, созвучный её внутренней жизни, отбросив страх и обретя мужество, налаживая новые и более здоровые связи во внешнем мире, наконец-то оказавшись в месте, где она может заботиться о себе с нежностью и заботой, героиня-девица в конце концов спасает сама себя.
Это и есть то, что на самом деле означает “долго и счастливо”.
Свидетельство о публикации №225011401683