Аллерой-Чеченская республика. Вшень-Чехия
Обучаясь в школе, советские люди знали много о жизни известных людей мира. Образование в школах СССР дети получали хорошее, наши выпускники школ имели обширные знания по многим вопросам.
Мои школьные годы начались в изгнании, после депортации чеченцев, ингушей в Среднюю Азию. Поселок наш носил название Г.К. Жукова и располагался в 40 километрах от столицы Киргизской ССР Фрунзе. Здесь жили киргизы, казахи, русские, украинцы, евреи, немцы, чеченцы, карачаевцы. Всех нас, кроме киргизов и казахов , связывало общая судьба – мы относились к числу народов, изгнанных с родных земель. Возможно потому, у нас никогда не возникало никаких проблем во взаимоотношениях.
Помню, как я изучал историю жизни и деятельности чешского просветителя и реформатора Яна Гуса, национального героя Чехии Яна Жижки. Уже сами непривычные для слуха советского человека имена, заставляли более внимательно относиться к изучению их жизни. Это было начало знакомства с историей и культурой, братской в те годы, Чехословакии. Но я никогда не мог подумать, что спустя много лет, буду жить в Праге, возить гостей по историческим местам, лицезреть памятники героям, биографию которых изучал в далеком детстве, в глухой киргизской деревне. Тем более не мог представить, что посещу место казни Яна Гуса, немецкий город Констанц, что на границе со Швейцарией у Боденского озера.
В 2009 году один из наших сыновей работал в городе Цюрихе. Мы с женой и дочерью посетили его и на выходные поехали к моему брату Султану, живущему в австрийском городе Брегенце, в 10 километрах от границы со Швейцарией. В Европе нет ни одного города, ни одного маленького поселения, которые не были бы связаны с историей Австро-Венгерской империи, где не случались бы знаковые события, известные всему миру. В пути нашего следования было место казни Яна Гуса, но чтобы его увидеть нам пришлось преодолеть лишние 50 километров. Мы не поленились, желая отдать дань благодарной Чехии, приютившей семью «чехов» из разрушенного Грозного.
Через определенное время, вернувшись в Прагу, нам стало известно, что в Чехии захоронен уроженец Чечни, участник ВОВ, командир партизанского отряда, действовавшего на территории Чехии Ибрагим Магамадов. Его мама и дочь, ныне здравствующая жительница Грозного, Займан Ибрагимовна Магамадова, долгие годы оставались в неведении о судьбе сына и отца.
В 1950 году Займан Магамадова, уроженка селения Аллерой Чечено-Ингушской АССР, поступила в первый класс в городе Караганда Казахской ССР. В школу пошла с опозданием, потому как к сложностям изгнания с родины, претерпела много иного горя. Дело в том, что за несколько дней до высылки чеченцев, девочка гостила у родителей мамы. Они жили в том же селе Аллерой, но в другом конце. Вторая бабушка по отцу, Хазимат Магамадова, очень любила свою внучку и день, проведенный без нее, показался ей долгим. Она попросила сноху, Зару Хамбулатову привести ее домой. Решили, что сноха переночует у своих родителей и утром с внучкой вернется. Но в их дальнейшую жизнь вмешался «великий вождь», И. Сталин. Утром солдаты оцепления, уже приступившие к реализации плана «Чечевица», не дали ей возможность воссоединиться с семьей. Одинокая взрослая бабушка девочки, Хазимат Магамадова, осталась одна.
Даже на месте сбора, куда согнали всех жителей села, Хазимат не позволили приблизиться к снохе и внучке. В ссылку их отправили разным эшелоном. Мать с дочерью были выселены в город Балхаш, а Хазимат Магамадову отправили в Караганду. Полагая, что чеченцы страдают мало, власть делала все, чтобы сильнее ранить их, создавая невыносимые условия.
Тем временем, когда близкие люди, муж Зары, сын Хазимат, третий год прозябал в окопах, защищая советскую родину от фашистов. В детской памяти Займан остались слова бабушки, обращенные к своей снохе. Заглушая брань солдат, звучащие время от времени автоматные выстрелы, уносящие, чьи - то жизни, плачь женщин и детей, мать солдата кричала – Зара! Береги девочку. Храни вас Аллах!
Спустя 80 лет после этих событий, голос любимой бабушки звучит в ушах Займан Ибрагимовны. Пока в ней теплиться жизнь, она это будет помнить. Она никогда не забудет, с каким трудом и как долго бабушка искала сноху и любимую внучки по всей Средней Азии.
Хазимат Магамадова прожила тяжелую, полную драматизма жизнь. Отдельные приключения, имевшие место в ее жизни, кажутся неправдоподобными. Часто задаешься вопросом – почему именно на ее долю достались страдания и горе, когда у нее было золотое сердце, когда она обладала удивительной добротой, хотя жила в обществе, где царила жестокость, где крайне жестокой в те годы была власть, называющая себя народной.
У этой, поистине героической женщины было три сына: два своих и один приемный. В годы, когда самим нечего было есть, когда ее малые дети недоедали, ибо без мужа растила сыновей, она приняла в семью русского мальчика. Это произошло в довоенные годы при следующих обстоятельствах. Хазимат посетила своих родственников и среди детей, весело и с шумом играющих во дворе, заметила мальчугана совершенно отличавшегося от детей хозяев дома. Она спросила о нем и, оказалось, что некая русская многодетная семья, бросила мальчика на вокзале и уехала неизвестно куда. Мальчик ночью уходил спать на вокзал, а днем играл с чеченскими ребятами и каждый, у кого он оказывался во дворе, кормил его наряду со своими детьми.
Хазимат сказала хозяйке дома, что забрала бы его к себе и заботилась бы о нем, так же как о своих родных детях. Слова ее услышал мальчик. Он хорошо говорил на чеченском языке, и тут же подбежав к Хазимат, стал на колени и обратился к ней на чеченском языке – Деци! Я буду слушаться, буду хорошим и никогда не огорчу тебя. Забери меня!
Хазимат заплакала, прижала ребенка к груди, и в тот же день мальчик был принят в семью. Обрадовались ему и двое других сыновей. Они стали близкими, были всегда дружны и никогда не огорчали ни маму, ни друг друга. Наличие скудной еды дети даже не замечали. Когда в семье мир и согласие, беды не так заметны.
Совершенное доброе деяние, обязательно отразится на человеке. Благородный поступок Хазимат позволил всей чеченской семье Магамадовых выучить русский язык. Приемный мальчик знал хорошо и русский и чеченский языки. Изучение русского языка пригодилось и самой матери и ее детям. К сожалению, воспользоваться знанием языка и успехами учебы в школе, не смогли двое из ее сыновей; старший родной и не менее родной - приемный. Чекисты, под разным предлогом, арестовали сначала родного, а спустя время и приемного сына. Дальнейшая судьба обоих мальчиков неизвестна и поныне. Оставшийся дома красивый и стройный Ибрагим, прилагал много усилий найти своих братьев, но военные структуры СССР были органом подавления, а не органом оказания помощи.
В 1939 году Ибрагим женился и через год, у супругов родилась дочь, Займан Магамадова. Рождение внучки было счастьем для взрослой женщины лишившейся двух сыновей. Девочку воспитывали с любовью и заботой, ребенок был пытливым и не по годам сообразительным. Ее разговором, ее сообразительности удивлялись соседские женщины и часто приходили для общения с ней. То ли от сглаза, то ли по воле судьбы, в два года у девочки случился приступ, у нее опухли и почернели обе ноги. Она, то впадала в беспамятство, то приходила в себя. Очередной раз, когда к ней вернулось сознание, она увидела склонившуюся над ней бабушку, словами и действиями пытавшуюся ей как помочь. Понятно, что мама всегда есть мама, но в жизни Займан, в самых судьбоносных вопросах, деятельное участие принимала бабушка.
Девочку водили по врачам, показывали знахарям, одна нога пришла в норму, но вторая продолжала болеть, а опухоль не спадала. Родители и бабушка искали возможность облегчить участь девочки, не только у себя на родине, но и по другим регионам страны.
В 1941 году отца девочки забрали в трудовую армию для рытья окопов и заграждений. Кроме этого их обучали военному делу, чтобы в нужный момент отправить на фронт. С питанием призывников трудовой армии дела обстояли крайне плохо. Жили почти впроголодь и потому командиры поочередно отпускали домой тех, кто мог привезти какие - то продукты из дому. Отпуск был предоставлен и Ибрагиму. В свой приезд он застал дочь больной и, возвращаясь на службу, просил у жены и матери сделать все, для ее лечения. В начале 1942 года Ибрагима забрали в действующую армию, и с тех пор связь с ним была прервана.
Однажды видя, как девочка страдает, им посоветовали некоего народного целителя, ее повели к нему. Он оказался обыкновенным безжалостным шарлатаном. Полагая, что у девочки вывих, он с такой силой дернул ногу малышки, что вытащил ее из сустава, да к тому же порвал ей сухожилие. К бедам, что и без того не было конца, добавились еще более худшие.
Через разных знакомых и друзей мать и бабушка узнали, что в Баку есть хороший хирург именно по тому направлению, которое требуется для девочки. Далее стоял вопрос, откуда взять деньги на дорогу. Но как всегда, смекалистая бабушка, нашла выход из положения. Хазимат в хозяйстве содержала коров и буйволов, за счет чего они и жили. Какую-то сумму денег помогли собрать родственники, но этого было совсем мало. Хазимат растопила сливочное масло, налила его в десять пол-литровых банок и с внучкой, на поезде отправилась в путь. Все недоразумения в дороге она решала банкой масла и продуктами, столь дефицитными в годы войны.
В январе 1944 года они прибыли в Баку и попали к нужному врачу. Тот сочувственно отнесся к ним, но показал им условия их работы и попросил вернуться весной, когда потеплеет. В больнице было холодно, помещения не отапливались, многие окна были без стекол, палаты заполнены раненными солдатами, вывезенными с фронта. Такие условия больная девочка не смогла бы вынести. Договорившись, что они вернуться к весне, бабушка и внучка поехали домой. Через несколько недель, мать, жена и дочь фронтовика, с клеймом врагов народа, были изгнаны в Среднюю Азию.
Оказавшись на чужбине, разбросанными по разным городам Казахстана, семья фронтовика, чудом осталась жива. Они недоедали, недосыпали, трудились от зари до заката, но, ни на минуту не переставали искать друг друга. Особенно преуспела в этом мать Ибрагима, Хазимат. Она обращалась во все инстанции, писала письма руководству республики. В 1946 году, когда ссыльные не имели права даже посещать соседнее село, приехала в Балхаш, забрала внучку и сноху и увезла их к себе в Караганду.
Решив одну проблему, мать и сноха взялись за другую. Война окончилась год назад, а вестей от сына и мужа не было никаких. Они писали в разные ведомства страны. Многие не отвечали, узнав, что к ним обращается чеченка по национальности, что автоматически означало – враг. Зная, что в СССР существует закон, когда попавших в плен солдат сажают в тюрьму, мать обращалась и к руководству этих заведений, но все безрезультатно.
Материнское сердце подсказало Хазимат, что наряду с официальным способом поисков, следует применить и народный. По всем населенным пунктам Казахстана и Киргизии, чеченцы из уст в уста передавали данные о ее сыне. На призыв откликались многие. Некоторые сообщения проверяли, не выезжая на место, в других случаях, мать солдата получала у военного коменданта право на передвижение и сама ездила по указанным адресам.
Однажды в зимние месяцы Хазимат сообщили, что в таком то городе есть фронтовик - чеченец, без ног, работает сапожником и живет на то, что подают люди. Дорога была не близкая, средств почти никаких и все же мама нашла выход. Она продала свои сережки, взяла в дорогу консервы и тушонку и отправилась в путь. На месте выяснилось, что все члены семьи солдата умерли, но его забрали узнавшие его односельчане.
На обратном пути с Хазимат произошло чудо. Она возвращалась с пересадкой на станции Чу, здесь ей нужно было сесть на другой поезд. Это была большая узловая станция, где жило много чеченцев. Желая скорее купить билет на свой поезд и первой выйти из вагона, она прошла по тамбуру ближе к выходу. Поезд ехал очень медленно, женщина устала стоять и присела на корточки, чтобы дать ногам отдых.
Вокруг собрались и другие пассажиры, на улице и в вагонах было холодно. Уже перед самой остановкой поезда, к ней на чеченском языке обратился стоявший над ней мужчина. Это был человек, одетый в старую поношенную военную форму, по всей видимости, бывший фронтовик. - Ты из какого села, Нана – обратился он к Хазимат на чеченском языке. Где бы чеченцы не проживали, при встрече с представителем своего народа, этот вопрос означает – выходцем какого населенного пункта он является на своей исторической родине.
Резко встав, выпрямившись во весь рост, ибо по чеченскому этикету не полагается, проявлять небрежность в поведении, Хазимат ответила,
- Я из селения Аллерой.
- У нас на родине два Аллероя. Ты из какого - спросил мужчина.
- Я из Аллероя, что было расположено в Курчалоевском районе - ответила Хазимат.
- Тогда я полагаю, что ты мать Ибрагима. Он очень похож на тебя – сказал мужчина.
- Где ты его видел? Когда это было?
- Мы служили вместе, это было в 1944 году, на территории Польши. В один из дней мы пошли в атаку, меня ранило, и я проснулся уже в госпитале, спустя много дней. Что стало со всеми остальными и Ибрагимом, я не знаю.
Чеченская женщина никогда не смотрит в беседе с мужчиной прямо в глаза, а разговаривает, потупив взор. Мать солдата увидела, что собеседник обут в залатанные валенки, на месте большого пальца зияет дыра, сам палец виден и выступает наружу.
После слов мужчины Хазимат словно ударили током. Она представила, что перед ней стоит ее сын, что он мерзнет в этих худых валенках и в ее голове была одна мысль – выскочить из вагона, купить валенки и обуть солдата. И только потом, согрев человека, она будет вести дальнейшую беседу, а сейчас ему надо помочь.
Хазимат с мужчиной вышли из вагона. Она попросила его минутку подождать, и сама бросилась к начальнику вокзала, которому объяснила ситуацию и тот видя состояние матери, повел ее в соседнее здание, взял пару новых валенок и вручил женщине, даже не взяв за них деньги.
Хазимат бегом бросилась на место, где она оставила попутчика, но его там уже не было. Поезд медленно трогался и мужчина, скорее всего, уехал на нем. Будь она уверена, что он на том поезде, готова была, даже рискуя жизнью, на ходу заскочить в него и попытаться найти сослуживца сына.
С парой новых валенок, Хазимат долго ходила по вокзалу, надеясь увидеть родного теперь ей человека. Делая круги по территории вокзала, она время от времени возвращалась на место, где они расстались, надеясь, что он, отлучившись по делу, вернулся и ждет ее. Все было тщетно, они разминулись навсегда.
Восстановление государственности репрессированных народов, не изменило отношение к чеченцам чиновников и служащих разных служб. Последующие обращения матери в разные инстанции, уже имея новые сведения о сыне, были такой же отпиской, как и прежде.
Умерла Хазимат Магамадова в 1975 году, так ничего и не узнав о судьбе своих троих сыновей. Исключительно трудолюбивая женщина с добрым сердцем, не познавшая ни материнского счастья, ни счастья супружеской жизни, но не охладевшая к благим поступкам, Хазимат ушла из жизни с мыслями о пропавших сыновьях и тревогой за остающихся без ее заботы близких людей. В последние минуты ее жизни рядом была любимая внучка, Займан. С ее слов, за 15 минут до смерти бабушка открыла глаза и попросила впустить в комнату ее сына Али. Этот тот приемный сын от русских родителей, которого она любила наравне с родными детьми. Именно он пришел встречать женщину, ставшей ей родной и любимой мамой. Так ушла из жизни одна из тысяч чеченских матерей, отдавшая тепло своего сердца ради благополучия близких. Дала геч дойла царна массарна а.
Жена Ибрагима, Хамбулатова Зара, родилась в том же селе Аллерой, Курчалоевского района. Назвать жизнь семейной пары не только счастливой, но хотя бы сносной, невозможно. В личном плане, в общении супругов между собой, никаких проблем не было. Но волею судьбы они совместно прожили чуть больше года и после рождение дочери были разлучены.
Когда ее мужа призвали в армию, все заботы по дому легли на плечи женщин. У Зары сложились хорошие отношения с мамой мужа.Будучи оторванными друг от друга, в годы высылки, Зара больше переживала за маму мужа. И то, что они нашлись и смогли соединиться, для нее было большим счастьем.
В Казахстане Зара работала на железной дороге. Она выполняла тяжелую мужскую работу по укладке и ремонту путей. Понятно, что работа не рассчитана на женщин, но выбирать не приходились, надо было как то кормиться. Во всем их огромном коллектив не было ни одного мужчины. Возвращающиеся с фронта мужчины, в большинстве своем, бывали то без рук, то без ног.
Дочь Зары Займан, после окончания 4 классов осталась дома. Чтобы учиться дальше ей следовало ходить в школу в другой поселок, расположенный в нескольких километрах от них. Ходить на такое расстояния пешком, с больной ногой девочка не могла. Добиться получения инвалидности, и какого - то пособия, матери не удалось. По этой причине Займан в 14 лет, вынуждена была устроиться на работу. Ее приняли гардеробщицей на завод.
Когда восстановили нашу республику, семья Магамадовых в числе первых чеченцев вернулась на родину. Займан уже исполнилось 17 лет. У нее была мечта получить образование и достойную работу. На это постоянно намекала и бабушка. Для начала она поступила в 5 класс вечерней школы. Училась хорошо, но набор в 6 класс не состоялся – не было детей. Директор школы, осетин по национальности, Бясов Петр Садулаевич, принял Займан на работу в библиотеку и помог ей продолжить учебу. Дальше она поступила на школьное отделение Грозненского педагогического училища и с отличием окончила его.
По окончании ее приняли на работу в райком партии, инструктором отдела пропаганды, работой ее были довольны, но здесь часто бывали командировки, это для нее было неприемлемо, и потому Займан ушла в школу и стала учить детей начальных классов. Общий стаж работы в этой должности 25 лет, воспитала много достойных учеников, чьи знания пригодились не только в регионах бывшего Советского Союза, но и за границей.
В годы учебы в Грозненском педагогическом училище, с ней на одном курсе обучался парень из Хасав Юрта, поступивший после увольнения из рядов Советской армии, Рукман Ирзаханов. Он и Займан в 1963 году поженились. Муж Займан принадлежал к той плеяде чеченцев, что желали получения образования, желали быть полезным народу. Поэтому окончив педучилище, Рукман поступил в Краснодарский юридический институт. Его приняли на работу юристом на Хасав Юртовский приборостроительный завод. Спустя годы перешел на работу в Совет Министров Дагестанской АССР.
Оставим на время Чеченскую республику и вернемся в Чехию, край замков и крепостей, выстроенных в разные годы при Австро-Венгерской империи. Многие из замков строились в неприступных местах, с тайными комнатами, где хранилось золото империи, императорские регалии, разного рода реликвии.
По соседству с нами, в 15 километрах, есть величественный замок Карлштейн, расположенный на реке Бероунка. Замок возведен на 72 метровой скале при короле Карле IV, в 1348 году. Наряду с другими достопримечательностями Чехии, он популярен у туристов. Всего в Чехии замков и крепостей более 2500. Даже если по одному в день посещать их, понадобиться много лет. Смело можно сказать, что страна эта заботилась о своей истории, культуре и сохранении памятников старины. Чешский народ трудолюбивый, законопослушный и сплоченный. Чехи, не особо любят вступать в военные столкновения, помнят даже малое, совершенное против них и любят часто напоминать об этом. Это означает, что они ценят жизни своих граждан, чтят тех, кто погиб, имена каждого из погибших записаны. Этой работой занимаются государственные органы.
Чехи помнят и чтят не только своих героев, но и людей другой нации, что отдали жизнь, в борьбе за их свободу. В деревне Вшень, на сельском кладбище с 1945 года находится могила советскому солдату, погибшему освобождая Чехию от фашистов. Кладбище это заложено в 1595 году и содержится в идеальном состоянии.
Солдат тот был в плену у немцев, в лагере смерти Властиборж. Он подружился с чешскими патриотами, при их поддержке сбежал из лагеря и возглавил отряд, воюющий в Жегловских лесах, близ города Турнова. Места эти и тогда и сейчас, очень красивы, в народе их называют Чешским раем. Командиру партизанского отряда они напоминали его родину, не уступающую красотой этим местам.
Весной 1945 года их отряд в стычке с немцами, сумел отбить автомобиль. На этом автомобиле партизаны делали рейды на врагов, и друзья командира предлагали ему после победы над фашистами поехать на нем домой. Они верили, что война скоро закончится и весь мир заживет, не зная грохота орудий.
Партизанским отрядам немцы устраивали засады, вместе с овчарками рыскали по горам, но поймать их не удавалось. Однажды, когда отряд пробирался по горным тропам, то ли от заложенной мины, то ли само по себе, обвалилась скала. Под камнепад попал командир отряда, и ему сломало ногу. В полевых условиях рана была серьезной, и командира отвезли в село, к знакомой бабушке. Там ему наложили шину и гипс. Можете себе представить, каковым было лечение, без нужных лекарств, без врачей и медицинского оборудования. О том, что в доме скрывается партизан, никто не знал.
Пока солдат поправлялся, наступил май 1945 года и немцы из деревни ушли. Но в тот смутный период появилось много людей, что грабили население, грабили церковное богатство. Случилось так, что в местной гостинице села Вшень, поселилось несколько советских солдат, и они отбирали у населения золото, изделия из него. Они же забрали все ценное, что находилось в том самом старинном костеле, построенном в 16 веке.
Полагая, что советский солдат, сможет им помочь, жители попросили раненного командира партизанского отряда, встретиться с воинами, и уговорить их не обирать людей. Тот, со своей сломанной ногой, кое-как доплелся до их гостиницы и мирно поговорил с солдатами. Они отнеслись спокойно к его просьбе и дружески расстались. Командир никакой подлости от своих же советских солдат не ожидал, но те были иного мнения.
Спустя время они с оружием в руках заскочили к нему, вывели его на площадь и зверски убили. Это случилось между 15 и 20 числом месяца мая 1945 года. Поступок солдат, что и сами прошли тяжелые годы войны, трудно понять и оправдать. Они лишили жизни человека, повидавшего тяжести войны и плена, но не сломившегося духом. Человека мечтавшего о скорой встрече с родными и близкими, строившего планы на будущее.
Местному жителю по фамилии Шпецликов, они приказали запрячь подводу, отвезти тело подальше в лес и выбросить. Жители села Вшень и соседних деревень, очень уважали командира партизанского отряда, он и его отряд не раз оказывал им помощь. Поэтому Шпецликов на свой страх и риск, решил поступить так, как ему подсказывало его сердце. Он долго плутал по лесу, с наступлением темноты вернулся в село, вырыл могилу у пригорка близ костела и похоронил солдата.
Старого чеха так тронула гибель солдата, ставшего верным другом чешского народа, что он до утра находился у могилы. Обеспокоенная жена пошла его искать. Она была уверена, что муж не выбросит тело, а захоронит на кладбище и потому сразу направилась туда. Увидев печального и расстроенного мужа, она осталась с ним и до рассвета, оба они не отходил от могилы. Пока Шпецликов был жив, он ухаживал за могилой, после его смерти этим занималась жена и другие жители деревни.
Все время помнил боевого товарища, заботился о могиле и навещал ее, Франтишек Жидлицкий, с первых дней создания отряда ставший близким другом командира. Все друзья погибшего, и в первую очередь, Франтишек Жидлицкий добились того, что могилу учли как памятник истории и поставили на учет в государственном реестре.
В Чехии, как и в других странах, тело умершего кремируют, но этого человека захоронили как есть. За каждую могилу, люди ежегодно вносят определенную сумму в казну муниципалитета. После того, как подвиги партизанского отряда были официально признаны, а могила командира внесена в реестр, она уже содержиться за счет муниципалитета.
Сегодня никого из боевых товарищей командира партизанского отряда нет в живых. Франтишек Жидлицкий все время рассказывал о событиях тех лет, своему любимому внуку, Мартину Чудоба, чтобы тот заботился о могиле своего друга. Прошло много лет, внук давно вырос, имеет четырех детей. Не было случая, чтобы на День Победы Мартин с сыновьями не навестил могилу солдата.
И боевые друзья, и местные жители, с которым соприкасался советский солдат, знали его имя, фамилию и откуда он родом. Но они знали и то, что в СССР есть закон, преследующий солдат за то, что они оказались в плену у немцев. Боясь, что преследовать будут и родственников солдата, они не искали его родных.
В годы перестройки, полагая, что в СССР наступили лучшие времена, местные органы и боевые товарищи, оставшиеся в живых, через газету «Руде право» занялись поиском родных солдата. Они писали в разные советские учреждения, но даже и в эти годы, столкнулись с бездушием чиновников. Поэтому друзья командира партизанского отряда решили найти сочувствие газеты ЦК КПСС Чехословакии «Руде право».
В Хасав Юрте, как и по всему СССР, газетные киоски были популярны. Многие граждане, рабочий день начинали со знакомства с новостями в стране и мире. Не был исключением и знакомый нам Рукман Ирзаханов. Перелистывая страницы газеты «Грозненский рабочий» он наткнулся на статью о солдате, которая была, перепечатала из чешской газеты «Руде право». Еще не дочитав ее до конца, он понял о ком идет речь и сказал жене – В этой газете написано о твоем отце. Это не может быть другой человек.
После слов мужа, Займан чуть не лишилась чувств. Придя в себя, сразу подумала о любимой бабушке, ушедшей из жизни так и не узнав ничего о своем сыне. Не будь того бесчеловечного закона, что приравнивал пленных к преступникам, она могла бы умереть с гордостью, что ее сын не посрамил чести чеченца и погиб достойно. Но, увы! Государственная бездушная машина перемалывала не только кости своих граждан, но и их души.
Особо хочется подчеркнуть абсолютное безразличие посольства СССР в Чехословакии тех лет к судьбам погибших солдат. Ведь информация о солдате была. Ее печатали в самой главной газете страны и не читать газету, работники посольства не могли. Но как всегда, чиновники, заботясь о стране, оставались равнодушны к судьбе отдельного человека. А ведь должно было быть наоборот.
Пожалуй, вы уже и без моей подсказки поняли, что командиром партизанского отряда, любимцем жителей села Вшень и ближайших деревень, был ни кто иной, как Ибрагим Магамадов, чеченец из Аллероя.
Сколько времени прошло с момента окончания войны. Казалось бы, что нас уже ничего не удивит из событий прошлого. Но то, что русские солдаты, «боевые соратники» по борьбе с фашизмом сделали с человеком уже после победы над врагом, не поддается пониманию. Поступи так чеченцы с русским, ни годы, ни века, истекшие с тех пор, не заставили бы некоторых людей в России забыть этот случай.
Установив контакт с дочерью Ибрагима Магамадова,Займан, чешская сторона пригласила ее в Чехию. Она приехала с мужем Рукман и дочерью Айзан. Их радушно встретили, познакомили со всеми, кто знал и чтил память ее отца. Посетив могилу и увидев надгробный камень, Займан пояснила, что ее отец придерживался религии ислам. Работники местного самоуправления, в считанные дни изготовили памятник на исламский манер, и установили на могиле, за которым следят и местные жители, и внук Ф. Жидлицкого Мартин Чудоба.
Через год Рукман и Займан пригласили своих новых друзей из Чехословакии в Чечено – Ингушетию и приятно провели время, знакомя чехов с достопримечательностями республики.
На День Победы в 2024 году мы поехали в деревню Вшень, побывали на могиле героя, встретились с жителями села и с главой местного самоуправления господином Радеком Витина. Вместе с ним совершили экскурсию по селу, посетили дом, в котором жил во время ранения Ибрагим. Годом раньше муниципалитет издал красочную книгу об истории их села. Несколько страниц в ней посвящены памяти чеченца, командира партизанского отряда Ибрагима Магамадова, отдавшего жизнь за победу над фашистской Германией.
Свидетельство о публикации №225011401812
Я написал - Донские рассказы - Чужая кровь. Блудный сын Кавказа. В трех рассказах. У Вас только более подробно и исторической привязкой по реальным героям. Спасибо.
Мой двоюродный дедушка- руководил партизанским движением в Чехословакии. В 1946 году что то неправильно сказал..... Звезду Героя вернули только в 1976 году. Дальше бороться за честное имя не было сил. А врать наше государство всегда мастерски могло. И может.
Я больше не буду тему развивать. Сейчас другая война идет. И сыны Кавказа вновь воюют с нацизмом. Победы им и скорейшего возращения их домой. Со щитом.....
С уважением, Игорь.
Игорь Донской 30.01.2025 16:33 Заявить о нарушении
Асхабов Муса 30.01.2025 23:13 Заявить о нарушении
Долгих и счастливых Вам лет Жизни!
Мне самому не удалось увидеться на этой Земле с Гунки..... Я благодаря ему понял многое - о чеченской душе. Я как коренной ростовчанин, много раз сталкивался с Вашим народом. По разным случаям. И в командировках был..... И в госпиталях лежал с ранеными чеченцами...... Хотя и они, как и все люди - разные. Но рассуждать не будем.....
В Чехии- никогда не буду. Невыездной мы. Мы, все поколения рода - служивые. И нам попасть на Запад можно только с Русской армией..... А так - делать там нечего...... Там грязь и бесчестие..... Вы меня поймете сразу, о чем я.
Успехов Вам по жизни и творчеству. И мирного нам всем неба.
С уважением, Игорь.
Игорь Донской 31.01.2025 19:25 Заявить о нарушении
Асхабов Муса 31.01.2025 21:36 Заявить о нарушении