30. Мама запрещает мне разводиться
Мы договорились, что вместе будем заполнять вопросник. Начинаем с описания момента.
ЧТО произошло: Сообщаю маме о моем решении развестись с мужем. Мама говорит: «Я запрещаю тебе разводиться».
ГДЕ произошло: у мамы дома, мы сидим за столом на кухне.
КОГДА произошло: Это было более 40 лет назад. День.
"П. 1. В этой ситуации, кто тебя злит, приводит в замешательство, ранит, огорчает или разочаровывает и почему?" (это вопрос из вопросника)
Комментарий:
верните себя момент, побудьте в тишине. Перед тем, как ответить на первый вопрос из ОБС, напишите или мысленно проговорите, что вы испытываете, ощущаете, когда возвращаетесь в момент, и верните те эмоции, которые были у вас тогда.
Я в ужасе от услышанного, ненавижу маму в этот момент, себя ощущаю несчастной, осуждаемой. Я не хочу иметь такую жестокую мать. Я ожидала помощь, поддержку. А получаю осуждение, запрет, полное непонимание.
Я выбираю «сосну» про запрет мамы разводиться – это факт. А что он означает для меня?
При написании этого пункта наше внимание сосредоточено на другом человеке.
П. 1. Я ненавижу маму, потому что она лишает меня права самой принять решение о разводе.
Комментарий:
перед тем, как заполнить пункт 2 снова возвращаемся к убеждению из пункта 1: что я могу хотеть от мамы, которая вместо ожидаемой мною поддержки и помощи запрещает мне сделать то, что именно я хочу? И я это воспринимаю как лишение моего права на развод.
Этот пункт про наши ЖЕЛАНИЯ. А что такое желание: это внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо. У меня стремление убежать из ада моей семейной жизни. Я верю в то, что развод дает мне шанс на другую и конечно счастливую жизнь без мужа. Для меня очень важно получить поддержку в осуществлении моих желаний именно от мамы. В этот момент я верю в то, что мама лишает меня права развестись.
В этом пункте мы обращаем внимания на себя, на свои желания.
"2. В этой ситуации, как ты хочешь, чтобы этот человек изменился? Что ты хочешь, чтобы этот человек сделал?".
П. 2. Я хочу, чтобы мама разобралась в причинах такой реакции на развод.
Я хочу, чтобы мама помогла мне быть уверенной в моем решении.
Я хочу, чтобы мама не вынуждала меня вести с ней войну за мои права.
Комментарий:
Вы заметили, что я написала три отдельных убеждения? Да, именно так рекомендуется заполнять вопросник. Каждое убеждение – отдельно. Не надо через запятую писать свои желания - это разные убеждения. И совсем не обязательно писать несколько убеждений - можно написать только одно. Будьте внимательны, если захочется написать много убеждений. Убедитесь, насколько они написаны из этого момента и действительно вытекают из убеждения в пункте 1.
А теперь переходим к пункту 3, который относится к категории советов.
СОВЕТ – это наставление, указание, предложение, как поступить.
В этом пункте мы снова переводим свое внимание на другого человека. Нам предлагается дать ему такой совет, который реален, выполним, который действительно поможет решить ту проблему, которую мы обозначили в пункте 1.
Какой совет я могу дать маме, которая своими словами, своим отношением к моей ситуации и запретом на развод разрушает мои планы на счастливую жизнь? Я же разговариваю с мамой. Она должна любить меня и желать самого лучшего для меня. Я же взрослый человек и имею право на свою жизнь. Но мама так не считает. Она мне не дает право на это.
"3. В этой ситуации, что бы ты посоветовал этому человеку? «Этот человек должен/не должен…»"
П. 3. Мама должна относиться ко мне как взрослому человеку.
Мама не должна принимать решения за меня.
Комментарий:
П. 4 вопросника про наши ПОТРЕБНОСТИ. Давайте сначала разберемся в том, а что же это такое потребности. Это необходимость, надобность, нужда в чём-либо. Для меня ключевое слово «нужда». В чем я действительно нуждаюсь в тот момент, когда мама запрещает мне развестись и разрушает мои мечты о счастливой жизни после развода? Я снова возвращаюсь пункт 1. Я поднимаюсь по своей «сосне» от веточки к веточке. И вот почти добралась до верхушки. Я к ней стремлюсь. Там самое нужное для меня. Поэтому в этом пункте обращаем внимание именно на себя. Я в тот момент понимаю, что меня лишают права принять важное для меня решение.
"4. Для того, чтобы ты стал счастливым в этой ситуации, что тебе нужно, чтобы этот человек подумал, сказал, почувствовал или сделал?".
П. 4. Мне нужно, чтобы мама отказалась от желания распоряжаться моей жизнью.
Мне нужно, чтобы мама не сомневалась в правильности моего решения.
Мне нужно, чтобы мама стала моим надежным другом в период развода.
П. 5 – это наши ЖАЛОБЫ.
Комментарий:
Жалоба — это выражение недовольства по поводу неудобства, боли или других неприятных обстоятельств, а еще официальный документ с выражением протеста и просьбой устранить какое-либо нарушение.
Пункт 5 – это аттракцион максимальной честности. Это возможность наконец-то здесь, в вопроснике сказать себе свою правду о другом человеке. Не надо себя сдерживать. Жалуйтесь от души! Не старайтесь быть правильным и интеллигентным человеком. Это шанс быть искренним с самим собой. Пишите «официальную жалобу» на человека. Перечислите все те качества в человеке, которые вы заметили в тот момент и которые надо обязательно устранить в ваших отношениях с тем, на кого вы заполнили вопросник. ОБС в принципе именно та инстанция, которая реально устраняет нарушения. В этой «инстанции» нет начальников, но есть четыре вопроса и три переворота с примерами.
"Что ты думаешь об этом человеке в этой ситуации? Составь список. (Здесь допустимо быть осуждающим и предвзятым)".
П. 5 Мама властная, жестокая, злая, глупая, враждебная, чужая и не нужная мне.
Комментарий:
П. 6 – это итог нашего плана исследования.
"6. Что в отношении этого человека и ситуации ты никогда не хочешь снова испытать?".
Это пункт, в котором мы искренне признаемся в том, чего не хотим снова пережить, испытать, ощутить. Но именно в этом пункте часто возникают убеждения, о которых не было упоминания в вопроснике. Я называю это появлением черта из табакерки. Он выскакивает очень неожиданно. И вроде ничего страшного в этом нет. Но потом, когда делаешь переворот шестого пункта, этот самый черт устраивает засаду: практически невозможно справиться с задачей, если я не ответила на четыре вопроса к этой новой мысли, если не нашла примеры к переворотам. Готовность испытать такое снова, вероятно, замечу в себе, а вот спокойствие или тем более радость – сомневаюсь. Я же не проработала это понятие, это убеждение. Наблюдала часто такое не только в своих исследованиях. Вот что предлагаю сделать в такой ситуации: первый и самый простой вариант – повторить в пункте 6 то, что написано в пункте 1 или в любом другом пункте. Второй вариант – изменить пункт 1, чтобы его синхронизировать с пунктом 6. Но тогда надо будет вернуться и к другим пунктам. Потому что они должны быть синхронизированы с первым пунктом. Что означает практически полностью переделать вопросник. Поэтому предлагаю заполнить другой вопросник с формулировкой в пункте 1 того убеждения, которое «выскочило» в пункте 6. Например, в моем случае мне очень хотелось написать, что я не хочу никогда снова слышать обвинения про позор для семьи из-за моего развода. Но это точно другая «сосна».
П. 6. Я не хочу никогда снова ненавидеть маму, когда она лишает меня права принимать решения, когда она хочет распоряжаться моей жизнью.
Комментарий:
если вы заполняете вопросник не на бланке, то оформите его следующим образом.
Описание момента:
Разговор с мамой. Я сообщаю о моем решении развестись с мужем. Мама говорит мне: «Я запрещаю тебе разводиться». У мамы дома, мы сидим за столом на кухне. Мне 30 лет. Это было более 40 лет назад. День.
П. 1. Я ненавижу маму, потому что она лишает меня права самой принять решение о разводе.
П. 2. Я хочу, чтобы мама разобралась в причинах такой реакции на развод.
Я хочу, чтобы мама помогла мне быть уверенной в моем решении.
Я хочу, чтобы мама не вынуждала меня вести с ней войну за мои права.
П. 3. Мама должна относиться ко мне как взрослому человеку.
Мама не должна принимать решения за меня.
П. 4. Мне нужно, чтобы мама отказалась от желания распоряжаться моей жизнью.
Мне нужно, чтобы мама не сомневалась в правильности моего решения.
Мне нужно, чтобы мама стала моим надежным другом в период развода.
П. 5 Мама властная, жестокая, злая, властная, категоричная, глупая, враждебная, чужая и не нужная мне.
П. 6. Я не хочу никогда снова ненавидеть маму, когда она лишает меня права принимать решения, когда она хочет распоряжаться моей жизнью.
Комментарий:
именно оформленные в таком виде вопросники предлагается размещать при выполнении домашних заданий на вебинарах, в РВП и практикумах.
Вы заметили, что в каждом пункте у меня по два-три убеждения. Я умышленно так делаю. Этим самым даю себе возможность при исследовании вопросника (особенно в Работе с фасилитатором) выбрать для исследования только одно убеждение из каждого пункта, которое для меня будет более актуальным и вытекающим из процесса.
Когда мы заполняем вопросник, нам надо очень четко понимать, что стоит за каждым нашим словом. Это наш вопросник, это будет наша Работа. Иногда фасилитатор рекомендует что-то изменить в вашем вопроснике. Предлагаю проявлять внимание и интерес к его рекомендациям. Не надо сразу отказываться от предложений. Отнеситесь к этому как к новой возможности, не воспринимайте это как замечание, как критику. Отнеситесь как примерке новой кофточки: вероятно, она вам очень подойдет по размеру или фасону. Но не стоит видение фасилитатора (а это всегда его опыт, его представления и потребности) воспринимать как единственно правильный вариант. «В Работе нет правил», - говорит Кейти. И у каждого из нас есть свобода выбирать наилучшее именно для себя и не сомневаться в своей мудрости, даже если опытный фасилитатор что-то видит иначе.
И еще: этот вопросник я заполняла три дня. Убеждение из п. 1 меняла три раза. Поэтому меняла убеждения и в других пунктах. Из своего опыта уже знаю: вот лучше я подольше «посижу» над вопросником, чтобы докопаться до истинных причин моих претензий и желаний, чем не получу настоящее удовлетворение от исследования ОБС, которое составила «на бегу», вот для галочки. Такое бывает, конечно, и сейчас. Но каждый такой случай мне напоминает о моем правиле «трех сосен». Не торопись, разберись, выбери одну и доберись до верхушки – тогда и получится тот самый «вкусный вопросник». А вас приглашаю пробовать и находить свои правила. Те, которые будут работать для вас.
Ну пока остановимся. В этой главе познакомила вас с классикой заполнения вопросника с деталями и нюансами этого процесса. Обещанные фенечки будут. В других главах.
Свадьба. 1973 год.
Продолжение http://proza.ru/2025/01/17/1834
Свидетельство о публикации №225011401832