Озерову с благодарностью
А. Раевский. Казашка
С большим и теплым чувством благодарю известного российского поэта С.Озерова за представление творчества его менее именитого коллеги, А. Раевского. Его первые шаги в искусстве сразу стали шедевральными. Одним из бриллиантов в творчестве А. Раевского стало стихотворение "Казашка" 1975 г. Ему и посвящена публикация С.Озерова, с которой вы можете ознакомиться здесь, на сайте КП.
Казашка
Как ты гонишь коня по беспутью?
Ведь угробишь его до поры;
Видишь, степь затуманена ртутью
Сатанеющей с мая жары.
Ах, казашка, цветочек раскосый!
На неделю забыв институт,
Амазонкою сорокакосой
Ворвалась ты в родительский кут.
И пред тем, как скакать оголтело,
Перед тем, как взметнуться в седло,
Ты фамильную кофту надела,
Ту, что темным звенит серебром.
…До луны по чабаньим угодьям,
Выстилаясь, носил тебя конь,
Накаталась. Бросаешь поводья
И бежишь на негромкий огонь.
Мать от радости чашки роняет…
Ты ж, смеясь, упрекаешь ее,
Что кумысом и дымом воняют
И она, и отец, и жилье.
И, тряхнув перламутровой сумкой,
Принялась, мельтеша, как лиса,
По углам, по ковровым рисункам
Дорогие духи растрясать.
Сиротели лепешки на блюде,
Чай лениво дымился, как ночь…
И смотрели притихшие люди
На свою незнакомую дочь.
Александр Раевский.
1975.
***
Пил с бродягами-геологами.
Рассказывали они, что были студентами на практике в тех местах.
Удивлялись, что местных баб до стола не допускали.
Скрипя зубами - только белых женщин.
Мне очень понравились эти стихи. Высокий поэтический уровень. И автору всего 26 лет. Талант безусловный. Говорю, как читатель, не имеющий никакого образования. Тем более, литературоведческого. Поэтому вопросов поэтики касаться не стану.
Однако под публикацией я обнаружил критические замечания иного характера. Так ли уж они справедливы?
Итак, четаим.
Девушка гонит коня. Красиво.
По беспутью? Вряд ли. Там везду, куда не поедешь, будет тебе путь. Ровный и дальний.
Майская жара. Значит, май? Каникулы? Семь дней? У студентов? Ну, может, в отпуск на неделю? Поскакать.
И вот мы с вами в родительском «куте». А что это? Ну кто ж не знает: куток-закуток. Но это у нас.
А в казахском лексиконе это душа - «двойник» человека по представлениям тюркских народов, «жизненный эмбрион», даруемый свыше Богом, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма. Так что там с харизмой?
Насчёт жары. Самая жара начинается в конце мая и до сентября.
Ртутью? Ну это понятно. Жара плавит всё. Оптические иллюзии. Куда не глянь, небо перетекает в землю, а земля плывет в небо. Но ртутью? Ведь кроме ее пластичности нам всем очень памятен ее цвет? И думаешь: где в степи цвет ртути?
А правда, где?
Май - пора цветения в казахской степи. Самое красивое время года. Почему нет ни слова о цветущих крокусах, маках, тюльпанах? Потому что автор вдохновлён красотой лишь одного цветка - нет, не гульчатай, а жас кыз. Что, не очень?
Скачем дальше. Казахские кони очень выносливы. Те, кто даже на деревянном конике не скакал, хорошо знают об этом факте из трагической истории Древней Руси.
Тем не менее, скакать целый день до луны... Ни коров подоить, ни матери помочь, ни того-сего... Какая легкомысленная девочка?! А еще студентка? Ни к бабушке в соседний аул, ни к тёте. Впрочем, если у вас нету тети…
Да, фамильную кофту «на дело». А дело серьёзное – скакать просто по степи и показывать кофту обескураженным сусликам. То есть, говорит нам автор, девушка формально чтит традиции, но только в скачках, косичках, одеждах. А вот суть – душа, исстрадавшаяся от разлуки, любовь к родителям, уважение к ним... Эт нет. Нету у ей таво!
Приехала, значит, девочка, после дневного забега коня. Это когда плавится степь и всё кажется ртутью. И, мол, упрекает. Запах, видишь ли, в куте. Ну, а то, что конь в мыле, да и сама красотка так взмокла, что хоть отжимай, этого поэт не замечает, поскольку ослеплен страстью. Или ни разу не гонял коня.
Да, и вот, накатавшись целый день, она, легка и свежа, как будто только вышла из салона BMW, идёт таки и принюхивается: от кого это так пахнет? Ведь она сама источает нежнейший аромат ночной фиалки.
Не, усталости нет. Ну и что из того, что она последний раз сидела в седле несколько месяцев (в лучшем случае) назад? Ведь в студенческом общежитии всегда есть время и на подобную тренировку.
Иначе откуда дорогие духи? На повышенную стипендию купила? Да? Точно? И, значит, как лиса трясёт дорогими духами? Вы серьёзно? Вы видели, как студентка брызжет «Шанелью № 5» по стенам вечно голодной общаги, где за запах кумыса или чая могут даже дать… лекцию списать? О других запахах, я умолчу, ибо кто был студентом, тот вам расскажет больше...
Итог такой - не верю! Много лет общаюсь с ребятами из Казахстана и Средней Азии, с Кавказа тож. Не видел ни одного парня, ни одной девушки, воспитанных в традиционной культуре, которые смогли вести себя так, как описал талантливый поэт.
Вроде нам тут подают разрыв - город-деревня, конфликт отцов-детей и, даже, о вреде высшего образования для женщин Востока... Ну это, товарищи, извините ...
И вот «Казашка». Если таковая вдруг и оказалась одна, то это не повод для художественного обобщения. Поскольку это пока не массовое явление. А частный случай. Выдуманный автором. И талантливо преподнесённый.
Конечно, что-то подсказывает читателю о личной обиде поэта, по младости его лет ещё не переросшей в махровую мизогинию. Но я знавал Виктора Бокина (тоже поэта, с его программным стихом - «Мои жёны - прокажены») - друга А.Раевского. И то, что они нашли много общего, лишь подтверждает мою догадку.
Думаю, лучшей иллюстрацией к этому замечательному стихотворению было бы обращение тов. Саахова:
«Плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь, очень плохо ...»
13.01.2025 19:06
Аба Гуровский
Свидетельство о публикации №225011400254