Рождество Христово, Ангел прилетел!

Друзья!
Из Сети

"В Нефтеюганском благочинии с декабря 2023 года по январь 2024 года проводился конкурс детского творчества «Рождественский вертеп», посвященный празднованию Рождества Христова. Конкурс направлен на возрождение лучших традиций российской культуры, духовное просвещение, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитанники старшей группы «Непоседы» представили свои работы в номинации «Изобразительное искусство». Победители конкурса награждены дипломами лауреатов I и II степени.
Благодарим всех участников конкурса за творческую активность и желаем успехов".https://vk.com/
И ещё.
"7 января 2025 года в храме Святого Духа города Нефтеюганска были подведены итоги конкурса детского творчества «Рождественский вертеп». В рамках данного конкурса были следующие номинации: конкурс рисунка «Рождество Христово, Ангел прилетел!», конкурс поделок «Рождественский Вертеп», конкур рождественская игрушка. Всего в конкурсе приняло участие 32 детских учреждения, на конкурс было представлено 548 работ. Лауреатов конкурса наградили на Рождественском концерте, который проходил в культурном центре «Юность».
https://ugraeparhia.ru/
...Други!
12 января 2025 гола я побывал  в Храме Всех Святых в Нефтеюганске и сфотографировал  нынешний красивый рождественский вертеп не его территории.
Спасибо за такой морозно -снежный подарок нашим православным верующим!
Вл.Назаров
Фото автора
************
1.Рождественский вертеп. История его появления в России.

"В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в
Cочельник, повсеместно ходили по домам
христославы, по-другому – славильщики. Радостно,
с песнями и стихами, они славили рождение
Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто
показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он
попал в Россию?
Статья опубликована в православном журнале для
родителей «Виноград» (№21, январь-февраль 2008).
В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в
Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-
другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они
славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были
и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он
попал в Россию?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно
обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые
устраивались в средневековой Европе.
Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25
декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в
монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами:
«Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника
Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот
день уже в IV веке празднование Рождества Христова было
признано на Западе как церковное установление.
Этот праздник совпадал с языческими празднествами,
которые проводились ранее у греков, римлян и варварских
народов Западной Европы. Церковь боролась против
языческих обрядов, которые в те времена соблюдались
наряду с новыми, христианскими. Для обращения
народных обрядов в христианское празднество Церковь
увеличила и время богослужений в эти дни, и
торжественность их проведения.
Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и
освещенные тысячами свечей, были переполнены
молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных
служб, при участии хора певчих и всех прихожан.
С XI века в Западной церкви становится известен обряд-
мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что
слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно,
на связь с богослужением.
Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над
главным престолом, устраивались ясли, в которых
находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять
старших священников-каноников в церковном облачении
с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в
руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в
алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший
ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя,
произнося евангельские строки.
Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие,
стоявшие в разных местах храма, представляли небесное
ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…»
Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в
стихах.
Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие
двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они
спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем,
– отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины
(каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую
Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он –
этот Младенец со своей Матерью».
Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали
Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а
потом торжественной процессией возвращались в алтарь.
При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его
пришествие!» Затем следовал возглас священника,
которым начиналась обедня.
Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным
действом». Как «вертеп» она была известна в Западной
Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь,
получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века
есть описание рождественского действа, исполнявшегося
монахами.
Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным
– монахом и, может быть, одним из преподавателей в
монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно
принимали участие в представлении мистерий, и не
случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь
«монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то
вокруг монастырских стен…
Интересно, что Византия в этом отношении опередила
Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI
веках в церкви Святой Софии в Константинополе и других
городах торжественно устраивались драматические
представления.
Кукольные рождественские мистерии были известны в
Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались
ее многочисленные разновидности: это касалось и
архитектуры сцены, и текста представления. В Польше
такие представления назывались «шопками», на Украине –
«вертепами», в Белоруссии – «батлейками».
Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной
ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал
домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще
всего встречались двухэтажные вертепы.
В верхней части игрались драмы религиозного содержания,
в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это
определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть
(«небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на
задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же
сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и
неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца
Христа и домашних животных.
Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась
яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на
небольшом возвышении устраивался «трон», на котором
находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика
и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези,
по которым кукловод передвигал стержни с
прикрепленными к ним неподвижно куклами –
персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно
было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все
стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны
«двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.
Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из
глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную
одежду и закрепляли на металлических или деревянных
стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках»
использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах
применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до
одного метра, а в провансальских вертепах куклы были
наполовину механизированными: каждая из них имела
собственный механизм, приводящий в движение
конечности, а для движения в пространстве была
необходима помощь аниматора.
В Центральной и Западной Европе были популярны
мистерии стационарные – непереносные. Их показывали
на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена
имела просцениум, в глубине – задник-перспективу,
иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и
итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в
открытом пространстве, то есть в пространстве, не
ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии
поднималась кверху несколькими планами, причем куклы
могли действовать на каждом этаже.
Представление состояло из мистериальной драмы «Царь
Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра
Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История
русской литературы» так описывал вертепное
представление в России:
«Действие открывается благовестием о рождении Христа.
Новорожденному идут поклониться и принести дары
пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в
нижнем ярусе происходит торжественный выход царя
Ирода, который призывает воинов и велит им избить
(убить) младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и
возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль,
которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами,
на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но
царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье.
Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода.
Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает
помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя
караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение
страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене
вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть.
Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает
умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь
черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело,
он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем
и тащат в ад со словами:
О, проклятый Ироде,
за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
и с кости.
Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной
драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных
местах количества сцен и диалогов, представляющих
самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни.
Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и
могут следовать в произвольном порядке. Все действие в
этих сценах заключается почти исключительно в том, что
типы различных национальностей, полов и профессий
дерутся или пляшут».
Постепенно первая часть представления сокращалась, а
вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами
сценок с бытовым содержанием были мужик, барин,
франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-
шинкарь, цыган и другие персонажи.
Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами,
но и живыми любителями, тогда она носила название
«живой вертеп».
Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились
профессиональными бродячими исполнителями. Обычно
кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время
представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение
кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного
домика. При этом вертепщик произносил текст драмы,
изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал
иллюзию, что представление играется несколькими
актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в
зависимости от условий выступления.
На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а
часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При
хождении с таким вертепом дети распевали духовные
песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало,
что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма,
убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили
икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане
такому праздничному чуду.
И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни
Святок, до праздника Богоявления Христова, любой может
зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.
От редакции
Некоторые педагоги сумели по-новому использовать
вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно
раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их
питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении
новорожденному Спасителю и запомнили этот свой
личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте
свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба
«Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И.
Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.
– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка»
под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В
первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега
по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши
маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп
– теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега,
куда можно войти в рост.
Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к
встрече Рождества. Конечно, со святочными рассказами и
церковными разговорами, конечно, с подготовкой к
причастию и с сочивом, самими нами приготовленным.
Разговор о празднике Рождества Христова естественным
образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш
Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала
идею сооружения «вертепа» в лесу.
«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» –
решили мы.
Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети
всей душой почувствовали величие праздника, его
реальность и одновременно его чудесность.
Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с
природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и
дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе
появится звезда, то ветер сорвется, то тишина
водворится… Природа вместе с нами идет навстречу
Рождественскому чуду.
…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет
непростой, детей будут ждать трудности и приключения.
То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые
зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный
путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой,
которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную
нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок,
который катится по темному лесу, а когда-то свеча то
загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный
путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…
Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но
сценарий может быть разным. И конечно, самый
красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча
у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он
украшен бусами, свечами и в центре его рождественская
икона Божией Матери с Младенцем.
Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни –
мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-
своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о
Рождестве Иисуса Христа. Текст Евангелия исключает
актерство, требует внутреннего отношения к
происходящему. За этим скромным и непритязательным
действием разворачивается история Рождества Христова…
После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся
бумажных фонариков возвращаются из леса домой к
самому главному – рождественской литургии для встречи с
Христом.
Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские
рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с
историей светлого праздника в необычной обстановке, в
лесу, когда каждый старается внести свою лепту в
подготовку праздника, принести свой дар новорожденному
Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их
ждет продолжение праздника – тропари, колядки,
православные детские песни понесут маленькие
христославы всем окружающим. Они будут ходить с
Рождественской звездой и славословить родившегося
Богомладенца.
Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник,
который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот
обычай печь особые пряники строительством пряничного
терема из тех сладостей, которые наколядовали
христославы. Процесс приготовления домиков сложный,
торжественный и по-настоящему веселый! Производим
мы это строительство все вместе, а можно и разделившись
на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову
придут: дело это сложное – непросто построить дом из
печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой
попытки невозможно соединить стены. И какое счастье
съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями,
когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи,санки и снежная крепость.
https://www.pravmir.ru/
************
2.СЖИГАЮТ ДЬЯВОЛА И НЫРЯЮТ В МОРЕ: ИНТЕРЕСНЫЕ ТРАДИЦИИ НА РОЖДЕСТВО В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Рождество — это праздник, который отмечается во многих странах мира. У католиков его встречают в ночь на 2
декабря, у христиан — на 8 января. Каждая культура имеет свои уникальные традиции и обычаи. Мы собрали
самые интересные.
Ирландия
На Рождество ирландцы устраивают ныряние в ледяное море. Традиция схожа с нашим Крещением. Желающи
поучаствовать надевают колпаки Санта-Клауса и прыгают в воду. Те, кто отважился на такой шаг, после заплыв
получают стакан горячего шоколада. Также одинокие девушки в ночь на Рождество кладут под подушку клевер и
лаванду, чтобы увидеть во сне суженого.
Великобритания
В Англии Рождество начинается с праздничного ужина, где подают фаршированную индейку, пудинг и други
блюда. Подарки принято искать в рождественском носке — традиция идет из Викторианской Англии. Легенд
гласит, что однажды Санта-Клаус, спускаясь в дом через дымовую трубу, обронил несколько золотых монет
носок, который повесили сушиться. С тех пор дети верят, что наутро обнаружат подарки в носке.
Венесуэла
В этот день в Венесуэле принято посещать церковь. Вот только отправляться туда жители любят не пешком или н
машине, а на роликовых коньках. Традиция так полюбилась венесуэльцам, что некоторые улицы специально
перекрывают для конькобежцев.
Франция
Традиционным блюдом у французов считается бисквитный шоколадный рулет «Ля Буш де Ноэль», изготовленный
в виде полена. Обычай идет издревле — в средние века в канун Рождества изготавливалось полено из свежей
древесины и поливалось красным вином. После сожжения золу хранили — она считалась защитой от всего плохого
на весь год.
Китай
В качестве подарка жители преподносят на праздник яблоки. Они продаются во всех магазинах, завернутые
цветную бумагу. К подаркам китайцы вообще относятся очень трепетно, считая их важной частью любы
отношений. На Рождество часто дарятся персонализированные презенты — например, подсвечник преподнося
как символ удачи, а зеленую шляпу может получить мужчина, пойманный на измене.
Гватемала
Здесь принято сжигать чучело дьявола. Делают это в ночь на 7 декабря. Также в костер идет всякий ненужный
хлам из дома, что означает очищение от зла и несчастий перед праздником. Сожжение происходит на главной
площади города, куда приходят жители в костюме дьявола, с рогами и петардами.
США
В Америке этот праздник отмечают с большим размахом. Он почитается даже больше, чем сам Новый год. Жители
традиционно устанавливают рождественскую елку и щедро украшают ее и свои дворы гирляндами и игрушками. В
некоторых городах даже проходит конкурс на самый красивый двор. Вечером 24 декабря семьи собираются з
праздничным столом, а дети ждут прихода Санта-Клауса. На ужин традиционно подают рождественскую индейку.
Италия
В этот праздничный день итальянцы готовят традиционное блюдо из семи рыб. Оно символизирует сем
христианских таинств. В нем не должны повторяться виды рыбы и способ приготовления. Кроме Санта-Клаус
подарки детям приносит ведьма Бефана. Впрочем, от нее можно ждать не только презента — по преданию, тем, кто
плохо себя вел, волшебница может преподнести уголек.
https://www.liveinternet.ru/
**************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
14 января 2025 года.


Рецензии