Идём в поход!
...К концу первой школьной недели староста Лариса сделала потрясающее объявление: мы идём в поход!
- Ой, там целый спор разгорелся! Не все учителя одобрили, говорили, что восьмиклассникам рано с ночёвкой, но военрук поддержал нашего Андрея Ивановича! - Лариса горячилась у доски и то и дело оглядывалась на дверь.
- Ребята, встречаемся в субботу в два часа у школы. Родители тех, кто пойдут, пусть заранее звонят. Идут два класса, мы и восьмой «Б». В субботу утром список должен лежать у завуча. Ночи уже холодные, так что не забудьте…
Слушая классного руководителя, я думала об одном: а пустят ли меня в поход? Должны пустить, ведь помимо Андрея Ивановича, пойдёт учитель физкультуры и школьная медсестра. Интересно, а сколько всего будет человек? Мальчишки шумели так, что, казалось сейчас вылетят стёкла из окон.
- Музыку надо обязательно, возьму магнитофон, - тарахтела Лариса, - кассеты не забудьте!
- Пусть мальчишки несут магнитофоны! - возразила Галя, - и так тяжело будет идти. Пойдём быстро, ведь ещё палатки ставить, обустраиваться, ужин готовить.
В субботу выяснилось, что в поход идут сорок два человека. Мальчишки составляли свои какие-то тайные списки дел и вещей, мы - свои. Взбудораженные, еле доучились пятницу, а в субботу нас отпустили пораньше, собираться.
- Не опаздывать! - скомандовал Андрей Иванович, - семеро одного не ждут.
Маршрут был проверен и проложен заранее физруком и старшеклассниками ещё в прошлом году, так что особых трудностей не возникало. Длиннющей цепочкой бодро двигались вперёд, хотя ноша у каждого была нелёгкая. Вещи, еда, всё это становилось невообразимо тяжёлым, стоило устать хоть чуть-чуть. Несколько мальчишек прихватили удочки и стали предметом постоянных насмешек. Вообще, шуток и подколок было немало, и то и дело раздавались громкие взрывы смеха. Мой порыв помочь кому-то с вещами пресекла Лариса:
- Свои силы береги, дел на сегодня много ещё. Будет нелегко, всех предупреждали. И брать велели только самое необходимое.
С Ларисой трудно не согласиться. Некоторое время мы двигались вдоль реки, затем свернули в лес, где идти стало тяжелее.
- Привал! - выкрикнул физрук, идущий где-то далеко впереди. Все дружно повалились на свои рюкзаки.
- Ничего, всё хорошо! Осталось немного! Поставим палатки, устроим ужин, - подбодрил Андрей Иванович приунывших. Вскоре прибыли на большую поляну, окружённую с трёх сторон плотным лесом. Мальчишки поставили палатки, несколько «рыбаков» и Андрей Иванович отправились к озеру. В стороне развели большой костёр, где постепенно все и собрались. Запекали картошку, накрывали «на стол». Никто не отлынивал, каждый занимался делом. После ужина всё убрали и устроили танцы.
Побывав на турбазе на курсах «Школы Комсомольского актива», я научилась многому и ничему не удивлялась, а ещё видела - расторопность и деловитость проявили те, кто побывал в пионерских лагерях. Венера, почти всё лето проработавшая в детском садике нянечкой, сейчас отдыхала «по полной». Венька Грабов постоянно находился с ней рядом; он захватил гитару и сейчас что-то негромко наигрывал, собрав возле себя кучку одноклассников. Мне вспомнилось, как он в прошлом году вёл себя плохо, кривлялся на потеху хулиганам. Обидел Олю, и Маркин вмазал ему за это хорошенько…
Драку Маркина и Грабова осудили, Игоря поставили на учёт в милицию. Но причину драки так никто и не выдал учителям. Хотя, кажется, они давно всё как-то узнали сами.
- О чём задумалась? - Мишка подкрался незаметно сзади, - все у костра собрались, пойдём?
- Пойдём, - отозвалась я, направляясь вслед за Мишкой. Одноклассник пользуется успехом, недобро усмехнулась я, увидев, как Мишку зовут присесть в разные места у костра. Подвинув Маркина, он усадил меня и сам плюхнулся рядом. Ребята потеснились. Наконец все расселись. Андрей Иванович предложил каждому, кто пожелает, рассказать стихотворение, спеть, вспомнить интересную историю. Грабов откликнулся первым, и мы спели несколько «дворовых» песен.
- Молодец, Вениамин, здорово! Гитару освоил, - похвалил Грабова физрук, и Венька, смутившись, добавил, что хочет научиться играть на гитаре по-настоящему.
- Гимн педагогов! - объявил Андрей Иванович, - кто знает, подпевайте, очень известная песня.
«Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа.
А если не решается вопрос –
Они спешат к тебе, ища подмоги,
Устраивая жизненный допрос,
Хоть мы с тобою, старина, не боги.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа…» *
Мишка, к моему большому удивлению, прочитал стихи:
- Ну вот, отдружили,
В футбол отыграли.
Пожитки сложили
И мусор убрали.
Уплыли по речке суда из коры,
Умолкли фанфары, погасли костры.
Остались на месте весёлых палаток
Четырнадцать ровных унылых заплаток.
Автобус подходит, прощально гудя,
И мачты - без флага.
И я - без тебя. **
Так трогательно произнёс Мишка последние две строчки, что все зааплодировали, а у меня сжалось сердце: скучает, что ли, по кому-то? Настроение испортиться не успело. Он спросил меня едва ли не в самое ухо:
- Нравится? Это я для тебя выучил… специально…
- Спасибо, - шёпотом ответила я. У костра шумно не было. Пели и читали стихи по очереди, никто никого не перебивал. Давно уже сделалось темно, и, оглядываясь иногда на тёмный величавый лес, у меня захватывало дух. У других, наверное, тоже. Последнюю песню у костра знали все, кто побывал в пионерлагере:
«Ребята, надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
Не три глаза, ведь это же не сон,
И алый парус правда гордо реет,
В той бухте, где отважный Грей
Нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль
Дождалась Грея.
… С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась,
А без друзей на свете
Было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус.***
- Ребята, расходимся. Солнце завтра встречать не передумали? Восход в пять сорок три, значит, в пять тридцать сбор у костра и выход к озеру! И помните: семеро одного не ждут! - скомандовал Андрей Иванович.
Желающих встречать солнце оказалось меньше половины, многие передумали, оставшись спать в палатках. Мишка фотографировал всё подряд. Вернувшись к костру, решили, что спать идти ни к чему.
- Будем лучше чай пить! - воскликнула Венера. «Рыбаки» вновь ушли на озеро, а мы принялись готовить завтрак для всех.
Днём играли с мячом, гуляли, снова сидели у костра и пели. От похода все остались в восторге. Возвращались обратно не торопясь, времени ещё достаточно.
- Так себе поход, - сказала негромко Таня на привале, - одно и то же. Песни, костёр, игры.
- А чего тебе хотелось, Дикова? - Маркин услышал слова Тани, - скажи.
- Не знаю… чего-то новенького, - замялась она, не ожидавшая, что кто-то посторонний услышит её. Но дотошного Маркина сбить с толку было невозможно.
- Так чего же тебе хотелось? А, дай догадаюсь! Внимания хотелось? Люди, видишь ли, в поход ходят не из-за внимания, а спортивно отдохнуть. Имей в виду в следующий раз!
И Маркин двинулся вперёд, а я, мельком взглянув на Таню, заметила, как сильно она покраснела.
- Подожди, Ира! Скажи, тебе всё равно, что сейчас меня унизили? Ты весь поход на меня ноль внимания, с другими общаешься.
- А мы разве всё ещё подруги? - тихо спросила я, - как мне кажется, уже нет.
- Ты первая это сказала! - торжествующе произнесла Таня, - я такого не говорила.
- Не говорила. Но делала.
Неизвестно, до чего дошёл бы наш разговор, но привал закончился, и нужно было идти. Я побежала догонять девчонок, которые уже искали меня.
Через несколько дней в коридоре висела большая стенгазета-отчёт о нашем походе. Смешные надписи, интересные фотографии; всем очень понравился снимок, где мы, несколько девочек, стоим у озера на фоне восходящего солнца. Волосы у всех распущены, и внизу надпись «Наши русалки». Мишка, и правда, фотографирует всё лучше и лучше.
-Многие мальчишки не ходили встречать солнце, - смеялись девочки, - просто дрыхли в своих палатках.
- В следующий раз обязательно встретим солнце все вместе! - бодро заявил Венька Грабов, который тоже проспал, - очень хорошо в поход сходили, ведь правда?
***********************
*-неофициальный Гимн педагогов, полностью посмотреть и прослушать можно в интернете
**-стихи из пионерского лагеря 80-х
***-песни пионерских лагерей 80-х
(это отрывок из повести "Пожалуйста, прости..."
Начало здесь
http://proza.ru/2021/11/29/1681)
2025 год
Свидетельство о публикации №225011400333
Ольга Сангалова 31.01.2025 18:36 Заявить о нарушении
С признательностью
Мирослава Завьялова 04.02.2025 06:43 Заявить о нарушении