Страсть и муза. полный текст с дополнениями

СТРАСТЬ И МУЗА.

© В.В.Луговский

Женщина хотя и не поэт сама, но Муза.
Иван Ефремов

Фото и графики в Telegram: t.me/wlugovsky


     Муза в древнегреческой мифологии – одна из девяти богинь, покровительниц наук и искусств. Благосклонная муза помогает людям творить шедевры. В Новое время музами называют женщин – подруг писателей и художников, которые вдохновляют их на творчество своими личными качествами: красотой, харизмой, эротичностью. Следует, пожалуй, уточнить, что творческое состояние создаётся самим художником в себе, как канал в иное измерение, но необходим катализатор, которым и является женщина. Поэтому муза – это порождение творческого человека, а возникает она часто вопреки личности женщины, которая не вполне понимает или даже не любит творца, заставляет его страдать, переживать и ненавидеть, в то  время как  душа мужчины не перестаёт любить и верить… в созданную им музу. В итоге этих страстных отношений рождаются шедевры в живописи и литературе. Часто женщина становится для гения женой-помощницей (см. «Дао биоритмов»), но не всегда остаётся музой в лучшем смысле, впрочем, заставляя художника в творчестве искать выход к счастью. Известный пример – Софья Андреевна Толстая. Счастливый человек романов не пишет (А.Фефелов).
     Страсть возникает при полярной несовместимости по эмоциональным биоритмам (притяжение-разрядка-отталкивание), а понимание стиля  возможно при творческой совместимости. И то и другое способствует творчеству, так как представляют в известной степени крайности в поведении (чтобы писать, надо страдать, или стать Мастером хотя бы для одной женщины). Полярность и/или полная творческая совместимость  влияют на долговременность пребывания конкретной музы на небосклоне художника. Признанию его  гениальности способствует высшая интеллектуальная совместимость с музой, причём понимание творчества с её стороны не является строго обязательным. Так что в отношениях художника с музой может быть много оттенков – то ли ненависть, то ли любовь, то ли страсть. Однако есть один нюанс…. Мужчина любит глазами, а женщина ушами. Это значит, что красивая и эротичная женщина может быть для художника музой, в то время как сама женщина считает себя музой, если мужчина талантлив, гениален. При этом его творчество признаётся и высоко оценивается  самой женщиной, если  мужчина в её восприятии  – Мастер (совместимость по творческому каналу). В этом смысл и оправдание жизни женщины-музы. Вспомним, например, Елену Булгакову или Веру Набокову.
     Итак: Альма Малер, Габриэла Мюнтер, Нора Барнакл.
    Альма Мария Шиндлер родилась 31 августа 1879 года в Вене в семье известного художника. Альма хорошо разбиралась в музыке и сама была склонна к музыкальному творчеству. Она сочинила десятки песен для голоса и фортепиано и другие произведения. С юности её притягивал творческий талант мужчины, а совсем не внешность, не деньги и власть, как принято в обществе. Альме был нужен гений, чтобы стать для него единственной музой, вдохновляющей творца на выдающиеся произведения. Уже в 17 лет на  неё обратил внимание художник Густав Климт и получил поцелуй, а в 20 лет она влюбилась в композитора Александра Цемлинского, у которого брала уроки музыки. В дальнейшем родные запретили Альме продолжать встречи с Александром. Мужчина принадлежал к более низкому социальному кругу и имел заурядную внешность. Зато имел высокую творческую совместимость с ученицей (также физическую и физиологическую) – возникли эротические отношения: "Я жажду прикосновения его рук, его поцелуя, меня влечёт его высокий дух - милый Алекс!"  Александр признал, что у Альмы есть талант, что, безусловно, её пленило.
     В 1901 году  Альма (22 года), находясь ещё в отношениях с Цемлинским, знакомится с  Густавом Малером (41 год),  композитором и прославленным дирижером Венской оперы. Альма не любила (и не полюбила никогда) его музыку, но считала Малера гениальным дирижёром. Строки из дневника Альмы на начальном этапе знакомства с Малером (Алекс-Цемлинский)….  «Я стою перед ужасной дилеммой. Повторяю слова: ‘мой любимый‘, а затем следует ‘Алекс‘. В состоянии ли я любить Малера как он того заслуживает и способна ли? Пойму ли я его искусство, а он – мое? С Алексом понимание взаимно. Он любит каждую мою ноту» (творческая совместимость-В.Л.). Несмотря на нелюбовь к симфониям композитора женщина быстро выходит за него замуж. Почему?  Из картины совместимости (рис.1) мы видим их интеллектуальную и сердечную совместимость, что является достаточным условием для создания успешной семьи (см. «Формула любви»), чего, кстати, не наблюдалось в паре с Цемлинским. Имеется также высокая совместимость по высшему интеллектуальному биоритму – общность идеалов(4). Однако миной замедленного действия в этом конкретном браке оказалась творческая несовместимость(3). «Его искусство меня не трогает, абсолютно не трогает. Попросту говоря, я не верю в него как композитора. И я собираюсь связать свою жизнь с этим человеком. Я чувствую себя ближе к нему на расстоянии (признак сердечной совместимости  - В.Л.), чем рядом». Удивительно, что в день 27 ноября 1901 г., когда Малер принял решение жениться, творческие биоритмы этой пары пересекались. 9 марта 1902 года в день венчания пересекались высшие эмоциональные биоритмы, что ясно доказывает – гениев ведёт судьба. Пересечение несовместимых биоритмов часто встречается, когда судьба сводит партнёров – подобные случаи описаны в моей книге.
     Затем рождаются две девочки. Отношение мужа к музыкальному творчеству Альмы было весьма снисходительным, как и к её литературным предпочтениям. Малер потребовал, чтобы жена бросила сочинять  музыку и занялась детьми и домом. В то же время Густав Малер высоко ценил жену за красоту и молодость (он был старше на 20 лет). В 1907 г. умирает их дочь от дифтерии, а у самого композитора диагностируют порок сердца. Из-за  газетной критики он оставляет должность директора, и семья уезжает из Вены в Америку. В последующие годы наступает кризис отношений супругов.  Потеря ребёнка для женщины – это удар по её биологическому инстинкту выживания потомства, подсознательно виноват мужчина, который должен обеспечить выживание. Тем более, Малер летом 1904 года, безоблачным и счастливым, добавил к шестой симфонии ещё две «Песни об умёрших детях», которые  вызвала слёзы у обоих. Их дети тогда были веселы и здоровы.
     Композитор тратит энергию не на любовь, а на творчество – и то и другое питаются из одного источника. Маляр чувствует себя триумфатором после успешных концертов, отдавшись своему творческому эгоизму выдающегося композитора и дирижера. Вероятно, он догадывался, что жена остро нуждается в его любви и внимании, но полностью погрузился в работу над финалом «Песни о земле» и Девятой симфонией. Малер  был озабочен ходом сочинения, а не душевным состоянием жены. Альме не хватало интимности в отношениях с мужем.  Для женщины, как Альма,  любовь более определяется творческой совместимостью, чем сердечной. За годы совместной жизни выросла  эмоциональная неудовлетворённость   подавлением со стороны мужа её творческих способностей. Поскольку у супругов отсутствовала творческая совместимость (рис.1)*, Альма не смогла разделить творческий интерес Густава, не смогла соединить внутри себя музу и жену-помощницу, отказаться добровольно от своих творческих амбиций, не смогла пожертвовать ради Мастера, сознавая своё предназначения в этом. Вот как говорил жене Малер: «Как ты себе это представляешь, два композитора в доме! Смотри на мою музыку как на свою... У тебя отныне должно быть только одно призвание – делать меня счастливым!». Да, уж если не творить самой, тогда чувствовать, понимать, помогать, любить творчество Мастера.  Не сочинять свою музыку, а быть секретарем, служанкой, счетоводом  мужа-композитора. Но симфонии Маляра ей не нравились, она начала их ненавидеть…. Учитывая, что по эмоциональному биоритму имелся резонансный сдвиг, эмоциональные бури случались, что, конечно, напрягало Маляра. Каждый мужчина, кто сталкивался с эмоциональным резонансом, знает про вредоносность женских эмоциональных ударов.

 
Рис.1. Совместимость Альмы и Густава Малер. 1-интелектуальный,2-сердечный,  3-творческий, 4-высший интеллектуальный.

      Любовь – лекарство от всех болезней…. Альма находит для себя выход в новом мужчине и заводит бурный, страстный  роман с архитектором Вальтером Гропиусом, с которым познакомилась в 1910 году на курорте в Австрии. И попадается на полярность по эмоциональному и творческому биоритмам (вернее, это Гропиус попадается).  Маляр узнаёт о неверности жены…. Он просит жену не покидать его, меняет к ней отношение, консультируется у Фрейда. Сердечная и высшая интеллектуальная совместимости срабатывают - Альма остаётся с Густавом….   Она становится, наконец, хозяйкой семьи и королевой у своего мужа. Однако композитор тяжело заболел и скончался. На полях последней партитуры он написал: «Жить и умереть для тебя, моя Альма!». Пока Маляр угасал, Альма, в экстазе упивается  молодым Вальтером Гропиусом и думает, что соединится с ним после смерти мужа...
     Безусловно, Альма была музой для композитора Малера, а сердечная и высшая интеллектуальная совместимость укрепляла их союз, держала вместе. Такой совместимости у женщины не было с любовником Гропиусом, кроме того, между ними была полярная несовместимость по эмоциональному и творческому каналам. Это вызвало страсть и бурный роман, но и быстрое расставание, что характерно для полярности. После смерти Маляра любовники отдаляются. Но не забудем о коварности полярных связей: притяжение-страсть-расставание-притяжение. И всё же в итоге окончательный разрыв. Но это случиться  позже…
     После смерти мужа Альма переживает короткий роман с учёным Паулем Каммерером, затем возникают страстные отношения, самые дикие и сумасшедшие, с художником–экспрессионистом Оскаром Кокошкой. Эти отношения были похожи на бурю, выматывающую и беспощадную. Альма вспоминала: «Мы постоянно занимались любовью. Когда случались перерывы, Оскар рисовал меня». Заметная творческая совместимость способствовала совместному творческому процессу, Альма участвовала как любовница, муза, модель. Для укрепления отношений мужчины и женщины очень полезно совместное творческое занятие, приносящее совместный плод – любовь и творчество делали картины. Было то, чего не было с Маляром, а он сначала  надеялся: «Смотри на мою музыку как на свою».
    Полярная несовместимость  разрушала  союз Оскара и Альмы, убивала отношения. И убила….

 

Рис.2. Совместимость Оскара Кокошки и Альмы Маляр. Стрелкой указаны резонансные соотношения биоритмов.

     В картине совместимости любовников присутствуют пять резонансных соотношений биоритмов, в том числе два полярных –сердечный и высший эмоциональный. Напоминаю, полярность – это «американские горки», но очень страстные…. Совместимость по физическому биоритму высокая, что способствует сексу партнёров. Он ревновал ее ко всем мужчинам, даже к покойному Маляру, называл  женой, несмотря на то, что они не были женаты. Оскар сделал предложение, она сказала, что выйдет за него, если только художник создаст шедевр. Охлаждение между художником и Альмой совпало с началом Первой мировой войны. Оскар очень утомил подругу. Он требовал, чтобы они поженились, однако престижнее быть вдовой великого композитора Малера, чем женой безумного художника Кокошки.
      Отвергнутый Оскар Кокошка пишет за пару дней свою самую известную картину — «Невеста ветра» (Рис.3), изобразив себя и любовницу во время шторма. Вопреки всем мировым бурям вечная любовь связала двоих….



 

Рис. 3. Картина Оскара Кокошки «Невеста ветра»

     Когда началась Первая мировая война, Оскар Кокошка отправился на фронт. Выжил чудом - вернулся израненным (пулей в голову и проткнут штыком), психически нестабильным. В это время Альма  уже вышла замуж за Гроппиуса. Снова вспомним свойство полярных связей возвращать партнёра только на время. Во время брака с Гропиусом, когда он тоже был на войне, у Альмы возникает  роман с поэтом Францем Верфелем. Брак с Гропиусом продлился недолго, как пишет в своём дневнике Альма – не выдержала отношения на расстоянии.   Франц Верфель женился на Альме в 1929 году, он  стал её последним мужем. В 1938 Верфель из-за своих еврейских корней покинул  Европу вместе  с Альмой. Они обосновались в Калифорнии. Альма была с мужем до его смерти в 1945 году. Совместимость с Верфелем была крайне высокой – общая 72! Сердечная – 100%, высшая интеллектуальная – 100%, а творческая – те же 19%, как с Малером. Напомним, что с Гропиусом – 0!
     Только гений Оскара Кокошко признала Альма – в три раза больше творческая совместимость, чем с Малером и Верфелем, не говоря уже о ней с Гропиусом. Известно, что она любила и понимала только творчество Кокошки,  работы своих трех мужей Альма не любила, возможно, не понимала. Между тем,  творчество каждого из них  в своей области получило признание и широкую известность.
     Оскар Кокошка страдал….. От отчаяния он заказал куклу, похожую на возлюбленную Альму, наряжал  и водил с собой в оперу. Однажды в присутствии гостей отрубил ей голову. На другой день  явилась полиция….
    Альма Малер, вспоминая Кокошку, утверждала, что ничего стоящего художник после разрыва с ней не написал.  Как видно только в этом случае она чувствовала себя музой…..
     В середине 30-х Оскар Кокошка встретил будущую жену Олду Палковску, которая в тяжелые времена всячески поддерживала мужа, на ее руках он скончался, прожив длинную жизнь. Вальтеру Гропиусу недоброжелатели говорили, что ему повезло так быстро развестись с Альмой, называя её «чёрной вдовой». В его случае это действительно так, выдержать полярности по эмоциональному и творческому биоритмам мужчине долго невозможно – либо смерть, либо побег. К побегу, кстати, часто прибегают мужчины, чтобы выжить. А кто не убежал, никто не виноват…
     Альма Малер после смерти третьего мужа жила в Нью-Йорке и культивировала статус вдовы гениального композитора Густова Маляра, входившего в моду. Посещала званые вечера, посвящённые его памяти, репетиции Бернштейна и другие  замечательные собрания. Друзья её не забывали, бывшие мужчины, в частности Гропиус, заходили в гости – тянет почему-то (свойство полярности). Кокошка слал открытки, но встречаться с ним бывшая муза отказалась.
     Альма Малер-Верфель написала две автобиографии и 16 песен, умерла в 1964 году. Создано два фильма об этой ….выдающейся женщине: «Невеста ветра» и «Мастер и его муза».


 

Рис.4. Альма Малер.

     Вот такая история о музе, которая любила талант мужчины больше, чем самого мужчину, а мы попутно заметим – для того, чтобы счастливо жить и творить  творческому мужчине, надо жениться на «музе», с которой имеется интеллектуальная, сердечная и творческая совместимость (Набоковы). Как  минимум, сердечная и творческая (Щедрин-Плисецкая, Пастернак-Ивинская). И никаких резонансных сдвигов и полярностей! Иначе шедевры будут, а самого творца – это вряд ли. Правда, не в воле человека путь его…
Однако нас ждут ещё две истории….

     Габриэла Мюнтер родилась 19 февраля 1877 года в Берлине. Рисовать начала в детстве, занималась также фотографией. В 1902 году в Мюнхене Габриэла познакомилась с художником Василием Кандинским в художественной школе, где он  преподавал. Доверительное общение, сложившееся между ними, переросло в любовные отношения. Кандинский серьёзно относился к Мюнтер как к творческой личности – это подкупало молодую художницу. Ведь она была женщиной в стране с условностями и предубеждениями относительно слабого пола. Случился страстный и тайный роман. Кандинский - женат, ему было тридцать шесть, Габриэле – двадцать пять. Через год они обручились, несмотря на то, что Василий оставался в браке. Габриэла известила родственников о помолвке, называла Кандинского мужем. Для неё он был художественным богом, наставником и кумиром. Можно сказать, в то время  именно Василий был музой, а не Элла (так звал её Кандинский). Однако наставник сразу заметил: «Тебя ничему нельзя научить. У тебя все от природы. Единственное, что я могу для тебя сделать, это оберегать и пестовать твой дар, чтобы к нему не пристало ничего неверного». Но художнику Кандинскому самому нужна была муза - он, конечно, расцветал в  присутствии Эллы,  чувствовал  влюблённость, был нежным.
     Они вместе  много путешествуют в 1903-1908 годах, организуют выставки. Художники путешествовали  в Голландию,  в Швейцарию и Францию — но возвращались всегда каждый сам по себе.  После совместного путешествия следовала затяжная разлука, что сводило Эллу с ума.
     В Германии живут порознь – вместе нельзя. В 1906 году Габриэла сняла в Париже этаж жилого дома. Больше года они прожили  во Франции. Василий давно заметил, что его подруга в человеческом и творческом плане представляет полную противоположность ему: отсутствие амбиций и тщеславия, уверенность.  Габриэла была талантливым художником-графиком, придерживалась чёткой линии. Именно в Париже окончательно сформировался стиль художницы.
      В творчестве она шла собственным путём при всей  любви к Кандинскому, оказывая, тем не менее, влияние на творчество учителя. В отличии от Кандинского искусство Эллы никогда не станет полностью беспредметным. Габриэль Мюнтер  стала  художницей классического модернизма, сохраняя яркий индивидуальный стиль, а Кандинский прошел путь от экспрессионизма и расцвел как абстракционист.
      Когда он спрашивал её о впечатлениях от его картин, то узнавал, что не всё нравится. Это огорчало художника. Кандинский хотел, чтобы Элла была полностью на его волне, мечтал о растворении их границ, ревновал. Хотел, чтобы Элла сосредоточилась только на нём. Когда они расставались, писали письма. Кандинский тяжело переживал разлуки с Эллой, его также мучила совесть из-за оставленной жены, из-за Эллы, которую заставлял уезжать к брату, когда приезжала жена Анна. Он часто жаждал одиночества и погружался в творчество, но в отсутствии Эллы тосковал по ней. В её присутствии раздражался – не нравилось то и другое. Элла одна бродила по городу, чтобы не ссорится. Потом Кандинский уехал – Париж ему не нравился. Мюнтер осталась и получала письма, полные расстройств. От Эллы он ждал безусловного согласия со всеми его мыслями и переживаниями. Его письма  той поры полны упреков, мольбы и самобичевания.
     Кандинский то появлялся в жизни Эллы, то исчезал – жили то вместе, то отдельно, страдая от разлуки. Эти расставания-возвращения создавали нестабильность настоящего и будущего, которой очень не хватало Элле – в Германии того времени женщина не могла жить с мужчиной без оформления отношений.  В 1909 году влюблённые купили дом в Баварии и стали открыто жить вдвоём – у Кандинского расцвет творчества, у Габриэлы Мюнтер – неровно, период становления. Однако это был активный период творчества для обоих.
      Он обещал развестись и жениться, но многие годы ничего не менялось. В 1910 году во время визита в Россию Кандинский обрел  славу и успех. Его выставка  в Одессе стала сенсацией. Габриэла не узнавала депрессивного Кандинского — в его письмах был фонтан позитива. Она чувствовала, что уходит любовь у Василия, в то время как она продолжает его любить.
     Отношения тянулись, а любовь уходила. Элла скандалила, часто впадала в отчаяние – ни семьи, ни детей, а годы ушли…... Она была постоянно недовольна, что раздражало Кандинского. Вероятно, его подруга была очень эмоциональной женщиной, что привлекает в интимных отношениях, но в быту сильно напрягает и обесточивает мужчину. Новый 1911-й год пара встречала вместе. Летом они снова расстались — чтобы сбросить напряжение, отдохнуть от «отношений».
 Художник развелся… в 1911 году, но на Элле не женился. Когда началась война, Кандинский был вынужден вернуться в Россию. Переписка продолжалось на низком градусе. Он  предложил ей жить порознь совсем. Это возмутило Эллу, ведь Кандинский обещал жениться, ведь она посвятила ему свою жизнь. Он не понимал, зачем ей так  надо замуж, а о посвящении жизни он не просил.   
    Тринадцать лет дело шло к свадьбе, а кончилось разрывом отношений и женитьбой Кандинского в России на генеральской дочке, образованной, умной, интеллигентной. Она была моложе художника на двадцать семь лет (или даже больше).  О женитьбе бывший любовник Элле не сообщил, а она на некоторое время потеряла его и пыталась разыскать. В 1921 году художник  вышел на контакт с Мюнтер через…адвоката. Он требовал вернуть личные вещи и картины. Она вернула только часть. В тяжёлые времена, когда после расставания с Кандинским она забросила искусство на 10 лет - ей было не на что жить, она не продала его картины. Прятала их у себя в доме во время власти Гитлера, запретившей Кандинского. Габриэла рисковала, возможно, жизнью.
    В 1927-м  Габриэла познакомилась с теоретиком и философом Йоханнесом Айхнером, который посвятил её творчеству много статей и участвовал в организации выставок. Он стал надёжным деловым партнером и гражданским мужем.
     В 1957 году Мюнтер передала картины Кандинского и фотографии мюнхенской городской галерее. Умерла Габриэль Мюнтер в 1962 году, пережив  учителя и любовника, который так и не стал её мужем, на 18 лет.
     В отношениях Василия и Эллы ясно просматривается цикл притяжение-расставание, свойственный полярным связям, а также сердечная связь. Присутствуют  и эмоциональные удары. Как художник-мужчина Кандинский хотел музу, которая бы полностью была вовлечена в его творчество, но Габриэла Мюнтер в творчестве шла своей дорогой. Смотрим совместимость партнёров на рис. 5*.
 


Рис.5. Совместимость Василия Кандинского и Габриэлы Мюнтер.

    Мы наблюдаем четыре резонансных соотношения биоритмов. Физический биоритм  не буду комментировать – он касается секса. Эмоциональный биоритм связан со скандалами в паре (сдвиг в четверть волны). Творческий и высший эмоциональный биоритмы полярны. Отсюда разные характеры, разные пути в творчестве, отличия в стиле (творческий) и проблемы с дружбой в паре, ненависть после расставания (высший эмоциональный). При заметной сердечной совместимости (55-64%, любовь) и высшей интеллектуальной совместимости (61-64%, общие идеалы) два полярных биоритма «организуют»  американские горки в отношениях. Вместе – напряг, отдельно страдания. И тенденция к разрыву….Отвлекаясь от данной истории, можно добавить, что в этой тенденции главную роль для людей с творческим воображением играет полярность по творческому биоритму. Например, Наталья Варбанец и Лев Гумилёв расстались при отличной совместимости по пяти биоритмам, но имея нулевую совместимость по творческому каналу. У Владимира Набокова и Ирины Гуаданини (см. «Дао биоритмов») была практически такая же высокая совместимость как с женой, но…. её абсолютно не было по творческому каналу. Набоков не ушёл от своей Веры. Полностью аналогичная ситуация произошла в  отношениях Светланы Немоляевой и Эдуарда Марцинкевича.
    Вернёмся к нашей истории.  В начале отношений полярность по творческому биоритму вызывает притяжение гения к пустому месту (ну, почти пустому). Так выражалась Цветаева относительно отношений Пушкина с женой. Ситуация здесь похожа по совместимости. В дальнейшем сердечный и высший интеллектуальный биоритмы объединяют, полярные притягивают, но они же, вызывая напряжение, отрывают любовников и творческих личностей друг от друга. Габриэла пишет: «Мне одиноко без тебя, и я беспокоюсь о тебе. Но знай, с тобой мне также одиноко». При полярной несовместимости комфорта нет – ни вместе, ни отдельно. Если бы вместо полярности у пары была высокая совместимость по творческому и высшему эмоциональному биоритмам, то это способствовало бы объединению личностей,  возникновению так называемого «третьего человека», который состоялся из двух личностей. В таком случае творческий процесс, высокие переживания и жизнь были бы однозначно общими, что рождает совместные плоды – детей и шедевры искусства. Это позволяет на время или на долгое время преодолеть резонансные сдвиги биоритмов. Например, так происходило у Набоковых и Булгаковых. В случае полярности творческих биоритмов каждый в жизни поворачивает на свою дорогу и создаёт свой плод, влияя друг на друга при его создании. Кандинского, похоже, раздражала не только эмоциональность и даже агрессивность Эллы, но и рост её популярности, как художника, её персональные выставки.  Заметим теперь, что каждый из бывших любовников впоследствии нашёл себе партнёра, который участвовал в создании творческого продукта (плода) художника и не имел (или почти не имел) собственных творческих амбиций.
     Художник-мужчина хочет быть единственным любимым и уважаемым Мастером в жизни женщины – никак иначе. Женщина способна пожертвовать своим даром ради любимого творческого мужчины, но такие сильные факторы как полярная несовместимость, не позволяют ей сделать даже это. И она вынуждена продолжать служить своему дару, который вырос в большой талант. При благоприятной совместимости с мужчиной женщина становится женой-помощницей, феномен которой описан в книге «Дао биоритмов». Отмечу, что жена-помощница часто сама имеет определённый талант в зоне творческого интереса мужа, но реализуется через мужчину. Вспомним ещё раз Елену Булгакову, совместимую с Михаилом по творческому (стиль) и высшему интеллектуальному биоритмам (идеалы), которая заявила относительно ухода к нему от мужа:  «Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее...».
    Как это бывает в жизни гениев, каждая женщина появляется в нужное время (опять вспомним Булгакова, например). Первой женой Кандинского стала его двоюродная сестра Анна Чемякина.  Жена - на 6 лет старше Василия и, вероятно,  была для него скорее другом, чем женой: уже во время свадебного путешествия Кандинский в письмах рассуждал о невозможности «достичь на земле такого счастья, о котором когда-то мечталось…».  Многими чертами и характером Анна напоминала Василию его мать:  облик, манера держаться, забота, опека и самопожертвование. До некоторого времени их брак был очень устойчивым.
  Габриэла, много моложе Василия, талантливая художница, становится  его музой и любовницей, а также  творческим партнёром. Вместе они  путешествуют, организуют выставки и разрабатывают новую эстетику, вдохновляя друг друга на смелые эксперименты. Их любовь и сотрудничество стали катализатором для рождения абстракционизма, направления, которое оказало влияние на искусство и его историю. Однако женатый Кандинский не обеспечивает стабильность Габриэле Мюнтер, как немецкой женщине, обусловленной обществом и её устремлениями. Постоянные расставания – возвращения, неопределённость настоящего и будущего создают высокое напряжение, и, в конце концов, дело идёт к разрыву.
      Третьей спутницей жизни художника стала Нина Андреевская: в 1917 году зимой в России Василий Кандинский влюбился в  голос Нины, услышанный по телефону. В тот же день художник написал акварель, которую так и назвал – «Незнакомому голосу» (Рис.6).  Творческий биоритм связан с функционированием горлового центра – вероятно, художник нашёл жену с творческой совместимостью. В Нине соединилась  гостеприимная домовитость Ани и восхищенно-внимательная любовь к искусству, которая так привлекала его в Габриеле Мюнтер. Жена принимает активное участие в работе мужа, занимается подстекольной живописью по мотивам рисунков Кандинского. Она создала стекла "Прогулка" и "Спящая", а также "Сцена с фаэтоном". И это был совместный плод……


 

Рис.6. Василий Кандинский. «Незнакомому голосу», 1916.

     Создан фильм о любви Василия Кандинского и Габриэлы Мюнтер: «Кандинский и его муза». Этот фильм показывает историю страсти, творчества и жертв ради искусства. Через призму отношений художников и любовников  в фильме показано, как личная драма и вдохновение могут привести к созданию великих произведений. Прекрасные виды природы Баварии.....

 

Рис.7. Габриэла Мюнтер.


     Нора Барнакл родилась в многодетной семье 21 марта 1884 года в местечке Конемара графства Голлуэй (Ирландия) согласно свидетельству о рождении. Также в некоторых источниках указываются возможные даты рождения между 21 и 24 марта. Поскольку человек умирает в критические дни физического и/или физиологического биоритмов, то, как показали графики  к моменту смерти Норы, она родилась действительно 21-го марта. Точность определения даты рождения влияет на результат расчёта совместимости с партнёром.
      Отец девушки был человеком безграмотным, работал  булочником, мать -швеёй, сама Нора в двенадцать лет окончила школу и начала работать привратницей и прачкой. Она  очень рано стала пользоваться вниманием мужчин и до встречи с писателем Джеймсом Джойсом якобы уже имела несколько романов. Неясно насколько серьёзными были эти отношения. В 1903 году Нора ушла из дома из-за конфликта с дядей, который к тому времени был главой семьи (родители развелись), и отправилась в Дублин, где нашла работу горничной в отеле «Гостиница Финна».
     В свободные вечера Нора прогуливалась по улицам Дублина. Она  привлекала к себе мужское внимание: высокая, стройная, рыжеволосая, с пухлыми губами, с низким,  бархатным голосом.  Девушка умела элегантно одеваться, что передалось от матери-портнихи, носила туго затянутый корсет.
     10 июня 1904 года на улице Нору заметил  22-летний писатель. Джеймс Джойс был без очков, поэтому рассмотрел только фигуру с гордой осанкой и ореол медных волос. Он заговорил с Норой и назначил встречу, она согласилась. Она сразу почувствовала что-то особенное  в голубоглазом юноше, а писатель, узнав имя девушки, счёл знакомство знаком судьбы. Нора – имя героини пьесы его кумира- драматурга Ибсена. Случилось так, что первая романтическая встреча произошла 16 июня. Этот день запомнился  Джеймсу как день первого свидания и  их первой близости. Впервые он встретил девушку,  не требовавшую никакой платы за любовь. За год до этой судьбоносной встречи Джеймс  потерял мать и ушел из дома, который стал разрушаться. Нора сразу полюбила Джойса и в его  воображении  стала матерью, любовницей, музой и осуществлением всех потаённых желаний.
     16 июня пересекаются четыре биоритма: физический, физиологический и два полярных – интеллектуальный и сердечный (рис.8*). С подобным эффектом мы уже сталкивались в истории Альмы Маляр (другие примеры в «Дао биоритмов»). 

 
Рис.8. Совместимость Джеймса Джойса и Норы Барнакл. Звездочки-пересечения, стрелки- резонансные соотношения .

     В дальнейшем писатель увековечит свою любовь, написав большой роман «Улисс», все семьсот страниц которого описывают один день его жизни - 16 июня 1904 года.
     Их отношения всегда были бурными (четыре резонанса, из них два полярных). Но ведущим каналом отношений стал творческий канал, на котором была очень высокая совместимость между Джеймсом и Норой. «Разбудил» творческий центр у Норы конечно писатель: «Я хочу знать кто ты, напишешь мне? Я хочу знать твои сокровенные мысли». Их отношения будут в некоторой степени похожи на отношения Оскара Кокошки и Альмы Маляр – творческая совместимость, полярность сердечных ритмов и резонанс по эмоциональным ритмам – этот бич для мужчин, который встречается в каждой паре, описанной в данной статье. Да и в моей книге полно примеров на эту тему.
      Страстная физическая любовь тоже будет сопровождаться писанием портретов Норы, но не на холсте, а на писчей бумаге в литературной форме. Творческая совместимость вносит в отношения сотворчество, понимание эстетики, создаваемого ими мира, и эротику. Казалось бы, какое сотворчество может быть – необразованная горничная и  писатель с университетским образованием. И, тем не менее…., чуть ниже узнаем подробнее. Нора была такой же любовницей, музой и моделью для писателя, как и Альма для художника.
     Джойс решает уехать из Ирландии в Европу, предлагает Норе  разделить с ним тяготы рискованной жизни в «изгнании», где он должен выполнить своё «предназначение». Предупредил, что не жениться на ней. Нора согласилась на эту авантюру, не сказав об отъезде никому, чтобы не отговаривали. Для неё это был второй побег. Первый - из Голлуэя в Дублин. Биографы будут писать в будущем, что женщине повезло встретить гения. Вряд ли она даже подозревала об этом – они, что называется, перебивались с хлеба на воду. Обустраивать быт была крайне сложно из-за низких заработков Джойса и постоянных переездов: Цюрих, Триест, Пула. К тому же рождались дети, осложняя и без того их непростую жизнь. Джойс заявлял - он собирается стать великим писателем; самое удивительное, что Нора поверила в него как мужчину. Однако  отзывалась о странном занятии мужа с  удивлением: «Не знаю, гений у меня муж или нет, но уж в одном я точно убеждена — такого, как он, больше нету на белом свете».  Считала, что лучше бы муж стал певцом ( он хорошо пел), а не писателем. Тем более, что  книги Джеймс писал такие сложные, что разобрать ничего нельзя. «Ну, чего, чего ты не пишешь разумные книжки, которые бы люди могли понять?».
     Они любили друг друга глубоко и страстно, об этом свидетельствует их романтическая  переписка. «Любимый, при каждом нашем расставании меня охватывает невыносимая печаль….».  Ведущим любовным каналом был творческий канал. Конечно отношения, обусловленные наличием резонансных соотношений биоритмов, особенно полярностями, были далеко не безоблачными – скандалы и расставания, свойственные этому, происходили постоянно. Однако вспомним, «чем хуже, тем лучше» для писателя. Нора давала Джойсу материал, была своего рода моделью. Писателю была нужна драма – она терпела. Часто Джеймс воображал свою Нору такой, какой ему  было надо для нового замысла. Нора поддерживала игру….
   Впоследствии Нору будут осуждать за необразованность, невежество, отсутствие интереса к творчеству мужа. Это было неправдой. Нора, не понимая сильного стремления мужа к писательству и иногда половину того, что он говорит  (низкая интеллектуальная и высшая интеллектуальная совместимости), поддерживала Джойса в бытовом плане, насколько ей это удавалось. Кроме того, читала его прозу, и высказывала мнение. Знала наизусть его стихотворения.
Иногда даже выступала в роли…. соавтора. Всегда  рассказывала Джойсу свои сновидения, который тот использовал их для своих книг. Совместимость по творческому каналу влияла на стиль его письма – писать без знаков препинания, что он заимствовал у жены.
 Разлуки с женой писатель переносил тяжело (полярность по интеллектуальному и сердечному каналам), в целом Джойс был доволен жизнью вдвоём. Несмотря на материальные проблемы и необходимость зарабатывать средства уроками он через некоторое время стал жить идеальной для себя жизнью. Утро после десяти часов, любимая жена рядом, приносит кофе с рогаликами в постель, игра на пианино. Затем обед, театр, встречи с друзьями и беседы о политике. В четыре  шоколад,  в восемь  ужин, который готовит Нора. Далее Caff; Miramar, чтение Figaro,  в полночь дома. Для заработков Джойс вынужден был уезжать, тогда без Норы рушился мир, созданный для его комфорта, для его занятий творчеством. Проблемы совместной жизни также составляли его пьянство, расточительность и болезненная ревность.
     Джеймс Джойс крайне болезненно переживал прошлые увлечения своей Норы. Требовал рассказать подробности. Обладая огромным писательским воображением, в  Норе он видел то благородную музу, то  непорочную мадонну, то  эpoтичecкую возлюбленную, то  «шлюxy с шальными глазами», исполняющую его низменные желания. Писатель…., «несчастный» мужчина, который пишет романы.
     Мотив предательства и измены жены всплывает на страницах его книг. Главный конфликт  романа «Улисс» — измена. Была ли она в реальности? Или это плод воображения писателя?  Якобы, отвергнутый Норой друг семьи, проговорился Джойсу о своих любовных похождениях с Норой. Терзаемый ревностью Джеймс написал жене  гневное письмо с обвинением в предательстве. Затем  Джеймс и Нора расстались. Но не надолго (отталкивание-притяжение полярности). Он писал в письме: «С тех пор, как ты уехала, я нахожусь в состоянии угрюмой злости. Все происходящее представляется мне диким и несправедливым». И так далее….Нора тоже страдала и отвечала на его письма, отвечала ему на каждое письмо — она тоже не находила себе места без Джеймса. В письмах вспоминали интимные подробности, откровенно описывая моменты – заводили друг друга.  Не только писатель Джойс  получал от этого удовольствие и материал для прозы, но и Нора получала… В письменной игре она даже превосходила его. Наконец они соединились, и жизнь пошла обычным путём. Вероятнее всего, Нора не изменяла мужу – эта мнимая измена является плодом болезненного воображения писателя, что, однако, нашло реальное воплощение  в романе «Улисс», наполненным переживаниями уязвленного «рогоносца». Чтобы писать романы нужно страдать, приносить жертвы своему призванию – их с Норой жизнь содержала проблемы: продолжающееся пьянство  Джойса,  ссоры, ревность, иногда раздуваемые и спровоцированные писателем её «измены» на грани шизофрении (см. фильм «Нора»). Далее он включал воображение – этого было достаточно для создания параллельного мира, достойного пера. И что с того, что он не совпадал с реальностью? Джойс был большой писатель, они с женой любили друг друга, а счастливый человек не пишет романов….
Переписка Джеймса и Норы сама по себе представляет эротическое произведение. Но не только это,  стиль писем Норы без сомнения сильно повлиял на стиль писателя (творческая совместимость). Письма опубликованы – кто хочет…. В 2004 году на аукционе Сотби было продано эротическое письмо Джойса к Норе за рекордную сумму 240,800 фунтов стерлингов.
   Письма Норы стали основой для описания Джойсом процессов женского разума в своих романах («Улисс», «Поминки по Финнегану»). Джойс трансформировал не только свою личную жизнь в литературу, но и прошлое жены. В долгих разговорах с Норой он узнавал о ее детстве, семье и  ее первом любовном опыте. Писатель заимствовал её слова, детали происходящих событий, затем включал их в свои книги. Постоянные ссоры, воссоединения случались не раз (полярность). Это также шло в топку творчества. Сотворчество происходило таким образом….
     Несмотря на все сложности жизни с Джойсом, эмоциональные и финансовые проблемы, Нора прочно «прильнула к твердыне его индивидуальности». Скорее всего, не понимая его умом, жена наделила писателя многим, что не принадлежало к интеллектуальной сфере (тот же творческий канал-эстетика, стиль, эротика). Поскольку совместимость по интеллектуальному и сердечному каналам отсутствовала, то писатель, для того чтобы жить с Норой, должен был задействовать более высокие каналы – творческий и высший эмоциональный (дружба, безусловная любовь). Т.е. подруга побуждала его к расширению эмоционального горизонта, что влияло на его творческий рост. Джеймс и Нора не мыслили жизнь друг без друга. Без Норы Барнакл писатель Джойс никогда не стал бы тем Джойсом, которого знает мир. 
     «Дублинцы» вышли в 1914 году, в 1922 году в Париже был опубликован «Улисс». Став знаменитым, Джойс сорил деньгами и предавался богемной жизни. Нора оставила писателя и с детьми вернулась в Ирландию. Вслед ей полетели письма с уверениями в любви, и она вернулась.
     Нора и Джеймс  поженились в 1931 году в Лондоне через 27 лет после знакомства по настоянию Джойса. Они хотели сохранить бракосочетание в секрете, но после него – пресса тут как тут. Скандал и обсуждение запрета публикации «Улисса» в Америке сделал его автора знаменитым. В 1934 году роман вышел  огромным тиражом  в США, а в 1936 году — в Великобритании.
     Писатель умер 13 января 1941 года в Цюрихе. Джеймс Джойс в значительной степени повлиял на мировую литературу и остаётся одним из самых широко читаемых прозаиков.

     Считается, чтобы быть женой гения, требуется способность отдавать, ничего не требуя взамен. Именно так Нора и поступала. Она пережила мужа на десять лет. Редко покидала свой дом в Цюрихе и часто проводила время за чтением писем Джеймса к своей «гордой голубоглазой королеве». Считается, что Норе было мало дела до его литературного творчества. Мол, она не прочитала ни одного его произведения (на самом деле это миф). Она любила Джойса-человека, следила за его здоровьем, заботилась о его покое, ухаживала после глазных операций. Однако, несмотря на противоречивые публикации фактов её отношений с писателем и его книгами, Нора была замечательной музой состоявшегося великого писателя двадцатого века.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшись, не требуй и венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Александр Пушкин


     Анализируя рассмотренные истории отношений можно сказать о исключительном значении творческой совместимости (в биоритмической модели) в степени  влиянии музы на творчество писателя. Именно она и определяет любовь с творческим мужчиной и даже способна удержать её в условиях разрушительного действия полярной несовместимости по другим каналам. Пример отношений Норы и Джеймса  Джойса это показал. Мы видим также, что явление музы, действие её на творческого мужчину представляет сложный и не совсем однозначный процесс, который может быть  изучен только в конкретном случае.
     И всё же… Следует повторить: творческая (стиль, эстетика, характер), сердечная (любовь в обычном понимании), высшая интеллектуальная (идеалы)  совместимости необходимы для творческого союза с музой, а полярная несовместимость и прочие резонансные соотношения (особенно эмоционального канала) разрушают отношения. Это мы наблюдали в предыдущей истории. Для закрепления нашего вывода приведём здесь ещё один, более современный  пример любви, счастья и верности, не вызывающий сомнения. Союз Александра Лазарева и Светланы Немоляевой продлился 51 год, до смерти артиста в 2011 году. Про эту звёздную пару можно было бы написать свою интересную историю, но приведём лишь оценку их совместимости, подтверждающую  нашу модель. Они были совместимы по творческому каналу (87%), как Нора и Джеймс, а также по интеллектуальному, сердечному, высшему интеллектуальному каналам. Ссорились часто, но сразу мирились (резонанс по эмоциональному каналу). В некотором смысле идеальный союз, в меру осложнённый эмоциями и ещё кое-чем, насколько это для человека возможно.
      В переводе на простой язык семья будет жить долго, если есть духовное и  душевное родство, а также совместное увлечение, приносящее плоды. Пожалуй, его следовало бы поставить на первое место.
     Впрочем, нас в любом случае  ожидает  любовь, страсть и… муза. Такая, как воображаемая нами Нора – источник неиссякаемого творческого вдохновения. Это просто вопрос времени…..

     В 2000 году в Ирландии по мотивам книги Бренды Мэддокс «Nora: a Biography of Nora Joyce» вышел фильм «Нора», который снял ирландский режиссер Пэт Мёрфи.


• Рисунки и фотографии: t.me/wlugovsky

     Некоторые использованные источники:

1. https://dzen.ru/a/Y1_pHmKGpAP3r1T9, https://dzen.ru/a/Y1_o4793ennw6i-j
2. Гончаренко Э.П., НОРА БАРНАКЛ: МУЗА И ПЕРСОНАЖ ДЖЕЙМСА ДЖОЙСА
.




 

Рис.9. Джеймс Джойс и Нора Барнакл (муза и жена, прототип Молли Блум, персонажа романа «Улисс»).

 
Рис.10. Первое книжное издание романа «Улисс» (Париж,1922 г.).

Фото взяты из свободного доступа.

Январь 2025 г.


Рецензии