Почти криминальная история Из Записок главного инж
В один из дней около девяти часов утра в офис теплоснабжающего предприятия вошли люди в камуфляжной форме, вооруженные автоматами. Началась выемка документов и изъятие жестких дисков компьютеров.
Центральная котельная предприятия относилась к так называемым тупиковым котельным. Это котельные, не имеющие собственных подъездных железнодорожных путей, и которые приспособлены лишь для принятия мазута. Мазут подвозился к ней автоцистернами в разогретом виде с ближайшей железнодорожной станции.
Удаленность котельной от железной дороги создавало не мало проблем с доставкой топлива. Проектом предусматривалось строительство на железнодорожной станции собственных емкостей для приемки и хранений мазута, но, как это нередко случалось в годы «перестройки», в последний момент урезали финансирование и денег на танки не осталось. Альтернативным решением стало заключение договоров на прием вязкого топлива и временное хранение его в емкостях других котельных, имеющих подъездные пути. По прибытии железнодорожных цистерн с мазутом на станцию, их перегоняли к одной из трех котельных, где мазут разогревали, сливали в приемную емкость с последующей перекачкой в расходные. Оттуда его загружали в автоцистерны и везли потребителю.
В лихие девяностые цена на мазут кратно поднялась, а собираемость денег с потребителей за услуги котельной резко ухудшилась. Как следствие, возникли проблемы с закупками мазута. К тому же поставщики топлива безоговорочно требовали предоплаты. Поэтому закупки мазута все чаще, особенно в перерывах между оптовыми поставками, производились малыми партиями и, как правило, у мелких торговцев. Каким образом к ним попадал мазут, покупателей особо не интересовало. Для котельщиков в отопительный период они были своего рода «палочками-выручалочками». Все расчеты выполнялись в строгом соответствии с установленными на тот момент бухгалтерскими правилами.
Сотрудники ОБЭП изъяли все, что считали нужным, и удалились. Они ничего не объясняли, но на предприятии понимали, что их визит не был случайным. На тот момент на хранении в одной из воинских частей находилось несколько десятков тонн закупленного мазута. Но перевезти его на котельную не удавалось: командование части заверяло, что помнит о договоре, но выполнить его в конкретное время не может, так как их собственная котельная находится «на голодном пайке», а госпоставки по линии Министерства обороны задерживаются. Случалось и так: утром по телефону обещали загрузить двадцать тонн в автоцистерну, а по прибытии машины под загрузку другой начальник давал отказ. И так повторялось из дня в день несколько раз. Складывались ситуации почти как в басне Крылова про лису и виноград: по документам мазут был и находится на хранении, а взять его не удается. Никакие доводы в разговоре с командирами воинской части не помогали. Ответ всегда был один и тот же: поступит фондовый мазут, тогда и отдадим ваш. В итоге на котельной создалась критическая ситуация: мазута оставалось на двое, в самом экономичном режиме на трое суток. И такое происходило периодически.
Однажды, видимо прослышав про трудности с мазутом, объявился коммерсант, предложивший топливо по обычной цене и в приемлемых количествах с той же железнодорожной станции. Естественно, за наличный расчет. За деньгами приезжал сам. В тот же день первую машину мазута привезли и слили в емкость котельной. Очередного кризиса удалось на время избежать. Когда же он повторялся, то уже знали, к кому обращаться за экстренной помощью. Казалось бы, ничем не примечательная операция по закупке не отличалась, на мазут представлялась вся необходимая документация. Интересным было другое: автоцистерны загружались там же и из той же емкости, в которой хранился наш полученный по железной дороге мазут. Но тогда на этом внимание не заостряли, мало ли что там в чужом хозяйстве происходит и чье топливо там хранится.
В один из дней главного инженера предприятия и начальника котельной вызвали в качестве свидетелей в военную прокуратуру. Следователей досконально интересовали все операции с мазутом, начиная с договоров поставки и заканчивая списанием сожженного топлива. Допрос продолжался целых восемь часов без перерыва и перекуров. Но свидетели могли сказать только то, что они могли знать. Что делалось минуя их, они знать просто не могли, хотя следователи задавали немало провокационных вопросов. Как выяснилось, расследовалось дело о хищении котельного топлива, закупленного на нужды воинской части и оплаченного из бюджета. А в ходе расследования вышли на мошенников, которые выработали хитрую схему получения денег буквально из воздуха. В этой афере участвовал и коммерсант, продававший мазут за наличный расчет. Суть механизма примитивно простой: воинская часть под разными предлогами задерживала отгрузку чужого мазута, создавая на теплогенерирующем предприятии критическую ситуацию. В это время появлялся «добрый» коммерсант – «палочка - выручалочка» - и предлагал свои услуги. С ним заключался договор купли – продажи и осуществлялась сделка. Никакого мазута на самом деле у коммерсанта никогда не было, а торговал он, по сговору с командованием части, мазутом предприятия, выдавая его за свой. Копии документов на топливо находились на котельной воинской части, изготовить дубликаты сертификатов не представляло сложности. То есть, начальник воинской части – хранителя чужого мазута – искусственно придерживал мазут, а коммерсант организовывал его сбыт за «живые» деньги. Таким образом, один и тот же мазут предприятие оплачивало дважды: сначала поставщику, а потом мошеннику.
Полковника и его зама осудили на реальные сроки, а коммерсант исчез из поля зрения. Позднее его сын по телефону ответил, что папа умер, а потом прошел слух, что застрелился… При Советской власти он в звании полковника милиции руководил борьбой с расхитителями социалистической собственности целого региона. Так завершилась эта криминальная история.
p.s. Разовые закупки мазута делались и у других поставщиков мазута, здесь рассказано об одном, едва не навлекшим беду на предприятие.
Свидетельство о публикации №225011400970