Демьян Бедный. Собрание сочинений. Том XIII
Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*
…………………………………………………………………
КРАСНАЯ НОВЬ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
КНИГА ВТОРАЯ
ФЕВРАЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Москва–Ленинград
1929
Тираж 15.000 экз.
Страниц всего: 231
Редакционная коллегия:
Вл. Васильевский
Вс. Иванов
С. Канатчиков
Ф. Раскольников
В. Фриче
Адрес редакции:
Москва, Ильинка, Старопанский пер., 4, тел. 5-63-12
224
А. ДИВИЛЬКОВСКИЙ
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
РЕЦЕНЗИИ
Демьян Бедный, Собрание сочинений, том XIII,
(с алфавитным указателем ко всем 13 томам),
ред., примеч. и заключ. статья. А. Ефремина,
Гиз, М. и Л. 1929, стр. 351,
Ц. 1р. 75 к., Тираж 10.000 экз.
В этом последнем, 13-м, томе собраны главным образом самые последние стихи, вплоть до мая 1928 г., но есть и раньше 1927 г., отдельные — даже от 1919 и 1916 гг. (глядя по содержанию).
Благодаря, может быть, этой особой близости к нашему моменту здесь бросается в глаза то именно характернейшее свойство поэта, что его «лирика», его «сатира» не только не является отражением чисто личных переживаний и даже не просто революционного самочувствия широких масс в каждый данный момент развития нашей революции.
Нет, поэт светит массам своим „факелом, ведет их за собой. Он именно «поэт-трибун», а не просто «певец», хотя бы и «гражданской скорби» или радости.
Возьмем хотя бы первое стихотворение — большой сатирический «трактат» «Всерьез и ненадолго или Советская женитьба» — по поводу проекта Наркомюста о браке, семье и опеке.
Здесь — при шуточной форме и «сочиненных» иллюстрациях, кое-где — вложено столько вдумчивости, глубокого знания фактов жизни масс и пр., что критика проекта получается весьма сильная и серьезная, как со стороны своего рода эксперта по вопросу.
Тем самым вопрос толкается к разрешению во вполне определенном смысле— против признания «фактического» брака равносильным юридическому.
И в то же время — не только изложено «ребенку понятно», но и (ежедневное чудо поэта!) речь, образ, чув-
225
ство, бьющие ключом из этой лирики, — все от самой же массы.
А выясняющаяся общая идея «потеря перспективы» в проекте, «крайне-левый жест» его составителей — идея подлинно-партийная, большевистская.
То есть, незаметно массовые читатели поднимаются па наибольшую высоту классового самосознания...
Вождь и сильнейший лирик за раз!
Я вовсе не хочу сказать, чтобы поэт был всегда равен самому себе, — нет, проскакивают и у него какие-то как бы «усталости», либо спешные недоделки, особенно в коротких стихотворениях, вроде экспромтов или импровизаций.
Пример хотя бы:
Висят на лестницах, пускают
«голубей»,
А голоножие — «пригоночка
к Парижу»!.. и т. д.
(«Советское искусство в московском камерном театре»).
Разумеется, кое-что здесь поясняется в обычной у Демьяна Бедного ремарке перед стихами — прозой. Но все же малость «беспонятно».
Есть и целые порядочных размеров вещи, как-то нарочито-неясно написанные: скажем, «Сахарная частушка», с нередкою какою-то неточностью слов, около цели попадающих.
Таково и большое стихотворение «Долой самодержавие», где самая тема — о нравах при самодержавии, об актрисах в частности — взята как-то лишь около задания, хотя могла бы конечно быть взятой и вполне «в точку».
Но это лишь редкие шероховатости.
Подавляющее большинство стихов XIII тома метки, сильны, ярки, «массовы» в лучшем смысле слова — и всегда энергично ведут массу ко все высшему революционному развитию, на конкретных примерах из неисчерпаемого богатства текущих событий вне и внутри Союза.
Есть же и настоящие перлы Демьяновой лирики, как по необычнайно-зорко выхваченному содержанию, так и по вдохновенно-напевному творчеству.
Как перл своего рода отметим: «Картонный кооператив», где картинка мужицкого разочарования и негодования по поводу картонной подмётки «ботов»
226
из кооператива «Пролетарская сила» передана с подлинным ясновидением, даже с тоном рассказа — будто слышишь жалобу из уст потерпевшей деревни.
Не говорю о «морали»: «Смычка тоже может оказаться картонной» (это опять — от настоящего трибуна).
Что касается выдающейся напевности, то надо прочитать две вещи: «Арбуз подносят» и особенно неподражаемо-восточную «Утерянный женский рай».
Первая — образец, чего можно достичь с Демьяновой формой «сказа», когда она сжата до предела и звучит за раз и всем «натуральным», неровным ритмом разговорной речи, и в нем журчащей, полускрытой гармонией народной песни.
А «восточная»— с ее удивительно-характерным, заунывным припевом «а-а-а-ай!»..., с ее богатой, как шитый ковер, восточной стилизацией — верх искусства, соединяющего первобытную легенду и вековой женский протест Востока с нашей революцией и освобождением трудящихся женщин всего мира.
Замечателен «Алфавитный указатель» на 17 страницах, как свидетельство 20-летнего труда, равного подвигу!
А. Дивильковский**
--------------------------
Для цитирования:
А. Дивильковский, Демьян Бедный. Собрание сочинений. Том XIII, Красная новь, Книга вторая, Февраль, М.–Л., 1929, Стр. 224–226.
Примечания
*Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.
**Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.
Свидетельство о публикации №225011400099