Рождественские праздники

Рождественские   праздники



Вообще-то,   праздники- дело  хорошее. Давным-давно  люди  поняли, что  наиболее  судьбоносные  события, надо  выделять  из  повседневной  монотонной  жизни, с  тем, чтобы  они, постоянно  напоминая  о  своей  значимости, освещали, воспитывали  и  мобилизовали. Ожидание  и участие  человека  в  любых  празднествах, очищало  и  внутренне  возвышало  его  над  серостью  будней    единообразием  бытия.   
Праздники  постепенно  оформились  в  три  основных причинно-обязательных  направления: религиозные, светские (государственные)  и  региональные – дни  городов, сел и  т.п.
Сегодня  у  нас  много  праздников, даже  очень  много и  мы  с  удовольствием  празднуем  весь  их  спектр  и  даже  более  того, что  вполне  объяснимо  для  переходного  периода. Да  дело  даже  не  в  количестве  праздников, а  в  наличии  объективных  причин-поводов  для  празднования. И  хотим  мы  того  или  нет, но  чем  больше  праздников -  тем  более  размывается  их «праздничное»  восприятие.
Раньше  праздников  было  меньше, но  даже  среди  них  были  наиболее  всенародно  любимые. Взрослые  и, особенно, дети, всегда  с  благоговением  относились  к  Рождественским  праздникам. Их  была  целая  череда = от  Нового  Года-до  Дня  крещения  Господня. 
Особое  место  в  этом  ряду  занимает  День  Рождества  Христова. В  прежние  времена официальный  день  начала  Нового  года, по  крайней  мере, у жителей  сел, особенной  популярностью  не  пользовался.  Да- отмечали, да  украшенные  елки  и  празднества были. Но  проходил  этот  праздник, как  и  все  светские, -«установленные»  праздники. Его  на  бытовом  уровне  не  ждали, просто  фиксировано  отмечали. А  вот  Рождественские  праздники  ждали. Повторяю -  ждали, особенно  дети.     Дети  в  эти  праздники  чувствовали  свое «право»  на  праздник  и  на  какие-то  привилегии, которые  будут  обязательно, при  любых  условиях.
Расскажу, как  мы  ждали, готовились  и  проводили  эти  праздники, каких-нибудь 70-80  лет назад. Но, прежде  хочу  обратить  внимание  нас, нынешних, на  то, что  такое  святое  дело, как  праздник, особенно  выдающийся, - надо  впитать, ощутить  разумом, душой  и  сердцем. Выходной  день- можно  установить, неосознанный  праздник- нельзя, не  получится.
В подавляющем  большинстве  сельских  семей, да  и  не  только  сельских, с  самого  раннего  возраста, в  души  и в сознание  вкладывались  идеи  гуманизма, терпеливого  и  доброго  отношения  друг  к  другу, уважительного  и  ответственного  отношения к  установленным  нормам  человеческого  общежития, включая  моральные  каноны  православия. Нас  с  детства  учили, что  можно, а  что  нельзя  делать  в  этом  мире, всегда  предупреждая, что  за  определенные  плохие  деяния -обязательно рано  или  поздно  наступит  возмездие  или  наказание, и, наоборот- все   хорошее -хорошим  и  вернется. Нас  не  пугали  наказанием  Божьим, а  просто  внушали, что  каждому  воздастся   по  делам  его. И, поверьте, по  жизни  почти  всегда  так  и  получалось.
Это  не  было  каким-то  семейным  диктатом, это -как  воздух  и  пища, как  естественная  необходимость. Десятками  веков, человечество  селективно  шлифовало  себя. И  то, что  мы  еще  живем  и  развиваемся, - положительный  тому  итог. Посмотрите, как  стремительно  идет  разрушение  основ  общества  сегодня. Почему?. Да  потому, что  вместо  гуманной  человеческой  морали, все  больше  и  больше, в  души  и  разум  людей  внедряются  идеи  насилия, национального  или  материального  неравенства, бесстыдства  и  бессовестности  -как  основ  современного  выживания.
Для  тех, кто  считает, что  у  него – вся  жизнь  праздник, никаких  праздников  не  надо. Они  им  не  нужны, у  них  никогда  не  будет  праздников  в  душе  и  они  их  не  ждут. А  мы -ждали.
Рождественские  праздники -это  особая  годовая  эпопея. То, что  я  расскажу  про  себя -было  раньше  почти  в  каждом  доме, где  имелись  дети, и  не  только  там. Возможно, это  сегодня  покажется  смешным  и  примитивным, но  это –таки  было, и  его  из  нашей  жизни  не  вычеркнешь. Тем  более, что  это  было так  несколько  сотен  лет! Хорошо  еще, что  мы  застали  те  добрые  времена.
Итак -Рождественские  праздники. Не  буду  приводить  какие-либо  каноны  и  правила, просто  расскажу, как  это  было. 6  января –сочельник(святой  вечер), 7  января- День  Рождества Христова. К  этим  двум  великим  добавлялся  праздник  Нового  года (старого). И  Рождественская  неделя  на  этом  завершалась.
Задолго  до  этих  праздников, за 4-5  недель, мы  с  бабушкой  Маней  начинали  готовиться. 6  января  разносили  так  называемую «вечерю». Дети  её  носили  после  обеда-до  сумерек- к  родственникам  и  близким  знакомым. Взрослые, особенно, женщины, до  вечера  всегда  были  дома, так  надо  было  принимать  приходящих «вечерников», а  вечером  взрослые  тоже  несли  вечерю, обычно- к  старшим –родителя, крестным, кумовьям, старшим  родственникам  и  т.д. Ездили  даже  в  другие  села, как  правило -на лошадях, с  санями, если  был  снег. Может  это  было  случайностью, но, сколько  я  помню, в  прежние  годы  день «сочельника» -всегда  был  красочным. Темно-синее  небо, снег  мягкими  хлопьями  валит, а  по  улицам  снуют  маленькие  челночки-вечерники, стараясь  успеть  посетить  всех, кого  намечено.
Для  меня, как    ребенка, все  это  было  не  так  просто. Ко  всем  ритуальным  сторонам  дела, добавлялись  чисто  технические  проблемы. Поэтому, мы  с  бабушкой, очень  тщательно  уточняли  перечень  родственников, к  кому  я  понесу  вечерю, а  также  намечали  самые оптимальные «маршруты»  моих  передвижений  по  селу  в  ограниченное  до  сумерек  время.
Расчет  делался  таким  образом, чтобы  обеспечить  наиболее  полный «охват»  родственников, чтобы  никого  не  обидеть. Я  должен  был  сделать  несколько «рейсов»  и  два-три  раза  зайти  домой для «разгрузки» подарков. Не  мог  же  я  носить  с  собой  все  то, чем  меня  одаривали.
Определялись  заранее, где  я  буду  ночевать, так  как  одна  бабушка  моя  жила  возле  Днестра, а  другая -на другом  конце  села -у  старой  аптеки. И, если  мне  идти  к  одной  из  них, то  у  второй – придется  ночевать, так  как  утром- в  школу. Выходных  раньше  на  Рождество – не  было.
 Что  такое  эта «вечеря», то  есть –что  я  тогда  нес  с  собой?. Тогда  пакетов  сегодняшних  не  было, просто в  платок  завязывалась  тарелка  с «кутьей» (сладкая  варенная  проросшая  пшеница), пара  пирожков, пара  орехов  грецких, яблоко, пара  конфет. Это  стандартная (хорошая)  вечеря  тех  лет.
Стучишь  в  дверь, просишь  разрешения  войти. Зашел, снял  шапку  и  говоришь: «Добрый  вечер! В  святой  вечер, мама  и папа  прислали  до  вас  вечерю». После  этого  тебя  посадят  за  стол  на  пару  минут (Время  дорого»). Обычно  предложат  кутью  и  какую-то  еду. Пока кушаешь-  хозяйка  меняет  вечерю, что-то  из  тобой  принесенного  оставляет  себе, что-то  добавляет   (гораздо  больше) –своего, и (не  всегда)  даст  немного  денег. Вот  и  все. Благодаришь – и  прощаешься. Впереди  еще  много  таких  посещений, надо  спешить.
Понятно, что  здесь  немаловажную  роль  играла  и  материальная  сторона  дела-подарки  и  т.п. Но, гораздо  важнее  здесь  присутствовала  ритуальная  часть  действия, момент  встреч  и  общения. Это  никакими  словами  не  передашь  и  подарками  не  закроешь.
Вечером, независимо  от  того, шли  куда-то  родители «вечерять»  или  нет, ночевали   дома  или  в  гостях,  подводились   «итоги»  моих походов.
Вечерю  я  носил  где-то  лет  до  10-11. Дальше  уже  ходить «вечерять» нам, пацанам,   было  не  принято.  Мы  переходили  в  более  солидную  возрастную    категорию, и  уже  после  полуночи (под Рождество) ходили «христославить».
Заранее организовывались  в  небольшие группы, обычно  по  три  человека, готовились, репетировали, определяли  маршруты. Как  правило -ходили  по  соседним  улицам, по  своей  было  неудобно, а   у  нас  ходили  ребята  с  других  улиц. В  эту  ночь  двери  во  всех  домах, образно  говоря, -не  закрывались. Можно  было  попроситься  «христославить»  в  любой  дом, не  вызывая  чьих-то  обид  и  недовольств.
Стандартная  ситуация. Стучим, открывается  дверь, спрашиваем: «Дозвольте  христославить?». Затем  входим  в  комнату,  и  в  сторону  иконы, или  того  места, где  обычно  находится  икона, начинаем  петь: «Рождество  твое, Христе  Боже  на-аш…» Дальше шло  хозяйское  благодарение, небольшое, кто  чем  богат, тем  и  рад  отблагодарить. В  ход  шло  все-яблоки, пироги, орехи, конфеты, тетради, карандаши, монеты, а  где –то  и  рубли, в  зависимости  от  того, какой  был  хозяин.
Помню, пару  лет  мы  ходили «троицей» -я  и  два  Николая,- Куличенко  и  Димитренко. Им  сегодня  за  восемьдесят, а  тогда  было  лет  по  12-13. На  нынешней  улице  Поярко, в  Слободзее,  стучали-стучали  в  один  дом, сами  расстроились  и, видимо, хозяина  расстроили. Темно  на  улице, выскакивает  какой-то  подполковник, в  одной  руке  пистолет, в  другой- фонарик (оказалось - это  был  командир  нашей  войсковой  части, квартиру  там  снимал), сонный. Он  не  поймет  в  чем  дело, да  и  война  только   лет  пять,  как  закончилась. Мы  уже  забыли - зачем  пришли  под  лучом  фонаря  и  дулом  пистолета. Хорошо, Колька  Димитренко  был  невозмутимый  в  любой  ситуации, спрашивает: «Дозвольте  христославить?» «Что-что? –не  понял  приезжий  военный. А  мы, с  ходу  запели, прямо  на улице. Он  с  вечера, наверное, устал, сел  на  крыльцо, внимательно  выслушал  наше  пение, заставил  спеть  еще  раз  и  спросил: «А  что, вам  дают  что-то?» Колька  снова  произнес: «А что  Бог  послал!». Военный  зашел  в  дом  и  вынес  нам  по  5  рублей. Каждому!  И  это  «новых»  денег (после 1947  года! . Естественно, этот  случай  вошел  в  историю  и  стал  достоянием  не  только  нашей «вокальной»  группы. Жаль  только, что, когда  мы  на  следующий  год  снова  постучали  в  этот  же  дом, этот  военный  там  уже  не  жил.
«Христославили»  до  утра, это  действие  плавно  переходило  в  обряд  колядования. Мы  «отрабатывали»  ночь  и  шли  по  домам, собираясь  в  школу, а  малыши, отдохнувшие  после  вчерашней  вечери, начинали  «колядовать». Дошкольники  шли  с  утра, школьники- после  обеда.
Подарки  и  здесь  были  небольшими, но  весь  этот  суточный  процесс, проходил  как-то  ритуально возвышенно, как  одно  цельное  действо  и  очень  памятное, потому, что  во  всем  этом  участвовало  практически  все  село. Действительно  чувствовался  Праздник  Рождества  Христова, и  этим  он  и  остался  во  всех  нас, людях  того  времени. А  сколько «чудесных» историй  случалось  в  эту  ночь!  Можно  рассказывать  об  этом  бесконечно.
Завершало  Рождественскую  неделю  празднование  «Старого  Нового  года». С  полуночи-  шли   «посевать»  Также  ходили  по  дворам, поздравляли  с  наступившим  новым  годом, желали  здоровья  и  Добра.  Опять  же  шло  возрастное  деление – старшие –«посевали», а  малыши, уже  14  января  с  утра- «щедровали».
Все  это  вновь  сопровождалось  пением  специальных  ритуальных  песен  и  подарками.
Радость, открытость, добродушие, семейное  и  вне семейное,  простое  человеческое  общение, взаимность, юмор, масса  комических  случаев, любовь  к  ближнему, вера  в  себя, в  людей, и  в  Рождество  Христово, – все  это  и  определяло  Рождественские  Праздники. Приобщение  к  возвышенному, доброму  и  прекрасному,  наполняло  и  заряжало  нас  чем-то  хорошим- как  наши  маленькие  сердца, так  и  измученные  войнами  и  их  последствиями, сердца, души  и  тела  взрослых. Вот  это  и  есть  Праздник, не  навязываемый, а  исходящий  из  самой  жизни, из  нас  самих.
Давайте  собирать  эти  дорогие  для  нас «камни», хватит  свое  доброе, веками  наработанное  разбрасывать. Нас  сегодня  расслаивают, «разделывают»  или  по  живому  разрезают.
Цель  чужих и чуждых,  понятна -вытравить  из  памяти  все  наше, веками  проверенное. То, о  чем  я  напомнил- вроде  бы  мелочь, но  мы  ведь  и  живем  такими  «мелочами», а  не  одним  космосом  или  макро проблемами. Не  теряйте, люди  эти  мелочи! Потеряв  их  одну  за  другой- можно  потерять  себя  целиком!.


Рецензии