Дедушка и его сад
Когда все уселись за главное блюдо, для чтения молитвы пригласили с улицы босоногого мальчишку, игравшего в асыки с другими детьми. Семилетний мальчуган уверенно уселся на краю дастархана и зычным голосом запел суры из Корана. Закончив молитву, он тут же вскочил и вернулся к игре.
Удивленные гости спросили у старейшего: — Ахмет ага, почему не вы, а какой-то мальчик читал молитву? — О, дорогие братья! Это наш сын Жандарбек. С четырёх лет он знает Коран наизусть. Мы верим, что слова, исходящие от чистого сердца ребёнка, скорее достигнут Всевышнего.
На прощание старший из гостей произнёс: — Вы живёте в благословенном краю, вы образованы и процветаете. Мы же просим вашей помощи: отправьте к нам несколько семей с такими детьми, чтобы они помогли нам развивать культуру и образование. Нам этого сильно не хватает. Мы предоставим землю, скот и создадим условия.
Родственники были ошеломлены. Помочь обрести знания и веру — это священный долг, но переселение из обжитых мест в неизвестность казалось пугающим. — Мы подумаем, — сказал Ахмет, обернувшись к своим братьям Тусею и Кенжебеку.
Дорога в новый дом
Прошло несколько лет, и после некоторых согласований решение было принято. В путь отправились четыре семьи, более сорока человек. Они везли свой скарб в телегах, преодолевая версту за верстой, село за селом, через горы и реки. Дорога была нелёгкой, но в каждом селении путников встречали с радушием. Хозяева устраивали игры и соревнования, проверяя акынов и батыров гостей.
Для Жандарбека, уже пятнадцатилетнего юноши, этот путь стал настоящим испытанием. Уже подростком, он помогал взрослым разбирать и собирать лагерь, участвовал в соревнованиях. Его победы в айтысах, умение вести дискуссии и знание Корана вызывали уважение у встреченных людей. Эти путешествия сформировали его характер, научили стойкости и уважению к традициям.
Если Жандарбек, не имел равных в айтысах, то его брат Байгобек — лучший жокей, а другой брат Калдаман был непобедим в борьбе и силовых турнирах. Родители были довольны и счастливы, что их дети достойно представляли род. К моменту прибытия на новое место у переселенцев уже была целая отара баранов, табун лошадей и стадо коров — всё выиграно в честных состязаниях.
Наконец добрались и до места, ныне это Жуалинский район село Кызтоган, где протекает горная река Кошкарата. Район окружен горами Каратау и Боралдайтау, низовья хребта Тянь-Шань, погода соответственно в отличии от Туркестанской более суровая. С ноября до конца марта в горах лежит снег, тогда как на старом месте снег это редкое явление. Зато это явление породило множество горных родников и зеленый покров до самой зимы.
Семьи начали обустраиваться. Под руководством старших Жандарбек и его братья провели ирригационные работы, прокопали арыки, заложили поля и огороды, сразу за аулом, а вдоль арыков посадили тополя. Они построили мечеть, как говорится, без единого гвоздя, которая до сих пор стоит в горах, и открыли медресе, где Жандарбек позже обучал детей и взрослых грамоте.
Местные родичи с удивлением наблюдали за происходящими работами, они не ожидали, что их земля может быть пригодна для сельскохозяйственных нужд. Кроме разведения скота здесь не знали других видов деятельности.
Сад Жандарбека
Весной Жандарбек отправился в Ташкент за саженцами. Вернувшись, он заложил большой сад — абрикосы, яблони, вишни. Сад стал его особенной гордостью. Каждый саженец был посажен с молитвой, каждое дерево оберегалось. Через несколько лет деревья зацвели, и сад начал приносить плоды.
Этот сад был не просто источником пищи — он стал символом нового начала. Весной он утопал в бело-розовом облаке цветущих деревьев, а осенью радовал обильным урожаем. Здесь воздух наполнялся медовым ароматом, а отовсюду слышалось жужжание пчел — словно сама природа подсказывала людям, что они на правильном пути. Дети играли под его кронами, а взрослые находили здесь утешение и вдохновение. Каждое лето дети собирали абрикосы в плетёные корзины, а их руки пахли сладким соком. Казалось, что сад не только кормит, но и даёт людям надежду на лучшее.
В дореволюционный период Жандарбек был избран волостным управляющим, продолжал вести медресе и развивать садоводство. В 21 год Жандарбек женился и у него родилось пятеро детей, дочь и четыре сына. Его братья также внесли большой вклад в жизнь района. Когда пришла Советская власть, медресе закрыли, но семья сохранила навыки хозяйствования. Жандарбек сначала был смотрителем за землями, а потом стал заведующим колхозной фермой. Братья занимали различные руководящие посты в хозяйственной и исполнительной власти района.
Голодомор и его испытания
Годы шли, и усилия Жандарбека приносили всё более ощутимые плоды. Однако начало 1930-х годов принесло с собой новые, страшные испытания... В эти годы Казахстан пережил страшный голодомор. Более половины населения страны погибло от голода. Семья Жандарбека также пострадала. Сначала умер брат Аманбек, затем брат Мырзабек. Позже, по ложному доносу, был арестован и отправлен в ГУЛАГ брат Байгобек, возглавлявший райисполком. Там он погиб.
Когда умерли братья Аманбек и Мырзабек, боль от потерь казалась невыносимой, но Жандарбек находил силы жить ради своих детей и спасать других.
Жандарбек спасал людей, как мог. Благодаря сепаратору для молока, который он привёз из Ташкента, он перерабатывал молоко, получая сметану, сливки, масло. После обезжиривания молоко использовали для изготовления творога и сыра. Люди со всей округи привозили молоко для переработки, а продукты помогали выжить многим семьям. Сад Жандарбека также приносил урожай, обеспечивая людей фруктами. Даже в самых тяжёлых условиях сад продолжал жить, напоминая о силе человеческого духа.
Вклад в победу
Когда началась Великая Отечественная война, Жандарбек активно поддерживал фронт. С его сада отправлялись обозы с яблоками, абрикосами и сушёными фруктами. Эти поставки помогали солдатам на передовой и в госпиталях. Жены наших дедов во главе с нашей бабушкой Бибажар, за свой счет, на своих швейных машинках Singer шили военную одежду, бушлаты, ватники, варежки – все для фронта!
Шел 1943 год из наших аулов на фронт забрали уже всех 18 летних пацанов. Несмотря на возраст и учительскую бронь, Жандарбек убедил своего семнадцатилетнего сына Абдилхая добровольно пойти на фронт. — Сынок, — сказал он, — завтра твои сверстники вернутся победителями. Какими глазами ты будешь на них смотреть?
Так Абдилхай, наш отец, добравшись за три дня на ослике в Сайрамский военный призывной пункт, был отправлен на фронт, с которого вернулся только в 1948 году, но Жандарбек до этого не дожил. Он умер в том же 1943 году.
Наследие
Наше детство прошло в этих местах. Мы бегали по саду, который все знали как сад Жандарбека. Под кронами деревьев стояли юрты, в казанах варился бешбармак, жарились баурсаки, дымели самовары, гости наслаждались угощениями и прохладой сада, и всюду звучали рассказы о дедушке. Мы гордились своим предком.
Сегодня сад Жандарбека — это не просто зелёный оазис среди гор. Это памятник поколению, которое отдавало всего себя ради будущего. Более ста лет прошло, но сад продолжает цвести и плодоносить. Он живет, напоминая всем нам о величии простого человеческого труда и любви к родной земле. Люди приезжают за урожаем, сажают абрикосы, но не у всех деревья приживаются — словно это благословение передаётся только избранным.
На картах Google видно, как зеленеет этот сад и ряды тополей, посаженные сто лет назад. Это наследие — больше, чем деревья. Это символ веры, труда и надежды. Отдельно выделяются два могучих тополя, посаженных таким же крепким дедом Калдаманом. Память о наших дедах не только в этом саду, но и в каждом из нас. Пусть эта связь с прошлым вдохновляет будущие поколения.
Особо начинаешь ценить этот подвиг, когда видишь, с каким трудом пытаются развить садоводство в наше время, в южных областях страны, каких это стоит трудов и огромных средств. Природные условия, благодатная земля и климат, все это есть в этих областях, нужно только желание и люди, болеющие этим.
Отрадно, что наш брат Бахтияр, внук Жандарбека, три года назад начал сажать ореховый сад. Пусть души предков оберегают его, а их дух продолжает жить в каждом дереве, каждой капле воды, каждом плоде, рождённом этой землёй.
И если однажды вы окажетесь в этих местах, вы увидите новые сады, которые растут на горных склонах, словно напоминание о том, что традиции не умирают, пока живёт память.
Свидетельство о публикации №225011501156