Как светская власть Турции стал сатанинской

   
             
               
               
           Прослеживая историю великих тюркских империй, начиная с киммирийцев, скифов, авар, булгар, гуннов и кончая сельджуками замечаем, что они целые столетия властвовали на территориях не только Евразии, но и Средней и Малой Азии. Следует отметить, что больше всего среди этих народов тюркского мира, во власти находились османы из племени кынык, династии сельджуков. В особенности среди правителей хочется выделит султана Сулеймана I, во времена которого Османская империя достигла пика своего развития. Этот период империи среди исследователей считается «Золотым веком». Поэтому при султане Сулеймане, а также  на протяжении долгого периода времени, султаны Османская империя выполняли функцию третейской судьи не только мусульманского, но и христианского мира. По этой причине веками османские султаны придавали большого значения своей роли халифов. С начала XIX века султаны стали отходит от установленных законов Шариата и традиций отцов, и в итоге Османская империя стала постепенно терять прежнюю власть и влияние. С этого периода система Османской монархии начала подвергаться сомнению османской интеллигенцией. В особенности той интеллигенцией, которая в свое время  учились в европейских ВУЗ-ах и подвергались влиянию европейских политиков. Ими двигало такие идеи, как демократия, светская жизнь, свобода, равенство и конституционализм. В этот период османская интеллигенция начал действовать с идеей применения своих политических взглядов на государственных землях. Некоторые из них начали формировать тайные группы. В основном состоявшие из интеллигенции сторонники Конституции начали борьбу, для того чтобы уничтожить абсолютную власть султана и, таким образом, устранить самое большое препятствие перед их намерениями (Temo and R;za, 2009: 9). И чтобы притворить в жизнь все эти идеи, на территории Османской империи стали создаваться национальное масонство.               

          В 1876 году, когда империя стала переживать пик своего упадка, к власти пришел султан, который решил возродить влияние халифата. Реформы, которые воплотил Абдул-Хамид II, не только усилил экономику Османской империи, но и погасил внешние долги. Абдул-Хамид II взялся вернуть славу османского государства и счел, что лучше всего это сделать через возрождение ислама, но был встречен протестами, так как аристократия была испорчена европейской демократией. Не смотря на это, ему удалось обеспечить государству относительно сильные позиции перед лицом европейского посягательства и колониализма. На основании заключенного пакта с германским императором Вильгельмом II были усилены вооруженные силы Османской империи. В особенности ставка была сделана на усиление береговой артиллерии. У входа в залив Босфор и Дарданелл были установлены береговые крупповские пушки. Не смотря на мощное сопротивление со стороны европейских государств, в своей деятельности Абдул-Хамид II, строго придерживался законов Шариата и принципов праведных халифов.               

          В конце XIX века среди европейских евреев зародилось мощное националистическое движение – сионизм. Сионистская идеология призывала к созданию еврейского государства в Палестине. Основатель сионистского движения Теодор Герцль и глава европейской династии банкиров Ротшильд лично требовали у Абдул-Хамида II разрешения поселиться в Палестине в обмен на 150 миллионов фунтов золотом, с помощью которых османы могли бы оплатить свои огромные долги и стать самым развитым государством в мире. Абдул-Хамид II понимал, что как халиф он должен защитить неприкосновенность и суверенитет мусульманских земель, поэтому он отверг это предложение. Его ответ им был следующим: “Если вы предложите мне все золото мира в придачу к вашим 150 млн., я не соглашусь отдать вам эту землю. Я служил исламской религии и народу Мухаммада более тридцати лет и не очерню белый лист мусульманской истории, истории моих отцов и дедов – османских султанов и халифов. И я никогда не соглашусь на то, что вы мне предлагаете”.

          Парвин Гейдаров в статье «Теодор Герцл и Султан Абдулхамид» пишет: “18 июня 1896 года Теодор Герцль прибыл в Стамбул при поддержке Невлинского, надеясь встретиться с султаном Абдулхамидом II. 19 июня 1896 года Невлинский объявил Теодору Герцль, что султан Абдулхамид II не будет встречаться с ним и не уступит палестинские земли евреям в обмен на аннулирование внешних долгов Османской империи. 13 мая 1901 года во второй раз Герцль прибывает в Стамбул. 17 мая 1901 года Герцль встретился с султаном. Султан сказал Герцлю, что он друг евреев и всегда останусь предан своим принципам. Затем султан Абдулхамид II сказал, что османы во все времена держали свои границы открытыми, чтобы принимать угнетенных евреев со всего мира. 21 мая 1901 года Герцль покинул Стамбул. Герцль написал эти слова о султане Абдулхамиде. Султан произвел на меня не плохое впечатление. Он хороший человек. Я не верю, что он жесток или лукавит. Я считаю, что он несчастный человек среди разбойников, плохих людей. Его окружение творит зло и говорят султану, что они делают это для султана. Они преступники в Звездном дворце. Они убегают и прячутся после каждого преступления, поэтому кажется, что султан виновен в этих преступлениях. Сообщается, что 5 февраля 1902 года Герцль немедленно прибыл в Стамбул. 15 февраля 1902 года Герцль в четвертый раз прибыл в Стамбул. 19 февраля 1902 года Теодору Герцль сказали, что евреи могут жить, где угодно в Османской империи, кроме Палестины. Герцль вернулся, не достигнув своей цели. 25 июля 1902 года Герцль в пятый и последний раз прибыл в Стамбул. 28 июля 1902 года Герцль потребовал долю палестинских земель у султана Абдулхамида II в обмен на аннулирование османских долгов, на что вновь получил отказ. После этого отказа еврейская диаспора Европы приложило немалое усилие, чтобы свергнуть Абдулхамида”.1 После этого отказа еврейская диаспора Европы приложило немалое усилие, чтобы свергнуть Абдулхамида. Дело, которое не смогли притворить Ротшильды и Рокфеллеры, обладавшие мощной финансовой и политической властью, было осуществлено посредством кучки младотурков. Таким образом, в 1908 г., свергнув султана Абдулхамида II,  представители комитета «Единение и прогресс» приходят к власти. В апреле 1909 г. Абдулхамида II предпринял попытку вернуть, но в этот раз его предали самые близкие. Македонская армия, возглавляемая генералом чеченского происхождения Махмудом Шевкет-пашой, вошла в Стамбул. В свое время Махмуд Шевкет-паша работал рядовым преподавателем в военной Академии. В 1899 году Абдулхамид II присваивает ему должность  бригадного генерала и назначает главой Экзаменационной комиссии, а в 1905 года — губернатор Косово.2 В 1909 году в результате предательства Махмуд Шевкет-паши и других генералов султан Абдулхамида II был окончательно смешен с трона, и на его место был возведен его безвольный брат Решед, известный под именем Махмет. В результате этого предательства Мехмед V, стал первым конституционным монархом в истории Османской империи. Новый султан был лишен почти всех привилегий, и за ним осталось формальное право назначения великого визиря и шейх-уль-ислама, при этом реальная власть принадлежала центральному комитету партии «Единение и прогресс».

          Хасан Аджар в статье «Партия «Иттихад и Теракки» и государственный переворот от 1913 г. в контексте развития турецкой политической жизни» пишет: “Выборы, которые состоялись18 января 1912 года были насыщены событиями. Юнионисты победили на этих выборах, которые назывались «Выборы Клубов» (Yal;;n, 2012: 55)…Хотя после выборов оппозиция утратила свою эффективность в парламенте, но не сдалась. Прежде всего, они распространяли идеи о том, что выборы были незаконными и что не соблюдались требования Конституции…После этого Риза Нур вместе с албанцами, которые имели связи с партией «Свободы и согласия», решили поддержать восстание в Албании. В то время как в Албании начались восстания, некоторые из офицеров, которые были ближе к партии «Свободы и согласия» сформировали секретную группу в Стамбуле под названием Офицеры спасители (Halaskar Zabitan). Группу сформировали начальник штаба Кемаль, капитан-лейтенант Хилми, подполковник кавалерии Реджеп, майор морского флота Ибрагим Ашки, капитан Кудрет, Розиньол Хусну, лейтенант Хасан Али и Тевфик Бейлеркен; Бурунсуз Тевфик, доктор Риза Нур, и лейтенант Боснийский Салих. (Aydin, 2020: 16). Группа придерживалась принципов своего устава и не принимала гражданских лиц в качестве членов, а также не позволяла кому-либо из своих членов стать государственными служащими (Lewis, 2007: 222). Одним из ярких оппозиционеров того времени выступающий за отставку султана Абдулхамида II являлся принц Сабахаттин, который также был известен своей оппозиционностью в отношении к партии «Единения и Прогресс». Сабахаттин-бей (1877-1948) был сыном высокопоставленного сановника Махмуда Джелялеттин-паши из абхазского рода Козба и сводной сестры султана Абдулхамида II. Сабахаттин-бей или «принц Сабахаттин» являлся одним из ведущих идеологов либерального движения, в 1906-1908 гг. и издателем журнала «Теракки»  выходившего в Париже журнал «Теракки». Он также поддерживал тесные связи с майором Кемалем. Группа, которая вела организационную работу среди солдат, была вооружена и готовилась к перевороту. Фетхи (Окьяру) бек не был удивлен тому, что группа «спасателей» так быстро организовалась (Aksoy, 2008: 214-215).3

          C 1913 года  власть в стране перешла так называемому разгульному «триумвирату» пашей. Это министр внутренних дел, а затем великий визирь Талат-паша (1874–1921), военный министр Энвер-паша (1881–1922) и министр военно-морских дел (министр, отвечающий за военно-морской флот Османской империи) Ахмед Джемаль-паша (1872–1922). Эти три паши, ведущие администраторы партии «Единение и прогресс», сыграли основополагающую роль во вступлении Османской империи в Первую мировую войну на стороне немцев.  В рапорте от 24 августа 1908 года, написанном из Стамбула итальянским полковником Витторио Элиа, поддерживавшим младотурков, говорится, что Энвер-паша был масоном, как и другие лидеры партии (Талат, Ахмед Джемаль, Саит Халим и др.). Учитывая, что за переворотом 1908 года и большинством последующих действий стояла масонская идеология, понятно, что те, кто участвовал в этом движении, даже если они не были масонами, служили этому пути больше, чем даже настоящие масоны. Тьерри Зарконе, изучающий масонов в Османской империи, называет период, начавшийся с рейда государственного переворота на Великую Порту (Bibi ili Baskini) в 1913 году и продолжавшийся до поражения 1918 года, «масонским государством». За гегемонию в масонском мире Османской империи боролись Великий Восток Франции, Великая Ложа Франции, Великий Восток Италии, Великий Восток Испании, Великая Ложа Шотландии, а затем и Великий Восток Турции / Османский Великий Восток. Далее Зарконе пишет: “Политическая власть находилась в руках Машрик-и Азам-и Османи (масонской организации) с 1908 по 1918 год. Есть много общего с Францией времен Третьей республики. В то время в Турции было популярно быть масоном, и трое влиятельных людей страны (Энвер, Джемаль, Талат) также были каменщиками»”. Таким образом, в Турции были заложены основы светской власти. В 1910 г. Махмуд Шевкет паша стал военным министром и генеральным инспектором 1-й, 2-й и 3-й армий. Ему пришлось заниматься подавлением восстаний в Албании и Аравии. После итало-турецкой войны (1911-1912) Турция потеряла свои последние владения в Африке – Триполитанию и Киренаику, а также Додеканесские острова. В результате Балканских войн 1912-13 гг. европейские владения Турции были ограничены Восточной Фракией с Эдирне. По этой причине Махмуд Шевкет паша был смещён с поста военного министра и власть была передана либералам, а на пост военного министра был назначен Назым-паша.4
 
          После поражения страны в Первой Балканской войне в Турции произошел государственный переворот. Младотурки вновь взяли власть, и 23 января 1913 года Махмуд Шевкет-паша был назначен великим визирем, министром иностранных дел и военным министром, но в июне того же года он был убит. К этому моменту турецкое правительство контролировала оппозиционная либеральная партия во главе с великим визирем Камиль-пашой и военным министром Назим-пашой. Тогда лидеры комитета «Единение и прогресс» Талаат-паша и Энвер-паша, собрав пару сотен сторонников, отправились в Блистательную Порту, где заседало турецкое правительство. Назим-паша был убит, а Камиль-паша, впечатленный увиденным, с легкостью покинул свой пост. Таким образом к власти пришли младотурки, во главе с триумвиратом: Талаат-паша (министр внутренних дел, председатель ЦК партии младотурок «Единение и прогресс»), Энвер-паша (военный министр) и Джемаль-паша (министр морского флота, военный губернатор Стамбула). Младотурками были в основном те чиновники и офицеры, которые получили образование во Франции и в других странах Европы. Неформальным лидером комитета был турецкий философ-материалист Абдулла Джевдет, однако сам он в политику не вмешивался, занимался в основном просветительской деятельностью. А в лидеры выдвигались материалисты из молодых офицеров Османской армии, которые всячески поддерживались масонскими организациями.5

          В рапорте от 24 августа 1908 года, написанном из Стамбула итальянским полковником Витторио Элиа, поддерживавшим младотурков, говорится, что Энвер-паша был масоном, как и другие лидеры партии (Талат, Саит Халим и др.). Учитывая, что за переворотом 1908 года и большинством последующих действий стояла масонская идеология, понятно, что те, кто участвовал в этом движении, даже если они не были масонами, служили этому пути больше, чем даже настоящие масоны. 23 из 188 человек, принимавших участие в македонской ложе Рисорта, организовавшей переворот 1908 года в период с 1902 по 1908 год, были II. и III. Это были армейские офицеры. Тьерри Зарконе, изучающий масонов в Османской империи, называет период, начавшийся с рейда Блистательной Порты в 1913 году и продолжавшийся до поражения 1918 года, «масонским государством». Он говорит: «Политическая власть находилась в руках Машрик-и Азам-и Османи [масонской организации] с 1908 по 1918 год. Есть много общего с Францией времен Третьей республики. В то время в Турции было популярно быть масоном, и трое влиятельных людей страны [Энвер, Джемаль, Талат] также были каменщиками».6      
 
          В марте 1912 младотурки «Единение и прогресс» принимают решение закрыть Дарданелл для судоходства (в декабре 1912 г. вновь был открыта). Усиливается береговая охрана путем установления немецкой тяжелой артиллерии. В октябре 1914 г. «Триумвират» во главе с Энвером-пашой, Талаатом-пашой и Джемалем-пашой вовлек Турцию в 1-ю мировую войну.  В ноябре турецкий флот под командованием германского адмирала Сушона нанес удар военным базам Черноморского флота России. В ответ русские войска вторглись на территорию Османской империи с востока и продолжали идти в глубь страны. Подстрекаемое дашнаками (армянскими националистами) и воодушевленное успехами русских, местное армянское население - подданные Османской империи - подняли мятеж против своего законного правительства Чтобы усмирить мятежников, в 1915 году светское правительство младотурков приняло указ о переселении армянского населения в Сирию и Ливан.
         
          Таким образом, в период Первой мировой войны подальше от фронта были переселены около 200 тысяч армян. От кровной мести пали более 50 тысяч армян, а от эпидемии сыпного тифа распространенного в восточной Турции после Сарыкамышской операции погибло около 200 тысяч армян. После этих событий, Запад стал, обвинят младотурков в резне армян.  Причиной обострения ситуации на русско-турецком фронте было связана с революцией 1917 г. осуществленное в России, которая впоследствии перешла в гражданскую войну. Поэтому солдаты русской армии, оставляя Кавказский фронт, стала возвращаться на родину, а в это время армянские вооруженные отряды, не подчиняющиеся никакому командованию, отступая перед турецкой армией, сжигали города и села, поголовно уничтожая мирное население турецких деревень невиданными прежде в истории зверскими способами.7

          После поражения Турции в Первой мировой войне, 19 октября 1918 года состоялся последний съезд «Единение и прогресс», на котором было официально заявлено о самороспуске партии, и к власти пришла новая партия — «Теджаддуд» («Возрождение»). В ночь на 3 ноября 1918 года лидеры младотурок бежали в Германию, а эскадра союзных кораблей пришвартовалась в порту Стамбула. Был высажен десант, и столица оказалась под контролем Антанты.   

          Одним из активных деятелей партии «Единение и прогресс» считается Эммануэль Карассо. Он был одним из трёх человек, объявивших султану Абдул-Хамиду II о его свержении. Когда Абдул-Хамиду II перед собой увидел трех парламентариев, то он сказал: “Неужели они не могли найти никого, кроме еврея, армянина, албанца и еще неблагодарного человека, чтобы сообщить турецкому султану и исламскому халифу о своем решении?” Евреем был депутат из Солоники Эмануэль Карасу, армянин Арам Аджикбашян  член партии Гнчак, албанец   Эсат Топтани, также среди них был грузин Ахмет Хикмет-паша пополнивший ряды оппозиции после длительного пребывания на посту помощника Абдул-Хамида. Эммануель Карассо был из тех депутатов, который открыто выступал за еврейскую иммиграцию в Палестину. Используя масонские ложи он превратил комитет «Единение и прогресс» в  личную партию. Большинство депутатов в парламенте оказалось в руках Эмануэля Карасу. Он назначил верных ему офицеров командованием армии. Но с приходом к власти Ататюрка, он попал в опалу и уехал в Италию, а его ставленники были уволены.8

          В июле 1918 г. скончался султан Мехмед V, и престол был унаследован Мехмед VI Вахидеддином. Первым делом он распустил парламент и назначил великим везиром своего шурина Дамад-Ферид-пашу, сторонника соглашения с союзниками любой ценой. Османское (султанское) правительство стало марионеткой в руках оккупационных властей во главе с верховным комиссаром Антанты в Стамбуле. 30 октября 1918 года на борту британского военного корабля «Агамемнон» в порту Мудрос (остров Лемнос) представителями Великобритании и султанским правительством Турции было подписано Мудросское перемирие ознаменовавшее поражение Турции в Первой мировой войне. Османская империя представляла собой государство разоренное войной и внутренними противоречиями, как в общественном, так и в религиозном аспекте. В результате войны Турция потеряло почти всю Восточную Анатолию, Месопотамию, Сирию, Палестину. В армию было призвано почти три миллиона мужчин, что привело к резкому падению сельскохозяйственного производства. Страна находилось на грани краха. Именно этого желали зачинщики Первой Мировой воны. Появилась необходимость  создания того желаемого светского государства. Оставалось выбрать лидера, но его еще не было. За дело взялись агенты британской спецслужбы МИ-6. Сопоставив всех кандидатов, было решено выбрать в роли лидера светского общества офицера Османской империи Мустафа Кемаля.  Этот выбор был не случайным, так как он подходил на эту должность по всем параметрам.

          Как известно, Дарданелльская операция союзников по Антанте 1915-1916 гг. занимает в истории Первой мировой войны особое место, по праву считаясь примером полного и безоговорочного провала вывести Османскую империю из войны посредством прорыва через пролив Дарданеллы к Стамбулу. Вместе с тем, основная заслуга в разгроме сил Антанты принадлежала турецким солдатам и германским генералам и офицерам, а не Мустафе Кемалю, который хоть и проявил себя как достойный офицер, но не обладал полномочиями для планирования и проведения операций такого уровня. По защите пролива с турецкой стороны участвовало сотни офицеров, и Мустафа Кемаль  был одним из них. Назначение Кемаля победителем битвы при Чанаккале, связано прежде всего с сионистской политикой поздних младотурок и представителей «донме», которые сделали всевозможное, чтобы создать кумира, поэтому все награды и почести посыпались на него. Чтобы создать культ о нем стали слагать поэмы, ведущие газеты и журналы выходили с его портретом на главной странице. Сражающейся стране был нужен герой, и она его получила. И им оказался Мустафа Кемаль.               

          Битва при Чанаккале, продолжавшаяся с 19 февраля 1915 года по 9 января 1916 года завершилась поражением Антанты и эвакуацией союзных войск. Потери союзников в этом сражении превысили 312 тысяч человек, Османская империя потеряла около 200 тысяч человек. И это говорит о том, что настоящим героем Дарданельской операции была не личность, а солдаты. К примеру, солдаты 57-й полка 19-й дивизии турецкой армии погибли практически полностью. Детально описывая эти события, следует выделить следующее: 6—7 августа 1915 года английские войска вновь перешли в наступление с полуострова Арыбурну; 6—15 августа 1915 года группа войск под командованием германского офицера Отто Сандерса и Кемаля сумела воспрепятствовать успеху британских сил при высадке в заливе Сувла. Затем последовали победа при Киричтепе (17 августа) и вторая победа при Анафарталар (21 августа).9 Несмотря на все эти факты, историческое просвещение Турции, описывая атаку союзных войск при Чанаккале, отмечают высокое командное мастерство Мустафы Кемаля-паши, которая позволило османам удержать позиции. За этот успех Кемаль-паша даже был произведен в полковники. Во время этой атаки, молодой подполковник, обращаясь к своим солдатам, произнес фразу, ставшую широко известной: “Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть”. Вникая в значимость этих слов, можно понять, что эта фраза сфабрикована  кемалистами. Так как настоящий полководец никогда не пожелал бы своему солдату смерти, и в особенности тогда, когда в этом нет необходимости. Насколько эти слова соответствуют логике решать читателю.

          И все же, как сложились события? И как случилось, что войско «Антанты» превышающее по численности и по вооружению проиграла битву при Чанаккале? Дабы выявить истинную суть дела перенесемся в те времена, когда союзные войска Антанты хотели прорваться в Стамбул через Дарданелл. В марте 1915 года военная эскадра сил «Антанты», состоявшая в основном из английских и французских кораблей, попыталась пройти пролив Дарданеллы. Началось крупное наступление англо-французского флота, но отпор данный береговой артиллерией,  в свое время установленным султаном Абдул-Хамидом, а потом усиленное младотурками вынудило противника отступить. Из 16 линкоров, принимавших участие в наступлении, были потеряны три: «Оушен», «Буве» и «Иррезистибл», еще семь получили серьезные повреждения. Понеся такие значительные потери, англо-французский флот был вынужден отступить. После этих неудач союзное командование принимает решение увеличить численность войск. Для этого в Галлиполи были переброшены ещё 5 дивизий. Из них 10000 человек были  высажены на берег. На всех участках фронта завязались ожесточённые бои. Однако продвинуться вперед войскам Австралийского и Новозеландского корпуса и иных британских частей не удалось. Случилось не предвиденное, артиллерийская эскадра английских и французских кораблей по ошибке стали бомбит свои позиции. В результате артобстрела почти все высаженные солдаты союзных войск погибли от своих же снарядов. Весь этот десант был сформирован из австралийских и новозеландских солдат, поэтому среди командующих корпусов этих стран начались разногласия. Австралийским и Новозеландским командованием было принято решение покинут места дислокации. Следует отметить, что одним из серьёзных причин срыва Дарданелльской операции было искусное применение сил германо-турецким сухопутных войск, береговой артиллерии и противодесантных минных заграждений под командованием генерала Лимана фон Сандерса, а также эффективные действия немецкого флота на коммуникациях. Таким образом, понеся тяжелейшие потери, войско Антанты приостановили своё наступление, означающее поражение союзных войск в Дарданелльской операции. Битва при Чанаккале считается одним из самых кровопролитных сражений в истории Османской империи. По оценкам исследователей в битве при Чанаккале погибло свыше 500 тыс. человек с обеих сторон. 

          В 1918 году, в результате революции в России и признания большевистским правительством поражения, восточный фронт прекратил своё существование. К этому времени почти вся Турция была оккупирована войсками держав Антанты. Если Франция требовала полного уничтожения Турции, то Англия и Италия выступала за сохранение государства, так как они не хотели присутствия Русской флотилии в Средиземноморье. Поэтому появилось необходимость в создании того светского государства, которая должна была проводит политику диктуемой Великобританией. Среди кандидатов на пост главы государства фигурировала только одно имя - Мустафы Камаля. И этот выбор объяснялось тем, что он, во-первых был выходцем из Солоники и являлся членом партии «Единение и прогресс», а во вторых в его мировоззрения главной была не религия, а вульгарный материализм. В данном случае следует обратить внимание на тот факт, что почти все представители комитета «Единение и прогресс» были членами тайного каббалистического общества «Дёнме». Эта организация была создана в 1891 году из числа сторонников «Денме», впоследствии превратившаяся в организацию младотурок. Во главе этой группы стоял  видный иудей Солонники масон Эммануил Карассо. После прихода младотурок к власти представители общества «Денме», естественно, заняли серьезные позиции во главе властной пирамиды. Самыми активными членами этой секты были Махмуд Шевкет паша, Талаат-паша, Энвер-паша и Кемаль Мустафа сын Али Рыза. Кроме самого Ататюрка, донме были три министра первого турецкого правительства (Нужет Фаика, Мустафа Арифа и Мехмет Джавида. В последующие годы члены общества «Денме», которые называли себя «новыми османами» внедрилась в светскую элиту и стала более открытой. 1912 год стал роковым в судьбе тайного общества. После того как город Салоники захватили греки, большинство членов «Денме» вынужденно перебрались в Стамбул, где было труднее затеряться и оставаться незамеченными. Адам Кирш, редактор Интернет-издания «Tablet Magazine», в своей статье о «Денме» писал следующее: “Члены «Денме», возможно, и не имели еврейское происхождение, но, по мнению турков, проявляли себя отнюдь как евреи – среди них процветала клановость, их считали ненадежными и опасными, поскольку они весьма долгое время притворялись мусульманами”.   

          Что за общество «Дёнме», и кто был ее организатором? Первоначально общество «Дёнме» состояло из последователей раввина-еретика Шабтая Цви, жившем в XVII столетии; он отверг многие еврейские верования в погоне за мистицизмом, бросающим вызов традициям и авторитетам. Денме (тур. d;nme, буквально — отступники) —каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма, основанная Якобом Кверидо, братом последней жены Шабтая Цви. Провозгласив себя Мессией, Цви, обладающий уникальной харизмой, начал странствовать по Османской империи, обещая евреям скорое избавление от долгого изгнания. Судя по дошедшим до нас обрывочным свидетельствам, у Шабтая Цви и в самом деле были серьезные интимные проблемы. Один из последователей Эли Шай в своих упоминаниях сравнивая Шабтая Цви с Иисусом Христом, отмечал, что он чувствовал некое мистическое влечение к блуднице. Поэтому Шабтай Цви считал себя Мессией. Да и сам поступок – вытащить женщину из грязи – необычайно тешил самолюбие находчивого самозванца. В последующие годы на практике это вылилось в появлении в общинах народных традиций пьянок-гулянок и оргий - (опускание в клиппот). Также в саббатианстве развит культ проповедников, которых считают миссиями - новыми Шабтаями. Естественно властям не понравилось, все эти безнравственные установления. В дело вмешался сам султан, и он решил положить этому конец и предложили ему выбор: умереть или обратиться в ислам. Так Шабтай Цви стал мусульманином. И объяснял свой поступок тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Естественно Цви избрал изменение веры, и вслед за основателем, формально перешли в ислам и сектанты. А в конце XVII века они создали тайное общество в Салониках, который стал называться «Денме». А город Салоники считался одним из городов Османской Греции с наибольшим числом еврейского населения. Позже с учением дёнме познакомился Якоб Франк и сам заразился идеей мессианства и Святого Отступничества, вызвав массовый переход польских евреев в католичество. На протяжении двух следующих веков они вели независимую общественную жизнь, практикуя эндогамные браки, строя школы раздельного типа обучения и кладбища, передавая свои тайные традиции из поколения в поколение.
         
         Вначале члены «Денме» как и масоны были «невидимками». Многие из них принадлежали к числу выдающихся граждан и богатых людей, которые способствовали превращению города Салоники в космополитический и коммерческий центр. Кроме того, в начале XX века они сыграли заметную роль в младотурецком движении начала XX века. В особенности в свержении султана Абдул Хамида II и введение конституционного строя в Османской империи. Будучи членом партии «Единении и Прогресс» Мустафа Кемаль находился в жёсткой конкуренции с лидерами младотурок, в особенности с Енвер-пашой, однако его цели в основном совпадали с целями членов «Денме», поэтому после победы и провозглашения его президентом многие младотурки, изменившие свои взгляды, поддержали созданную им Республиканскую народную партию (РНП). Таким образом, убрав со своего пути лидеров младотурков, Кемаль паша получил свободу осуществлять политику преследования исламских институтов. Под маской «деполитизации ислама» были закрыты религиозные учебные заведения и на месте их открывались светские школы.10               

          В мае 1919 г. греческие войска оккупировали Смирну (Измир) и прилегающие районы. В сложившейся ситуации в Анатолии началось освободительное движение, которое возглавил Мустафа Кемаль паша. В 1919 году конгресс «обществ защиты прав» в Сивасе потребовал обеспечения турецкого суверенитета в пределах границ, предусмотренных Мудросским соглашением, и созыва парламента. В январе 1920 года был созван новый состав парламента, в котором большинство оказалось у сторонников Мустафы Кемаля. 16 марта парламент был разогнан британскими войсками. В ответ на это Мустафа Кемаль и его сторонники создали в Анкаре новый парламент – Великое национальное собрание Турции (ВНСТ), объявившее себя единственной законной властью в стране. Было объявлено, что султан «находится в плену у неверных» и поэтому его приказы не подлежат исполнению. В особенности это обращение относится к Севрскому договору,  которая под давлением была подписана султаном  Вахидеддином.

          Благодаря военной и финансовой помощи оказанной большевистской России турецкое правительство за короткий срок пережила последствия Первой мировой войны. Была остановлена оккупация территорий Турции, и осуществлена полное освобождение захваченных земель. Утвердившийся во власти, Мустафа Кемаль первым делом в резких тонах осудил гонение на армян, хотя сам лично участвовал в этих событиях. На основании заявления, виновниками этой трагедии  были лидеры младотурков, которым был вынесен смертный приговор. В результате этого политического хода, Мустафа Кемаль завоевал уважение не только армян, но и французов и русских.11   

          1 ноября 1922 г. Мехмед VI на основании постановления Великого национального собрания Турции в Анкаре, был лишен сана халифа, после чего он покидает Турцию. 19 ноября 1922 г. ВНСТ назвало Абдул-Меджида халифом империи, но уже 29 октября 1923 года был дан указ об упразднении Османское государство, и вместо него провозглашении  Турецкой Республики. Таким образом был выполнен один из требований выдвинутой Великобританией в Лозаннском конференции 1922 года, где был пункт об упразднении халифата и построения светского государства в Турции. 29 октября 1923 года была провозглашена республика с Мустафа Кемалем в качестве её президента. А 30 ноября того же года, Исмет Инёню формирует первое правительство. Турецкая республика начинает строиться на следующих принципах: «суверенитет принадлежит без ограничений или условий для нации» и «мир в стране, мир во всем мире». Исмет Инёню избирается премьер министром, а Мустафа Кемаль одновременно становится спикером народного собрания и президентом страны. В рамках первого национального собрания по отношению к Кемалю начинает формироваться сильная оппозиция. Возглавляют её различные лидеры, такие как Рауф, Казим Карабекир, Рефат паша, Али Фуад, Найреддин и Ариф. И все они считались сторонниками сохранения нравственных устоев своих предков. Для установления более сильного контроля над собранием Мустафа Кемаль решил провести новые выборы (сентябрь 1923). В ходе создания республики Ататюрк сказал: “Нам необходимо радикально изменить систему. Поэтому я решил, что Турция будет авторитарной республикой, управляемой президентом, который имеет в руках всю исполнительную власть и часть законодательной власти также”. Это заявление было сделано в то время, когда форма правления в государстве была республика. Таким образом, Мустафа Кемаль дважды избирался на пост спикера ВНСТ, 24 апреля 1920 года и 13 августа 1923 года. Этот пост совмещал в себе посты глав государства и правительства. 29 октября 1923 года была провозглашена республика Турция, и Мустафа Кемаль был избран первым её президентом. В течение 1930 года некоторое время существовало несколько небольших партий, однако все они были распущены либо запрещены. После выборов Национального Собрания делегация депутатов потребовала от Кемаля подать в отставку с поста президента. По их словам должности председателя парламента и президента политической партии несовместимы. Мустафа Кемаль сказал им: “Я ничего не понимаю из того что вы говорите. Вы говорите о различных фракциях в Ассамблее? Так в государстве должна быть только одна фракция. Для принятия решений, которые принимаем сейчас мы, устройство государства имеет важное значение. Там не должно быть никаких соперничающих партий или идеологий. Для меня — дело чести остаться председателем Ассамблеи и лидером единственной партии, чьё существование я признаю — Народно-республиканской. На мой взгляд, все другие партии не существуют”. 1 марта 1924, открывая очередное заседание ВНСТ, Мустафа Кемаль произнес обвинительную речь по поводу векового использования исламской религии в качестве политического инструмента, а 3 марта он обратился с декретом, требующим отмены халифата, изгнания халифа и отделения религии от государства. Предоставив этот злополучный декрет, он сказал сенаторам: “Халиф и наследие династии Усмана должны уйти, древние религиозные суды и их законы должны быть заменены современными судами и законами, религиозные школы должны освободить свои места для государственных светских школ”.  Благодаря диктаторской власти, он утвердил этот декрет от национального общества, являющийся одним из главных требований Британии.

          Хочу напомнить, что Республиканская народная партия созданная Мустафа Кемалем, оставалась единственной партией в парламенте до 1945 года, поэтому многопартийная система правления носил формальный характер. Лишь в 1950 году Демократическая партия под руководством Мендереса удалось выиграть на выборах и стать лидером парламента, тем самым изменит политическую систему в Турции.

          Покончив с халифатом, а потом и с оппозицией, Мустафа Кемаль начинает свои революционные преобразования, планируя опустить религию на самое дно, сделав ее прибежищем черни и простолюдинов. Он приступил к смене ислама на вульгарный материализм, а османский образ жизни на европейский, а именно на французский. В 1925 году в Турецкой республике был принят «закон о шляпах», в соответствии с которыми всё мужское население Турции было обязано отказаться от ношения фесок и тюрбанов в пользу европейских шляп. Нарушители карались штрафом либо тюремным арестом на срок до шести месяцев. В те времена основным головным убором граждан Турции были тюрбаны и широко распространенная феска.

          Название «Фес» относится к марокканскому городу Фес (столица Морокко), где краситель для окраски шляпы добывался из малиновых ягод.  Применение фески в Турции связано с командующим военно-морскими силами Хусрев-паши. Во время средиземноморского путешествия, (когда флот приплыл в Тунис) Хусрев-паше понравилось головной убор  феска. Он купил фески и одел свою команду, а по прибытию в Стамбул он представил новый головной убор султану Махмуду II (1785-1839), которая очень понравилось ему. Так феска стала популярным головным убором в Османской империи. С принятием «закона о шляпах» кемалисты решили внедрить полный переход в европейскую форму одежды. В одной из речей Мустафа Кемаль объяснял свои намерения таким образом: “Было необходимо запретить феску, которая сидела на головах нашего народа как символ невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и цивилизации, и заменить её шляпой – головным убором, которым пользуется весь цивилизованный мир. Таким образом, мы демонстрируем, что турецкая нация в своём мышлении, как и в других аспектах, ни в коей мере не уклоняется от цивилизованной общественной жизни”. Или в другой речи: “Друзья! Цивилизованная международная одежда достойна и подходящая для нашей нации, и мы все будем носить её. Ботинки или башмаки, брюки, рубашки и галстуки, пиджаки. Конечно, все завершается тем, что мы носим на голове. Этот головной убор называется «шляпа»”. В особенности ношение тюрбанов во времена халифата имело религиозный аспект и считалось, что они соответствуют требованиям ислама. Европейские же шляпы считались атрибутом «неверных», их ношение осуждалось исламскими религиозными лидерами. В XVI веке шейх аль-ислам Османской империи Эбуссууд-эфенди выпустил фетву, в которой говорилось: “Те, кто носят шляпы, подобные иностранным, совершают куфр”. В популярном исламском катехизисе «Mizrakli ilmihal» («Копье Катехизис») европейские шляпы также осуждались, их ношение приравнивалось к ношению христианского креста…Одежда в Османской империи была элементом разделения общества на сословия. В зависимости от пола, профессии, а также принадлежности в армии человек носил соответствующую одежду. Мустафа Кемаль, снимая феску и тюрбан с головы турка и вводя европейские кодексы, пытался привить соотечественникам европейский образ жизни и их вкус к развлечениям, в особенности с употреблением спиртных напитков. В первую же годовщину республики он устроил бал. На бал главным образом были приглашены офицеры — младотурки. Они считали делом чести пить коньяк и закусывать его свининой, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей мусульманства.
 
          Среди всех реформ Ататюрка, именно «закон о шляпах» вызвал наибольшее неприятие в обществе. По всей Турции против отказа от тюрбанов и фесок прошли акции протеста, которые подавлялись силой. Кроме того, 57 противников реформы, отказавшиеся снимать тюрбаны, были повешены. Одним из  наиболее ярых противников нового закона был исламский активист Искилипли Атыф Ходжа, который в своём памфлете «Имитация Запада и шляпа» (тур. Frenk Mukallitli;i ve ;apka) высмеял «закон о шляпах». В декабре 1925 года Искилипли был арестован, после этого он предстал перед трибуналом, который через два дня признал Искилипли виновным в работе на Британию и приговорил к казни через повешение.  После принятия Закона о шляпе возникло ожесточенное сопротивление в Эрзуруме, Ризе, Мараше, Гиресуне, Киршехире, Кайсери, Токате, Амасье, Самсуне, Трабзоне и Сивасе, Гюмюшхане. Но всех репрессировали очень жестоко. Например, район Трабзона подвергся бомбардировке броненосным кораблем Хамидие. После того, как шляпа стала законом, в стране появилась определенный кризис.  В продаже не хватало головных уборов. Люди носили все, что находили, например шляпы, которые носили греческие женщины.
         
          Для турка шапка являлась не только головным убором, но и считалась признаком чести и достоинства, А самым великим достоинством для турка является храбрость. То, что любят турки, - это истина и справедливость. Наверно, исходя из этого, Наполеон говорил: “Турков можно убить, но невозможно победить”. За 600 лет существования Османской империи, никакая держава не смогла так принизить турка, которое осуществил Мустафа Кемаль и его подручники. Жёсткие меры, применявшиеся к нарушителям «закона о шляпах», привели к постоянному высокому спросу на шляпы, именно благодаря торговле шляпами сумел разбогатеть Виталий Хакко, основатель торговой марки «Vakko». Не смотря, на трудности, принятие этого закона для Ататюрка считалось важным шагом в поддержку усилий, направленных на то, чтобы быть современными, участвовать во всемирной цивилизации, освободить умы от суеверий и мыслить по европейски. Он предполагал, что, сменив одежду, может изменить его духовную структуру.12

          Мустафа Кемаль, снимая феску и тюрбан с головы турка и вводя европейские кодексы, на примере европейского быта пытался привить соотечественникам вкус к изысканным развлечениям. В первую же годовщину республики он устроил бал. Большинство собравшихся мужчин были офицерами. Но Мустафа Кемаль, заметил, что они не решались приглашать дам на танец, а женщины отказывали им, стеснялись. Президент остановил оркестр и воскликнул: "Друзья, не могу себе представить, что в целом мире найдётся хоть одна женщина, способная отказаться от танца с турецким офицером! А теперь - вперёд, приглашайте дам!" Однако сопротивление нововведениям в особенности лаицизму оказалось сильнее, чем ожидали. Когда в 1925 году началось курдское восстание, то его возглавил один из дервишеских шейхов. Они были недовольны как снижением роли ислама, так же репрессиями,  которое применяло государство против курдского населения. Восстание шейха Саида стало заметным событием в истории Турции, однако длилось относительно недолго. Уже весной 1925 года шейх Саид потерпел поражение от турецких войск, был схвачен и казнён вместе с 47 своими соратниками. «Закон о шляпах» так долго просуществовала, что в 2004 году во время посещения Турции Еврокомиссией, её члены первым делом осудили именно этот закон. Даже не смотря, что он практически не применялся, наказание за нарушение закона о шляпах было отменено лишь в 2014 году.13
            
          Также немалые негодования вызвала высказывания Мустафы Камаля о пророке Мухаммаде (с.а.с.), а также нарекание вызвало составление новых комментарий к айатам Корана на турецком языке. Имея под рукой столь огромное количество комментарий к Корану на арабском и турецком, богословы Турции не нуждались в дополнительных литературах.  В наличие даже имелись самые старые турецкие переводы Корана, относящееся к концу 734/1333 г., написанного на восточно-турецком языке (огузском). Другим экземпляром являлся Коран написанный на огузском турецком языке в 764/1363 г., который в настоящее время находится в Манчестере. Не смотря на существования сотни смысловых переводов на турецком языке Мустафа Камаль дает указание на новый перевод Корана. Делая такого рода антиобщественное заявление, Мустафа Кемаль удалил от себя не мало талантливых и богобоязненных государственных деятелей. Одним из таких людей был спикер Великого национального собрания  Казым Карабекир. Однажды прилюдно обращаясь к Казыму Карабекиру Ататюрк сказал: “Карабекир, я дал указание на составление нового смыслового перевода Коран на турецком. И пусть народ знает как этот арабский сын составлял Коран”. Он даже осмелился назвать Священный Коран  как «вымыслом этого арабского сына». И этот перевод Корана была возложена на Мехмета Акифа. В 1923 году Акиф отправился в Египет и прибыл в аль-Азхар, чтобы посоветоваться с руководством школы. Здесь он встретился с арабским националистом Резой Рашидом, у которого было руководство под названием «Терджумат аль-Коран», опубликованное в 1922 году. Узнав о требовании Мустафы Кемаля он убедил Акифа не переводить Коран.  Под его влиянием Акиф официально сообщил Ататюрку, что не может переводить Коран.
         
          Мехмета Акиф был известен благодаря своему сборнику из 44 стихотворений «Сафахат» (1911), а самое главное он являлся автором гимна Турецкой республики утвержденной Великим национальным собранием 12 марта 1921 года. Не смотря на все эти заслуги, он был вынужден уехать в Египет и долгое время жить там в изгнании. В свое время он был ярым противником султана Абдулхамида, и в своих стихах называл его «жестоким», «трусливым» и «красным неверным», но после того, как увидел истинное лицо Мустафы Кемаля, понял, что он обманут, и очень  сожалел о своих поступках по отношению султана. Когда стало известно, что его близкий друг, депутат Трабзона Али Шюкрю, пропавший в последние дни марта 1923 года, был убит командиром гвардейского полка Мустафы Кемаля Топалом Османом, он почувствовал, что должен найти себе новый дом. И он принял приглашение египетского хедива Аббаса Халим-паши, который приглашал его в Египет, куда он впервые отправился в 1914 году. Когда близкие друзья Мехмета Акифа стали хлопотать перед Мустафа Кемалем о его возвращении. На что он дал свое согласие, с условием если он приедет с бритой бородой. И только будучи тяжело больным Мехмет Акиф смог вернуться на родину, и прожив несколько месяцев скончался. Позже смысловый перевод Корана и составление комментарий к ним, было поручено Мухаммеду Хамди Языр. Он был тем человеком, который находясь на службе у Шейх-уль-ислама, подготовил переворот против султана Абдул Хамида II. Мухаммед Хамди Языр собственноручно написал символическую фетву о прекращении правления Абдул Хамида II. Но, первым кораническим смысловым переводом, подготовленным в республиканский период, является книга, опубликованная Омером Ризой Догрулом в 1934 году под названием «Орден Бога» и «Хак Дини Кур», а книга «Эльмеали Тафсир» написанным Эльмалилы Мухаммеда Хамди Языра было выпушено в 1935 году. Это перевод и интерпретация под названием «Ан Дили» была написана по просьбе Ататюрка, на средства из государственного бюджета, то есть от имени государства. Если Эльмалилы Мухаммеда Хамди Языр пошел на это поручение Ататюрка, то Мехмет Акиф Эрсой отказался выполнить эту обязанность, так как он был истинным верующим и не мог с равнодушием отнестись к искажению истинных откровений Корана, а также безбожным действиям правительства.14               
         
           Во время правления Турцией с 1923 г. по 1938 г. Ататюрком было разрушено 20 тысячи мечетей. "Постановление по этому вопросу было принято 5 января 1928 года. январь 1928 года. Позже это постановление было немного расширено и вступило в силу 25 Декабрь 1932 г. под названием “Постановление о классификации мечетей и масджидов”. В этих рамках были определены мечети по всей Турции, которые были признаны “излишками”. Вот эти “излишки” мечетей, которые были закрыты и использовались для других целей.”…Что касается сноски...Закон № 2845, принятый 15 Ноябрь 1935 года о закрытии мечети, был опубликован 22 ноября 1935 года в Официальном вестнике как таковой (ноябрь) 1935 года…[Девиз, (3. План), стр. 17, № 6, стр. 13, 14].15 Кроме того под запрет попали шариатские (правоведные) суды. И это происходило в то время, когда в Англии за этот период, были открыты новые шариатские суды, и было построено сотни мечетей. Еще другой политикой исламофобии во время правления Ататюрка стал  запрет на азан (призыв к молитве) на арабском языке. Выполнение этого указа был невозможен, так как народ не был готов к таким переменам. Шли годы и лишь в 1932 г., когда Мустафа Кемаль Ататюрк являлся президентом, а Исмет Инёню выступал в качестве премьер-министра, был введен неожиданный закон о запрете азана (призыва на молитву) на арабском языке. Таким образом, в мечети Султана Мехмед II впервые в истории ислама азан прозвучал на турецком языке. Один из главных символов ислама, прекратил звучать на родном арабском языке, превративший в некое национальное песнопение и не имеющее ничего общего с призывом на молитву. Люди  долгие годы привыкшие проводить мусульманские обряды установленным посланником Аллаха (с.а.с.), вдруг запрещается человеком объявивший себя сторонником вульгарного материализма. Поэтому этот шаг правительства среди народа вызвал возмущение и начались протесты во всех слоях общества.   

          C 1933 года был назначен штраф за чтения азан на арабском, а те кто не подчинялись подвергались тюремному заключению на несколько месяцев. Не смотря на  это, государство не смогло добиться полного запрета. И лишь в 1941 году, второй президент Турции - Исмет Иноню, вел закон обязывающий читать азан на турецком языке. Абсурдность ведение такого закона было заметно на Востоке Турции, где компактно проживали арабы и курды не говорящие на турецком. В провинции Хатай, которую когда-то французы оккупировали, не был запрещен азан, поэтому некоторые семьи иммигрировали в Ирак протестуя против этого антиисламского закона. Турецкий историк Мустафа Армаган и своей книге под названием «Турецкий азан и Мендерес», указав на запрещении  азана  на арабском языке в Турции пишет: “Не понимаю, почему в арабских и курдонаселеных деревнях, чье население не знали ни одного турецкого слова, звучали азан на турецком языке? Когда турецкие военачальники в 1938 г. вступили в области Хатай и запретили азан на арабском языке, это был неимоверно для арабоязычного, не знакомого с турецким языком населения Хотая. В соответствии с законом, азан на арабском языке запрещали не только в мечетях, но и в домах. В этой связи сотни протестующих попали в тюрьму. Тысячи протестующих в жандармериях подверглись избиениям и были уволены с работы. Исламофобия в Турции усилиась так, что на юго-востоке страны некоторые люди из-за запрета на арабский азан переселились в Ирак и Сирию”. Призыв на молитвы стал звучать на турецком языке, хотя попытка отказаться от арабского на молитвах так и не удалась, так как в Коране важно не только содержание, но и мистическое звучание непонятных и сокральных арабских слов, к примеру Алиф, Лам, Мим. А в 1934 году по решению кемалистов мечеть Айя-София в Стамбуле превратилась в музей. Все эти действия молодой Турецкой Республики исходило из идеологических программ организация «Единение и Прогресс», а также притворялось под давлением влиятельных представителей «денме», окружавщих Ататюрка. Интересно, что турецкое слово «денме» относится не только к вероотступникам-еврееям, якобы перешедшим в ислам, но также тех, кто выдает себя не за того, кем является.16

          Светлана  Волкова в статье «Современная Турция - тайное сионистское государство, контролируемое Дёнме» пишет: “Попытки возродить исламские ценности в государстве наталкивались на сопротивление армии, считающей себя защитницей идей Ататюрка. В 1950 году демократически избранным премьер-министром Турции стал Аднан Мендерес (Adnan Menderes); в своей предвыборной программе он призывал возвратить арабский азан. После 18-летнего запрета, он дал разрешение на трансляцию азана на арабском языке. Турецкий народ пришел в такое восхищение от этого решения, что даже в одной из мечетей Турции  муэзин семь раз повторил вечерний призыв.16 июня 1950 г. жители Стамбула и Бурсы, где впервые прозвучал арабский азан за 18 лет, не могли поверить своим ушам. В мечетях по 7 раз подряд читался азан, люди со слезами на глазах выходили на улицы и радовались, словно услышали великую весть. Поздравляя друг друга, жители Турции приносили в жертву животных и устраивали угощения с чтением Корана. Несмотря, на 10 летную успешную работу в качестве премьер-министра страны, генералы ВС Турции сначала свергли Аднана Мендереса и затем казнили его. Но для турецкого народа, Мендерес вошел в историю как «герой Турции».17 

          Современная Турция имеет непростые отношения с исламом и своей историей. Часть общества всецело поддерживая идеологию Ататюрка, а именно его вульгарный материализм считает, что ислам не должен играть свою роль в общественной жизни. Другие слои населения игнорируя европейский образ жизни свое предпочтение отдают исламским принципам, и это очень раздражает последователей Мустафы Кемаля. После установления Турецкой республики, одним из обсуждаемых тем среди народа была происхождение Мустафы Камаля Ататюрка. Затрагивая вопрос происхождения Мустафы Кемаля Ататюрка его близкий друг и личный врач Риза Нур, на основании многих источников утверждал, что его подопечный не был знаком со своим отцом. Об отце Мустафы Кемаля ходили некоторые слухи. Одни говорили, что он был сербом, а другие твердили, что он был болгарином. Поэтому Мустафа Кемаль с презрением относился к тому, кто упоминал о его отце и даже считал его своим врагом. Когда Мустафе  исполнилось пять лет, его мать вышла замуж за таможенника по имени Али Рыза Эфенди из Салоники. В заключении Риза Нур отмечает “Может ли человек, отец которого неизвестен, быть «отцом нации?»”18 Однажды Нури Чонкера (Nuri Conker) поинтересовался о его происхождении. На что Мустафа  Кемаль ответил: “Некоторые обо мне говорят, что я  еврей, потому что родился в Салониках. Но не надо забывать, что и Наполеон был итальянцем из Корсики, хотя умер как француз и как таковой вошел в историю”.19            

          Согласно некоторым источникам, количество членов секты «дёнме» состоящая в основном из еврейских и армянских обрашенцев не превосходило 150 тысяч и распределялось в основном между армией, правительственными структурами и деловой жизнью Турции. Однако, по мнению других экспертов, число «дёнме» могло составлять полтора миллиона и они могли в действительности быть намного более влиятельной силой, чем считалось, проникая во все сферы жизни Турции. Один влиятельный дёнме, Тевфик Русту Арак, был близким другом и советником Ататюрка и с 1925 по 1938 год находился на посту министра иностранных дел Турции…Ататюрк, о котором известно, что он сам принадлежал к дёнме, издал приказ о том, чтобы турки отказались от своих мусульманско-арабских имен…Много вопросов возникало насчет собственного имени Ататюрка, поскольку имя «Мустафа Кемаль Ататюрк» являлось псевдонимом. Кое-кто из историков предполагал, что Ататюрк взял себе это имя вследствие того, что вел свое происхождение ни от кого иного, как от рабби Цви, считавшего себя мессией Дёнме! Ататюрк также отменил использование в Турции арабской письменности и заставил страну перейти на латиницу.
         
          Предполагаемые еврейские корни Ататюрка, информация о которых замалчивалась на протяжении десятилетий турецким правительством, запрещавшим вообще какую-либо критику в адрес основателя современной Турции, начали выходить на явь вначале за пределами самой Турции – благодаря публикациям еврейских авторов. Вышедшая в 1973 году книга «Криптоиудеи», написанная рабби Иоахимом Принцем (“The Secret Jews” by Rabbi Joachim Prinz), содержит утверждения о том, что Ататюрк и его министр финансов Джавид бей оба были преданными «денме» и пребывали в весьма удобной для себя компании, поскольку «слишком многие из младотурок, входящих во вновь созданный революционный Кабинет, молились публично Аллаху, но при этом имели собственного «пророка» в лице Шабтая Цви, мессии из Смирны».               

          В издании “Forward” от 28 января 1994 г. и в «Нью Йорк Сан» Гиллель Халкин (Hillel Halkin) написал, что Ататюрк декламировал еврейский «Шема Исраэль» (Слушай, о Израиль!), заявляя, что «это и моя молитва». Эта информация подробно излагается в автобиографии журналиста Итамара Бен-ави (Itamar Ben-Avi), который утверждает, что Ататюрк, будучи еще молодым капитаном турецкой армии, сидя однажды в баре иерусалимской гостиницы в дождливый вечер зимы 1911 года, открылся в своем еврействе. Кроме того, Ататюрк посещал в Салониках начальную школу Семси Эффенди (Semsi Effendi), которой заведовал один «дёнме» по имени Симон Цви (Simon Zevi). Халкин написал для «Нью Йорк Сан» статью, в которой упоминал об одном сообщении по электронной почте, полученном от своего турецкого коллеги: «Теперь я знаю – знаю (и у меня нет ни малейших сомнений в этом), что семья Ататюрка со стороны отца была действительно еврейского происхождения»…Именно поддержка сионизма со стороны Ататюрка и младотурков, в создании еврейского государства в Палестине после 1-й мировой войны и в период нацистского режима в Европе, породила взаимную симпатию между Турцией и Израилем.

          Статья в «Forward» от 8 мая 2007 года рассказывала о том, что «Денме», занимая ключевые позиции в турецком руководстве («начиная с президента и ниже, что в равной степени относилось и к ключевым дипломатическим фигурам, значительной части турецкого военного корпуса, культурным, академическим и профессиональным элитам»), удержали Турцию от альянса с Германией во время Второй мировой войны и лишили Гитлера доступа к бакинским нефтяным приискам через территорию Турции. В своей книге «Денме – еврейские обращенцы, мусульманские революционеры и светские турки» (The Donme: Jewish Converts, Muslim Revolutionaries and Secular Turks» профессор Марк Дэйвид Баер (Marc David Baer) писал, что многие (из числа денме) достигали весьма значительных позиций в суфийский религиозных орденах…«Денме» был и Абди Ипекчи, главный редактор левой газеты Milliyet, убитый в 1979 году «серым волком» Али Мехметом Агджой, который затем покушался на жизнь Иоанна Павла II. Называть евреем, или «денме», Ататюрка, для исламских организаций означает пересматривать историю светского статуса Турции и реформ ее основателя, от отмены арабских терминов до введения турецкого языка, от отмены полигамии, замены фески на обычные шляпы по западной моде, до предоставления женщинам права на участие в выборах. Кроме того Ататюрк открыто признавал себя диктатором и даже гордился этим. Когда французский журналист зная пристрастие Мустафа Кемаль к алкоголю написал, что Турцией правят один-единственный пьяница, один глухой премьер-министр и триста глухонемых депутатов парламента, на что Ататюрк ответил: “Этот человек ошибается, Турцией управляет один пьяница”.20               

          Надо признаться, что отношение турков к Ататюрку напоминает нам культ личности Ленина в СССР или даже ещё хуже, а также сравнимо с почитанием его как культового бога. Возвеличивание Ататюрка как государственного деятеля производилось средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах и даже в законах. После смерти первого президента охрана его памяти была закреплена в Конституции Турецкой Республики. Оскорбления в адрес Ататюрка, критика, очернение его биографии стали наказуемы. Это грозит наказанием от трех до десяти лет тюремного заключения. Однако в стране нет серьезной политической силы, которая смогла бы довести до народа истину, но и пойти против наследия основателя государства Кемаля Ататюрка. Авторитет Ататюрка до сих пор очень велик, его примеры можно встретить на каждом шагу – помимо мавзолея, памятников, портретов, бюстов, книг, существует, например, традиция делать татуировки с изображением его имени. А после потери власти его партией в 1950 году парламентом был принят дополнительный закон о почитании Ататюрка, согласно которому особого рода преступлением признано осквернение изображений Ататюрка, критика его деятельности и  опорочивание фактов его биографии. Кроме того, запрещено ношение фамилии Ататюрк. До сих пор запрещена публикация переписки Кемаля с женой Лятифа ханум, даже не смотря на ее завещания. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, и термин «культ личности» применялось к Ленину, Муссолину, Гитлеру, Сталину  и Мао Цзедуну, но они не в силе потягаться с культ личностью Ататюрка, так как их пропаганда не носили такой массовый характер, а самое главное не был таким долгосрочный.

          В новой содержательной книге под названием «Ататюрк в нацистском воображении» Штефан Ирих представляет огромную роль Ататюрка и новой Турции для крайне правых Германии в Веймарскую эпоху – влияние, которое продолжалось в немецко-фашистские годы. Автор говорит, что две основные нацистские газеты, «Heimatland» и «Vilkischer Beobachter», были пропагандистами «турецких методов» еще в 1921 году. Нацисты утверждали, что грубая сила была необходима для независимости Турции и коварно подчеркивали подавление этнических меньшинств и инакомыслящих со стороны Ататюрка. Один нацистский идеолог, Ганс Тробст восхищался Ататюрком, в особенности  писал о его «национальных чистках» от «кровососов» и «паразитов», таких как армяне и греки. А Адольф Гитлер восхищался тем, как Ататюрку удалось подчинить религию государству – а также его безжалостным обращением с меньшинствами. Штефан Ирих отмечает, что после того как Гитлер прочитал работы Тробста по Турции, он был приглашен на встречу с Фюрером. Далее автор пишет, что секретарь канцлера написал Тробсту от имени Гитлера: “То, что вы видели в Турции, мы должны будем совершить в будущем, также для того, чтобы освободить себя”. “Если верить Гитлеру, — пишет Ирих, — Ататюрк был его «сияющей звездой» во тьме 1920-х годов. Революция Ататюрка и Новая Турция увлекли немецких националистов и крайне правых в ранние годы Веймарской республики, как ни одна другая тема того времени…В своей защитительной речи 1924 года Гитлер утверждал, что Ататюрк произвел наилучшую из двух революций; вторая — революция Муссолини. Такая иерархия его ролевых моделей была значима и в 1938 году, когда Гитлер описал Ататюрка как великого учителя, чьим первым учеником стал Муссолини, а вторым — он сам”.  Ататюрком гордились многие известные люди, выделяющиеся своей жестокостью и безнравственностью. Многие восхищались достижениями выходца из Солоники, даже авторы изданной в Дании книги «Турция: история, общество, религия» назвали первого президента Турции Мустафу Ататюрка диктатором. И поставили его в один ряд с Гитлером и Муссолин.21 Также будет уместно узнать мнение известного оккультиста, чёрного мага и сексуального извращенца Алистер Кроули о Адольфе Гитлере. Марта Кюнцель, одна из последовательниц Алистера Кроули в Германии, считала, что Адольф Гитлер был последователем наставлений Кроули, и с энтузиазмом следовала идеям нацизма. Однако как указывает Мартин Бут в книге «Жизнь Мага», сам Кроули неоднократно говорил о Гитлере как о «Маге, который не смог понять истинную суть таинства». Кроме того, хорошо известно, что друг и спонсор Кроули Карл Гермер был арестован нацистским правительством по обвинению в «сотрудничестве с врагом Рейха» Алистером Кроули.21 Если он с презрением относился к Гитлеру, то Мустафа Кемаля он боготворил. Любовь этого всемирно известного сатаниста Мустафе Кемалю было так велико, что он назвал своего любимого сына Ататюрком.  В источниках говорится, что 2 мая 1937 года в Лондоне родился единственный сын Алистера Кроули — Алистер Ататюрк, которого отец именует в своих дневниках «Дитя Христа».
         
          Н. Февзи Билир в книге «Тайна Мустафы Кемаля» в главе 27-Пророки и цари пишет: “Дитя Дьявола Алистер Кроули, родившийся в Англии в 1875 году, является, пожалуй, самым известным сатанистом в истории. Когда он был ребенком, мать называла его «Чудовище» из-за его отношения к религии. Зверь символизирует антихриста, отождествляемого с числом 666 в главе «Откровение» Библии. Непокорный Кроули любил это прозвище, данное его матерью, и с удовольствием использовал его в последующие годы. Еще в раннем возрасте он дал понять, что в будущем будет верно служить дьяволу...Алистер Кроули тоже знал кое-что. Было естественно, что общество не осознавало злую философию, лежащую в основе сексуальных ритуалов, которые казались извращениями. Но что было противоестественным, так это то, что он назвал своего сына, родившегося от Дейдре Патрисии Доэрти 2 мая 1937 года, «Ататюрк». Более того, ситуация стала еще более странной, когда он посвятил одно из своих стихотворений Мустафе Кемалю; Он закончил свое стихотворение, начинавшееся предложением «Ушли призраки и боги», единственным правилом основанной им религии: делай, что хочешь! (Делай, что хочешь). Единственная интерпретация, которую можно пока сделать по поводу этой интересной ситуации, состоит в том, что Алистер Кроули восхищался Ататюрком и назвал в его честь своего сына. Зачем сатанисту, который, насколько нам известно, никогда не был в Турции и не встречался с Ататюрком в своей жизни, быть фанатом? Более того, Ататюрк в те годы закрыл ложи и воевал с масонами... Кроули так и не был принят в обычную ложу, он принимал участие в некоторых нелегальных структурах и объявил себя масоном. Неудивительно, что Кроули также интересовался Мустафой Кемалем, в то время как его братья-фальшивые масоны, восходящие к Великой Восточной Ложе Франции, строили планы по устранению Ататюрка”.22
         
          Алистер Кроули также был известен под именем «Антихрист» и «Великий Зверь 666», бесстыдно практиковавший «сексуальную магию». Он знал многих известных людей своего времени, включая бабку последнего президента США Джорджа Буша (младшего). Факты указывают на неприятную возможность того, что он был настоящим отцом Барбары Буш - Первой леди и матери президента Буша (младшего). Андрей Аганин в статье «Алистер Кроули и нацизм» пишет: “Затем он вернулся в Берлин, где через три недели снова появился на открытии своей художественной выставки в галерее Нойманн-Нерендорф (нем. Galerie Neumann-Nierendorf). Картины А. Кроули соответствуют моде на немецкий экспрессионизм; немногие из них были проданы, но сообщения прессы были в основном благоприятными. В августе 1931 года он взял Берту Буш (нем. Bertha Busch) в качестве своей новой любовницы; у них были жестокие отношения, и они часто физически нападали друг на друга”.23

          А что касается светской власти которому следуют большинство стран, то по этому поводу известная датская журналистка  Ибен Транхольм пишет:             “Современные любители оккультной мудрости, не сомневающиеся, что имеют дело с древней магией, с ритуалами египетских жрецов и халдейских магов, нередко ошибаются, так как многие «волшебные рецепты и заклинания», переходящие из одной книги в другую, «воссозданы» Алистером Кроули (1875-1947). Нынешние сатанисты не любят афишировать этот факт, поэтому имя Кроули основательно подзабыто. А когда-то оно гремело. «Великий маг XX века», как называли Кроули, прославил себя не только научными трудами, но и шокирующими его современников сексомагическими оргиями с использованием наркотиков...Парадокс состоит в том, что религии, избравшие своим направлением рационализм, в современном мире вымирают, в то время как верования в сверхъестественное стремительно оживают…Вполне вероятно, что слово «секулярный», «светский» в будущем будет означать просто «сатанинский»”.24      
         
          К моменту своего распада в 1918 г. Османская империя имела два флага на красном полотнище. В одной трижды повторялось священное изображение белого полумесяца, а в другой полумесяц с восьмиконечной звездой. Оба эти знака являются символом тюркского народа и ислама. Но, с установлением Турецкой Республики Ататюрка отказался от флага с изображением трех белых полумесяцев и остановил свое внимание флаге с полумесяцем и звездой. После небольшого изменения флаг Турецкой Республики стал представлять собой красное прямоугольное полотнище с изображением белого полумесяца и пятиугольной звезды. По настоянию Мустафы Кемаля восьмиугольная звезда была заменена именно на пятиугольный. Учитывая интерес Мустафа Кемаля тайным силам и магии этот выбор не был случайностью. С древних времен пятиконечной звезде придавалось огромно значение. Так как пятиконечная звезда для посвящённых, являлась могущественным знаком власти. В древнем Вавилоне этот знак часто встречался на царских печатях, и, по мнению современных учёных, она олицетворяла собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света». А в ритуалах Высшей магии пятиконечная звезда является символом Сатаны и сатанизма. Вот как описывает значимость пятиугольной звезды французский оккультист и таролог Элифаса Леви: “Мы приступаем к объяснению и посвящению Таинственной Пентаграммы. Так что, пусть все безразличные и суеверные закроют книгу; они не увидят ничего, кроме тьмы, или же будут возмущены. Пентаграмма, которая в гностических школах называется Пылающей Звездой, является знаком интеллектуального всемогущества и самодержавия. Это Звезда Магов; это знак Слова, создавшего плоть, и, согласно направлению её лучей, этот абсолютный магический символ представляет упорядоченность, либо беспорядок, Священного Ягненка Ормузда и Святого Иоанна, либо проклятого Козла Мендеса. Это освящение или профанация; это Люцифер или Венера, звезда утренняя или вечерняя. Это Мария или Лилит, победа или смерть, день или ночь. Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет сатану в виде козла на шабаше; когда восходит один конец — это знак Спасителя”.25 По мнению Алистера Кроули, первым делом Маг должен был постичь тайну пентаграммы и овладеть ее ритуалом. Он в своей работе «Дворец Мира» писал: “Те, кто расценивает этот ритуал, как простой способ призвать или изгнать духа, не достойны обладать им. Должным образом понятый, это ритуал есть Лекарство Металлов и Камень Мудрых” — писал Алистер Кроули в своей работе «Дворец Мира».
          
          Не смотря даже за услуги Ататюрка перед христианским миром, а именно за то, что он демонтировал Османскую империю и занялся гонением на ислам, Запад признает в нем тирана, и недостойного быть частью европейской истории. Одного имени Ататюрка хватило, чтобы Европейский союз отказал принятия Турции в свое сообщество. Ататюрк оказался чужд не только мусульманскому миру, но и светскому Западу…Несколько лет назад в Турции были впервые опубликованы письма дневники и воспоминания бывшей жены вождя, Латифы, с которой он прожил несколько лет, а потом развелся. Это вызвало настоящий шок в турецком обществе. Видные представители турецкой интеллигенции предлагали арестовать и направить в тюрьму авторов публикации. “Латифа была дочерью богатого торговцы из Измира, это была самостоятельная, умная, независимая, образованная женщина, — писали авторы издания, группа турецких историков и ученых, — она не могла принять слишком крутого нрава вождя, его ревность и вспыльчивость”. Она не могла также ужиться с его образом жизни.26

          В последние годы Ататюрк много пил и устраивал длительные возлияния с друзьями. Он посещал европейские кварталы, любил общество раскрепощенных свободных женщин, встречался с русскими эмигрантками из России, любил танцевать, много пил, в основном крепкий спиртной напиток раке. Даже близкие сподвижники за глаза называли его пьяницей. Чрезмерное употребление спиртного, по официальным данным, стало причиной смерти турецкого лидера. Врачи поставили диагноз цирроз печени, Любимая песня Кемаля Ататюрка, которую нередко исполняют и сегодня, называется «Варда овасы ракы парасы» («Проще говоря, деньги для раке»). Раке – это турецкий крепкий спиртной напиток. Впрочем, отменой меджелле (свода законов на основе Шариата) он яро занимался все годы своего правления, хотя исламский дух из созданного им народа так до конца и не выбил. Другим популярным трендом эпохи была вестернизация османского общества, или как писали тогда в османских журналах: «одеваться и жить, так как это делают европейцы», также упоминалось, что «традиции и законы, принятые в пустыне 1300 лет, назад потеряли былую значимость». Считалось, что если одеть европейский костюм и шляпу, начать целовать ручки дамам и закручивать усы, тотчас все изменится и начнется долгожданное национальное возрождение и возвращение в «цивилизованную семью народов».27 

          Всемирная экономическая депрессия начатая в 1929 году и продолжавшейся на протяжении 1930-х годов охватила не только Северную Америку, но и Европу. Следует отметить, что больше всех от этой депрессии пострадала экономика Россия и Турция. В особенности эта депрессия  ощутимо повлияла на экономику Турции, которая была основана на сельском хозяйстве. Сельскохозяйственное производство значительно сократилось. Чрезмерное обесценивание турецкой лиры снизило покупательную  способность населения. И что интересно в эти кризисные времена, когда народ голодал  Мустафа Кемалем Ататурком была куплена самая большая в мире яхта «Savarona». Эта яхта длиной 136 метров и стоимостью 4 млн. долларов с позолоченными ступенями, кинозалом, турецкой баней и посадочной площадкой для вертолета, а также состоящая из двадцати люкс номеров и залом заседания, стала для Ататюрка самым любимым местом для развлечения. После покупки целый месяц он устраивал в яхте вечеринки, застолье с испитьем раки. Это любимый спиртной напиток Ататюрка выдержанная в дубовой бочке, он употреблял каждый день. 
         
          Гордиться реформами Ататюрка и превозносить его как «культа», может только человек, утративший историческую память своих предков, и даже не говоря о духовных ценностях. Впрочем, сам Ататюрк и пытался создать такую нацию, полностью утратившую связь со своим прошлым, со своими корнями и своей религией. И в определенной мере он добился своего. Как правило, возвеличивание отдельной личности, главным образом возникает в недемократическом политическом режиме и направлено на построения сильной власти одного человека. И такими людьми в начале XX века стали Ленин, Сталин, Ататюрк, Муссолини, Гитлер и т.д. История повидала на своем веку множество диктаторов и лидеров авторитарных режимов. Как при жизни, так и после кончины вокруг них создавались культ, который имел определенный срок жизни. Но среди них есть личность, культ которого, был описан как «самый продолжительный культ личности в мире». И этой личностью является основатель светской республики Турции  Мустафа Камаль Ататюрк.               

          По мнению большинства исследователей, культ личности Ататюрка был основан преемниками Мустафы Кемаля Ататюрка после его смерти в 1938 году. И это было сделано Исметом Иненю, чтобы популяризировать и укрепить его авторитет. Но знакомясь с жизнью этого политика, то можно заметит, что элементы культа личности наблюдались при каждых его поступках. Память Ататюрка остается важной частью турецкой политики и общества. Почти в каждом городе Турции есть улицы, названные в его честь, и его статуи обычно можно найти на городских площадях, в школах и государственных учреждениях, на денежных банкнотах изображены его портреты. 
 
          Дело Ататюрка было продолжено Исмет Пашой, главным советником которого был Хаим Нахим. Хаим Нахим родился в 1872 году в еврейской семье г. Измир. Учился в йешиве в Тавериаде (Османская Палестина), где получил высшее религиозное образование, затем учился во французском лицее, а позже получил степень по исламскому праву в Стамбуле. После этого он учился в иешиве в Париже где получил диплом раввина (смиха). Во Франции Хаим Нахум также изучал лингвистику, историю и философию на факультете восточных языков Сорбоннского университета. В Париже он вступил в сионистскую организацию, где вместе с Теодор Герцль и Эммануил Карассо стал представлять интересы еврейской лобби Европы. По приезду в Стамбул преподавал в турецком военном училище, где и познакомился со многими младотурками. В 1922 году Хаим Нахум, представитель тайной сионисткой организации, исполнял обязанности советника турецкого премьер-министра Исмет Паши во время Лозаннской мирной конференции. В интересах безопасности Хаим Нахум был вынужден изображать себя сторонником турецкого националистического движения и противником сионизма, но на самом деле он строго выполнял инструкции еврейской лобби  США и Европы, о чем было известно премьер-министру Исмет Иненю. Таким образом, при содействии Исмет Иненю и Хаим Нахума большая часть территории Османской империи отошла Греции и странам Антанты. И даже сегодня в Турции культ личности Ататюрка, к которому также подключен Исмет Иненю незыблем, и они являются символом светской Турции. Военные, либеральная интеллигенция, прозападная молодёжь — все они «держатся» за этот сатанический культ. Но придет время и рухнет эта  «светская религия». Если этого не сделает нынешний президент Эрдоган, то ее притворят его последователи. (дополнительно см. статью под названием «Лозанна изнутри» , опубликованной в журнале Неджипа Фазила Кысакурека «Бюйюк Догу»; источник: Ataturk ile Inini'nin sirdaii Haim Naum ve Lozan'in iifresi: Din ildirilecektir).
               
                Рафик шейх Гюльбала оглы.
                г. Ширван май 2021 г.
   


        Список литературы:

1. Парвин Гейдаров. «Теодор Герцл и Султан Абдулхамид», http://proza.ru/2021/07/07/1625.
2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Махмуд Шевкет паша.
3. Хасан Аджар. Партия «Иттихад и Теракки» и государственный переворот от 1913 г. в контексте развития турецкой политической жизни. https://www.academia.edu/43479764/.
4. Масонство в Османской Палестине: Исторические особенности. https://aprmm.info/archives/7348.
5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Младотурецкий триумвират
6. Был ли Энвер-паша масоном? https://www.ekrembugraekinci.com/question/?ID=41044.
7. Рувики. Младотурецкий триумвират.
8. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Эммануэль Карассо.
9. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Дарданелльская операция.
10. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. «Дёнме».
11. Рувики. Мехмед VI, биография государственного деятеля.   
12. Реформы Ататюрка – Рувики: Интернет – энциклопедия.   
13. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Восстание шейха Саида.
14. Почему Мехмет Акиф не передал написанный им перевод Корана Ататюрку? Почему он кремировал его? 15. Мечети, проданные и построенные конюшнями во время правления Ататюрка (ответ на Синан Мейдан). 16. Турецкий Адан и Мендерес - Мустафа Армаган Краткое содержание, тема и рецензия на книгу. 17. Светлана Волкова. «Современная Турция - тайное сионистское государство, контролируемое Дёнме». https://lovelyman111.livejournal.com/1723111.html/
18.Atat;rk’;n Babas; Kimdir? ;;te Belgelerle Ger;ek Tarih
19. Кемаль Ататюрк еврей и космополит. http://proza.ru/2012/06/30/312.
20. Ататюрк в нетрезвом состоянии признался, что он еврей. 21. «The Daily Beast»: Гитлер боготворил Ататюрка и «турецкие методы». https://news.am/rus/news/240953.html.
22. ПРОРОКИ И ЦАРИ. 23. Андрей Аганин в статье «Алистер Кроули и нацизм». https://zavtra.ru/blogs.
24. Секуляризм превращается в сатанизм.http://www2.pravoslavie.ru/97093.html
25.     Элифас Леви. Учение и ритуал Высшей магии. 1854—1856.
26. Мифы и правда о Мустафе Кемале Ататюрке. https://nv.am/mifi-i-pravda-o-ataturke/.
27. Знакомьтесь - Мустафа Кемаль Ататюрк. Исламский взгляд. https://golosislama.com/news.php?id=28032.

 
 
 
 
 
 


Рецензии