Две Анны

Всю свою жизнь я благодарна судьбе за такие щедрые подарки,  как встречи с необыкновенными людьми и знакомства, о которых не раскаиваешься, не сожалеешь, а гордишься и удивляешься счастливому случаю.
         Училась я в городе-герое Волгограде, а после окончания Волгоградского государственного мединститута приехала работать врачом в небольшой городок средней полосы России, входящий в состав области Партизанской славы. Моя семья проживала в квартире, а мама в небольшом домике частного сектора. Это обстоятельство и привело нас к знакомству с двумя Аннами. Что давало, согласно приметам или поверью, как точнее, загадывать желания, которые часто сбывались..
       Обе Анны были ровесницами, значительно старше меня, проживая много лет в одном городе, они не были знакомы, и даже не подозревали о существовании друг друга.
       Связующей нитью, звеном между двумя Аннами стала я и моя семья. Да ещё, что было общим  - война. Но узнали мы об этом не сразу. Просто однажды, собираясь на митинг и парад  9 Мая, я увидела сначала одну свою соседку, а позже и другую, увидела и не узнала, причём, обеих. А узнав, ахнула! Обычно такие тихие, я бы даже сказала, домашние старушки преобразились до неузнаваемости: и осанка, причёска, одежда  с медалями т орденами на груди, походка… А главное, выражение лица, глаз – как будто помолодели, взгляд стал  летящим и в то же время острым, всё замечающим, движения точны, речь чёткой.
               С маминой соседкой Анной Нестеровной Хохловой мы  были коллегами, обе медики – я врач, она фельдшер, работали в одном лечебном учреждении, а вот поди ж ты…За вечерним чаем и угощением она и поведала нам свою историю.
             В 1924 году в простой рабочей семье родилась дочь, которую назвали Анной, Анечкой, светленькая – в мать- спокойная. Она и росла такой – тихой, застенчивой, уступчивой, доброй. И только становилась неожиданно быстрой, решительной, если вдруг требовалась её помощь.
            Какая помощь от девчонки?! Аня могла мастерски промыть и перевязать рану, порез на руке или ноге, сбитые коленки и локти не только братьям и маме с папой, но и соседки прибегали к ней, случись что. Старухи-соседки издивовались прямо, не раз говорили матери:» Ну, Дуся, не иначе быть твоей Аньке «фершалом». А отец гордо улыбался – нет, Анюта у нас будет доктором, она и в травах толк знает!
           И вправду, Анюта знала, что на сбитые коленки и локти хорошо прикладывать лист подорожника, а при простуде заваривать для питья ягоды и лист малины, что нельзя букет черёмухи оставлять в комнате – голова болеть будет…Соседские мальчишки дразнили её Анькой-лекаркой, но она не обижалась, только улыбалась мягкой улыбкой.
        А когда начала подрастать, все заметили, как из невзрачной  девчушки выравнивается тоненькая, стройная, хрупкая как стебелёк девушка с волнистой белокурой косой, которой завидовали все подружки, с приветливой улыбкой и неожиданно твёрдым, спокойным взглядом больших светло-серых глаз. И это останавливало, приковывало внимание.
          Теперь мальчишки – отец шутил «кавалеры»- наперебой приглашали Анечку в парк, в кино, на речку… Изредка она составляла им с братьями компанию. Но больше всего любила читать. Да ещё часто бегала в больницу, здание которой стояло как раз на берегу речки. Аню уже там знали, знали о её мечте и приветливо улыбались – вот и наша помощница – и доверяли под своим присмотром несложные манипуляции. Но с мечтой об институте пришлось расстаться, начал болеть, а потом и умер отец, мединститута в их городке и даже в областном центре не было, и Аня не могла, оставив мать и двух младших братьев, уехать в другой город.
          Она поступила в медучилище в областном центре после курсов медсестёр и была студенткой первого курса, когда грянула война. Аня была мобилизована, так как «прибавила» себе два года, и попала медсестрой в санитарный поезд – всю войну прокаталась, -  грустно улыбнулась Анна Нестеровна – до конца жизни хватит, до сих пор снится, что вагон качается. Свою роскошную косу пришлось остричь, хоть и поплакала.
          Санитарный поезд эвакуировал раненых в тыловые госпиталя, приходилось делать всё – и перевязки (вот где пригодилось её умение, раненые старались попасть на перевязку именно к ней, отмечая, что она как добрый ангел – неслышно и безболезненно и снимет повязку и рану обработает), и накормить, и переодеть лежачих. А главное – помогать при операциях, заменяя выбывший медперсонал. К сожалению, и такое случалось. Хирурги тоже приметили юную, но старательную и умелую медсестричку, которая уже хорошо разбиралась в хирургических инструментах и была незаменимой помощницей.
           -Ну, Анна, быть тебе врачом! - предрекали они. Аня в ответ только улыбалась – остаться бы живыми, потому что вражеская авиация особенно ожесточённо бомбила санитарные поезда, зная, что раненые бойцы не могут оказать сопротивление. Оперировать приходилось под бомбёжками, когда  летели осколки снарядов, выбитых стёкол, а то и комья земли..Врачам и сёетрам приходилось собой закрывать раненого бойца на операционном столе.
               Однажды во время операции девушка  тоненько вскрикнула, и побледнела, но на вопрос врача – что такое?, ответила, что сама себе на ногу наступила. И только когда закончилась операция, увидели, что весь халат на спине иссечен осколками и пропитан кровью и на губе кровь  прикусила от боли, и подхватив падающую  девушку, уложили на этот же стол и извлекли три осколка, наложили швы, повязку… Но на другой день Аня вновь встала к операционному столу – некому было После операции хирург, раза в три старше сестрички, вытирая шапочкой пот с лица, вдруг повернулся к ней и сказал серьёзно, уважительно : « Благодарю Вас, Анна Нестеровна!». С тех пор никто иначе девятнадцатилетнюю Аню и не называл., а она смущённо улыбалась и думала, как бы ею гордился отец!
             Вот так всю войну и «проездила», а после Победы вернулась в своё родное медучилище, и после окончания не одно десятилетие трудилась фельдшером в больнице, куда приехала работать и я.
          Вторая Анна – Анна Семёновна Ковалёва (Чуйко) родилась  в 1924году в хуторе Ананьевском, как тогда говорили – на кордоне, в простой семье, где она бала средним ребёнком, ещё старшая сестра и младший брат. Жили дружно, но так порой приходилось трудно: нужно было и дров запасти, и по хозяйству помогать, а сенокос, а уборка картошки ( вручную!) и на своём огороде, и на колхозном поле!
          Росла Анечка озорной, быстрой, но доброй и отзывчивой. У неё на всё находилось время – и в речке поплавать в жаркую погоду, и в лапту сыграть, и грядки прополоть, с  сорванцами-соседями мальчишками в сад залезть, и помочь старшей сестре картошки к ужину начистить и поджарить на комельке или испечь на костре. Вечерами любила вся семья у костра петь .
       Училась Аня в школе хорошо, знала много стихов и песен, Нравилось ей слушать рассказы мамы и отца об их детстве, и всё удивлялась, как же это не было школ, а где же учились?  Особенно ей удавалась арифметика, она любила и могла даже в уме складывать и вычитать большие числа, с удовольствием помогала делать уроки младшему братишке.
         Отец, глядя на это, не раз говорил_ быть тебе, Анюта, счетоводом! А дочь уверенно поправляла – нет, папа, я буду бухгалтером, самым главным! И вместе задорно смеялись.
        Оглянуться не успели – подросла дочка! Не очень высокая, а стройная, такая складненькая, косы длинные, чёрные , глаза угольками посверкивают, на язык остра да находчива. Ребята, бывшие товарищи по озорным проделкам, за ней табуном, а она только посмеивается – никуда женихи не денутся. Мне ещё учиться нужно! Родители и старшая сестра  поддерживали – а что, способная, хваткая, пусть учится!
         Собиралась Анечка после семилетки на курсы бухгалтеров поступать , и сумочку подходящую отец ей привёз из города областного, и тетрадей приготовила разных, а какие ей отец счёты сделал – загляденье просто, и пахнут родным лесом и так звонко щёлкают! И училась бы Анечка на бухгалтера, да всё изменилось  в одночасье, когда проснулись не от петушиного крика, а от грохота взрывов – война!
        И всей семьёй ушли в партизаны, как и многие из соседних хуторов и деревень. Конечно, им была знакома «лесная» жизнь, хутор-то был лесной, но то в мирное время, когда не гремели взрывы, не гудели над головой моторы вражеских самолётов, не слышалась чужая речь, лай собак, натасканных на людей.  Рыли землянки, запасали дрова, даже пришлось учиться разводить бездымные костры, чтобы не выдать партизанскую стоянку отряда имени Фурманова. Остригла Аня свои чёрные косы, хотя и жалко было очень. Не вмещались они под шапку, да и ухаживать за ними не было условий и времени.
       Нелегко приходилось семнадцатилетней девушке, но держалась стойко – ходила в разведку, добывала ценные сведения с риском для жизни, выполняла боевые задания. Мужественно переносила тяготы партизанской жизни, походы, окружение, бои с врагом, холод и голод, потерю боевых товарищей. Однажды, возвращаясь из разведки с двумя  ребятами, наткнулись на немецкий патруль и попали в лапы  гитлеровцев, которые после допросов и истязаний повели юных партизан на казнь, хотели повесить на берёзах за околицей Аниного родного хутора. Но подоспевшие партизаны отбили своих товарищей и сумели скрыться с ними в лесу.
            Рассказывала это Анна Семёновна, не замечая льющихся из глаз слёз, а у меня мороз пошёл по коже:
           Если бы не Аннушкины слёзы, никогда бы не поверил ей
           В том, что наши белые берёзы эшафотом были для людей.
Но ведь были же! Хохлова Анна Нестеровна и  Ковалёва Анна Семёновна награждены орденами  Отечественной войны 2 ст.,  медалями « За отвагу», « За боевые заслуги», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945», «Партизану ВОВ» ( Ковалёва А.С.), многие юбилейные медали.
         Имя АННА произошло от древне еврейского ХАННА. Что означает милость, сила, благодать, храбрость. Тайной имени является то, что оно во все времена остаётся самым популярным в мире. Отмечается, что женщинам с этим именем  свойственна доброта, кротость, мягкость, отзывчивость, и в то же время самостоятельность и решительность при столкновении с жизненными трудностями.
Две  Анны, две судьбы…  Ведь женщине с самого момента её рождения уготовано жить в режиме опеки, заботы, нежности, оберегания и безграничной любви…Откуда у этих двух Анн в семнадцать лет взялось столько силы – пройти через ад войны и не растерять доброту и веру в неё? После Победы они нашли свою любовь, создали семьи, родили детей, дождались внуков.    Хохловой Анны Нестеровны не стало в 2014 году. Ковалёва Анна Семёновна отметила свой 100 летний юбилей на Рождество в 2024году, но в августе её не стало. Чтобы мы  помнили и не допустили повторения ужасов и страданий войны, пусть подрастающее поколение знает и чтит память об этих мужественных женщинах.


Рецензии
Татьяна! Благодарю Вас, что поделились своими историями о героях войны и просто жизни! Здоровья вам и творческих успехов! :)

Алексей Багаев 2   21.05.2025 16:06     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Алексей, за внимание и отзыв о рассказе о моих замечательных землячках. Светлая им память и низкий поклон за мужество.
Всего Вам самого доброго!

Татьяна Юдина Михайлова   21.05.2025 18:19   Заявить о нарушении