Мысли на заметку. 18 марта 2022 года
Читаю дневник 41-го года.[Пришвин.] У них там секс, война и философия. Ляля считает, что христианство даёт выход только личностный, а Пришвин, — что христианство может преобразовать общество.
А для меня тут важно, как этот вопрос решался Толстым. С одной стороны, философия объективного детерминизма (Война и мир), с другой — «нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, высший… И мы должны его сделать прекраснее для всех в нем живущих». А как мы должны его сделать прекраснее? Только начни делать и попадёшь под действие объективных сил. И всё — жизни нет.
_________________
[...].
_________________
Следил за войной. Как когда играют в хоккей или футбол, не могу не болеть за наших, так и здесь — не могу за наших не болеть. А ведь знаю, что все люди — люди, и что любить надо всех и каждого. Диалектическая неувязочка, но сердцу не прикажешь.
_________________
Говорят, что человек — это живая память. Но у меня сложено всё «моё» в памяти, и лежит оно без всякой пользы, пока я не оживлю это воспоминание и не придам ему какой-то смысл. И мне порой странно бывает, что тот человек, каким я себя помню, это я. Многих людей, которые в моей памяти, уже нет в живых. И всё это, что я помню, делается всё меньше и меньше моим. Это всё как будто не моя жизнь и не я.
Существуют смыслы как опыт жизни. Но те же смыслы существуют и с другими памятями, если так можно выразиться. Так что же такое «Я», если и не память?
Большинство людей сусеками своей памяти и не пользуются никогда. А если ты не оживляешь в памяти событий, то их вроде как и нет. Нет событий жизни, нет жизни, — нет тебя.
Следующий человек после меня буду опять же я, только с очищенной памятью.
_________________
[...].
Свидетельство о публикации №225011501422