Для чего ты живёшь?
- Вот скажи нам, Соколов, для чего ты живёшь? - на полном серьёзе задал мне каверзный вопрос препод.
- Я? - как снег на голову средь жаркого лета, застал меня врасплох своим заумьем очкастый учитель. - А почему я?
В мозгу сразу зашевелились мысли, одна тревожней другой.
"При чём тут я и моя жизнь? Чёй-то он вдруг мне такие вопросы задаёт? Может, я где-то в чём-то прокололся? Может, он засёк, когда я в самоволку бегал?"
Сразу почувствовал, как у меня самопроизвольно начала краснеть морда, выступил пот на лбу, и даже ладони вспотели.
- А почему бы и не ты? - уставился на меня просветитель, как удав на кролика. - Дойдёт очередь и до других, не волнуйся.
- В каком смысле, для чего? - хлопал я моргалами, так и не поняв подвоха.
- В самом прямом. Ты что, не можешь ответить, для чего живёшь?
- Хм! Мамка родила, вот и живу, - ляпнул я наобум, что в голову взбрело, - а умирать что-то пока неохота. Да и боязно.
Все коллеги по несчастью сразу заржали, как дикие мустанги. Я же в тот момент ощущал себя полным и единственным дебилом среди всех, не знающим прописных истин.
- Ну, а ты, Пухов, как ответишь на этот вопрос? - без намёка на улыбку, нахмурив брови, перевёл очкарик взгляд на нашего толстого "Пуха".
- Я?.. Дык это... Я ж кислород поглощаю, а выдыхаю углекислый газ, который так необходим всяким растениям, - ничуть не смутившись, ляпнул в своё оправдание ещё один "умник".
- Врёт он всё! - толпа "необъезженных жеребцов" заржала ещё шипче. - Наш Пух живёт, чтобы поглощать жратву, - резанул кто-то голую правду-матку, - а потом опять жрёт, уже чтобы жить.
Даже препод на этот раз соизволил улыбнуться.
- Просто каждый является звеном в пищевой цепочке - съесть нужную ему дозу фауны и флоры, а потом самому стать кормом, - добавил кто-то из "умников".
- Ну давайте по кругу. Грунёв, твоя очередь изрекать истину!
- Человек живёт для любви! - не задумываясь ответил "Груня", неделю назад ставший окольцованным. На свою свадьбу он пригласил почти всю нашу группу. - Родившись, он сначала любит маму с папой, потом свою девушку, затем детей, внуков, а если повезёт, то и правнуков.
- Ага! А кого прикажешь любить мне, если я инкубаторный? И другим пацанам и девчонкам из моего детдома? - возразил "Цыпа", Вовка Цыпляков, здоровенный амбал, родом из Сибири. - А чё делать импотентам? Ты о них подумал, счастливый женатик?! Ещё хуже, если эта твоя любовь вдруг проявится у кого-то к деньгам или к власти.
- Чем хуже-то? Уж лучше, наверное, прожить каким-нибудь Рокфеллером или Брежневым, чем умереть простым мещанином, не оставив никакого следа в истории, - быстро адаптировались к теме разговора некоторые пацаны, смело вставляя свои реплики.
- Лично я считаю, что каждый человек сам себе определяет своё предназначение. Я, например, хочу стать моряком. И обязательно им стану, всю жизнь посвятив работе на море.
- Ага! Вон Виталька Чернов тоже моряком хотел стать, а ему на прошлой медкомиссии ушник своей ковырялкой нечаянно барабанную перепонку проткнул и свалил всё на Витальку, будто он сам себе её спичкой проковырял. Мореходку пришлось бросить - кому нужен глухой радист на море? - запротестовал Славка Дроздов. - Я считаю, что жизнь каждого человека предопределена кем-то свыше ещё до его рождения. У каждого своя судьба, способная обрубить все твои хотелки. Как ни пыжься, а выше задницы всё равно не прыгнешь...
Помню, как на третьем занятии этого факультатива наш мозгоплёт вдруг заявил, что атеистический вариант для ответа на этот вопрос совершенно не подходит.
- Ведь если допустить, что Бога нет, то нет и души, нет бессмертия, следовательно, смерть окончательно и навсегда уничтожает человека как личность. У него тогда не остается никакой возможности пережить и оценить всё то, к чему он стремился, на что надеялся, за что боролся и, может быть, отдал саму жизнь. Со смертью всё кончается, и что бы ни сделал человек, это для него уже не существует.
"Чего это он нам лепит? - негодовало моё самосознание. - Уж не подпольный ли он поп какой? И ведь не боится нисколько. Такая лапша на уши может ему и боком выйти. Проповедник, через клюз бы его да на брашпиль".
- Но, может быть, атеистический смысл жизни оправдывается в творчестве, деятельности для других людей, для всего человечества? Увы, смысл жизни может быть только в жизни, а не в смерти. Сама наука говорит, что человечество, как биологический вид, смертно. Но в таком случае, разве не полностью обесценивается смысл всех деяний не только каждого отдельного человека, но и всего человечества?
"Странно! А ведь верно вещает этот очкастый философ. Когда-нибудь я тоже помру, и навалять мне уже будет на всё про всё, вот и всё".
- Многие понимают бессмысленность человеческого существования перед лицом неминуемой смерти и начинают обращать свой взор к религии, ибо здесь человек находит и обоснованное объяснение непреодолимого чувства своего бессмертия, и оправдание своих высоких стремлений, и понимание, почему нужно творить добро и избегать зла...
На переменке в курилке у нас чуть было до драки не дошло. Кто-то обозвал препода идиотом, за что получил от кого-то хорошую оплеуху. По убеждениям и вере толпа как-то сразу разделилась на два противоположных лагеря. Я же тогда так и не смог прибиться ни к каком берегу, продолжая ещё долгие годы дрейфовать и плыть по течению жизни.
Тем не менее, став уже достаточно опытным моряком, имея возможность наблюдать и сравнивать жизнь людей в разных странах, задумчиво вглядываясь в бескрайние воды океанов, всё чаще задумывался над этим каверзным вопросом.
"Нет, а в самом деле, по кой хрен я живу? Почему родился не вон тем дельфином, например, не какой-то там глупой мартышкой, а именно человеком? Ну булькнусь я сейчас за борт - и что с того? Ничего же ровным счётом не изменится. Маму с папой только жалко будет, не должен сын умирать раньше родителей.
Вон Генка Волков письмо прислал. Пишет, что ошибся в своём призвании - окончил медицинский, даже года врачом в больнице не проработал, в театральное подался. Какое ещё на хрен призвание? Может, и я тоже ошибся? Застрял и торчу тут в этой радиорубке безвылазно, наблюдая, как время мимо жизни пролетает.
"Люди встречаются, люди влюбляются, женятся..." Может, бросить это морячество? Жениться на ком-нибудь? Да хоть на той же Наташке Дворниковой. А что? Да, согласен, не вот уж какая красавица, но и не уродина. Зато какая кристально порядочная, добрая, человечная. Только за эти качества её можно любить всю жизнь. Поженимся, детей нарожаем, может, тогда и смысл хоть какой-то в жизни появится..."
Время летит. И в тридцать, и в сорок, и в пятьдесят, и до сих пор я не перестаю искать ответ на тот эпохальный каверзный вопрос нашего очкарика-философа. Давно расстался с морской жизнью, пожил пару годиков женихом, потом мужем, отцом, дедом стал, а ответа как не было, так и нет. Больше полувека прошло, как трое мужиков на Луне побывали, социализм сегодня уже мало кто добрым словом вспоминает, люди с превеликим желанием всё чаще добровольно запутываются в паутине интернета и ни в какую не хотят вылезать из виртуальной реальности. Всё чаще приходит убеждение, что человечество с каждым годом всё больше и больше сходит с ума.
Может ли порядочный человек, независимо от своих религиозных или атеистических убеждений, создать порнографический фильм? Или в своих рекламах показывать родителей злыми, отвратительными уродами? Или наполнять видео пространство насилиями, преступлениями, убийствами? Достаточно взглянуть на названия книг в магазинах детской книги: «Князь вампиров», «Архив ужасов», «Правая рука дьявола», «Лучшая книга ужасов», «Цирк уродов», «Встреча с вампиром», «Дочери тьмы», «Страх», «Вся правда о призраках», «Сексуальное просвещение ребенка», «Правильный секс». А какие обложки у этих книг – только психические уроды и сатанисты способны на подобные иллюстрации.
Что происходит, откуда, кому это нужно? Сегодня мы сталкиваемся с третьей реальностью, которая не вписывается в рамки ни советского атеизма, ни религии. Это уже проявления действительно откровенного сатанизма. В мире уверенно стираются все прежние идеологические принципы. Почему, например, идет такая настойчивая попытка внедрения идей и практики ювенальной юстиции, откровенно нацеленной на разлучение детей с родителями, на пропаганду безнаказанности ребенка? Безнаказанность и безответственность — это самое сильное, самое эффективное орудие развращения ребенка, да и любого человека.
Как-то однажды встретились и собрались за общим столом многочисленные браться, сёстры, кузены и кузины. Все уже дедушками и бабушками стали, дети выросли, институты позаканчивали. И давай каждое поколение своё время нахваливать. Молодёжь всё посмеивалась над нами, пожилыми. Дескать, как только вы жили за этим железным занавесом, не видели ни Пхукетов, ни Хургад, без сотовых телефонов, без интернета.
Эх, молодость, молодость! Вздорная, бесшабашная, живущая сегодняшним днём и совершенно не думающая о будущем. Сам когда-то таким счастливым дураком был, к духовно-нравственным ценностям православия относился, как к какому-то нудному церковному псалму, текст которого тихо бубнит себе под нос худосочный пономарь с жиденькой бородкой.
А что это за ценности? Ну, нравственные - понятно. Нравственность - это образ поведения, который в общем-то виден всем, и который выражается в наших поступках по отношению к людям, к нормам общественного поведения, к закону. А духовность что такое? Это христианское понимание исходит из первоначальной истины о Боге, Который есть Дух. Это, прежде всего, любовь, смирение, милосердие, жертвенность. Православие открывает нам закон, без знания которого ни человек, ни общество не могут жить нормально. В нём утверждается, что внутреннее, духовное состояние человека полностью определяет всю деятельность человека, весь характер его творчества во всех сферах: религии, философии, науке, политике, искусстве, предпринимательстве. Научные открытия последнего века уже вплотную подошли к расшифровке генома человека, и, следовательно, открывается дверь к каким угодно манипуляциям с природой человека, что неминуемо приведет к бесконечным вариантам ее «улучшения», то есть к искажению, извращению самого человека.
Академик Н.Н. Моисеев выразил это в ярких словах: "Могущество цивилизации многим начинает казаться неотвратимым бедствием, а весь искусственный мир, т.е. вторая природа или техносфера – каким-то монстром, с которым человечество его породившее, не в состоянии справиться. Глобальная катастрофа может разразиться столь стремительно, что люди окажутся бессильны".
Идёт какая-то тёмная борьба против человека как образа Божия. Ведь нельзя забывать о том, что есть не только Бог, но и сила, противостоящая Ему. Страшная и безумная, с которой нужно бороться на самой ранней стадии её развития.
Хотелось сказать молодёжи, что в наше счастливое время этих сатаниских сил даже не ощущалось. Двери в домах никто на замки не закрывал. Любого путника в каждом дому обязательно приютят, накормят и обогреют. Лечили людей и учили детей всегда высококачественно и абсолютно бесплатно. Никто даже мысли не держал, что когда-нибудь люди будут питаться генетически модифицированными продуктами, а напиться водички можно было безбоязненно прямо из-под крана. Деньги считались эквивалентом труда, и на них можно было покупать только материальные вещи. Честь, совесть, патриотизм и прочие духовные ценности за деньги не продавались.
И пусть я до конца жизни так и не пойму, для чего родился и жил на этом свете, но сегодня мне становится страшно заглянуть в будущее, страшно за всех потомков, потому что сама Божественная природа уже начинает освобождать себя от этих насильников, веками издевающихся над ней. Алкоголизм, наркомания, СПИД, коронавирус COVID–19 - что дальше? Какую ещё кару придумает природа, чтобы уничтожить своих безумных, но имеющих высоко развитое сознание, земных насильников, прущих напролом против Бога?
*** Основано на выдержках из статей заслуженного профессора МДА А.И.Осипова.
Свидетельство о публикации №225011501724