5. 01. 25 Литургия. Бог - брат
https://t.me/flavianow/43590
Страну нашу Российскую и все православные христианы, Господи, сохрани их на многая лета! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Как сказал один владыка на проповеди, сегодня вы слышали самое скучнейшее Евангелие - одни имена, имена, имена, все имена чужие, ни Вани, ни Маши, все какие-то непонятные имена. Но это, на самом деле, упрёк нам, потому что если мы не знаем этих людей, то, значит, мы не открывали Библию. А ведь каждое из этих имён - это целая история. Причём история, которая достойна целого романа, целой экранизации. Если мы возьмём одного только Авраама или одного только Моисея, там вообще целая эпоха, что один, что другой человек! И мы с вами здесь впервые ещё встречаем женские имена, что на самом деле для Библии не совсем, скажем так, правильно, потому что Библия написана мужчинами и написана для мужчин, а не для вас, не для женщин. Вы согласны с этим, дорогие прихожанки, поэтому вы и не читаете, да? Вы знаете, что эти имена - абсолютно чужие женщины, некоторые из них даже не еврейки, и они попадают в родословную Христа, неужели они не достойны того, чтобы их здесь помянуть и тем более открыть Библию и все-таки почитать эту историю, почему они попали в эту родословную Христа? Ведь если внимательно посмотреть, да, хочется верить, что там одни благочестивые люди, замечательный кроткий царь Давид! Но увы, согрешил с женой друга. Урия ее звали, мы знаем. Поэтому она тут упоминается, и она становится матерью Соломона. Соломон премудр, но после его грехопадения распадается Израильское царство надвое, и больше никогда оно не объединяется, и после него одни только неблагочестивые цари, да? Среди них потом стали появляться благочестивые, но совсем редко и совсем как исключение уже даже.
То есть, получается, Христос не только имел порядочных людей в своей родословный, но и глубоко непорядочных, глубоко грешных, глубоко неверующих, умерших без покаяния, которые совратили людей, развалили страну грехами своими... Но мы слышали и о порядочных, о которых, например, апостол Павел сегодня очень подробно говорил, что весь мир их недостоин, а они жили как последние нищеброды. Ходили непонятно в чем, жили непонятно где, в каких-то ущельях, погибали от меча, перепиливаемы были даже не простыми пилами, а деревянными пилами, например, пророк Исайя. Мы недостойны их, но Христос рождается.
Мы с вами имеем удивительного Бога, который называет Себя нашим братом! Мы можем так про кого-нибудь ещё сказать? У нас не совсем хорошие отношения с нашими братьями, с нашими сёстрами. Бывает не у всех, слава Богу. Но бывает, мы не всех можем друзьями назвать, хорошо, если есть хоть 1 друг или хоть 1 настоящая подруга. Бог даже Иуду называет: друже, не целованием ли ты предаёшь Сына Человеческого? Но Он к нему обращается: друже. Бог к нам обращается как к друзьям, друзья ли мы ему? Бог обращается к нам как к братьям и сёстрам, а братья и сестры мы Ему?...
Бог роднее-родного нам, мы не имеем никого роднее, чем Господа Бога.
Но, вспоминая Адама, сразу все как бы и становится понятно; когда он жил в Раю, можно ли было его человеческую волю отличить от Божественной воли, не совпадали ли они, я вам подсказываю: да или нет? Да, да, дух человеческий совпадал с Духом Святым в Раю у Адама. Да, да, неотличимо было! Почему он был так велик, он был больше, чем ангел или нет? Да, да, больше, потому что именно Адам носил Образ и Подобие Божие, и больше никому из ангелов Господь такого не дал, никому. Все потому, что у Адама было послушание, смирение и благодарность, то, на чем зиждется православие - на этих 3 китах, так сказать. Но как только он потерял хоть 1 из них, он согрешил... И как согрешил? Настолько страшно согрешил, что уже сколько тысяч лет назад жил Адам, а мы до сих пор тащим это бремя, мы все удобопреклонны ко греху, все без исключения. Но несмотря на это, мы встречаем удивительные образы, опять же, послушания, смирения и благодарности, например, у святых Богоотец Иоакима и Анны, например, у Самой Богородицы, например, у великих пророков, чьи имена мы уже с вами слышали. Мы видим, что, оказывается, это возможно, и именно тогда человек становится велик, когда он живёт с Богом, когда он в послушании у Бога. Когда он смиряется перед всеми ударами жизни и когда он с благодарностью живёт, несмотря на то, что он, может быть, самый нищий, самый голодный, а он этого даже не замечает. Если его спросить: ты счастлив, он скажет: да, я самый счастливый человек на земле! Как это? - у тебя одежды нет, у тебя еды нет, у тебя нет крова над головой, тебя все предали, ты самый больной. Говорит: ну и что? А что мне мешает быть счастливым, что меня может отделить от любви Христовой? Ни высота, ни глубина, ни широта, ни долгота. Помните, как говорил апостол Павел: ничто и никто не может меня отлучить от любви Божьей.
Бог нас любит, как даже ангелов не любит. Понимаем ли? Ради ангелов Христос распялся, ради ангелов Христос рождается в вертепе, в пещере, в хлеву, в совершенно нечеловеческих условиях, и Сам проживает нищую жизнь? Не как царь! Он когда-нибудь, хоть раз в жизни поел, как царь, Он хоть 1 день в жизни провёл, как положено царю, хоть 1 день был в Его жизни такой? - нет, ни разу, и Он это говорил, что птицы небесные имеют гнезда, и лисы имеют норы, а Сыну Человеческому негде главу преклонить. Бог смиряется, Сам Бог смиряется, Сам Бог находится в послушании, Сам Бог в благодарности нам, за что, мы что для Него сделали? Мы создали для Него нечеловеческие условия, мы подарили Ему греховную человеческую природу, больную, удобопреклонную ко греху, и именно с этой плотью Христу пришлось жить и, слава Богу, не согрешил, а ведь Его тело мучило; мы с вами прекрасно знаем, как тело нас, бывает, мучает, как тяжело бывает справиться с унынием, с депрессией, как опускаются руки, когда отчаяние, когда разочарование, и кто из нас застрахован от разочарований, и сколько у нас ещё их впереди, мы не знаем, даже приблизительно не знаем, через какое горнило каждого из нас Господь проведёт. И все эти страдания мы будем все равно проносить. Мы не спрячемся от них. Мы все равно переживём все, что нам Господь Бог подаст; и позор может быть, даже и мучение может быть. Господи помилуй!
Но ещё раз глянем на все эти имена. Не все из них приняли эти мучения, и этих страданий достойны не все. Но тех, которые приняли, мы с вами называем великими, называем их великими пророками, великими патриархами, великими предками, и мы гордимся, что они есть в родословии Христа. Все то же самое касается и каждого из нас, нашей родословной. Благодаря великим нашим предкам мы с вами здесь живём. Благодаря их жертвам, их страданиям освещается наша с вами жизнь, благодаря тому, что проливается до сих пор кровь, неповинная кровь, мы с вами имеем мирное небо над головой. Высока цена, она только одному Богу ведома, насколько она высока, потому что Бог, сотворив каждого человека по Своему образу и подобию, понимает, насколько нам тяжело даются эти страдания, насколько нам тяжело даётся вынести самих себя, справиться с самими собой, удержаться в вере, не потерять веру, не потерять любовь, не потерять надежду. Очень тяжело, оказывается, любить... очень тяжело, оказывается, верить... очень тяжело, оказывается, надеятся... Но все это возможно не потому, что мы можем, а потому, что Бог даёт. И если мы берём, тогда это можно, тогда это возможно. Бог даёт всем. Всем, всем, но только некоторые становятся избранными, но Бог даёт всем, как мы с вами помним во всех притчах о брачном пире, о свадебном пире. Бог всех зовёт на эту трапезу, Бог всем даёт возможность причаститься, но не все причащаются, но даже и те, которые причащаются, и из них не все причащаются, и это мы знаем и с трепетом, с трепетом думаем об этом: Господи, сподоби, Господи, благослови не меня ради грешного, а имени Твоего ради, потому что Ты есть любовь. Ты один любишь нас, а мы? А мы не знаем. Мы учимся, и за наши ошибки страдают все, мучаются все, и Господь тоже это все знает, но Он все равно рождается. Вот удивительная любовь Божья, Бог знает, какие мы непотребные, Бог знает, какие мы уродливые, какие мы глупые, какие мы жестокие. Он всю глубину знает падшей нашей природы, все Он это знает, а Он все равно рождается. Он все равно приходит к нам, и Он приходит в каждое сердце.
Дай Бог, чтобы Христос родился в душе у каждого человека. И будем молиться, чтобы мир пришёл на землю вместе со Христом. С праздником вас, дорогие мои, и причастников особенно поздравляю вас с принятием Святых Христовых Тайн!
Свидетельство о публикации №225011501734