24. 11. 24 Литургия. Ближний
https://t.me/flavianow/40883
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Причастников наипаче поздравляю с принятием святых Христовых Тайн и ещё и ещё раз поздравляю вас с великим торжественным днём памяти святаго преподобного Мартирия Зеленецкого и Великолукского чудотворца. Мы с вами уже совершили литургию, а там сейчас идёт освящение храма и служба в самом разгаре. И, конечно, на душе очень трепетно, что в нашей местности есть наши любимые святые, это не только Мартирий Великолукский, это ещё и патриарх Тихон, всероссийский чудотворец, к которому мы тоже, наверное, обращаемся и молимся вместе со всеми. Где бы не были наши святые, они остаются нашими ближайшими ближними!
И сегодняшнее Евангелие, на самом деле очень, очень сложное... Если брать каждое слово, то, наверное, на каждое слово, на каждую фразу Христову можно писать целые поэмы, целые рассказы и целые гигантские труды и огромные сочинения и диссертации на каждую фразу. Здесь попробуем разобрать с вами вот этот злободневный вопрос книжника: кто есть ближний мой? Мы все с вами судьи, мы постоянно судим, мы каждый день это делаем, и не один раз в день мы это делаем. Мы в этом живём. Мы судим, какая погода нравится нам или не нравится. Мы судим людей по одёжке, это известная пословица, помните, да? Провожаем по уму, значит, и чужой ум мы тоже судим, и у нас есть мнение, какая должна быть одежда, какой должен быть ум, какие должны быть слова, как должно быть сказано. Это пример из семьи, когда муж и жена общаются: ты не так сказал, сказала жена.
Ну что я не так сказал?
Ты не так акцент сказал!
Какой акцент? Я просто сказал, - мужчина говорит, - я просто сказал, а должен был как сказать, непросто?
И так у нас получается все время, мы все время, все время, все время судим. А мера этого судейского правила у нас какая, где эта рулетка? Где этот безмен? Где он у нас? С чего мы взяли, что мы правы? Ну, кто дал нам эту власть? Есть люди, которых судьями ставят, у них определённые правила. Их не так просто поставить судьёй и там у них очень жесткие наказания за нарушения. Если судья каким-то образом согрешил, его наказывают, он вообще-вообще всего лишается, он не может ни нормальную пенсию получить, ни нормальную работу найти. И там очень сложно, на самом деле, потому что ты вершишь судьбы человеческие, а ты же такой же человек, облечённый такой же страстью, такой же плотью греховной.
И поэтому смотрите, что у нас получается, у нас все перевёрнуто. Мы считаем, что самый счастливый человек - это успешный человек. Вот у него все ладится с деньгами, все ладится с делами, и мы оцениваем другого человека по его успешности. И нам, конечно же, очень хочется, чтобы он был ближний мой, потому что, ну, вдруг мне тоже что-то перепадёт. Я вот так вот посмотрю на него, поучусь у него, ну, может быть, и мне что-то тоже перепадёт от его счастья. А ведь как Христос говорил, что Царствие небесное внутрь вас есть. То есть все счастье, которое только есть, оно уже внутри меня есть, оно не снаружи, оно внутри, но я его не вижу. И, соответственно, для меня ближним становится совершенно другой человек. Просто потому, что, ну, мы с ним хотя бы ни разу не поссорились. Он ближний, а домочадцы становятся врагами; и враги человеку домашние его - Мы сразу вспоминаем слова опять же Христа, да? И нам это очень удобно. Да, враги, да, мы живём под одной крышей, и Христос говорил: двое лежат на одной постели, один берётся, а другой оставляется, двое пашут на поле, один берётся, а другой оставляется. То есть мы вместе работаем, вместе живём под одной крышей, но мы не ближние, мы враги, потому что мы не прекращаем судить, судить и судить, и судим все подряд от дел, от вещей, от явлений, и даже Самого Бога. То есть нам хватает нахальства даже и Бога судить. И мы это тоже делаем, потому что когда что-то происходит, особенно когда происходит горе, и человек, например, кого-то хоронит близкого, он руки разводит и говорит Богу: как так? Ты куда смотрел вообще? Господи, Ты что, Сам не видел, что ли? Что Ты натворил? Что Ты натворил, Господи? Ну так говорят обезумевшие в горе? Да и мы это все знаем и по себе, когда происходят какие-то беды, на нас навалившиеся, мы не спрашиваем: зачем, мы сразу задаём глупейший вопрос: почему? Да, на глупые вопросы Бог не отвечает. Не почему... Ну нет ответа на этот вопрос, ну нет его. А вот если: для чего? Ну тогда да, можно ещё как-то обдумать. Ну это только когда уже страсти улягутся, когда разум немножко охладеет, когда сердце хотя бы немножко остынет, тогда действительно до тебя ещё может что-то дойти, и ты можешь и сам ответить на этот вопрос, потому что Бог ничего от нас не скрывает. Он хочет, чтобы мы были счастливы. И даже когда горе нам выпадает, Он хочет, чтобы мы были счастливы и в горе. И, конечно, великая радость для человека, когда у него появляется друг, ну или подруга - с этим сложнее. Я прекрасно понимаю вас, женщин, потому что вы и сами себя не понимаете, а тут ещё попробуй понять другую женщину. А у неё там что в голове происходит или с эмоциями, да? Поэтому очень сложно. Нам, мужчинам, очень сложно найти друга. Вам, женщинам, найти подругу ещё сложнее. И поэтому это великое счастье, когда мы встречаем таких людей, которые дружат, дружат не просто годами, а десятилетиями. Что, у них грехов что ли нет, у этих друзей, что, они безгрешные? Да нет, все как обычно. Так почему мы дружим? Потому что это приносит счастье, это приносит такое благодатное счастье, что другой, абсолютно другой чужой человек становится мне роднее, чем кто-либо на земле.
И поэтому Господь Бог хочет на таких примерах показать нам, Он нам Друг ещё больше! Но до нас пока это дозреет, мы так вроде бы умом-то понимаем, что, ну да, конечно же, а как же ещё иначе-то, но в принципе, нет, мы так себя не ведём, потому что мы нахальствующие, мы дерзаем Бога судить. Мы считаем, что вот так должно быть в моей жизни, и я должен её, эту жизнь, сам управлять. Но этого нету. Этого никогда не было и никогда не будет. Всегда и во всем Бог управляет. Всегда будет именно так, как Бог хочет, а не так, как я хочу. Но, к сожалению, нам с самими собою очень сложно. Нам трудно подружиться с собственной головой... Поэтому, дорогие мои, помните, что это самый простой путь попасть в Царствие Небесное: никого и никогда и ни за что не судить. Также как и Господь Бог. Вот уже сколько тысяч лет прошло после распятия Христа, а Христос до нынешнего дня не судит нас. Он делает все возможное, чтобы спасти всех, всех без исключения. Всем Господь Бог открыл рай, рай открытый! А мы в него туда хотим, да? Ну, потом, не сегодня, сегодня мы пока погрешим ещё. Ну что это такое? Вот так вот мы все: потом, потом, потом, так нет этого никакого “потом”, оно либо сейчас, либо никогда.
Поэтому, дорогие мои, у нас начинается пост. Вот у нас последние 2 дня, во вторник заговенье, этот пост ещё называется Филиппов, потому что последний день, 27 ноября, перед постом у нас память апостола Филиппа, поэтому он ещё и Филипповским называется. Но, конечно же, он Рождественский. Он не сложный, он рыбный. У нас только в последнюю неделю перед Рождеством Христовым мы упраздняем рыбку и уже переходим на такой, достаточно похожий на Великий пост. Поэтому постарайтесь успеть попоститься, успеть немножко поработать над собой, поработать над своими страстями. Успейте начать читать духовную литературу. Надо успеть положить труд!
И ещё хочу напомнить вам, что у нас сегодня память матушки нашей Стефаниды, горячо нами всеми любимой, мы её помним и, конечно же, от всей души желаем ей Царствие Небесное, чтобы ей не было стыдно за нас! Царствие ей небесное и вечный покой. И у нас сегодня у маленькой Стефаниды тоже именины, мы её тоже поздравляем с днём её небесного покровителя.
Свидетельство о публикации №225011501781