История ненависти

В 2015 году в издательстве АСТ в редакции Елены Шубиной вышла книга Басинского «ЛЕВ в тени льва. История любви и ненависти».
Уже сама обложка вызывает недоумение: кто чья тень, если первый Лев подан аршинным шрифтом и цветом – раздражителем для быка и индюка, а второй уравнен графически со словом «тень»?
То ли Басинский примерил, на этот раз, на себя роль тореадора, к ногам которого должен был пасть великий Лев Толстой, то ли – роль хулигана, дразнящего «индюка» – «Лёлю»…
Несомненно одно: мы имеем дело с атакующим невежеством.
Хорошо оплачиваемым, но, все же, невежеством. 
Можно построчно это показать, как то сделано с предыдущими опусами новоявленного «толстоведа», но перо вываливается из рук.
Всему есть свой предел. Каждая следующая книга Басинского способна вызвать только отрыжку. Это неудобоваримое чтиво.
Начиная с обложки, аннотации, эпиграфа…
«Тот, кто понимает Толстого, не следует за ним. А тот, кто следует за ним, не понимает его», – предпослан автором эпиграф ко всей книге.
В своих «Воспоминаниях» дочь Толстого Татьяна приводит эти слова Василия Маклакова, одного из своих друзей. А сам известный адвокат в своей Речи на вечере в память Л.Н. Толстого 5 января 1921 года говорит об этом совершенно иначе.(См. Приложение)
Речь большая, с весьма убедительными доводами профессионального защитника, хорошо понимавшего учение Толстого. Может, он был даже единственным, кто настолько хорошо и правильно понимал то, чего ради Толстой составил Четвероевангелие, и почему он не мог не сделать это!
Но следовать учению Толстого Маклаков не мог в силу того, что принимал жизнь такой, каковой она была, признавал государство со всеми его институтами насилия и активно участвовал в спасении этого государства, когда оно распадалось.
Чтобы позволить себе отделиться не только от Церкви, но и от государства, нужно было быть Толстым. Львом Николаевичем!
Государство Романовых и государство большевиков это понимало.
Эту величину, эту глыбу нельзя было переместить в острог, или на каторгу. Ее опасно было трогать.
И только Басинский никак не может это понять.
Он предлагает разговор о Толстом, за которым не шли умные люди, те, кто успел его «раскусить», а глупцам, мол, было всё равно, лишь бы быть рядом с известным человеком. И поскольку книга посвящена Льву-сыну, а не его отцу, то речь идет о том, как, в первую очередь, умный сын не последовал за отцом, впавшим в «старческий маразм».
Но кто они – заказчики этой истории ненависти?


Рецензии