Читаем Муламадхьямака-карику. Глава 20
Семя — причина ростка. Семя прорастает, когда возникают соответствующие условия. Т.е. когда причина сочетается с условиями. Росток существует в семени в потенциальном состоянии в виде генетической программы. Возникновение ростка — это его переход из потенциального состояния в актуальное.
20.2. Если следствие, возникающее из сочетания причин и условий, не существует в этом сочетании, то как оно может возникнуть из этого сочетания?
Следствие существует в причине в потенциальном состоянии.
20.3. Если следствие существует в сочетании причин и условий, тогда оно бы воспринималось в этом сочетании, но оно не воспринимается в этом сочетании.
Потенциальное состояние ростка в семени воспринимается. Частью семени является зародыш — зачаток будущего ростка, который прорастает при благоприятных условиях.
20.4. Если следствия нет в сочетании причин и условий, то эти причины и условия были подобны непричинам и неусловиям.
20.5. Если причина прекращается, передав следствию свою причинность, тогда у причины будет двойственная природа: одна – дающая, другая – прекращающаяся.
Семя переходит в росток не за одно мгновение. Оно постепенно прекращается, как семя, отдавая всё ростку. С одной стороны оно дающее, с другой — прекращающееся.
20.6. И если причина прекращается, не передав следствию своей причинности, тогда возникновение следствия после прекращения причины будет беспричиным.
Семя успевает передать всё необходимое ростку до своего прекращения.
20.7. Если следствие проявляется вместе с сочетанием, тогда следует, что производящее и произведенное появляются одновременно.
Производящее и производимое появляются одновременно.
20.8. Если следствие проявляется прежде сочетания, тогда следствие, свободное от причины и условий, было бы беспричинным.
Нет, следствие не проявляется прежде сочетания.
20.9. Если причина, прекращаясь, переходит в следствие, тогда получается, что эта причина, уже возникшая прежде, возникает снова.
Причина может длиться некоторое время, воспроизводя себя каждое мгновение вплоть до своего прекращения.
20.10. Как может причина, которая прекратила действовать и исчезла, породить уже порожденное следствие? Как может причина породить следствие, оставаясь неисчезнувшей и содержа в себе следствие?
Если семя постепенно переходит в росток, то оно постепенно исчезает и постепенно порождает следствие.
20.11. Но если причина не содержит в себе следствие, тогда как она сможет произвести следствие? Воспринимается это или не воспринимается, но причина не производит следствие.
Причина содержит в себе следствие в потенциальном состоянии.
20.12. Нет связи прошлого следствия с прошлой причиной, как и с той, которая сейчас возникла или возникнет в будущем.
Прошлой связи актуально нет, но она была. А раз она была, то неужели она не оставила следа? Связь прошлого следствия с прошлой причиной есть в снятом состоянии. Таким образом, она есть с той причиной, которая сейчас возникла или возникнет в будущем.
20.13. Нет связи возникшего следствия с еще не возникшей причиной, а также с прошлой и нынешней.
Актуально следствие и причина должны возникать одновременно. Поэтому нет смысла говорить о отсутствии связи возникшего следствия с еще не возникшей причиной. И распространять это отсутствие связи на причину прошлую и нынешнюю.
20.14. Нет связи еще не возникшего следствия с нынешней причиной, а также с еще не возникшей и уже прошедшей.
Если есть причина, то должно быть и следствие. Очередная бессмыслица, которой Нагарджуна пытается обосновать невозможность связи.
20.15. Если нет связи, то как причина производит следствие? Но если связь есть, как причина производит следствие?
Если есть связь, то причина производит следствие, обеспечивая переход следствия из потенциального состояния в актуальное.
20.16. Если причина пуста от следствия, как она может произвести следствие? Если причина не пуста от следствия, как она может произвести следствие?
Причина не пуста от потенциального следствия.
20.17. Непустое следствие не возникнет. Непустое следствие не исчезнет. То, что не пусто, будет невозникающим и неисчезающим.
Абсолютно самосущее не возникает и не исчезает. Возникает и исчезает то, что сочетает в себе пустоту и не пустоту от себя.
20.18. Как пустое возникнет, и как пустое исчезнет? Отсюда следует то, что пусто, неисчезающее и невозникающее.
Абсолютно лишенное самобытия не возникает и не исчезает. Возникает и исчезает то, что сочетает в себе пустоту и не пустоту от себя.
20.19. Совершенно невозможна тождественность причины и следствия. Совершенно невозможно различие причины и следствия.
Росток тождественен семени по генотипу и отличен по сущности. Следствие в чем-то тождественно причине, в чем-то — отлично.
20.20. Если причина и следствие тождественны, тогда производящий и произведенное были бы одним. Если причина и следствие различны, то были бы тождественны причина и непричина.
В одном отношении следствие может быть тождественно причине, а в другом — отлично. Логика нарушается, если что-то будет тождественно и различно в одном и том же отношении.
20.21. Как причина произведет следствие, обладающее реальным самобытием? Как причина произведет следствие, не обладающее реальным самобытием?
Причина не сможет произвести следствие, обладающее абсолютным самобытием или полностью лишенное самобытия. Причина может произвести следствие, обладающее относительным самобытием, при котором оно обусловлено собой и иным.
20.22. Невозможна причинность для того, что не порождается. Но если причинность невозможна, у чего же будет следствие?
Абсолютно самосущая причинность невозможна.
20.23. Поскольку сочетание причин и условий не порождает само себя, как оно может породить следствие?
Семя и условия, благоприятные для возникновения ростка, не порождают непосредственно семя, а порождают росток, в котором семя опосредовано порождает себя.
20.24. Нет следствия, произведенного сочетанием, нет следствия, не произведенного сочетанием. А как без следствия может существовать сочетание условий и причин?
Как видим, если не издеваться над здравым смыслом и не заниматься софистикой, то нет ничего, что помешало бы следствию быть произведенным сочетанием.
Свидетельство о публикации №225011500666