Заложник басинских
С обложки книги пронзительным взглядом, сверлящим душу, смотрит на нас Лев Николаевич: «И это называется «свободный человек»?»
Безнаказанность за «трилогию» о Толстом сподвигла Басинского на «полную биографию литературного гения в небольшом формате», как предваряет аннотация к книге. И вот здесь у нас гораздо больше вопросов к автору, имеющему «систематическое образование», в отличие от великих мира сего – Петра Первого, всех императоров и императриц Российской империи, учившихся в свое время «чему-нибудь и как-нибудь», не выходя за пределы царских покоев, ну и, конечно, Льва Толстого, поразившего воображение Басинского: «из «пустяшного малого», не получившего систематического образования», вдруг «получился великий писатель и философ». Как?.. Как такое могло случиться?
Но, открыв эту «полную биографию в небольшом формате», или познакомившись с созданным Басинским «литературным гением в небольшом формате», мы можем в очередной раз убедиться только в том, что русский язык не есть родной язык Басинского, что сказалось и на его интерпретациях художественных произведений писателя, до смысла которых горе-биограф так и не сумел добраться.
Но это больше не наша проблема.
Оставив книгу Басинского поклонникам его художеств, вернемся к самому; великому писателю и человеку.
Биографию свою Л.Н. Толстой написал сам. Очень подробно. В надежде, что будет услышан, понят и принят таким, каким был: со всеми достоинствами и недостатками, добродетелями и пороками, грехами и покаянием, силой и слабостями.
Но нам лень читать ее – длиной в 82 года. Утомительно как-то.
Нам бы короткую. Краткую. В «небольшом формате».
Многое останется непонятым? Возникнут вопросы?
Ответим: в молодости много грешил, в старости впал в «старческий маразм», а между – успел написать гениальные произведения. И будем всячески это доказывать, цитируя всех подряд, кто только появлялся у него на пути. Но не станем читать его. – Найдем краткие пересказы…
И тогда мы точно не отыщем ответы на свои вопросы. Нельзя, чтобы исчезла загадка, тайна – в мыслях и поступках гения. А это же именно то, что позволяет нам, закатывая глаза, взахлеб растрачивать свое красноречие, соревнуясь публично в своем «понимании» Толстого: любил мужчин, был жесток с женой и детьми, был против брака, против классической музыки, науки, искусства; «поглощал» каждого, кто к нему приближался; сыновья и дочери были его «тенью»; страдал «слабоумием» и т.д, и т.д.
И ведь никто не возразит, кинувшись к текстам гения, написанным предельно ясно и предельно откровенно. Чем откровеннее с нами гений, тем подозрительнее мы к нему: нас не проведешь!..
«Никто в истории литературы так не любил музыку интимно, горячо, глубоко, до слёз, до потрясения и одновременно ненавидел её – до безграничности, до самоотречения, до запрета для самого себя слушать музыку, как это делал наш уникальный гений Лев Николаевич Толстой…» – услышим мы и от гениального музыканта современности, возрадовавшись за правильно понятого великого Толстого.
Но подытоживающий эту мысль вопрос музыканта: «Где граница гениальности и слабоумия?» сбивает с ног, швыряет нас назад – к невеждам от толстоведения.
Поэтому – никаких биографий! – Читаем Льва Толстого!
Внимаем только ему! Тем более, что сам он постоянно только к нам и обращается.
Услышим его.
Если хотим знать настоящего Толстого.
«29 марта. Две вещи мне вчера стали ясны: одна неважная, другая важная. Неважная: я боялся говорить и думать, что все 99/100 сумашедшие. Но не только бояться нечего, но нельзя не говорить и не думать этого. Если люди действуют безумно (жизнь в городе, воспитание, роскошь, праздность), то наверно они будут говорить безумное. Так и ходишь между сумашедшими, стараясь не раздражать их и вылечить, если можно. 2) Важная: Если точно я живу (отчасти) по воле Бога, то безумный, больной мир не может одобрять меня за это. И если бы они одобрили, я перестал бы жить по воле Бога, а стал бы жить по воле мира, я перестал бы видеть и искать волю Бога. Таково было Твое благоволение.
30 марта. Лег в 11 и встал опять рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьет чай и становится до 12, в 1 становится и до 4. В 4 ; становится и до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели».
«13 янв. 1908. Я.П. 19) Какое странное и верное слово: что муж и жена (если они живут духовно) не двое, а одно существо.
21) Неследование закону непротивления пагубно тем, что уничтожает ту одну религию, которую исповедуют люди христианского мира.
З1 янв. Я.П. 8). Пошел было к Соне, чтобы сказать недоброе об Андрее, и на дороге опомнился: зачем? И, вернувшись, почувствовал новую радость. Я не знаю еще хорошенько радости общения t;te ; t;te с Богом, с одним Богом без людей. А какая это радость!
23 февр. Анночке: пойми, что ты не самка, a человек. А главное,
помни, что твое дело – совершенствование твоей души, а не брак. И потому, если не удался брак или ошиблась, оступилась, не только не отчаивайся, но знай, что в этом исправлении ошибки – твоя жизнь и твое благо. Если и станешь самкой, то стань человеческой, – не скажу выше, а человечнее животного. –
Это записи совестливого человека. Это мысли верующего. Убеждения человека, жаждущего справедливости. Мысли отца дочерей, которым он не желал в браке участи самки: не нашла своего человека – будь свободна; ошиблась в браке – одна не пропадешь – исправь «ошибку»…
И кто возьмет на себя смелость написать его биографию, опираясь на мнения «99/100 сумашедших», не вылезавших из постели?
Ограничимся Хронологией жизни этого великана и пойдем за ним.
«Так что же нам делать?» – вовлекал он всех в необходимость уже сейчас начать что-то делать, чтобы спасти народ и спастись самим.
Сам вопрос есть протест, мятеж личности против всей системы.
Непротивленец злу насилием предлагал действовать! –
Не поняли. Не приняли. Не узрели вдали призрак философского парохода, на который уже составлялись списки…
Но 56 лет – не старость. «Маразм» не припишешь.
«Ужасная развязка приближается» предупреждал он задолго до…
И ушел – до начала развязки...
«Безумный, больной мир» вылечить было нельзя.
Но продолжать ходить «между сумашедшими» стало невыносимо.
Почему? Глупый вопрос. Ответом на него и будет вся его биография.
С момента рождения… До неизбежности бегства…
Неизбежности возвращения. Куда?
Вопрос давно уже риторический.
Но, не доехав до «Грозного и его окрестностей», он стал заложником не примирившейся супруги, получившей власть над его прахом и совершившей-таки святотатство, выношенное с маниакальной настойчивостью: и священника нашла, и кресты и иконы возложила на могилу, и отпела «заблудшую» душу, веровавшего во Единого и Всемогущего Бога.
Прошло еще сто лет с небольшим, и новые ловцы душ взяли в заложники великана, с которого кормятся так, как не снилось несчастной супруге, убаюкиваемой ими нижайшими поклонами: мол, «великая не менее!.. Гениальная не менее!.. настрадалась несчастная!..».
Но никто не защитил и не сможет сделать этого больше, чем сам Толстой, взявший под защиту не только ее, но всех женщин, участь которых в браке была одна – участь самки, обреченной жить с серпуховскими.
Опомнимся же и мы, наконец. И испытаем радость общения с гением.
Tеte а tеte.
___________
Из книги "Лев Толстой. Вместо биографии"
Свидетельство о публикации №225011500674