Губка

Конечно, конечно, знала и  много раз слышала это высказывание: ребенок как губка - всё впитывает. Слышала, и не один раз могла лично, на своём опыте, убедиться в этом, пока росли мои сыновья. К счастью, в большинстве случаев, этот опыт был комичным. Например, однажды, пока я очень внимательно слушала мою собеседницу - такую же молодую мамашку как и я, мой старший сын исхитрился, незаметно в песочнице подобрал  окурок, и очень натурально, по-взрослому зажимая его между двумя пальцами, стал изображать процесс курения. Причем, не интеллигентно, не тонко и изящно, а так...по-босяцки. Хорошо, что сосед, который, кстати, в этот момент сам курил на лавочке, незамедлительно сообщил мне об этом,  хотя мой сынок подражал именно ему!
Нет, нет, не торопитесь меня осуждать за невнимательность и нерадивость. Я вообще-то - "очень мать", и мои дети  всегда были под бдительным моим контролем! Просто в тот раз....ну, я не то, чтобы расслабилась.., я решила проявить вежливость и внимание по отношению к своей подруге по.. счастью. Счастью материнства.  Она, как раз, рассказывала мне о своих несчастьях. И вот результат! Но зато именно тогда я поняла и запомнила на всю оставшуюся: нельзя одновременно быть и внимательной матерью мальчика приблизительно двух  лет, и внимательной собеседницей кому-то!
Окурок, конечно был отобран, ребенку я, как могла, рассказала, что с земли ничего подбирать нельзя. А вот беседу о вреде курения отложила на более зрелый его возраст. Ведь он тогда не курил. Он не понимал что это такое, в принципе.  Он подражал. Сын лишь повторил то, что впитал от взрослых - именно от того сердобольного соседа.
Ещё одна история, более комичная и яркая, случилась с нами чуть позже. Тогда моему первенцу было три с половиной года. Он рос удивительно смышлёным мальчиком, и развивался не по годам: знал, например, наизусть не только стихи, но и целые книги в прозе запоминал и декламировал. Он очень любил , когда ему читали, и потом, ещё не умея этого делать самостоятельно, изображал чтение просто по памяти. Я уже не говорю о том, что мультфильмы, которые тогда нечасто были по телевизору, он показывал  в ролях, дословно и артистично представляя каждого из героев.
Так вот, однажды мы угодили с ним в больницу. Это было впервые в нашей жизни. Его и моей. Общей. Он заболел дизентерией, уж по чьей вине - умолчу... Но так случилось. Не ложиться было нельзя. Состояние требовало медицинских манипуляций и помощи, которую дома оказать не представлялось  возможным.
Не стану описывать ужас молодой матери, каковой я тогда являлась, мои переживания и неусыпные ночи, моё обморочное состояние... Почему я о себе? Да потому, что ребенок после даже не помнил обо всём с ним тогда случившемся, а я....я умирала. Мне это стоило многих здоровых лет жизни. Не скажу о седых волосах. Это клише. Впрочем, их нет и по сей день. Генетика, генетика. Не более.
Итак, во время очередной лечебной манипуляции - то ли укола, то ли взятия каких-то бесполезных, бессмысленных протокольных анализов, сын так отчаянно сопротивлялся, что его пришлось держать нескольким медсёстрам и санитарке! Меня, конечно, выгнали из кабинета... Я, теряя сознание от криков своего ребенка, подыхала под дверью... Когда всё затихло, и меня, наконец, позвали, сын поднялся с кушетки, окинул всех присутствующих презрительным, полным ненависти взглядом, и громко сказал: "Вы - слюхи, слюхи! Вы все - слюхи!".
 И я, и остальные "слюхи",  без перевода поняли этот  шепелявый, детский язык... Возникла немая сцена и довольно продолжительное оцепенение. Первой очнулась санитарка. Ведь они - санитарки, всегда самые первые, самые главные в больницах, самые находчивые, самые умные. Они всё знают. Они ставят диагнозы и всех на место, они лечат, они руководят и строят пациентов и докторов.  И эта, конечно,  тоже, дорвавшись до власти, решила построить то ли меня, то ли трёхлетнего ребенка, и истерично взвизгнула: "Да его не в инфекции нужно лечить, а в психушке!".
Ну, ребята, как парировала ей я - полуживая, непомнящая себя от страданий ребенка, мать -  дословно не скажу. . Мои выражения были не столь литературными, как у сына. Я весьма доходчиво объяснила этой главной в больнице специалистке по всем вопросам,и по совместительству  психиатру, куда ей стоит пойти, и что дети - они просто копируют взрослых, они  впитывают от нас всё: и плохое и хорошее. Впитывают привычное и случайное! И, дай, Господи, чтобы ее дети впитали от нее и от окружения, от улицы, от детского садика и школы...от колонии малолетних и колонии строго режима...только хорошее! На том мы и выписались из больницы. Вылечились, стало быть. И вылечили. Всех.


Эпилог.

А объяснение тех экспрессивных слов сына простое. Нет, мы не употребляли их обиходно в семье, и он вряд-ли слышал их где-то ещё - слишком мал был,..  Просто однажды...моя мама - его бабушка ,значит, гуляла с нашей любимой колли, а та..сбежала от нее! Сорвалась с поводка, выкрутилась - хитрая была бестия, умная, и отправилась в самовыгул. Течка. Природа взяла верх над послушанием. Она взяла своё. Мама вернулась без нее, без нашей Дженни. Уставшая и убитая, бабушка в полном бессилии, произнесла: "Эта шлюха сорвалась! Представляете, она сбежала от меня... Зову - ноль реакции! Как будто она - не она, а я ей - совершенно посторонняя, она меня и не знает! Час искала! Не отзывается! Куда-то рванула... Ой... Что теперь будет??". Да... Очень часто мы расчеловечиваем людей, сравнивая их с лютыми и свирепыми зверями. И не менее часто мы очеловечиваем  животных, наделяя их при этом не только нашими  положительными качествами...  Поведение нашей любимицы мама расценила совершенно по-человечески. И сравнила её...с человеком - с женщиной. Вполне определенной породы. 
Сын был в комнате. Он все слышал. И понял: такое экспрессивное слово означает - плохая, непослушная. Понял и применил потом  так, как понял - правильно и по назначению.
А с собакой тогда обошлось. Ведь с ними, с собаками, всё намного проще.


Рецензии