Мнг. тэргуьуьн и лат. tergum

В монгольских и индоевропейских языках есть следы 4 и 5 латералов. То есть их буквосочетание TR, T-R, DR, D-R часто соответствует ауарскому 4 латерала КЬ, то есть  скрипучей аффрикате с  таёрдонёбным корональные упором. Следами 5 латерала явл. KR- K-R. Мы со своей стороны для удобства объединяем эти латералы в 4 латерал.

То что лингвисты незнакомы с этим явлением вполне достаточно д для того, чтобы поставить под сомнение ряд их псевдонаучных выводов.

Монгольские языки древнее индоевропейских и лучше сохранились индоевропейских. Сравнивая монгольские и нахско-дагъестанские языки порой отчётливо заметны контуры праязыка. В нём имелись латеральные.

Халха ТЭРГУЬУЬН "голова, начальник; передний, передовой": ав. диал. БЕКЬЕР, ав. литер. БЕТIЕР, диал. БЕЛЬЭР "голова, начальник". В других нахско-даг. языках лишь рефлексы 4 латерала типа дарг. БЕКЬ. В дарг. КЬ не сам латеральный, а его рефлекс.

Вот его соответствие в латинском: TERGUM "спина, тыл; голова; штука ( о животных".

Это продолжение той же самой темы, что и мнг. ТАРГА "жирный, упитанный", но ав. КЬАРА ( T.LhARA) "то же". Здесь 4 латерал. Или же нем. TREIBEN "бить, ударять, печатать", Treppe "лестница", но ав. КЬАБИ-ЗЕ (T.Lhabi-) "бить, ударять, печатать".

В случае с мнг. ТЭРГУЬУЬН мы видим ещё одно ав. соответствие - КЬЕР ( T.LhER) "цвет", т.е. "кожа, шкура". В прошлых статьях мы неоднократно этот вопрос поднимали. И до нас ни один лингвист этого не заметил.

С халха-мнг. в этом плане намного легче, потому что в нём высокая частотность употребления латеральных.

Для нас давно было ясным, что фракийское племя ТРЕРОВ связано с ав. КЬЕР "цвет, масть", КЬЕРИЛА-В "сверстник, ровесник". Фракийский этноним YRER должно было означать 'цвет, масть, шеренга, армия". В качестве понимания семантики можно сопоставить с ивритские TZEVA 1. цвет, краска; 2. армия. Смысл понятен- возрастная категория молодёжи без, по-крайней мере, видимых физических изъянов. Трерами античный мир зачастую называл всех фракийцев (ThRAKIOI). Причём, фракийские треры выступали в роли союзников киммерийцев (Kimmerioi). Некоторые историки даже пишут, что и сами киммерийцы могли быть частью тех же ТРЕРОВ.

Так что именно киммерийцы могли быть мнг. ХОЬМОЬОЬР (ав. HUMER). То есть из какого-то общего с мнг. и нахско-дагъестанскими народами круга племён. Родственного - в языковом плане. Но развивать эту тему мы не можем ввиду отсутствия надёжных оснований. А так, чисто умозрительно, фракийские ТРЕРЫ - от ав. КЬЕР, а киммерийцы - ХОЬМОЬОЬР/ HUMER, HOMER. Кроме языковых данных, есть ещё утверждения историков о том, что палеокавказцы принимали участие в совместных с киммерийцами успешных вторжениях на Ближний Восток.

Таким образом, киммерийцы могли иметь отношение к группе утраченных ныне языков, которые можно было бы сблизить с современными мнг. и нахско-дагестанскими языками.

По крайней мере, ни в каких других языках нет более подходящего варианта для объединения "передового подвижного отряда" ( академик Дьяконов) и грузинским GMIRI "герой". Единственно правдоподобное - мнг. ХОЬМОЬОЬР и ав. HOMER/ HUMER/ HEMER. Финнское KUMIRTAA "кланяться" в контексте " лица, лицевой ( передней) части, почётного гостя" тоже понятно. Сюда же чеч. ХЬОМЕ, ХЬОМСАРА "дорогой, уважаемый" (о гостях и т.п.). Напомним, что в мнг. языках ХОЬМОЬР, ХОЬМОЬОЬР " прчётное место для гостя ( красный угол)".В каких-то языках каменные изваяния всякого рода героев, прародителей, видимо, так и назывались - "ликами почётных гостей". Отсюда и понятно:

 Кто это, чьё изваяние?
- Чей-то GMIRI/ KUMIR/ ХОЬМОЬОЬР.

У монголов почётного гостя усаживали в северной части юрты, а лицом он должен был быть обращён на юг - к входу в юрту. У дагуров до сих пор север - это мир куда "поднимаются" предки. А уходят их души на север по реке. Про умерших сородичей говорят, что он "поднялся", всегда имея ввиду притоки рек, по которым можно плыть на север. Там у них первопредки.

Одна из причин по которой славяне могли уважать выходцев из Скандинавии в том числе их северное расположение. Правда, мы точно не знаем какую сторону вост. славяне оставляли миру первопредков, но у монголов такую роль играла северная сторона. Она у них в юрте и в наши дни почётная. Все входящие в юрту первым делом оказываются прямо напротив того кто "в авторитете". Это получается по-ауарски "ГЬУМЕР-/ГЬОМЕР-аб рахъ". Лицевая сторона. Это многовековые традиции, поэтому их следы в языках сохранились- выход/вход на юге, "авторитет" на севере.


Рецензии