О Суде Божьем, частном и Страшном Суде Христовом

                Учение о Божьем Суде является краеугольным камнем церковной науки о загробной жизни (эсхатология). Исходя из человеческой немощи, Писание придало этому Божественному действию юридический смысл, поскольку, что такое суд знает каждый, и в каждом, подспудно, это слово связано со страхом наказания. Поэтому «страх Божий» и «Суд Божий» весьма близкие понятия. Наше судопроизводство связано с оправданием и наказанием виновных от имени государства, существование которого вне судебно-правовой системы невозможно. Даже во времена  первобытнообщинного строя, задолго до появления государственности, вожди племен вершили свое правосудие. И в этом было их главное предназначение. Позже, этот принцип был заложен в основу царской (императорской) власти. Однако Господь превыше всего тварного и человеческого. Поэтому Его Суд не имеет ничего общего с нашим представлением о нем. Задача всякого суда заключается, во-первых, чтобы под страхом наказания предостеречь от совершения преступления, а во-вторых, силой закона защитить общественный строй от анархии и произвола. Суд Божий решает совершенно иные задачи и к юриспруденции не относится. Нам важно разобраться в этом вопросе, поскольку все говорят о Страшном Суде, но мало кто понимает его смысл и значение; а это, в свою очередь, ведет к искажению духовной жизни, а значит лишает спасения, внушая  ложные представления о загробном мире.  Чтобы не запутаться в определениях и правовой терминологии, необходимо понять отличия между судом человеческим и Божиим, и в их сравнительном анализе выявить сущность Божественного правосудия.
                Правосудие возможно только при следующих обстоятельствах: наличие судебной системы как неотъемлемой составляющей государственной власти, развитое законодательство, определяющее сферу действий и полномочий суда и системы принуждения к исполнению его решений. Отсутствие этих условий или одного из них делает невозможным существование любой правовой системы, а значит и самого государства. В свою очередь, для отправления судопроизводства должны быть: действующий закон, на основе которого вершится суд, уполномоченный высшей властью судья и силовые органы, обеспечивающие исполнение приговора. Всякий закон, помимо описательной части деяния (преамбулы), должен содержать и резолютивную, то есть определять санкции [наказание] за его нарушение. В противном случае, подобный нормативный акт законом, в строгом смысле этого слова, не является.  Вызванный в суд, выслушивает обвинения, дает пояснение по их существу, предоставляет доказательства, судья их оценивает и, руководствуясь законом, выносит окончательный вердикт. Затем подсудимый либо освобождается от ответственности, как невиновный, либо передается в руки властей для исполнения наказания в соответствии с приговором. Кроме того, в современном судопроизводстве есть суды общие, а есть суды присяжных. Они отличаются порядком ведение процесса и определения виновности и назначения наказания. Для нас это будет иметь важное значение при рассмотрении природы Божественного правосудия. Так, вкратце, выглядит суд человеческий. А теперь перейдем с Суду Божьему. Здесь не все так просто и однозначно, поскольку, как я уже сказал, эта часть Божественного Домостроительства находится вне юридической сферы и решает совершенно иные задачи. Даже само понятие «суд», применительно к Промыслу, можно использовать весьма условно и то по причине скудости человеческого языка.  Кроме того, богословская наука знает Суд Божий, частный Суд и Страшный Суд Христов, которые существенно отличаются между собой, хотя для большинства это одно и тоже. К сожалению, современные богословы смешали воедино эти понятия, не видя, или не понимая разницы между ними. Их различие нам и предстоит выяснить. 
                После исхода души из тела над ней вершится частный Суд, и она получает по заслугам, в зависимости от прожитой жизни. Это Суд предваряет Высший, который наступит при конце света. Тогда на Страшном Суде Христовом будет произнесен окончательный приговор каждому, начиная от Адама и Евы и до дня Всеобщего Воскресения. Более подробно я об этом говорил в предыдущей беседе.
                Страшный Суд – связан со Вторым Пришествием Христа. Каждый из живых и мертвых получит свое. Его особенность заключается в том, что на нем многие из осужденных на частном суде могут быть оправданы или получить более мягкое наказание по молитвам близких и Церкви; но это случится не по отдельному приговору Царя Славы, а по закону воздаяния, милосердия и любви. Профанное «богословие» приписывает Христу роль некоего страшного судьи, который сидит на престоле и распределяет кого налево, а кого направо. В обоснование этого принято ссылаться на Евангелие от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.31-34). Такое представление о Божественном правосудии сродни ищущим у Бога руки, ноги и сапоги в придачу (Пс.59:10). Нельзя нетварному и безграничному Божеству приписывать свойства ограниченного и тварного в представлениях лжеименного разума. Суд Христов происходил, происходит и будет происходить от сотворения мира и до конца света. Это не событие далекого будущего, а часть Божественного Промысла действующего с первого дня творения. В день Всеобщего Воскресения свершится  Страшный Суд, но  его вердикт каждый несет в себе уже при жизни. Тогда перед пораженным разумом он явится не решением Христа, восседающим на престоле, а воздаянием за прожитую жизнь. Окончательный Суд произойдет не вовне, а в душе каждого. Престол, о котором говорит Матфей – это не место на облаках, видимое со всех концов земли, а сердце человека, которому откроется все происходящее и с ним, и с миром. Овцы и козлища – не животные, а добрые и благие дела, которые займут свое место перед обличающей совестью.  Определение Суда Божьего мы находим у апостола Иоанна: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир» (Ин.3:19). Это универсальное определение не только частного, Страшного, но и Божьего Суда, о чем я еще скажу. Это не значит, что до Воплощения Слова Суда Божьего в мире не было. Просто он открылся миру с пришествием Христа, стал видимым и указующим в Его заповедях. «Я свет миру», – говорит Спаситель (Ин.8:12). 
                Высшее богословие «апостола любви» Иоанна свидетельствует о том, что Суд Божий свершается над всеми непрестанно, ибо Свет или Христос пребывает в мире всегда. В день Второго Пришествия каждая душа увидит не только свои грехи и добродетели, но и дела остальных, и это будет единая картина мира, открывшаяся мгновенно для всех. Будучи разумной, она сама вынесет приговор себе, и никакой сторонний суд ей не понадобится. Если за грешника возносились молитвы ближних и Церкви, то он это увидит и почувствует облегчение, а значит его печальная участь может поменяться на благую. И это сделает не Судия всяческих, а закон любви и милосердия. Молящиеся за грешника получат воздаяние, как проявившие любовь, а грешник – милость Божию по их молитвам. Утешения, страдания, облегчения на Страшном Суде  – не результат приговора Христа, а следствие приближения или отдаления души от Бога. Именно поэтому, каждый сам себя осудит. Это наглядно подтверждается учением преподобного Максима Исповедника о логосах, согласно которому, всякая разумная тварь получает бытие от Бога, в Котором пребывает всегда, получает бытие в свое время, и к Нему же возвращается в апокастасисе или в день Всеобщего Воскресения. К этому наследию великого отца мы еще обратимся. Нет ничего во Вселенной, в чем не было бы Бога, и что к Богу не вернется в свое время. На этом основано все Православное богословие, и в этом суть Евангельского учения. Христос говорит: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17:21), и Матфей свидетельствует о Царе, Который будет вершить Суд. Поэтому судим будет каждый его совестью, а не кем-то на стороне. Апостол Павел пишет: «будет Бог все во всем» (1Кор.15:28), то есть в каждом человеке; и в силу этого, пребывая во всякой разумной твари, Он не может судить Сам Себя. Осуждение последует совестью и это будет беспристрастный суд индивидуума над собой. Здесь необходимо сделать краткое пояснение о значении слова «Страшный» применительно к Суду Божьему. К человеческому понятию страха оно не имеет никакого отношения, поскольку говорит о страхе Божьем. Богословие знает три  его вида: страх раба (опасение быть наказанным), страх наемного работника (не получить заработанное) и страх сына, который боится причинить боль отцу неблаговидным поступком.  Самый совершенный из них – последний, ибо основан на любви. Применительно к окончательному Суду над миром «страшный» означает, во-первых, преклонение и благоговение перед силой и славой Христа, а во-вторых, завершение мироздания в акте высочайшей любви Бога к человеку. Эта любовь проявляется как в восстановлении высшей справедливости, так и в блаженстве праведников.
                На частном Суде душа тоже видит свои прегрешения и добродетели, и также ее собственная совесть выступает судьей. Однако ей не дано знать судьбы мира и всех остальных, ибо судима она будет в одиночестве, и окончательный приговор услышит в день Второго Пришествия Спасителя, в месте определенном по ее заслугам «Судом первой инстанции».  Необходимо отметить, что в современном богословии существует и другая крайность в понимании Страшного Суда. Так небезызвестный ренегат Церкви бывший диакон Андрей Кураев* (признан иноагентом)  считает, что Бог: «Судит нас не по законам справедливости, а по законам милосердия. Он готов переступать требования «справедливости» и не взирать на наши грехи. Справедливости требует диавол: мол, раз этот человек грешил и служил мне, то Ты навсегда должен оставить его мне. Но Бог Евангелия выше справедливости. И потому, по слову преп. Максима Исповедника, «Смерть Христа — суд над судом». Для темы же о Суде важно помнить: судимы мы Тем, Кто выискивает в нас не грехи, а возможность примирения, сочетания с собой». Эта болтовня беглого диакона представляют собой смесь оригенизма и толстовщины. Первый учил, что все души спасутся при конце света, а последний призывал всегда подставлять вторую щеку, поскольку считал, что через это проявляется милосердие и любовь. На самом деле Кураев так и не понял, что справедливость не может быть не милосердной, а милосердие – несправедливым. И если Бог «выше справедливости», то это не Бог, а скорее диавол, которому Кураев в справедливости не отказывает. Кроме того, как я уже сказал, Христос нас судить не будет, в буквальном понимании этого слова, а значит Ему ничего в нас выискивать не нужно. Он и так знает, что каждый из себя представляет с его грехами и добродетелями. Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
                Частный Суд – это особое посмертное состояние, при котором душа видит все свои грехи и добродетели, оцениваемые совестью, как непогрешительным критерием добра и зла. Чем сильнее обличение совести, тем тяжелее наказание грешника. Бесы знают тяжесть грехов, соответствующих каждому мытарству, и подвергают душу истязаниям в соответствии с приговором совести. Равно и ангелы возносят душу праведника в горние обители, согласно ее заслугам, вытекающих из подвигов благочестивой жизни. 
                Страшный Суд – это, прежде всего, завершение истории мира и переход всего тварного в иное состояние вечности и бесстрастности. Земля с ее флорой и фауной преобразятся в свое первозданное райское состояние, а люди получат нетленную природу (тела), чтобы праведники испытывали вечное блаженство в Царствии Небесном, а грешники вечные муки в преисподней. В завершающем акте Воскресения небесное объединится с земным, ангельский мир с человеческим, святые с живущими, Церковь Земная с Церковью Торжествующей или Небесной. Свет, явленный в грядущем на облаке Христе, разделит в совести каждого грех от святости и порок от добродетели. В ком преобладает порок, тот низвергнется в огонь  вечный для мучения вместе с диаволом и его слугами, а кто сохранил в себе благо обретет упокоение в обители праведников.  И это будет не по решению Судии, а по закону притяжения: чем массивнее объекты, тем больше сила притяжения между ними, но чем дальше они друг от друга, тем слабее притяжение. В ком больше зла, тот ко злу и притянется, а в ком больше добра, тот вознесется к источнику всякого блага. Это и есть высшая форма беспристрастности, а значит – справедливости. Как пишет преподобный Максим Исповедник: «Ибо суд одних словом и делом по достоинству наказывает, а с другими обращается, приспосабливаясь к каждому соответствующим образом – согласно существу и качеству имеющийся у него добродетели или порока». Заметьте, что Максим говорит не о наказании Судьей, а судом, то есть имеет ввиду не юридический аспект, а глубоко нравственный, ибо суд, о котором он говорит – это прямое действие совести, а не решение Владыки. В последнем акте милосердия Божьего исчезнут все добродетели, которыми спасались благочестивые при жизни, кроме одной – любви. Ничего иного в Царствии Небесном не будет, и даже веры, поскольку она исчезает, когда становится доступным объект верования. 
                В завершении темы нам осталось выяснить, что такое Суд Божий. Это основа всего Божественного правосудия и Домостроительства или Промысла о человеке. На его основе зиждется все мироздание. И, конечно же, этот Суд совершенно иное понятие, чем частный или Страшный Суды Божии, поскольку они действуют в разных сферах бытия и решают каждый свои задачи. Суд Божий не связан с понятием вины или греховности. Его смысл в раздаянии или распределении благ, поддерживающих равновесие, порядок и бытие мира, что кратко и емко выражает известный латинский афоризм «каждому свое», но не в плане воздаяния по заслугам, а как справедливое распределение благ, поскольку всякая вещь  [включая разумных] может вместить только то, что она может.  Вот какое понятие Божьего Суда содержится в учении преподобного Максима Исповедника, который выводит принцип распределения благодати, исходя из различий или возможностей каждой твари: «Различия же указывают на Суд, ибо по различию мы научаемся тому, что Бог есть Премудрый Распределитель, исходя из природной силы логосов [способности] всех сущих, – и далее он продолжает, –  Промысел и Суд Божий, которые мыслятся не столько как воспитующие и наказующие силы Бога, сколько как положительные действия Божии в мире, направленные на сохранение его в единстве и разнообразии. Суд, карающий зло, наказует искажения – прошлые, настоящие и будущие. Ограничивая сущность, способность и энергию сущих, суд пребывает вечно сохраняющим собственную беспредельность. Божественный суд, таким образом, рассматривается как премудрое уготовление для промыслительного движения. Промысл и суд содержатся в Божественной энергии, направляемой на творение». Необходимо дать краткое пояснение этим словам, явно не земного происхождения.
                Тайнозритель Божественного говорит о следующем. Смысл Суда Божьего состоит, не в наказании, а в справедливости, то есть в обеспечении  равновесия всех тварных сил, на которых созиждется мироздание, или, говоря иными словами – в недопущении хаоса. Под силами понимается не действие, а качества, которые заложены, согласно плану творения [логосам] в каждой вещи, включая разумных тварей: людей и ангелов. Следовательно, всякое творение подразумевает приведение в бытие вещи, наделенной способностями, без которых ее создание лишено смысла. Это совершается при помощи Божественных энергий [движения], которые, в данном контексте,  рассматриваются как Суд Божий. Всякий суд, как действие, – это состояние динамическое, а не статическое, а значит связан с движением. Поэтому Божественный Суд – это проявление нетварных божественных энергий в мире, направленных на предотвращение хаоса, упорядочение сущего и  благобытие [благодатное, доброе, истинное состояние] Вселенной.
                Мы рассмотрели понятия Божьего Суда, частного и Страшного. Для правильной жизни во Христе они имеют непреходящее значение, поскольку раскрывают действие Промысла в нашем мире. Зная, как происходит Суд над душой, каждый может еще при жизни предопределить его приговор, своим отношением ко злу или пороку. Не нужно ждать и опасаться решения «страшного» Судии по исходе души из тела. Достаточно обратиться к собственной совести и узнать, что ждет каждого за гробом. Если совесть молчит, а таковых становится большинство по мере приближения к концу света, то суд уже свершился и обвинительный приговор душе вынесен. Если она обличает, то милость Божия не отошла от человека и шанс оправдаться сохраняется вплоть до смертного одра. И ради времени, отпущенного для покаяния, вершится Суд Божий, продлевающий и поддерживающий дни бренного мира до окончательного решения судьбы, всего, всех и каждого в день Всеобщего Воскресения.


Рецензии