Норманны, викинги, варяги - 5
В русских летописях, как все мы хорошо знаем, сообщается, что в середине 9-го века ильменские словене и их соседи (роды кривичей, чуди, веси, мери, муромы и др.) платили дань варягам, которые пришли откуда-то «из-за моря». Кроме летописей, дериватив от существительного «варяг» в форме «къ варяж…» встречается лишь в одной, да и то поздней, найденной в Новгороде, берестяной грамоте № 851, датированной 1140–1160 годами. В архангельском говоре фиксируется слово "варяжа", обозначающего пришельца, купца, прибывшего из-за моря, а также само заморье, заморскую сторону. В Московском регионе в старину варягом называли "наезжего купца", занимавшегося мелкооптовой и розничной торговлей.
В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях уточняется, что «варязи» жили («сидели») «къ западу до земле Агнянски и до Волошьски», т.е. в регионе, граничившим с нынешней землей Шлезвиг-Гольштейн и Северной Италией, где в то время правили лангобарды. Вспомним в связи с этим англо-саксонскую «Песнь о Видсиде», в одном из фрагментов которой викинги выступают как отрасль лангобардов. Разумеется, территория обитания варягов ни до какой Италии (ни до исторической области Валахии) доходить не могла, и на самом деле в летописях, вероятно, имелся в виду тот регион обитания «длинных бород», который они занимали в 5-м веке - нижнее течение Эльбы, куда племя, согласно Павлу Диакону, переселилось из Скандинавии.
Однако Аль-Масуди (ок. 896-956 гг.) как будто не подтверждает скандинавское происхождение варягов, упоминая среди славянских племен Средней Европы «народ аль-варангабин». Что касается других ученых средневекового арабского и персидского Востока, их суждения путаны и противоречивы.
Так, Аль-Бируни (973-1048 гг.) в пересказе Абу-ль-Фиды (1273-1331 гг.) сообщает, что «варанки» жили «на берегу моря Варанк», т.е. Балтийского, «на севере у саклабов» (славян), по соседству с келябиями (аль-килябийя). В келябиях комментаторы кого только не видят: и колбягов (скандинавских купцов?) Руси 11-12 веков, и балтов, и северных угро-финнов, и печенегов и византийских кулпингов – наемников неизвестной этнической принадлежности, и скандинавских кюльфингов – норвежцев, вооруженных дубинами (по другой версии - луками), переселившихся, согласно «Саге об Эгиле Скаллагримссоне», на север Норвегии и противившихся объединению страны. В Центральной Швеции обнаружены камни с руническими надписями, в которых читается личное имя Кюльфингер (KulfinKr). О колбягах благодаря фрагменту в «Русской правде» известно, что они как-то связаны с варягами и являются язычниками. По мнению В.Н. Татищева, колбяги - это жители приморского региона вокруг современного польского Колобжега.
По сведениям Аль-Хараки (жил в конце 11-го-начале 12-го веков), «на севере (земли) славян» есть «залив, называемый еще морем Варяжским». Однако затем этот автор начинает путаться, так как пишет о впадении реки Танаис (Дона) в Понт (Черное море), причем Танаис «течет со стороны севера из моря, которое называется Меотис, а это – море Варяжское». Кстати, Аль-Масуди в своем раннем труде «Промывание золота и рудники драгоценностей» утверждал, что по Понту и Меоту (Черному и Азовскому морям) «плавают только русы», которые на кораблях ходят также «в море Аль-Хазар» (Каспий).
У арабо-испанского географа и историка Ибн Саида (жил в 13-м веке) Азовское море тоже названо Русским. Как тут еще раз не вспомнить о знаменитом норвежском путешественнике и этнографе Туре Хейердале, который основываясь на древнескандинавском эпосе, в частности, на предании о стране богов Асгарде (Асгард, дескать, это Азов), утверждал, что варяги на самом деле ведут свой род от сарматских племен, обитавших в Причерноморье! В научном сообществе гипотезу Хейердала отвергают: сарматы – союз кочевых ираноязычных племен – в морские походы никогда не ходили!
При этом известно, что первое упоминание «народа Рос» встречается у византийца Псевдозахарии (6-й век), из сообщения которого историки делают вывод, что речь идет о населении Приазовья. В ученом мире, однако, упомянутому сообщению не очень верят, поскольку, по мнению Псевдозахарии, "мужчины народа Рос имеют большие и длинные конечности", в то время как по соседству с росами "обитают карлики и собакоподобные люди", а также "амазонки - женщины с одной грудью".
Кроме того, мы знаем, что тогда в Приазовье, Подонье, на Северном Кавказе обитали племена аланского этнического массива, т.е. сарматы. Они, по мнению академика Б.А. Рыбакова, длительное время соседствовали с предками днепровских славян, находившихся у сарматов в подчиненном положении вплоть до нашествия готов (3-й век н.э.). В стане антинорманистов ныне популярно мнение, согласно которому до Руси Киевской существовала "Русь Аланская, донская и причерноморская, археологическим соответствием которой является салтово-маяцкая культура". Якобы, "из всех культур Восточной Европы середины 9-го века только она располагала всеми необходимыми материальными, демографическими, военными и организационными ресурсами для организации такого масштабного военного предприятия", как поход русов на Константинополь в 960 году. В книге «Древности Российского государства» (1853 г.) говорится о варягах (разбойниках), живших еще до основания Киева на берегах Теплого (Черного) моря.
Но почему тогда столь "масштабное предприятие Аланской Руси" вдруг возглавили северные варяги со скандинавскими именами Аскольд и Дир, безродные дружинники Рюрика, для которых у того не нашлось ресурсов для "кормления"? В Устюжском летописном своде (Архангелогородском летописце) – летописи, предположительно восходящей к летописному памятнику, ещё более древнему, чем Повесть временных лет, — к Начальному своду, читаем: «… пришли из Варяг два человека: имя единому Аскольд, имя другому Дир; ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села… и приплыста под горы Киевския, и узреста на горе град мал… Аскольд же и Дир рекоста им (местным жителям – А.А.): «И мы есмя князи варяжские», и седоста в городке том княжити, и многи варяги совокуписта, и начата владети Полянскую землю…».
Вот так! Из грязи да в князи (варяжские)! По ничем не подтвержденному мнению историка С.С. Алексашина, «Аскольд был направлен Рюриком Новгородским к югу Руси по просьбе полян для их защиты от притеснения хазар». Надо полагать, что с Аскольдом и Диром пришла в Киев довольно многочисленная варяжская ватага, иначе трудно понять, почему поляне безропотно позволили этим двум проходимцам, «владети» их, полян, землею. Между прочим, в 871 году византийский император Василий Македонянин в одном из своих писем (от письма сохранились лишь фрагменты) королю франков Людовику II Заике называл Аскольда (реконструкторы-норманисты предлагают, что «по-древненорвежски», это имя должно было писаться, как Haskuldr или Hoeskuldr) «прегордым Каганом северных скифов». Тут возникает целый ряд вопросов, например: почему Аскольд принял хазарский титул кагана (так себя называл и Владимир Красно Солнышко)?; кто такие "северные скифы" - славяне, аланы, варяги?
В ответном письме византийскому императору Василию (сохранилось) Людовик Заика заявил, что «хаганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов…». Здесь, как мы можем заключить, король западных франков дает понять, что в Аскольде он видит «государя норманнов» и таким образом, сам того не подозревая, ставит знак равенства между варягами, русами и норманнами. Сильный удар по теории Аланской Руси наносит и свидетельство посла венецианского дожа Пьетро Второго Орсеоло, находившегося в 860 году (год похода Аскольда и Дира на Царьградь) в столице Империи ромеев: "В это время народ норманнов (normannorum gentes) на трехстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю". Выходит, в глазах венецианца варяги Аскольда и Дира это норманны?
Оставим вопрос без ответа (ответ-то есть: норманны - это просто люди к северу от Константинополя) и обратимся к Саксону Грамматику. Сей достойный муж, опираясь на датскую устную эпическую традицию и повествуя о подвигах конунга Фротона (Фроди) I, упоминает какую-то Рутению, или Рускию (Ruscia), расположенную в южной Прибалтике, рядом с землей прусского племени куршей.
А ведь был еще такой историк и дипломат Лиутпранд Кремонский (ок. 920–ок. 972 гг.), который в своем главном труде «Антаподосис» написал: «… народ, который греки по его внешнему виду называют Rоusios (среднегреческ. «русиос», предположительное заимствование из латинского, где rossus – красный; следовательно, «русиос» - это «рыжеволосые или русоволосые» - А.А.), мы же (немцы — А.А.) по их месту жительства зовем «нордманнами… Королём этого народа был Игорь». Относительно процитированного фрагмента антинорманисты доказывают, что речь идет не о морских разбойниках-норманнах, а просто о людях, живущих к северу от византийцев и южных немцев (Лиутпранд родился в Северной Италии и происходил из лангобардов).
Задолго до Лиутпранда из Кремоны историк Иордан помещает ругов в Скандии (Скандинавия), отмечая, что «статностью» они схожи с данами (ну, это он выдавал желаемое за действительное, т.к. «реальные» даны из всех скандинавов были самыми низкорослыми и темноволосыми). В хронике Адальберта Магдебургского, описывающей события 961 и 962 годов в Киеве, княгиня Ольга называется «королевой ругов» (regina Rugorum). Руги, по мнению норманистов, и есть летописная русь.
В саге о Тидреке Бернском (собрание древнегерманских сказаний, записанное в 13-м веке при дворе норвежского короля Хакона IV) упоминается конунг Хертнид, правивший «Русцией» (Ruszialand) и «русскими» (Ruzumanna). В этой стране, говорится в саге, есть «большие» города: Киу (Киев), Смалиски (Смоленск) и Палтески (Полоцк), но столицей назван Хольмгард. В 44-м разделе саги Осантрикс, сын Хертнида, ни с того, ни с сего утверждает, что род Аттилы «не так знатен, как были русские люди (Rusimenn), наши родичи».
Ещё о русах, ибо наши летописи, рассказывая о призвании варягов, упорно твердят (в переводе на современный русский язык): «… И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались». Хорошо известна и такая летописная фраза: «… И от тех Варяг, находник (пришельцев - А.А.) тех, прозвашася Русь» (в другом варианте – «… и от тех варяг прозвася Руская земля»).
У Аль-Якуби (ум. между 897-905 гг.) и Аль-Масуди «маджусы» (язычники), бравшие в середине 9-го века штурмом Севилью, ушедшие затем в Румийское (Средиземное) море, а оттуда в Понт (Черное море), и грабившие там прибрежные города, именовались «народом ар-рус(ийя)», т.е. русами. В «Житии Георгия Амастридского», составленном около того же времени, отмечено, что варварский народ «рос» напал на город Амастрида, на малоазиатском побережье Черного моря, появившись «из озера Пропонтида» (Мраморное море). Получается, что уважаемые Аль-Якуби и Аль-Масуди ставят знак равенства между «ар-русийя» и «аль-урдуманийун» (норманны) испано-арабских авторов. Другими словами, русь – это норманны?
Аль-Идриси (жил в Испании и на Сицилии в 12-м веке) относил к земле норманнов-маджусов Восточную Прибалтику от границ страны земгалов (предков латышей) до сопредельных с Польшей владений Киевской Руси.
У географа Ад-Димашки (1256-1327 гг.) читаем: «великий залив Окружающего океана (Атлантики)… называется морем Варанк… Варанки же есть непонятно говорящий народ … они суть славяне из славян (комментаторы трактуют это выражение, как знаменитейшие из всех славян – А.А.)». Поразительно, но оборот «славяне из славян» корреспондирует с латинской надписью на надгробии поморского князя Богуслава IV (ум. в 1309 г.). Там князь именуется «Slavorum Slavus dux» (герцогом славянином из славян), что вдохновляет сторонников гипотезы о западно-славянском происхождении варягов.
В данном контексте несколько странно выглядит свидетельство испанского еврея Ибрагима ибн-Якуба, в 965-966 годах посетившего с дипломатической миссией земли прибалтийских славян. Он сообщает: «И граничат с страной Мешко (владениями польского князя Мешко I, ум. в 992 г.) на востоке русы и на севере брусы (очевидно, пруссы, поскольку о них далее сказано, что они населяют берега «Окружающего моря»). По мнению историков, границы владений Мешко на востоке проходили по левому берегу среднего течения Вислы, поэтому русы у Ибн-Якуба живут в относительной дали от Балтики, в современной Восточной Польше. При этом Ибн-Якуб отделяет славян от русов, утверждая «…приходят к нему (городу Прага – А. А.) из города Кракова русы и славяне с товарами… И доходят товары их (славян) морем и сушей до русов и до Константинополя…». Далее следует загадочная фраза: «Нападают на них (пруссов) русы на кораблях с запада». Выходит, русы, находясь «на востоке» от владений Мешко, садятся на корабли в среднем течении Вислы, доплывают на них до Балтийского моря и оттуда, с запада, атакуют пруссов?
В Первой Новгородской летописи под 1296 годом уточняется: «... она (Лукерья, жена польского короля Пшемысла II - А.А.) бо бе рода кнезей Сербских зъ Кашубъ, отъ помория Варязкаго, от Стараго града за Кгданскомъ».
В данном контексте Варяжское Поморье - это явно регион южной Балтики, заселенный балтийскими славянами - поморянами (ободритами/бодричами).
Картина еще более запутывается, если почитать статьи отечественной антинорманистки историка Л.П. Грот. В ее труде «О летописных урманах и о титуле «Князь урманский» утверждается, что к востоку от Вислы начиналась земля прусов (с одним «с») «представителей одной из ветвей гаплогруппы N1с1»; они, дескать, «мигрировали из Зауралья в Восточную Европу, уже освоенную ее насельниками - представителями гаплогруппы R1a (ариями, древними русами), около 2500-2000 лет тому назад и восприняли ИЕ».
Как можно «воспринять ИЕ», автор умалчивает. Зато доказывает, что «прусы» и есть летописная русь, населявшая балтийское Поморье, «где Куршский залив издавна назывался Русною». Автор ссылается при этом на мнения М.В Ломоносова, называвшего этот регион «Неманской Русью», и русского историка и этнографа 19-го века Ивана Боричевского, именовавшего его «Русью Прибалтийской». По словам Л.П. Грот, «В.В. Фомин показал, что идею Ломоносова поддерживали даже такие норманисты, как Миллер и Карамзин. «О ней, - заявляет Л.П. Грот, - писал крупнейший современный историк А.Г. Кузьмин» (он, наверно, писал, но «поддерживал ли?»).
Свидетельство о публикации №225011500785
Рюген и ободриты с запада от пруссов. Они и есть русы-венды.
Нил Максиня 13.04.2025 23:25 Заявить о нарушении