Советская эстрада на пороге творческого климакса

  Вторая половина 1980-х, даже уже год где-то 1988-й. В СССР во всю идёт Перестройка. В "Огоньке" и "Комсомольской правде" в каждом номере ужасающие разоблачительные статьи о том, как на костях народа и революционеров строилось наше светлое настоящее.
  А многим звёздам советской эстрады, которые ещё недавно были вечно молодыми, уже стукнуло лет по 40, и даже слегка поболее того. Но конкретные даты рождения любимых артистов были покрыты мраком тайны - гласность ещё не набрала обороты.
  И вот, оказалось, что к 40 годам у многих артистов советской эстрады начался "молодёжный период". Раньше они пели под оркестры или аккомпанирующие ВИА,а теперь вдруг выскочили под синтезаторы-компьютеры. Да ещё, благодаря гласности, из подвалов и провинциальных клубов самодеятельности повылазили всякие молодые рокеры - металлисты и прочие демаскировавшиеся стиляги, короче, молодая поросль.
  А конкуренцию с молодыми выдерживать надо - тут и опыт, и связи, и профессионализм.
  Т.е., налицо достижения научно-технического прогресса, социальные перемены и конкуренция со стороны молодёжи плюс веяния мировой моды в лице евродиско и тяжёлого рока.
  Например, С.М.Ротару продолжает сотрудничество с композитором В.Матецким. Вслед за "Лавандой" (дуэт с Яком Йоалой) появляется "Луна-луна", а также "Было, но прошло" (1986-87),аранжировка которой сильно смахивает на Self Control, известную в исполнении Лауры Браниган (1984). В песне "Луна-луна" впечатляет строчка "надо, чтобы всюду было море цветов".
  Ещё вспоминается "Дадим шар земной детям, дадим хоть на день"(1979) - этого дня уже полвека почти всё ждём.
  И зажигательная, но мрачноватая песня "Вот и лето прошло". Под её мотивы почему-то перед глазами начинают плыть новые на тогда советские магнитофоны в чёрных пластмассовых корпусах, а также бесчисленные позднесоветские и постсоветские спальные микрорайоны, в некоторые из которых впоследствии
вклинилась непонятная бронетехника с целью "освобождения" (превращено в руины) и "коллективизации" того, что в них и от них осталось после бегства жителей и дальнейшего присоединения.
  В Мариуполе (тогда город назывался Жданов) в те годы на фоне "Азовстали" снимался депрессивно-скандальный фильм "Маленькая Вера"с несчастливыми циничными высокомерными и не всегда вдумчивыми героями и молодой
актрисой с характерной фамилией Негода (так по-белорусски звучит слово "невзгода").
  Насколько шедевральна архитектура индустриально-курортно-портового Мариуполя и что с ним стало через >30 лет после съёмок такого кино к 2015, а также в 2022 - с его многоквартирными домами и рынками - см.
на фото соответствующих сайтов.
  В фильме "Маленькая Вера" много характерных для Перестройки песен - вроде бы даже Тальков с песней "Осенний дым"!
  Сейчас обратил внимание, что Владимир Матецкий -ещё и композитор фильма "Маленькая Вера". И там вставлены песни "Вот и лето прошло" и некоторые другие из того периода. И вот интересная связка получается. "Маленькая Вера"- фильм несколько спорный (тогдашняя молодежь на фоне бесперспективности, парни там стремятся друг друга уничтожить драками).
Мариуполь с танковым приходом "русского мира" в 2022 процентов на 90 сожжён/разрушен, не говоря о жертвах среди мирного населения. Песня "Вот и лето прошло" после этого попала вроде бы в список нежелательных для трансляции в РФ, но народ эту музыку помнит. В фильме много показано расхлябанности,неопрятности. Вера ходит в рваном халате, "Волга"-такси без колпаков на колёсах, корабль, где молодежь употребляет алкоголь и ест арбузы, сильно ржавый, родители Веры, особенно мама, какие-то на взводе и печально-озлобленные (перестроечная чернуха. Частное видео той поры с бытовой неустроенностью и развалом на кухнях у Башлачёва, Талькова и т.п.) Чернуха началась до перестройки (фильм "Клетка для канареек"), но в ее пору расцвела буйным цветом. Вроде песен "Улица роз", "Раскачаем этот мир" или "Искушение" группы "Ария".).
  Слишком много совпадений плюс антикультурная политика в странах бывшего СССР, в т.ч. РФ. Антисоветчина перекинулась и на культурное наследие.
  Кстати, элементы молодёжности в творчестве СофииРотару были заметны задолго до Перестройки - песни "Дни летят - за восходом закат" (1984, "Обычная история" (1977г. - типа "караул, мне скоро стукнет 29!"), также был ряд песен, о которых нынче мало вспоминают - "Я провожаю твой самолёт" (Песня нашего лета), "Время моё", выполненное в тяжёлороковом стиле, "Караван любви", интонационно напоминающий Black Sabbath того же периода с Тони Мартином на вокале (Kill in the Spirit World). После выхода РФ и всех остальных из СССР Софья Михайловна продолжала выдавать хиты - "Хуторянка", "Засентябрило" совместно с Н.Расторгуевым, "Люби меня" на фоне постсоветской
пустоты:
В скрипе ржавых батарей
Сгорает отблеск дня.
Возьми, в кастрюлю суп налей,
И накорми меня-
Корми меня, корми меня,
Ещё вкусней корми меня!
(пародийная шутка на последнюю из перечисленных песен из второй половины 1990-х)
 Но больше помнятся песни советского периода вроде "Аиста на крыше"
 В АиФ на фоне разжигания и самооправдания в 2024 в статье про поэта Михаила Шаброва,автора текста "Лаванды" в целях гарантий безопасности издания умолчали и ни разу не упомянули имя исполнительницы - доброжелательность не вписывается в новую имперско-шовинистическую концепцию ядерного самовозвеличивания, да и песни про мир и дружбу им теперь ни к чему - зачем всё это, когда всё материальное-тленное можно заполучить, просто приставив нож к горлу мирового сообщества, пригрозив атомной бомбой или чем-то подобным?
 Потому что согласно теории заговора, если кто-то с кем-то дружит, это "против нашего доминирования". Как с такими песнями отвечать за свою оголтелость?
  Поэтому господ Шариков приглашают на новые сталинградские битвы, на
защиту силикона и интересов животного доминирования.
  У Аллы Пугачёвой в то время также происходил "моложёжный период" с участием В.Кузьмина-И.Николаева. В начале 1987 в СМИ пропечатали её скандал в гостинице. Сотрудничество с В.Кузьминым началось году в 1985, после Р.Паулса, параллельно с Николаевским "Паромщиком" и "Счастьем в личной жизни". В 1986 вышла песня "Две звезды", напоминающая мелодией итальянского певца Аль Бано, а осенью состоялась концертная поездка группы с Пугачёвой/Кузьмина в зону ЧАЭС, для ликвидаторов, через Киев.
  В 1987 выходит шумная песня "Алло-о-о-о -Алло!"-на фоне прежней многогранности и утонченности номер выглядел несколько оголтелым, а к середине 1988 вышел диск-"диалог", где одна сторона была с песнями Удо Линденберга, а другая- с песнями Пугачёвой при участии В.Кузьмина. После пластинок с песнями "Найти меня" ("Пришла и говорю") и "Надо же" (сплит-сингл). В 1989 гастроли в КНДР и ГДР также с Владимиром Кузьминым на соло-гитаре.А ещё тогда вышла песня "Не имей сто рублей, а имей
сто друзей". Рок-рок-рок! Ещё бы, когда из-за океана Сидерелла с Ган-з-н-роузесами  в спину дышат. Почему-то А.Пугачёва мне на сцене Оззи Осборна напоминала, и наоборот.Радиомикрофон без провода, разница в возрасте
менее полугода, бесшабашный оптимистический гедонизм. Алла только про атомные бомбы пела меньше.
  С приходом 90-х Алла перескочила на композитора Крутого, вокал второго плана в киркоровской песне "Зайка моя", песню про речной трамвайчик, по некоторым данным, представляющую в настоящее время угрозу для госбезопасности правящего класса псевдоимперии, спела пару песен Татьяны Снежиной -"Позови меня с собой" и "Просто так надо жить", а после переключилась уже на пение дуэтом с Максимом Галкиным
  Рок в репертуаре А.Б.задержался ненадолго, как и в постсоветской Рф. Склонность к балагану оказалась стабильнее.
  После советского периода это привело к культивации гламура, нездоровых наклонностей (изврат) увядающей роскоши и к дружбе с переобувающимися на ходу власть имущими.
  Падения от "капитализма" к тоталитаризму Алла не стерпела и заявила, что всегда ненавидела тот сорт людей,влезжих, наконец, на верх руководящей горы, для которых не существует никаких принципов, кроме жажды животного
доминирования любым путём. Вспомнив советскую мораль и поколение своих родителей - свидетелей и участников ВМВ, оказалась по другую сторону баррикад от апологетов имперского невнятного реванша.
  ВИА "Верасы"- в 1986 скандальный уход солистов А.Тихановича и Я.Поплавской. А новые хиты появлялись всё равно. "Куклу мадонну" (1987-88) спела приглашенная из Ленинграда солистка Надежда Воеводина. Гитарист Сергей Ведмедь стал играть запилы и тэппинг в соляках на Гибсоне SG. На ТВ появились песни "Наше лето", "Караван","Облака мечты моей".
  Но к 1988 на пятки стали наступать молодые хеви-металлисты, пока ещё окологлэмового толка - "Европы" всякие, финский Zero Nine, местный "Акцент". В итоге появился некий хард-рок проект "Гурт Васiля Раiнчыка" на материальной базе "Верасов".
  Патлатый молодой вокалист с цепями на шее и в чёрной дефицитной майке носится как угорелый по сцене (до этого уже носился В.Леонтьев). За ним чинно стоят музыканты постарше - клпвишник, басист и гитарист с бордовым Гибсоном SG. Басист одет в форму гренадёра с чёрной треуголкой на голове, усатый начинающий седеть гитарист-во френче наподобие сталинского и в сапогах типа 1937 года. Трубки со сценическим дымом во рту не хватает (Сталин). Клавишник одет всветло-золотистый балахон с жемчужной окантовкой и такого же стиля кокошник. Это как бы "Иоанн Грозный", но в очках в большой
чёрной оправе. "Концепция трёх отечественных тиранов" - прокомментировал позднее в прессе руководитель Василий Раинчик. На барабанщике подобной спецодежды не было - был одет в "стандартный" рокерско-"металлический" прикид.
  На совместном концерте с минским "Акцентом" и финским Zero Nine в павильоне БелЭкспо гурт Васiля Раiнчыка исполнял песни "Крутись, рулетка -
ставки сделаны все ("Я на рулетку ставлю жизнь свою" - у немецкой группы Accept в 1986 вышел альбом "Русская рулетка", но это другой вид рулетки), антивоенную скоростную песню "Полигон" и ещё несколько номеров. Венчала выступление русифицированная версия Can`t Get Enough от немецких "Скорпионс"(1979) с текстом "Каждый день, каждый час учат тебя жи-ить". Вместо "We can`t
get enough" в припеве пелось "Рок!" - па-бу бу ба-бам - "Рок!" - па-бу-бу-ба-бам - "Рок!". В интернете можно найти фото "Верасов" того периода (1988-89) в сценическом прикиде. Выглядят очень карнавально, заметно стремление идти в ногу со временем и с новыми веяниями. Летом 1989 в вечерней телепередаче типа "Сустрэнемся пасля Адзiнаццацi" показали клип "Верасов" на песню "Облакка мечты моей" с солисткой Юлией Скороход. Она ходила босиком по песчаному пляжу (Минское море?), а потом подплыл прогулочный теплоходик с остальными музыкантами. На спасательном круге было написано:"Верасы". На фоне всего этого бурления ещё жил СССР, ещё финансировались ВИА в филармониях, ещё были капельки какой-то доброй теплоты ("В 7 часов у Никитских ворот"-ВИА "Синяя птица"), но ВИА с их профессионализмом стали восприниматься как старомодные, несмотря на профессионализм.
  Многие из членов союза композиторов и поэты-песенники в силу возраста перестали чувствовать дух времени и быть актуальными
  Группа "Браво" вышла на сцену со стилем рубежа 1950-60-х. Эта мода нео-стиляг пользовалась успехом. Конкурентов подобного стиля было немного.Как будто взяло реванш то, что при СССР зажимали.
  Что-то менялось. В минкульте СССР партийцы озаботились следующим вопросом: почему у нас в СССР слушают западную эстраду, а в США и прочих капстранах советская эстрада малопопулярна? Там знают наш цирк, балет, возможно,
Краснознамённый ансамбль песни и пляски им.А.В.Александрова. Но где тамошняя популярность "Песняров"? Или Пугачёвой? Наверное, они неконкурентоспособные там на фоне "Бон Джови" или "Антракса" какого-нибудь по последнему слову техники оснащённого. Вечно мы отстаём от Запада. Надо на базе наших филармонистов срочно сколотить экспортную конкурентоспособную
группу. Например, Gorky Park на базе ВИА "Москва" - с GP-логотипом, похожим на серп и молот - знай наших! И чтоб пели на импортном конкурентоспособном английском языке. И чтоб музыка на Slade похожа была. Или на AC/DC. Бэнг-сида-тарата(музыка и текст Николая Носкова). И с электрогитарой в виде балалайки (не Flying V!) с длинным грифом. Пусть не совсем удобно, зато "Клюква"! Балалайка, матрёшка - всё это наше, навсегда (В.Шумов, группа "Центр"). "Калинка-малинка".
  Ну не автомат же Калашникова с колючей проволокой и надписью "GULAG Immortal!" было тогда всему миру демонстрировать!
  Красные носы у клоунов-слуг народа и политиков - если надавить,то пищит.
  После выхода РСФСР, УССР, и БССР из СССР солист GP Николай Носков переключился на сольную карьеру, исполняя песни про борьбу "одарённости с бесполезностью" (драматизм 90-х). Хард-роком это назвать было уже нельзя. Место солиста в GP занял Александр Маршал (Миньков)(Marsall-человек и усилитель). Псевдоним хорошо сочетается с брендом иностранной гитарной
сценической аппаратуры. С ним вначале 1990-х GP выдали "We can do it together" и некоторые другие хиты. Имидж приближался к стилю "состоятельные и банальные". В связи с тем, что напористая, уже новая молодая поросль продолжала дышать в спину,рейтинг GP снижался. Было уже не совсем до экспорта, и на ТВ стали показывать состав всего из двух человек, да и то с
акустическими гитарами. Судя по всему, проект постепенно заглох. Сам Александр Маршалл к началу 2000-х выдал хит с туманным текстом "мы зажгли наши сны в небесах", про то как,
"Когда любовь войдёт в привычку,
Я выйду вечером во двор,
из коробка достану спичку
И разожгу зимы костер.
И разлетятся наши цепи,
Пылая в небе до утра,
А снег всего лишь белый пепел,
Всего лишь пепел от костра..."
Т.е.взаимоотношения превратились постепенно в холодный бетон спальных районов, в которых, вероятно, и жили герои песни.
На фоне сегодняшних дел:
 "Когда война войдёт в привычку,
Под вечер выйду я во двор.
К ракете поднесу я спичку
И заработает мотор.
И устремится ввысь ракета,
Кромсая дымом небосвод
Пускай сидят теперь без света -
Такой сюрприз на Новый год"
 Гармонически песня дробится на множество разрозненных фрагментов, один из которых похож на"Как прекрасен этот мир - посмотри", хит начала 1970-х, Д.Тухманов-В.Харитонов). Александр Маршал участвовал в саундтреке к сериалу "Истребители", а после 2022 засветился с высказываниями в стиле "не читал,но осуждаю" про запрет говорить ему на родном языке - возможно, даже английском, судя по псевдониму и предыдущей блистательной карьере в небедном экспортном ВИА.
 Валерий Леонтьев к концу 1980-х также подошёл к 40-летней отметке и выпустил песню "Афганский ветер":
Воронка и ещё воронка,
Сквозь лет разлом.
Зачем стучишься, похоронка,
В панельный дом?"
 Успешно продолжал карьеру в намеченном "фламенковском" стиле и в постсоветское время. В 2022 и после на "Песне года" не появлялся в связи с продавливанием морально и идейно обанкротившимися верхами политики
культурного раскола (разделяй и властвуй).

  На фоне перестройки из советской эстрады можно также упомянуть:
композитора Давида Тухманова с группой "Электроклуб" и хитами "Кони в яблоках", "Ты замуж за него не выходи"
(Виктор Салтыков - солист), "Чистые пруды" (солист - Игорь Тальков) и некоторых других "Эх ты, эх я" - солистка Иртна Аллегрова).
 Продолжающих создавать хиты ВИА (Синяя птица, в 7 часов у Никитских ворот),
 Песняры - программа на стихи В.Маяковского (Крошка сын к отцу пришёл),
 Ушедшего из "Веселых ребят"  Алексея Глызина с пластинкой "Зимний сад" (1989, автор песен-барабанщик О.Чайка).
 Юрия Антонова с программами "Кузнечик Кузя на планете Туами"(мюзикл, 2LP) и "Лунная дорожка".
  Запевшенго к 40 годам своим голосом композитора Вячеслава Добрынина.
  Появившихся новых исполнителей -того же И.Талькова, А.Серова, А.Малинина, О.Газманова, Т.Буланову, группы "Комбинация",
"Мираж", "Ласковый май", композитора Игоря Матвиенко с группами "Здравствуй, песня" и "Любэ",
 Катю Семёнову с сольным Вячеславом Малежиком, молодые тяжелые коллективы "Ария", "Круиз", "Чёрный кофе", всевозможный "русский рок"-Алиса, Чайф, ДДТ, Кино, Наутилус Помпилиус, Бригада С и многих других.

 Конечно, на послеперестроечной эстраде появлялись и новые, молодые имена, продолжившие карьеру и в 1990-х и далее. Но начинали они на советской эстраде, зачастую в несколько ином качестве, чем проявили себя далее. А также как с началом 90-х некоторые прежде бодрые молодёжные ВИА стали выдавать немолодёжный шансон ("Прошлогодние глаза"). А Александр Малинин после квазирокового "Осторожно, двери закрываются" нашел свой стиль в декадентском исполнении белогвардейских романсов, на которые пошёл спрос с начала 1990-х.
 Многие артисты после распада СССР, как говорит создатель "волновой теории творчества" Эдуард Ханок, уже "допевали". Но "допевали" они как-то долго, лет по 30, а то и более. Потому что, если у многих активная фаза при СССР была лет 20 или около того, то после распада СССР лет прошло уже больше, чем они творили при СССР. Правда, новых песен в этой фазе по сравнению с эпохой СССР у этих артистов и вправду было не так много. Всё-таки молодость созидает лучше и свежее.

 А про то как советская и российская эстрада связана с украинской - это можно написать отдельное исследование.


Рецензии