И тут они шарахнули!

И тут они как шарахнули! Аж искры из глаз посыпались. Восемь серий я не отлипала от экрана, дабы не пропустить чего-нибудь важное. Лихо закрученный сюжет, крутые виражи, от которых дух захватывало, моя любимая тема - месть злодеянцам, в главной роли - Александр Яценко, которого после «Аритмии» и "Оттепели" нежно люблю — все сошлось в этом сериале. И тут они шарахнули! Они — две дамы: Любовь Баринова, автор экранизированного романа «Ева», режиссер Софья Райзман и сценарист Денис Уточкин. Хотя Софья, может, и не шарахала. Как выяснилось, она покинула проект во время съемок. Кто доснимал сериал — мне не ведомо.

Теперь, когда весь расклад мне известен ( в отличии от тех, кто не успел посмотреть сериал «Ева» - «Дело Германа» - «Я знаю, кто тебя убил» - выбирайте любое название, я смотрела - под номером три), так вот теперь, когда расклад ясен, и глаза уже не искрят, я задаюсь вопросом: а зачем наворотили столько событий на каждый погонный (зачеркнуто) сериальный метр? Зачем нагнетали атмосферу до искрения и сердечной недостаточности? Чтобы в финале сделать прямой, как угол дома, вывод: мстить не надо? Злодеев накажет закон. Ага! Мы так и думали, но почему-то до дыр зачитывали «Графа Монте-Кристо», болели за «Ворошиловского стрелка», жалели Владимира Дубровского, переживали за Гамлета, а его знаменитый монолог «Быть или не быть...» лично я всегда для себя читала, как мстить или не мстить.

Если строго следовать букве закона, то главный герой фильма — сисадмин Герман (Александр Яценко) — злодей. Но злодей какой-то не настоящий, не инфернальный (эдакое зло в чистом виде), а скорее сотворивший зло в силу обстоятельств. Точнее даже — жертва этих обстоятельств. Такой вот пеpдимонокль — жертва — она же и злодей. И выбор на эту роль именно Яценко с его внешностью сказочного Ивана Дурака-Ивана Царевича очень точен.

С детства Герман - классический пример несчастного мальчика для битья. Одноклассники над ним издеваются, мать бросает и его, и сестру Еву ради любовника, отец подкидывает детей бабушке, которая и себя-то раз в год любит, а уж подкидышей, хоть и приходятся они ей внуками, едва переносит,а внука еще и  попрекает инвалидностью (Герман угодил в капкан и теперь прихрамывает). И вот в такой кислотной атмосфере нелюбви, граничащей с ненавистью, дети выросли, полагаясь только друг на друга. Забитый, затюканный мальчишка, может, только потому и не озлобился на весь мир, что рядом была Ева. Она с детства защищала брата от одноклассников, от остервеневшей бабки. Брат - единственный человек, к которому Ева была добра.

Смерть Евы стала для Германа — трагедией вселенского масштаба. В самоубийство сестры он не верит. Герман убежден: сестру убили. И он даже знает, кто. Перед смертью сестра позвонила ему и пожаловалась, что муж — предал ее. Утром ее нашли мертвой. Официальная версия — суицид. И пока бывший муж Евы вьет новое гнездо с другой женщиной за границей, Герман вынашивает планы мести. А когда неверный муж возвращается на родину уладить дела с собственностью, Герман принимает решение отомстить.

Дальше - череда событий, от которых захватывает дух.

Уверовав, что бывший муж Евы и его новая жена виновны в смерти сестры, Герман  устраивает засаду в лесу. Но рука не поднялась расправиться с родителями на глазах маленького ребенка. Кстати, кровная месть зародилась в недрах еще родоплеменных отношений, и наши предки в Древней Руси не чурались наказывать обидчиков, лишая их живота. Но уже в 11 веке на Руси кровную месть законодательно запретили. В современной же России мотив кровной мести при совершении убийства является обстоятельством, отягощающим вину.

И тогда Герман решил похитить малышку. Не ради выкупа, не деньгами он хочет наказать своих обидчиков. Он одержим желанием заставить убийц сестры страдать, корчиться от боли, так же, как страдает сам. И ему это удается. Поиски пропавшего ребенка в фильме очень драматичны, потому что похититель все время рядом с обезумевшими от горя родителями. Он им сочувствует, он им помогает. Он наблюдает. Наслаждается местью?

Поневоле начинаешь размышлять, как мог человек в общем-то не злой, а даже доброжелательный, так изощренно жестоко расправиться со своими обидчиками. Да, он подозревает их в убийстве сестры. Да, он наказывает их, коль официальное правосудие от наказания отказалось. Но не слишком ли жестоко наказание? И где грань, за которой стремление восстановить справедливость становится преступлением? Ведь теперь уже ему предстоит жить с этаким грузом на душе.

Оставив надежду отыскать пропавшую дочь, мать девочки теряет рассудок. Потерю дочери она воспринимает как наказание за убийство Евы и в отчаянии доводит это наказание, как ей кажется, до логического конца: убивает себя, свою мать и мужа. И только тогда Герман понимает, как далеко он зашел в своем желании отомстить. Теперь уже он в отчаянии. Сцена, где Герман, узнавший о смерти семьи похищенной девочки, рыдает под дождем, повторяя, как заведенный: «Я же не хотел. Я же не хотел!» - символически ставит точку и в череде событий, и в замысле авторов показать, что месть не приносит облегчения душе, а напротив погружает ее в еще большие страдания. Тут бы авторам и остановиться. Виновные раскаялись, месть лишена своего романтического ореола, навеянного литературой, все довольны, зрители расходятся.

Но создателям сериала мало привести героев к покаянию, им надо не просто вбить гвоздь, им надо и доску расколошматить в хлам. В результате еще четыре или пять серий мы следим за тем, как Герман, искупая свою вину, растит похищенную девочку, как родную дочь, окружив ее заботой. Более того, он искренне привязался к ребенку, он любит девочку, как родную дочь. Но эта любовь не спасает его от сокрушительного разоблачения и неизбежного наказания.

Подросшая девочка, что и следовало ожидать, раскапывает правду о гибели своей семьи и роли в этой гибели человека, которого она считала своим отцом.В век интернета это нетрудно. И если до своего прозрения она нежно любила Германа, то теперь люто его возненавидела, собирается сменить фамилию и имя, а на суде, заявить, что приемный отец издевался над ней и нaсиловал ее все эти годы. Надо ли говорить, что ожидает Германа в местах не столь отдаленных с такой-то статьей и с такой характеристикой! Но он принимает свалившееся на него несчастье как должное. И ненависть горячо любимой, хоть и приемной дочери он принимает безропотно. Единственное, что беспокоит его, как дочь перенесет открывшуюся ей правду. Справится ли с этим горем, не сломается ли. Он жалеет ее. И это так по-человечески, так по-отцовски, что никак, ну, никак не могу я его воспринимать как злодея. Он не пытается себя оправдать, покорно ждет решения своей участи, отчетливо понимая, что сейчас несет наказание за свое преступление, и несет его, если уместно говорить о достоинстве в подобной ситуации, именно с достоинством.

И на этом надо было бы поставить точку. И тогда к мысли о том, что месть губительна в первую очередь для самого мстителя добавился бы в качестве вишенки на торте постулат о том, что за все человек в этой жизни платит. И расплата настигает в самый неожиданный момент, когда вроде бы все забыто, все долги вроде бы оплачены. Можно расслабиться и радоваться жизни.

И тут они шарахнули, эти авторы, режиссеры, сценарист и прочие продюсеры. Им, как я уже говорила, показалось мало гвоздя, вбитого в мозг зрителя и главного героя, и пошли колошматить доску, только щепки полетели.

В последнюю, можно сказать, минуту, в финале фильма вдруг выясняется, что родители девочки в смерти Евы оказывается не виноваты. Не убивали они ее, веслом по голове не били. Ну, сподличали по-житейски, ну, согрешили чуть-чуть, так не они одни такие. Вон сколько мужей изменяют своим женам — и ничего. А расплата прилетела почему-то только этому несчастному семейству. Да еще какая! По гамбургскому счету. Не буду спойлерить, кто оказался злым гением и замочил в сериале всех. Кто захочет — посмотрит, игра Александра Яценко того стоит.

Но вот авторы меня разочаровали. Такой поворот сюжета в одночасье опустил психологическую драму до уровня третьеразрядного детектива, где убийцей назначают того, кто меньше всех заметен. И все. И что должен унести зритель после просмотра? Какой вывод сделать? Не мстите, ибо вы можете ошибиться и наказать невинного человека. Для психологического фильма - очень топорно, в лоб. Так стоило ли лес городить целых восемь серий, чтобы в финале взять и спустить всю психологию в канализацию.

Вспомнился в связи с этим фильм Виктора Сергеева «Палач» (1990 г.) с блистательной Ириной Метлицкой в главной роли. Она тоже горела желанием отомстить изнaсиловавшим ее подонкам. Но авторы фильма поступили куда как изящнее своих современных коллег. Не грузили сюжет крутыми наворотами по принципу - маслом кашу не испортишь, не нагоняли хронометраж. Отсекли все ненужное до двух серий, оставили только то, что четко сработало на идею: мститель переходит за грань допустимого, и сам становится преступником. А за преступлением неизбежно следует наказание: героине тоже пришлось заплатить — жизнью человека, которого она полюбила. И опять наши симпатии на стороне мстительницы. Почему? Почему при всех раскладах и выводах о неприемлемости мести мы так снисходительны к мстителям? Не воспринимаем их как преступников, а сочувствуем им?


Рецензии
Доброго дня, Нина!
Вот сейчас тот самый случай, о котором говорят: не нравится - не читай! А как, не читая, узнать, что не нравится? Я имею в виду только то, что рецензия на фильм мне не интересна и смотреть его я бы не стал. Но как автора я Вас уважаю и читаю ВСЁ, что увижу. Тексты Ваши хороши, просматривается хорошее образование и воспитание, живой ум и знание жизни. И в этой рецензии всё это есть. Вот пусть это и будет оценкой Вашей публикации. А Фильм я не смотрел и вообще этим не увлекаюсь. Всё ещё некогда.
Всего Вам самого лучшего в этом году!
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   15.01.2025 16:08     Заявить о нарушении
Василий, благодарю!

Нина Роженко Верба   15.01.2025 16:16   Заявить о нарушении