Мировая история через призму этногенеза Глава 2
Не каждый готов согласиться, что жизнь, основанная на репликации белка, возникла на планете лишь однажды, а все её формы есть продукт эволюции.
Такая постановка вопроса неминуемо ведёт к выводу, что мы родственники не только неграм и папуасам, кстати, дата рождения митохондриальной Евы рассчитана с точностью чуть ли не до года, но и бациллам и глистам.
Как аргумент напомним: все алфавиты на Земле произошли от одного, того, что был первым. И мы точно знаем, кто и когда его изобрёл: финикийцы 3500 лет назад.
Так вот, современная наука, в том плане, как мы её понимаем, возникла тоже лишь однажды, в жёстких временных рамках, на весьма ограниченной территории. Это произошло в Западной Европе в 17 веке. В шестнадцатом ещё не было, а сто лет спустя расцвела махровым цветом.
«Как так, - скажут оппоненты, — это же была эпоха мракобесия. Свирепствовала инквизиция, рта нельзя было раскрыть. Вон Джордано Бруно (1548г. -1600г.) не за понюх табаку сгубили мироеды. А Галилей?! Без малого за Бруно на костёр не пошёл. Но срок мотал, как какой-нибудь уголовник». По форме всё верно.
Но обратим внимание на аналогичную ситуацию. В самый разгар репрессий в СССР, когда товарищ Ежов вместе с белогвардейско-поповской, кулацко-троцкистской, зиновьевско-тухачевско - бухаринской сволочью без малого не расстрелял самого товарища Сталина, бурно расцветали советская наука и культура, а темпы роста экономики измерялись только двузначными цифрами.
Мы абсолютно точно можем сказать, кто стоял у истоков современной науки.
Николай Коперник, (1473г. – 1543г.), автор гелиоцентрической системы мира.
Иоганн Кеплер, (1571г. – 1630г.), первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы.
Галилео Галилей. (1564г. – 1642г.), основатель экспериментальной физики.
Исаак Ньютон, (1642г. – 1727г.), основоположник классической физики и классической механики.
Но закономерной или случайной оказалась научная революция?! Не будем спешить с ответом.
Как мы уже знаем, первобытные народы считали природу совершенной.
Так полагали не только алгонкины в благодатных лесах Индианы и Огайо, и дакота в плодородных прериях долины Миссури.
Эту точку зрения разделяли и бушмены в бесплодной пустыне Калахари, и насельники Центральной Австралии, где в условиях, по сути, лунного ландшафта можно было родиться и умереть от старости, так ни разу и, не увидев дождя.
Причины, по которым науку не создали индусы и китайцы, мы уже рассмотрели. Намного сложнее с авраамическими религиями.
Иудаизм, христианство и ислам вышли из одного духовного корня. Осознавая это, мусульмане, выдвинувшиеся на историческую арену последними, называли своих оппонентов «Люди Писания», тем самым говоря, что все они, в отличие от язычников, молятся одному Богу. Творец, по убеждениям последователей этих трёх религий, создал мир для человека, в его пользование на правах собственности.
Этот взгляд был бесконечно далёк от представлений всех других религиозных, философских и этических учений. Авраамические религии давали человеку безусловное право на изучение окружающей среды. Ведь это был его хозяйственный двор.
Почему захлебнулась экспансия исламской науки, нам известно. Теперь посмотрим на иудаизм и христианство.
Слово, Книга, Знание у иудеев всегда вызывали священный трепет. Учиться было престижно, книжный человек находился на вершине социальной иерархии.
Иудеи создали мировую торговлю, вспомним о многовековом контроле рахдонитов над Великим шёлковым путём, и мировые финансы, позволявшие кредитовать целые государства.
Но любой богач считал для себя честью возможность выдать дочь замуж за талантливого толкователя Торы, даже если тот был из бедной семьи.
Зёрна знаний никогда не смешивались с плевелами богатства. Всеобщее начальное образование иудеи ввели ещё в эпоху Маккавеев, (152г. – 37г. до н. э.). Вскользь заметим, в Европе это произошло через две тысячи лет. Возникло немало предпосылок для того, чтобы науку, как и многое другое в этом мире, создали иудеи. Но сложилось иначе. Почему?
После падения Иерусалима в 70 году, евреи до 1948 года не имели своего государства. Они привыкли жить диаспорами среди других народов, используя производительные силы местного населения как ресурс. У них просто не было мотивации на саму постановку вопроса.
Но когда европейская наука пошла в гору, вклад евреев в неё оказался огромен. Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн – эти имена известны всем. Значителен вклад евреев и в советскую науку: физики Зельдович, Ландау. Иоффе, авиаконструкторы Миль, Лавочкин, Гуревич и многие, многие другие.
Однако создание государства Израиль не привело к невиданному расцвету израильской науки. Народ, который две тысячи лет не воевал и не обрабатывал землю, создал эффективнейшую армию, где, в обязательном порядке, служат и женщины, и лучшее в мире сельское хозяйство, Нидерландам пора собираться на покой.
Но с наукой вышла заминка: евреи добиваются научных успехов везде и далеко не в первую очередь в Израиле. Здесь та же картина, что и в Китае, Японии, Индии.
Конечно, дерзко заявлять, что, похоже, глубинная матрица этноса, формирующаяся в момент его появления, не меняется веками и даже тысячелетиями.
Но возьмём более близкий нам пример. Русские, как этнос, родились в час Куликовской битвы, то есть в условиях полного экстрима. На бой с супостатами шли москвичи, суздальцы, ярославцы, а возвращались русские. И что?!
Жить в осаждённой крепости нам и привычно, и комфортно. Аврал и подвиг для нас норма, а не исключение. Русскому человеку нужен простор и масштаб, ему легче развести сады на Марсе, чем прополоть сорняки на даче. Советский Союз мы развалили не потому, что стали последними, а потому, что не смирились с ролью второго номера. События буквально последних дней гласят об этом зычно и раскатисто. Русские не могут не быть первыми, уж лучше вообще не быть. Твёрдо осознали это сами русские, вынужденно постигает и остальной мир.
Итак, круг наших поисков резко сузился.
Выдвинутые Лютером в 1517 году 95 тезисов, оказались лишь вершиной айсберга.
Предпосылки Реформации нарастали задолго до этого. Европа была готова к большому пожару. Началась череда непрерывных потрясений. Здесь и Варфоломеевская ночь, и первая в мире буржуазная революция в Нидерландах, и великое противостояние католической Испании и протестантской Англии.
Лишь по результатам Тридцатилетней войны окончательно восторжествовал принцип «чья власть, того и вера». Европа разделилась на протестантов и католиков. Произошло это в 1648 году, ровно в середине 17 столетия. Это была не только самая большая религиозная война на континенте, но и последняя.
Религия к данному рубежу перестала быть не только единственным каналом познания сущего, но и критерием идентификации. Ярче всего это выразилось в конце войны, когда католическая Франция нанесла удар по католической Испании.
На авансцену выдвигалась Наука. И здесь протестанты, как минимум на полтора столетия, перехватили инициативу у католиков. Но почему?!
Вставим ремарку. Хотя большинство людей склонны считать наше время эпохой избытка информации, мы полагаем, что в безбрежных потоках информационной мути каждый вполне может выловить свой бриллиант.
Сегодня, имея мгновенный доступ к, практически неограниченному источнику знаний, уже стыдно путать Гоголя с Гегелем, Баха с Фейербахом, а Эдиту Пьеху с иди ты на …
И, делая попытку вникнуть в отличия религиозных установок католиков и протестантов, мы просто обязаны разобраться в том, насколько неоднозначно смотрели на мир Иисус Христос и Иисус Навин.
“И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их.(Матф.6:28-29).
Как все мы хорошо помним, христианство начиналось с Нагорной проповеди. Католики, конечно, не воспринимали эти слова буквально. И кое-какие усилия для повышения уровня материального благосостояния принимали. Но без фанатизма. Они искренно верили, что, в конце концов, Господь всё однозначно разрулит.
Даже в наши дни совершенно очевидно, что католики французы, итальянцы и бразильцы относятся к труду вовсе не так, как протестанты голландцы, датчане и шведы.
Протестантам начала 16 века Бог Нового Завета подходил не больше, чем нарождающейся советской буржуазии в конце 80ых годов 20 века рамки партийной дисциплины КПСС.
И они вернулись к истокам.
«Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла».( Царств 15:1).
Заметим, что ни испанцы в Мексике и Перу, ни французы в Канаде не ставили задачи уничтожения туземцев; планировалась лишь эффективная эксплуатация. А вот англосаксы от установок не отходили. «От вола до овцы, от верблюда до осла». Вырезали не только всех индейцев, как поросят на Рождество, но и бизонов! Впрочем, место последних в биоценозе легко заняли их ближайшие родственники коровы.
Бог протестантов не был ни братом, каковым его считают чернокожие насельники кварталов американских мегаполисов. Ни Святой Троицей, ни Сыном. Ни Двоицей: Сын и Мать (Иезус-Мария).
Это был суровый Судья, такой, как Иегова, который вывел свой народ из Египта в Землю Обетованную. Они не ждали от Бога никаких поблажек и сформулировали свой взгляд в концепции Предопределения.
Без демагогических изысков суть её такова: поведение человека никоим образом не влияет на отношение к нему Бога. Неслабо! Молись, хоть лоб расшиби, выполняй безупречно все десять заповедей. Можешь и одиннадцатую «не зевай» прихватить, а наверху уже давно всё «порешали».
Тут покруче будет, чем у индусов. Но тем разрешалось хотя бы бежать в мир иллюзий. Здесь же и этого не предусматривалось. Всё строго по народной поговорке: «сначала буду бить, пока не обгадишься, а затем за то, что обгадился».
Казалось бы, система готова превратиться в антисистему и пойти в разнос как у тех же ацтеков. Но не тут-то было. Никто, имеется в виду свыше, никаких гарантий протестанту не давал, но спрос с него был строжайший. Он обязан был блюсти законы божьи, заметим, ветхозаветные, и до последнего вздоха надеяться, что Предопределение выпало на него.
И что ему оставалось в практическом плане?! Согнутый Богом, он должен был гнуть всё остальное под себя, видя в окружающем мире лишь набор ресурсов. Он получил от Бога карт-бланш на изучение, освоение и эффективную эксплуатацию окружающего мира. И не только близлежащего, а всего, то есть планеты в целом.
И результаты не преминули сказаться. Голландцы освоили Юг Африки, не позавидуешь неграм, что оказались там под рукой. Они же залили кровью Индонезию, полагая, что на плантациях выгоднее держать одного покладистого раба, чем десяток строптивых бездельников.
Английские пуритане, высадившись на земле, в будущем ставшей основой США, эффективный производительный труд считали единственно достойным Господа дела. Труд стал не только эквивалентом молитвы, но, по большому счёту, её заменой. Вылилось это в императив: «если ты сегодня не заработал хотя бы цент, день прошёл зря».
Деньги стали творить чудеса. Баптисты из Массачусетса, не взяв в руки оружия, очистили территорию от индейцев самыми первыми. Они лишь правильно сформулировали ценовую политику при скупке скальпов.
Ирокезы и гуроны принялись за работу с не меньшим энтузиазмом, чем вышеупомянутые маори в Новой Зеландии. А что?! Ведь за скальп вытащенного из живота беременной дикарки ребёнка богобоязненные баптисты платили столько же, как и за скальп великого вождя.
Не каждый станет читать толстую книгу Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», чтобы углубиться в суть вопроса.
Но многие уже прочли о Робинзоне Крузо, ну, или киношку видели.
Так вот, Крузо и есть воплощение протестанта.
И лепил его Даниэль Дефо под общественный заказ, как в другие эпохи конструировали Геракла, святого Николая, опущенного западной мифологией до уровня Санта Клауса, Роланда, Евпатия Коловрата и Дядюшку Скруджа.
В идеале, протестант, нечаянно вывалившийся из самолёта на Северный полюс, обязан открыть там пункт по забою белых медведей и, под хорошую рекламу, создав новый бренд, завалить шкурами и топлёным салом весь мир. Так оно и было.
Вспомним одного из героев Джека Лондона. Того, что на горбу пёр из Калифорнии на Аляску куриные яйца, чтобы там втридорога продать их золотоискателям. В общем, активные энергичные и, в то же время, неуверенные в себе протестанты, не забывайте о Дамоклове мече Предопределения, просто обязаны были взяться за Науку. Они и взялись. Открытия посыпались, как из рога изобилия.
Однако не только наивно, но и крайне опасно воспринимать любое явление, как состояние. Но анализ данного процесса уже не укладывается в рамки означенной главы. Для этого нам понадобится перелистнуть страницу.
Свидетельство о публикации №225011600106
Чрезвычайно познавательно, благодарю. Да, увы - клиповое мышление сделало из людей "потребителя контента" и не все способны не то что Макса Вебера прочесть, а добраться до конца статьи размером в пару страниц. А уж тем более понять, откуда хвостик письменных рыб растёт.
Позвольте вставить свои пару агорот в Ваш весёлый огород.
Цитата из "Хлопок одной ладони" (Ал Ор):
"...И все они - и знаки старой азбуки глаголицы и нового алфавита кириллицы - выросли из одной точки. Той, с которой начинается написание любой буквы. После точки - перо ведёт далее по основе (пергаменту,бумаге) - хвостик! - а уж далее этот хвостик превращается в линию (либо прямую, либо кривую). Так что "дедушки" - папаша "мамы" и "дяди", её брата - это арамит и иврит, а "прадедушка" - буква "Йуд". А прапра-дедушка - древнейший символ - Точка в круге.
Символизирующая всё ту же "Я-мысль", которая и явилась "волнением", "угрюмым Эребом", послужившим мнимым "Началом" в пустом Сознании.
«Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру..." (Гесиод)
Ещё, кстати, Черномор - это отсылка к историческому местообитанию финикийцев, иудеев и греков, Понт Эвксинский, Чёрное море. Задолго до "славян". Автор данной рецензии упоминал об этом неоднократно в своих исследованиях, в частности, "Грабли идолопоклонства", цитата:
"...Финикия-Ханаан, собственно, была матерью Древней Греции. Переводят название как от греческого "фёнике" - "пурпур", который производили "древнегреческие мастера" из особых моллюсков. Однако это также корень от "Птица Феникс" - который в виде орла и изображён на монетах и Ольвии и Финикии. "ВозрождающийСя из пепла" - это символично. И конечно ранее русы называли её "Зреция" (от "зрить" как авгуры и гаруспики), а не "Греция" - ибо от храмов и жрецов всевозможных божков там ступить было некуда, как нынче в Индии.
1. На найденных монетах обоих областей также имеется бог Дельфин. В Финикии он с луком в руке (рассеивает стрелы-поселения оттуда), а в Ольвии - с якорем, что означает - Ольвия это колония, стоянка. В шумеро-семитской мифологии дельфин связан с Энки, богом мудрости, хозяином подземного мирового океана. Собственно говоря, на монете он и изображён. И поди ж ты, как-то не упоминается, что монеты Финикии отличаются от монет Ольвии лишь тем, что на последних написано ОЛВiО. Тот же Дельфин, тот же орёл. Так прослеживается связь Энки, Мелькарта и Дельфина...
"В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор."
Все равны - в русском все буквы одинаковой высоты.
В чешуе, как жар горя? Горящие рыбы?
И тут вспомним египетскую образную письменность и возникшую практически одновременно цифровую - "аккадско-шумерскую", "вавилонские таблички". И "Поэму о Гильгамеше". Кулулу — в шумеро-аккадской мифологии получеловек-полурыба (верхняя часть тела человеческая, нижняя — рыбья), спутник бога Энки. Отсюда словцо "Ктулху".
Оанн (или Оаннес, или У-Ан, в переводе с английского на наш - "Первый") — по преданию шумеров, герой с головой и телом рыбы, но с человеческими ногами (и с человеческим лицом). Выйдя из моря, онн научил людей культуре и земледелию.
При чём тут рыбы? Рыба - древнейший символ МЫСЛИ. Плавающей в море сознания."
С уважением
Ал Ор 26.01.2025 09:06 Заявить о нарушении
Но шекель всё ж - не пара агорот.
Алексей Аксельрод 26.01.2025 10:59 Заявить о нарушении
Нам всем есть что сказать, осталось найти тех, кто готов выслушать и услышать.
С уважением, ЛЕВ!
Лев Хазарский 26.01.2025 12:24 Заявить о нарушении
С пониманием, твой ЛЕВ!
Лев Хазарский 26.01.2025 12:27 Заявить о нарушении
Некоторые утверждают, что многословие - не признак мудрости - однако, 55 томов комментариев к Торе говорят об обратном.
Итак - почему " в куче Мелькарт и Гесиод"? Комментарий многословен, однако в данном случае очевидно необходим.
Гесиод называет ряд рожденных богами жертв Геракловой силы: Гериона (Теогония 287—294), Гесперид (Теогония 275), Кербера (Теогония 310), Лернейскую гидру (Теогония 313—315), Немейского льва (Теогония 327—333). Некоторых из этих персонажей мы встречаем в Гадесе, другие там отсутствуют. И это отсутствие весьма красноречиво.
Среди подвигов гадитанского Геркулеса мы не видим ни похищения яблок Гесперид, ни поддержки неба Атлантом, ни борьбы с Герионом. Мифы эти весьма древние, упоминаются уже ИМЕННО Гесиодом, а сказание о похищении яблок Гесперид существовало, возможно, и в микенской Греции. Между тем в греческой мифологии все эти события локализуются обычно на крайнем западе, т. е. в сфере гадитанской цивилизации. И особенно важно, что здесь не упоминается о борьбе героя с Герионом. Об этой борьбе опять же рассказывает именно Гесиод, локализуя ее на острове Эрифии. Уже Стесихор (Страбон, III, 2, 11) связывает Гериона с Тартессом. А Эфор и Филистид (Плиний - IV, 22) Эрифию считают тем же островом, что и остров Гадеса. И было бы очень странно, если гадитанские жрецы, избрав греческий образец для украшения храма, пренебрегли теми сказаниями, которые, казалось бы, имеют непосредственное отношение к окружающей местности и, может быть, даже к самому их городу.
С другой стороны, среди сцен из «биографии» героя на гадитанских воротах встречается изображение его смерти. Этот сюжет сравнительно редко встречается в греческом изобразительном искусстве.
Но зато в Гадесе, как мы видели, смерть и последующее воскресение Мелькарта почитались особенно, и существовало даже поверье о нахождении именно в этом городе могилы бога. Стоит обратить внимание на слова поэта, что на воротах было показано, как «душу уносит к звездам пламя». Вероятно, здесь была представлена поднимающаяся из пламени фигура героя. Вспомним, что, по Нонну Геракл уничтожал в огне старость и принимал из огня юность. Вероятно, в описываемой Силием Италиком сцене и показывалось, как из огня поднимался обновленный бог.
Все сказанное приводит нас к мысли, что на воротах Гераклейона в Гадесе были не изображения греческих мифов, а воспроизведения финикийских сказаний о Мелькарте.
Шекель, конечно - не пара агорот, но в данном случае - так как автор является полным идиотом-бессребреником, сдачи не надо.
С уважением
Ал Ор 26.01.2025 14:41 Заявить о нарушении