Информация и её трансформация в то, что есть
«– Как вы думаете, пастор, чего больше в человеке – человека или животного?
– Я думаю, что того и другого в человеке поровну.
– Так не может быть.
– Может быть только так. В противном случае что-нибудь одно давно бы уже победило».
Юлиан Семёнов, «Семнадцать мгновений весны»
Человеческое в человеке – это животное плюс душевное. От пропорции зависит, насколько он человечен.
Человек по своей полной сути, человек как «верх творения» – это человеческое плюс божественное. От пропорции зависит то, какой это человек.
Когда человека определяют как разумное животное, оперируют понятием «особь».
Когда определяют качества именно человека, более всего оперируют понятием «личность». Личность – это не особь, это – преломление «мы», некой «общей истины» человечьего сообщества. Кроме того, личность есть сознание того, что «я явился и я уйду».
Пока живёшь в теле, животные свойства никуда не денутся, их можно только подавить, снизить их влияние. Это нелегко, но достигается соответствующим психоэмоциональным состоянием. А нужное устойчивое состояние вызывается только верой с обращением к Божественному началу.
Конечно, может быть и наоборот, когда плохо управляемые эмоции будут провоцировать повышенную «животность».
Божественное, само собой, от Бога и приходит в человека с Богом. Средство доставки есть только одно – вера. Иногда подключается страх, но его влияние неустойчивое и часто деструктивное.
Человек, установивший прочную связь с Богом через веру, получает воздействие от Духа Божиего – Духа Святого, и под таким воздействием преобразуется, ещё больше наполняясь божественными свойствами.
Трагедия личности в том, что однажды создавшись, она должна исчезнуть. А может продолжиться только СУЩНОСТЬ. Если я умираю, моя личность исчезает. Сущность остаётся.
Личность не может в себя включить сущность, а сущность может, и может поменять личность (в смысле кардинально изменить).
В масоретском Ветхом Завете сущность переводится как «начало, голова, главное на (в) голове».
Если понятие сущности пропускать через каббалу, то это, скорее всего есть парцуф (или кли – духовный сосуд). Это более души, это уже духовная конструкция, ибо нет своего индивидуального духовного парцуфа.
Парцуф – это мера нашей связи прежде всего с Творцом, а также между нами. Его «голова» – рош, «туловище» (тело души) – тох, «нижние конечности» – соф.
Голова – это принятие управления высшего света, туловище – усвоение высшего света, конечности – то, что не принимает высший свет и действует с целью остановить его, затормозить, – это эгоистические свойства и эмоции.
Такова «духовная конструкция» духовно складывающегося человека: в «голове» (духе) – желания и устремление к Творцу, в теле души – желания других, которые стали ему, как его собственные (возлюби ближнего, как себя) – и поэтому он ощущает в этом теле слияние с Творцом и свой новый мир и делает со своими частями всё, что необходимо для получения высшего света ради подобия Творцу.
Сущность в некоторых традициях обзывают «матрица», «энергетическая матрица», – она выстраивает определённые механизмы, процессы, требуемые для данного человека, чтобы «повысить его качество». Функцией матрицы является одухотворение форм, относящихся к человеку.
Матрица содержит в себе определённый «механизм построения», ориентирующий её в определённой направленности развития, – что вполне можно назвать программой развития.
В матрицы закладываются требования управляющих процессов Творца и Мироздания по построению энергий высших качеств. Кроме того, в матрице записана ПАМЯТЬ СУЩНОСТИ.
Таким образом, все вышеобозначенные понятия состоят из трёх составляющих – управленческой части, положительной и отрицательной частей, являющих собой единое целое. Это полностью соответствует Закону триединства всего сущего.
Духовная конструкция идентична духовной основе Бога, поэтому в Библии и говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Творец в своей основе триедин, суть чего – в толкованиях Святой Троицы.
Жизнь в «тонком плане» есть развитие, а развитие есть накопление информации в сущности человека. Его развитием управляет программа, на основе которой он нарабатывает «тонкие энергии» – божественные качества и свойства.
А на бытовом уровне развитие заключается в приобретении жизненного опыта, новых знаний, в «обкатке» качеств и свойств через жизненные ситуации. Главный «инструмент» программы – ПЕРЕЖИВАНИЯ. Через них идёт восприятие, распознавание, принятие, усвоение. При условии наличия рабочей духовной конструкции происходит исправление деструктивных качеств и свойств – через осознание, покаяние, веру с принятием программы (если говорить традиционным религиозным языком, с принятием воли Божией, Его промысла). По мере исправления – приобретение духовных качеств и свойств (приближение к образу и подобию Божьему).
А до тех пор человек не имеет целостной иерархии, да и душа функционирует частично, в соответствии с имеющимся потенциалом. В сущность человека ввиду её триединства поступают и высокие божественные энергии, и низкие (нечистые).
По достижении определённого уровня происходит ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ – переход на уровень более высокий, на котором возможно выстраивание целостной иерархии.
Программное управление идёт через «голову» сущности – дух руководит всем, включая поддержание необходимого баланса между положительной и отрицательной частями. Как на материальном уровне подсознание человека руководит физиологическими процессами внутри организма.
Наверное можно представить, что дух человека – это «духовное подсознание» плюс «энергия одухотворения». Где он находится – это абсолютно никакого значения не имеет, и можно говорить «он витает где хочет».
А развитие человека как раз к тому и сводится, чтобы отойти от обычного (мирского) мышления, и встать под СУЩНОСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, чтобы выйти на осознанное проживание ситуаций программы, которая осуществляется как нынешняя мирская жизнь.
Сущность, получается, чем-то, в чём-то сродни информации, а точнее – активной, созидающей, местами – одухотворяющей информации.
Говоря о сущности как об операторе, а то и администраторе информации, нужно наверное понять, что же такое информация и какова ее сущность.
Есть толкования, что информация есть объективный феномен, есть – что субъективный. Кто склоняется к тому, что информация есть свойство живых организмов как «самоорганизующихся информационных систем», кто к тому, что информация существует самостоятельно и независимо, как некий отдельный слой реальности. Некоторые учителя утверждают, что информация – это вообще всё, и отождествляют её с абсолютным духом.
Свойственный всем научным подходам натурализм и материализм никогда не могут объяснить сущность нематериальных предметов. Обматерить (извиняюсь, обматериализовать) информацию не получается, в (на) каких-то «носителях» она безусловно хранится, но критерия вечности в этом и в помине нет.
Определение информации как сведений есть всего лишь толкование на обыденном синонимичном уровне, с таким же успехом понятие «сведения» можно растолковать как информацию.
Чтобы хоть как-то разобраться, нужно выделить такие значения информации, как определение ею структуры или содержания, но более всего – СМЫСЛА.
Нужно также иметь в виду, что для нас условием появления информации будет её передача или распознавание. Для нас информация не может возникнуть сама по себе, без информационной системы. Без распознавания информация не несёт смысла и значит не имеет никакого смысла. Для её распознавания необходимо, чтобы эти информационные системы были построены по одному принципу, имели если не одинаковые, то сходные свойства. Например, система восприятия человека может получать информацию, но только ту, которая может «расшифровываться» системой распознавания, в которой подсистемы – ум, психоэмоциональная сфера, подсознание и может ещё какие-то нефиксируемые.
Получается, что информация работает и имеет смысл только если есть единая информационная система. То есть что-то изначальное, которое строит эту систему – целое, которое охватывает как субъективное, так и объективное, и содержит в себе принципы как использования (работы) информации, так и информационного взаимодействия.
Если это назвать Бог, то это… и будет Бог! Творец, Всевышний – да как хотите!
Если бы у внешнего мира как мироздания и нашей системы восприятия не было единого Источника, то и понятия информации не существовало бы.
Можно, конечно, представить, что всё, что нам явлено – это или галлюцинации, или голограммы, в общем – глюки. Но даже в таком раскладе придётся констатировать существование единой оформляющей модели, которая формирует и внешний мир, и нашу способность восприятия. И то, что принципы, лежащие в основе системы восприятия, не могут возникнуть эволюционным путём. Принципы, лежащие в основе системы восприятия сразу, с самого начала их возникновения, находятся в однозначном соответствии с принципами существования физических объектов.
Или вся информационная система строится сразу же целиком, или… ничего не выстроится.
Теперь возьмем ДНК. Она содержит наследственную информацию о строении организма (хотя, надо сказать, что науке до сих пор доподлинно неизвестно, чем именно определяется морфогенез, т.е. где и как закодирована информация о форме тела? Но допустим, что тоже в ДНК). Возникает вопрос: а откуда у родителя взялась его собственная наследственная информация? Даже если умудриться пройти всю цепочку родителей и прийти к некоему первопредку, вопрос происхождения информации так и останется нерешённым. Найти первопредка как-то и отчего-то не удалось всемогущей науке.
Есть не очень внятные ссылки на «естественный отбор», который вообще-то не является ни субъектом, ни какой-то физической или биологической системой, а лишь абстрактным понятием.
Источником информации для построения организма может быть только программа, которая формирует как состав природной среды, так и форму и строение живых организмов.
Мало того, которая оформляет неживую материю при помощи физических законов, создавая необходимую для жизни материальную основу, а с другой стороны, закладывает в эту материальную основу необходимую информацию (генетическую программу) для самостоятельного формирования живой материи и живых организмов, а также необходимые принципы распознавания и работы заложенной информации.
Здесь уже можно так же, как Юлиан Семёнов давал ИНФОРМАЦИЮ К РАЗМЫШЛЕНИЮ в упомянутых вначале «Семнадцати мгновениях весны», в качестве не аргумента, а аккомпанемента дать продолжение диалога персонажей романа:
– А я вижу в каждом человеке то, из чего он вышел. А человек вышел из обезьяны. А обезьяна есть животное.
– Тут мы с вами расходимся. Вы верите в то, что человек произошел от обезьяны; вы не видели той обезьяны, от которой он произошел, и эта обезьяна ничего вам не сказала на ухо на эту тему. Вы этого не пощупали, вы этого не можете пощупать. И верите в это, потому что эта вера соответствует вашей духовной организации.
– А вам Бог сказал на ухо, что он создал человека?
– Разумеется, мне никто ничего не говорил, и я не могу доказать существование Божье, – это недоказуемо, в это можно только верить. Вы верите в обезьяну, а я верю в Бога. Вы верите в обезьяну, потому что это соответствует вашей духовной организации; я верю в Бога, потому что это соответствует моей духовной организации.
А далее, поразмыслив, продолжить о главном, для чего нам нужна информация – о СМЫСЛЕ как чего-то, так и всего…
КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИНФОРМАЦИИ ИМЕЕТ МОРФЕЙ
И вот поразмыслив, продолжаем далее о главном, для чего нам нужна информация – о СМЫСЛЕ как чего-то, так и всего…
Разницу между формированием неживой и живой природы можно увидеть «чисто технически» и сразу.
Неживая природа подчиняется физическим законам, которые её формируют, через простую «молекулярную сборку».
Живая природа формируется посредством генетической программы. В живой природе разные организмы являют собой разную степень субъектности: от минимальной до высокой мыслительной активности внутри себя.
При этом организм взаимодействует с миром не непосредственно, а посредством информации. Происходит преобразование физических процессов в информационные, и обратно.
Это можно воспринимать как феномен. А можно… просто воспринимать и принимать как существующее – СУЩЕЕ. Ведь речь идёт не только о частностях, но и о целом – о мироздании.
Для нас, пока что сугубо материальных, информация – это смысл, выраженный в материально-знаковой форме. Источники, носители информации, способы выражения – это лишь формы.
Посему возникает вопрос: что является её содержанием? И мы в любом случае приходим к СМЫСЛУ. Так как содержание постигается нами исключительно умом, разумом, или напрямую сознанием, и потому называется смыслом, – мы приходим к смыслу даже рассматривая то, что выражает внешняя форма.
И здесь не обойти без солидной порции ИНФОРМАЦИИ К РАЗМЫШЛЕНИЮ, которую можно с пользой откушать в исследовании семантики только что названных слов. Семантика слов и занимается изучением слов как средств выражения смысла. Происхождение слов, их значение и эволюцию добавим из этимологии.
Думаю, для любителя будет вкусно и даже ин-формационно ин-тересно.
Обычное понимание: информация = сведения, передаваемые каким-то способом, в том числе (и всё более) технических средств.
Вот более «продвинутые» в нынешнюю жизнь определения:
– знания о предметах, фактах, идеях и т. д., которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста;
– знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий, которые в определённом контексте имеют конкретный смысл;
– сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.
При этом в неформальном контексте термины «информация», «сведения», «данные» часто используют как синонимы.
С середины прошлого века «информация» стала общенаучным понятием, включающим не только фиксацию или обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, но и обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация). Понятно, что с развитием кибернетики это одно из основных понятий сей науки.
Всё так, но это… не всё. Информация должна обрести некоторую форму представления (то есть превратиться в данные), чтобы ею можно было обмениваться, а тогда информация есть в первую очередь интерпретация (смысл) такого представления, что отличается от просто данных.
Вот и посмотрим все эти связанные с информацией слова как способы выражения смысла.
«Информация» – от латинских informаtiо «разъяснение, представление, понятие о чём-либо», informare «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать», которые в свою очередь происходят от двух древних корней: приставочного *en- «внутрь» и основного, который… однозначно не выяснен, несмотря на потуги науки.
Более всего высказываются предположения о родстве латинского «форма» и греческого «морф». В переводе с древнегреческого «морф» действительно означает «форма», а производное от него имя собственное «Морфей» буквально переводится как «формирователь».
В Пантеоне («Собрании всех богов») древних греков Морфей является сыном бога сна Гипноза и богини ночи Нюкты, братом Фобетора, порождающего все фобии, и Фантаза, отвечающего за иллюзии (фантазии и мечты).
В родстве с этими олицетворениями безсознательных состояний человека находится и сын богини Нюкты, который был зачат без вмешательства мужчины, – Морос, переводится «погибель». Его же считали братом Мойр, богини судьбы.
Родственниками Мороса были Танатос и Керы (умершие души), являющиеся воплощением смерти, при этом Керы причиняли насильственную смерть и смертельную болезнь, а Танатос олицетворял мирную смерть.
Вопреки общепринятому взгляду, Морфей отвечает не за наведение сна, а за СОДЕРЖАНИЕ сновидений и их вид, – за уподобление видений действительности, за их правдоподобие. Главное свойство Морфея – способность принимать в грезах, сновидениях, мечтах и в других иллюзиях любые формы – и казаться тем, чего люди жаждут или ожидают увидеть.
Древнейший первокорень *mer- в «Морфее» означает «стирать; повреждать, искажать образ». Сочетание *en- «внутрь» и *mer- Морфея даёт такой корнесловный образ информации: «средство проникновения во внутренний мир человека с целью формирования у него новых представлений о действительности».
В латинском производный от «форма» глагол «формировать» применяется не в значении «сотворение», а именно как создание форм, материальное оформление, то есть конкретное воплощение уже сотворённого.
Получается, что такое значение – не мирское, а духовное, так как только в духовном мире намерение (замысел) уже приравнивается к совершённому действию. Латинский перевод Книги Бытия о седьмом дне творения наглядно подтверждает такое значение.
В славянском Евангелии «форме» и «морфу» соответствует слово «образ», «формированию» – «образование».
«Форма» и «морф» означают одно и то же, когда речь идет о системе образования путём информирования одних людей другими:
«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец (греч. «морфосин», лат. formam «формам») ведения и истины…» (Рим 2:19-20).
К праязыковому первокорню *mer- восходит и древнегреческое «мротос» – «смертный»; в русском – «мереть, морочить; в санскрите *мар- «умирать, погибать», в латыни – mortis «мертвый», а также marasmus – «маразм».
Напрашивается вывод, что образ смерти, искажения образов на более глубоком уровне раскрывает смысл информации и информирования: проникая во внутренний мир со своими новыми представлениями о действительности, ин-форматор должен сначала разрушить, стереть, или, по крайней мере, исказить образные представления, которые там уже были до него.
При помощи информации действительно можно или обманывать людей, влияя через ложные представления на их волю, поведение и, таким образом, на дальнейшее развитие событий; или манипулировать – направлять волю и дальнейшее поведение на нужное отношение к чему-то, представленному как «правильное», наиболее «верное».
Сила деформирующей представления и поведение информации, применяемая в рекламе или в политтехнологиях, нам ныне прискорбно известна… Многие пытаются что-то разоблачать, одно рушить, другое «править»… И ничего не меняется.
И только Евангелие призывает к освобождению из информационного рабства особым, с особой сутью путём – Преображения и уподобления Богу во Христе: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся (греч. «метаморфумеса», лат transformamur) в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор 3:18).
Таким образом, главное из того, что содержится в информации – это новые формы, образы и образцы человеческих отношений, а истинный смысл информации заключается в том, чтобы трансформировать, то есть преобразить человека, готовя его к возвращению в первозданное состояние подобия и сыновства Божия.
Информация, уводящая от этого смысла – тёмная, нечистая. Но и такая есть, чтобы проявился свет.
В трёх из четырёх Евангелий содержится описание Преображения (в греческом оригинале «метаморфозы») Господня, но только в Евангелии от Луки повествуется о информации, нужной для самопожертвования и победы над смертью, которую сообщили Христу праотцы Моисей и Илия: «и преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф 17:1-3).
«Смысл» – это внеположенная сущность, он имеется (возникает) в том случае, когда информация (содержание) ставится в соответствие с чем-то, находящимся за пределами осмысляемого предмета, осмысляемой формы.
Смысл обладает содержательной определённостью в силу того, что он находится в определенном соотношении со всеми другими смыслами, раскрывающими его содержание.
Слово «смысл» происходит от древнего приставочного корня *kъ- (современные приставки с-/со-/ко/су-) и основного корня *men «духовное устремление, намерение».
От древнего корня *men происходит множество слов во многих языках мира: санскритское манас – «дух», древнегреческое мания – «сосредоточенность духа на ложном представлении», латинское mens – «дух», английское mind – «ум», memory – «память»; русские – «мнение, помнить, память»; заимствованный из латыни термин менталитет, ментальность.
Евангельское представление о смысле однозначно одному из значений ИСТИНЫ: «духовный покой, пребывание духа в месте его исхождения от источника». Смысл первохристианства и создания церкви был пребывание духа христианина «у Христа за пазухой» – с Богом во Христе. Такое состояние – преддверие духовного рождения, оно помогает обрести спокойствие в Слове Божием и обрести уже чистый смысл: «напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2 Пет 3:1-2). А чистый смысл – это прозрение, в арамейском языке «смысл» и «прозрение» значения одного слова. одно и то же слово.
И ещё смотрим семантику слова СУТЬ. Суть – это выражение сущности (сущего).
Слово традиционно рассматривается как форма множественного числа глагола быть. Восходит к тому же корню-этимону, что и сущность.
Древние формы слова сущность сутий и краткая сый означают «настоящий, сущий».
В книге Исход Господь говорит о Себе: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».
В Евангелии Иисус Христос также говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6), где в слове «истина» корень *-ть тот же, что и в «суть». Этот древнейший корень восходит к представлениям о точке, течении, ткани, тексте. Точка – это «место, не имеющее измерения», по-гречески топос (от того же корня, что и точка).
Чтобы получился источник, надо ткнуть, точнее проткнуть перегородку из нашего измеренного мира в «место, не имеющее измерения» – в иной мир.
В Священном писании триединый Источник всего сущего – «Аз есмь». Таким образом, этимологический корень *-ть пробуждает в сознании живое представление о едином нематериальном и невидимом Источнике, из Которого проистекает всё СУЩЕЕ, и в Котором осуществляется течение (ток) всякой жизни – всё во всем.
Вторая часть, без которой невозможно породить цельное живое представление о сути, связана с приставочным корнем *су-. Этот корень возводит к древнему образному представлению о «неслитном слиянии», сугубом соединении «всё в одном».
Таким образом, СУТЬ вещей представляется как слияние творения с Творцом, связь текущего потока с Источником. А попытки почерпнуть истину, суть только из иных источников, скажем, научных, – просто ничтожны, несостоятельны.
Точно так же, как без иконологического осмысления сути слов откровение истины невозможно.
Источник истины утоляет жажду только того путника, который соблаговолит стать на колени, чтобы припасть к Нему… «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6:63).
Просто удивительно! В семантике слов мы находим все возможные формы информации и её свойства! И даже видим, где сидят суть со смыслом…
Однако ещё мучает такой вопрос. С какого времени у нас славянских «рифмуется» с нашими смыслами да нашей сутью латинское «ин-форматирование»? И как без него обходились до того, как к нему прибились?
КАК ИНФОРМАЦИЯ ВОПЛОЩАЕТ СУТЬ, СМЫСЛ И ЗАМЫСЕЛ
Ранее мы поудивлялись тому, как просто простые слова раскрывают при небольшом нажиме не только сокрытые значения, но и указуют, прямо как пальцем тычут, в точку, где сидят суть со смыслом, где раскрывается туманная пока что першпектива…
Помнится, при этом возник вопрос: а если не все слова исконно наши, то как они «рифмуются» с нашими смыслами да нашей сутью?
Выяснить бы надо, как славянские предки обходились без ино-странской латинской «ин-формации», «информирования – информатирования» до того, как к ним прибились.
Выясняем: у наших праотцов были слова СКАЗ и ЗНАК. Сказ и знак нужно было ЗНАТЬ и ВЕДАТЬ, чтобы определить правильное ЗНАЧЕНИЕ.
Сказ – это знание/ведание со слов очевидцев. Словом казать – показ образа словом. Сказ теснейше связан с образом, а как известно, образ и содержит, и передаёт в разы больше той самой «информации»!
Знак – это то, что служит прообразом, происходит от древнейшего корня *gen- «жена, порождать, прообразовывать». Однокоренными являются русские «знать, знание» и глаголы «значить, означать», заимствованные «генетика, генератор, гений, гендер», санскритские «джнана»/«осознание, предположение», «джани»/«жена, рождение»; греческое «гнози»/«знание, понимание, осознание»; латинское gnostic/«знаток».
Дополнительный корень -къ восходит к древнему *ko- «вместе, совмещать». Сочетание корней даёт единое представление о знаке: «прообразующее сочетание».
А ещё не менее важно то, что придавая событиям, поступкам и всем вещам то или иное значение, мы определяем не только их субъективную ценность, но и… свою дальнейшую судьбу.
О том, какие роковые последствия имеет искажаемое значение, повествует Библейский рассказ о первородном грехе. Змей предложил знание – «И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт 3:2-7).
Мало кто обращает внимание на то, что Ева называется женой – корнесловно «знающей, воспринимающей прообраз и способной порождать подобия этого прообраза», причём ещё до того, как Адам её познал. То есть, женское начало – это изначально сотворённая способность к восприятию прообраза и порождению его подобий. В отличие от мужа, сотворённого как подобие творческой силы Божией, жена не призвана к стремлению проникнуть в суть вещей и преобразовать мир своим промыслом (промышлением). Её первоначальное призвание – быть помощницей и восприемницей, прообразующей силу (мощь) мужа.
Таким образом, содержимое знака (способность прообразовать подобия своего источника) делает его средством («сосудом») для переноса влияющих на вещи сил.
Поэтому люди так подвержены желанию обрести силу прообразования при помощи магических знаков, а Слово Божие чётко и ясно говорит, что для них это означает погибель.
Ведать – это не просто что-то у-знать или знать, а заведомо знать, причём в неискажённом, цельном виде или образе. В основу слова заложена активная часть. Ведание включает в себя знание, ощущение и применение. Ведать что-либо мы начинаем только тогда, когда овладеваем всеми тремя этими аспектами. Ведать – глубинно понимать природу вещей на всех уровнях.
Въдать – от древнего корня *wei- «вью, свиваю, сотворяю жизнь», и это тот же корень, что и в словах вить, сила, сиять, свет. Мы видим только то, на что проливается свет, и знаем только то, что является плодом нашего просвещения.
Ведение доступно для человека только в свете: или в свете истины, или в ложном свете – «Ученье свет, а неученье – тьма». Слова учение и наука корнесловно восходят к образу привития навыков.
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и доброе для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево, разумительное для ведения добра и зла» (Быт 2:9 в исходном церковнославянском тексте). В древнегреческом тексте, послужившем основой для церковнославянского, «древо чтобы ведать познание добра и лукавства» После вкушения от древа ведения (познания) у Евы и Адама открылись глаза и они стали сведущими: «И отверзлись очи у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт 3:7).
Отведать – попробовать уже зная, что дают; сведения – это то, что передано, готово к передаче или передаётся.
Здесь видно, что для обозначения информации у славян использовались слоги:
ВЕ – означающий «привнесённое, весть». Например, к словам с таким слогом относятся «вещь», «веха», «вера», «веять», «веда», «веселье», «верх», «свет».
ВИ – «принесённое откуда-то на нас», например, «видеть», «вид», «висеть», «вина», «движение», «вирши», «виток».
Слова «знать» и «ведать» несут разную смысловую нагрузку.
Под словом «знать» подразумевается некий знак, изображающий изначальное значение чего-либо.
Знание – информация, приближающая к пониманию природы вещей.
Природа вещей на нашем уровне – это всё равно форма, а знание – пассивное начало.
Если ЗНАК содержит глубинный СМЫСЛ, то знание не обязательно его раскрывает.
Если это знак, изображающий изначальное значение не «чего-либо», а высокого уровня (образующий принцип), то это ЗНАЧИТ ЗНАТЬ СУТЬ…
Во как заносит, да куда выносит!
А несёт ещё определиться со словом «значение».
Определяешься и видишь, что значение и есть оСМЫСЛяемая суть чего-либо. Ну или важность, ценность, полезность, роль предмета, явления, действия.
Несёт-то нас несёт, и куда только не заносит, но надо вовремя понять, что все потоки текут из одного Всеобщего Источника, а какого ты роду-племени – это уже другого уровня проблемы, не слишком высокого… Как говорится, «если вы – это действительно вы, то это ваши проблемы»…
Ну и если теперь переварить информацию к размышлению об информации, которую давеча откушали, то вот что получается.
Смысл – это не просто мысль с её действием, пусть даже изощрённым, вытаскивающим подоплёку, что-то сокрытое.
Это – суть, которая соответствует основе всего сущего.
Если содержанием информации является смысл, то отсюда следует, что информация – это один из видов выражения смысла. Ну и тогда информация – это некая субстанция, в которой заложен иди выражен смысл.
Каждая вещь имеет свой смысл, а вместе все эти смыслы образуют смысл всего мироздания, который можно представить как интегральное значение. Конечно, у разных людей может быть разная интерпретация такого глобального смысла с разными значениями. И тут можно уже вполне обоснованно им сказать, что «это ваши проблемы», потому что и корни, и смыслы проблем – они в человеках внутри.
Там, где есть жизнь – там обязательно присутствует смысл. Смысл – это прямое указание на ЗАМЫСЕЛ, это как презентация программы – как частной, так и глобальной «программы творения».
А через информацию происходит объединение всего и всех друг с другом и с тем глобальным смыслом, который лежит в основе всего.
Замысел обретает формы – можно сказать, что он превращается в форму вещей. И форма вещей становится и потом является выражением их смысла.
Таким образом, даже материальная форма также является выражением его внутренней сущности, смысла.
Смысл живых организмов кодируется в ДНК, то есть переводится в ЗНАКовую форму. В организме этот код дешифруется и преобразуется в материальную форму организмов.
Таким образом, каждый раз смысл переводится в какую-то форму его выражения. А когда смысл помещается в ту или иную форму, то такое помещение в форму и будет ИН-ФОРМИРОВАНИЕ!
Есть такое «отглагольное существительное», и слово информация и есть такое: информация – это ин-формация как помещение содержания в какую-то форму.
Но мало того! Мы же уразумели, что в информации помещается смысл, то есть происходит ин-формация смысла как помещение СУТИ в какую-то форму!
Знак и обозначаемое этим знаком смысловое содержание становится ЦЕЛЫМ – тем, что содержит все частности, оставаясь цельным, единосущным!
Информация может соединять суть, смысл и замысел – и соединяя, потом реализовывать, ВОПЛОЩАТЬ! Конечно, не сама по себе, реализация, даже без воплощения – это уже усилие, предполагающее участие силы. На глобальном уровне – действие Триединого Бога.
Так и хочется сказать: Боже, красиво-то как! Слава Тебе, Господи!
КАК ИНФОРМАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ИНТЕРЕС, ИНТЕЛЛЕКТ И…
В принципе, не нужно было копаться и докапываться, чтобы обнаружить, что во ВСЁМ обязательно присутствует СМЫСЛ.
Но докопаться до того, что смысл – это прямое указание на ЗАМЫСЕЛ, а потом на глобальную «Программу творения», – это уже значит «предстать пред лицом Творца».
А через информацию происходит объединение всего и всех друг с другом и с тем глобальным смыслом, который лежит в основе всего. И мало того – в информации помещается смысл, то есть происходит ин-формация смысла как помещение СУТИ в какую-то форму!
Кому не интересно – тот не интересуется, то есть, с точки зрения семантики этого слова, вовнутрь не суётся.
Кому интересно, у того происходит «интересучка», что означает типа «кипеж на интересе». Да и просто интерес без кипежа означает повышенное значение, приданное субъектом к объекту интереса.
Никто и не сомневался, что справочники говорят о заимствовании слова «интересоваться» из иностранного со значениями: либо «находиться между, пролегать», либо «внутрь принять, быть внутри».
Надо отметить, что слово полюбилось и стало весьма многозначным. А почему? Может потому, что оно созвучно с простым русским выражением «совать нос»? Это ведь тоже значит как раз то, о чём толкуют умные словари – «эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему».
ИН – приставка, означающая расположение внутри, либо указывает на действие, направленное внутрь. ТЕР – единица, элемент.
Тогда ИН-ТЕР – осуществление или расположение между, промежуточность, а также взаимность, взаимосвязь; соответствует в рус. языке элементам меж-, между-, взаимо-.
СОВАТЬСЯ – известный ныне глагол с праславянским корнем.
В итоге слово может означать активность в постижении. В том числе канонов мироздания (кто запрещает?).
А если рассмотреть семантику слова уж совсем по-серьёзному, то слово ИНТЕРЕС состоит из древних корней: *en- «в, внутрь, внутри», *tьr(s)- «сохнуть, суша, земля, появившаяся из воды при сотворении мира», *es- «быть».
Сочетание первообразов даёт единое представление: «внутренняя почва, находящаяся в недрах Земли и еще не появившаяся на свет между водами мирового океана».
Смотрим Писания: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею (латинский текст – Terra), а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт 1:9-10).
Значит, прежде чем появиться на свет, вся тварь Божия уже была внутри Земли и ждала дождя, необходимого для урожая: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, ещё находившуюся в Земле, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Быт 2:4-5).
Как ёмко и как красиво! Человек был создан для «возделывания земли», а это по скрытому духовному смыслу – чтобы то, что заложено внутри, во внутреннем мире, что ещё не произошло, – стало явью, появилось на свет и БЫЛО. То есть, чтобы проявить и вырастить СУТЬ, чтобы раскрылся ЗАМЫСЕЛ, чтобы по образу-слову Библии «воссияла Слава Божия» и творение было «восславлено».
Для этого Творец дал человеку оперировать словом, чтобы «нарёк человек имена», потом – «назовёт всяк сущий в ней язык», – что это, если не оперирование уже ИН-ФОРМАЦИЕЙ? Для чего тогда нам дан ИН-ТЕЛЛЕКТ – «внутренняя способность к речемыслительной деятельности»?!
И для этого заложен в человека интерес, и стремление ин-тере-соваться!
Древний корень слова интерес *es- «быть» присутствует в русских словах «есть, естество, истый, истина», в санскритском sattva – «суть, бытие, разум», – это многозначное понятие и одно из ключевых в религиозной философии индуизма и буддизма.
Древнегреческое «онтос» – «сущее» (это причастие от глагола «быть»), – от того же корня. А это – философский термин, введённый Платоном в его онтологии, – учении о бытии и сути вещей. Производя на свет всё, что есть (существующее), само оное остается невидимым, скрытая внутри всех вещей «оная суть» принадлежит не сему, а ТОМУ миру и свету, – духовному измерению.
Сочетая «внутреннюю почву» и «оную суть», восходим к единому представлению об интересе: «устремление к внутренней сути той или иной вещи, поиск правды, коренящейся в почве духовного мира».
Интерес человека к поверхностному, не имеющему в себе правды-сути, есть путь во лжи и иллюзиях, уход из настоящей жизни (= одухотворённой жизни), удаление от Бога с последующим погружения во тьму.
«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (оба слова от корня *es-)» (Исх 3:13).
Суть, скрытая в интересующих человечество вещах и явлениях сего мира, всегда невидима: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий (корень *es-) в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18).
Духовный мир и создаёт нашу реальность, и управляет ею, – всё что в ней, является «отпечатками» духовных намерений и замыслов духовных сущностей…
С духовной диспозиции, то бишь со стороны духовного смысла слово есть одно из средств связи и в том числе передачи информации, некое связующее звено между Землёй и Небесами. Слово – очень хороший детектор*, позволяющий отделить внутреннее от внешнего, духовное от материального, священное от профанации.
* Детектор – это устройство для обнаружения чего-либо, а также преобразующее колебания высокой частоты в воспринимаемые слухом колебания низкой частоты
Окружающую нас реальность можно постичь через словесный ОБРАЗ – как нечто самостоятельное, божественное, как сила (энергия) воспринимаема человеком от Источника, объемлющего свет знаний.
Есть разноОбразие (из)речений через слова, побуждающее мудрость (изначальную).
У нас часто можно услышать, что славяне больше и лучше славят Бога, потому они – славяне, и собственно, названы от «славят». И потому слова в других языках менее образные.
Вот не только как пример, а как знак: слово «быть» слишком абстрактно, чтобы порождать живое представление, и язык «прокладывает» путь к конкретному образу через личную форму настоящего времени: есть, есмь, еси, СУТЬ.
Внутренняя суть как определяющее содержание, облекаясь в форму или записываясь на носитель, становится ин-формацией.
Форма записи может быть ФОРМУЛА (формула – абстрактная запись сути), программа, а может быть и элементарный столбик или строчка. Но любая форма имеет некий набор кодов, к которому прилагается ссылка на их значение!
И вот в этом моменте преобразования содержания в форму или в знак, заключено самое важное. Преобразование смысла происходит по определённой логике, и главная тайна информации заключается в том, откуда берётся эта логика – логика преобразования смысла в различные формы, его выражающие.
Все другие вопросы, которыми занята современная наука – является ли информация субъективной или объективной, существует она независимо от вещей или является лишь свойством, – всё это сразу становится несущественным, и отпадает. Как форма-лизм.
А перед нами встают гораздо более глубокие вопросы… Впрочем, более глубокие ещё не значит более сложные, часто бывает наоборот.
Вопросы такие:
Образуя всё, информация ничем из того не является
Почему смыслы обретают формы, а если обще'е – почему мир таков, какой есть?
Почему да зачем мы получаем именно такую информацию, какую получаем?
Почему наш язык – это именно такой язык? Об чём нежданно-негаданно свидетельствует семантика любой информации и способов её «записи» в СЛОВЕ?
Что (или кто) задаёт правила кодирования смысла, и что является принципом, или сущностью информации?
ОБРАЗУЯ ВСЁ, ИНФОРМАЦИЯ НИЧЕМ ИЗ ЭТОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
Чтобы было чем излагать да записывать, не лишне будет определиться, откуда произошло слово «СЛОВО». По научной этимологии оно – славянское индоевропейской природы, восходящее к основе «слава, слыть».
Отметим, что в нашем русском языке понятие «слово» появилось задолго до возникновения древнерусской письменности.
В Священном Писании проистекающее от Бога слово передается человеку не просто как набор звуков, но прежде всего как поток взаимосвязанных образов – видение.
В Книге Бытия Бог облекает Свои слова в видимые иносказательные образы, требующие толкования: «что Бог сделает, то Он возвестил… что Бог сделает, то Он показал фараону» (Быт 41).
В Псалмах слово мыслится как поток благодати – животворной влаги, которая изливается из уст и произносится от сердца к сердцу: «Излилось из сердца моего слово благое… благодать излилась из уст Твоих» (Пс 44:1-2). Слово является также горячим потоком энергии – силы жизни, способной растопить лёд и утолить духовную жажду: «посылает слово Свое на землю; быстро течёт слово Его… Пошлёт слово Своё, и всё растает; дыхнет дух его, и потекут воды» (Пс 147:4-7).
В Книге пророка Исайи Сам Господь уподобляет Своё Слово дождю, очищающему и возрождающему землю для новой плодотворной жизни: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис 55:10-11).
В Евангелии сам человек уподобляется живому вместительному сосуду, предназначенному для влияния в него слова: «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф 19:11).
Воплощение Слова Божия во Христе открыло путь утверждения в ИСТИНЕ: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:14). «Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17:16-19).
А в исходном греческом тексте Евангельского благовестия нисходящее во плоти с Небес Святым Духом от Бога Отца Слово – это логос, от **le;- «собирать воедино». Единение с Богом во Христе Иисусе и друг с другом – в своём притяжении к этому живому Слову все, исцелившись, вновь объединятся во Христе с Богом-Отцом.
К слову, о древних корнях: вот и санскритское «слово» звучит «шрути», по смыслу/по семантике – «услышанное слово», и оно же обозначает название свода священных текстов древних Вед.
Вот и думается, что всё-таки «слово» – это «с логос воедино», – по смыслу именно так! Почему не принять, что в этом – «семантика от Бога»?!
Теперь возьмём современный аспект: в нынешних технических информационных системах правила семантики задаёт человек, который конструирует эти системы. И человек может задавать семантику, в принципе, совершенно произвольно (и бывает совершенно безответственно), хотя даже при этом форма знаковых систем всё равно так или иначе будет связана с их смыслом.
А вот естественная семантика хоть где-то, хоть в чём-то имеет произвольный или случайный характер?
Нет, нельзя так сказать!
Семантика естественной информации укоренена в бытии, происходит из бытия.
Хотя бытие и является свободно определившей себя субстанцией, оно определило себя в соответствии со своей природой. А значит, и в выражении (проявлении) бытия не может быть ничего случайного!
Поэтому те формы, которые обретает смысл в материи, не случайны.
А законы преобразования смысла являются проявлением глубочайшей сути бытия.
Весь материальный мир – это проявление, воплощение и выражение лежащего в основе бытия смысла. Если форма вещей выражает их смысл, т.е. имеет определённое содержание, то и метод построения этой формы тоже должен представлять собой проявление аналогичного аспекта.
Есть такое звучащее понятие – ФРАКТАЛ. Разбирать его семантику не нужно, ведь оно было введено математиком Бенуа Мандельбротом всего 50 лет назад.
Сам Мандельброт описывает его следующим образом: «…термин фрактал от латинского прилагательного fractus. Соответствующий латинский глагол frangere означает «разрывать, прерывать»: создавать нерегулярные фрагменты».
По сути, это множество, обладающее свойством самоподобия (объект, совпадающий с частью себя самого, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей). Ещё проще – множество повторяющихся до бесконечности фрагментов, простое по сути, но способное стать бесконечно сложным по объёму.
Есть материя, есть форма материи, есть отвлеченная форма – смысл, и есть суть. Из четырёх нам доступно морочиться только материей и формой, облачённой в материю.
Творец облачает в материю конкретные духовные формы, – соответственно смысл раскрывает только Бог. Но мы можем смысл искать, а начав искать, приходим к Богу, и устанавливая с Богом связь, выясняем смысл.
А фрактал – это и форма материи, и одновременно – отвлеченная форма, содержащая смысл. Выходит, что слово, язык и речь, и информация как их содержание (в том числе смысловое) – элементы грандиозного фрактала, который нам ДАН. Дан для определения смысла? Вполне вероятно – почему нет?
Тут уже нам нужно выяснить, как возможно усвоение смысла, содержащегося в информации, как возможно сначала понимание, и уже потом – определение смысла?
В нашем мире, где одно существо отделено от другого пространством, временем и материей, нужно что-то, что пересекало бы границы вещей и существ, и объединяло бы всё существующее на основе смысла.
Эту задачу выполняет информация.
Но тогда возникает новый вопрос: если информация появляется только в материальном мире, а в смысловой сфере её нет, то откуда она берётся?
Ведь всё, что есть в материи, потенциально содержится в бытии. Информация не может появиться из ниоткуда, а должна иметь в бытии, в формирующей модели, какой-то свой принцип или аргумент, который чётко связан с вышестоящим либо нижестоящим принципом или аргументом.
Ну вот, мы пришли к пониманию, что информация связана со смыслом. Осталось «самая малость» – понимание смысла. А что такое понимание? Для чего нужно понимание?
Если внять этимологии этого слова, то это – «по-имание», помещение внешнего предмета в себя (из той же основы – слова «поймать» и «поиметь»). Только понимание – это не физическое помещение предмета в себя (как в случае поедания), а усвоение смысла предмета. Мы можем вполне себе успешно взаимодействовать с материальными вещами, когда так или иначе понимаем их, то бишь «имеем в себе их смысл».
Понимание – это не какая-то сложная интеллектуальная деятельность. Ежели взять феномен понимания совсем уж общо, то любое живое существо обладает своей степенью понимания, ведь оно оценивает своё восприятие (т.е. поступающую к нему информацию): различает внешние воздействия, отличает приятные воздействия от неприятных, стремится к одним и избегает других.
У него вполне могут быть какие-то представления, даже переживания, которые соответствуют внешним предметам – а это уже какое-то приобщение к смыслу окружающих вещей. Живое существо в обычных условиях действует целесообразно, а цель – это уже есть аспект смысла. Стало быть, это существо даже если не понимает, то неосознанно вмещает смысл, – в той степени, в какой ему это необходимо для реализации своего предназначения.
Таким образом, понятая вещь – это психическое, субъективное проявление того же самого смысла. То есть, смысл проявляет себя уже как психическое субъективное переживание этого объекта. И тут уже возможна субъективная интерпретация – тогда существо проявляется как личность. Её психическая сфера – это проявление смысла в виде субъективных идей, представлений, переживаний, и прочего.
А любое содержание психики берётся не из материи, не из объективного материального мира. А психика – от греческого слова «психэ», и означающего «душа». То есть, всё это – результат деятельности нашей души.
Ранее мы выяснили, что содержание информации, содержание любых «сообщений», получаемых через органы чувств – это смысл, проявляющий себя как в материальных, так и нематериальных (человеки говорят: отвлечённых) формах.
Таким образом, понять полученную информацию – значит поместить этот смысл в себя.
Итак, в чём же сущность информации – что есть информация по своей сути?
Информация – не вещь и не свойство, но способ пребывания смысла в чём-то, её вмещающем, не обязательно запечатлевающем и нам понятным. Это важно: информация – это способ пребывания смысла, причём это уже выраженный смысл.
Например, я беру како-то документ и понимаю, что он содержит информацию, – а значит, выражает какой-то смысл. Документ содержит смысл, выраженный в материально-знаковой форме. При этом я могу даже не вникать в смысл этой информации, но я обязательно подразумеваю, что этот смысл есть.
Всё это означает, что информация не есть самостоятельная сущность. И именно поэтому понять сущность информации сложновато. Но информация обязательно предполагает свою основу, которая и делает информацию информацией. Этой основой является смысл. А информация – это способ пребывания смысла в бытии.
Любой объект состоит из образующих его частей. Он обладает качеством, которого нет у образующих его элементов. Когда элементы собраны вместе, качество возникает. Как отдельные детали компьютера не образуют компьютера, а собранный комп уже может проявить качество и сущность.
Любое вещество имеет свои качества, которые не присутствует в составляющих его элементах, но появляется при их соединении.
Всё существующее, всё мироздание обладает качеством, не содержащимся в элементах, из которых оно состоит. И источник качеств всякого существования лежит за рамками существования. И так как само существование – тоже качество, получается, источник существования… не существует в нашем понимании, но при этом существует каким-то иным образом!
А подобный эффект информации в том, что она не имеет никакого качества, но при этом является причиной всех качеств. Информация – потенциальное бытие. Значит, отсутствие информации – небытие.
Поставить вопрос о сущности информации невозможно, ибо эта сущность не улавливается в нашем бытии. Не удается даже как-то её представить, все возникающие образы – это носители информации, сама же информация есть «вещь в себе», – только так можно сказать. Образуя пространство, энергию, материю и что-то ещё, информация одновременно не является ничем из этого.
Получается, что информация в отрыве от своих носителей не существует, но… при этом существует! Это можно объяснить только тем, что она – суть Божественного бытия, бывшего прежде всякого существования. Она прошивает весь мир, не являясь ничем из того, что есть мир, но благодаря информации существует сам мир. А мир есть осуществлённое и овеществлённое СЛОВО Бога.
Взяв это слово/логос как отвлеченную форму (смысл), его можно (и наверное нужно) назвать информацией о Боге.
От создания мира невидимые свойства Бога – Его вечная сила и Божественная природа, – могут быть поняты через рассматривание того, что Он сотворил (а вероятно для того Он и творил): «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:20)…
«Да даст тебе Господь смысл и разум…» (1Пар 22:12), «Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?» (Иов 38:36), «И отвечал я, и сказал: молю Тебя, Господи, да дастся мне смысл разумения… Я отвечал и сказал: душа! пожри смысл и поглоти мудрость» (3Езд 4:22; 8:4), «Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения» (Сир 17:5). И таких недвусмысленных «указивок» ещё можно много найти…
Что же получается? Разум и сознание в какой-то мере – информационные структуры.
И для извлечения информации очень важно быть именно носителем и языка, и смыслов. Если мы владеем языком, на котором написана книга, – мы её прочитаем. Если смыслы, содержащиеся в книге, содержатся и в нас – мы их поймём.
А процесс постижения информации – это процесс сравнения некоего ряда знаков с теми смыслами, которые нам уже известны. Если смысл неизвестен – то знаки становятся бессмысленными. Знание языка и подразумевает наличие в сознании схемы соответствий слов элементам уже имеющегося опыта.
Информация – это только какие-то знаки, «прицепленные» к смыслам, которые УЖЕ БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ Творцом.
Каждый познаёт мир, находя в нём смыслы. По большому счету, все смыслы, которые обнаруживают люди, неверны – являются антропоморфными, то есть истолковывающими мир с очень узкой, человеческой точки зрения, тогда как мир создавался не человеком и не по человеческим законам.
Если мы наблюдаем только часть процесса и не видим всего процесса в целом – найти его истинный смысл невозможно. Это тоже очень важно понять – «по-иметь в виду».
Так что познание есть процесс, который приближает наш набор смыслов к истинному набору смыслов, скрытых в мировом «тексте».
ОТКУДА, ЧТО, КТО УЗНАЁТ, ПОНИМАЕТ И ЗАТЕМ ЗНАЕТ
Или наоборот: кто знает, тот понимает? Что чего выше и откуда всё то, что есть
и зачем есть то, чего тут нет?
С «точки зрения» промежуточного программного уровня мироздания, человек – это существо, разрушающее упорядоченность низкого энерго-информационного уровня и создающее упорядоченности более высокого уровня.
Конечно, чтобы такое со-творить, ему нужно со-ответствовать энергоинформационной структуре более высокого уровня. Такое со-ответствие предполагает прежде всего смысловое наполнение, соответствующее познаваемым человеком смыслам окружающего мира.
Соответственно должно быть более «высокое» существо (или сущность), использующее нашу упорядоченность как упорядоченность низкого уровня.
Можно относится к этому с пониманием или с протестом – но увы, от нашего отношения к законам мироздания, к программе развития, они не изменятся. Но нам дана возможность меняться самим – поднимаясь на более высокий уровень по-знания, а по мере закрепления на новом уровне – на новый уровень со-знания.
Здесь выходим на вопрос взаимоотношений нашего сознания и мира.
У нас есть мозг, принадлежащий материальному миру и обеспечивающий наше обитание в нём. Но откуда взялось скрытое внутри мозга чувствующее и ощущающее сознание, относящееся к совершенно иному миру, как бы виртуальному? Никакие исследования не дают ответа на эту загадку. Сознание при вскрытии не обнаруживается.
Есть такое диалектическое определение: «сознание есть свойство высокоорганизованной материи», и есть принцип перехода количества в качество. Напрашивается вопрос: количество чего переходит в качество сознания?
Полностью соглашаясь с тем, что сознание возможно только при наличии таких совершенных структур мозга, как память и логика, мы тем не менее вынуждены признать, что существуют некие «элементарные частицы», из которых складывается сознание. Эти «частицы» – ОЩУЩЕНИЯ. Сознание сложено из ощущений.
Но что же может быть носителем этих ощущений? Молекулы, клетки, нейроны? Ерунда, они постоянно заменяются на новые, как и все прочие частицы в нашем теле. Ничего таинственного с физической точки зрения в мозгу нет. Самые обычные атомы, молекулы, и ни один из этих элементов не сохраняет постоянно своего присутствия. Постоянна только схема, структура их взаимодействия. Единственное, что сохраняется, – это ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, причём живая структура, в которой идут тысячи процессов.
Получается, что в мозгу сохраняется сознание и структура процессов. Следовательно, ощущения – это нечто сопровождающее процессы, а их особая структура рождает сознание в том виде, в котором мы его знаем.
Дополнительно это подтверждает то, что наше осознание – это динамическая структура, с непрерывными изменениями. Останови процесс – изменения прекратятся, сознание исчезнет. А процесс, зависящий от изменений структуры упорядоченности во времени, является ни каким иным, как информационным.
Какой вывод?
Наше сознание – информационный феномен, опирающийся на процессы изменения упорядоченности. Мир полон информационных процессов, и каждый из них несёт ощущение, является носителем субъективной реальности, является носителем смысла.
То есть выходит, что не бывает материи, не несущей ощущений. А относительно ощущений объективное и субъективное – это одно и то же!
Можно представить так: наш мир – это необъятное «информационное поле», огромная информационная структура, являющаяся носителем всеобъемлющего Сознания – Бога. Наше сознание соединено с Ним определённым количеством нитей общих процессов, протекающих через нас и делающих человека частью общего Сознания.
В процессе познания наше сознание создает в себе структуру, повторяющую упорядоченность объекта познания. Следовательно, общее Сознание, включающее в себя смыслы всего мира, должно содержать в себе структуру всего мира.
Источник и Программист смыслов мироздания – Бог-Творец. Его Сознание, включающее в себя весь мир, в том числе и нас, по определению всемогуще и всеведуще, потому что кроме него в мире нет ничего и всё, что происходит – это осознанный процесс.
Поэтому вполне естественно, что в мире происходят мощные упорядоченные последовательности событий, которые именуются нами через разные образы – замысла Творца, провидения, воли Божией.
Конечно, нас интересует, каково наше место в этом всём, причём необъятном и бесконечном, не ограниченном ничем, даже не нуждающимся в таком измерении, как время.
Очевидно, что мир не стоит на месте. В нём происходят неисчислимые события, процессы. Существующие упорядоченности непрерывно перемалываются, освобождая энергию, и мир самоусложняется.
Допустим, в момент начала творения существовала самая простая упорядоченность из нескольких элементов. Затем эта упорядоченность усложнялась и усложнялась. Высшее сознание, создавая все новое богатство вариантов и смыслов, создаёт и мир, познающий сам себя. Тогда «мысли» Бога – это совокупность всех процессов, идущих в мире.
Человек имеет ту же самую природу, что и Бог, – разрушает простые упорядоченности и создаёт более сложные, создавая или постигая смысл в процессе познания и осознания. Отличие в том, что само познание человека является упорядоченностью, созданной в Сознании Бога. То есть субъективная реальность Бога является объективной реальностью для человека. Впрочем, это есть закон: субъективная реальность сложного уровня представляет собой объективную реальность для низкого уровня.
Тогда выходит, что человек познаёт то, что его окружает, то есть внутреннюю реальность Бога, создавая упорядоченные структуры, повторяющие познаваемые им упорядоченности, стало быть, внутреннюю реальность Бога!
И ещё выходит, что человек создает новые смыслы, не существовавшие ранее.
Поскольку мы меньше/ниже Бога и познаём лишь часть мира, на которую влияют его остальные части, мы вкладываем в познанное совсем иной смысл.
Никогда человеку не познать Бога, ибо смыслы, которые содержит в себе Высшее сознание, останутся для нас непостижимыми. Есть только последовательное приближение к этим смыслам.
Человек никогда не постигнет сознание Бога как целое, частью которого он является. Высшее сознание видит/чувствует человека прямо, непосредственно, а человек Бога вычисляет косвенно и никогда не ощущает целиком.
Но для процесса познания это неважно. Ведь несмотря на иной смысл, сознание все равно копирует истинные закономерности. Мы – создающее смыслы, а поскольку смыслы, содержащиеся в нас, немного иные, то и наше сознание производит в себе не только наблюдаемую упорядоченность, повторяя в себе часть ощущений сознания мира, но и упорядоченность, связанную со своими смыслами, и распространяет вокруг себя новую, иную, непохожую на природную упорядоченность.
Можно так представить: человек в Замысле, являясь частью Божественного сознания, есть со-работник Творца в развитии мира.
Но ведь человек гоношится и влияет на процессы вокруг себя, вмешивается в них далеко не всегда по воле Всевышнего, часто – против. Он в ходе мышления вносит в мир деструктивные смыслы. И значит, вносит деструктив в упорядоченности, составляющие основу Сознания Бога.
Здесь – уже вопрос взаимодействия с Высшим сознанием, «ребром встаёт», причём у нас – ребром часто сломанным.
В древнегреческом языке был глагол eido- «видеть». Он там с самого начала, ещё до Гомера, а уже во времена Гомера eido значило не только «видеть», но и «знать», и «познавать». А видеть и познавать можно только из опыта. И вот глагол eido породил термин eidesis- «эмпирическое познание», от которого произошло загадочное syneidesis- «совместное познание», и ещё «со-познание», если угодно – «со-знание». Как ранее мы определили, познание – это психическая деятельность, а у древних греков вместо психики была душа, и вместилищем её считалось сердце.
Древние римляне принялись развивать этот термин, так на латыни получилась conscientia. У Аврелия Августина это уже центр духовной жизни человека и даже «бездна, в которой обитает Бог».
А Декарт определил conscientia как способность к суждению о всём сущем, – чем существенно расширил значение слова. И пришедшие вслед за ним многочисленные философы и ученые употребляли это слово уже исключительно по-декартовски.
А вот в послании к евреям апостола Павла совесть противопоставлена плоти как совместное видение духовной сути, точнее – вЕдение. Христос омыл и очистил человеческую совесть своей кровью, став чистой во Христе, совесть прозрела для видения сути вещей вместе с Богом. Причём дар совести дан Богом всем людям, подобно разуму и речи: «…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим 2:13-15).
У апостола и у первых православных богословов используется sineidesis/синэйдос/, которое наши предки перевели буквально: sin- «съ», eidesis- «вЕдение».
«Съведение» потом стало звучать «съзнати», да ещё пошло в обиход благозвучное слово «съвесть», из которого затем получилась всем нам знакомая «совесть», уже со смыслом нравственного суждения о собственном поведении.
«Съзнати» имело два значения: «узнать, познакомиться» и «сознание». Словарь Даля в середине 19 века определяет сознание как «состояние человека в здравом смысле своём, могущего дать отчет в своих действиях», а отнюдь не как «субъективную переживаемость событий внешнего мира».
Возвысили значение этого слова многие известные русские писатели и мыслители, и уже к концу того же века сознанием называли всё имеющее хоть какое-то отношение к высшей нервной деятельности.
А совесть стали определять как «свойство сознания», и мало кто сейчас ведает/знает о тех временах, когда это означало одно и то же…
Ну, вот, теперь и мы это знаем. Но что с того? А то, что слово «совесть» понимается как «совместное знание», «сознание». Совесть как состояние определяется степенью духовного родства людей с Богом как своим Отцом Небесным. Если человек – Божий, то и совесть его является чистым естественным ведением Закона Божьего.
Итак: мироздание обладает Сознанием, которое мы называем Богом. Человек – логический продукт тех же закономерностей, что и Бог, часть Бога, верит он в создателя или нет, религиозен он или нет.
Человек участвует в смысловом создании мира – в Книге Бытия «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей».
Человек воздействует на мир напрямую и при помощи мыслей (несущих информацию мыслеформ), которые есть инструмент сознания Бога, и при этом он может оперировать информацией и даже напрямую смыслами, и воспринимать их.
То есть, способен взаимодействовать с Высшим Сознанием.
Пусть мы не можем понять мыслей Бога и присущих Ему смыслов, но на нашем убогом пока ещё уровне досконального понимания и не нужно. Главное, что мы можем ощутить принцип, суть.
Создание/сотворение сложных упорядоченностей на основе упорядоченности более простой, постоянное развитие все более сложного и разветвленного порядка – на этом основано творение. Человек, являясь частью мира и частью Бога, естественно, является продуктом той же закономерности – он творит более сложную упорядоченность, используя энергию, содержащуюся в более простых, и является по определению элементом Бога.
Следовательно, человек и Бог должны «работать в одном направлении». И мысли человека должны встречать меньшее сопротивление на направлении движения, в котором движется Сознание Бога.
Но в мире существует энтропия, которая стремится нарушить упорядоченность, увеличивает хаос, стремясь разрушить порядок, потому что при этом освобождается энергия. И чтобы извлечь нужную для существования энергию, тоже ведь приходится использовать энтропию, а иначе как? – никак!
Есть два способа использования энтропии. Первый способ – это просто освободить энергию из порядка низкого уровня. Если эта энергия не потрачена на созидание – то количество энтропии в мире увеличилось. Если не взять процесс под контроль, то энтропия будет увеличиваться и дальше.
При этом, как знаем, разрушительное действие разрушает и самого человека, увеличивая хаос в его сознании. Что мы чувствуем, когда что-то вне нас разрушается? Разного рода, но весьма неприятные эмоции. Разрушая что-то вовне, мы уничтожаем и свою собственную упорядоченность. Мы производим разрушение – а это и есть то, что мы сами же называем ЗЛОМ.
Второй способ использования энтропии: разрушив одну упорядоченность, создать упорядоченность следующего уровня. В этом случае баланс энтропии остается неизменным – одна упорядоченность исчезла, но появилась новая, более сложная.
Обоснованно будет думать, что созидательное действие увеличивает упорядоченность в мире – а значит и сознания. Созидательные действия связаны с совершенствованием себя. Мы испытываем положительные эмоции и называем это ДОБРОМ.
Мы ощущаем, что возникают новые смыслы, мы радуемся новым возможностям и процессу познания. Потому как созидание – это свойство Творца, а наш «верный вектор» – приближение к Его свойствам. Техника перехода к созиданию одна – выйти за узкие границы собственного мышления и обнаружить иную реальность.
Это может наступить в любой момент безо всяких видимых причин. Конечно, не у каждого, а только к тому готового – со-ответствующего необходимым для этого свойствам. При этом набор невидимых причин может осознаваться, а может и не осознаваться, просто чувствуешь и это ощущаешь. Это – то самое влияние более высокого порядка.
По этой иной, более совершенной реальности человеческий разум неосознанно тоскует. И человеки всегда стремились прорваться к чему-то новому, участвовать в создании и развитии мира вокруг себя. Открывали законы природы, создавали науку, разнообразные технические приспособления, произведения искусства, социальные институты… Но эгоистическая природа брала своё – отвергала непонятное и принимала к широкому распространению только то, что имело практическое значение…
Но Программы не остановить – мир развивался, делался сложнее. Главное – возрастала его информационная насыщенность, что влекло развитие сознания человека и человечества. И всегда человек активно шел этим путём.
Но… «Хэппи энда» не случается, и человек пришёл к тому, что дальше идти некуда.
Что такое эффект Даннинга-Крюгера? – Это когда балбесы не понимают, что они балбесы. Потому что они балбесы. Эффект проявляется всё эффективнее, потому что слово «балбес» – из явного соития слов «бал» и «бес». Обозначение появилось из метафизических представлений о метафизических представителях человечьего общества, – не иначе.
Этот эффект сейчас не просто проявляется – он уже хороводит. И хороводит не только «быдломассой», но уже и сучностями, считавшими себя кукловодами…
Вопрос напрашивается: почему?
Ответить можно вульгарно (ведь заслуживаем такого): по кочану!
Потому что, не получая по кочану, человек не ищет те значения и смыслы, которые тянут не к им желаемому «добру», которое и не добро вовсе, а к Богу и воле Его, к совершенству, которое откроется Им – и откроется только в любви!
«БЕЗ БОГА НЕ МОЖЕМ НИЧЕГО» – эти слова звучат во всех великих учениях, от всех великих учителей.
Всё – и энергия свыше, и энтропия, и разрушение, и созидание – это элементы СИСТЕМЫ, созданной в соответствии с ПРОГРАММОЙ.
Мир объединён процессами, причиной которых является Высшее Сознание – Бог.
Пусть многие считают, что это – не факт, что это – только вера. Да даже если вера – только это, то и такое её значение неоценимо – она сохраняет наше состояние, а значит, и наши эмоциональные значения неизменными, несмотря на все внешние обстоятельства.
Это неординарное состояние сознания дано нам свыше, потому как без веры, без Бога у человека остаются лишь животные инстинкты.
Высшее Сознание создаёт через сей мир условия, благодаря которым человеки побуждаются к самостоятельному обращению к программе развития, запущенной для прихода к своему предназначению в соответствии с Высшим Замыслом.
Нельзя исключать, что нынешняя максимально возможная изоляция человека от своего Творца и от цели развития необходима для самостоятельного выполнения Программы.
Есть смысл говорить только о том, что постигает человек в нашем мире в тех рамках, в тех свойствах, в тех инструментах познания, которые у него есть.
Но уже явно нужен совсем иной подход. Основываться на том, чтобы подниматься всё выше и выше в изменении своих свойств, – этот подход вообще-то давно известен. И техника перехода одна – выйти за узкие границы собственного мышления и обнаружить иную реальность. Развивать своё сознание в рамках Богопознания – духовного осознания. Чтобы через действие Духа изменить восприятие реальности и выйти на уровень подъёма над традиционным познанием, когда наше восприятие, разумение и сознание уже не будут подчиняться только об-стоятельствам материального мира (т.е. тому, что нас так засосало).
Душа и сознание как элементы восприятия эквивалентны. А если рассматривать душу и сознание как аспекты, то душа – это внутренняя воспринимающая часть человека, его «я». Она дает возможность управлять, дифференцировать и оперировать тем, что мы воспринимаем. Это очень важно. Именно в этом связь между следующим уровнем и земным. А сейчас человекам открыт ПЕРЕХОД на новый уровень. Обозначенный как Царствие Небесное. И дверь открыта. Дверь – это Христос, и Он предлагает Им (через Него) войти... Царствие Небесное, по слову Его, «внутрь вас есмь», и может вырасти подобно горчичному зерну, – как образу заложенной через информацию Программы.
Не перейдём, не войдём, не вырастем – самоуничтожимся в своей дебильной самоэнтропии. Самоуничтожися скорее всего и всего того, что нам свыше предуготовано, скорее, – разрушать ведь не строить… Ибо «всякую ветвь, не приносящую плода, Он отсекает».
Свидетельство о публикации №225011601141