Семейные портреты в творчестве А. Г. Варнека

НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ: три портрета кисти А.Г. Варнека (1782 -1843).

1. Портрет дочерей скульптора И.П. Мартоса – Анастасии и Софьи.  Ок. 1816 г. Нижегородский художественный музей.
2. Портрет дочерей скульптора И.П. Мартоса – Любови и Софьи.  Ок 1819 г. Ивановский областной художественный музей.
3. Портрет мальчика, предположительно, Павла Вяземского (см.ниже).

Воспроизведенные выше два овальных  небольших портретов дочерей скульптора И.П. Мартоса мне, в принципе,  хорошо знакомы, т.к. о них я еще 10лет назад опубликовал журнальную  статью [1], готовя которую контактировал с теми музеями, в собраниях которых они находятся; получил  при этом нужную информацию .   

В настоящее же время, проводя поиски в интернете,  встретил  их  вновь, но не просто в виде овальных изображений, а в эффектных  рамках, причем на среднем  портрете прикреплена табличка  с фамилией и именем художника.

Удивительно, что  уже более двухсот лет прошло со времени написания портретов, а запечатленные на них «модели» как бы живут своей жизнью, пережив революции и войны,  и  «всматриваются»  в совершенно иной для них мир.
Подумалось, что старинные декоративные рамки усиливают впечатление от изображений,  создавая атмосферу старины.
В основном, художник-портретист А.Г. Варнек писал индивидуальные портреты, причем около 10% его работ можно отнести к категории семейных.  К ним относятся, прежде всего,  портреты семейства  скульптора Мартоса. 

Так помимо двух портретов  его дочерей, приложенных к миниатюре,  им был выполнил портрет большего размера (72х54,5)  с изображением Веры Ивановны, впоследствии  жены художника А.Е. Егорова и Софьи Ивановны (1798 – 1856), впоследствии жены В.И. Григоровича.  Находится данный портрет в собрании Государственной Третьяковской галереи [2].

В 2014 году  при подготовке упомянутой выше статьи [1] о портретах дочерей скульптора Мартоса я обменялся письмами с музеями, в собраниях которых портреты находятся. В полученной  из Нижегородского музея справке сообщалось, что слева на портрете изображена  Вера, а справа – Софья. Удивительно, что эти же имена были названы в справке из Ивановского художественного музея. 

Тогда я усомнился в верности  принятых в музеях атрибуций,  поскольку облики дочерей И.П. Мартоса, запечатленных на том и другом портретах слева были разными, и не соответствовали облику Веры, запечатленной слева на большом портрете из ГТГ. 

Сообщил об этом своем наблюдении в оба музея, и учел его в тексте своей рукописи. Сейчас, как я понимаю, только в Нижегородском музее изменили название портрета. 

Замечу, что в последние годы в интернете появился прекрасный «Справочник метрических данных архивов СПб», который содержит, в частности, неизвестные ранее сведения, касающиеся огромного семейства  Мартоса  И.П. и соприкасающихся с ним семейств. Они позволяют не только ликвидировать белые пятна в генеалогии  семейств, но и подкорректировать датировки обсуждаемых портретов, что целесообразно сделать, поскольку для всей группы портретов  Турчиным указано, что выполнены они  в 1810-е  гг. А это довольно грубые датировки.

Не останавливаясь  на нюансах, приведу ниже  итоговые биографические сведения, касающиеся  дочерей И.П. Мартоса, и «подправленные» мною датировки  их портретов. Все это было сделано после тщательного изучения совокупности  дат рождения и вступления в брак. В итоге найдены достаточно точные  датировки  обсуждаемых портретов.

ДАТЫ   ЖИЗНИ: Анастасия (1784 – 1830); Софья (15.04.1798 – 12.02.1856); Вера (1799 - ?); Любовь (1800 - ?).

ДАТЫ  ВСТУПЛЕНИЯ  В БРАК: Анастасия (1816, 32 года); Софья (1817, 19 лет);  Вера (1815, 15 лет); Люба (1817 – 17 лет).

ДАТИРОВКИ портретов:  Нижегородский музей (1816 г.);  Ивановский музей (1819 г.); ГТГ 1821 г. 

Помимо изученных портретов, Александр Варнек выполнил в 1819 году портрет самого скульптора  Мартоса, находящегося в музее Российской Академии художеств [3]. При этом удивительно, что данный портрет художник не включил в так называемый Собственный список 1819 года [4]. Связано это, вероятно с тем, что все портреты членов семьи Мартоса и его самого художник написал в знак благодарности за то, что Иван Петрович пять раз выступал в качестве восприемника новорожденных в его собственной семье. 

К названной выше группе портретов следует отнести и портрет зятя И.П. Мартоса, Василия Ивановича Григоровича (1786 - 1865), профессора и конференц-секретаря ИАХ, имеющего растянутую датировку  и находящегося в собрании ГРМ [5].

К семейным портретам кисти А.Г. Варнека  следует отнести также  следующие работы  художника, указанные  в Списке его работ:

Портреты генерал-лейтенанта Балашова Андрея Дмитриевича (1770 – 1837) и его жены Елены Петровны;

Портреты генерал-лейтенанта Ахвердова Николая Исаевича (1755 – 1817) и его жены Екатерины Борисовны;

Портреты президента Академии художеств Оленина Алексея Николаевича  (1763 – 1843) и его жены Елизаветы Марковны;

Портреты литератора Бутовского Ивана Григорьевича (1775 – 1872) и  его жены.

Все указанные выше портреты  обсуждались  мною в приведенных на сайте проза.ру одиннадцати миниатюрах.

Сообщив  об этой группе семейных портретов, замечу, что в очередной миниатюре  предполагаю поговорить о трех детских портретах  известной семьи Вяземских, которой посвящено три миниатюры в книге «Спутники Пушкина. 392 портрета» писателя Вересаева В.В. [6]. 

В связи с этим, обращу внимание  на одну свою находку в интернете – неизвестный портретик  мальчика работы А.Г. Варнека  в старинной рамке, похожей на ту, в которую помещен Портрет дочерей скульптора И.П. Мартоса – Любови и Софьи. К нему также прикреплена табличка  с фамилией и именем художника.  Предполагаю, что это неизвестный ранее и не указанный в Списке  работ художника еще один портрет младшего сына семьи Вяземских, Павла.   

Портреты  детей семейства Вяземских предполагаю показать читателям  и обсудить их в очередной миниатюре.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.   Владимир Варнек. Портреты дочерей скульптора  Мартоса. Журнал «Мир музея». №32. Июнь 2014. С. 20 - 23.
2. Каталог собрания Государственной Третьяковской галереи. Живопись первой половины XIX века.Варнек  Александрдр  Григорьевич. С.112.
3. Турчин В.С Александр Григорьевич Варнек. 1782-1843. - М.: Искусство, 1985. - 168 с.   
4. В.А. Варнек. О собственном списке художника А.Г. Варнека.Невский  Библиофил. 2014. Вып.19. С.191-199.
5. Григорович Василий Иванович (1786 - 1865), профессор и конференц-секретарь  ИАХ. Википедия.
6. Вересаев В.В.. Спутники Пушкина. 392 портрета. Захаров. Москва. 2001. 

17.01.2025.


Рецензии