Икона Божьей Матери Взыскание погибших
Главной святыней храма несмотря на то, что храм был во имя Святителя Николая, была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны ее были Архангелы, а внизу было изображение Успения Богоматери. Лик этой иконы – лик дивный. И как-то, подведя одну из исповедниц к этой иконе, настоятель храма протоиерей Александр Зверев сказал: “Посмотри, как милостиво смотрит на тебя Владычица”.
Храм закрыли в конце весны 1934 года. Иконы вынесли во двор и с части из них смывали золото. Икону “Взыскание погибших” сначала перенесли в церковь прп. Сергия, что в Пушкарях. Там ещё продолжали служить акафисты Божией Матери, там наша икона “Взыскание погибших” была в почёте. Но церковь прп. Сергия в Пушкарях тоже закрыли при страшных обстоятельствах: расстреляли её настоятеля, о. Николая Толгского, удивительного проповедника, замечательно красиво служившего, и внешне красавца, и внутренне горящего человека. После него остался брат о. Александр Толгский, который перевёл весь приход, певчих, чтецов и часть алтарников в храм Илии Обыденного. А иконы отнесли в храм Адриана и Наталии.
Долго мы искали, где наши иконы. Надежда Александровна Кавелина <подруга О.И. Подобедовой> заболела и лежала тяжело больная. А я взяла утром чистую скатерть, пошла в храм Адриана и Наталии и узнала от сторожа, что все иконы снесены на чердак. Икона “Взыскание погибших” была местная, клиросная, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75.
Я говорю сторожу: “Вы знаете, там наша икона”, - причём не уточняю, какая наша, может быть, и моя. - “Я б хотела её взять”. - “Ну, где ты её найдёшь?” - “А Вы меня только впустите”. Сунула ему какую-то денежку, он меня туда повёл. - “Ты, - говорит, - и не пройдёшь, и не увидишь, там всё завалено иконами”. Я вошла на чердак и, буквально, от моих ног и до конца, до окна, лежали на полу, плашмя, штабелями иконы. Но у окна стояла только одна наша икона Божией Матери. Какими-то судьбами между этими иконами я пробралась, завернула её и увезла. Привезла её домой и поставила у себя в комнате. Это было задолго до моего замужества.
Батюшка о. Владимир Медведюк приехал к нам из ссылки, из Караганды и ночевал у нас. Мы оставили его и, когда пришли в комнату утром, чтобы позвать его пить чай, увидели, что постель не смята. Батюшка всю ночь провёл на коленях перед этой иконой.
После моего замужества Надежда Александровна Кавелина взяла икону к себе.
Она была в доме Кавелиных до смерти Надежды Александровны. По смерти Надежды Александровны ее сестра Ольга Александровна, вопреки завещанию (а Надежда Александровна завещала поставить её в храм Илии Обыденного, и даже деньги оставила на сооружение такой клиросной стенки, как у иконы “Нечаянной Радости”), отдала икону в Успенский монастырь в Пюхтицах.
Когда Ольга Ильинична приехала в Пюхтицы на богомолье и поселилась в частном доме, к ней пришла послушница и пригласила к настоятельнице монастыря.
Настоятельница сообщила Ольге Ильиничне, что к ним из Москвы прислали икону Божьей Матери, но никаких объяснений, что это за икона не дали. Так как Ольга Ильинична приехала из Москвы, то может быть она знает что-то про эту икону. И настоятельница показала Ольге Ильиничне икону «Взыскания Погибших», которую Ольга Александровна Кавелина передала в монастырь.
Ольга Ильинична подробно рассказала настоятельнице историю этой иконы.
В настоящее время эта икона "Взыскание погибших" вернулась в храм Св. Николая Чудотворца на ул. Рождественка в Москве.
Свидетельство о публикации №225011601451