Сирия на перепутье. Промежуточный финиш

Прошло более месяца после свержения в Сирии президента Хафеза аль-Асада, когда молниеносная цепь событий многих весьма удивила и озадачила. Мало кто мог поверить, что так быстро и запросто после активизации боевых действий внутри страны могла рухнуть система власти и управления, сложившаяся на протяжении десятилетий. На основе информации различных СМИ, блогосферы и т.п., попробуем разобраться в том, что представляет собой сегодняшняя постреволюционная Сирия, и оценить перспективы её будущего развития. Иными словами, попробуем зафиксировать своеобразный промежуточный финиш.

После сложения полномочий и эмиграции президента Башара аль-Асада 8 декабря 2024 г. к власти в Сирии пришла так называемая временная (или новая) администрация. Известно также, что из высокопоставленных лиц свергнутого режима при попытке бегства задержаны и арестованы Махер Асад, командир 4-й бронетанковой дивизии, младший брат бывшего президента, а также бывший директор Главного управления безопасности Али Мамлюк. Ничего пока не известно о бывшем министре обороны Али Махмуде Аббасе и других ключевых фигур свергнутой власти. Уникальность ситуации заключается еще и в том, что если раньше вопрос о власти в Сирии зачастую решался посредством вооруженных переворотов, организованных выходцами и представителями системы государственного управления и военного командования, то сейчас к власти пришли внесистемные силы, которым предстоит выстраивать свою систему. Чем не революция?

Новая администрация Сирии была сформирована на основе исламистской организации суннитского направления "Хайят Тахрир аш-Шам" (Организация освобождения Леванта). Формально эта организация, являвшаяся весьма влиятельной в инфраструктуре вооруженной оппозиции как во время недавней гражданской войны, так и в процессе свержения президента Асада, считается террористической как в России, так и в США и Турции. Ее истоки берут начало в печально известной "Аль Каиде" (запрещена в РФ), с которой несколько лет назад у неё был полный разрыв.

Среди других активных оппозиционных формирований следует выделить также протурецкую Сирийскую национальную армию (СНА) и проамериканские курдские Сирийские демократические силы (СДС), которые, помимо всего прочего, воюют ещё и между собой. Эти формирования контролируют северные и северо-восточные регионы Сирии. Следует также учитывать сепаратистски настроенный друзский анклав на юго-западе страны (мухафаза Сувайда).

Политическим руководителем государства, или главой временной администрации, стал эмир ХТШ Ахмед Хусейн аш-Шараа, в прошлом известный как Абу Мухаммад аль-Джулани. На базе функционирующего с 2017 г. в Идлибе "правительства спасения" было сформировано переходное правительство Сирии. По материалам СМИ известно распределение ключевых постов в Переходном правительстве:
премьер-минстр - Мухаммед аль-Башир;
министр иностранных дел и по делам экспатриантов - Асаад аш-Шибани (Шейбани);
министр обороны - Мурхаф Абу Касра, генерал-майор;
министр внутренних дел - Мухаммад Абдель-Рахман;
министр информации - Мухаммед Якуб аль-Омар;
министр просвещения - Назир аль-Кадири;
министр здравоохранения - Махер аш-Шараа;
министр транспорта - Бахаа Эд-Дин Шарм;
Министр сельского хозяйства - Мохаммад Таха Аль-Ахмад;
глава Службы общей разведки - Анас Хасан Хаттаб.

Среди других официальных структур и ведомств особой активностью отличаются Управление военных операций, чьей задачей является подавления очагов сопротивления сторонников прежнего режима, а также Центр урегулирования, осуществляющий проверку на лояльность со стороны государственных и военных служащих. Особую актуальность приобрела деятельность Центра по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев.

Также успели заявить о себе такие ведомства, как:
- Управление общественной безопасности;
- Генеральное командование по реструктуризации вооруженных сил и организации Сирийской Арабской армии;
- Управление по делам иммиграции и паспортов
- Главное управление древностей и музеев;
- Управление дорожного движения и транспортной инженерии.
С полным, или близким к тому, составом переходного правительства Сирии уже можно ознакомиться хотя бы на Википедии.

Считается, что передача полномочий новому правительству от прежнего кабинета под руководством Мухаммада Гази аль-Джалали прошла бескровно и организованно. Временная администрация и Переходное правительство возложили на себя миссию реализовать в стране конституционный процесс, который определит будущее устройство и политику, а также примирит все враждующие этно-конфессиональные группы. Пока действие конституции и работа парламента приостановлены. Территориальная целостность страны является главным критерием при определении будущего административно-территориального устройства. Согласно информации турецких СМИ, не подлежит сомнению сохранение нынешнего названия государства - Сирийская Арабская Республика (САР), следовательно, должна остаться республиканская форма правления. Нельзя не отметить, что поменялась государственная символика. Теперь над Сирией развевается новый старый трёхзвездный флаг, который в 1980 г. был заменён бывшим символом Объединенной Арабской Республики - двухзвёздным флагом, а с 2011 г. являлся символом внесистемной оппозиции.

Факторами, которые в настоящее время явно препятствуют намеченным благим целям, являются подогреваемый внешними силами друзский и курдский сепаратизм, а также формирования ИГИЛ (запрещена в РФ), которая, как известно, разгромлена, но далеко не уничтожена. Наконец, сопротивление верных прежнему режиму ополченцев также никто не отменял. Более того, как-то не верится, что история БААС на этом закончилась. Эта структура не раз демонстрировала умение накапливать силы в условиях подполья. Как видим, проблем на одном только внутреннем фронте у новой администрации "выше крыши". Ситуация очень не спокойная: если и раньше люди жили в условиях "то тут стреляют, то там", то теперь стало еще опаснее.

В настоящее время активную деятельность на дипломатическом поприще осуществляет непосредственно временный глава государства Ахмед аш-Шараа. Он лично встречается с представителями зарубежных и международных организаций, в т.ч. и ООН, а внутри страны - с лидерами этно-религиозных общин, бизнесменами, творческими деятелями. Для прессы он старается позиционировать себя как современный цивилизованный политик, в костюме, при аккуратным внешнем виде. В некоторых публикациях это перевоплощение вчерашних боевиков в камуфляжах назвали прагматическим ребрендингом. Также поступает информация от ключевых должностных лиц о событиях и мероприятиях в подведомственной им сфере деятельности.

Осуществляются различного рода инспекции, в т.ч. и с привлечением специалистов международных организаций, возобновил свою деятельность аэропорт Дамаска... Учебный процесс в школах и вузах вроде даже не прерывался, но программы обучения в части идеологии и воспитания подверглись существенной корректировке. Обращает также на себя внимание процесс формирования новой сирийской армии путем интеграции бывших оппозиционных вооруженных формирований в структуру министерства обороны. Встречи и совещания в новом министерстве обороны с полевыми командирами проходят, практически, ежедневно.

На второе место в плане публичной и дипломатической активности можно уверенно поставить министра иностранных дел Шейбани. Так, на пресс-конференции по итогам одной из встреч заявил о подготовке общенациональной конференции, где должны быть представлены все слои населения государства и намечены основы будущей государственности. Общенациональная конференция должна носить объединительный характер. По другим источникам, предполагаемый численный состав участников конференции - 1200. Шейбани также заявил, что укрепление прежнего режима осуществлялось за счёт распространения наркотиков и поддержания хаоса и что в настоящий момент главной целью является сделать Сирию "образцом стабильности, процветания и мира".

Что касается расклада интересов вокруг  Сирии, то полностью "на коне" в данной ситуации позиционирует себя президент Турции Эрдоган. Одно то, что движущими революционными силами были лояльная Турции ХТШ и полностью протурецкая СНА, много о чем говорит. Как выясняется, у Турции большие планы в отношении Сирии. Это и воссоздание энергетической инфраструктуры, частично разрушенной в ходе боевых действий в последние годы, и даже намерение разместить базы ПВО, взяв под контроль сирийское воздушное пространство. Более того, со стороны Турции уже высказывались намерения "прирезать" себе кое-какие  северные территории. Решающей политической ошибкой свергнутого президента Асада некоторые аналитики считают разрыв с Эрдоганом (в нулевые годы они тесно сотрудничали!) и упорное нежелание идти с ним на прямой контакт, когда ещё была такая возможность. В последнем видится также прокол российской дипломатии.

Однако, была и остаётся у Турции серьезная "кость в горле" - это поддерживаемый США курдский анклав. Это не просто токсичное для Турции этническое образование, но и нефтеносные районы, к которым Штаты неплохо присосались, не имея никакого легального статуса на территории страны, цинично разводя руками: а мы, мол, тут совсем не при делах. Однако, Эрдоган уже вошёл в раж: в одном из недавних выступлений (на заседании парламентской фракции правящей партии) он потребовал от курирующих различные формирования международных игроков "убрать руки" от Сирии. Ну, а какой игрок стоит за спиной курдских формирований, было показано выше.

Ещё одной проблемой для Турции становится Израиль, конфликт интересов с которым в данной ситуации принимает лобовой характер. Надо заметить, Израиль неплохо подсуетился во время сирийских событий.  Проморгав резню на музыкальном фестивале 6 октября 2023 г., руководство этого государства понятие о границах безопасности расширило до небывалых пределов. Исключительно "с благими целями", под революционный шумок, израильская авиация неслабо прошлась по стратегическим военно-воздушным и военно-морским объектам. Очевидно, что цель здесь была одна - лишить новые власти Сирии военно-стратегического ресурса. Кроме того, израильские наземные подразделения оккупировали прилегающие к Голанским высотам сирийские территории (даже вошли в "город-призрак" Кунейтру!) и явно не торопятся их покидать. Причем некоторая часть местных друзов к Израилю относится вполне лояльно.

Медленно, но верно интересы Израиля и Турции приближаются к лобовому столкновению, а амортизирующий потенциал между ними растворяется на глазах. В недавнем отчете правительственной комиссии по анализу оборонного бюджета (комитете Нагеля) прямо говорится об угрозе существования Израиля в реальных условиях и высокой степени вероятности войны с Турцией. Для руководства Израиля прагматический имидж новой сирийской администрации точно ничего не значит. Для них это явный проводник турецкой экспансии, своеобразного проекта "Османская империя 2.0". Приведем дословно комментарий израильского премьера Нетаньяху: «Мы наблюдаем фундаментальные изменения на Ближнем Востоке. Иран долгое время был нашей величайшей угрозой, но на арену выходят новые силы, и мы должны быть готовы к неожиданностям». Только время покажет, что значит для Израиля противостояние не "изгою"-Ирану и его шиитским прокси в Ливане и Сирии, а активно продвигающему суннизм, достойному представителю "цивилизованного мира", члену НАТО, - Турции.

Заметный интерес к сотрудничеству с новой администрацией Сирии проявляют соседи по региону: Иордания, Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бахрейн... Надо заметить, что эти государства в период правления Асаде к особо дружественным для Сирии не относились. Ныне их поддержка осуществляется как на дипломатическом уровне (встречи с официальными представителями и общественными лидерами), так и на уровне миссий с гуманитарной помощью для населения.

В основном, в переговорном процессе Сирия является больше принимающей стороной, но тем не менее с самого начала 2025 г. официальная сирийская делегация в составе министра иностранных дел Шейбани, министра обороны Касры и главы общей разведки Хаттаба совершает турне по странам-соседям. Делегация посетила Катар, Саудовскую Аравию, Турцию... Разумеется, что самые интенсивные отношения поддерживаются с Турцией. Ещё 22 декабря Сирию посетил глава МИД Турции Хакан Фидан, где встретился с новым сирийским главой. 15 января 2025 г. сирийскую делегацию принял президент Турции Реджеп Эрдоган. Идут разговоры о подготовке визита в Турцию непосредственно Ахмеда аш-Шараа.

Осуществляются также контакты нового сирийского руководства с представителями США и стран Евросоюза. Особенно СМИ муссировали совместный визит в Сирию министров иностранных дел Германии и Франции: Анналены Бербок и Жан-Ноэля Барро. Этот визит был проанонсирован уже за день-два до предполагаемого события. Первая, давно зарекомендовавшая себя воинствующей русофобкой, сразу тупо заявила, что какая-либо помощь с европейской стороны возможна при условии, что из Сирии будут выведены  российские военные базы. Вообще европейцы явно задались целью требовать от новой сирийской власти невозможного (ну разве что от ислама не отказаться!), предлагая взамен призрачную перспективу снятия санкций.

О будущей степени участия России в сирийских вопросах ситуация ещё до конца непонятна. В первые дни активизации вооруженных формирований  оппозиции, российская авиация оказывала поддержку действующей армии, нанося удары по объектам и скоплениям антиправительственных сил. Тем не менее, особого фанатизма при этом наши военные не проявляли, как будто видели уже, что поддерживать особо некого. Потенциал правительственных сил и стремление противодействовать таяли на глазах. Фактически, судьба Сирии решалась не на поле боя, а в ходе тайной дипломатии, детали которой, надеюсь, скоро раскроются.

На следующий день после прихода к власти в Сирии новой администрации, 9 декабря 2024 г., стало известно, что свергнутый президент Башар аль-Асад с семьей уже в Москве, а над посольством Сирии под аплодисменты  стоящих на балконе людей был поднят новый флаг Сирии. (Так, Мансуровский переулок в Москве стал известен всей стране!). Кто были стоящие на балконе посольского особняка люди? Сотрудники посольства? Представители-активисты диаспоры?..  Известно также, что никаких контактов свергнутого президента с посольством Сирии не было. Более того, в тот же день действующий на данный момент посол Сирии в России Башар аль-Джаафари публично обвинил свергнутого президента в позорном бегстве. С тех пор г-н посол в медийном пространстве не появлялся. На сайте МИД РФ информация о составе сирийского посольства остаётся без изменений, даже символика не поменялась. Также нигде не было информации, что статус назначенного ещё при президенте Асаде посла в России каким-то образом изменился или изменится в перспективе. Иными словами, в дипломатических отношениях между Россией и Сирией на данный момент нет какой-либо определенности, информация не обновляется. Что касается российской дипмиссии в Сирии, то неоднократно сообщалось о спокойствии на ее территории, а также об отсутствии угроз гражданским специалистам.

Российское командование в сложившихся условиях сосредоточило свой распределённый в ряде мест потенциал на двух опорных базах: военно-морской (Тартус) и военно-воздушной (Хмеймим). Некоторые ресурсы через эти базы были отправлены на Родину. Очевидно, что с нашей стороны многое поставлено на карту ради сохранения этих баз. Если их не будет, то Россия потеряет существенный стратегический и сдерживающий фактор в регионе. Наши западные "коллеги", как было упомянуто выше, вместе с Израилем и Турцией точно спят и видят эту радужную перспективу.

Однако следует заметить, что у "бармалеев" 2.0, как и ранее у талибов 2.0 в Афганистане, воинствующая русофобия как будто по команде сошла на нет. Если новая администрация Сирии действительно встала на прагматические рельсы, то должна отдавать себе отчёт в том, что все окружающие ее внешние силы имеют свои корыстные интересы, выходящие за рамки безопасности государства. По возможности, надо от всех взять как можно больше, но этих всех желательно расположить в противовес друг другу, чтобы никто не считал себя абсолютным хозяином на сирийском поле: ни турки, не Америка с Европой, ни Израиль, ни арабы-соседи. По всей видимости, по поводу российского военного потенциала на своей территории у новой администрации преобладает мнение типа "лишним не будет". Вот то, что уже было озвучено Ахмедом аш-Шараа: "Дамаск и Москву связывают стратегические интересы", «Мы не хотим, чтобы РФ ушла таким образом, который не соответствует ее отношениям с Сирией».

Потерявшим более всех в этой истории выглядит Иран, многолетний союзник Сирии при асадовском правлении. Иран, фактически, изгнан из Сирии,что внешне было оформлено это разгромом его посольства в Дамаске. Иран не только потерял какое-либо влияние в Сирии, но и лишился важного коридора для поставки оружия своим прокси-структурам в Ливан и Палестину. Более того, неформальная антизападная и антиизраильская, но лояльная к России коалиция "Михвар" ("Ось сопротивления") лишилась ключевого звена. В настоящее время её составляют Иран, "Хизбалла", палестинские фракции, йеменские хуситы, подразделения народной мобилизации в Ираке, т.е. одно государство и несколько подконтрольных ему движений в разных странах региона. Ресурс утрачен почти наполовину. В отличии от многих стран, в т.ч. и России, затаившихся или занимающих выжидательную позицию, Иран через подконтрольные СМИ не стесняется давать однозначную политическую оценку, сводящуюся к двум базовым постулатам: к власти пришли террористы (какая схожесть с позицией Израиля!), Башар аль-Асад оказался слабым лидером, который довел страну до системного кризиса, затем бросил и предал свой народ, - плоды европейского воспитания.

Очень интересно, как текущая ситуация повлияет на отношения России и Ирана. Гражданская война в Сирии в 2010-е гг. вывела оба государства на уровень тесного союзничества во многих базовых областях. И это при всем том, что после второй мировой войны со стороны СССР каких-либо дружеских проявлений по отношению как к шахскому Ирану, так и шиитско-фундаменталистскому, замечено не было. На 20-е числа января намечен визит не так давно вступившего в должность президента Ирана Масуда Пезешкиана в Москву. (Этот лидер накануне выборов позиционировался как самый либеральный из всех возможных). Интересно, какой вектор отношений ожидает нас в перспективе.

Как же переходный период сказывается на жизни простых людей? По данным блогосферы, эйфория от смены власти больше была присуща сирийцам, проживающим за границей. Много было разговоров о настоящей свободе. Однако, потока возвращающихся явно не наблюдается. Население страны как пребывало в режиме выживания, так и продолжает пребывать. Сначала были вброшены в продажу запасы продовольствия и энергоресурсов, распланированные прежним режимом на более длительный период, что позволило немного снизить цены и увеличить время подачи электричества в дома. Эти популистские меры не могли не сказаться на подогреве эйфории. Но ведь ресурсы-то не резиновые, а режим санкций и экономической изоляции никто не отменял и в ближайшей перспективе вряд ли собирается. По всему видно, что постреволюционная волна эйфории сходит на нет.

Судя по свидетельствам, Сирия стала чем-то напоминать Россию в 1990-е гг.: ликвидация производств, сокращения, увольнения... на фоне заметного увеличения рынков-барахолок и подачек в виде гуманитарной помощи, - и всё на это фоне обещаний от доброжелателей помочь, улучшить, восстановить, инвестировать и т.п. Пока в системе жизнеобеспечения населения ситуация заметно ухудшается. Для новой администрации это такая же серьёзная проблема, как фактическое отсутствие территориальной целостности государства и непрекращающиеся вооруженные стычки.

Подводя итоги вышесказанному, отмечу, что Сирия сейчас стоит на перепутье. Удастся ли новому руководству пройти по тонкому мосту между окончательным распадом государства на враждующие анклавы и сохранением видимой целостности при абсолютном поглощении Турцией? Удастся ли сохранить государственность и идентичность? Удастся ли России сохранить хоть какое-то присутствие и влияние в Сирии, опираясь на исторический опыт дружбы и сотрудничества? Как в конечном итоге изменится расклад и расстановка сил в ближневосточном регионе? Вопросов во много раз больше, чем ответов. Но уж очень хочется надеяться и верить, что в эту страну, наконец-то, будут привнесены мир и стабильность.


* Рисунок сгенерирован нейросетью "Яндекс-Про"


Рецензии
Спасибо, Андрей, за обстоятельный и интересный анализ ситуации в одном из ключевых районов мира!
С уважением

Софрон Бурков   05.03.2025 08:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Софрон за отклик и поддержку! С уважением!

Андрей Астапович 2   05.03.2025 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.