Об именах. Барон Пётр Карлович Клодт

В годы моего детства на соседней улице жил Митька Мелентьев из семьи староверов. Он был на год моложе меня,  и мы никогда не только не дрались, но и не спорили, хотя он всегда подчёркивал, что у него, как у лошади силы. Он собирался стать художником или зодчим. Мне кажется, что я от него впервые услышал слово ЗОДЧИЙ в значении СОЗИДАТЕЛЬ. А потом узнал, что в Москве ещё во времена Пушкина было открыто училище  живописи,  ваяния и зодчества — одно из ведущих художественных учебных заведений в Российской империи.

В словаре Владимира Ивановича Даля слово ЗОДЧИЙ мы найдём в гнезде существительного ЗОДЧЕСТВО.

ЗОДЧЕСТВО ср. наука и искусство созидать здания, строить; архитектура. Зодческий, к зодчеству относящийся,
Зодчий м. архитектор, строитель. См. здание и зиждить. Толковый словарь живого великорусского языка


ЗДАНИЕ ср. (от малоупотреб. церк. здати), большое строение, дом, домина, хоромы, палаты, дворец; храм: казарма, завод и пр.
Здати церк. созидать, сооружать, строить.
Здатель, здательница, созидатель, строитель церкви, монастыря и пр. Толковый словарь живого великорусского языка


ЗИЖДИТЬ что (от здать; коли есть зижду, зиждешь, то само собою есть и зиждить), созидать, создавать; строить, сооружать;
|| *основывать, учреждать. Кто зиждет на сыпучих песках, не повершает. Зиждиться, созидаться.
Что зиждется человеком, то и рушится.
Зижденье ср. созиданье. Зиждитель м. зиждительница ж. создатель, творец; созидатель, строитель: основатель, учредитель.
Зиждитель монастыря, строитель, чьим иждивеньем или попечением он сооружен.
Зиждитель порядка и законности.
Зиждителев, зиждиницын, ему, ей принадлежащ. Зиждительский, к ним относящийся, им свойств.
Зиждительный, творческий, творящий; к зиждению относящийся. Толковый словарь живого великорусского языка

 Вернёмся к Митьке. Он  первым обнаружил, что к соседке, собирающейся строить дом, привезли белую глину, из которой можно лепить маленькие фигурки. Он тут же слепил утку. Я тоже что-то пытался лепить, но мне было не интересно.

Из куска дерева Митька не раз  перочинным ножом вырезал какую-нибудь зверушку. А из свежей сосновой палки вырезал тросточку с разнообразными узорами. Я тоже пытался вырезать, чтобы на костре обжечь и снять оставшуюся кору. У меня было несколько таких тросточек. Но у него получалось лучше. А ещё Митька  пытался рисовать на песке, на камешках. Учились мы в разных школах, потому я не сразу узнал, что у него другое имя и другая фамилия. Он стал Юркой Устиновым. Взрослыми мы никогда не встречались, но я слышал, что он стал художником-оформителем.

Летом 1960 года я впервые попал в Ленинград. Возле Аничкова моста через реку Фонтанку несколько студентов срисовывали скульптуры «Укротители коней», созданные Петром Клодтом. Подумалось, что об этих художниках надо сказать Митьке. Я тогда собирался побольше узнать об этом скульпторе и о его работах, но не сложилось.

Пётр Карлович Клодт (Петр Якоб Клодт фон Юргенсбург) (нем. Peter Jakob Freiherr Clodt von J;rgensburg) родился  24 мая [5 июня] 1805 года в Санкт-Петербурге. Он   русский скульптор немецкого происхождения из дворянского рода Клодт фон Юргенсбург, представитель петербургского  академизма, один из самых известных ваятелей николаевской эпохи,  литейный мастер; мастер монументальной и анималистической пластики. Славу ему принёс скульптурный  ансамбль  Аничкова моста и конная статуя для памятника Николаю I на Исаакиевской площади. Он академик (с 1838) и профессор (с 1848; заслуженный профессор с 1858) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1859). Старший брат гравёра-ксилографа Константина Клодта, отец живописца-жанриста Михаила Петровича Клодта. По материалам Википедии.

Интересно было узнать, что семья будущего скульптора (небогатая, но родовитая) происходила из остзейских аристократов, состояла из потомственных военных. А в Россию прапрадед генерал-майор шведской армии попал во время Северной войны. Уникальное свойство русского мира в том, что он вбирал в себя людей разного цвета кожи, разного вероисповедания, носителей разных языков, разных способностей и давал возможность развиваться без всяких органичений .

Отец  скульптора — барон Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург — генерал-майор русской армии, геодезист и топограф, участник русско-турецких и наполеоновских войн; его портрет  работы мастерской Джорджа Доу помещён среди 332 генеральских изображений в Военной галерее Зимнего дворца.

Младший брат Петра — Константин Карлович Клодт фон Юргенсбург (1807—1879) — был художником, гравёром по дереву.

Пётр Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, но детство и юность его прошли в Омске, там  отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. А знают ли омичане о таком факте? Спросил у одного из хористов, рядом с которым я несколько лет пел. Слышал ли он о таком факте?  Слышал, но в детали не вникал. Об этом скульпторе говорили, но  в энциклопедии «Города России» об этом нет ничего.  Википедия в интернете называет только трёх знаменитостей, выросших в Омске, это писатель Фёдор Достоевский, поэт Роберт Рождественский и музыкант Егор Летов. О Клодте  составители справок забыли.

А Пётр Карлович Клодт  вдали от столицы  и европейской культуры оттачивал мастерство в  резьбе по дереву, лепке и рисованию. Мальчик готовился к военной карьере и больше всего ему нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование. И не случайно учился в войсковом казачьем училище, которое было в Омске.

В 1822 году семья Клодтов вернулась в столицу, Петру было 17 лет и он поступил в Михайловское артиллерийское училище, открытое в Санкт-Петербурге 25 ноября 1820 года по инициативе генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича для подготовки офицеров артиллерии. . Всё свободное время, что оставалось от обучения военному делу, он посвящал своему увлечению: Как отмечено в семейном очерке В. Толбина, «серьёзные классные занятия не могли, однако же, совершенно отдалить прилежного юнкера от специального предмета его настоящего призвания… …При малейшей возможности барон П. Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах». В это время Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры».

После окончания училища будущий скульптор получил чин подпоручика и  служил в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.

Я не ставил своей задачей раскрывать особенности работ скульптора Клодта. Каждый может найти. Но в Википедии встречаются интересные подробности.

Например, начало артистической деятельности Клодта было чисто случайное. Об этом один из родственников знаменитого скульптора по случаю 20-й годовщины его смерти рассказал следующее: «В бытность свою в артиллерийском училище, вырезал он как-то от скуки из простого берёзового полена небольшую лошадку — русскую добродушную клячу со стёртыми боками и подарил её малолетнему сыну Николая Ивановича Греча — Алексею. Литературная компания, собиравшаяся у Греча Кукольник, Булгарин, Даль и другие случайно обратили внимание на новую игрушку, с которой возился на полу маленький Греч. Взяли, рассмотрели поближе, пришли в решительный восторг от артистического исполнения. Кто делал? Оказалось — юнкер Пётр Клодт. Литераторы доброго старого времени окончательно умилились, отняли лошадку у ребёнка и тут же согласились разыграть её „по золотому“ в лотерею, а на вырученные деньги купили талантливому юноше полный резной прибор. С помощью последнего, уже будучи офицером, во время лагерной стоянки в Красном Селе, он вырезал из дерева две новые лошадки, ещё более художественные, обративши на себя внимание великих князей Михаила и Николая Николаевичей, удостоивших принять в подарок эти счастливые плоды лагерного досуга. С этих пор художник-самоучка уверенно и быстро пошёл в гору».  По материалам Википедии.

Последние годы своей жизни художник провёл на своей даче Халола в посёлке Рантамяки (ныне — Клеверное) Полянской волости Выборгской губернии, где умер 8 (20) ноября 1867 года.

В ноябре 1867 года задували метели, когда он жил на даче в «Халола», и внучка просила дедушку вырезать ей лошадку. Клодт взял игральную карту и ножницы.
— Деточка! Когда я был маленьким, как ты, мой бедный отец тоже радовал меня, вырезая из бумаги лошадок…
Лицо его вдруг перекосилось, внучка закричала:
— Дедушка, не надо смешить меня своими гримасами!
Клодт покачнулся и рухнул на пол.

Похоронен  скульптор в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище; в 1936 году останки Клодта были перенесены на Тихвинское кладбище — Некрополь мастеров искусств с установкой нового памятника.


Рецензии