О наградах

                О   наградах

  Весной 1997 года таёжные пожары начались в марте, когда солнце подъело  снег. Дымы поднимались каждый день сразу в нескольких местах как по расписанию.  Позже выяснилось, поджигали местные. После низового пожара сырой деловой лес как бракованный  переходил в другую категорию, становился дровами. Поэтому лесосеки отводились неподалёку от деревни. Лесозаготовителям сплошная выгода – экономия на горючем и во времени.
   Нас семь человек. Молодой специалист, мастер леса Виктор. Бывший пограничный майор, а теперь пенсионер и тракторист Потешкин Валерий Степанович, у него  ДТ-54 и бочка на колёсах. И пятеро лесников. У нас семь ранцевых огнетушителей, лучше которых ничего не придумали для борьбы с пожарами. Полторы тонны воды из бочки наши семь ранцев высасывают за сутки. Каждый день Потешкин мотается в деревню за водой и продуктами. Спим урывками днём. Пожары тушим по ночам, когда роса прижимает огонь к земле  и невольно помогает нам.
   Очаги небольшие, по десять-двадцать гектаров. Успеваем забить молодой огонь, пока он не вошёл в силу. Две недели спим прямо на земле, не раздеваясь, спим в полглаза. Несколько раз ловили поджигателей, учили подручными средствами. Вызывали инспекцию, полицию. Но те лишь выписывали копеечные штрафы, разводили руками и отпускали поджигателей:  большего закон  не позволял.
   От постоянного недосыпа и усталости людей стало пошатывать. Не доложив начальству лесхоза, решили устроить самовольный выходной. На тракторе и на раме с бочкой выехали в деревню. Пока отец топил баню, выпили чаю и расселись у телевизора посмотреть новости. А на экране – как нарочно! – репортаж из столицы: в районе станции Лосиноостровской в парковой зоне на семнадцати гектарах вспыхнул пожар. С каким восторгом описывали подвиги пожарных московские журналисты! Как огнеборцы, жертвуя собой, совершали ежеминутные подвиги. Как прибыл пожарный поезд. Как тушили с помощью вертолёта. Что в общей сложности в тушении принимали участие сто семьдесят человек. Что пожар был потушен в течение суток. Кто-то награждён, кто-то получил грамоты, кто-то благодарность.
   Я смотрел на своих товарищей, сидящих у телевизора – закопчённых, почерневших, уставших, в изорванных спецовках, с волдырями на руках, у которых даже материться не было сил. От стыда за столицу мы не смотрели в глаза друг  другу. Потому что мы, всемером, за сутки тушим  таких пожаров два, а то и три. Без пожарных поездов. Без вертолётов. Без наград. Без благодарностей. За ничтожную заработную плату, которую постоянно задерживают.
   Пограничный майор, а ныне тракторист и пенсионер Потешкин Валерий Степанович, не досмотрел новости, вышел в сени и закурил. И посмотрел на хребет, где поднимались два дымка – там разгорались  новые очаги.
   В столице и на окраине государства одни и те же награды имеют разный вес.


Рецензии