Пушкин Онегин и сюжеты архетипы

(1)
В литературоведении известны несколько вариаций  мировых сюжетов-архетипов худ. текстов:
  I - 4 сюжета по Борхесу:
1. Самая старая история - история об осажденном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен и сопротивление бесполезно. Это история о Трое, и главный герой - Ахилл, знает, что погибнет, так и не увидев победы. Герой-мятежник, сам факт существования которого - вызов окружающей реальности. Кроме Ахилла, героями этого сюжета являются Зигфрид, Геракл, Сигурд и другие.
2. Вторая история - о возвращении. История Одиссея, скитавшегося по морям десять лет в попытке вернуться домой. Герой этих историй - человек отверженный обществом, бесконечно блуждающий в попытках найти себя - Дон Кихот, Беовульф.   
3. История третья - о поиске. Эта история чем-то похожа на вторую, но в данном случае герой не является отверженным и не противопоставляет себя обществу. Наиболее известный пример такого героя - Ясон, плывущий за золотым руном.       
4. История четвертая - о самоубийстве бога. Атис калечит и убивает себя, Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем, римские легионеры распинают Христа. Герой «гибели богов» - теряющий или обретающий веру, находящийся в поиске веры - Заратустра, булгаковский Мастер, Болконский.    
(см. https://pfmethod.psy.spbu.ru/Praktikum/Sujet36.htm)

II - 6 типовых сюжетов мировой литературы по проф. Мэтью Джокерсу  (университета штата Вашингтон) и затем исследователям из лаборатории компьютерных историй Вермонтского университета
(они проанализировали тексты тысяч романов и выявили шесть основных типов историй — архетипов, — представляющих собой базовые структурные блоки для построения более сложных сюжетов. Вермонтские исследователи описали эти шесть форм повествования, лежащих в основе 1700 английских романов, следующим образом:
1. «Из грязи в князи» — постепенное улучшение положения от плохого к хорошему.
2. «Из князи в грязи» — падение от хорошего положения к плохому, трагедия.
3. «Икар» — взлет и падение.
4. «Эдип» — падение, взлет и снова падение.
5. «Золушка» — взлет, падение, взлет.
6. «Человек, загнанный в угол» — падение и взлет.

В сети Инета  есть разные публикации о результатах  прикладного анализа писательских трудов мировой классики по этой методике. Например,  публикация BBC «100 историй, сформировавших наш мир» (см. = авторы попытались обнаружить шесть описанных выше типов сюжета, в которые по итогам вошли
- «Божественная комедия» (Данте Алигьери, 1308–1320) (Тип истории: «из грязи в князи»)
- «Мадам Бовари» (Гюстав Флобер, 1856)  (Тип истории: «из князи в грязи»)
- «Ромео и Джульетта» (Уильям Шекспир, 1597)   Тип истории: «Икар»
- «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин, 1813)  (Тип истории: «Человек, загнанный в угол» или «Золушка»)
- «Франкенштейн, или Современный Прометей» (Мэри Шелли, 1818)  (Тип истории: «Эдип»)
- «Франкенштейн, или Современный Прометей» (Мэри Шелли, 1818) (Тип истории: «Эдип»)

III – 2 сюжета от американского  романиста  Курта Воннегута, который в своей лекции 1995 г (cм. https://www.youtube.com/watch?v=9-84vuR1f90)  нарисовал различные сюжетные линии, по ходу повествования иллюстрируя изменение положения главного героя по шкале «хорошо-плохо». Среди сюжетов были:
-  «загнанный в угол человек», в рамках которого главный герой попадает в беду и в итоге выбирается из нее
- «парень добивается девушки», где герой получает нечто чудесное, теряет это и снова находит в конце

IV –12 сюжетов, в которые укладывается вся мировая литература по версии Яндекс  Кью (М. Акимова)  https://yandex.ru/q/culture/665534465/ или
- Золушка
- Одиссея
- Анна Каренина
- Гамлет
- Ромео и Джульетта
- Отцы и дети
- Робинзон
- Троянская война
- Катастрофа и последствия
- Остап Бендер ( и любой плутовской роман)
- Машина времени
(прим. сразу отметим, что толки и итоги могут быть самыми разными : так, например, Ромео и Джульетта для одних это история о Счастливой любви, а по мне так это о трагедии из-за болезни любви … или Комедия  Данте (Божественная по редакторской правке) = это повесть о сновидении грешника, боящегося Ада ….)

V -  5 сюжетов по  Кристоферу Букеру (см. «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории") ):
1. «Из грязи в князи» - название говорит само за себя, самый яркий пример, знакомый всем с детства - Золушка. Герои - обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине».    
2. «Приключение» - трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней».
3. «Туда и обратно». В основе сюжета попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой. Это и «Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье», и многие другие.         
4. «Комедия» - Это не просто общий термин, это определенный вид сюжета, который развивается по собственным правилам. В эту категорию попадают все романы Джейн Остин.      
5. «Трагедия» - кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».   
6. «Воскресение» - герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Яркий пример этого сюжета также знаком всем с детства - Спящая красавица, пробужденная поцелуем принца.
7. «Победа над чудовищем» - из названия ясно, в чем заключается сюжет - герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» - сокровища или любовь. Примеры: Дракула, Давид и Голиаф.
   
VI  -     36 сюжетов по Жоржу Польти:
1.      МОЛЬБА. Элементы ситуации: 1) преследователь, 2) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д., 3) сила, от которой зависит оказать защиту и т. д., при этом сила, не сразу решающаяся на защиту, колеблющаяся, неуверенная в себе, почему и приходится её умолять (повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблется и не решается оказать помощь. 2.      СПАСЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) несчастный, 2) угрожающий, преследующий, 3) спаситель. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейся, которую нужно было умолять, а здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного не колеблясь.
3.      МЕСТЬ, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) мститель, 2) виновный, 3) преступление. Примеры: 1) кровная месть, 2) месть сопернику или сопернице или любовнику, или любовнице на почве ревности.
4.      МЕСТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ЗА ДРУГОГО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ. Элементы ситуации: 1) живая память о нанесенном другому близкому человеку обиде, вреде, о жертвах, понесенных им ради своих близких, 2) мстящий родственник, 3) виновный в этих обидах, вреде и т. д. — родственник.
5.      ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ. Элементы ситуации: 1) содеянное преступление или роковая ошибка и ожидаемая кара, расплата, 2) укрывающийся от кары, расплаты за преступление или ошибку.
6.      ВНЕЗАПНОЕ БЕДСТВИЕ. Элементы ситуации: 1) враг-победитель, появляющийся самолично; или вестник, приносящий ужасную весть о поражении, крахе и т. п., 2) поверженный победителем или сраженный известием властитель, могущественный банкир, промышленный король и т. п.
 7.      ЖЕРТВА (т. е. кто-нибудь, жертва какого-нибудь другого человека или людей или же жертва каких-нибудь обстоятельств, какого-либо несчастья). Элементы ситуации: 1) тот, кто может повлиять на судьбу другого человека в смысле его угнетения или какое-либо несчастье. 2) слабый, являющийся жертвой другого человека или несчастья.
8.      ВОЗМУЩЕНИЕ, БУНТ, МЯТЕЖ. Элементы ситуации: 1) тиран, 2) заговорщик.
9.      ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА. Элементы ситуации: 1) дерзающий, 2) объект, т. е. то, на что дерзающий решается, 3) противник, лицо противодействующее.
10.  ПОХИЩЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) похититель, 2) похищаемый, 3) охраняющий похищаемого и являющийся препятствием для похищения или противодействующий похищению.
11.  ЗАГАДКА (т. е. с одной стороны задавание загадки, а с другой — выспрашивание, стремление разгадать загадку). Элементы ситуации: 1) задающий загадку, скрывающий что-нибудь, 2) стремящийся разгадать загадку, узнать что-нибудь, 3) предмет загадки или незнания (загадочное)
12.  ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ. Элементы ситуации: 1) стремящийся чего-нибудь достигнуть, домогающийся чего-нибудь, 2) тот, от чего согласия или помощи зависит достижение чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий, 3) может быть ещё третья — противодействующая достижению сторона.
13.  НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ. Элементы ситуации: 1) ненавидящий, 2) ненавидимый, 3) причина ненависти. 14.  СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) один из близких — предпочитаемый, 2) другой — пренебрегаемый или брошенный, 3) предмет соперничества (при этом, по-видимому, возможна перипетия сначала предпочитаемый оказывается потом пренебрегаемым и наоборот)
15.  АДЬЮЛЬТЕР (т. е. прелюбодеяние, супружеская измена), ПРИВОДЯЩИЙ К УБИЙСТВУ.
16.  БЕЗУМИЕ. Элементы ситуации: 1) впавший в безумие (безумный), 2) жертва впавшего в безумие человека, 3) реальный или мнимый повод для безумия.
17.  РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ. Элементы ситуации: 1) неосторожный, 2) жертва неосторожности или потерянный предмет, к этому иногда присоединяется 3) добрый советчик, предостерегающий от неосторожности, или 4) подстрекатель, или же тот и другой.
18.  НЕВОЛЬНОЕ (по неведению) ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ (в частности кровосмешение). Элементы ситуации: 1) любовник (муж), любовница (жена), 3) узнавание (в случае кровосмешения), что они находятся в близкой степени родства, недопускающей любовных отношений согласно закону и действующей морали.
19.  НЕВОЛЬНОЕ (по незнанию) УБИЙСТВО БЛИЗКОГО. Элементы ситуации: 1) убийца, 2) неузнанная жертва, 3) разоблачение, узнавание.
20.  САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ ИДЕАЛА. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.), 3) приносимая жертва.
21.  САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ РАДИ БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) близкий, ради которого герой жертвует собой, 3) то, что герой приносит в жертву.
22.  ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ — РАДИ СТРАСТИ. Элементы ситуации: 1) влюблённый, 2) предмет роковой страсти, 3) то, что приносится в жертву.
23.  ПОЖЕРТВОВАТЬ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ, НЕИЗБЕЖНОСТИ. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий близким человеком, 2) близкий, который приносится в жертву.
24.  СОПЕРНИЧЕСТВО НЕРАВНЫХ (а также почти равных или же равных). Элементы ситуации: 1) один соперник (в случае неравного соперничества — низший, более слабый), 2) другой соперник (высший, более сильный), 3) предмет соперничества.
25.  АДЮЛЬТЕР (прелюбодеяние, нарушение супружеской верности). Элементы ситуации: те же, что в адюльтере, приводящем к убийству. Не считая адюльтер способным создать ситуацию — сам по себе, Польти рассматривает его как частный случай кражи, усугублённой предательством, при этом указывает на три возможных случая: 1) любовник(ца) более приятен, нежели твёрд, чем обманутый(ая) супруг (а), 2) любовник(ца) менее симпатичен, чем обманутый(ая) супруг(а), 3) обманутый(ая) сугтруг(а) мстит.
26.  ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ. Элементы ситуации: 1) влюблённый(ая), 2) любимый(ая).
27.  УЗНАВАНИЕ О БЕСЧЕСТИИ ЛЮБИМОГО ИЛИ БЛИЗКОГО (иногда связанная с тем, что узнавший вынужден произнести приговор, наказать любимого или близкого). Элементы ситуации: 1) узнающий, 2) виновный любимый или близкий, 3) вина.
28.  ПРЕПЯТСТВИЕ ЛЮБВИ. Элементы ситуации: 1) любовник, 2) любовница, 3) препятствие.
29.  ЛЮБОВЬ К ВРАГУ. Элементы ситуации: 1) враг, возбудивший любовь, 2) любящий врага, 3) причина, почему любимый является врагом.
30.  ЧЕСТОЛЮБИЕ И ВЛАСТОЛЮБИЕ. Элементы ситуации: 1) честолюбец, 2) то, чего он желает, 3) противник или соперник, т. е. лицо противодействующее.
31.  БОГОБОРЧЕСТВО (борьба против бога). Элементы ситуации: 1) человек, 2) бог, 3) повод или предмет борьбы. 32.  НЕОСОЗНАВАЕМАЯ РЕВНОСТЬ, ЗАВИСТЬ. Элементы ситуации: 1) ревнивец, завистник, 2) предмет его ревности и зависти, 3) предполагаемый соперник, претендент,4) повод к заблуждению или виновник его (предатель). 33.  СУДЕБНАЯ ОШИБКА. Элементы ситуации: 1) тот, кто ошибается, 2) жертва ошибки, 3) предмет ошибки, 4) истинный преступник
34.  УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ. Элементы ситуации: 1) виновный, 2) жертва виновного (или его ошибка), 3) разыскивающий виновного, старающийся его разоблачить.
35.  ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ. Элементы ситуации: 1) потерянный 2) находимый(ое), 2) нашедший. Примеры: 1) «Дети капитана Гранта» и т. д.
36.  ПОТЕРЯ БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) погибший близкий человек, 2) потерявший близкого человека, 3) виновник гибели близкого человека.
(см. https://pfmethod.psy.spbu.ru/Praktikum/Sujet36.htm)

VII- 5 сюжетов по Учебной лаборатории психофизиологии СПб :
1. Адюльтер (прелюбодеяние, измена) с местью
2. Восстановление справедливости
3. Поиск, достижение.
4. Жертва в семье и ради семьи
5. Жертва ради идеи.
 С признанием: «Как минимум 4 из них очень похожи на предложенные Борхесом истории.»
https://pfmethod.psy.spbu.ru/


(2)

Мы можем предложить свою «систему» главных мировых сюжетов –архетипов минимум из 21-го (очка):

1 – древние мифы на ему космогонии и теогонии  = царстве действия Первопричины или Первопринципа, Хаоса и хтонических сил эпохи Праматерей с Первоадамом (Кадмоном) и деянием  богов и божеств

2 – антропогенез (библейский) – история адама Адма – одного из опытных образцов проекта «Люди на Земле» околоземного ОКБ Творца Ашема Адоная и  их Элохим – и приключений его клона - иши, ставшей потом Хавой )Евой)

3 – Встреча человека ( версии адама и (главное) егог иши Хавы-Евы) со Злом, с его непреодолимой силой обаяния и соблазна с грехопадением и неотвратимым судом с наказанием осракизмом или даже смертью живота

4 – Братоубийство и инцест ( история Каина, Эвеля и их сестер)

5.  Эросиада  -– приключения Эроса среди богов и земнородных а ля Гавриилиада в Тени Баркова

6. Женщина – ее генезис, мисси я по Гесиоду и деяния от Евы до Тани Лариной и Анны Карениной

7. Болезнь любви  рабы Любви и ее схолии от Лариной до Карениной

8. Жертвоприношение – от Осириса и Христа до  Павла Корчагина

9.  Лень, скука и хандра – от ЕО … до Обломова

10 . Мания (шесть маний – безумий по Платону и до … Лакана и Фуко)

11. Влечение и желание … с неизбежным блудом и психозом по Фрейду и психоаналитикам

12. Танатос и Смерть (с финальным влечением к смерти по Винчи, Бальзаку и Фрейду)

14. Блудный сын и его возвращение

15. Эдип (Игра Случая с Роком и Судьбой)

16. Тирания и мираж Свободы

17. Война и ее СВО

18. Апокалипсис, Судный День и Конец Времен

19. Бог, творящий, безумствующий, страдающий и умирающий ( убегающий)

20. Абсурд и шизоситуация жития пролюдей и присно, и ныне, и во веки веков

21. Гений и чернь (толпа, стадо,  пролюдей народа и его элит)


(3)

Теперь обнаружим архетипы сюжетов в романе-сатире нравов нашего всего и всё всему и всем Пушкина (АС) – Евгений Онегин

1. Блудный сын = сам наш лучший (ев) гений Ев-Гений Он-Егин  или о! Негин = блудил, блудил… мотал, кутил и оглобли взад  поворотил = возвратился и …   абшид
2. Болезнь любви на стадии пришла деве (бабе) пора  - история Тани Лариной и ее маман Пашетт (ур. Х)
3. Влечение и желание с приступами половой истомы  и потерей рассудка – история Тани Лариной  с Письмом к Е.О. и  протоколом о намерениях Я твоя
4. Эротомания – история Тани Лариной и 15 ножек автора
5. Лень, скука и хандра – идеальная жизнь ЕО
6. Мания (метаморфозы Лариной) в комбинации с Золушкой, превращенной автором в Идеал верности и мания Поэта и его бреда )история Ленского)
7. Гений и народ толп черни – Евгений и все остальные – Петушковы, Скотинины, да Харликовы
8. Абсурд  - история дяди Онегина и то как он правил честных да мух давил

Строго, не ерничая,  говоря, архетип-сюжет в романе ЕО  один – история производства истомившейся Девы в Идеал верности и неприкосновенного целомудрия, излечения ее рассудка  без лоботомии и дефлорации с достижением статуарности на целый бабий век …  А всё остальное – это поэтика и литература (по Ша. Бодлеру)


Рецензии