Не забываю Оренбург и сороковую школу
Я мысленно возвращаюсь во вторую половину шестидесятых и начало семидесятых годов 20 века, в годы своей молодости. Окончив Саратовский университет, по направлению мужа – геолога, оказалась в Оренбурге. В горкоме комсомола направили в школу №40 с математическим уклоном, в стране подобные школы лишь начинали открывать. В Оренбурге их было две: №40 и №61. За девять лет работы в школе я многому научилась. Два года была пионервожатой, затем, завучем по воспитательной работе. Мне повезло с учителями и директором школы Виктором Михайловичем Барбазюком, который так сплотил коллектив, что мы трудились, как один механизм. Он научил меня не только слушать, но и слышать, хорошо видеть, понимать, быстро откликаться на просьбы о помощи. Мы все трудились без устали до седьмого пота, забывали о болезнях и усталости,
полностью отдавались своей работе. Учащихся в школу съезжались со всего города. В ней было по одному или два начальных и средних классов, зато по восемь или девять в девятых и десятых (выпускных). Жизнь в школе постоянно кипела, учителя проводили отличные уроки, немало открытых, на них приезжали учителя и директора школ города и области. Мы проводили слеты, конкурсы, вечера, в которых участвовали ученики всех классов. В своей работе мы часто опережали время, создавали и проводили то, что по всей стране стали проводить повсеместно лишь через годы.
Несколько примеров.
Стали ежегодными школьные туристические слеты, к ним готовились в течение полугода. По инициативе учителя географии Климовой Марии Ивановны, разрабатывали сценарий, каждый класс получал задания. В классах предстояла большая краеведческая работа по родному Оренбуржью, распределяли: кто будет отвечать за ориентирование на местности, кто – за преодоление препятствий, кто научится хорошо ходить по азимуту, используя карту местности, кто будет отвечать на вопросы по краеведению, биологии, оказывать первую медицинскую помощь. Слеты за рекой Сакмара становились итогом большой, полугодовой работы, и превращались в настоящий праздник. В наши дни подобные соревнования приобрели всероссийский масштаб, в них участвуют не только школьники, но и люди самых разнообразных профессий.
Яркими, красочными и незабываемыми становились фестивали союзных республик, которые способствовали укреплению дружбы народов многонациональной Родины. Каждый класс представлял одну республику. Когда наступал день республики, ребята показывали самое лучшее в жизни братского народа. На переменах по школьному радио звучали интересные рассказы и национальные музыкальные произведения. Холл оформлялся в национальных традициях. В национальных костюмах ребята демонстрировали достижения республики, выпускаемую продукцию. На столах красивые альбомы, на стенах красочные плакаты и стенные газеты. Желающие с удовольствием пробовали блюда национальной кухни.
На заключительном вечере – конкурсе красочно представляли республику с национальными песнями и танцами. Белоруссию показывал отряд партизан, они рассказывали о партизанской борьбе, о гибели мирных жителей, о том, как расцвела республика после войны. Представляющие Эстонию, вышли на сцену с рыболовными сетями, показали послевоенные достижения. Узбекистан предстал большой юртой, рядом с ней нефтяные вышки, юноши и девушки в национальных костюмах, с корзинами, в них коробочки хлопка и разнообразных фруктов. Представление каждой союзной республики было настолько ярким, что невозможно было определить победителей. Это был праздник Дружбы народов нашей страны.
В течение года проводили много конкурсов. Дню Победы посвящали конкурсы инсценированной песни. Празднование Дня защитника отечества начиналось с парада строя и песни, продолжалось за рекой Сакмара игрой «Зарница». Ее проводили курсанты военного училища, которые помогали каждому классу. Дымовая завеса сопровождала игру от начала и до конца. По сигналу офицера начинался старт и звучал отбой.
Трудно было представить субботу без тематического вечера или культпохода в театр, кинотеатр или филармонию. Воскресенье – без клуба выходного дня, с соревнованиями и конкурсами, играми во дворе школы, изготовлением самодельных игрушек.
Школа №40 славилась одним из лучших хоровых коллективов города. В хоре из ста участников, под руководством Лебедевой Маргариты Ивановны, звучало многоголосье со сложными музыкальными произведениями. Участники художественной самодеятельности постоянно выступали на предприятиях города, в подшефной школе – интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Мы часто встречались с интересными людьми, отправлялись в походы по родному краю. Ежегодно во внеклассной работе нам помогали студенты педагогического института, во время прохождения практики по математике.
Память надолго сохранила коллег по работе: Барбазюка Виктора Михайловича (директора школы), Прокофьеву Марию Ивановну (завуча, учителя математики), Забаеву Неонилу Александровну (завуча, учителя русского языка), Цвирко Евгению Владимировну (учителя биологии), Климову Марию Ивановну (учителя географии); учителя физики Лосева, историков – Ивахненко Виктора Михайловича, Стельмашенко и многих других. Школа №40 была одной из лучших в Оренбурге. В ней плодотворно трудился наш учительский коллектив. Мы довольно часто делились опытом работы на городских и областных совещаниях учителей и директоров.
Позднее, я преподавала географию лишь в одной, средней школе №68 города Балашова Саратовской области, где мне помогли знания, которые получила в Оренбурге, в начале трудовой деятельности.
Остались в прошлом годы педагогического труда. Давно на пенсии, живу в Саратове, а в памяти не только Балашов, но и город Оренбург со школой №40. Радуюсь, что не забыты наши педагогические новшества во внеклассной работе, они стали традиционными по всей стране. В стране продолжается углубленное изучение не только математики, но и других учебных предметов. А сороковая школа города Оренбурга заслуженно носит имя талантливого педагога ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА БАРБАЗЮКА, который научил многих, в том числе и меня, трудиться, не зная усталости, любить детей, и свою работу.
Свидетельство о публикации №225011600562