РАКИ
Обычно, для того, чтобы наловить раков надо запастись терпением, специальными ловушками с приманкой, знать места их обитания в реке, - ведь, как известно, рак любит гулять по ночам. Так было всегда, но не в тот год.
Тогда раки были у нас столе каждый день: бабушка их варила, тушила, фаршировала пшёнкой.
Раки были везде – на дне затопленной лодки, в сетях, расставленных рыбаком, ловились на удочку вместо рыбы, ползали по отмелям на пляжах.
Мы с Оксанкой часто с мостушки наблюдали за тем, как рак ползает по дну реки, но схватить его рукой даже на отмели около берега у нас не получалось – как только он замечал наше хоть малейшее движение, то тут, же дёрнув своим хвостом, исчезал из поля зрения. Что мы только не делали, чтобы схватить свою добычу – и замирали на месте, опустив руку в воду, и одевали тёмную одежду, и пытались зачерпнуть рака банкой… Всё бесполезно.
Однажды в один очень жаркий день мы с Оксаной вдвоём пошли под Склизкий, так деревенские называли пляж за свинаркой. Купаться без взрослых нам не разрешали,
поэтому всё, что мы себе позволяли – это зайти в воду так, чтобы она была чуть выше колена.
Я первой сбросила с ног сандалии и, приподняв юбку до пояса, сбежала вниз по пологому склону берега к реке, а Оксана всё еще ковырялась с застёжкой на своих туфельках.
- Таня, ты без меня в воду не заходи! - прокричала она мне. - Подожди меня.
Но я уже забежала в реку, и вода мне доходила почти до колена.
- Я не пойду глубже. Я тебя тут жду, – успокоила я её терпеливо стоя на месте.
Оксана так спешила, что умудрилась задеть заколку-автомат в своих волосах и та слетела с головы в траву. Такое иногда бывает с заколками-автоматами – из-за неаккуратного рывка они не просто раскрывают свой замок, а разваливаются на три части: красивую верхнюю – из пластмассы, железную палочку, что запирает замочек, и железный язычок, что придерживает волосы. Вот такая же история приключилась и с Оксаниной любимой заколкой. Оксана огорчилась и стала искать в траве все улетевшие запчасти.
Пластмассовую часть она нашла сразу, потому что та выделялась ярким пятном на траве, одна железка лежала рядом, а вот третьей нигде не было видно.
Я хотела уже выйти из воды, чтобы помочь в поисках, опустила глаза вниз и увидела, что прямо около моей стопы ползёт рак.
- Оксан! Смотри кто тут! - крикнула я, подзывая подругу, и она тут же побежала ко мне. - Стой там, в воду не заходи… Смотри – я сейчас топну, и он рванет назад, загребая хвостом.
Пляжная полоса под Склизким была довольно большая, и отмель здесь – длинная, чистая и песчаная. Если на берегу, около дома, мы, наблюдая за тем, как драпает рак, ничего толком не успевали увидеть из-за водорослей, в которых беглец моментально исчезал, то тут, в чистой воде, мы видели все его движения.
- Давай, топай, - возбужденно прошептала Оксанка.
Я чуть приподняла ногу и резко топнула, но рак вместо того, чтобы рвануть от нас назад, вдруг сделал резкий выпад вперед и вцепился клешнёй мне в большой палец.
Да так, что я заорала от боли и неожиданности во весь голос. Я очень испугалась и подняла над водой ногу и от удивления замерла на месте, потому что на моей ноге, вцепившись клешнёй мне в щиколотку, висел второй рак….
И когда он только успел подкрасться?
В ужасе я дёрнула ногой, сбросив с себя раков, и рванула к берегу, не в силах сдержать плач. Да ещё и из ранок сочилась кровь, которая усилила мой испуг. Оксана побежала искать подорожник, а я, сев на склоне берега, разглядывала ранки, как вдруг мне под руку попало что-то железное – это оказалось третья часть Оксанкиной заколки. Надо же как она далеко отлетела! От места где Оксана снимала туфли было не менее двух шагов.
Для меня стало большим откровением, то что раки умеют нападать, а ещё – если бы не их нападение, то мы бы ни за что не нашли третью часть заколки.
Мы потом ещё часто приходили на пляж, чтобы помочить ножки, но всегда внимательно смотрели – нет ли на отмели раков.
фрагмент повести "Приключения в Мишовке"
Свидетельство о публикации №225011600860