Исследование Я образов в рисуночных тестах
Но, так или иначе, из этих исследований можно заключить, что самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено, прежде всего, на самого себя, на свое Я, неоднозначное и многогранное для каждого человека.
Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента как Я-образ. Одним из вариантов изучения Я-образов и использования их в условиях индивидуальной и групповой психотерапии является, с нашей точки зрения, рисуночная методика « Я – в трех проекциях». Остановимся на ней подробнее.
Рисунок « Я - в трех проекциях» - авторская модификация Рисунка себя Гудинаф-Харриса (Е.Б.Фанталова, 1997, 2010; Шванцара Й. с соавт., 1978).
В методике дается следующая инструкция:
Разделите лежащий горизонтально (в альбомном формате) лист бумаги на три части. Вам предстоит нарисовать себя с трех различных точек зрения, с трех различных позиций.
На первой части листа нарисуйте себя так, как Вам кажется, как Вас видят другие... Как они Вас воспринимают, понимают, чувс¬твуют, что они о Вас думают.
На второй части листа снова нарисуйте себя, но уже с другой позиции - как Вы сами себя видите, что Вы о себе думаете, кем се¬бя считаете.
На третьей части листа нарисуйте себя с позиции - Каким я хо¬тел бы быть" ("Какой я хотела бы быть"). Здесь имеется ввиду все то самое желательное и ценное, что Вы хотели бы иметь в себе или при себе.
Рисуйте свободно, легко, не торопитесь. Необязательно рисо¬вать себя только "в виде человека". Можно использовать для рисунка любые предметы, одушевленные или неодушевленные... В конце под каждым рисунком дайте короткое описание его, закончив следующие предложения: Другие видят меня… (1); На самом деле Я… (2); Я хотел(а) бы быть. (3).
После выполнения испытуемый попарно сравнивает рисунки между собой (1/2, 2/3, 1/3) по содержанию ( а не по графическому изображению!) по шкале 0-10, где 0- означает отсутствие содержательного различия между двумя рисунками, 1- минимальное содержательное различие и 10 – максимальное содержательное различие между двумя сравниваемыми рисунками. То есть от 0 до 10 идет постепенное увеличение различия содержания между рисунками. Нарастание величины этих количественных оценок указывает на степень содержательного различия между рисунками и раскрывает, в свою очередь, уровень рассогласования между Я-проекциями в индивидуальном сознании человека. Такая количественная оценка отражает степень рассогласования трех «Я»: Я - глазами других (т.е. Я – социального), Я- реального и Я – идеального, раскрывая особенности самосознания, Я - концепции, внутренней гармонии и уверенности в себе. Количественные оценки содержательного сравнения рисунков (1/2, 2/3, 1/3) могут быть использованы в качестве исследования трех взаимоотношений проекций образа Я при сопоставлении различных групп испытуемых. В этом случае на достоверность различий исследуются три усредненные оценки по каждой группе.
Приведем далее конкретные примеры описания рисунка «Я – в трех проекциях» в условиях различных психосоматических заболеваний (язвенная болезнь, бронхиальная астма, сахарный диабет I типа) и нормы, рассмотрим содержательное значение презентируемых Я—образов, становящихся затем объектами дальнейшего психотерапевтического процесса.
1. Б-ной М-ов., 21 год . Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (диагноз поставлен впервые).
Я глазами других («Я – социальное») – «Развалившийся толстый кот. Медлительный, прооперированный. Его не интересует ни миска со сметаной, ни мыши, бегающие вокруг него. Он их даже не ловит…»
Я на самом деле («Я – реальное») - «Кот на привязи, рвется… То ли на цепи, то ли на веревке. Порвет ли он ее, сказать трудно…».
Я хотел бы быть («Я – идеальное») – «Лев –царь зверей, лежащий в позе сфинкса. Символизирует силу и мудрость».
Количественные оценки содержательного различия между рисунками:
1/2 = 6; 2/3 =8; 1/3 = 10.
2. Б-ная Ю-ва, 19 лет. Бронхиальная астма.
Я глазами других («Я – социальное») – «Маленькая девочка, спокойная и тихая».
Я на самом деле («Я – реальное») – «Мышка, дохлая мышка. Стремится забиться куда-нибудь, спрятаться, уединиться…»
Я хотела бы быть («Я – идеальное») - «Два стройных красивых дерева под солнцем, одно повыше, другое пониже. Вместе они означают счастливую, безоблачную семейную жизнь с любимым человеком»
Количественные оценки содержательного различия между рисунками:
1/2 = 3; 2/3 = 10; 1/3 = 10.
3. Б-ная 18 лет. Сахарный диабет I типа.
Я глазами других («Я – социальное») – «Поникшее растение. Меня видят грустной и не всегда позитивной»
Я на самом деле («Я – реальное») – «Растение, устремившееся к солнцу, с развернутыми листьями… Чаще я позитивна»
Я хотела бы быть («Я – идеальное») - «Красивая, изящная женщина . Я хочу быть худой и здоровой. »
Количественные оценки содержательного различия между рисунками:
1/2 = 9; 2/3 = 10; 1/3 = 10.
4. НОРМА. Студенка К-ко 19 лет.
Я глазами других («Я – социальное») – «Котенок, который всех пугает».
Я на самом деле («Я – реальное») – «Бродячая кошка, которая ничего не боится…»
Я хотела бы быть («Я – идеальное») - «Птичка , которая летит в теплые края»
Количественные оценки содержательного различия между рисунками:
1/2 = 1; 2/3 = 3 ; 1/3 = 9.
5. НОРМА. Студенка Б-ва, 19 лет.
Я глазами других («Я – социальное») – «Красное яблоко на черных колючках. Другие видят меня колючей и скрытной»
Я на самом деле («Я – реальное») – «Птичка, парящая над морем… Я открыта и свободная для общения и контактов»
Я хотела бы быть («Я – идеальное») - «Море, солнце, парящие чайки. Я хотела бы быть морем. Оно безгранично. Хочется быть спокойной и свободной»
Количественные оценки содержательного различия между рисунками:
1/2 = 5; 2/3 = 2 ; 1/3 = 9.
6. НОРМА. Студент П-ов, 19 лет.
Я глазами других («Я – социальное») – «Схематичное изображение человека. Другие видят меня так, как я выгляжу».
Я на самом деле («Я – реальное») – « Не серьезен и мало целеустремлен… Улыбка, галстук, много нашитых кармашков…»
Я хотел бы быть («Я – идеальное») - «Респектабельный человек рядом с машиной и домом…. Я хотел бы быть успешным, не нуждающимся, мало работающим, счастливым»
Количественные оценки содержательного различия между рисунками:
1/2 = 3; 2/3 = 8 ; 1/3 = 4
Средние количественные оценки содержательного различия между рисунками по больным: 1/2 = 6; 2/3 = 8 ; 1/3 = 10
Средние количественные оценки содержательного различия между рисунками по норме: 1/2 = 3; 2/3 = 4,3 ; 1/3 = 7,3
Анализ полученных результатов:
Сопоставляя качественные и количественные характеристики Я-образа, полученные с помощью рисуночной методики «Я – в трех проекциях», можно заключить следующее. В случае психосоматических заболеваний (примеры 1, 2, 3) отмечается значительная дезинтеграция между компонентами Я (социальным, реальным и идеальным), указывающая в целом на рассогласование между желаемым и реальным , между хочу и могу, по сравнению с нормой (примеры 4,5, 6). Максимальное рассогласование как в случае больных, так и здоровых испытуемых, отмечается между социальным и идеальным Я (сопоставление рисунков 1/3). Это указывает на проблемы, связанные с требованиями социума и желанием соответствовать ему. Наиболее показательным в плане имеющихся внешних и внутренних конфликтов можно расценить результат сопоставления рисунков 1/3 в случае с больным язвенной болезнью («Развалившийся толстый кот» —«Лев-царь зверей»), в случае с больной бронхиальной астмой («Маленькая девочка, спокойная и тихая» —«Два стройных, красивых дерева под солнцем…») и в случае с больной с сахарным диабетом I типа («Поникшее растение» —«Красивая, изящная женщина»). Имеющаяся болезнь в каждом из приведенных случаев накладывает свой отпечаток на социальное Я. При этом идеальное Я больных по содержанию является отчасти компенсаторным как по отношению к социальному, так и к реальному Я. Я—образы, отражающие идеальное Я в норме, более беззаботны и свободны от социума («Птичка, летящая в теплые края», «Море солнце. парящие чайки») по сравнению с аналогичными Я—образами больных. Наличие внутренних конфликтов в аспекте реального Я более всего проявилось в случае больного язвенной болезнью («Кот на привязи») и в случае больной бронхиальной астмой («Мышка, дохлая мышка, стремится забиться, спрятаться»).
Проиллюстрированные выше Я —образы, отражающие в рисунках социальное, реальное и идеальное Я, сами подсказывают направление возможных психотерапевтических стратегий . Последние связаны, прежде всего, с актуализацией возможностей сокращения разрыва между перечисленными компонентами Я как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии.
Литература
1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
2. Кон И.С. Открытие «Я» -М.: Политиздат, 1978. -367 с. ( Над чем работают, о чем спорят философы)
3. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности . –М .: МГУ, 1989. -210 с.
4. Столин В.В. Самосознание личности. – М : МГУ. 1983- 288с.
5. Фанталова Е.Б. Я – образы в рисуночных тестах и их значение для психотерапии // Психология XXIстолетия. Новые возможности / Сб.по материалам ежегодного Конгресса «Психология XXI столетия.. Новые возможности» под ред. Козлова В.В. – Новосибирск, Ярославль, МАПН, 2013. –С.288-291
Статья. Фанталова Е.Б. Исследование Я-образов в рисуночных тестах //Восприятие и понимание человека человеком: Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, РАО, 18–20 октября 2023 года / Отв. ред. Малых С.Б.; редколл.: Карпова Н.Л., Петрова Е.А., Пашукова Т.И. – М.: Изд-во РАО, 2024. – С.253-259.
Свидетельство о публикации №225011600899